Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Новоторцева Н.В. р.т по разв речи на зв [г] [г'. Сказка о Веселом Язычке 8 Статические упражнения для языка 9 Динамические упражнения для языка 9 Упражнения для губ 10


НазваниеСказка о Веселом Язычке 8 Статические упражнения для языка 9 Динамические упражнения для языка 9 Упражнения для губ 10
АнкорНовоторцева Н.В. р.т по разв речи на зв [г] [г'
Дата10.10.2017
Размер5.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНовоторцева Н.В. р.т по разв речи на зв [г] [г'...doc
ТипСказка
#27833
страница4 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4

Назовите картинки.

Проверьте себя: хутор, хата, хлопец, рубаха.

Хутор — это небольшой крестьянский поселок на Укра­ине, на Дону и на Кубани. Хлопцем называют в этих ме­стах молодого парня. Хата — крестьянский дом в украин­ской, белорусской и южнорусской деревне.

Правильно произнесите слова со звуком [х].

ХОХОТ ХОМУТ ХОЛСТИНА МЕХА

ХОЛОД ХОХМАЧ ХОХЛАТКА УХА

ХОЛКА ХОХОТУН ХОБОТОК СУХО

ХОХМА ХОРОШО ХОККЕЙ УХО

ХОДИКИ ХОДЬБА ХОККЕИСТ МУХА

ХОЛОДНО ХОРОМЫ ХОЗЯЙСТВО БУХТА

ХОЛОДЕЦ ХОМУТЫ ХОЗЯИН ПИХТА

Выясните значения неизвестных вам слов. Упражняйтесь в звуковом анализе слов.



Назовите по порядку звуки в словах, опираясь на звуко­вую схему.

Назовите в словах и покажите на схемах гласные звуки, согласные.

Покажите на схемах слов звук [х].

Сравните по звуковому составу пары слов: уха — муха, бухта — пихта.










Назовите картинки, в названиях должен быть звук [х].

Отвечайте, не торопитесь и смотрите не ошибитесь.

Ответьте на вопросы. Помните условие: в вашем ответе должно быть слово с твердым звуком [х].

Кто поет: «Ку-ка-ре-ку!»? Кто пасет коров? Что у цыплят вместо перьев? Чем слон носит тяжести? Какие леса растут на севере? Что кладут в чай? Как называется домашняя или рабочая одежда? Как называется сладкое кушанье в виде твердой массы из растертых орехов?

Какого маленького грызуна иногда держат в доме?
Проверьте себя: петух, пастух, пух, хобот, хвойные, са­хар, халат, халва, хомяк.

Послушайте и повторите без ошибок.






Крошки хомяк за щеку клал, Корм хорек из хлева украл.





Осип охрип, Архип осип.





Дед Михай надел малахай.

Вожжи из кожи в хомут вхожи.





У хорошей пряхи тканые рубахи, У ленивой пряхи нет рубахи.

М уха-горюха села на ухо.

Выучите эти скороговорки.

Произнесите несколько раз слова со звуком [х].

АРХИП МИХАЙ МУХА ПРЯХА

ОХРИП МАЛАХАЙ ГОРЮХА РУБАХА

УХО



Назовите картинки.



Проверьте себя: хлопушка, холм, холодильник, хлыст.

Ответьте на вопросы.

Что относится к бытовым электроприборам? Чем укра­шаем елку? Кому нужен хлыст? Как называется небольшая горка, возвышенность?

Послушайте загадки, скажите отгадки. Найдите звук [х] в словах-отгадках.





Все ломаю, Все срываю, Ничему пощады нет. (Вихрь)




Не живое, а на всех языках говорит. {Эхо)






Живу без тела, Говорю без языка, Плачу без горя, Смеюсь без радости, Никому меня не видно, А всякому слышно. (Эхо)

г

Не птица, а летает, С хоботом, а не слон, Никто не привечает, А на всех садится. (Муха)

Не сучок,

Не листок,

А на дереве растет.

(Мох)

Догадайтесь сами, загадайте друзьям.

Загадайте загадки. Найдите в них слова со звуком [х].






Семьсот ворот — один выход. (Сети)

Полон хлевец белых овец. (Огурец)

Найдите слова со звуком [х] в загадках. (Выход, хлевец)

Правильно произнесите слова с [х].

ХРУСТ ХУРМА ХРАБРЫЙ ХАЛВА

ХВОЩ ХУТОР ХРАБРЕЦ ХВАТКА

ХРАМ ХУДОЙ ХРУСТАЛЬ ХВАТАТЬ

ХРОМ ХУДОЖНИК ХРУСТАЛЬНЫЙ ХВОРАТЬ

ХЛЫСТ ХУЛИГАН ХРОМОЙ ХВОРОСТ

ХЛЕВ ХЛОПОТЫ ХРОМОТА ХВОЯ

ХНА ХЛОПЕЦ ХРУПКИЙ ХРЯК

ХРАП ХЛОПОК ХРАПЕТЬ ХРАНИТЬ

ХВОСТ ХЛОПОК ХРИПЕТЬ ХРЕН

ХЛЕБ ХЛОПЬЯ ХРЕБЕТ ХВАЛИТЬ

ХЛОПУШКА






Назовите картинки.

Проверьте себя: ухо, хобот, хвост, холка.

Назовите слово из одного слога. (Хвост.) Как можно определить количество слогов в слове? (По количеству глас­ных звуков.) Составьте слоговые схемы слов.

Учите детей запоминать слова. Взрослый называет 4—6 слов, дети повторяют. Можно посоревноваться, кто больше запомнит слов.

Назовите запомнившиеся слова, отвечающие на вопрос «Что это?». Какие слова отвечают на вопрос «Какой?» Ка­кие слова отвечают на вопрос «Что делать?»





Назовите картинки.

Проверьте себя: подсолнух, хризантема, хлопок, хвощ.

Каким одним словом можно назвать эти картинки? (Рас­тения) Назовите самое короткое, самое длинное из этих слов. (Хвощ, хризантема) Произнесите слова, соблюдая ударение: хлопок — хлопок. Как изменилось значение слова?

Послушайте стихотворение.

Назовите короткие слова со звуком [х]. Составьте звуковые схемы слов: ах, ха, ох, хо.



Помогите словам Ох и Ах стать бодрыми и веселы­ми.





Назовите картинки.



Проверьте себя: халат, кухня, ходики, хижина.

В каком слове звук [х'] произносится мягко? (Хижина) Объясните детям: хижина — небольшой сельский домик, избушка.

Послушайте и произнесите слова с [х'].

МУХИ ОРЕХИ ХИБАРА ХИТРЕЦ ХИРУРГ

МАХИ ПЕТУХИ ХИЖИНА ХИМИЯ ХИМИК

ДУХИ ХИЛЫЙ ХИЩНИК ХИМЧИСТКА
ПОДСОЛНУХИ


Кто быстрее назовет слово со звуком [х']?

Убогий домик, лачуга. Небольшой сельский домик, избушка. Мастерская для чистки одежды. Врач, делающий операции. Изворотливый, лукавый человек. Наука о веществах, их составе и свойствах. Слабый, болезненный человек. Животное, которое охотится на других животных, зверьков.



Проверьте себя: хибара, хижина, химчистка, хирург, хитрец, химия, хилый, хищник.

В этих словах звук [х'] произносится мягко. Мягкий согласный звук на схеме мы обозначаем зеленым цветом.

Людей каких профессий, занятий нарисовал худож­ник?



Проверьте себя: художник, хоккеист, ткачиха, химик, хирург.

В каких словах [х'] произносится мягко? (Химик, хирург)

Закрепляем произношение твердого [х] и мягкого [х'] в предложениях, рассказах, стихах.






Вслед за взрослым произнесите предложения. Назо­вите слова со звуками [х], [х'].

В бухту вошел теплоход.

Шахтеры трудятся в шахте.

Хищный хорь похитил петуха.

Хитрый хорек забрался в хлев.

Шахматы — хорошая гимнастика для ума.

Хозяйка поставила хризантемы в хрустальную вазу и украсила ими холл.

В хрестоматии много хороших стихов.

Кухарка приготовила холодец и поставила его в холо­дильник.

Холодец хорош с хлебом и с хреном.

Школьники летом ходили в походы, отдыхали в лагерях и санаториях.







Составьте свои предложения, используя слова со зву­ками [х], [х'].

Составьте рассказ об осени. Используйте слова со звуком [х] и словосочетания. Сочинить рассказ вам помогут рисунки.

Слова и словосочетания для справок:

Уборка хлеба. Холодно. Высохла. Пожухла. На голых деревьях. Хвоя на елках и соснах. Хруст. Хворост. Охота. Охотники. Сухой порох. Хищные животные.





Выучите двустишия. Раскрасьте рисунки.



Хорошие цыплятки у Хохлатки.

Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.

С. Маршак













Ледоход! Ледоход! Раскололся зимний лед.

Ходит по лесу хорек — Хищный маленький зверек.

Шел охотник на охоту, Увидал в кустах кого-то.

В. Викторов

Костя хлеб жует сухой. — Ты бы ел его с ухой.

Кудах-тах-тах —

Хохлатка с детками в кустах.

Упражняемся в произношении звуков [х] и [х'].




Послушайте, произнесите и выучите короткие стихи-чи-стоговорки.

ПРО ГОРОХ

Ох, ох, ох, ох! — Так заохал горох.



Я хожу, хожу, хожу, А грибов не нахожу.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Потерялась чепуха. Мы искали чепуху И в подвале, и в шкафу.
Раскрасьте рисунки. Придумайте свои короткие стихи и нарисуйте к ним картинки.





Послушайте стихотворение.

БОЛЬШИЕ УШИ

На лужайке ослик пел, Но сказала муха:

— Ох, как всем ты надоел!
У тебя нет слуха.

Ослик крикнул ей в ответ:

— Ты молчи да слушай.
Как же это слуха нет?
Вон какие уши!

В каких словах стихотворения есть звук [х]?



Послушайте стихотворение.

Что напоминает шумный Ба-бах в очень громких сапо­гах? Может быть, грозу в лесу?



Назовите слова из этого стихотворения со звуком [г] и зву­ком [х].



Поиграйте в веселую игру.

Читаются шутливые стихи. Дети подражают смеху весе­лых человечков, зверей. У кого лучше получается, тот по­беждает.



Послушайте и повторите пословицу.

Нос вытащил — хвост увяз. Хвост вытащил — нос увяз.

Много снега — много хлеба.

У страха глаза велики.

Делу время, а потехе час.

Работай до поту — поешь с охотой.

Хороший человек не забывается.

Хорош ерш в ухе, а лещ в пироге.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц. Скажите, в каких ситуациях можно употребить каждую из них.

Известный русский педагог К. Д. Ушинский давал на­звания детским рассказам в виде пословиц. У него есть такие рассказы для детей: «Всякой вещи свое место», «Кончил дело — гуляй смело», «Как аукнет­ся, так и откликнется».

Попробуйте и вы сочинить свой рассказ и раскрыть в нем смысл какой-нибудь пословицы.







ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Вы познакомились со звуками [г] и [г'], [х] и [х'], научи­лись их правильно произносить, находить в словах.

Для обозначения этих звуков на письме есть буквы. Запомнить их нетрудно.

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА Г?

На угол буква Г похожа,

На кочергу, на цаплю — тоже.




Посмотрите на букву Г и найдите такую же в мешке.


Н. Новоторцева





НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА X?

Пальцы крестиком сложи, Букву X всем покажи. Ножницы раскрой слегка И получишь букву X.

Н. Новоторцева


Возьми слова:

Хомяк, хурма,

Петух, хозяин и халва —

В любом отыщешь букву X.

Н. Новоторцева

1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей