Главная страница
qrcode

Сикорская лариса евгеньевна


Скачать 328.64 Kb.
НазваниеСикорская лариса евгеньевна
АнкорZAPISKI 2015-1 23 - Sikorskaya.pdf
Дата04.09.2019
Размер328.64 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZAPISKI_2015-1_23_-_Sikorskaya.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#57359
Каталог
55
Исследования в области социальной работы
СИКОРСКАЯ ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Института
дополнительного профессионального образования работников социальной сферы (Москва),
lara.64@mail.ru
LARISA SIKORSKAYA
D.Sc. (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy,
Moscow Institute of Post-Graduate and Professional Education for Social Workers
УДК 316.354.4
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ АНАЛИЗА
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
MAIN CATEGORIES OF ANALYSIS OF YOUTH VOLUNTEERING
В современной литературе феномен добро-
вольчества чаще всего рассматривается как форма социокультурной регуляции поведения индивидов и социальных групп, содержанием которой являются нормы и ценности коллективной солидарности, чувства сопричастности, инициативы, принятия на себя обязательств, исполняемых добровольно.
Добровольчество располагает разнообразием механизмов вовлечения молодежи в общественно полезную деятельность, учитывающих социальный и личностный ресурс отдельной личности.
В исследованиях показано, что добровольческая общественно полезная деятельность создает условия для идентификации личности с определенной социально ориентированной группой, обеспечивает воспроизводство усвоенных норм и ценностей в конкретных поступках; благодаря таким организациям молодежь участвует в жизни общества, может формулировать свою гражданскую позицию, получает навыки и опыт саморазвития и самореализации. В социальном аспекте добровольчество рассматривается как реализация права молодого человека на общественную деятельность. Характеризуя добровольные организации, А. В. Мудрик подчеркивает, что значение и роль той или иной организации подобного рода в жизни конкретного человека зависит от степени вовлеченности человека в ее жизнедеятельность и от меры ее референтности для него [2, c. 207–
208]. Анализируя добровольные организации как факторы социализации, А. В. Мудрик выделяет два вида: относительно социально контролируемая социализация и стихийная [2].
В первом качестве добровольные организации представляют собой социальный или социально-педагогический проект. Они не возникают спонтанно, а являются продуктом специальной организаторской работы. Созданию организации предшествует появление лидера или группы лидеров, выдвигающих некую идею, для реализации которой и создается организация (в зависимости от того, кто становится создателем организации, она приобретает масштаб федеральной, региональной, муниципальной или локальной) [2, c. 208]. Во втором качестве, т. е. фактора стихийной социализации, добровольная организация, согласно А. В. Мудрику, выступает как общность, в которую человек входит по своему желанию и может выйти из нее, что и определяет во многом роль этой организации в социализации своих членов [2, c. 208]. Желание
А
ннотАция
. В статье рассматриваются основные категории добровольческой деятельности моло-
дежи. Опубликованные исследования и собственные данные автора свидетельствуют об особой роли
добровольческой деятельности в молодежной среде, в становлении и развитии личности. Активность
позиции личности обуславливается тем, что воздействие на систему социальных связей и отношений
требует от личности принятия определенного решения и включения себя в процессы образования, моби-
лизации, построения стратегии деятельности.
A
bstrAct
. This article considers the main categories of youth voluntary activity. Studies and author’s own data
suggest special role of volunteering in youth environment and personal development. Active position of a per-
son is caused by the fact that the impact on the system of social communication and relations requires making
certain decision and includes the processes of education, mobilization, building business strategy.
К
лючевые
словА
: добровольческая деятельность, добровольческая организация, доброволец, добрая воля,
социализация, добро по собственному желанию, российский доброволец, социальная активность.
K
ey
words
: volunteering, voluntary organization, volunteer, good will, socialization, good at own will,
Russian volunteer, social activity.
56
Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 1. Том 23. 2015
присоединиться к той или иной организации обусловлено свойственными человеку потребностями в общении, самореализации и самоутверждении, стремлением чувствовать себя принятым окружающими и ценимым ими. Поэтому люди вступают в те организации, которые первоначально привлекательны для них какими-либо внешними признаками, или приходят «за компанию» с приятелями.
Если первое впечатление не обманывает, организация становится референтной для конкретного человека, т. е. он предпочитает ее другим группам членства и ориентируется на принятые в ней нормы и ценности. Референтность — необходимое условие длительного нахождения человека в организации, считает А. В. Мудрик [2, c. 209].
Складывающееся в рамках добровольной организации общество единомышленников учит его членов соответствующему поведению, адекватному их объективным и субъективным особенностям; создает условия для решения социально-психологических возрастных задач (развитие самосознания, самоопределение, самореализация, самоутверждение); создает ощущение поддержки; помогает избегать конфликтов, связанных с принадлежностью к организации, и т. д. [2, c. 209]. Говоря о социализирующей роли добровольных организаций, А. В. Мудрик видит ее в первую очередь в том, что эти организации выступают как творцы и носители субкультуры.
«Добровольное вхождение в организацию, — пишет Мудрик, — позволяет человеку как субъекту социализации искать и находить благоприятные условия для решения возрастных задач, удовлетворения потребностей и реализации интересов, а в целом — приобретать опыт приспособления и обособления в социуме» [2, c. 209]. Опираясь на подход А. В. Мудрика, мы в своих дальнейших характеристиках будем в большей мере подразумевать деятельность не стихийных добровольных организаций, а представляющих собой социальный или социально-педагогический проект.
Рассматривая детские и юношеские добровольные организации, А. В. Мудрик отмечает, что собственно добровольность здесь присутствует в чистом виде, основана изначально на привлекательности деятельности организации для юноши.
Подобные организации становятся для многих своих членов своеобразной экологической нишей, в которой они могут искать компенсацию неудачного взаимодействия в семье, воспитательных организациях, дворовых компаниях. Основной социализирующий эффект детских и юношеских добровольных организаций зависит от того, является ли то или иное сообщество для конкретного ребенка, подростка, юноши, девушки референтной группой, компенсирующей различные отношенческие и личностные дефициты, создающей ощущение принятости сверстниками и защищенности, выполняющей роль арены для самореализации и самоутверждения [2, c. 210].
Добровольческая деятельность в качестве института социализации непосредственно сопряжена с такими понятиями, как: социальное служение, социальная работа, благотворительность, добровольчество, правозащитная деятельность, миротворческая деятельность, гуманитарная поддержка и ряд других, составляющих понятийный аппарат добровольческой деятельности.
Организаторы отечественного добровольческого движения предпринимают попытки определить понятия «доброволец» и «добровольческая деятельность» с точки зрения собственного опыта работы с молодежью в этой сфере. Например, по мнению Н. Ю. Слабжанина, «доброволец — человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем» [3, с. 5]. Отличительной особенностью добровольца является то, что, выполняя ту или иную работу, физическое лицо осознанно идет на полное отсутствие денежного вознаграждения или же соглашается на минимальную, «чисто символическую», оплату своего труда, имея при этом реальную возможность получить за выполняемую работу более высокую плату.
Добровольчество можно рассматривать как способ сохранения и укрепления таких человеческих ценностей, как доброта, безвозмездная помощь человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола. Добровольчество — это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества.
Понятие «доброволец» происходит от заимствованного слова «волонтер», которое означало человека, поступающего согласно собственной свободной воле. Владимир Даль указывает на русский синоним данного слова — «поволыцина», впоследствии замененного на более соответствующее своему содержанию «доброволец». Изначально наиболее распространенным определением понятия
«волонтер» было обозначение людей, поступавших на воинскую службу по собственному желанию, сообразуясь со своей волей и возможностью сделать свободный выбор.
Волонтерство — признанное явление во многих странах мира. Под волонтерством или добровольчеством в мировой практике понимают помощь, оказываемую бескорыстно человеком по отношению к третьим лицам.
Термины «волонтер» и «доброволец» имеют близкое значение, хотя более пристальный взгляд позволяет увидеть важный отличительный нюанс русскоязычного термина, касающийся нравственной основы самой деятельности.
Как известно, понятие «волонтер» происходит от французского volontaire, которое в свою очередь является производным от латинского voluntarius — волевой, самовольный (от volutas — воля).
Изначально этим термином обозначалось лицо, добровольно поступившее на военную службу [1].
В широком смысле понятие «волонтер» означает человека, осуществившего сознательный, самостоятельный выбор, занимающегося каким-либо делом по собственному желанию и убеждению. Это чистая произвольность.
Русскоязычный эквивалент данного понятия также изначально применялся лишь в отношении
57
Исследования в области социальной работы
добровольцев-военнослужащих, однако в широком смысле имеет несравненно более емкое и содержательное значение, чем его франко-итальянский прототип. Нетрудно заметить, что термин «доброволец» происходит от двух слов: «добро» и «воля», соединяя их в себе в одно целое. Своим происхождением это слово обязано понятию доброй воли.
В свое время И. Кант говорил об автономной до-
брой воле как некоей внутренней инстанции, к которой прислушивается человек в нравственном поиске. Добрая воля, по Канту, существует как внутренний определитель назначения человека, философ сравнивает ее с компасом, «который помогает человеку ориентироваться среди бурь и волнений житейского моря, видеть, куда ведут его поступки — к добру или злу» [3, с. 159]. В этой связи термин «доброволец» отражает качественную сторону деятельности человека, ее нравственное значение.
Несложный этимологический анализ показывает, что понятие «волонтер» не указывает на характер той деятельности, которую избирает человек, а обозначает лишь способ участия в ней субъекта
(самостоятельно, произвольно). Между тем в слове «доброволец» подразумевается определенный смысл деятельности, созидательной по своей сути, направленной на добро. В данном понятии присутствует не только субъéктный аспект деятельности, но и ее нравственное измерение.
Таким образом, в русском языке и отечественной ментальности термин «доброволец», кроме аспекта самостоятельности и произвольности, четко характеризует человека относительно нравственной шкалы (добро — зло), отражает направленность его намерений и поступков. Добровольцем может называться только тот, кто творит добро по собственному желанию. Очевидно, что в западном аналоге такой нравственной определенности не возникает, хотя подразумевается имплицитно.
Как отмечают исследователи, понятие «добровольчество», а в западной традиции «волонтерство»
(volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества.
Во многих странах мира добровольческий труд сегодня — повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы сажать деревья, обучать здоровому образу жизни, проводить экологические акции, организовать конференции, форумы, строить, вести профилактику правонарушений, решать общие проблемы [1]. Образ добровольца, равно как и волонтера, закрепился в культуре прежде всего как героическо-жертвенный: человек-энтузиаст, идущий на риск, невзгоды, лишения, а порой и смерть ради будущего, защиты Родины, счастья других.
На основании опыта осуществления добровольческой деятельности Федеральным информационным центром молодежных социальных программ и с учетом анализа литературы по данной проблеме можно предложить следующее определение понятия «доброволец»: «физическое лицо, без-
возмездно работающее в организациях на основе
договора или соглашения: бескорыстно выполня-
ющее работы, предоставляющее услуги или ока-
зывающее иную поддержку, не имеющее льгот
и не получающее от организации ни денежного
вознаграждения, ни имущества за свой труд».
На наш взгляд, такое понимание достаточно адекватно отражает статус добровольца в нашем обществе и проблемы, связанные с организацией и осуществлением добровольческой деятельности.
В целом первичное категориальное пространство добровольческой деятельности образуется следующим рядом терминов.
Добровольчество участие граждан в добровольной, бескорыстной, социально значимой деятельности. Эта деятельность может осуществляться государственными и общественными структурами.
Российский доброволец — это человек, участвующий в общественно полезной деятельности безвозмездно и на основе осознанного свободного выбора. Добровольцем может быть человек любой национальности, социального положения, профессии, возраста. Российских добровольцев объединяет активная жизненная позиция, желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, стремление приносить пользу людям и своей стране.
Благотворительность — общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В их основе — стремление проявить любовь не только к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально незащищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью [4].
Гуманитарная поддержка — оказание культурной, образовательной и социально-коммуникативной помощи.
Социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам или общинам, возрождению их способности к социальному функционированию и созданию благоприятных общественных условий для достижения этих целей.
Социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.
Дивергентность поведения — способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения).
Мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств.
Эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека.
Устойчивость личности — сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей.
Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 1. Том 23. 2015
Добровольческая деятельность рассматривается прежде всего как форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
Определение понятия «социальное служение» отсутствует практически во всех современных российских справочниках по проблемам социальной сферы. В настоящий момент в Российской
Федерации, когда говорят о социальном служении как о специфической деятельности, имеют в виду в основном религиозные организации. Например, есть Синодальный отдел Русской Православной
Церкви по церковной благотворительности и социальному служению, созданный в 1991 году.
Практика социального служения как особый вид деятельности утверждена в христианской церкви еще в Деянии Святых Апостолов.
Энциклопедия «Британика» связывает социальное служение с социальной работой и социальным обеспечением. В то же время социальное служение — специфическая сфера профессиональной деятельности. В отличие от социальной работы — направления, развивающегося с XIX века и являющегося сферой ответственности государства, социальное служение в том виде, в котором оно сейчас существует, появилось в XX веке и считается сферой ответственности общества.
Итак, добровольческую деятельность в соответствии с выработанными в международной практике подходами можно определить следующим образом: это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан — добровольцев.
1. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: Дис. … д. социол. наук. М.: Изд-во
МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. 302 с.
2. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.:
Академия, 2006. 304 с.
3. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. 2-е изд. Новороссийск: МОФ «Сибирский центр поддержки социальных инициатив», 2002. 98 с.
4. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах
РФ / Министерство спорта, туризма молодежной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.
molportal.ru/content/методические-рекомендации-по-развитию-добровольческой-волонтерской-деятельностимолодежи-в-с. Дата обращения: 18.03.2015.
References
1. Kudrinskaya L. A. Dobrovolcheskiy trud: opyt teoreticheskoy rekonstruktsii: Avtoref. dis. … dok-ra. sotsiol. Nauk
[Volunteer work: the experience of theoretical reconstruction: D.Sc. (Sociology) dissertation abstract]. Moscow, 2006.
302 p. (In Russian).
2. Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Socialization of a man: study guide for students of higher educational institutions]. Moscow: Akademiya Publ., 2006. 304 p. (In
Russian).
3. Slabzhanin N. Yu. Kak effektivno rabotat s dobrovoltsami [How to effectively work with volunteers]. Novorossiysk:
Siberian Civic Initiatives Support Center Publ., 2002. 98 p. (In Russian).
4. Metodicheskiye rekomendatsii po razvitiyu dobrovolcheskoy (volonterskoy) deyatelnosti molodezhi v subyektakh
Rossiyskoy Federatsii [Methodical recommendations for youth volunteering development in federal regions of the
Russian Federation] (in Russian). Available at: http://www.molportal.ru/content/методические-рекомендации-поразвитию-добровольческой-волонтерской-деятельности-молодежи-в-с (accessed 18.03.2015).

перейти в каталог файлов


связь с админом