МЕТОДИКА РАННЕГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
(по методике М. М. Безруких)
Основная цель подобного обследования - выделение тех детей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, письму, математике; выявление слабых звеньев в развитии, которые требуют специфической и неспецифической коррекции.
Раннее прогнозирование школьных трудностей, основанное на оценке функционального развития ребенка и состояния его здоровья, - один из вариантов определения готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Раннее прогнозирование школьных трудностей позволяет ответить на ряд вопросов:
есть ли в развитии ребенка слабые звенья и факторы риска, которые требуют специальной компенсации или повышенного внимания педагогов и родителей;
какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей мере соответствовать индивидуальным особенностям и возможностям ребенка;
какие трудности в процессе обучения наиболее вероятны, ка-кие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект;
необходима ли специальная адаптивная работа с ребенком до школы.
Методика раннего прогнозирования строится как интегральная диагностика развития ребенка, включающая функциональное развитие и состояние здоровья, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений, зрительного восприятия и ряда интегративных способностей. Комплекс показателей, выбранных для интегральной диагностики, основан на результатах специальных исследований о причинах и характере школьных трудностей на начальных этапах обучения и о значимости отдельных показателей функционального развития для формирования ба- зовых школьных навыков. Методика предусматривает количественную оценку факторов риска в развитии ребенка.
Методика включает:
анализ раннего развития и состояния здоровья по результатам ответов родителей на вопросы анкеты 1 и 2. В случае необходимости могут быть привлечены данные специальных медицинских исследований;
анализ показателей деятельности и общего развития;
анализ школьно-значимых показателей функционального раз вития: координации движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных интеграции.
В дополнительное обследование входит методика определения степени мануальной асимметрии (ведущей руки), а также комплексная оценка зрительного восприятия.
Что необходимо для проведения основного и дополнительного обследования: тетрадь тестовых заданий; дополнительные тестовые задания; цветные карандаши, ручка с хорошим шариком; чистые листы бумаги; шелковый шнур; счетные палочки; простейшие геометрические фигуры из толстого картона (дерева, пластмассы) разного цвета и размера; карточки лото; кубики (конструктор, мозаика); ножницы, открытка для вырезания; небольшой мяч, лучше теннисный; иголка с ниткой и бусины (шнурок и пуговицы); канцелярские скрепки; набор флаконов и баночек с завинчивающимися крышками.
Тестовый буклет для оценки зрительного восприятия: набор предметов для определения предпочитаемой руки в сложных случаях (катушка ниток, два сосуда с узким горлом или колбы, спицы -2 штуки, гайка и гаечный ключ из детского конструктора, узкий цилиндр, карточки детского лото, ластик, пипетка и маленькая бутылочка).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 1 «Развитие ребенка до школы»
Внимательно прочтите вопросы и отметьте то, что было характерно или характерно сейчас для вашего ребенка (если это проявляется часто или всегда, поставьте «+»). .
В возрасте до года:
выраженное беспокойство, крикливость;
нарушение сна;
плохой аппетит, частые срыгивания;
плохая прибавка в весе;
плохая реакция на звук, свет;
очень сильная (чрезмерная) реакция на звук, свет;
нарушение тонуса мышц, судороги;
повышение внутричерепного давления;
частые простудные заболевания;
тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.
В возрасте от 3 до 5 лет:
чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;
чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);
страхи (темноты, одиночества, ночные страхи);
тики (непроизвольное подергивание век, мышц лиц, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);
частые простудные заболевания; хронические заболевания;
трудности контактов со сверстниками и взрослыми; сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты звукопроизношения;
заикание.
В возрасте 5-6 лет:
частые хронические заболевания, операции, травмы;
импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);
чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;
нарушение сна;
страхи;
«навязчивые движения», «кривляние»;
боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;
трудность общения с незнакомыми сверстниками и взрослыми (упорное нежелание вступать в контакт или, наоборот, непонимание своего статуса и принятых правил поведения, общения);
трудность манипулирования мелкими предметами (нежелание рисовать, лепить, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т. п.);
трудность концентрации внимания на определенном задании, неумение работать сосредоточенно, без отвлечений;
нежелание учить стихотворения, трудность запоминания; нарушения звукопроизношения.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2 «Расскажите о своем ребенке»
Что больше всего любит делать ваш ребенок?
В какие игры и с кем он больше всего любит играть?
Что может вызвать у него большую радость?
Что ему активно не нравится?
Что дается трудно?
Что у ребенка вызывает обиду; гнев; слезы?
Какие действия и поступки вашего ребенка вас раздражают; вызывают гнев; выводят из себя; беспокоят?
Часто ли капризничает ваш ребенок? По какой причине? Как вы реагируете на его капризы?
В каких ситуациях вы чувствуете, что бессильны, и стараетесь их избежать?
10. Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком, готовности к школе и школьного обучения интересуют (или волнуют) вас больше всего?
Показатели деятельности и общего развития Комплексная оценка интеллектуального развития дошкольника в процессе подобного обследования (при экспресс-диагностике) довольна, сложна. Однако беседа с ребенком и ряд заданий позволяют определить общий запас сведений и знаний, уровень развития логического мышления, способность классифицировать предметы, явления, выделять сходство и различие, умение рассуждать и т. п. В то же время следует подчеркнуть, что высокий уровень интеллектуального развития не гарантирует отсутствия школьных проблем, так как главное значение в их возникновении имеют нарушения деятельности. Неспособность понять инструкцию или осмыслить задание целиком, невозможность сосредоточенно, без отвлечений и дополнительного подстегивания выполнить задание, неумение работать обдуманно, по плану, а не методом проб и ошибок, самостоятельно оценить правильность выполнения заданий и другие подобные нарушения или затруднения в деятельности ребенка являются значительно более весомым фактором риска при возникновении школьных проблем, чем отсутствие каких-либо знаний.
Внимание! Показатели организации деятельности необходимо оценивать при выполнении каждого задания. Задание 1. Покажи, какой рисунок не подходит к остальным.
Задание 2. Покажи, где нарисована посуда. Задание 5. Покажи, у какого вагона четыре колеса, а у какого четыре окошка.
Анализ организации деятельности можно проводить по следующим показателям:
Задание 6. Внимательно посмотри, из каких фигур составлена цепочка, и постарайся дорисовать ряд.
Задание 1. Придумай окончания предложений.
Если принести сосульку в теплую комнату, то ...
Летом можно бегать босиком, потому что...
Если отпустить воздушный шарик, то...
Если насыпать песок в сито, то...
Любое из этих заданий можно дополнить и при необходимости усложнить.
Внимание! При выполнении каждого задания оценивается не только качество выполнения этого задания, но и показатели организации деятельности.
Показатели деятельности
| Варианты оценки. Звездочка (♦) -неблагоприятный вариант
| Способность ребенка понять инструкцию
| Понимает инструкцию сразу, не требует дополнительных разъяснений; не понимает с первого раза, но принимает помощь и самостоятельно выполняет аналогичное задание; * не понимает инструкцию и не принимает помощи
| Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать
| Действует в определенном порядке, работает без отвлечений; суетлив, быстро отвлекается, требует постоянного контроля, но положительно реагирует на слова «подумай», «будь внимателен», «не отвлекайся» и т. п.; * хаотичен, не способен организовать свою деятельность даже с посторонней помощью
| Длительность работы без отвлечений
| 15-20 минут; 5-10 минут; * не может работать без отвлечений
| Отношение к неудаче
| Спокойно реагирует, сам исправляет, принимает помощь; относительно спокойно реагирует, не нервничает; * замыкается или плачет, отказывается от работы
| Темп работы
| Работает достаточно быстро; работает медленно, спокойно; * работает очень медленно, нервничает, отвлекается
| Речевое развитие
Проверка уровня речевого развития может проводиться не специально, а в ходе беседы и деятельности ребенка.
Если необходимо, то в качестве специального задания может быть составление рассказа по последовательным картинкам. Задание 8. Составь рассказ по этим картинкам и расскажи в нем, что произошло.
При этом оцениваются:
запас слов (умение правильно подобрать слова);
способность правильно строить предложения;
грамматическая правильность речи (падежи, единственное и множественное число и т. п.);
понимание (способность правильно понять, оценить ситуацию, составить короткий рассказ);
умение понимать речь, способность понимать вопросы и пространно отвечать на них;
качество звукопроизношения и артикуляции (задание: назови, что нарисовано на картинках);
звуковая сторона речи (темп, интонационная окраска, владение голосом).
Специально оценивается умение определять близкие по звучанию звуки и выделять на слух отдельные звуки в слове. Для такой оценки можно дополнительно использовать картинки.
Задание 9. Скажи, что нарисовано на картинках (см. с. 94), и назови те слова, в которых есть звук (т), (р), (ш), (з) или др. Задание можно варьировать.
Развитие мелкой моторики и графических умений
Уровень развития моторики и зрительного восприятия, комплексных интегративных умений во многом определяет успешность адаптации ребенка в школе и формирование базовых навыков - письма и чтения. Недостатки или отклонения в развитии этих функций приводят к возникновению комплекса специфических учебных проблем, к трудностям при обучении письму, чтению, математике.
Внимание! При выполнении всех заданий оценивается не только качество выполнения ( «+», «-» ), но и показатели организации деятельности.
Задание 10. Завяжи (развяжи) 5 узелков.
Задание 11. Собери 10 счетных палочек (спичек) и сложи их в коробку.
Внимание! При выполнении заданий 10 и 11 необходимо отмечать, какая рука активнее.
Задание 12. Дотронься попеременно каждым пальчиком правой и левой руки (руки вытянуты, пальцы растопырены) до большого пальца. Сначала нужно «посчитать» пальчики - пошевелить каждым на обеих руках, а затем соединять пальцы от большого (первый) - к мизинцу (пятый). Возможно несколько вариантов заданий: 12345 15234 14253
Задание 13. Возьми, пожалуйста, ручку и обведи по контуру путь автомобиля. Старайся не отрывать руку. (Дополнительно можно попросить ребенка начертить две вертикальные и две горизонтальные линии на нелинованном листе бумаги.)
Зрительное восприятие
Задание 14. Отметь (покажи), какие буквы и цифры написаны неправильно.
Задание 15. Найди похожую фигуру.
Задание 16. Найди такое же слово.
Задание 17. Обведи треугольники красным цветом, а четырехугольники зеленым.
Задание 18. Найди человечков, стоящих смирно. (Задание можно усложнить: покажи человечка с поднятой правой рукой.)
Интегративные умения
Зрительно-моторные координации.
Задание 19. Срисуй фигуры.
Задание 20. Срисуй цифры.
Задание 21. Срисуй буквы. (Можно использовать по одной карточке из каждой предлагаемой серии картинок.)
2. Сенсомоторная интеграция.
Задание 22. Узнай, какая фигура нарисована на ладони.
Предварительно показывают ребенку геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона (круг, треугольник, квадрат), дают пощупать, выделить и разделить фигуры с закрытыми глазами, а затем предлагают, чтобы ребенок заложил руку (ведущую) с открытой ладошкой за спину. На ладони тупым концом ручки или карандаша чертят круг, треугольник или квадрат. Ребенок должен угадать, какие это фигуры. Можно усложнить задание, рисуя знакомые цифры или буквы.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |