Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП. Синтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)


НазваниеСинтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)
Анкорметодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
Дата08.10.2017
Размер454 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
ТипДокументы
#27367
страница2 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

3.5. Сложносочиненные предложения с противительными союзами

1. С СОПОСТАВИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. Союз А; противопоставление слов одной тематической группы или антонимов. Например: НИЗ ДОМА БЫЛ КАМЕННЫЙ, А ВЕРХ ДЕРЕВЯННЫЙ (А. Чехов). В этом предложении, помимо союза А, в оформлении семантики участвуют слова, находящиеся в оппозиции как представители одной тематической группы (КАМЕННЫЙ-ДЕРЕВЯННЫЙ), а также антонимы НИЗ-ВЕРХ.

2. С СОПОСТАВИТЕЛЬНО-ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.

Союз-частица ЖЕ. Помимо сопоставительной семантики, в таких предложениях выражается еще и выделительный оттенок значения, обусловленный наличием союза-частицы ЖЕ. Данное средство связи находится после выделяемого компонента, подчеркивая его сопоставимость с предыдущим объектом речи. Например: ТОВАРИЩИ ОТНОСИЛИСЬ К НЕМУ НЕПРИЯЗНЕННО, СОЛДАТЫ ЖЕ ЛЮБИЛИ ВОИСТИНУ (А. Куприн).

3. С ПРОТИВИТЕЛЬНО-ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.

Союзы НО, ОДНАКО, ДА; могут быть соотнесены планы ирреальной модальности (1-я часть) и реальной (2-я часть), что соответственно выражается формами сослагательного наклонения или так называемого «недействительного наклонения» (глагол + частица БЫЛО), а также глаголами и модальными словами (ХОТЕТЬ, МОЧЬ, НУЖНО, ДОЛЖЕН и др. под.). Например: Я У НЕГО ДВОР ХОТЕЛ ПОДЖЕЧЬ, ДА ОН МЕНЯ ПОЙМАЛ, НАУМ-ТО (и. Тургенев)

Во второй части таких предложений сообщается о событиях, которые ограничивают, мешают проявлению событий в первой части.

4. С ПРОТИВИТЕЛЬНО-УСТУПИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. Союзы НО, ОДНАКО, ДА. Могут использоваться частицы ВСЕ_ТАКИ, ВСЕ ЖЕ, ВСЕ РАВНО, МЕЖДУ ТЕМ, ПР ВСЕМ ПРИ ТОМ и др. Такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточной частью уступительной. Например: В ДОМЕ У МЕНЯ БЫЛА СВОЯ КОМНАТА, НО ЖИЛ Я ВО ДВОРЕ В ХИБАРКЕ (А. Чехов). Ср.: ХОТЯ В ДОМЕ У МЕНЯ БЫЛА СВОЯ КОМНАТА, ЖИЛ Я ВО ДВОРЕ В ХИБАРКЕ

5. С ПРОТИВИТЕЛЬНО-ВОЗМЕСТИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. Союзы ЗАТО, НО, ДА. Например: ОН НИКОГДА НЕ ПЛАКАЛ, ЗАТО ВРЕМЕНАМИ НАХОДИЛО НА НЕГО ДИКОЕ УПРЯМСТВО (И. Тургенев). В таких предложениях какое-либо явление рассматривается с разных сторон, при этом одна его сторона оценивается как положительная (ср.: ОН НИКОГДА НЕ ПЛАКАЛ), а другая – как отрицательная (НАХОДИЛО ДИКОЕ УПРЯМСТВО).

3.6. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

1. СО ЗНАЧЕНИЕМ ВЗАИМОИСКЛЮЧЕНИЯ. Союзы: ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО. НЕ ТО…НЕ ТО, ТО ЛИ …ТО ЛИ. Например: ПУСТЬ ПЕРЕБИРАЕТСЯ В ДЕРЕВНЮ ВО ФЛИГЕЛЬ, ИЛИ Я ПЕРЕБЕРУСЬ ОТСЮДА (А. Чехов).

2. СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧЕРЕДОВАНИЯ. Союз ТО…ТО. Например: ТО СОЛНЦЕ ТУСКЛОЕ БЛЕСТИТ, ТО ТУЧА ЧЕРНАЯ ВИСИТ (Н. Некрасов)

3.7. Сложносочиненные предложения с присоединительными союзами

Союзы: ДА И, А ТО, А НЕ ТО, НЕ ТО. Можно заметить, что в качестве присоединительных выступают различные комбинации соединительных и противительных союзов. Предложения этой группы характеризуются присоединительным значением, которое возникает в том случае, если содержание второй части не «вытекает» из содержания первой части; вторая ПЕ подключает заранее не предусмотренную информацию, вызванную содержанием 1-й ПЕ или возникшей по поводу содержания 1-й ПЕ. Иначе говоря, между ПЕ сложносочиненного предложения с присоединительными союзами нет непосредственной логической связи. Поэтому традиционно считается, что присоединительные конструкции выражают «добавочное сообщение».

Например: Я НЕ ДУМАЛ ПИСАТЬ О ПАМЯТНИКАХ РУССКОЙ СТАРИНЫ, ДА И НАПИСАНО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ О ТОМ НЕМАЛО (А. Кривицкий).

3.8. Сложносочиненные предложения с пояснительными союзами

Союзы: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО. Предложения этой группы характеризуются значением пояснения, т.е. конкретизации предшествующей части или поправки, оговорки во второй части.

Например: НУЖНО ВКЛЮЧИТЬСЯ В ЭТУ СВЯЗЬ, ТО ЕСТЬ ПОРУЧИТЬ КОМУ-ТО СОБРАТЬ ВСЕ СВЕДЕНИЯ О САНЕ (В. Каверин).

3.9. Порядок синтаксического разбора сложносочиненного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания, по структуре и основным средствам связи.

2. Указать количество ПЕ и их границы.

3. Определить отношения между ПЕ и их оттенки.

4. Определить грамматический способ выражения этих отношений (тип союза, видовые формы глаголов-сказуемых, лексические показатели, порядок следования частей).

5. Указать тип предложения по потенциальному количественному составу (открытой или закрытой структуры).

6. Начертить схему предложения.

Образец разбора

ДОЧЬ УЧИЛАСЬ ДОМА И РОСЛА ХОРОШО, МАЛЬЧИК ТОЖЕ УЧИЛСЯ НЕДУРНО (Л. Толстой).

1. Предложение повествовательное, сложное, сложносочиненное.

2. Состоит из 2-х ПЕ. 1-я ПЕ: ДОЧЬ УЧИЛАСЬ ДОМА И РОСЛА ХОРОШО; 2-я ПЕ: МАЛЬЧИК УЧИЛСЯ НЕДУРНО.

3. Между ПЕ соединительно-отождествительные отношения.

4. Названные отношения выражены союзом ТОЖЕ и строгим порядком следования частей.

5. Предложение закрытой структуры.

6.

1

, ТОЖЕ

2


3.10. Типы многочленных сложносочиненных предложений

Сложносочиненные предложения могут быть многочленными, т.е. состоять из трех и более ПЕ. Например: В КАЮТЕ БЫЛО УЖЕ СУМЕРЕЧНО, НО СВЕТ ЕЩЕ НЕ ВКЛЮЧАЛИ, И ПОТОМУ НИКТО ИЗ ПАССАЖИРОВ НЕ ЗАМЕТИЛ ЕЕ ЗАПЛАКАННОГО ЛИЦА (Г. Семенов)Это предложение состоит из 3-х ПЕ. 1-я ПЕ: В КАЮТЕ БЫЛО УЖЕ СУМЕРЕЧНО; 2- ПЕ: СВЕТ ЕЩЕ НЕ ВКЛЮЧАЛИ; 3-я ПЕ: ПОТОМУ НИКТО ИЗ ПАССАЖИРОВ НЕ ЗАМЕТИЛ ЕЕ ЗАПЛАКАННОГО ЛИЦА.

Связь между предикативными единицами осуществляется с помощью сочинительных союзов НО, И; следовательно, перед нами многочленное сложносочиненное предложение.

По своей структуре и выражаемым отношениям многочленные сложносочиненные предложения делятся на две группы: 1) с частями, которые равноправны по отношению друг к другу и выражают перечислительные или разделительные отношения (открытой структуры); 2) с частями (или, по крайней мере, одной из них), которые не однородны по отношению друг к другу, так что в предложении выражается не менее двух видов отношений, например, соединительные и противительные (закрытой структуры).

Предложения второй группы чаще всего характеризуются тем, что вторая и третья ПЕ, взятые вместе (поскольку они наиболее тесно связаны по смыслу и интонационно), относятся к первой ПЕ; или третья ПЕ относится к двум первым ПЕ, вместе взятым. ПЕ сложных предложений, имеющих более тесную смысловую и интонационную связь, принято называть СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВЫМИ ЧАСТЯМИ (ССЧ) сложного предложения. Структурно-смысловыми такие части называются потому, что каждая из них имеет определенную структуру и характерное грамматическое значение. Например:

С УТРА БЫЛ ТУМАН, НО К ЗАВТРАКУ ПОГОДА РАЗГУЛЯЛАСЬ, И СОЛНЦЕ БЛЕСТЕЛО НА ТОЛЬКО ЧТО РАСПУСТИВШЕЙСЯ ЛИСТВЕ (Л. Толстой).

1

,

НО

2

, И

3




На схеме видно, что ССЧ, во-первых, отличаются друг от друга по структуре: 1-я ССЧ – простое предложение (1-я ПЕ); 2-я ССЧ – сложное предложение (2-я и 3-я ПЕ). Во-вторых, они существенно различны по грамматическим значениям, поскольку в 1-й ССЧ грамматическое значение определяется категорией предикативности (как в простом предложении), а во 2-й ССЧ – смысловыми отношениями между предикативными единицами.

Следует добавить, что выделение ССЧ в составе сложного предложения отражает не столько синтаксический уровень делимитации (членения) сложного предложения, сколько логико-смысловой, так как в принципе ССЧ разграничиваются с учетом более или менее тесной смысловой, а не грамматической связи между предикативными единицами. Каких-либо специальных формальных показателей границ между ССЧ многочленного сложносочиненного предложения не существует. При анализе таких конструкций следует ориентироваться прежде всего на интонацию, свойственную концу предложения. Там, где как бы можно поставить точку, т.е. завершить высказывание, не нарушив при этом смысла фрагмента речи, там следует провести границу между ССЧ. Эта граница должна показать, что перед нами находятся относительно автономные конструкции, которые при соответствующей авторской интенции (намерении) могли бы существовать как самостоятельные коммуникативные единицы.

Приведем примеры всех типов многочленных сложносочиненных предложений как открытой структуры, так и закрытой.

1. Многочленные сложносочиненные предложения с перечислительными отношениями с дополнительным значением одновременности.

ВЕЕТ ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР, И ЛЕГКИЙ ПАР КЛУБИТСЯ У РЕКИ, И ШУМНО СОЛНЦУ РАДУЮТСЯ ДЕТИ, И ДУМАЮТ О ЖИЗНИ СТАРИКИ (М. Исаковский).

1

, И

2

, И

3

, И

4


2. Многочленные сложносочиненные предложения с перечислительными отношениями с дополнительным значением последовательности.

АНИСЬЯ ТОТЧАС К НЕЙ ЯВИЛАСЬ, И ДВЕРЬ ПРЕД НИМИ ОТВОРИЛАСЬ, И ТАНЯ ВХОДИТ В ДОМ ПУСТОЙ (А. Пушкин)

1

, И

2

, И

3



3. Многочленные сложносочиненные предложения с разделительными отношениями со значением взаимоисключения.

ИЛЬ ЧУМА МЕНЯ ПОДЦЕПИТ, ИЛЬ МОРОЗ ОКОСТЕНИТ, ИЛЬ МНЕ В ЛОБ ШЛАГБАУМ ВЛЕПИТ НЕПРОВОРНЫЙ ИНВАЛИД (А. Пушкин).

1

, ИЛЬ

2

, ИЛЬ

3


4. Многочленные сложносочиненные предложения с разделительными отношениями со значением чередования.

ТО ФАБРИКА КИРПИЧНАЯ – ВЫСОКАЯ ТРУБА, ТО ХАТА ПОБЕЛЕННАЯ, ТО В ПОЛЕ МОЛОТЬБА (С. Васильев).

1

, ТО

2

, ТО

3



Все вышеприведенные конструкции являются предложениями открытой структуры. Их легко можно продолжать дальше с теми же самыми грамматическими значениями. Потенциальная возможность продолжения данных высказываний ограничивается исключительно намерениями говорящего, который в данных случаях ориентируется не столько на языковую систему, сколько на стилистические нормы. Иначе говоря, в системе языка не содержится каких-либо правил, запрещающих распространять и дополнять такие предложения другими предикативными единицами. Запрет на их продолжение налагает исключительно стилистическая традиция, обязывающая субъекта речи закончить предложение так, чтобы его конструктивные особенности не повлияли на восприятие смысла.

5. Многочленные сложносочиненные предложения, допускающие логико-смысловой уровень членения.

Это предложения закрытой структуры, в которых наблюдается не один вид синтаксических отношений, а два, три и больше. Следовательно, в таких конструкциях можно выделить ССЧ на основе более тесной смысловой и интонационной связи между отдельными ПЕ. Например:

СТИХИЯ ТАЛАНТА, ЗАЛОЖЕННОГО В ЧЕЛОВЕКЕ, ДОЛЖНА НАЙТИ СВОЕ ЕДИНСТВЕННОЕ ПРАВИЛЬНОЕ РУСЛО, ИЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ, САМ ЧЕЛОВЕК УСИЛИЯМИ ВОЛИ, ПОИСКАМИ, ТРУДОМ ДОЛЖЕН ПРОКОПАТЬ ЭТО РУСЛО…, И ТОГДА ЖИЗНЬ ПРИНЕСЕТ РАДОСТИ ТВОРЧЕСКИХ УДАЧ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ И МУДРОЕ СПОКОЙСТВИЕ (В. Солоухин).

1

, ИЛИ

2




,

И

3



1-я и 2-я ПЕ связаны разделительным союзом ИЛИ, с помощью которого передается значение взаимоисключения. 3-я ПЕ связана с двумя предыдущими ПЕ посредством соединительного союза И. Отношения между первыми двумя ПЕ и третьей ПЕ – соединительно-результативные. Они выражаются союзом И, а также типизированным лексическим конкретизатором (в данном случае это местоименное наречие ТОГДА). Иначе говоря, в этом многочленном сложносочиненном предложении ПЕ объединены в 2 ССЧ. 1-я ССЧ – это 1-я и 2-я ПЕ, которые оказываются тесно связанными между собой по смыслу. 2-я ССЧ – 3-я ПЕ.

После второй ПЕ можно закончить высказывание, оформив его как минимальное сложносочиненное предложение с разделительными отношениями. Возможность «поставить точку» после 2-й ПЕ позволяет именно здесь определить границу между смысловыми частями. 2-я ССЧ – это 3-я ПЕ, которая представляет собой простое предложение, связанное с первой ССЧ как с единой в смысловом отношении конструкцией.

3.11. Порядок синтаксического разбора многочленного сложносочиненного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания; по структуре; по основным средствам связи.

2. Указать количество предикативных единиц и их границы.

3. Выделить структурно-смысловые части (если это предложение закрытой структуры) и определить отношения между ССЧ.

4. Дать структурно-семантическую характеристику ССЧ, если они представляют собой сложные предложения (по образцу разбора минимального сложносочиненного предложения). Если ССЧ представляет собой простое предложение, то этот факт отмечается, но монопредикативная конструкция в данном виде разбора не анализируется.

5. Начертить схему предложения.

Образец разбора

ВБЛИЗИ НИКАКИХ ДЕРЕВЬЕВ, ДО УСАДЬБЫ ТОЖЕ ДАЛЕКО, ЗАТО ВСЯ РЕКА КАК НА ЛАДОНИ (Г. Марков)

1. Предложение повествовательное; сложное; сложносочиненное.

2. Состоит из 3-х ПЕ. 1-я ПЕ: ВБЛИЗИ НИКАКИХ ДЕРЕВЬЕВ; 2-Я ПЕ: ДО УСАДЬБЫ …ДАЛЕКО; 3-я ПЕ: …ВСЯ РЕКА КАК НА ЛАДОНИ.

3. Названные ПЕ объединяются в 2 ССЧ. 1-я ССЧ – 1-я и 2-я ПЕ; 2-я ССЧ – 3-я ПЕ. Отношения между ССЧ – противительно-возместительные, выражены противительным союзом ЗАТО.

4. 1-я ССЧ представляет собой сложносочиненное предложение; отношения между 1-й и 2-й ПЕ соединительно-отождествительные, выражены соединительным союзом ТОЖЕ. 2-я ССЧ представляет собой простое предложение.

1

, тоже

2




,

ЗАТО

3



CЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

IV. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕРАСЧЛЕНЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ

4.1. Особенности строения и семантики нерасчлененных сложноподчиненных предложений

К этому типу сложноподчиненных предложений относятся конструкции, в которых придаточная ПЕ распространяет в главной ПЕ слово как часть речи (как лексико-морфологическую единицу). Иначе такие предложения называются сложноподчиненными предложениями с присловной зависимостью придаточных частей.

Лексико-морфологические свойства распространяемого слова обусловливают тип значения придаточных ПЕ. Например, существительное как часть речи требует конкретизации своей семантики с помощью единиц, имеющих функциональное значение «признак предмета». При этом не имеет существенного значения способ грамматического оформления тех средств, которые распространяют семантику существительного и подчиняются ему как зависимый компонент той или иной синтаксической конструкции. Ср.: 1) ТРАВА – ЗЕЛЕНАЯ, УВЯДШАЯ, ОКОЛО ДОМА; 2) Я ЛЕЖАЛ НА ТРАВЕ, КОТОРАЯ БЫЛА ЕЩЕ ЗЕЛЕНОЙ (УЖЕ УВЯЛА, РОСЛА ОКОЛО ДОМА).

В первом примере конкретизация значения существительного ТРАВА производится отдельными словоформами. Показательно, что все определяющие относятся к разным частям речи. Но если прилагательное (ЗЕЛЕНАЯ) и причастие (УВЯДШАЯ) в силу своей частеречной принадлежности способны выражать атрибутивное значение, то предложно-падежная форма ОКОЛО ДОМА, получает это значение благодаря сочетанию с существительным, которое своими лексико-морфологическими свойствами предопределяет атрибутивный тип семантики словосочетания.

Во втором примере конкретизация значения существительного ТРАВА производится не словоформами, а предикативной единицей, т.е. придаточной частью, также имеющей значение «признак предмета». Это значение обусловливается все теми же свойствами существительного как части речи. Синтаксические отношения между языковыми единицами, обозначающими признак предмета, называются определительными, или атрибутивными. Следовательно, придаточные части со значением «признак предмета» относятся к определительным (атрибутивным) придаточным.

Иначе говоря, категориальное значение распространяемого придаточной частью слова должно подсказать типовое значение придаточного. Если категориальное значение распространяемого слова «процесс», то оно будет «требовать» конкретизации семантики этого слова с помощью объектных распространителей, т.е. таких единиц, которые выражают объектное значение. Ср.: 1) ОН НЕ ЗНАЛ О ПОДАРКЕ; 2) ОН НЕ ЗНАЛ, ЧТО БРАТ ПРИВЕЗ ЕМУ ПОДАРОК. В первом примере объектное значение выражается предложно-падежной формой О ПОДАРКЕ. Во втором примере конкретизация значения глагола НЕ ЗНАЛ осуществляется посредством придаточной части, т.е. не словоформой, а предикативной единицей, также имеющей значение «объект по отношению к процессу».

Почти все синтаксические значения – атрибутивные, объектные, обстоятельственные – легко определить, если задать смысловой вопрос от главного компонента синтаксической единицы к зависимому. Например: БЫЛО ЯСНО (ЧТО?), ЧТО ВСТРЕЧА НЕ СОСТОИТСЯ.

Атрибутивное значение верифицируется вопросами КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?; объектное – вопросами косвенных падежей, обстоятельственное – наречными вопросами. Следует только помнить, что смысловой вопрос служит методическим приемом подтверждения (верификации) грамматического значения синтаксической конструкции, но сам по себе он не является средством выражения соответствующего грамматического значения.

В формировании структуры и семантики сложноподчиненных предложений нерасчлененной конструкции участвует множество формальных элементов строения, поэтому нижеследующий материал отражает комплексную структурно-семантическую характеристику сложноподчиненных предложений. Тем не менее знание семантических особенностей основных присловных конструкций поможет безошибочно определять другие типы сложных предложений.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей