Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Новоторцева Н.В. р.т по разв речи на зв [г] [г'. Сказка о Веселом Язычке 8 Статические упражнения для языка 9 Динамические упражнения для языка 9 Упражнения для губ 10


НазваниеСказка о Веселом Язычке 8 Статические упражнения для языка 9 Динамические упражнения для языка 9 Упражнения для губ 10
АнкорНовоторцева Н.В. р.т по разв речи на зв [г] [г'
Дата10.10.2017
Размер5.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНовоторцева Н.В. р.т по разв речи на зв [г] [г'...doc
ТипСказка
#27833
страница3 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4

Проведите игру-конкурс на лучшего скороговорщи-ка.

Галка села на палку, Палка ударила галку.

В небе — гром, гроза, Закрывай глаза.


Гром гремит, грозит, грохочет Напугать гроза нас хочет!


Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

1


Говорила им горилла, приговаривала, Говорила, говорила, уговаривала.


На лугу галка, На берегу галька.

Послушайте потешки, шутки, считалки. Научитесь четко их произносить, а считалки используйте в игре.

СЧИТАЛКИ

* * *

В грязи у Олега До самого снега.

Увязла телега. Ты выйди из круга

Сидеть бы Олегу И выручи друга.

* * *

Говорят, говорят, Голубь,, гусь и галка —

Собрались на горке Вот и вся считалка.

* * *

Шла бабка с заморья, Кому — гриб,

Несла кузовок. Кому — два,

В этом кузовочке А тебе, дружок,

Лежали грибочки. Весь кузовок.

А * *

Гоша в лес пошел, Раз грибок, два грибок,

Гоша гриб нашел, А тебе водить, дружок!



* * *

«Г» в начале слышится В словах: гитара, гусеница, Гранат, графин и граммофон. Кто не услышал, выйди вон. Галка, галстук, горностай Из круга мигом выбегай.

Н. Новоторцева





ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ, ПЕСЕНКИ


Радуга-дуга, Радуга-дуга, Мост через небо, А где же берега?


Улита, улита, Высуни рога! Дам тебе, улита, Кусок пирога!


Аи гу-гу, гу-гу, гу-гу, Не кружися на лугу.


Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. Ногами топ-топ, Глазами хлоп-хлоп.


Люли, люлюшки, люли, Прилетели к нам гули: Гули-гулюшки Сели к люлюшке.


Петушок, петушок, Золотой гребешок! Маслена головушка! Шелкова бородушка! Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?


Горошина, горошина, Какая ты хорошая. Какая ты хорошая, Зеленая горошина.




«ПОДУМАЙТЕ И СКАЖИТЕ» Послушайте стихотворение. Произнесите, четко проговаривая все звуки.

Собирала Маргаритка Маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка Маргаритки во дворе.

Я. Козловский

Выделите в стихотворении одинаковые слова, объясните их значения.

Послушайте стихотворение.

В ГОСТИ

Горлица, горлица, Где твоя горница? Горлица, горлица, Где твой дом? Мы к тебе, горлица, В гости придем.

Л. Яхнин

Знаете ли вы, кого называют горлицей*} Горлица — это небольшая птица, похожая на голубя.

А что такое горница!

Горница — это чистая комната, раньше так называли чистую половину крестьянской избы.

Сравните слова горница и горлица по звуковому и слого­вому составу.

Проверьте себя: эти слова отличаются звуками [л'] и [н'], имеют одинаковое (три) количество слогов.

Составьте предложения по картинкам, постарайтесь употребить слова со звуком [г].



Проверьте себя:

  1. Для изучения географии нужны глобус и географическая
    карта.

  2. В огороде на грядках растут горох, огурцы, а в саду
    гвоздика, гладиолусы, гиацинты и георгины.

  3. Гоша учится играть на гитаре.

  4. В зоопарке дети видели грозную гориллу, строгого носорога,
    хитрого горностая, грациозную газель, гордого фламинго.

ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВ

Замените первый звук в слове на [г] и получите новые слова.

КЛАША КРОТ КОЛ КОСТИ КУБКИ КОРА КОЛОС КОЛЕНИ КОРКА КАЛЬКА

Проверьте себя: Глаша, гости, голос, горка, грот, губки, голени, галька, гол, гора.

Замените звук [к] в слове на [г]. Какие слова получились? УКОЛ МАКИ ИКРА ЛУКА

Проверьте себя: угол, маги, игра, Луга (название города в Ленинградской области).

Где слышится звук [г]: в начале, в середине или в конце слова? (В середине слова.)

Выучите стихотворение, назовите слова со звуком [г].

ПО ГРИБЫ

Топ-топ — пять шагов.

В туесочке — пять грибов.

Мухомор красный —

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

В. Незвал

Какие грибы встретились ребятам в лесу? Какой гриб опасный, ядовитый? Какие вы знаете съедобные грибы?

СЛОВА-«РОДСТВЕННИКИ»

Назовите «родственников» к выделенным словам, най­дите «лишние» слова.

Горка, горища, горушка, горняк, горный, гори­ стый, пригорок, горец, горячий, гордый.

Грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной, гребенка.

Глазок, глазной, глазочек, глазастый, глазенки, глазищи, глазница, гласность.

Горбинка, горбатый, горбыль, горбик, горбун, горбушка, горбунок.

Громко, громкий, громыхать.

Грузить, грузчик, грузовик, грузный, загрузить, гроздья.

Городок, городище, городской, городишко, горо­ довой, огород.

Головка, головушка, головастый, головастик, го­ ловешка, головоломка.

Голосок, голосочек, голосистый, голосовать, го­ лосование, колосок.

Гусак, гусыня, гусята, осиный, гусятник, гусь­ ком, гусиный.

Придумайте предложения с этими словами.

«ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Послушайте слова. На какой вопрос они отвечают?

ШАГАТЬ УБЕГАТЬ ОТРУГАТЬ

ПРЫГАТЬ БЕГАТЬ ПРОМОРГАТЬ

ПОМОГАТЬ ЗАПРЫГАТЬ ПРИБЕГАТЬ

Какая часть общая для всех слов, каким слогом они окан­чиваются? {-гать) Составьте с этими словами предложения.

Послушайте рассказ. Передайте его содержание. Найдите в нем слова со звуком [г].

КАК ЛАСТОЧКА СТРОИТ СЕБЕ ГНЕЗДО

Как прилетят ласточки из-за синя моря домой, сразу начинают строить гнезда.

Лепят ласточки свое гнездо из речной глины или просто из грязи.

С рассвета до вечера с щебетом летают ласточки, носят в клювиках глину — строят гнезда. Вот и готово ласточкино гнездо. Внутри выстилает его ласточка травой, конским волосом.



Подберите слова-«родственники» к слову гнездо. Проверьте себя: гнездышко, гнездиться, гнездоваться, гнездовой, гнездовье, гнездование.

Послушайте стихотворение.

ЕЖ И ГАЛОША

Еж шел домой с тяжелой ношей И встретил на пути галошу. Галоше он сказал: «Пусти, Мне тяжело свой груз нести!» Галоша ежику в ответ Не говорит ни да, ни нет. Еж запыхтел, зафыркал еж: «Нет, от меня ты не уйдешь »^ Поддел галошу он иглой И уволок ее домой. Теперь ежиха, говорят, Купает в ней своих ежат.

В.Шульжак

Задайте вопросы по содержанию этого стихотворения. Нарисуйте к нему свои рисунки.

Произнесите несколько раз слоги со звуком [г*].

ГЯ — ГИ — ГЁ — ГЮ — ГЕ ГИ — ГЮ — ГЕ — ГЯ — ГЁ ГЮ — ГЁ — ГЯ — ГЕ — ГИ

Произнесите столько раз слог -гя-, сколько услыши­те хлопков.

Произнесите столько раз слог -ей-, сколько фишек (палочек) на столе.







Произнесите ряд слогов за взрослым, соблюдая уда­рение.



«ИГРА С МЯЧОМ»

Воспитываем внимание, быструю реакцию.

Мяч веселый есть у нас. Мы играли много раз, Я бросаю — ты поймай, Слоги быстро подбирай.

Взрослый бросает мяч и называет слог с твердым звуком [г], ребенок ловит мяч и подбирает слог с мягким [г'].










«эхо»

Учим выделять слог с мягким согласным [г'] среди других слогов.

Взрослый произносит слоги парами. Дети повторяют лишь слоги с мягким [г'].

ГА — ГЯ ГЕ — ГЭ ГИ — ГЫ

ГЮ — ГУ ГО — ГЁ ГУ — ГЮ

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Учим различать [г] и [г'] в словах.

Взрослый называет слова с [г'] и [г], дети находят слово с мягким [г*].

Наган, дуга, гиря, погода. Ягоды, богач, говор, гипс. Угорь, горшок, гуашь, герой. Берлога, бумага, гиена, гуляш.

Проверьте себя: гиря, гипс, герой, гиена.

«ОДИН — МНОГО»

Взрослый называет слово в единственном числе, дети — во множественном.

Взрослый: Дети:

СЛОГ СЛОГИ

ФЛАГ ФЛАГИ

КРУГ КРУГИ

стяг стяги

ШЛАНГ ШЛАНГИ

«ДОБАВЬ СЛОГ»

Взрослый начинает слово, дети, добавляя слог -ги, за­канчивают его.

НО... ДУ-... СЛУ-... СЕРЬ... ДЕНЬ... КНИ-... ТЕЛЕ... ДОРО-... БУМА... БЕРЛО-...

«ЦВЕТЫ» Учим различать в словах твердый [г] и мягкий [г'].

Посмотрите на картинки, назовите цветы: герань, глади­олусы, гвоздики, гиацинты, гортензии, георгины.



Названия каких цветов начинаются с мягкого [г']? Проверьте себя: [г'] в словах герань, георгин, гиацинт.

«В ЗООПАРКЕ» Учим различать в словах твердый [г] и мягкий звук [г'].

Назовите животных на рисунках. В названиях каких животных слышится мягкий [г']?



Проверьте себя: [г'] произносится в словах гиббон, гиена, бегемот, гиппопотам, гепард, носороги.

Назовите животное, в названии которого два слога, три слога, четыре слога.

Проверьте себя: ^^ — гиббон, гепард; ___— бегемот, гиена; wwww — носороги, гиппопотам.

Послушайте и повторите сначала за взрослым, за­тем самостоятельно.








Хотя у оленей Родители строгие, Играют в горелки Олени безрогие.




Живут в зоопарке гиббоны, гепарды, Гиены и гордые леопарды, Живут бегемоты, архар круторогий, Газели и строгие носороги.

Раскрасьте рисунки художника.

Составьте рассказ о посещении зоопарка, нарисуйте свои рисунки.

«СОЧИНИТЕ РАССКАЗ»

Послушайте и запомните слова: Кира, Гена, гитара, кино, гимнасты, гимнастика. Сочините рассказ о друзьях или о брате с сестрой, поста­райтесь использовать предложенные слова.

Составить рассказ вам помогут рисунки.



Послушайте рассказ

Ответьте на вопросы. Перескажите его.

КИТ-ГИГАНТ

В океане живут громадные киты. Среди них есть голубые киты. Это огромные животные. Китенок голубого кита боль­ше двух слонов. Вот так китенок!

А через полгода китенок становится вдвое больше.

Вот какие гиганты живут в океане.

О ком этот рассказ?

Какие киты обитают в океанах?

Что представляет собой детеныш голубого кита?

Как растет китенок?

Каких еще крупных животных морей и океанов вы знаете?






ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА [X] И МЯГКОГО ЗВУКА [X']

Произнесите несколько раз слоги со звуком [х].

ХА — ХО — ХУ — ХЫ — ХЭ ХУ — ХА — ХЫ — ХЭ — ХО АХ — ОХ — УХ — ЫХ — ЭХ УХ — ОХ — АХ — ЭХ — ЫХ

Произнесите столько раз слог -ха, сколько услышите хлопков.

Произнесите столько раз слог -ох, сколько палочек на столе, и столько слог -ах, сколько фишек.



Произнесите ряд слогов за взрослым, соблюдая уда­рение.








Ха-ха-ха, ха-ха-ха, На обед у нас уха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи, Дай попробовать ухи.

Выучите стишки. Взрослый начинает, а дети доскажут. Сравните по звуковому составу два слога: -ха-, -хи-.







Упражняйтесь в произношении звука [х].

ХОД ХАН МАХ ОРЕХ

ХОР ХАТА МЕХ ПЕТУХ

ХОРЬ ХАЛАТ ЧЕХ ГОРОХ

ХОЛМ ХАЛВА ДУХ ПАСТУХ

ХОЛСТ ХАОС ПУХ ВОЗДУХ

ХОББИ ХАЛА МОХ КОНЮХ

ХОБОТ ХАРИУС ШАХ ПОРОХ

СМЕХ СЛУХ

Объясните детям значения слов: хобби, хаос, хариус, шах, хан, хала.

Составьте предложения со словами:

  1. Петух, горох, хохлатка.

  2. Конюх, пастух, хлыст.

  3. Хлеб, хала, халва.

Назовите нарисованные предметы.



В каком слове звук [х] слышится в конце слова? (Орех) Какие слова начинаются с [х]? (Халва, хлеб) Назовите слово, в котором [х] слышится в середине. (Сахар)





1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей