Главная страница

Раздел 4. Система специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма


НазваниеСистема специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма
АнкорРаздел 4.doc
Дата26.09.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРаздел 4.doc
ТипМетодические рекомендации
#20004
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Раздел 4
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Методические рекомендации

Отклонения в формировании речевой деятельности (недостаточный уровень средств языка и умения пользоваться ими) приводят к трудностям овладения чтением и письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также в недостаточной выразительности чтения (несоблюдение пауз, логического ударения, интонационной выразительности).

Степень выраженности этих недостатков у детей не одинакова и зависит от природы первичного дефекта, компенсаторных возможностей, этапов овладения чтением и письмом. Все это и определяет содержание коррекционного воздействия. Принципиальным условием формирования навыков чтения и письма является преодоление дефектов устной речи и развитие звукового анализа и синтеза слова.

Одним из компонентов чтения и письма на начальных этапах их формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. У детей с речевыми дефектами наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно четко различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию и письму ряда букв в процессе чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении букв, что и предлагается в пособии.

В случае побуквенного чтения следует заново формировать у детей правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За основу чтения берется, как принято в общеобразовательной школе при обучении грамоте, прямой слог.

При переходе к чтению словами важно научить ребенка читать с опорой на артикуляционную единицу — прямой слог, присоединяя к ним остальные буквы, т.е. научить выделять в читаемом слове сочетания согласного и гласного (СГ) и примыкающие к ним звуки.

Организуя работу с детьми по развитию навыка чтения и письма, формированию умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, развитию синтеза с использованием зрительной опоры, логопед должен широко использовать в качестве дополнительных самостоятельных заданий различные упражнения на преобразования (их принято называть трансформационными) с последующей записью

Например:

— Составь и прочитай 8 слов со слогами ЖИ и ШИ: 4 слова — из 2 слогов; 4 слова — из 3 слогов:
249


ма

не

на

раф

не

жи

вы

ли

вот

но

вка

ши



  • Запиши по памяти 2 слова со слогом ЖИ и 2 слова со слогом ШИ. Четко и быстро прочитай записанные слова.

  • Четко прочитай слова: жаба, лава, корка. Подумай, в какие слова надо вставить слоги -ло-, -очк-, -лин-, чтобы получились новые слова. Запиши новые слова. Четко их прочитай.

Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению и письму, развивают наблюдательность, зрительный контроль.

Предлагаемые упражнения с заданием: «Читай быстро и четко» — направлены и на развитие «поля» и способа чтения; их необходимо выполнять в оптимальном темпе, с тем чтобы «поле» чтения учащихся постоянно увеличивалось. Кроме того, они направлены на совершенствование произношения.

В процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, иногда догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении.

Дети с нормальным речевым развитием в специальном обучении прогнозированию при чтении не нуждаются, т.к. этот процесс у них происходит естественно на основе интуиции. При этом опорой для читающего является его «языковое чутье», его прежний речевой опыт. Если ученику знакомо слово, если оно есть в его речевом опыте, то он его быстрее узнаёт в процессе чтения.

У детей с ОНР прогнозирование в процессе чтения развивается слабо, и оно не всегда верно в силу ограниченности речевого опыта, недостаточной сформированности звуковых и морфологических обобщений, недостаточного знания норм словоупотребления и грамматического их оформления. В то же время без умения прогнозировать нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения в соответствии с программными требованиями общеобразовательного учреждения.

К числу упражнений, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения и письма, относятся узнавание знакомого звуко-буквенного образа слова и умение воспринимать не только слова, но и их сочетания. Например, выбрать из текста слова-предметы (существительные) и связанные с ними смыслу слова или подобрать их самостоятельно; записать их, четко прочитать.

В процессе формирования навыков чтения и письма постоянно проводится работа по определению значения слов, а также читаемого текста.

Слоги, слоговые таблицы, слова логопед может предъявлять детям на доске, плакатах и индивидуальных карточках в зависимости от сложности задании,

250


Упражнения

Первый уровень

1. Читай чётко слоги и слоговые ряды:



ам

от

уп

ла

су

бо

ат

ок

ум

ра

му

по

ак

ом

ут

ма

жу

то

ап

оп

ук

на

зу

ДО

Что ты прочитал? Какие слоги ты прочитал?

Прочитай ещё раз: сначала — прямые слоги, затем — обратные; все слоги построчно; 1, 3 и 5-й столбик — сверху вниз; 2, 4, 6-й — снизу вверх; все столбики построчно справа налево.

2. Чётко прочитай:



Что ты прочитал? Прочитай ещё раз: сначала — обратные слоги, затем прямые.

3. Составь из разрезной азбуки слоги парами. Прочитай их чётко и ясно.

ар — ра ос — со ич — чи

ул — лу аш — ша ец — це

кро — орк дла — адл стра — астр

зли — изл кси — иск скры — ыскр


Прочитай ещё раз: сначала все прямые слоги, затем — обратные; слоги, в которых только звонкие согласные; только глухие согласные; слоги, в которых три согласных.

251

4. Чётко и быстро прочитай:

та — до

ич — иц

аст — ашт

до —то

ещ — еч

шта — ста

ту —ду

ач — ащ

оста — ошта

пат — бат

драк — тлак

жорт — золт

бор — пор

тлок — дрок

залт — жарт

пул — бул

дрюк — тлюк

жирт — зилт

Что ты прочитал?

Прочитай слоги справа налево; снизу вверх; со второй строчки — вни»; I читай слоги, содержащие 3 согласных; 1 согласную; 2 согласные.

5. Чётко и быстро прочитай:

ап

то

ук

ир

ап ...

убо

ехо

ире

ото

убо ...

сол

шал

жел

зул

сол ...

Что ты прочитал?

Прочитай слоги, содержащие: только глухие согласные; только звонкие согласные; начинающиеся с глухой согласной.

Найди и прочитай строчку, в которой в каждом сочетании два слога. Докажи правильность своего ответа.

Продолжи данные ряды слогов. Будь внимателен при списывании!

6. Чётко и быстро читай слоги по образцу:

а

о

у

а о

у

па (пра)

по (про)

...

са (сна) …

...

та (тра)

...

...

ж …

...

ка (кра)

...



ш …

...

ва (вра)

...

...

3 …

...




а

ч (чт) щ (щт) Ц (ЦТ)

о







у










252

7. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:

п

к•

л•

ч•



о

и•

ы•

т

м•

н•

щ•



ы

ю•

у•

ш

3•

р•

ц•



у

ё•

о•

с

ж•

в•

д•



а

я•

а•

Какие буквы написаны? Назови согласные.

а) Составь слоги из букв левых столбиков, добавляя вместо точек к согласным сначала гласную И, затем — гласную У; далее — гласную А. (Можно добавлять разные гласные.) Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.

б) Составь слоги из букв правых столбиков, добавляя к гласным вместо точек любые согласные. Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.

8. Составь слоги по схемам. Запиши их и чётко прочитай:



Син.



Красн.



Красн.

Син.



Син.

Красн.



Красн.

Син.

Красн.




Син.

Красн.

Син.




Красн.

Син.

Син.



Син.

Син.

Красн.




Син.

%

Син.

Красн.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом