Главная страница

система логопедической работы. система логопедической работы.pptx. Система логопедической работы по предупреждению и коррекции дизорфографий


Скачать 12.45 Mb.
НазваниеСистема логопедической работы по предупреждению и коррекции дизорфографий
Анкорсистема логопедической работы.pptx
Дата25.09.2017
Размер12.45 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файласистема логопедической работы.pptx.pptx
ТипДокументы
#19000
Каталог


Система логопедической работы по предупреждению и коррекции дизорфографий

Канд. пед. наук, доцент

Елецкая Ольга Вячеславовна

Теоретические положения и принципы коррекционно-развивающего обучения





Теория единства развития речи и мышления

  • Следование этой теории осуществлялось посредством применения методов и приёмов, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это методы и приёмы, которые составляют суть мыслительных операций: анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация. Активное использование методов сравнения, анализа и синтеза положительно влияет на формирование речи и мышления детей, способствуют интенсивному развитию способностей к спонтанному речевому воспроизведению в неразрывной связи с их способностью к умственному анализу и синтезу. Важным направлением логопедической работы являлось развитие лингвистического мышления, что в свою очередь предполагало осознание языка как объекта наблюдения и обобщения.


Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

  • предполагает этап материализации, выполнение действий в речевом плане, и далее – в умственном плане.



Теория формирования понятий

  • Научные понятия, относящиеся к области лингвистических знаний, у школьников первоначально формируются в рамках общеобразовательных программ обучения русскому языку и уточняются в системе логопедических занятий, направленных на устранение дизорфографии. Учитывались положения о том, что научные понятия усваиваются в процессе движение от конкретного к общему и абстрактному, от недифференцированного общего к частному, а через него – к абстрактному. При разработке методики учитывалось соотношение житейских и научных понятий, практического опыта и теоретических знаний. Это объясняется тем, что при формировании знаний о языке, житейские представления о речи, в которых отражена окружающая ребёнка действительность, служат отправной точкой для создания основы научных понятий. С учетом этого, методика коррекционно-развивающего обучения предполагала формирование у детей полноценной чувственной основы понятий, с последующим замещением чувственных представлений формально-теоретическими знаниями.


В педагогике не существует однозначного ответа на вопрос о количестве существующих принципов обучения и их общепринятой классификации. Основываясь на мнении А.Н. Щукина, считающего, что «принципы обучения являются отражением и обобщением существующих в природе закономерностей», в основу системы коррекционно-развивающего обучения школьников с дизорфографией была положена классификация, основанную на содержании базисных для логопедической методики наук: педагогики, лингвистики и психологии. Все принципы, входящие в перечисленные группы, между собой тесно связаны и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение поставленных целей коррекционно-развивающего обучения. В то же время можно выделить принципы, которые играют ведущую роль в конкретных условиях коррекционно-развивающего обучения.
  • В педагогике не существует однозначного ответа на вопрос о количестве существующих принципов обучения и их общепринятой классификации. Основываясь на мнении А.Н. Щукина, считающего, что «принципы обучения являются отражением и обобщением существующих в природе закономерностей», в основу системы коррекционно-развивающего обучения школьников с дизорфографией была положена классификация, основанную на содержании базисных для логопедической методики наук: педагогики, лингвистики и психологии. Все принципы, входящие в перечисленные группы, между собой тесно связаны и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение поставленных целей коррекционно-развивающего обучения. В то же время можно выделить принципы, которые играют ведущую роль в конкретных условиях коррекционно-развивающего обучения.








Блочный метод



Метод опоры на чувство языка



Метод отключения денотата



  • приём использования анализа словообразовательной модели и

  • приёма наблюдения за лингвистическими закономерностями на материале иностранных языков.





  • а затем – их лексическое значение. Лексическое значение слова отчётливее обозначается при сопоставлении его с грамматическим.



  • Лексическое значение слова – подставка для нот, вмонтированная в музыкальный инструмент, настольная или напольная. Результатом разбора слова становилось понимание учащимися зависимости образования ряда морфологических форм от лексических значений.










Л.И. Айдаровой и

С.И. Львовой.











Как же язык выбирает для создания слова нужные морфемы?
  • Оказывается, любое слово это не соединение случайных морфем. Оно образовано по той модели, которая живёт в русском языке и понятна каждому. Так, словообразовательная модель оватый имеет значение «чуть-чуть, слегка, немного»: беловатый, кисловатый, грубоватый. Логопед говорил школьникам о том, что в русском языке существует множество моделей, и каждая из них образует слова определённой части речи.




Работая над совершенствованием навыка подбирать родственные слова, на занятиях использовался такие виды работы, как
  • составление «Словарика словообразовательных моделей»

  • и «Графический диктант».

Основу первого задания составляли зрительные образы моделей, обозначающих схему строения слова с «вынутым» корнем.

Целью «Графического диктанта»
  • было обозначить структуру слова, не записывая его буквами. На логопедических занятиях использовались разные виды этого диктанта, чередование которых зависели от того, насколько успешно ученики овладевали тремя операциями:
  • а) записать слово;

  • б) разобрать его по составу;

  • в) обозначить модель, которой оно соответствует.





Практика показала, что графический диктант давал хорошие результаты при соблюдении таких условий:
  • а) регулярность его проведения;

  • б) разбора не более 3-х слов одновременно;

  • в) преимущественное проведение анализа слов, стоящих не в начальной форме;

  • г) выполнение дополнительных заданий типа «записать два слова такой же модели».













  • Использование метода отключения денотата в логопедической работе по преодолению ди-зорфографии у школьников (статья) //Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Материалы XVIII междунар. конф. «Ребёнок в сов-ременном ми-ре. Процессы модернизации и ценности культуры». – СПб.: Изд-во Политех-нического ун-та, 2011. – С. 111-113.


Метод этимологического анализа



Этимологический анализ -

эффективный приём обогащения словаря учащихся, о целесообразности использования которого в системе обучения школьников русскому языку говорили З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь, 1987; Т.Г. Рамзаева, 1996; Л.К. Скороход Л.К. 1990 и др..

Цель применения этимологического анализа на логопедических занятиях - научить детей правильно воспроизводить слова, проверку написания которых трудно или невозможно осуществить, опираясь на алгоритм.





  • При словарной работе на логопедических занятиях справка упрощается. Слово парад «проверяется» латинским paro = готовлю.



Приёмы проверки непроверяемых орфограмм на основе этимологического анализа

1. Сопоставление слов, в которых трудно распознать этимологические родственные основы.

2. Сопоставление слова современного русского языка с однокоренными словами славянских языков.

3. Разбор, во время которого учащиеся наблюдают исторически последовательное развитие слова

4. Сопоставление трудных в орфографическом отношении слов с однокоренными словами того иностранного языка, который ученик изучает.



Работа со словами, имеющими простую этимологию, позволяет сформировать у школьников с дизорфографией способность видеть признак, лежащий в основе названия слова, развивает умение проводить смысловой анализ слова. Имея такую базу, ученики в дальнейшем успешно воспринимают и затемнённые, дальние этимологии.

Использование метода этимологического анализа:
  • служит средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к речеведческой терминологии;

  • способствует активному и правильному усвоению школьниками значений изучаемых слов;

  • позволяет выработать у детей навык сопоставления по значению созвучных слов;

  • активизирует чувство языка школьников, позволяет более точно улавливать и усваивать значения новых слов, включающих эти элементы.



  • Использование метода этимологического анализа в логопедической работе по преодолению дизорфографии у школьников (статья) //Специальное образование: Матер. VII междунар. научной конф., 21-22 апреля 2011г.– СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. – Т.I. – С. 73-75.


Логико-алгоритмический метод



Психотерапевтический метод



Система логопедической работы по коррекции дизорфографии



  • Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у школьников//Материалы VII всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 16-17 апреля 2012г. / Под. Ред. Л.А. Пепик. – Череповец: ФБГОУ ВПО ЧГУ, 2012. – С. 234-237.
  • Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у школьников//Логопедия XXI века: традиции и ин-новации: Сборник материалов научно-практической кон-ференции с международным участием, Санкт-Петербург, 20 апреля 2012г. / СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012. – С. 87-90.


Профилактика и коррекция дизорфографии, в структуре дефекта которой преобладает недостаточность регуляторных компонентов учебной деятельности



Целью логопедической работы являлось формирование у школьников навыков целеполагания, организации, планирования и оценки действий, направленных на решение орфографических задач.

В задачи логопедической работы входило:

1. Формирование у школьников умения устанавливать цель и управлять поведением, направленным на её достижение.

2. Обучение детей навыкам планирования, организации, инициирования деятельности.

3. Формирование умения организовывать свои действия во времени.

4. Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и её результатов.

Дополнительные направления работы с учащимися с дизорфографией данного типа были посвящены совершенствованию у них развития психических функций, развития речи и произвольных языковых способностей, формированию основных лингвистических способностей (языкового чувства и его контролирующей функции, лингвистического мышления).

Формирование умения определять цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана
  • «Что сначала? Что потом?». Ученики получали карточку со сложной инструкцией. Необходимо было расставить над словами цифры, обозначающие порядок действий.

  • Прочитайте текст. Напишите найденные слова, в которых в безударной позиции пишется буква «а» в первый столбик, буква «о» – во второй. В каждом из слов выделите окончание, обозначьте род, число и падеж.
  • «Знакомый – незнакомый». Дети записывали в тетрадях цифры от 1 до 10. Логопед давал инструкцию: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы чётко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой «+», если чёткого представления нет – «-». Логопед диктовал словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины, например: существительное, корень слова, предлог, подлежащее, поставить вопрос к слову, ударение. В конце работы проводилась проверка.
  • «Верно – неверно». Как и в предыдущем задании, дети писали в тетрадях цифры от 1 до 10. Школьникам предлагалось отметить, истинными или ложными являются утверждения: в русском языке 10 гласных звуков; в слове «молоко» пишется три буквы «о», и т. п.


Формирование умения организовывать свои действия во времени

  • На листе бумаги школьникам было необходимо нарисовать «линию времени» в виде прямой линии и отметить на ней точку, обозначающую настоящий момент времени. На этой прямой детьми отмечались события текущего дня. Затем логопед спрашивал у детей, что они делали 30 минут назад, они отмечали этот момент на линии времени левее точки настоящего (школьникам, в деятельности которых преобладали правополушарные стратегии, иногда было удобнее представлять себе «линию времени» расположенной не слева направо, а справа налево). Над точкой делался соответствующий рисунок.
  • Та же работа выполнялась с другими промежутками в прошлом и будущем времени.

  • Логопед задавал детям вопросы, типа: «Что вы делали после того, как пообедали, но до того, как пошли гулять?» и просил указать этот временной отрезок на прямой. Задавались вопросы со словами «в начале», «в конце», «перед тем, как» и т. д. Школьники при этом отмечали соответствующие места на прямой.
  • Затем школьники должны были попытаться вспомнить нарисованную временную линию и описать события последовательно во времени. По памяти назвать события, указанных логопедом временных моментов (до, после, между).
  • Далее выполнялись такие же задания с временными периодами в неделю, месяц, год.



Предупреждение и коррекция дизорфографии в структуре которой преобладает недостаточность когнитивных функций



  • Пути совершенствования учебной деятельности школьников с дизорфографией в процессе логопедической работы//Логопед: Научно-методический журнал, 2012. – №5. – М.: ООО «Творческий Центр Сфера» – С. 101-115.
  • Режим доступа http://www.logoped-sfera.ru/52012.html



Целью логопедической работы с группой школьников с данным типом дизорфографии являлось совершенствование у детей процессов внимания, памяти и мышления.

В задачи логопедической работы входило:

1. Формирование у школьников полимодальных стратегий запоминания, сохранения и воспроизводства языковых единиц, значимых для создания полноценного орфографического навыка письма.

2. Развитие произвольности, переключаемости внимания, способности к его концентрации.

3. Развитие у детей мыслительных операций анализа, синтеза (сукцессивного и симультанного), сравнения, обобщения, классификации и абстракции.

Дополнительные направления работы были посвящены совершенствованию речевого развития и произвольных языковых способностей учащихся, оптимизации состояния у них компонентов учебной деятельности, формированию мотивов познавательной деятельности.

Психокоррекционная работа по совершенствованию памяти и внимания осуществлялась в следующих направлениях:
  • создание у школьников установки на запоминание;

  • формирование осознания разницы между кратковременным и долговременным запоминанием;

  • формирование визуальной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов;

  • формирование кинестетической референтной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов;

  • формирование визуально-кинестетической стратегии запоминания правописания словарных слов;

  • формирование умения удерживать в памяти и воспроизводить написание словарных слов с использованием полимодальных стратегий;

  • формирование стратегии запоминания словарных слов на основе ассоциации;

  • развитие концентрации внимания;

  • увеличение его объёма, совершенствование его распределения и переключаемости.







Методы и приёмы, направленные на закрепление умения удерживать зрительный образ слова



Формирование визуальной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов

  • 1. Представить знакомые предметы (комнату вашего дома), вспомнить, какого цвета пол, занавески, обои на стенах, как выглядят другие вещи в доме. Рассмотреть и запомнить характерные особенности внешнего вида одного из присутствующих и воспроизвести по памяти его приметы.
  • 2. Запомнить («сфоторграфировать») и воспроизвести ряды геометрических фигур различных цветов и размеров, разнообразных знаков.

  • 3. Упражнения на расширение поля зрения.

    • Глядя прямо вперёд, описывать всё, что он видишь справа и слева.
    • Глядя вперёд расфокусированным взглядом назвать количество пальцев у стоящих справа и слева людей.
    • То же, что и в упражнении 2, но демонстрируются картинки с числами, буквами, знаками или словами. Направив взгляд на зелёную точку запомнить, что находится справа и слева от неё, а затем письменно воспроизводил весь набор.
  • 4. Формирование визуальной стратегии узнавания слов.

Предлагается поработать с раскрашенными буквами, их сочетаниями, и со словами, вспомнить, как выглядят слова, встречавшиеся на вывесках (аптека, гастрономия, магазин, театр); на упаковках с продуктами питания (макароны, молоко, шоколад, мороженое); слова, часто употребляющиеся в повседневной и школьной жизни (расписание, классная и домашняя работа, дневник, дежурство, а также названия месяцев, дней недели, имена и фамилия друзей, родственников). Предлагается посмотреть на слово, сравнить его с визуальным образом этого слова для того, чтобы понять их идентичность.

Формирование визуально-кинестетической стратегии запоминания правописания словарных слов
  • 1. «Сфотографировать» словарное слово.

  • 2. Направив движение глаз влево вверх (для правшей), постараться припомнить его зрительный образ.

  • 3. Сверить воспроизведённый образ слова со словарём, внести в него необходимые изменения.

  • 4. Записать слово, сделав перед этим движение глаз влево и вверх.

  • 5. Спросить себя: «Когда ты смотришь на это слово, чувствуешь ли ты, что всё правильно, может, что-то нужно исправить? Вспомни ещё раз зрительный образ слова и сверь его с написанным словом».

  • 6. В случае если при написании допущена ошибка, сравнить его предложенным образцом. Задать себе вопрос: «Когда ты рассматриваешь слово, написанное с ошибками, чувствуешь ли ты, что что-то не так?» Отметить ошибки.
  • 7. Выполнить пункты 1-6 на материале длинных слов, разбивая их при необходимости на части и «фотографируя» отдельно эти части, а также всё слово целиком.



Формирование умения удерживать в памяти и воспроизводить написание словарных слов с использованием полимодальных стратегий

ВИДЕЛ СЛЫШАЛ

овощи огород

бульдозер борозда

живопись пейзаж

Россия революция

вагон вокзал

шофёр шоссе

инженер профессия

животное заповедник

Москва столица

растение пшеница

Формирование стратегии запоминания словарных слов на основе ассоциации Автобус – до свидания, багаж – дорога, обед – воскресенье, картофель - кастрюля, трамвай – троллейбус, валенки – болото, театр – телефон, январь – экскурсия, песок – солома, русский – язык.

Рассказать, как они устанавливалась связь между словами каждой пары. Как можно связать по смыслу и остальные пары слов? Например: «Валенки не предназначены для ходьбы по болоту. Договориться о походе в театр по телефону».
  • Запомнить слова, образовывая пары по простым ассоциациям.

Аппетит, салют, одежда, аромат, засеять, метро, изложение, соловей, мороз, каллиграфия, победа, пальто, сорока, земледелие, эскалатор, иней, солдат, отечество.

Викторина, волшебник, галерея, горизонт, диалог, директор, карикатура, малина, маляр, молоток, орнамент, оттенок, портрет, равнина, секрет, снегирь, экипаж, экспресс, футбол, четверг, ужин.

Формирование стратегии запоминания слов на основе ассоциации. Безударные гласные в корне слова Плясать – фантазировать, затемно – звонить, постонать – растопить, удивительный – осмотрительный, запоминаешь – голосок, цветник – варенье, убиваться – приколоть, наказание – цветение, звонок – сторона, молоток – скворечник.

Водить, осмотрительный, дочитать, проезжать, сторож, изменять, обвинять, накосит, колосья, наводнение, утопать, осмотреться, письмо, сторона.

Схватить, подношение, наколоть, общаться, светить, вымостить, замерять, уходить, присягать, воплощать, просить, преподавать, землетрясение, земляника.

Совершенствования распределения и переключаемости внимания в процессе зрительного и слухового восприятия
  • Рассказывать наизусть стихотворение и одновременно рисовать на бумаге поочерёдно знаки.

  • Вычёркивать букву и считать удары.

лююорваеомпывовеанопосиоропвеоангшощврлововтолодооолфотоослтлооыодлосыосотвлосрлдооолыостоыотсюодоофодотчтовоаттсоолылвомтмоовтвтвьвооеонопосочсооыввсосоаоеоекоояяоуееуоуссывовооывсосыфоыссосохзщхзорнпоосскуцоооуакекнаппгпошодлрапнаропаюоовааооепопрптмсчооистмооьбраоыовковпаопнимфосппыоорыороомазооэдосогросывтоововраонимоотоуворвоипаодыоыоыоорырыисььсюыллытстчовоараристаоюоаооытытьбююссоылоссдаосьоьтррпможощошлоолорпо
  • «Сделай так, как я скажу, а не так, как покажу».



Профилактика и коррекция дизорфографии, в структуре которой преобладает недостаточность развития речи и языковых способностей школьников



Основной этап логопедической работы, направленной на совершенствование и автоматизацию орфографического навыка письма у школьников





  • Совершенствование и автоматизация навыка письма у школьников с дизорфографией//Логопед: Научно-методический журнал, 2012. – №6. – М.: ООО «Творческий Центр Сфера» – С. 113-126.

http://www.logoped-sfera.ru/62012.html
  • Статьи на сайте Центра креативной педагогики и психологии

http://ckpp.spb.ru/Articles
  • Группа Вконтакте РЕЧЕЦВЕТИК

https://vk.com/rechecvetik

К моменту перехода из начальной в среднюю школу одно из главных мест занимают орфограммы, представленные в орфографических блоках:
  • «Маркированию буквой Ь мягкости согласных и грамматических категорий в словах, с основой на шипящий»;

  • «Правописание безударных гласных в корне слова»

Анализ письменных работ школьников показывает, что ошибки, допущенные школьниками при необходимости писать слова с названными орфограммами являются наиболее частотными. Поэтому видится целесообразным рассмотреть методы и приемы логопедической работы, направленной на устранение дизорфографии, на примере данных тем.


перейти в каталог файлов
связь с админом