3. Слухо-моторная интеграция.
Задание 23. Постучи по столу пальчиком так, как я.
Ребенок сидит за столом спиной к исследователю, руки на столе. Исследователь отстукивает (можно костяшками пальцев) различные ритмы:
раз два
раз два три
раз два раз два раз два
раз два три раз два три раз два три
раз два раз два раз два три Задание 24. Письмо вертикальных палочек на счет (высота палочек пропорциональна длительности счета):
раз два pa-аз два pa-аз два-а
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Определение ведущей руки
Внимание! При тестировании все предметы следует класть строго на середину стола, перед ребенком. Ведущей считается та рука, которой работает ребенок, или та, которая активнее используется при работе двумя руками.
Задание 1а. Нарисуй дом и обведи линии по контуру правой или левой руки. (Учитывают ровность и четкость штриха, наличие или отсутствие тремора, быстроту, точность копирования (соблюдение пропорций, соотношение, параллельность штрихов), способность не отклоняться от контурной линии.)
Задание 2а. Собери 10 счетных палочек (спичек), сложи из них треугольник (квадрат), сложи их в коробку (пенал).
Задание За. Собери цепочку из 10 (канцелярских) скрепок.
Задание 4а. Брось мяч в цель (одной рукой). Теннисный мяч кладут перед ребенком на полу или обозначают на стене.
Задание 5а. Попробуй вырезать рисунок (фигуру) правой и левой рукой.
Задание 6а. Нанижи на шнурок несколько пуговиц (на нитку с иголкой - бусины, бисер).
Задание 7а. Открой крышку у пузырьков, у баночек (от крема). Вариант: отвинти (завинти) шайбу. Можно использовать детали детского конструктора.
Задание 8а. Завяжи и развяжи узелки.
Задание 9а. Построй из кубиков или конструктора дом, машину, сложи их определенным образом и т. п.
Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу. Если ведущая рука левая, то «+» ставится в графу «левая рука», если правая - в графу «правая рука». Если же одинаково активно используются и правая и левая руки, то «+» ставится в графу «обе руки».
Кроме тестирования, необходимо выяснить, есть ли у ребенка родственники-левши. При наличии семейной леворукости дополнительный «+» ставится в графе «левая рука». Леворуким будет считаться ребенок, у которого в графе «левая рука» больше шести плюсов.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Развитие ребенка до школы
Ответы родителей на вопросы анкеты № 1 дают возможность выделить отдельные факторы риска или их комплекс в раннем развитии ребенка.
1-я группа факторов - нарушения в состоянии здоровья (частые заболевания, хронические заболевания, травмы, снижение остроты зрения, слуха).
2-я группа факторов - нарушения в поведении, свидетельствующие об ослаблении ЦНС и о неблагополучии психоневрологического статуса ребенка (выраженное беспокойство, гиперактивность, раздражительность, плохой сон, страхи, навязчивые движения, трудности контактов).
3-я группа факторов - нарушения в функциональном развитии до школы (задержка в речевом и моторном развитии).
Ответы родителей на вопросы анкеты № 2 позволяют найти наиболее верную тактику в общении с ребенком, уточнить наличие факторов риска 2-й группы и одновременно получить представление о возможности совместной помощи ребенку со стороны педагога и родителей, о тактике общения с родителями.
Факторами риска являются чрезмерная жестокость требований, раздражительность и нетерпимость родителей, что может осложнить период подготовки ребенка к школе и вызвать комплекс проблем еще до начала обучения.
Показатели деятельности и общее развитие
Факторы риска:
• неспособность понять инструкцию и трудности выполнения заданий даже с помощью взрослых; хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянной внешней коррекции («не отвлекайся», «будь внимателен» и т. п.);
трудность работы без отвлечений даже в течение 5-7 минут;
выраженная отрицательная реакция на свою неудачу (слезы, отказ от работы);
низкий запас сведений, знаний (задания 1-7);
способность ребенка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы;
умение четко и правильно отвечать на вопросы;
умение объяснять свои действия, выбор того или иного вари анта выполнения задания.
Уровень речевого развития Факторы риска:
бедный запас слов;
неумение (плохое умение) грамотно строить предложения;
трудности артикуляции;
нарушения звукопроизношения;
затруднения звукобуквенного анализа.
Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и отмечаются у детей, которые не получили до школы необходимой логопедической помощи.
Развитие мелкой моторики и графических умений
Факторы риска:
скованность, низкая координация движений;
неловкость при выполнении задания.
В заданиях 10, 11 оцениваются ловкость, скорость выполнения заданий (10-15 секунд).
В задании 13 оцениваются:
способность чертить вертикальные и горизонтальные линии;
ровность и четкость штриха;
правильное (неправильное) положение ручки;
напряжение руки.
Зрительное восприятие
Фактор риска: неспособность правильно и достаточно быстро выполнять задание.
В заданиях можно оценивать скорость (задание 14 - за 10-15 секунд, задание 15 - за 5-6 секунд) и правильность их выполнения (у медлительных детей оценивается только правильность выполнения заданий).
Интегративные умения
Фактор риска: неспособность выполнить задание или неточность (низкое качество) выполнения.
В заданиях 19-21 оцениваются четкость и ровность штриха, точность соотношения элементов, направления, величины штрихов.
Задания 22-23 характеризуют способность и правильность выполнения заданий (без ограничения времени).
Результаты выполнения заданий оцениваются по трем градациям:
«+» - отсутствие факторов риска (успешное выполнение заданий в соответствии с требованиями) или 1 балл.
«-» - наличие факторов риска (недостаточно четкое, неправильное выполнение заданий, выполнение заданий с помощью) или 2 балла.
«-» «-» - выраженные факторы риска (неспособность выполнить задание даже после подсказки) или 3 балла.
По тем же градациям можно дополнительно оценить и показатели деятельности. В совокупности с данными раннего развития ребенка это позволит более точно (и более подробно) определить факторы риска 3-й группы (нарушения в функциональном развитии). Результаты выполнения заданий сводятся в таблицу.
Факторы риска в развитии ребенка Результаты выполнения задания
Фамилия, имя
Дата рождения: год месяц день
Дата обследования
Возраст на момент обследования
Пол: мальчик, девочка (ненужное зачеркнуть)
Данные о социальном положении родителей
Дополнительные данные
Показатели
| Наличие факторов риска
| нет
| есть
| выраженные
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1. История развития
До 1 года
Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы
От 3 до 5 лет
Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы Задержки в развитии (речевом, моторном)
5-6 лет
Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы Задержки в развитии
|
|
|
|
|
| Продолжение табл.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 2. Деятельность и общее развитие
(заполняется по результатам выполнения всех заданий)
Способность понять инструкцию Умение планировать деятельность Принятие помощи и подсказки Коррекция по ходу деятельности Длительность работы без отвлечений Отношение к неудаче
Темп работы
Запас сведений и знаний
Умение отвечать на вопросы
Выбор различных вариантов выполнения заданий
|
|
|
| 3. Речевое развитие
Запас слов
Умение строить предложения Артикуляция Звукопроизношение Звукобуквенный анализ
|
|
|
| 4. Развитие мелкой моторики и графических умений
Ловкость
Скорость
Развитие моторики
Способность чертить вертикальные и горизонтальные линии
Ровность и четкость штриха
|
|
|
| 5. Зрительное восприятие Пространственное восприятие (правильное нахождение образца из предложенных)
Фигурно-фоновое выделение (выделение заданного образца)
Постоянство восприятия
|
|
|
| Окончание табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 6. Интегративные умения
Зрительно-моторные интеграции Сенсомоторные интеграции Слухомоторные интеграции
|
|
|
| Сумма баллов
|
|
|
| Полученную в результате сумму баллов можно сравнить с нормативными данными. Это позволит понять, сильно ли отличаются показатели конкретного ребенка от средневозрастных.
Средние баллы факторов риска в развитии школьно-значимых функций у детей 6-7 лет
Показатели
| Минимум-максимум
| Средние баллы
| История раннего развития
| 11-33
| 14-16
| Организация деятельности
| 7-21
| 8-9
| Речевое развитие
| 6-18
| 8
| Развитие моторики и графических умений
| 5-15
| 8
| Зрительное восприятие
| 3-9
| 4-5
| Интегративные функции
| 3-9
| 5-6
| Далее важно спрогнозировать вероятные трудности в обучении конкретного ребенка и на основании этого прогноза разработать индивидуальную программу подготовки к школе. Приложение 4
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ НА ОСНОВЕ РИСУНКОВ-АССОЦИАЦИЙ
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был не только здоровым и красивым, но и непременно самым умным. Конечно, умный ребенок и учится лучше, и шалит меньше. На самом деле развитием умственных способностей можно заниматься так же регулярно, как, например, утренней гимнастикой и добиваться определенных результатов. А если занятия будут проходить в увлекательной форме, да еще и с картинками, удовольствие получат не только дети, но и сами взрослые. Результаты таких занятий не заставят вас долго ждать - вы увидите их сразу же. Чаще всего взрослые сетуют на плохую память и сообразительность детей. Проверьте это сами. Зачитайте ребенку слова, которые он должен запомнить и сразу же воспроизвести.
Инструкция ребенку: «Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты послушай их внимательно и постарайся запомнить: кухня, ваза, самовар, крокодил, круг, квадрат, рыба, стихи, осень, дом, лист, ребенок, Жар-птица, чеснок, карандаш, мыло, дождь, конфета».
Если ребенок 6-7 лет назовет 9-10 слов, то его память выше среднего, 7-8 слов — его норма, но если ребенок назвал меньше 7 слов, то развитием памяти нужно начать заниматься как можно раньше. Начните с простого запоминания нескольких слов, цифр. Затем перейдем к запоминанию слов-ассоциаций: зонт - дождь, лето - жара, зима - холод, прическа - расческа, компьютер - мышка, буква - азбука, ботинки - шнурок, мыльница -мыло, шуба-мех, колбаса - завтрак и т. д. По окончании воспроизведения слов, вы называете первые слова, а ребенок - слова-ассоциации, которые к ним запомнил. На следующем этапе пусть ребенок сам придумывает ассоциации к словам и запоминает их. Набор слов может быть любым: творог, ракета, тротуар, скамейка, потолок, пирожное, бусы, бутылка, аквариум, зажигалка и др. А теперь перейдем к работе с картинками. Сначала это самые простые слова и картинки, можно - схематичные, которые вы можете нарисовать даже сами (рис. 1, 2).
Затем слова переходят в словосочетания, короткие рассказы (см. сказки), а затем и в стихи (см. небылицы, потешки, стихи). Каждой фразе стихотворения соответствует картинка. Вы читаете стихотворение, иллюстрируя картинками, просите ребенка запоминать. Затем Вы просто демонстрируете ребенку картинки, а он Вам рассказывает стихотворение. Такой прием поможет Вам не только в заучивании стихотворений, но и в развитии образного и ассоциативного мышления, внимания, памяти, научит сосредоточенности и усидчивости. Приведем примеры простых и коротких рассказов, стихотворений для работы с детьми на основе рисунков-ассоциаций.
Рис. 1. Схематичные картинки к словам
Рис. 2. Схематичные картинки к словам
ТЕРЕМОК
(русская народная сказка)
Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Прибежала мышка-норушка и спрашивает: — Терем-теремок, кто в тереме живет? Никто не отвечает. Вот она вошла и стала жить-поживать в тереме одна.
Бежала мимо лягушка-квакушка. Попросилась к мышке. Стали они жить вдвоем.
Прибежал заяц. Стали они жить втроем. Потом пустили лису, волка. Тесновато им стало впятером.
А тут еще медведь идет и тоже просится - да некуда.
Тогда он сел на крышу и раздавил теремок!
Чики, чики, чикалочки— Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке.
Курочка на чурочке.
Мальчик на собачке.
Зайчик на тачке. Вопросы:
На чем едет гусь? На чем едет уточка? На чем едет курочка? На чем едет зайчик? На ком едет мальчик?
Как у нашего Мирона На носу сидит ворона.
А на дереве ерши Строят гнезда из лапши.
В огороде-то на грядке Вырастают шоколадки.
Сел баран на пароход И поехал в огород.
И прыгать мне на спину.
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану.
Валяться на диване.
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане, Лица не умывать,
Кричать,
Спилить у стула ножки, Не спать и не обедать, Пить воду из-под крана, Скакать верхом на кошке Крутить в часах пружину, Я все позволю сыну, Когда я взрослым стану. ЛИТЕРАТУРА
Андрущенко, Т. Ю., Карабекова, Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. - Волгоград: Перемена, 1993.
Безруких, М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. - М: Дрофа, 2000.
Белая, А., Гамазакова, М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: ACT, 2000.
Ведерникова, Т. В. Коррекционно-развивающие задания для младших школьников. - Волгоград, 1993.
Данилов, И. В. Система упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов. - М., 1993.
Деннисон, П., Деннисон, Г. Гимнастика для развития умственных способностей. - М.: Брейн Джим, 2001.
Т.Дьяченко, О. М, Агаева, Е. П. Чего на свете не бывает. - М.: Просвещение, 1991.
Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М., 2000.
Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1994. .
Соколова, Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет. - М.: ЭКСНО, 2004.
Столяр, А. А. Давайте поиграем. - М: Просвещение, 1991.
Тушканова, О. И. Подготовка к школе: развитие памяти. - Волгоград, 1997.
Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Чуковский, К. Сказки. «Африка». — Минск, 1995.
Школа для дошколят. Развиваем память. - М.: Росмэн, 2002.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Развитие произвольной познавательной деятельности у детей
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4 , ,
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8 ...
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17 :
Занятие 18 ,
Занятие 19
Занятие 20 „
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23 : .,
Занятие 24
Занятие 25 ,
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28
Занятие 29
Занятие 30
ПРИЛОЖЕНИЯ ,
Приложение I. Диагностическая методика
«Графический диктант» Д. Б. Эльконина
Приложение 2. Определение мотивов учения старших дошкольников
(по методике М. Р. Гинзбург)
Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе»
(по методике Т. А. Нежновой)
Приложение 3. Методика раннего прогнозирования школьных
трудностей у детей 6-7 лет (по методике М. М, Безруких)
Приложение 4. Развитие памяти и внимания на основе
рисунков-ассоциаций
Литература...,
Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всего пособия или любой его части, а также реализация тиража запрещаются без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |