Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП. Синтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)


НазваниеСинтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)
Анкорметодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
Дата08.10.2017
Размер454 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
ТипДокументы
#27367
страница5 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

5.13. Порядок синтаксического разбора многочленного сложноподчиненного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания, по структуре, по основным средствам связи.

2. Установить количество предикативных единиц и их границы.

3. Выделить минимальные (двучленные) конструкции и охарактеризовать их, используя схему анализа двучленных сложноподчиненных предложений.

4. Определить порядок, последовательность ПЕ (параллельный способ связи или последовательный).

5. Начертить схему предложения.

Образец разбора

I. ПРИРОДУ СРАВНИВАЮТ С КНИГОЮ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЙ В СЕБЕ ИСТИНУ, НО НАПИСАННУЮ ЯЗЫКОМ, КОТОРОМУ НУЖНО УЧИТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ КНИГУ (Н. Чернышевский).

1. Предложение повествовательное, сложное, сложноподчиненное.

2. Многочленное. Состоит из 3-х ПЕ. 1-я ПЕ: «ПРИРОДУ СРАВНИВАЮТ С КНИГОЮ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЙ В СЕБЕ ИСТИНУ, НО НАПИСАННУЮ ЯЗЫКОМ»;

2-я ПЕ: «КОТОРОМУ НУЖНО УЧИТЬСЯ»;

3-я ПЕ: «ПОНЯТЬ КНИГУ».

3.1-я ПЕ соотносится со 2-й ПЕ; это минимальное сложноподчиненное предложение. Главной является 1-я ПЕ, придаточной – 2-я ПЕ; придаточная часть распространяет в главной части существительное ЯЗЫКОМ и находится в постпозиции. Соотносительных слов в главной части нет, средством связи является союзное слово КОТОРОМУ. Отношения между ПЕ атрибутивно-распространительные, придаточная часть отвечает на вопрос КАКИМ?

4. 2-я ПЕ соотносится с 3-ей ПЕ; это минимальное сложноподчиненное предложение, Главной является 2-я ПЕ, придаточной 3-я ПЕ; придаточная часть распространяет всю главную часть и находится в постпозиции. Соотносительных слов в главной части нет, средство связи – союз ЧТОБЫ. Отношения между ПЕ целевые, придаточная часть отвечает на вопросы ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Это предложение расчлененной конструкции с придаточным цели.

5. Порядок следования частей в этом предложении последовательный

6.


II. ОТЕЦ С ЖАРОМ И ПОДРОБНО РАССКАЗАЛ МНЕ, СКОЛЬКО ВОДИТСЯ ПТИЦЫ И РЫБЫ, СКОЛЬКО РОДИТСЯ ВСЯКИХ ЯГОД, СКОЛЬКО ОЗЕР, КАКИЕ ЧУДЕСНЫЕ РАСТУТ ЛЕСА (С. Аксаков).

1. Предложение повествовательное, сложное, сложноподчиненное.

2. Многочленное. Состоит из 5-ти ПЕ.

1-я ПЕ: «ОТЕЦ С ЖАРОМ И ПОДРОБНО РАССКАЗАЛ МНЕ»;

2-я ПЕ: «СКОЛЬКО ВОДИТСЯ ПТИЦЫ И РЫБЫ»;

3-я ПЕ: «СКОЛЬКО РОДИТСЯ ВСЯКИХ ЯГОД»;

4-я ПЕ: «СКОЛЬКО ОЗЁР»;

5-я ПЕ: «КАКИЕ ЧУДЕСНЫЕ РАСТУТ ЛЕСА».

3. 1-я ПЕ является главной, от нее зависят все остальные ПЕ; придаточные части распространяют в главной части глагол РАССКАЗАЛ и находятся по отношению к ней в постпозиции. Соотносительных слов в главной части нет средствами связи являются союзные слова СКОЛЬКО,

КАКИМИ. Отношения между главной частью и придаточными ПЕ изъяснительно-объектные, придаточные отвечают на вопрос О ЧЕМ?. Главная часть и каждая из придаточных ПЕ представляют собой предложения нерасчлененной конструкции с придаточными изъяснительными.

4. Порядок следования частей в этом предложении параллельный с однородным соподчинением придаточных ПЕ.

5.



III. КОГДА ОНА СКАЗАЛА ЕМУ ЭТО, ОН НИЧЕГО НЕ ОТВЕТИЛ, ТОЛЬКО НАКЛОНИЛСЯ И ПОКАЗАЛ ВСЕМ ЕЩЕ РАЗ СВОЮ УЛЫБКУ, КОТОРАЯ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА (Л. Толстой).

1. Предложение повествовательное, сложное, сложноподчиненное.

2. Многочленное. Состоит из 3-х ПЕ. 1-я ПЕ: «ОНА СКАЗАЛА ЕМУ ЭТО»; 2-я ПЕ: «ОН НИЧЕГО НЕ ОТВЕТИЛ, ТОЛЬКО НАКЛОНИЛСЯ И ПОКАЗАЛ ВСЕМ ЕЩЕ РАЗ СВОЮ УЛЫБКУ»; 3-я ПЕ: «КОТОРАЯ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА».

3. 2-я ПЕ является главной, от нее зависят все остальные ПЕ. 2-я и 1-я ПЕ представляют собой минимальное сложноподчиненное предложение; 1-я ПЕ – придаточная часть, находится в постпозиции и распространяет всю главную часть. Соотносительных слов в главной части нет, средство связи – союз КОГДА. Отношения временные, придаточная часть отвечает на вопрос КОГДА?. Это сложноподчиненное предложение расчлененной конструкции с придаточным времени.

4. 2-я и 3-я ПЕ представляют собой минимальное сложноподчиненное предложение; 3-я ПЕ – придаточная часть, находится в постпозиции и распространяет в главной части существительное УЛЫБКУ. Соотносительных слов в главной части нет, средство связи – союзное слово КОТОРАЯ. Отношения атрибутивно-распространительные. Это сложноподчиненное предложение нерасчлененной конструкции с придаточным присубстантивно-атрибутивным.

5. Порядок следования частей в данном предложении параллельный с неоднородным соподчинением придаточных частей.

6.

VI. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

6.1. Особенности определения грамматических значений бессоюзных сложных предложений

Отсутствие прямых средств связи (союзов и союзных слов), часто являющихся основными показателями грамматических значений, и недостаточная четкость интонационных различий при выражении смысловых отношений – все это приводит к тому, что в ряде случаев грамматические значения бессоюзных сложных предложений труднее поддаются дифференциации и определению. Поэтому, помимо учета разных элементов строения тех или иных видов бессоюзных редложений, эффективным приемом определения грамматического значения бессоюзного сложного предложения становится возможность трансформации бессоюзной конструкции в тот или иной тип сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. Ср.: ЛУНЫ НЕ БЫЛО НА НЕБЕ: ОНА В ТУ ПОРУ ПОЗДНО ВСХОДИЛА (И. Тургенев).

Это предложение легко может быть трансформировано в сложноподчиненное с причинным союзом ТАК КАК: ЛУНЫ НЕ БЫЛО НА НЕБЕ, ТАК КАК ОНА В ТУ ПОРУ ПОЗДНО ВСХОДИЛА

Следовательно, учитывая такую синонимическую замену, грамматическое значение исходного вышеприведенного бессоюзного предложения можно трактовать как «причинное».

Ср. также: ХОЧУ ОТ ВАС ТОЛЬКО ОДНОГО: ПОТОРОПИТЕСЬ С ВЫЕЗДОМ (В. Ажаев) = ХОЧУ ОТ ВАС ТОЛЬКО ОДНОГО, А ИМЕННО: ПОТОРОПИТЕСЬ С ВЫЕЗДОМ.

Отношения в обоих случаях пояснительные. Но во втором предложении они легко определяется по семантике сочинительного пояснительного союза А ИМЕННО. Подстановка данного союза никак не влияет на значение бессоюзного предложения, союз лишь переводит бессоюзную конструкцию в разряд сочинительных.

Синонимичность многих видов бессоюзных предложений сложносочиненным и сложноподчиненным конструкциям обусловила тот факт, что некоторые ученые не выделяли бессоюзные предложения в отдельных тип сложных предложений. Они рассматривались в рамках союзных предикативных единиц и характеризовались как сложносочиненные бессоюзные предложения и сложноподчиненные бессоюзные предложения.

Однако не все типы бессоюзных предложений вмещаются в рамки грамматических значений, свойственных для союзных конструкций. Поэтому метод трансформации (или синонимической замены) не является универсальным способом определения грамматических значений бессоюзных предложений. Он лишь дополняет анализ тех элементов строения, которые характеризуют специфику того или иного типа бессоюзного сложного предложения.

6.2. Классификация бессоюзных сложных предложений по структуре

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Однородного состава

II. Неоднородного состава

1. Перечислитель-ные

2. Сопостави-

тельные

1.Обусловлен-ности

2. Причинно-

следственные

3. Объяснитель-ные

а) одновремен-

ности

а) противо-

поставления

а) условные

а) причины

а) пояснительные

б) последователь-

ности

б) результатив-

ности

б) уступительные


б) следствия

б) изъяснитель-ные













в) присоедини-тельные


6.3. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления

Аспект характеристики

Характеристика

1. Отношения

Перечислительные

2. Тип интонации

Перечислительная, равномерно повышающаяся (понижающаяся) в конце каждой части, пауза между частями

3. Структурно-семантические

разновидности

1. Одновременности

2. Последовательности

4. Структурные

особенности

1. Взаимосвязанность оформления сказуемых

чаще формы несов. вида

чаще формы сов. вида

2. Возможность употребления общего второстепенного члена

5. Порядок следования

частей

Свободный (гибкие структуры)

Закрепленный (негибкие структуры)

6. Количественный

состав

Двучленные и многочленные открытые структуры

7. Синонимические

конструкции

Сложносочиненные предложения открытой структуры с союзом И

ПРИМЕРЫ

1. ЗАСЫПАЕТ ДАЛЬНЯЯ ПОЛЯНА, ЗАТИХАЕТ В РОЩЕ СОЛОВЕЙ (Н. Грибачев)

Такие предложения легко поддаются анализу, так как характеризуются ясно выраженной перечислительной интонацией. В принципе они могут быть продолжены «до бесконечности».

Единственным критерием, ограничивающим их протяженность, служит намерение автора «поставить точку». Ср.: ЗАСЫПАЕТ ДАЛЬНЯЯ ПОЛЯНА, ЗАТИХАЕТ В РОЩЕ СОЛОВЕЙ,

УМОЛКАЮТ ЗВУКИ ЛЕСА, ГАСНЕТ СОЛНЦЕ НА ЗАКАТЕ … и т.д.

Значение одновременности выражается в данном предложении формами несовершенного вида глаголов-сказуемых: ЗАСЫПАЕТ-ЗАТИХАЕТ.

2. …ВЕТЕР УСИЛИЛСЯ, НИЗКИЕ ОБЛАКА ПОЛЕТЕЛИ БЫСТРЕЕ, ПОТОМ ИХ УГНАЛО ЗА ГОРИЗОНТ (В. Солоухин).

Данное предложение характеризуется так же, как и предыдущее, с той разницей, что здесь выражается значение последовательности событий, оформленное совершенным видом глаголов- сказуемых: УСИЛИЛСЯ-ПОЛЕТЕЛИ-УГНАЛО.
6.4. Бессоюзные сложные предложения со значением сопоставления

Аспект характеристики

Характеристика

1. Отношения

Сопоставительные или противительные

2. Тип интонации

Сопоставительная, повышение в 1-й части, понижение во 2-й,

пауза между частями

3. Структурные

особенности


1. Соотнесенность строения частей, которая выражается: а)

параллелизмом строения; б) взаимосвязанностью оформления

сказуемых; в) наличием слов с противоположным значением.

2. Возможная неполнота 2-й части

4. Порядок следования

частей


Относительно свободный

5. Количественный

состав

Двучленные закрытые структуры

6. Синонимические

конструкции

Сложносочиненные предложения с союзами А, НО

ПРИМЕРЫ

РОДИМАЯ СТОРНА – МАТЬ, ЧУЖАЯ – МАЧЕХА (Пословица).

Это предложение характеризуется следующими признаками: а) параллелизмом строения частей, который выражен тождественным порядком слов и их одинаковой грамматической оформленностью; б) неполнотой 2-й части (пропущено подлежащее СТОРОНА); в) наличием антонимических слов: РОДИМАЯ-ЧУЖАЯ; г) синонимичностью со сложносочиненным предложением с союзом А. Ср.: РОДИМАЯ СТОРОНА – МАТЬ, А ЧУЖАЯ – МАЧЕХА.
6.5. Бессоюзные сложные предложения со значением обусловленности

Аспект характеристики

Характеристика

1. Отношения

Обусловленности: условно-следственные, временные, уступительные

2. Тип интонации

Обусловленности; повышение в конце 1-й части, понижение во 2-й, пауза между частями

3. Структурные

особенности

Соотношение форм сказуемых с реальной и нереальной

модальностью, наличие во второй части слов ТАК, ТОГДА

4. Порядок следования

частей

Закрепленный

5. Количественный

состав

Двучленные закрытые структуры

6. Синонимические

конструкции

Сложноподчиненные предложения с препозитивными придаточными условия, времени, уступки; сложносочиненные предложения с соответствующими значениями

ПРИМЕРЫ

1. ТЫ ХОЧЕШЬ НОСИТЬ УЧЕНОЕ ИМЯ – ЩУПАЙ РАБОТУ РУКАМИ СВОИМИ (В. Маяковский).

Помимо анализа интонации, значение этого предложения можно определить с помощью: 1) синонимической замены на сложноподчиненное предложение с препозитивным придаточным условия. Ср.: ЕСЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ НОСИТЬ УЧЕНОЕ ИМЯ, РАБОТУ ЩУПАЙ РУКАМИ СВОИМИ;

2) возможной подстановки во 2-й части местоименного наречия ТАК. Отношения между ПЕ в составе исходного предложения можно охарактеризовать как условно-следственные: значение условия выражается 1-й ПЕ, значение следствия – 2-й ПЕ

2. ДО ВОЙНЫ НА ПОКОС СОБИРАЛИСЬ – НЕ ТОРОПИЛИСЬ (Д. Никонов).

Отношения между ПЕ в составе данного предложения – обусловленности со значением времени. В качестве способа определения семантики можно указать на возможность синонимической замены на сложноподчиненное предложение с препозитивным придаточным времени. Ср.: КОГДА ДО ВОЙНЫ НА ПОКОС СОБИРАЛИСЬ, НЕ ТОРОПИЛИСЬ.

3. НА ДВОРЕ В МОРОЗНОМ ПАРУ КРАСНЕЛО СОЛНЦЕ – В ДОМЕ БЫЛО ТЕПЛО (И. Бунин).

Это предложение легко может быть трансформировано в сложноподчиненное с уступительной препозитивной придаточной частью.

Например: ХОТЯ НА ДВОРЕ В МОРОЗНОМ ПАРУ КРАСНЕЛО СОЛНЦЕ, В ДОМЕ БЫЛО ТЕПЛО. Следовательно, отношения в исходном бессоюзном предложении обусловленности со значением уступки.

6.6. Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения

Аспект характеристики

Характеристика

1. Отношения

Пояснительные

2. Тип интонации

Пояснительная, предупредительно понижающаяся в конце 1-й

части, пауза между частями

3. Структурные

особенности

В 1-й части частотны слова, требующие пояснения: СЛЕДУЮЩЕЕ, ТОЛЬКО ОДНО, ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, ТАКОЙ, ТАКОВ, ТАК, МЫСЛЬ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ДЕЛО, ОБЫЧАЙ, МАНЕРА, ПОРА и т.п.

4. Порядок следования

частей

Закрепленный

5. Количественный

состав

Двучленные закрытые структуры

6. Синонимические

конструкции

Сложносочиненные предложения с союзами ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО

ПРИМЕРЫ

1. НО САМОЕ ГЛАВНОЕ БЫЛО СДЕЛАНО: МЫ ПЕРЕПРАВИЛИСЬ ЧЕРЕЗ РЕКУ (В. Арсеньев).

2. УЧИТЕЛЬ РАБОТАЕТ НАД САМОЙ ОТВЕСТСТВЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ – ОН ФОРМИРУЕТ ЧЕЛОВЕКА (М. Калинин).

Пояснительный характер отношений в этих предложениях верифицируется: 1) возможностью синонимической замены на сложносочиненные предложения с союзами ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО. Ср.: НО САМОЕ ГЛАВГНОЕ БЫЛО СДЕЛАНО, А ИМЕННО: МЫ ПЕРЕПРАВИЛИСЬ ЧЕРЕЗ РЕКУ.

2) Наличием в 1-й части этих предложений слов, требующих пояснения: ГЛАВНОЕ, ЗАДАЧА.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей