3 Ива
Возле речки, у обрыва, Может, ветер шаловливый
Плачет, плачет ива. За косичку дёрнул иву?
Может, ей кого-то жалко? Может, ива хочет пить?
Может, ей на солнце жарко? Может, нам пойти спросить?
(И. Токмакова) 1 Чётко прочитай стихотворение сначала тихо, затем громко:
Это стихотворение вызывает у тебя грустное или весёлое настроение? Объясни, почему. Передай своё настроение при чтении стихотворения.
3 — Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут.
(В. Берестов) 2. Чётко прочитай стихотворение:
Скажи, о каком «учителе в портфеле» говорится в стихотворении?
Прочитай стихотворение тихо, низким голосом, затем — громко, высоким голосом. Найди и прочитай строчки, которые выражают удивление; прочитай строчки, которые выражают торжество: розыгрыш удался!
Прочитай стихотворение ещё раз с правильной интонацией, обращая пни мание на знаки препинания в конце предложений.
265
33. Четко читай с правильной интонацией. Обрати внимание на отмеченные паузы (//).
а Ёлка // в лесу
Ребята нарядили в лесу // ёлку. Петя повесил на ветках // кусочки сала. Ваня принёс // морковку и // кочан капусты. Птицы и зайцы // лакомились гостинцами.
(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной] ) Найди предложение, которое можно прочитать с чувством удовлетворения и радости.
б Роса на траве
Когда // в солнечное утро // летом // пойдёшь в лес, // то на полях, // в траве видны алмазы. Все алмазы блестят // и переливаются на солнце // разными цветами: // жёлтым, // красным, // синим. Когда подойдёшь ближе // и разглядишь, // то увидишь, // что это капли росы собрались в листах травы // и блестят на солнце.
Когда сорвёшь листок с травинкой, //то капелька скатится, // как шарик. Бывало сорвёшь такую чашечку, // потихоньку поднесёшь ко рту // и выпьешь росинку, // и росинка эта // вкуснее всякого напитка кажется.
(Л. Толстой) ) Какие чувства вызывает этот рассказ? Прочитай его ещё раз чётко и выразительно. 34. Чётко и выразительно читай, соблюдая паузы:
Стрекоза и Муравей
| Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»
| «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-Говорит ей Муравей..
(И.А. Крылов)
| 266
Найди строчки, которые надо прочитать просительно и грустно; с осуждением. Прочитай ещё раз отрывок из басни И.Л. Крылова «Стрекоза и Муравей» с правильной интонацией.
35. Четко прочитай разговор (диалог) Сороки и Мышки:
Мышка-трусишка,
| — А страшного рёва?
| ты треска боишься?
| — Нисколечко не боюсь!
| Ни крошечки не боюсь!
| — А чего же ты тогда
| А громкого топота?
| боишься?
| Ни капельки не боюсь!
| — Да тихого шороха...
| Прочитай слова Сороки. С какой интонацией она говорит? Прочитай слова Мышки. С какой интонацией говорит Мышка? Прочитай ещё раз диалог чётко и выразительно, с правильной интонацией. Прочитай его по ролям.
3 Весной
Наступила ранняя весна. Пригрело тёплое солнце. Всюду начал таять снег. Опустели зимние квартиры жителей леса. У зверей и птиц появились заботы. Птицы из сухой травы и соломки спешат устроить себе гнёзда. 6. Четко прочитай:
П Синицы
Сегодня большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Высоко висят кормушки с кормом для синиц. Прилетела синица и схватила хлебную крошку с кормушки. Улетела обратно. Потом она прилетела с другими птицами. Начали синицы ловко клевать крошки и семена. Много корму спасли ребята своим пернатым друзьям. одумай, с каким настроением надо читать этот рассказ. Прочитай рассказ еще раз чётко и выразительно.
Подумай, с каким чувством надо читан, этот рассказ. Прочитай рассказ еще раз громко и выразительно,
267
Второй уровень
В зависимости от сложности работы логопед может предъявлять слова, слоги таблицы как на плакатах, так и на индивидуальных карточках.
1. Рассмотри внимательно таблицы и скажи, что в них вписано:
а
| м
| п
| т
| к
|
| с
| а
| о
| к
| ы
| и
|
| ч
| а
| о
| у
| и
| ш
| о
|
|
|
|
| ш
|
|
|
|
|
| щ
|
|
|
|
| ч
| у
|
|
|
|
| з
|
|
|
|
|
| ш
|
|
|
|
| с
|
|
| ж
|
|
|
|
|
| с
|
|
|
|
| ш
|
|
|
|
|
|
|
|
| ц
|
|
|
|
| с
| Назови гласные; согласные.
С Образец: ам — ма. оставь и прочитай сначала обратные слоги, затем — прямые. Составь и при читай пары слогов (обратный и прямой) с одним и тем же согласным.
2. Чётко и быстро прочитай строчки:
Что ты прочитал? Как называются слоги в первой строчке? Во второй строчке?
ум,
на,
| ох,
лу,
| ас,
ро,
| ощ, шо,
| ук, ха,
| ус, ру,
| ат, ла,
| ом; си.
| И Образец: ум — му. змени порядок букв в слогах. Назови полученные слоги. Запиши слоги парами
Чётко прочитай записанные слоги.
3. Рассмотри внимательно схемы и дай задание своему товарищу:
268 4 фра — вра — фра абря — опре — идри
вли — фли — вли опру — абро — упры
фто — вто — фто абре — опри — убра
стру — здру — стру
вздре — ветре — вздре
стла — здла — стла Чётко и быстро читай слоги:
Прочитай слоги: содержащие три согласных; в которых согласные находятся между гласными; 1-го и 3-го столбика — так, чтобы второй слог находился в начале слогового ряда.
5 кре гра клу геи кре
афро опли усту исма афро
стру змре скла пето стру
издла встро ветви вздре вздла . Чётко и быстро прочитай:
Что ты прочитал? Прочитай слоги, содержащие: 4 согласных; 3 согласных; только звонкие согласные; 2 глухих согласных.
Прочитай вторую строчку и скажи, сколько слогов в каждом сочетании. Докажи, что ты прав.
З к•н •л• а•• о••у
г•п •р• и•• и••а
ф•л •м• о•• я••о
в•р •н• е•• ю••н апиши, продолжая слоговые ряды. Будь внимателен при списывании!
6. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:
Какие буквы написаны? Назови сначала гласные, а потом — согласные. Что нужно добавить к первым двум столбикам, чтобы получить слоги? Добавь и назови полученные слоги.
Какие буквы надо добавить к буквам 3-го и 4-го столбика, чтобы получились слоги? Сколько слогов получилось в каждом сочетании 2-го и 4-го столбиков? Почему?
Составь и запиши сочетания 2-го и 3-го столбиков так, чтобы сначала получился один слог, зачем - так, чтобы получилось два слога. Докажи правильность своей записи. Четко и быстро прочитай все записанные слоги
260
7. Составь и запиши слоги по схемам: сначала - с твёрдыми согласными; затем — с мягкими согласными.
Прочитай записанные слоги так: содержащие согласных больше, чем гла< им : твёрдыми согласными; с мягкими согласными; слоговой ряд с двумя слоги 8. Внимательно прочитай «про себя»: кет кот
| клев
| слово
| стен
| стон
| луп клон
| лупа
| склон
| просо
| про
| Чётко прочитай только слоги. Чётко прочитай слова. Запиши слова так, чтобы они обозначали много предметов, выдели ударный слог. Все ли слова могут обозначать много предметов? Чётко прочитай записанные слова. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |