4.2. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Аспект характеристики
| Характеристика
| 1. Соотнесенность
частей
| Придаточная часть распространяет в главной имя существительное (с указательными местоимениями ТОТ, ТАКОЙ или без них)
| 2. Средства связи
| Союзные слова: КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КАКОЙ, КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА
| 3. Отношения
| Определительные (атрибутивные). Придаточная часть отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?
| 4. Структурно- семантические разновидности
| а) атрибутивно- выделительные: (придаточная часть называет различительный признак, который выделяет предмет среди других предметов данного класса)
| б) атрибутивно- распространительные
| 5. Структурные схемы
| [указ. слово + сущ.], (союзное слово) 4 Наличие указательного слова в главной части не является обязательным; достаточным признаком для квалификации предложения как атрибутивно-выделительного оказывается наличие в главном предложении опорного существительного, которое слишком общо и неконкретно называет предмет, нуждающийся в определении.
| [сущ.], (союзное слово)
| 6. Порядок следования частей
| Постпозиция или интерпозиция придаточной части по отношению к главной ПЕ
| 4 Квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми – придаточная часть. Если на схеме средство связи включено в пределы придаточной части, то такое средство связи является союзным словом. Если средство связи вынесено за пределы придаточной части (находится вне скобок), то такое средство связи – подчинительный союз.
ПРИМЕРЫ:
1. НАДО ЛЮБИТЬ И ХРАНИТЬ ТЕ ОБРАЗЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА, КОТОРЫЕ УНАСЛЕДОВАЛИ МЫ ОТ ПЕРВОКЛАССНЫХ МАСТЕРОВ (Д. Фурманов).
В этом предложении выделительный оттенок атрибутивного значения выражен указательным местоимением ТЕ, которое находится перед распространяемым существительным. Ср. далее: ДАЖЕ ВОЗЛЕ ЛОГОВА, ГДЕ СПЯТ СЛЕПЫЕ ДЕТЕНЫШИ, ВОЛК НЕ КИНЕТСЯ ЗАЩИЩАТЬ ПОТОМСТВО, ПОДЖАВ ХВОСТ, УБЕЖИТ (В. Песков).
Здесь также отмечается выделительный оттенок значения, хотя распространяемое существительное и не сопровождается препозитивным указательным местоимением. Выделенность опорного существительного в главной части обусловливается тем, что оно недостаточно конкретно по своему значению и поэтому требуется уточняющая, выделяющая информация, которая дается в придаточной части.
2. В РАССЕЛИНАХ ПЛИТ ЗЕЛЕНЕЛА ТРАВКА, НА ПЕРЬЯХ КОТОРОЙ ДРОБИЛСЯ СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР (Ю. Тюрин). В СЕЛЕ ИДУТ РАЗГОВОРЫ, БУДТО НЕВЕСТКА ВЫГНАЛА ЕГО ИЗ СОБСТВЕННОГО ДОМА (А. Чехов).
В качестве средства связи между ПЕ данного предложения используется союз, а не союзное слово. Отличить союз от союзного слова можно по возможности/невозможности выделить средство с помощью логического ударения. Если такая возможность осуществима, перед нами союзное слово. Если же выделить средство связи нельзя, перед нами союз. Ср.: Он не знал, что ему привезли в подарок. Здесь на ЧТО падает логическое ударение, следовательно, это союзное слово. Он не знал, что пойдет дождь. В этом примере ЧТО не поддается логическому выделению, следовательно, это союз. 4.3. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
4.3. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Аспект характеристики
| Характеристика
| 1. Соотнесенность
частей
| Придаточная часть распространяет в главной слово, нуждающееся в изъяснении, конкретизации своего значения. В качестве изъясняемых чаще всего выступают слова, преимущественно способные к управлению. Это глаголы, причастия, деепричастия, слова категории состояния, краткие прилагательные. Иногда в качестве изъясняемых выступают имена существительные (преимущественно отглагольные).
| 2. Средства связи
| 1. Союзы: ЧТО, ЧТОБЫ, КАК БЫ, БУДТО, КАК БУДТО
| 2. Союзные слова: КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА,
ЧТО ЗА, ЗАЧЕМ, КАКОЙ, ЧЕЙ
| 3. Отношения
| Объектные. Придаточная часть отвечает на падежные вопросы, которые задаются от изъясняемого слова
| 4. Структурно- семантические разновидности
| 1. С союзным подчинением (средство
связи – союз)
| 2. С относительным
подчинением (средство
связи – союзное слово)
| 5. Структурные схемы
| [опорное слово], союз
(придаточная часть)
| [опорное слово],
(союзное слово)
| 6. Порядок следования частей
| Относительно свободный. Придаточные части обычно постпозитивны по отношению к главной части. Препозиция возможна с целью актуализации, подчеркивания коммуникативно важной информации
|
ПРИМЕРЫ
1. МЫ ЗНАЕМ, ЧТО БУДЕТ СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ ТРУДА (А. Кузнецов).
2. И СТАЛО ЯСНО ДАЖЕ НЕПОСВЯЩЕННЫМ, КАКАЯ НЕИЗМЕРИМАЯ ПРОПАСТЬ СУЩЕСТВУЕТ МЕЖДУ СОЗДАНЬЕМ И ПРОСТОЙ КОПИЕЙ С ПРИРОДЫ (Н. Гоголь).
В первом примере опорное слово ЗНАЕМ без объектного распространителя окажется «неполноценным» с точки зрения смыслового содержания; ср.: МЫ ЗНАЕМ… Такое выражение уместно и ясно как диалогическая реплика-ответ на поставленный вопрос, но в монологическом высказывании оно требует распространения, причем только с помощью единиц, обладающих определенной функциональной семантикой, поскольку изъясняемое слово в силу своих лексико--морфологических свойств требует управляемых единиц. Объектное значение в данном случае выражается придаточной частью и верифицируется падежным вопросом (ЗНАЕМ – О ЧЕМ? – ЧТО).
Во втором примере опорное слово ЯСНО также будет «редуцированным» по смыслу, если мы не разъясним его с помощью единиц с объектным значением. Это значение как раз и выражено придаточной частью. Различие между двумя этими примерами заключается в использованных средствах связи. В первом примере в качестве средства связи используется союз ЧТО, во втором – союзное слово КАКАЯ.
Следует помнить, что многие средства связи частей сложноподчиненного предложения являются многозначными, т.е. используются в разных структурно-семантических типах предложений.
Например, союзное слово КАКОЙ (-АЯ, -ОЕ, -ИЕ) обслуживает не только определительные, но и объектные предложения. Поэтому анализ средства связи между частями сложноподчиненного предложения не может быть единственным способом определения грамматического значения
предложения.
4.4. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительно-объектными
Аспект характеристики
| Характеристика
| 1. Соотнесенность
частей
| Придаточная часть распространяет в главной форму сравнительной степени наречий, прилагательных, категории состояния
| 2. Средства связи
| Союзы: ЧЕМ, НЕЖЕЛИ
| 3. Отношения
| Объект сравнения
| 4. Структурные схемы
| [опорное слово – объект сравнения], союз (придаточная часть)
| 5. Порядок следования частей
| Придаточные находятся в постпозиции по отношению к разъясняемой форме сравнительной степени
| ПРИМЕРЫ
ОН ПОЛУЧАЛ ИЗ ДОМУ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ ДОЛЖЕН БЫЛ ПОЛУЧАТЬ (А. Пушкин).
4.5. Сложноподчиненные местоименно-соотносительные предложения
Аспект характеристики
| Характеристика
| 1. Соотнесенность
частей
| Придаточная часть с относительным местоимением прикрепляется непосредственно к соотносительному слову в главной части. В качестве соотносительных слов выступают местоимения и местоименные наречия: ТОТ, ТО, ТАКОЙ, ТАК, СТОЛЬКО, НАСТОЛЬКО. Соотносительные слова обладают лексической малознаменательностью, и придаточные части восполняют лексическую «неполноценность» местоименных слов, наполняя их своим содержанием.
| 2. Средства связи
| Союзные слова: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КАК, СКОЛЬКО,
НАСКОЛЬКО
| 3. Отношения
| Объектные
| Степени качества
или сопоставительные
| Меры количества или
степени качества
| 4. Структурно- семантические разновидности
| 1. С придаточными,
представленными
как существительные
(субстантивные
придаточные)
| 2. С придаточными,
представленным
и как прилагательное
(адъективные
придаточные)
| 3. С придаточными,
Представленным и как наречие (адвербиальные
придаточные)
| 5. Структурные схемы
| а) [субстантивиров.
местоимение ТОТ, ВСЕ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, НИКТО,
КТО-ТО], (союзное
слово КТО со значением лица);
б) [субстантивиров.
местоимение ТО, ВСЕ, НИЧТО, НЕЧТО, ЧТО-ТО],
(союзное слово ЧТО
с неличным значением)
| [соотносит. слово ТАКОЙ в качестве именной части сказуемого], (союзное слово КАКОЙ)
| а) [соотносит. Слово
СТОЛЬКО +Род. пад.
сущест.],
(союзное слово
СКОЛЬКО);
б) [соотносит. слово
НАСТОЛЬКО +
качественное наречие или прилагательное],
(союзное слово
НАСКОЛЬКО)
| 6. Порядок следования частей
| Свободный. Положение соотносительных и союзных слов может
быть и контактным, и дистантным.
| ПРИМЕРЫ
1. 1. ОПРОКИНУЛИ ТЕХ, КТО УЖЕ ДОБРАЛСЯ ДО БЕРЕГА (Л. Толстой).
1.2. НО Я ДЕЛАЛ ТО, ЧТО СЧИТАЛ НЕОБХОДИМЫМ (М. Горький).
В этих предложениях связь между главной и придаточной частями осуществляется с омощью соотношения близких по своим значениям местоимений ТЕХ - КТО, ТО – ЧТО. Поскольку эти местоимения указывают на предметы, то и придаточные представляются как существительные и называются субстантивными придаточными. Отличие между конструкциями 1.1 и 1.2. в том, что в примере 1.1. соотносятся местоимения со значением лица, а в примере 1.2. – местоимения с неличным значением.
2. ТИШИНА ТАКАЯ, КАКАЯ БЫВАЕТ ТОЛЬКО ПЕРЕД РАССВЕТОМ (М. Пришвин).
Здесь связь между ПЕ также осуществляется с помощью соотношения близких по семантике местоимений ТАКАЯ – КАКАЯ. Эти местоимения относятся к местоимениям-прилагательным. Следовательно, придаточная часть представляется как прилагательное и называется адъективным придаточным.
3.1. ТУТ УВИДИШЬ ТЫ СТОЛЬКО ЗОЛОТА, СКОЛЬКО НИ ТЕБЕ, НИ КОРЖУ НЕ СНИЛОСЬ (Н. Гоголь).
3.2. ОНА ЗНАЛА ЖИЗНЬ НАСТОЛЬКО ПЛОХО, НАСКОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ (А. Куприн).
3.3. ДО ПОСЛЕДНЕГО МОМЕНТА НАСТУПЛЕНИЕ ШЛО ТАК, КАК БЫЛО ПРЕДУСМОТРЕНО В ШТАБЕ (К. Симонов).
Во всех предложениях, представленных в пунктах 3.1., 3.2. и 3.3., связь между ПЕ осуществляется с помощью соотносительных местоименных наречий: ТАК – КАК, СТОЛЬКО - НАСТОЛЬКО, СТОЛЬКО – СКОЛЬКО. Поэтому придаточные представляются как наречия и называются адвербиальными придаточными.
4.6. Сложноподчиненные местоименно-союзно-соотносительные предложения
В отличие от местоименно-соотносительных в предложениях данного типа связь между главной и придаточной частями осуществляется не соотношением указательного и союзного слов, а соотношением указательного слова и союза. То есть одним из основных критериев разграничения местоименно-соотносительных и местоименно-союзно-соотносительных предложений является средство связи. В местоименно-соотносительных предложениях - это союзное слово относительное местоимение или местоименное наречие), а в местоименно-союзно-соотносительных - подчинительный союз.
Аспект характеристики
| Характеристика
| 1. Соотнесенность
частей
| Придаточная часть с помощью подчинительного союза
прикрепляется в главной части к сочетанию знаменательного
слова (глагол, наречие, прилагательное, категория состояния,
существительное) и соотносительного слова (СТОЛЬКО,
НАСТОЛЬКО, ТАК, ТАКОЙ, ДО ТОГО, ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ)
| 2. Средства связи
| Союзы: ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО.
| 3. Отношения
| Качественно-количественные (меры, степени, образа действия), осложненные указанием на цель, следствие или сравнение. Придаточная часть отвечает на вопросы СКОЛЬКО? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?
| 4. Структурно- семантические разновидности
| а) со значением
следствия (союз
ЧТО)
| б) со значением цели (союз ЧТОБЫ)
| в) со значением
сравнения (союзы БУДТО, КАК УДТО,
СЛОВНО, ТОЧНО, КАК ЕСЛИ БЫ
| 5. Структурные схемы
| [указат. слово + знамен. слово], союз (придаточная часть)
| 6. Порядок следования частей
| Закрепленный. Постпозиция придаточной части по отношению к главной
|
ПРИМЕРЫ
1. АРМЕЙСКИЙ ПЕХОТНЫЙ ОФИЦЕР ДО ТОГО РАСХОДИЛСЯ, ЧТО ЧУТЬ НЕ ПРИБИЛ САМОЙ ХОЗЯЙКИ (И. Тургенев). В этом предложении придаточная часть, присоединяемая союзом ЧТО, наполняет своим содержанием указательное слово ДО ТОГО в сочетании с глаголом РАСХОДИЛСЯ. Придаточная часть отвечает на вопрос В КАКОЙ СТЕПЕНИ?, который следует поставить от распространяемого сочетания слов. Значение – качественно-количественное (степень проявления действия) с оттенком следствия. Следственный оттенок обусловливается семантикой союза ЧТО.
2. МЫ ПОБЕЖАЛИ НАВЕРХ ОДЕВАТЬСЯ ТАК, ЧТОБЫ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ПОХОДИТЬ НА ОХОТНИКОВ (Л. Толстой). Здесь придаточная часть присоединяется союзом ЧТОБЫ и наполняет своим содержанием сочетание глагола ОДЕВАТЬСЯ с указательным словом ТАК. Придаточная часть отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?, которые следует поставить от распространяемого сочетания. Значение – качественно-количественное (образа действия) с оттенком цели. Целевой оттенок обусловлен значением союза ЧТОБЫ.
3. НА ДУШЕ БЫЛО ТАК ТЯЖЕЛО, КАК БУДТО КТО ВЗВАЛИЛ НА ТЕБЯ ДОХЛУЮ КОРОВУ (Н. Гоголь). Придаточная часть присоединяется к главной союзом КАК БУДТО и раскрывает содержание сочетания указательного слова ТАК и категории состояния ТЯЖЕЛО. Придаточная часть отвечает на вопрос В КАКОЙ СТЕПЕНИ?, который ставится от распространяемого сочетания. Значение – качественно-количественные (степень проявления признака) с оттенком сравнения. Сравнительный оттенок обусловлен союзом КАК БУДТО. 4.7. Порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения
1. Определить тип предложения по цели высказывания, структуре, основным средствам связи.
2. Указать количество предикативных единиц и их границы.
3. Указать главную и придаточную ПЕ; определить, к чему относится придаточное (к слову, словосочетанию, ко всей главной части); отметить позицию придаточной ПЕ (препозиция, постпозиция, интерпозиция).
4. Отметить наличие в главной части соотносительных слов, определить их характер (местоимение или местоименное наречие).
5. Проанализировать грамматические средства связи придаточной ПЕ с главной ПЕ: союз и его тип, союзное слово. Определить смысловые отношения между ПЕ и их оттенки.
6. Установить тип сложноподчиненного предложения (расчлененной или нерасчлененной конструкции, ее конкретную разновидность).
7. Начертить схему предложения.
Образец разбора
ТРУДНО СКАЗАТЬ, ОТКУДА В КУРСКИХ ЛЕСАХ ПОШЛА «СОЛОВЬИНАЯ ШКОЛА» (В. Песков).
1. Предложение повествовательное; сложное; сложноподчиненное.
2. Состоит из 2-х ПЕ. 1-я ПЕ: ТРУДНО СКАЗАТЬ; 2-я ПЕ: ОТКУДА В КУРСКИХ ЛЕСАХ ПОШЛА СОЛОВЬИНАЯ ШКОЛА.
3. Главной является 1-я ПЕ, придаточной – 2-я ПЕ; придаточная часть распространяет в главной глагол СКАЗАТЬ и находится в постпозиции.
4. Соотносительных слов в главной части нет, средством связи является союзное слово ОТКУДА (местоименной наречие).
5. Отношения между ПЕ объектные, придаточная часть отвечает на вопрос О ЧЕМ?
6. Это сложноподчиненное предложение нерасчлененной конструкции с придаточным изъяснительно-объектным.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |