Главная страница

Останкова Система коррекционно-развивающих заня... Система коррекционно развивающих занятий по подготовке детей к школе


Скачать 2.11 Mb.
НазваниеСистема коррекционно развивающих занятий по подготовке детей к школе
АнкорОстанкова Система коррекционно-развивающих заня.
Дата30.09.2017
Размер2.11 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОстанкова Система коррекционно-развивающих заня...doc
ТипДокументы
#22055
страница1 из 9
Каталог

С этим файлом связано 43945 файл(ов). Среди них: и ещё 43935 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Волгоград

УДК 372.211 ББК 74.102 С40

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волго­град: Учитель, 2007. - 130 с. ISBN 5-7057-1001-1

В пособии представлена система коррекционно-развивающих занятий, направ­ленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Особую ценность представляет собой развернутый практический курс занятий, снабженный текстами и комментариями дидактических упражнений, заданий, игр по формированию познавательной активности и учебной мотивации, развитию пси­хофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориенти­ровка, сенсомоторика и др.), навыков общения и речевой деятельности детей.

Предназначено широкому кругу педагогических кадров - воспитателям, мето­дистам, психологам, логопедам детских садов, учителям начальных классов, дефектологам, социальным педагогам общеобразовательных учреждений; может быть по­лезно родителям, студентам педагогических учебных заведений.

УДК 372.211 ББК 74.102

ISBN 5-7057-1001-1

© Останкова Ю. В., автор-составитель © Издательство «Учитель»

Оформление. Издательство «Учитель»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изучен­ность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьи­руется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается от­клонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функцио­нальном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессио­нальной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:

  • диагностику показателей готовности ребенка к школе;

  • прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

  • построение системы собственно коррекционно-развивающей
    работы с ребенком-дошкольником.

Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней не­сколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные усло­вия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В предлагаемом курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:

  1. Формирование познавательной активности и учебной моти­вации детей старшего дошкольного возраста.

  2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса
    показателей функционального развития, которые необходимы для
    успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналити­ческого мышления и речи, памяти, зрительного и слухового вос­приятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной
    интеграции.

  3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и фи­зического самочувствия детей.

Представленный курс занятий отличается высокой динамично­стью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических уп-

ражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без дви­жения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического разви­тия, но и общего интеллектуального, способствуют развитию спо­собностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средст­вом обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет на­зад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что ни­какие знания не следует преподавать детям насильственно. «Пре­подавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на спра­ведливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хо­рошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неиз­вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на ле­ту». Использование наглядного материала соответствует возрас­тным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что явля­ется одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

2 каждым занятием задания усложняются: увеличивается объ­ем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и вос­приятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрич­ные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

Формы организации занятий.

Педагог организует работу детей в полном составе группы, ес­ли численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 - под­группами по 10-12 человек. К концу учебного года можно посте­пенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от со­стояния и возможностей детей от 25 минут до 30-35 минут.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога - набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного мате­риала.

Структура развивающих занятий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

  1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. На­правлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения,
    речи, внимания, восприятия.

  2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены
    на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга,
    ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

  3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие коорди­нации движений и графических навыков, активизацию стволовых
    структур мозга и межполушарного взаимодействия.

  4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений
    действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а
    также развитие пространственной ориентировки и мелкой мотори­ки руки.

  5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психи­ческих функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также
    подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упраж­нений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверен­ными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улуч­шаются процессы памяти и внимания. Курс занятий используется в качестве подготовки детей к школе в течение 2 лет. До этого заня­тия представляли собой цикл, состоящий из 4 блоков по 6 занятий в каждом, направленных на развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения. Результаты работы, констатируемые кон­трольными тестами, трудно спрогнозировать к концу учебного го­да, потому что они могут меняться волнообразно. Когда же кор-рекционно-развивающая работа проводилась по предлагаемому курсу, в результатах контрольных срезов стала наблюдаться устой­чивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам го­товности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, по методике «Определение мотивов учения стар­ших дошкольников» М. Р. Гинзбург, по методике «Беседы о шко­ле» Т. А. Нежновой, по методике раннего прогнозирования школь­ных трудностей у детей 6-7 лет М. М. Безруких).

ЗАНЯТИЕ 1

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям зачитываются слова с установкой на запоминание:

одеяло, мёд, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец.

2. Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания).













Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало.



3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладо­ней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновре­менно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

4. Упражнение на развитие координации движений и гра­фических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.

Педагог показывает на доске, как это делается, а затем дети присту­пают к самостоятельному выполнению задания.



левая правая левая правая левая правая

рука рука рука рука рука рука

5. Рисование графического узора под диктовку.

Задание направлено на развитие слухового и зрительного анализато­ров, мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу, организованности и самостоятельности.

На первом занятии это задание объясняется подробно.

Педагог. С сегодняшнего дня мы начинаем рисовать в тетра­ди узоры под диктовку. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону провести прямую линию. Проводите только те линии, которые я вам буду диктовать. Когда проведете линию, ждите, пока я не ска­жу, как проводить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая ручки от тетради.

Теперь поставьте карандаш на точку. Приготовились, внимание! Одна клеточка вверх, две клеточки вправо, одна клеточка вниз, две клеточки вправо. Дальше продолжите узор самостоятельно.



6. Пальчиковая гимнастика «Разминка».

Направлена на развитие внимания, мышления, памяти, речи, способ­ствует овладению навыками письма. Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, а в завершении - двумя руками вместе.

Ты, утенок не пищи! Сжимать в кулачки и разжимать

Лучше маму поищи. пальцы сразу двух рук.

Л. Савина

7. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необ­ходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным на­правлениям (вверх, вниз, направо, налево).

ЗАНЯТИЕ 2

1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

Детям с интервалом 3-5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок. Например: ножницы, утка, дом, лампа, машина, тапочки, груша, кот, ручка, щетка.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитывают 10 слов: орех, гвоздь, клумба, забор, шашлык, щеток, муравей, рубашка, доска, яма.

3. Игра «Какой фигуры не стало?».

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Например: квадрат - красный, круг - зеленый, тре­угольник - желтый, ромб - оранжевый, овал - голубой, прямо­угольник - синий, трапеция - фиолетовая.













Дети запоминают порядок их расставления. Затем фигура убира­ется, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого она цвета.



  1. Дыхательное упражнение (см. занятие 1).

  2. Упражнение на развитие координации движений и гра­
    фических навыков.








левая рука правая рука

6. Рисование графического узора под диктовку.





Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

7. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

Повстречал ежонка еж: Одновременно кончиками больших

«Здравствуй, братец! пальцев правой и левой рук поочередно

Как живешь?» касаться кончиков указательных, сред-» них, безымянных пальцев и мизинцев.

Л. Савина

8. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

И. п. - сидя. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево). Повторить 4 раза.

И. п. - сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу - выдох. Повторить 5-6 раз.

ЗАНЯТИЕ 3

1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

На карточке изображены предметы: елка, телевизор, рыбка, книга «Сказки», пароход. В течение 10 минут детям необходимо посмотреть на картинку, а затем назвать все предметы.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитываются слова: тет­радь, книга, рюкзак, линейка, пенал, карандаш, ручка, альбом.

Задание 1. Воспроизвести слова.

Задание 2. Назвать слова одним словом.

3. Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логиче­ского мышления и речи).

Детям предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить. Например: курица - гусь - утка -яйцо. Варианты предлагаемой серии картинок:

пирамидка - матрешка - портфель - кукла;

сосиски - печенье - тарелка - сыр;

чайник - кружка - колбаса - кастрюля;
кепка - шапка - шляпа - тапочки; перчатки - ботинки - сапоги - туфли; муха - воробей - стрекоза — кузнечик; мандарины - бананы - помидоры - лимоны; машина - троллейбус - самолет - скакалка; синичка - индюк - гусь - петух; пенал - тетрадь - карандаш - юла; сом - щука - жук - окунь; куртка - полотенце - платье - костюм.

  1. Дыхательное упражнение (см. занятия 1, 2).

  2. Упражнение на развитие координации движений и гра­фических навыков.







левая рука правая рука
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом