Главная страница
qrcode

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. Тц


НазваниеСиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. Тц
АнкорСиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.doc
Дата25.09.2017
Размер4.15 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.doc
ТипКнига
#19166
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4



Научный консультант: Клейберг Юрий Александро­вич — академик, доктор педагогических наук, доктор психоло­гических наук, профессор ТвГУ.

Сиротюк А.Л.

Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ

Целью занятий по развитию мышц рук является разви­тие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий голов­ного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возрас­та, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интел­лектуальных и мыслительных процессов необходимо на­чинать с развития движений пальцев и тела. Развитию ки­сти руки принадлежит важная роль в формировании го­ловного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Книга предназначена психологам, логопедам, воспи­тателям детских садов и родителям.
ПРЕДИСЛОВИЕ

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллекту­альных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо разви­вать память, восприятие, мышление, внимание. Часто ро­дители и педагоги заменяют психологическое развитие ре­бенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная моз­говая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешнос­ти в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, про­блемам в эмоциональной сфере.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Анта-кова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуально­го развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если движения на­пряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вмес­те и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свобод­ными, развития речи и, следовательно, мышления добить­ся не удастся.

Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного воз­раста. Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый паль­чик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Уп­ражнение обеих рук проводить 2—3 мин ежедневно. При та­кой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные по­тешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладуш­ки-ладушки» и т.д.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук являет­ся стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным сред­ством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Раз­витие пальцевой моторики подготавливает почву для по­следующего формирования речи. Поскольку существует тес­ная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нерв­ной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вмес­те. Указания ребенку должны быть спокойными, доброже­лательными и четкими.



ПАРОХОД

Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.
ОЧКИ

Бабушка очки надела и внунонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.



СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части при­ставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.



стол

У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка.

Левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опус­кается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно полу. По счету менять положение рук.



ГРАБЛИ

Листья падают в саду, я их граблями смету.

Ладони рук развернуты к себе, пальчики переплетены меж­ду собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.




ЦЕПОЧКА

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно про­пускаются колечки из пальчи­ков правой руки: большой указательный, большой — средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.
СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставле­ны друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы заг­нуты внутрь.

ШАРИК

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел —

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кон­чиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики прини­мают исходное положение.







СОБАКА

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и бе­зымянный вместе. Мизи­нец попеременно опускается и поднимается.

КОШКА

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизи­нец подняты вверх.


МЫШКА

Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упи­раются в большой.

Указательный па­лец и мизинец согнуты в дуги и

прижа­ты к среднему и безымянному пальцам.

ЗАЙКА

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

Пальчики согнуты в кулачок. Ука­зательный и

средний пальцы выстав­лены вверх. Ими

необходимо шевелить в стороны и вперед.
ЗАЙКА И БАРАБАН

Зайка взял свой барабан И ударил трам-трам-трам. И ударил трам-трам-трам.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний паль­цы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.






КОЗА

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Внутренняя сторона ладони опу­щена вниз.

Указательный палец и ми­зинец выставлены вперед и двигают­ся в разные стороны. Средний и бе­зымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.




ОСЫ

Осы любят сладкое, к сладкому летят.

И укусят осы, Если захотят.

Выставить средний палец, за­жать его между указательным и безымянным, вращать ими в разные стороны.


КРАБ

Краб ползет по дну, выставив клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигать на пальчиках ладони в одну сторо­ну, затем в другую.

КРОКОДИЛ

Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед параллельно полу. Большой па­лец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному пальцу.



МОЯ СЕМЬЯ

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя, а вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с боль­шого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

НАШ МАЛЫШ

Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца






ШАЛУН

Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей накормила:

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладош­ке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с прого-вариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка по­качивать.

ПАЛЬЧИКИ

Раз — два — три — четыре — пять — Вышли пальчики гулять.

Раз — два — три — четыре — пять — В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.


ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Я здороваюсь везде — Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касать­ся кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и ми­зинца. Проделать то же самое левой рукой.


Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, бе­зымянных пальцев и мизинцев.



ЗДРАВСТВУЙ

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальца­ми левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
КОМАРИК

Не кусай, комарик злой! Я бегу уже домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед — это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ре­бенка. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это – «лапки»).

ЗАЙЧИК - КОЛЬЦО

Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко непростое — Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцыв кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.



БАБОЧКА

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной

друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладо­ни прямые и

напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях ими­тировать полет бабочки.

БРАТЦЫ

Пошли два братца Вместе прогуляться, А за ними еще два братца. Ну а старший — не гулял, Очень громко их позвал. Он за стол их посадил, Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раз­двинуть в стороны две пары пальцев: сначала мизинец и безы­мянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» кашей.




ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Предлагаемая серия упражнений — это систематизиро­ванное целенаправленное развитие психики ребенка, осу­ществляемое посредством специальных упражнений по трем находящимся в неразрывном единстве путям. Первый путь — изменение степени сложности упражнений от занятия к за­нятию, второй — поочередный перенос воздействия с одно­го психического процесса на другой, третий — поэтапное выполнение действий на громкоречевом уровне.

СЧИТАЛОЧКА-БОРМОТАЛОЧКА

Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В пер­вый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качает­ся» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками.

Итак, это выглядит следующим образом:

  1. Идет — бычок — качается.

  2. Идет — бычок — (хлопок).

  3. Идет — (хлопок) — (хлопок).

  4. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

Если ребенок не понял задание, покажите ему сами, как это нужно делать.

Можно использовать другие варианты считалочки-бор-моталочки.

  1. Ехал — грека — через — реку.

  2. Ехал — грека — через — (хлопок).

3. Ехал — грека — (хлопок) — (хлопок).

  1. Ехал — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  2. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).




  1. Золотое — решето — черных — домиков — полно.

  2. Золотое — решето — черных — домиков — (хлопок).

  3. Золотое — решето — черных — (хлопок) — (хлопок).

  4. Золотое — решето — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  5. Золотое — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  6. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).




  1. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — сапожек.

  2. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — (хлопок).

  3. Подарил — утенку — ежик — пару — (хлопок) — (хлопок).

  4. Подарил — утенку — ежик — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  5. Подарил — утенку — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  6. Подарил — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  7. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).



  1. Мы — писали — мы — писали — наши — пальчики —устали.

  2. Мы — писали — мы — писали — наши — пальчики — (хлопок).

  3. Мы писали — мы — писали — наши — (хлопок) — (хлопок).

  4. Мы — писали — мы — писали — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  5. Мы — писали — мы — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  6. Мы — писали — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  7. Мы — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  8. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло­пок) — (хлопок) — (хлопок).

  1. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик —из — кармана.

  2. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик —из — (хлопок).

  3. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик — (хлопок) — (хлопок).

  4. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  5. Вышел — месяц — из — тумана — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  6. Вышел — месяц — из — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  7. Вышел — месяц — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  8. Вышел — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  9. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).




  1. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — иду —искать.

  2. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — иду — (хлопок).

  3. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — (хлопок) — (хлопок).

  4. Раз — два — три — четыре — пять — я — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  5. Раз — два — три — четыре — пять — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  6. Раз — два — три — четыре — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  7. Раз — два — три — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  8. Раз — два — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  9. Раз — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  10. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло­пок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).




  1. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — сапожник — портной.

  2. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — сапожник — (хлопок).

  1. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — (хлопок) — (хлопок).

  2. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  3. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  4. На — золотом — крыльце — сидели — царь — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  5. На — золотом — крыльце — сидели — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  6. На — золотом — крыльце — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

  7. На — золотом — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).




  1. На — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлогюк) — (хлопок) — (хлопок).

  2. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом