Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП. Синтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)


НазваниеСинтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)
Анкорметодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
Дата08.10.2017
Размер454 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
ТипДокументы
#27367
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

4.2. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет в главной имя существительное (с указательными местоимениями ТОТ, ТАКОЙ или без них)

2. Средства связи

Союзные слова: КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КАКОЙ, КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА

3. Отношения

Определительные (атрибутивные). Придаточная часть отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?

4. Структурно- семантические разновидности

а) атрибутивно- выделительные: (придаточная часть называет различительный признак, который выделяет предмет среди других предметов данного класса)

б) атрибутивно- распространительные

5. Структурные схемы

[указ. слово + сущ.], (союзное слово) 4 Наличие указательного слова в главной части не является обязательным; достаточным признаком для квалификации предложения как атрибутивно-выделительного оказывается наличие в главном предложении опорного существительного, которое слишком общо и неконкретно называет предмет, нуждающийся в определении.

[сущ.], (союзное слово)

6. Порядок следования частей

Постпозиция или интерпозиция придаточной части по отношению к главной ПЕ

4 Квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми – придаточная часть. Если на схеме средство связи включено в пределы придаточной части, то такое средство связи является союзным словом. Если средство связи вынесено за пределы придаточной части (находится вне скобок), то такое средство связи – подчинительный союз.

ПРИМЕРЫ:

1. НАДО ЛЮБИТЬ И ХРАНИТЬ ТЕ ОБРАЗЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА, КОТОРЫЕ УНАСЛЕДОВАЛИ МЫ ОТ ПЕРВОКЛАССНЫХ МАСТЕРОВ (Д. Фурманов).

В этом предложении выделительный оттенок атрибутивного значения выражен указательным местоимением ТЕ, которое находится перед распространяемым существительным. Ср. далее: ДАЖЕ ВОЗЛЕ ЛОГОВА, ГДЕ СПЯТ СЛЕПЫЕ ДЕТЕНЫШИ, ВОЛК НЕ КИНЕТСЯ ЗАЩИЩАТЬ ПОТОМСТВО, ПОДЖАВ ХВОСТ, УБЕЖИТ (В. Песков).

Здесь также отмечается выделительный оттенок значения, хотя распространяемое существительное и не сопровождается препозитивным указательным местоимением. Выделенность опорного существительного в главной части обусловливается тем, что оно недостаточно конкретно по своему значению и поэтому требуется уточняющая, выделяющая информация, которая дается в придаточной части.

2. В РАССЕЛИНАХ ПЛИТ ЗЕЛЕНЕЛА ТРАВКА, НА ПЕРЬЯХ КОТОРОЙ ДРОБИЛСЯ СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР (Ю. Тюрин). В СЕЛЕ ИДУТ РАЗГОВОРЫ, БУДТО НЕВЕСТКА ВЫГНАЛА ЕГО ИЗ СОБСТВЕННОГО ДОМА (А. Чехов).

В качестве средства связи между ПЕ данного предложения используется союз, а не союзное слово. Отличить союз от союзного слова можно по возможности/невозможности выделить средство с помощью логического ударения. Если такая возможность осуществима, перед нами союзное слово. Если же выделить средство связи нельзя, перед нами союз. Ср.: Он не знал, что ему привезли в подарок. Здесь на ЧТО падает логическое ударение, следовательно, это союзное слово. Он не знал, что пойдет дождь. В этом примере ЧТО не поддается логическому выделению, следовательно, это союз. 4.3. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

4.3. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет в главной слово, нуждающееся в изъяснении, конкретизации своего значения. В качестве изъясняемых чаще всего выступают слова, преимущественно способные к управлению. Это глаголы, причастия, деепричастия, слова категории состояния, краткие прилагательные. Иногда в качестве изъясняемых выступают имена существительные (преимущественно отглагольные).

2. Средства связи

1. Союзы: ЧТО, ЧТОБЫ, КАК БЫ, БУДТО, КАК БУДТО

2. Союзные слова: КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА,

ЧТО ЗА, ЗАЧЕМ, КАКОЙ, ЧЕЙ

3. Отношения

Объектные. Придаточная часть отвечает на падежные вопросы, которые задаются от изъясняемого слова

4. Структурно- семантические разновидности

1. С союзным подчинением (средство

связи – союз)

2. С относительным

подчинением (средство

связи – союзное слово)

5. Структурные схемы

[опорное слово], союз

(придаточная часть)

[опорное слово],

(союзное слово)

6. Порядок следования частей

Относительно свободный. Придаточные части обычно постпозитивны по отношению к главной части. Препозиция возможна с целью актуализации, подчеркивания коммуникативно важной информации


ПРИМЕРЫ

1. МЫ ЗНАЕМ, ЧТО БУДЕТ СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ ТРУДА (А. Кузнецов).

2. И СТАЛО ЯСНО ДАЖЕ НЕПОСВЯЩЕННЫМ, КАКАЯ НЕИЗМЕРИМАЯ ПРОПАСТЬ СУЩЕСТВУЕТ МЕЖДУ СОЗДАНЬЕМ И ПРОСТОЙ КОПИЕЙ С ПРИРОДЫ (Н. Гоголь).

В первом примере опорное слово ЗНАЕМ без объектного распространителя окажется «неполноценным» с точки зрения смыслового содержания; ср.: МЫ ЗНАЕМ… Такое выражение уместно и ясно как диалогическая реплика-ответ на поставленный вопрос, но в монологическом высказывании оно требует распространения, причем только с помощью единиц, обладающих определенной функциональной семантикой, поскольку изъясняемое слово в силу своих лексико--морфологических свойств требует управляемых единиц. Объектное значение в данном случае выражается придаточной частью и верифицируется падежным вопросом (ЗНАЕМ – О ЧЕМ? – ЧТО).

Во втором примере опорное слово ЯСНО также будет «редуцированным» по смыслу, если мы не разъясним его с помощью единиц с объектным значением. Это значение как раз и выражено придаточной частью. Различие между двумя этими примерами заключается в использованных средствах связи. В первом примере в качестве средства связи используется союз ЧТО, во втором – союзное слово КАКАЯ.

Следует помнить, что многие средства связи частей сложноподчиненного предложения являются многозначными, т.е. используются в разных структурно-семантических типах предложений.

Например, союзное слово КАКОЙ (-АЯ, -ОЕ, -ИЕ) обслуживает не только определительные, но и объектные предложения. Поэтому анализ средства связи между частями сложноподчиненного предложения не может быть единственным способом определения грамматического значения

предложения.

4.4. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительно-объектными

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет в главной форму сравнительной степени наречий, прилагательных, категории состояния

2. Средства связи

Союзы: ЧЕМ, НЕЖЕЛИ

3. Отношения

Объект сравнения

4. Структурные схемы

[опорное слово – объект сравнения], союз (придаточная часть)

5. Порядок следования частей

Придаточные находятся в постпозиции по отношению к разъясняемой форме сравнительной степени

ПРИМЕРЫ

ОН ПОЛУЧАЛ ИЗ ДОМУ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ ДОЛЖЕН БЫЛ ПОЛУЧАТЬ (А. Пушкин).

4.5. Сложноподчиненные местоименно-соотносительные предложения


Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть с относительным местоимением прикрепляется непосредственно к соотносительному слову в главной части. В качестве соотносительных слов выступают местоимения и местоименные наречия: ТОТ, ТО, ТАКОЙ, ТАК, СТОЛЬКО, НАСТОЛЬКО. Соотносительные слова обладают лексической малознаменательностью, и придаточные части восполняют лексическую «неполноценность» местоименных слов, наполняя их своим содержанием.

2. Средства связи

Союзные слова: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КАК, СКОЛЬКО,

НАСКОЛЬКО

3. Отношения

Объектные

Степени качества

или сопоставительные

Меры количества или

степени качества

4. Структурно- семантические разновидности

1. С придаточными,

представленными

как существительные

(субстантивные

придаточные)

2. С придаточными,

представленным

и как прилагательное

(адъективные

придаточные)

3. С придаточными,

Представленным и как наречие (адвербиальные

придаточные)

5. Структурные схемы

а) [субстантивиров.

местоимение ТОТ, ВСЕ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, НИКТО,

КТО-ТО], (союзное

слово КТО со значением лица);

б) [субстантивиров.

местоимение ТО, ВСЕ, НИЧТО, НЕЧТО, ЧТО-ТО],

(союзное слово ЧТО

с неличным значением)

[соотносит. слово ТАКОЙ в качестве именной части сказуемого], (союзное слово КАКОЙ)

а) [соотносит. Слово

СТОЛЬКО +Род. пад.

сущест.],

(союзное слово

СКОЛЬКО);

б) [соотносит. слово

НАСТОЛЬКО +

качественное наречие или прилагательное],

(союзное слово

НАСКОЛЬКО)

6. Порядок следования частей

Свободный. Положение соотносительных и союзных слов может

быть и контактным, и дистантным.

ПРИМЕРЫ

1. 1. ОПРОКИНУЛИ ТЕХ, КТО УЖЕ ДОБРАЛСЯ ДО БЕРЕГА (Л. Толстой).

1.2. НО Я ДЕЛАЛ ТО, ЧТО СЧИТАЛ НЕОБХОДИМЫМ (М. Горький).

В этих предложениях связь между главной и придаточной частями осуществляется с омощью соотношения близких по своим значениям местоимений ТЕХ - КТО, ТО – ЧТО. Поскольку эти местоимения указывают на предметы, то и придаточные представляются как существительные и называются субстантивными придаточными. Отличие между конструкциями 1.1 и 1.2. в том, что в примере 1.1. соотносятся местоимения со значением лица, а в примере 1.2. – местоимения с неличным значением.

2. ТИШИНА ТАКАЯ, КАКАЯ БЫВАЕТ ТОЛЬКО ПЕРЕД РАССВЕТОМ (М. Пришвин).

Здесь связь между ПЕ также осуществляется с помощью соотношения близких по семантике местоимений ТАКАЯ – КАКАЯ. Эти местоимения относятся к местоимениям-прилагательным. Следовательно, придаточная часть представляется как прилагательное и называется адъективным придаточным.

3.1. ТУТ УВИДИШЬ ТЫ СТОЛЬКО ЗОЛОТА, СКОЛЬКО НИ ТЕБЕ, НИ КОРЖУ НЕ СНИЛОСЬ (Н. Гоголь).

3.2. ОНА ЗНАЛА ЖИЗНЬ НАСТОЛЬКО ПЛОХО, НАСКОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ (А. Куприн).

3.3. ДО ПОСЛЕДНЕГО МОМЕНТА НАСТУПЛЕНИЕ ШЛО ТАК, КАК БЫЛО ПРЕДУСМОТРЕНО В ШТАБЕ (К. Симонов).

Во всех предложениях, представленных в пунктах 3.1., 3.2. и 3.3., связь между ПЕ осуществляется с помощью соотносительных местоименных наречий: ТАК – КАК, СТОЛЬКО - НАСТОЛЬКО, СТОЛЬКО – СКОЛЬКО. Поэтому придаточные представляются как наречия и называются адвербиальными придаточными.

4.6. Сложноподчиненные местоименно-союзно-соотносительные предложения

В отличие от местоименно-соотносительных в предложениях данного типа связь между главной и придаточной частями осуществляется не соотношением указательного и союзного слов, а соотношением указательного слова и союза. То есть одним из основных критериев разграничения местоименно-соотносительных и местоименно-союзно-соотносительных предложений является средство связи. В местоименно-соотносительных предложениях - это союзное слово относительное местоимение или местоименное наречие), а в местоименно-союзно-соотносительных - подчинительный союз.


Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть с помощью подчинительного союза

прикрепляется в главной части к сочетанию знаменательного

слова (глагол, наречие, прилагательное, категория состояния,

существительное) и соотносительного слова (СТОЛЬКО,

НАСТОЛЬКО, ТАК, ТАКОЙ, ДО ТОГО, ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ)

2. Средства связи

Союзы: ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО.

3. Отношения

Качественно-количественные (меры, степени, образа действия), осложненные указанием на цель, следствие или сравнение. Придаточная часть отвечает на вопросы СКОЛЬКО? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

4. Структурно- семантические разновидности

а) со значением

следствия (союз

ЧТО)

б) со значением цели (союз ЧТОБЫ)

в) со значением

сравнения (союзы БУДТО, КАК УДТО,

СЛОВНО, ТОЧНО, КАК ЕСЛИ БЫ

5. Структурные схемы

[указат. слово + знамен. слово], союз (придаточная часть)

6. Порядок следования частей

Закрепленный. Постпозиция придаточной части по отношению к главной


ПРИМЕРЫ

1. АРМЕЙСКИЙ ПЕХОТНЫЙ ОФИЦЕР ДО ТОГО РАСХОДИЛСЯ, ЧТО ЧУТЬ НЕ ПРИБИЛ САМОЙ ХОЗЯЙКИ (И. Тургенев). В этом предложении придаточная часть, присоединяемая союзом ЧТО, наполняет своим содержанием указательное слово ДО ТОГО в сочетании с глаголом РАСХОДИЛСЯ. Придаточная часть отвечает на вопрос В КАКОЙ СТЕПЕНИ?, который следует поставить от распространяемого сочетания слов. Значение – качественно-количественное (степень проявления действия) с оттенком следствия. Следственный оттенок обусловливается семантикой союза ЧТО.

2. МЫ ПОБЕЖАЛИ НАВЕРХ ОДЕВАТЬСЯ ТАК, ЧТОБЫ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ПОХОДИТЬ НА ОХОТНИКОВ (Л. Толстой). Здесь придаточная часть присоединяется союзом ЧТОБЫ и наполняет своим содержанием сочетание глагола ОДЕВАТЬСЯ с указательным словом ТАК. Придаточная часть отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?, которые следует поставить от распространяемого сочетания. Значение – качественно-количественное (образа действия) с оттенком цели. Целевой оттенок обусловлен значением союза ЧТОБЫ.

3. НА ДУШЕ БЫЛО ТАК ТЯЖЕЛО, КАК БУДТО КТО ВЗВАЛИЛ НА ТЕБЯ ДОХЛУЮ КОРОВУ (Н. Гоголь). Придаточная часть присоединяется к главной союзом КАК БУДТО и раскрывает содержание сочетания указательного слова ТАК и категории состояния ТЯЖЕЛО. Придаточная часть отвечает на вопрос В КАКОЙ СТЕПЕНИ?, который ставится от распространяемого сочетания. Значение – качественно-количественные (степень проявления признака) с оттенком сравнения. Сравнительный оттенок обусловлен союзом КАК БУДТО.
4.7. Порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания, структуре, основным средствам связи.

2. Указать количество предикативных единиц и их границы.

3. Указать главную и придаточную ПЕ; определить, к чему относится придаточное (к слову, словосочетанию, ко всей главной части); отметить позицию придаточной ПЕ (препозиция, постпозиция, интерпозиция).

4. Отметить наличие в главной части соотносительных слов, определить их характер (местоимение или местоименное наречие).

5. Проанализировать грамматические средства связи придаточной ПЕ с главной ПЕ: союз и его тип, союзное слово. Определить смысловые отношения между ПЕ и их оттенки.

6. Установить тип сложноподчиненного предложения (расчлененной или нерасчлененной конструкции, ее конкретную разновидность).

7. Начертить схему предложения.

Образец разбора

ТРУДНО СКАЗАТЬ, ОТКУДА В КУРСКИХ ЛЕСАХ ПОШЛА «СОЛОВЬИНАЯ ШКОЛА» (В. Песков).

1. Предложение повествовательное; сложное; сложноподчиненное.

2. Состоит из 2-х ПЕ. 1-я ПЕ: ТРУДНО СКАЗАТЬ; 2-я ПЕ: ОТКУДА В КУРСКИХ ЛЕСАХ ПОШЛА СОЛОВЬИНАЯ ШКОЛА.

3. Главной является 1-я ПЕ, придаточной – 2-я ПЕ; придаточная часть распространяет в главной глагол СКАЗАТЬ и находится в постпозиции.

4. Соотносительных слов в главной части нет, средством связи является союзное слово ОТКУДА (местоименной наречие).

5. Отношения между ПЕ объектные, придаточная часть отвечает на вопрос О ЧЕМ?

6. Это сложноподчиненное предложение нерасчлененной конструкции с придаточным изъяснительно-объектным.

1



ОТКУДА

2

1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей