Главная страница

Плетение корзин и скулптур из лозы. Скульптуры


Скачать 23.09 Mb.
НазваниеСкульптуры
АнкорПлетение корзин и скулптур из лозы .pdf
Дата30.04.2017
Размер23.09 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPletenie_korzin_i_skulptur_iz_lozy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#15466
страница1 из 5
Каталог

С этим файлом связано 42205 файл(ов). Среди них: Geograficheskiy_enciklopedicheskiy_s.pdf, 245-_Atlas_Nach_kurs_geograf_6kl_Dushina_2016_-58s.pdf, Posuda_S_V_Vokhrintseva.pdf, Pedagogicheskiy_proekt_Bezopasnost_detey_v_prirode.pdf, Posuda_Produkty_pitania_Tematicheskiy_slovar_v_kartinkakh.pdf, ДОШКОЛЬНИК Презент к проекту Лето красное-безопасное.pptx.pptx, Червячок и яблоко.docx, Plan_god_vozrastnykh_grupp.pdf, smotrovye-stekla-alco-mia.pdf и ещё 42195 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

ДЖО ХАММОНД
ПЛЕТЕНЫЕ
КОРЗИНЫ И
СКУЛЬПТУРЫ
ИЗ ЛОЗЫ

ДЖО ХАММОНД
Москва
АСТ
Кладезь
ПЛЕТЕНЫЕ
КОРЗИНЫ И
СКУЛЬПТУРЫ
ИЗ ЛОЗЫ

УДК 689
ББК 37.248
Х18
Jo Hammond
WILLOW BASKETRY AND SCULPTURE
First published in Great Britain by The Crowood Press Ltd.
Печатается с разрешения издательства The Crowood Press Ltd.
Перевод
Степановой Л.Д.
Все права защищены.
Ни одна часть данного издания не может быть воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или какие-либо иные способы хранения и воспроизведения информации, без предварительного письменного разрешения право- обладателя.
Хаммонд, Джо
Плетеные корзины и скульптуры из лозы. Иллюстрированное пошаговое руководство/ Джо Хам- монд; пер. с англ. Л.Д. Степанова. — Москва: АСТ, Кладезь, 2015. — 96 с. ил.— (Возьми и сделай).
ISBN 978-5-17-088447-6 (ООО «Издательство АСТ»)
Плетение из ивовых прутьев — увлекательное и приносящее удовлетворение занятие, которое по- зволит вам отвлечься от городской суеты, плодотворно провести досуг и почувствовать близость к природе. Ведь оно является одним из самых древних ремесел, освоенных человеком. Цель книги
«Плетеные корзины и скульптуры из лозы» — вдохновить и научить читателя, как самому сплести ивовую корзину или забавную скульптуру.
Порадуйте себя и близких красивыми и практичными вещами из природных материалов.
УДК 689
ББК
37.248
© Jo Hammond, 2014
© ООО «Издательство АСТ», 2015
Издание для досуга
12+
Серия «Возьми и сделай»
Джо Хаммонд
ПЛЕТЕНЫЕ КОРЗИНЫ И СКУЛЬПТУРЫ ИЗ ЛОЗЫ.
ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО
Технический редактор:
Т.П. Тимошина
Корректор:
И. Цулая
Компьютерный дизайн обложки:
Я. Паламарчук
Компьютерная верстка:
Р. Кадряева
Подписано в печать 07.11.2014
Формат 70x100/16.Усл. печ. л. 7.8
Тираж 2000 экз. Заказ №
Общероссийский классификатор продукции
ОК-005-93, том 2; 953000 – книги и брошюры
ООО «Издательство АСТ»
129085, РФ, г. Москва, Звездный бульвар, д. 21, стр. 3, комната 5
Х18
ISBN 978-5-17-088447-6
(ООО «Издательство АСТ»)

Введение
7 1. Материалы, инструменты и подготовка
13 2. Основные приемы и термины
25 3.
Плоские изделия
35 4.
Рамные изделия
49 5.
Проекты со стойками 65 6.
Свободное плетение 83
Словарь терминов 94
Предметный указатель
95
Содержание
Посвящение
Моим родителям, которые говорили, что я смогу сделать все, что
наметила.
Благодарности
Я хотела бы поблагодарить моего мужа Мартина — он купил мне
книгу, с которой и началось это мое увлечение, а также за его тяжкий
труд во время строительства мастерской. Особая благодарность
Банти Болл за поддержку, советы и за то, что она допустила меня
до своей коллекции плетеных изделий. Кроме того, я благодарна
Norfolk Basket Company, Питеру Дибблу и Роберту Гудвину за их
прекрасные фотографии. Я благодарна всем моим замечательным
клиентам и поставщикам, с которыми мне довелось иметь дело. Я
благодарна всем, кто посещал мои курсы плетения, за их позитивную
оценку моей работы. «Вы научили меня большему, чем можете себе
представить» — говорили они. Кроме того, спасибо Суффолкскому
обществу ремесел за поддержку и вдохновение.

6

Введение
7
Цель этой книги — вдохновить и научить чи- тателя, у которого нет опыта в этом ремесле, как самому сплести ивовую корзину. Так же, как я в свое время вдохновилась купленной мне мужем книгой. И я хочу, чтобы вы поняли — можно взять самый простой инструмент, ку- пить или нарезать самому вязанку прутьев и сделать вещь, которой будете гордиться.
Больше двадцати лет назад, сразу после окончания колледжа я жила со своим партне- ром в доме посреди леса. Зная мой интерес к ремеслам, он подарил мне книгу о плетении корзин. В ней описывалось несколько инте- ресных проектов, в которых новичок мог бы попробовать свои силы. Их следовало делать из веток дикорастущих или садовых расте- ний, и на фотографиях они действительно выглядели просто очаровательно. Давно зна- комые растения обрели в моих глазах совер- шенно новый потенциал, а их изобилие озна- чало, что я могу попробовать себя в плетении корзин совершенно бесплатно.
Затем последовало множество вылазок за необходимым материалом, потом море про- клятий — и вот я сделала корзину. Она была неказиста, но лиха беда начало... Полагаю, она была не настолько плохой, чтобы я броси- ла все в самом начале. И вот, намучившись с сырыми и подготовленными дикорастущими материалами, я в конечном счете купила не- много специально выращенных на плантации прутьев ивы (они были гладкими, ровными и очень гибкими), и дело пошло веселее.
Пролетело несколько лет, и вот я уже сде- лала скромную карьеру в искусстве плете- ния из лозы, ремесле и обучении. Я черпаю вдохновение в книгах и работах талантливых мастеров. Мне по-прежнему нравится плести из дикорастущих материалов. И теперь я на- писала свою собственную книгу. Обучая но- вичков, молодых и зрелых, основам плетения из лозы, я почувствовала, что обрела доста- точный опыт и знания, чтобы помочь людям начать свой путь в этом увлекательном деле.
История
Считается, что плетение из веток является одним из самых старых ремесел, предше- ствовавшим гончарному. Можно предста- вить, как наши предки — охотники и соби- ратели — скручивали ветки и листья вместе, чтобы сделать элементарные контейнеры для переноски орехов, корней, ягод и растений. В какой-то момент они обнаружили, что при ре- гулярном, а не случайном, переплетении ве- ток, емкость получается более долговечной.
Так началось это древнее ремесло.
Невозможно проследить развитие плете- ния из лозы так же, как, скажем, обработку металлов, потому что тонкие органические материалы быстро разлагаются. Однако ино- гда особое состояние грунта позволяет древ- ним артефактам дожить до наших дней. Так, например, найдены остатки плетеных лову- шек для рыбы, сделанных в эпоху мезолита.
Порой такие артефакты находят в заболочен- ных эстуариях рек при отливе. В Северной
Ирландии в торфяной трясине сохранились остатки плетней.
Представители древних цивилизаций соз- давали и использовали разные виды плете- ных корзин. На римских картинах, скульпту- рах и мозаиках сохранились изображения множества изящных корзин и других изделий, включая стулья (Плиний упоминает кресла типа шезлонгов) — они выглядят практически так же, как и современная плетеная мебель.
Поначалу большая часть плетеных изде- лий делалась для дома — для собственных потребностей корзинщика в саду, в поле или на кухне, но по мере развития торговли это ремесло стало более специализированным.
Согласно сохранившимся документам, в Ве- ликобритании к позднему Средневековью корзинщики объединились в самостоятель- ную гильдию, работники которой занимали столь же важное место в обществе, как дру- гие опытные мастера того времени.
Введение

8
Введение
Картины и документы прошлого ясно по- казывают, насколько важным было ремесло плетения из лозы для общества, но, чтобы увидеть подлинные примеры таких изделий, следует посетить краеведческий музей. В моей области, в Восточной Англии, есть пре- восходные музеи с поучительными выставка- ми узкоспециализированных корзин, пред- назначенных для ловли рыбы и торговли продукцией рыболовства, для сельскохозяй- ственных нужд или для передвижения по бо- лотистой местности.
Фрагменты плетеных изделий, возрас- том несколько сотен лет, можно увидеть в
Лондонском музее — они сохранились и не сгнили благодаря исключительно сухой или исключительно влажной среде. Ивовая кор- зина была одним из удивительно хорошо со- хранившихся артефактов, поднятых с затонув- шего тюдоровского военного корабля «Мэри
Роуз». Сохранилось множество фрагментов плетеных изделий — хотя это лишь обрыв- ки, в них можно обнаружить применение знакомых приемов и привычные узоры. Они по-прежнему важны не только тем, что могут поведать нам о прошлом, но и тем, что явля- ются руководством для людей, желающих со- хранить эти навыки для будущего.
Материалы и окружающая среда
Поскольку это всего лишь небольшая книга, посвященная достаточно узкой тематике, мы ограничились главным образом одним мате- риалом — ивовой лозой — и европейскими приемами плетения. Однако и здесь перед нами открывается невероятное разнообразие.
В каждой культуре применяются собствен- ные стили, приемы и материалы. Для этого используются местные растения, при помощи которых создается множество разнообраз-
Корзины, сделанные из коры канадского кедра, автор Банти Болл.

Введение
9
Корзина, сплетенная из свернутых полосок газет (неизвестный мастер), и корзина, сделанная из
пакетиков (автор Эми Честнатт).
ных структур. Получающиеся изделия — это не только корзины, но и заборы, различный инвентарь, игрушки, обувь, одежда и даже дома.
В наши дни существует новый источник материалов, который может использовать изобретательный мастер — это мусор. Чем больше мы узнаем о проблемах, которые может создать мусор людям и окружающей среде, тем чаще используем долговечные проблемные материалы, которые иначе были бы выброшены. В замечательных современ- ных корзинах соединяются старые приемы с новыми, необычными материалами, таки- ми, как газета, старый телефонный провод, упаковочная лента, картонные коробки, чи- стые пакеты, крышки и консервные банки.
Повторно используемые материалы можно применять отдельно или соединяя с традици- онными растительными материалами — они станут ярким символом встречи старого с но- вым.
Поскольку люди все сильнее беспокоятся о влиянии последствий своей деятельности на окружающую среду, мы начинаем все более пристально рассматривать вещи, которые покупаем и используем, чтобы понять, могут ли они оказать более позитивное — или по крайней мере менее разрушительное — воз- действие на окружающую среду. Лоза — воз- обновляемый продукт, она извлекает угле- род из атмосферы, сохраняя его в предметах обихода. Если вы нарезаете или покупаете такую лозу, как можно дольше храните ее, используйте ее, восстанавливайте ее. А когда корзина из лозы придет в полную негодность, положите ее на компостную кучу или под за- бором, где она может медленно разложиться и возвратиться в почву — но, конечно, не сле- дует заниматься закапыванием мусора. То же верно для любого вида изделия.
Самая благоприятная для окружающей сре- ды корзина должна, конечно, быть сделана из выращенной вами ивы или из того, что вам удалось набрать во время прогулки. Для про- цесса плетения корзин не нужны машины или химикаты, так что это занятие заставит вас по- чувствовать такую взаимосвязь с окружаю- щим вас миром, какую, по моему мнению, не может обеспечить ничто другое.

10
Введение
Композиция из кусочков кабеля, автор Джеральдин Джонс.

Введение
11
Как использовать эту книгу... и двигаться далее
В первых двух главах изложена базовая информация, необходимая для того, чтобы начать делать корзины, так что с них полезно начать и к ним можно возвращаться в даль- нейшем для уточнений.
Главы 3, 4, 5 и 6 посвящены выполнению проектов — они организованы таким обра- зом, чтобы представить читателю широкий диапазон плетеных изделий. Это позволит чи- тателю выбрать свой первый проект и начать работу с любой из этих глав. Таким образом, вы могли бы с равным успехом начать с из- готовления Рождественского венка из Главы 4 или маленькой кормушки для птиц из Главы
3, и так далее. (Все изделия, представленные в этой книге, являются моими оригинальны- ми проектами или адаптацией традиционных корзин. Все плетеные предметы и скульптуры сделаны мной, если не указано иное.)
Первый проект в каждой группе (главе) не обязательно будет самым легким. Просто он представляет базовые навыки, к которым бу- дут добавлены приемы, описанные в следую- щих проектах. Конечно, я реалистка и пони- маю, что вы, скорее всего, начнете тот проект, который, по вашему мнению, выглядит сим- патичнее всех — или с того, для изготовления которого у вас есть все подходящие матери- алы! Если что-то мешает вам продолжать ра- боту, оставьте ее на полчаса и выпейте чашку чая. Теперь вернитесь к работе и взгляните на нее свежим взглядом.
Если эта книга стимулирует ваш интерес к плетению, и вы решите сделать корзину или фигурку своего дизайна, узнайте о курсах пле- тения из ивы, проводимых в вашем регионе.
Когда вы будете просматривать Интернет в поисках книг или курсов, найдите Ассоциацию мастеров по плетению корзин (Association
Basketmakers) — это золотоносная жила, пол- ная полезных советов по любому аспекту это- го ремесла. Здесь можно подробно изучить различные возможности плетения, получить информацию о музеях и галереях, поставщи- ках инструментов и материалов, а также мно- жество историй из опыта других мастеров, советов и идей. Они, помимо всего прочего, публикуют информационный бюллетень, проводят собственные курсы. (Это англоязыч- ный сайт, существуют и русскоязычные сай- ты, посвященные лозоплетению, например, http://плетение-ремесло.рф.)
«Перигорские» корзины из лозы, сделанные в Norfolk Basket Company.

12
Введение

Глава первая
13
Для вас может стать неожиданностью, ког- да вы узнаете, что корзины делаются из того, что, по сути, является ветками дерева, так что здесь вы найдете некоторые объяснения, как эти деревья растут и как обрабатываются их ветки. Далее в этой главе вы прочитаете о раз- личных видах ив и других материалах, кото- рые могут использоваться в плетении, а также о некоторых инструментах и оборудовании, которое вам может понадобиться. И, нако- нец, здесь есть практические советы о том, как подготовить материалы и начать работу.
Что такое ива для плетения?
Мы знаем иву как дерево — с шатром сви- сающих ветвей, обычно стоящую над водо- емом, или тянущиеся ввысь, молодые дере- вья с прямым стволом, но ивам, специально выращиваемым для плетения, никогда не по- зволяют превратиться в деревья.
Ранней весной ряды прутьев без корней втыкаются в землю. Они располагаются так же близко, как декоративные растения. Вет- ки укореняются с удивительной скоростью и каждый год подрезаются практически на уровне земли, чтобы получились длинные и удивительно гибкие прутики, которые сплета- ются в красивые корзины и скульптуры.
Ива для плетения более чем тысячи лет культивируется и селекционируется по длине лозы, скорости роста, гибкости, прочности и красоте, вполне возможно, это происходит с тех пор, как люди начали заниматься сель- ским хозяйством. В данном случае это культи- вированный урожай.
Похоже, пик выращивания ивы в Велико- британии пришелся на девятнадцатый век, когда благодаря каналам и железным до- рогам товары могли перевозиться по всей стране. Они нуждались в упаковке, и корзины были самым прочным и легким вариантом.
В сельской местности плели даже кровати из
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Материалы, инструменты и подготовка
Два вида ивы для плетения на ферме Ashmans Farm в Эссексе.
Свежесобранная лоза
и сучкорез.

14
Материалы, инструменты и подготовка ивы, и плетением из лозы занимались тысячи людей.
Теперь, когда картон и пластмассы стали самыми популярными упаковочными мате- риалами, выращивание ивы и плетение из нее как отрасли промышленности резко со- кратились. В некоторых областях все еще со- хранились профессиональные производители лозы, и, поскольку сейчас наблюдается новый всплеск интереса к плетению, в других регио- нах также появляются новые производители, чтобы удовлетворить возросший спрос. Скуль- птуры и декоративные конструкции из ивы также создают рынок сбыта сырья.
Лозу для плетения обычно собирают, ког- да все листья с нее опадут (осенью, зимой, ранней весной). Урожай увозится на хозяй- ственный двор для того, чтобы оценить, есть ли ветвящиеся или поврежденные прутья. Их отбраковывают, а оставшийся материал со- ртируется по длине.
На данном этапе свежесрезанные ветки ивы очень тяжелые, их называют зелены- ми (независимо от реального цвета). После высушивания ивовые ветки связываются в плотные вязанки одинакового размера. Не- которые производители делают поправку на новичков, составляя небольшие вязанки или собирая наборы из прутьев различных разме- ров. Другие производители могут продавать свой урожай без сортировки, так что их вязан- ка может включать случайный набор прутьев различной длины и толщины.
Типы лозы для плетения и их
использование
Часть лозы для плетения продается в ее естественном виде, с корой (коричневая ива), но обычно с нее снимают кору. Есть два типа очищенной от коры лозы — желтая и белая
(названия условны). Каждый тип лозы произ- водится по-своему.
Чтобы получить желтую лозу, ива варится в воде в течение восьми — десяти часов, по- сле чего кора становится мягкой и может быть снята при помощи специального аппарата.
Древесина под корой приобретает теплый желто-коричневый тон из-за наличия тани- нов в коре. Производство белой ивы — более длительный и более дорогой процесс, так что найти ее значительно труднее. Прутья, ото- бранные для производства белой лозы, после сбора урожая выдерживают в воде до тех пор, пока весной в ней не двинется сок, и ива сно-
Небольшая плантация ивы для плетения в
Суффолке после сбора урожая; пеньки более
высокие, чем обычно, для удобства срезания.
Связки отсортированной ивы из Сомерсета.

Глава первая
15
Для плетения корзины использовалась коричневая (с корой) ива, а для манекена — белая.

16
Материалы, инструменты и подготовка ва не пойдет в рост, выпустив новые листоч- ки. Теперь кора снимается, обнажая гладкую белую древесину.
Белая ива традиционно использовалась для домашней мебели и утвари, которые должны были быть гладкими, чтобы не зацепить до- рогостоящие одежды, и годными для мытья, поскольку утварь использовалась также и на кухне. Желтая лоза также гладкая, но желто- коричневый цвет может прокрасить влажное белье, таким образом, самое лучшее приме- нение для такой лозы — корзины для еды, велосипедные корзины и корзины для поку- пок. Коричневая ива раньше использовалась для грубых сельскохозяйственных изделий, но сегодня мастера плетения и скульптуры наслаждаются разнообразием естественных оттенков и текстур лозы, из которой делается ныне множество прекрасных вещей.
Лоза без коры имеет одно качество, кото- рого нет у коричневой лозы, — она не вы- скальзывает из плетения, тогда как коричне- вая лоза может быть достаточно скользкой.
В дизайне корзин часто используют белую и желтую лозу для наиболее важных структур- ных элементов, а для заполнения больших площадей применяют коричневую лозу. По той же причине трудно создавать сложные формы с множеством проемов, используя ко- ричневую иву — в этом случае удобнее при- менять белую или желтую иву. Если же вам, как и мне, нравятся простые, грубые формы, вам следует предпочесть естественность ко- ричневой лозы.
Если лозу не используют сразу после среза- ния, ее хранят в высушенном состоянии. Пра- вильно хранящиеся вязанки будут в отличном состоянии в течение многих лет, так что не стоит беспокоиться о том, что купленный (или собранный) вами материал испортится к тому времени, когда вы соберетесь его использо- вать. Сохраняемая лоза должна оставаться сухой, время от времени следует проверять, не течет ли крыша над ней.
Различные виды ивы
Большинство ив, используемых без коры, относятся к одному виду — Salix triandra (Ива трехтычинковая, белолоз). Однако существу- ет множество других сортов ивы с иными ка- чествами и разным цветом коры. Как и в слу- чае с любым другим сельскохозяйственным растением, выводились определенные сорта ивы, удовлетворяющие местным потребно- стям и местным почвам, поэтому существует довольно широкий диапазон различных со- ртов ивы.
Вот названия некоторых видов ивы, кото- рые вы, возможно, сможете найти (в России пока нет плантаций ивы для плетения, но су- ществует множество дикорастущих видов).
Это разновидности или гибриды дикорасту- щих видов ивы:
Salix alba (Ива белая, ветла), Salix purpurea
(Ива пурпурная), Salix triandra, Salix viminalis
(Ива прутовидная, белотал) и Salix fragilis (Ива ломкая, ракита).
Типы ивовой лозы (слева направо):
коричневая, желтая и белая.
Три вариации коричневой ивы.

Глава первая
17
Старая корзина из свернутой в спираль соломы, скрепленная стеблями ежевики.
Выращивание собственной ивы
Если вы хотите опробовать некоторые из самых необычных видов ивы, вам стоит по- пробовать самостоятельно вырастить это растение, посадив срезанные ветки у себя на участке. В течение нескольких первых лет новая грядка не даст вам много материала, но она будет оставаться продуктивной в тече- ние двадцати лет или даже дольше. В первые годы придется поработать, выпалывая сорня- ки, но вскоре они начнут подавлять меньшие растения и сами позаботятся о себе.
Использование других материалов
Дикорастущие материалы
До того, как ива была одомашнена, корзи- ны делались из дикорастущих материалов.
Это можно делать и в наши дни. Вы можете найти длинные ветки для обруча рамной кор- зины, прочные, гибкие ветки используются для ребер изделия, а тонкие и гибкие вью- щиеся растения — для оплетки. Сбор всех этих материалов отнимает много времени, но

18
Материалы, инструменты и подготовка создание экологичной корзины принесет вам огромное удовлетворение. В этой книге нет места для того, чтобы подробно описать этот процесс, но для выполнения многих описан- ных здесь проектов легко можно приспосо- бить материалы, собранные на природе.
Как и в случае с ивой, время сбора мате- риалов — когда листья опали, а древесина созрела. Ищите длинные гибкие ветки без ответвлений. Вам не обязательно знать все виды растений, просто внимательно следите за тем, чтобы у них были качества, которые вам нужны. Попытайтесь почувствовать их от- клик — если вы можете согнуть прут вокруг запястья, скорее всего, его можно с успехом использовать в плетении.
Иногда в дело идут самые удивительные вещи; тонкие побеги ежевики отлично подхо- дят для плетения корзин, нужно только уда- лить шипы, а более массивные побеги можно расщепить, чтобы сделать гладкие плоские ленты.
Вот некоторые дикорастущие виды, кото- рые можно использовать для плетения:
Кизил
Терн
Орех
Дуб
Ежевика
Плющ
Клен
Вяз
Береза
Барвинок
Дикий клематис
Некоторые виды
дикорастущей ивы:
Ива козья, бредина
(Salix caprea)
Ива пепельная
(Salix cinerea)
(см. также с. 16)
Садовые
Применение садовых растений также мо- жет обеспечить хорошие результаты. Вот не- которые растения, которые стоит попробо- вать применить:
Девичий виноград
Снежноягодник
Бобовые растения
Сирень
Рябина
Алыча
Примечание: при сборе всегда следует по- лучить разрешение от землевладельца.
Ива козья
осенью.
Удаление шипов у ежевики
• Выберите неповрежденные стебли еже-
вики максимальной длины без ответвле-
ний.
• Наденьте толстые перчатки и несколько
раз протяните стебель через сложенную
в несколько раз мешковину или кожу. Это
позволит убрать небольшие шипы.
• Можно также сделать отверстия раз-
личного диаметра в днище пустой кон-
сервной банки и протянуть побег через
одно из них изнутри банки наружу —
острые края отверстий срежут колючки.
• Шипы с толстого побега ежевики, кото-
рый потом надо будет расщеплять, при-
дется кропотливо срезать ножом.

Глава первая
19
Основной набор инструментов (слева направо): большое шило, маленькое шило, старая ножеточка,
секатор, колотушка, нож.
Инструменты и оборудование
Один из самых приятных моментов в плете- нии заключается в том, что вы можете начать работу без серьезных вложений. Основной инструмент — секатор (наши предки приме- няли в работе только нож), без всего осталь- ного можно обойтись.
Вот инструменты, которые использую я, и удобные варианты замены.
Инструменты
Шило
Шило корзинщика — длинное острие с руко- яткой, используемое для того, чтобы создавать просветы в переплетении. Здесь показано как длинное, толстое шило, так и более короткое.
Рядом с ними также представлена устаревшего вида ножеточка, которую можно использовать как очень хорошее и очень большое шило. В качестве шила можно использовать просто тол- стую вязальную спицу, острый стальной стер- жень или старую отвертку, сточенную на конус.
Шила традиционно хранятся кончиком вниз в небольшом горшке с маслом или жи- вотным жиром. Можно использовать вазе- лин. Жир облегчит движение инструмента и замедляет его ржавление.
Секатор
Как уже говорилось, секатор — вещь, кото- рую вам необходимо иметь, потому что при плетении изделий вам постоянно придется обрезать прутья. Купите приличный цельно- металлический секатор. Следите, чтобы он всегда был острым, и не забывайте закрывать его, когда не используете в работе. Сучкорез
(здесь не показан) полезен для обрезания действительно толстых прутьев.
Колотушка (изер, било)
Это тяжелая плоская железка с кольцом на одном конце, используемая для того, чтобы ударять по лозе, уплотняя плетение. Для это- го можно также использовать любой тяжелый инструмент, но у него должны быть округлые края, иначе он повредит лозу.

20
Материалы, инструменты и подготовка
Складной нож
Нож — очень личный предмет, и у корзин- щиков обычно есть свой любимый инструмент.
При работе с лозой вполне подойдет садовый нож (нож для прививок). Следите за тем, чтобы он всегда оставался острым и был в сложенном положении, когда им не пользуетесь.
Веревка, клейкая лента, резиновые
полоски, кабельные стяжки
Веревка — действительно необходимый предмет, нужно иметь как тонкие, так и тол- стые веревки.
Клейкая лента позволяет скрепить про- блемные детали вместе, но не оставляйте ленту надолго, иначе не сможете ее отодрать.
Недавно я оценила резиновые полоски; они эластичные, к тому же их можно исполь- зовать неоднократно. Сделайте их из старых велосипедных камер. (Конечно, их также можно вплетать в корзины...).
Кабельные стяжки (гибкие пластиковые од- норазовые хомуты) действительно блестяще подходят для того, чтобы временно скреплять детали, но их нельзя повторно использовать, так что я стараюсь их экономить.
Маркер, карандаш, блокнот
Маркер может быть полезен для разметки на оборудовании (например, на коробке, ко- торая используется для поддержки стоек).
Держите карандаш и блокнот под рукой, чтобы делать наброски ваших идей, примеча- ния и вычисления.
Груз
Если вы делаете корзину со стойками, вам понадобится какой-то груз, чтобы придать конструкции устойчивость при плетении.
Кроме магазинных гирь можно использо- вать куски металла — я использую головку большого молотка. Эту функцию может вы- полнять банка, полная соли или тяжелых камней.
Рулетка и линейка
Они важны для нарезания материала пра- вильной длины и измерения вашей работы по мере ее изготовления.
Другое оборудование
Картонные коробки, деревянная
струбцина
Старые картонные коробки различного раз- мера используются для поддержки стоек. В ряде проектов описано и проиллюстрирова- но их применение. Как только вы немного на- беретесь опыта, вам обязательно надо будет купить струбцину.
Губка и распылитель
Когда вы используете очищенную от коры лозу, полезно применять губку и распыли- тель, чтобы поддерживать влажность вашего изделия.
Емкость с водой
Для того, чтобы вымочить (пропитать во- дой) лозу, будет достаточно положить ее в старую ванну, в пруд или в бочку для сбора дождевой воды. Я использую корыто для водопоя рогатого скота — туда можно сра- зу положить довольно большое количество лозы.
Чтобы вымочить небольшое количество лозы, возьмите кусок водосточной трубы до- статочной длины, закрыв оба ее конца. Но, что бы вы ни использовали, это должно быть
Кабельные стяжки, веревка, полоски резины,
карандаш и маркер, клейкая лента, рулетка,
линейка, груз.

Глава первая
21
достаточно длинным — туда должны поме- ститься самые длинные прутья ивы, которые вам могут понадобиться.
Рабочее пространство
Лучше всего работать с лозой в прохлад- ном, хорошо освещенном помещении с глад- ким полом, который легко подмести. Лоза должна быть достаточно влажной, поэтому помещения с центральным отоплением не совсем подходят для этой работы, но из этого не следует, что необходимо место, где лоза замерзает, а мастер не чувствует пальцев.
Работая на открытом воздухе, старайтесь не сидеть на солнце и там, где гуляет ветер, по- тому что в этом случае лоза может прежде- временно высохнуть.
Мало кому из нас удается сделать мастер- скую, полностью посвященную любимому занятию, поэтому, скорее всего, каждый раз вам придется искать место для работы там, где есть свободный уголок. Когда вы только начинаете заниматься плетением из лозы, вас может удивить, сколько свободного места вам понадобится, но работу очень легко со- брать и перенести с одного места на другое.
Профессионалы часто заменяют стол на до- ску с бортиками, чтобы удерживать корзину, когда она стоит на донышке. Поскольку такая доска располагается под углом, корзина удер- живается на ее поверхности с помощью шила, воткнутого в доску через дно. Если вы достаточ- но гибки, чтобы сидеть прямо на полу, вытянув ноги вперед, попробуйте этот метод работы. У метода есть одно большое преимущество — ни лоза, ни инструменты, лежащие около вас, не могут потеряться или откатиться...
Подготовка к работе
Подготовка лозы
Выбирая проект из этой книги, тщательно просмотрите список необходимых матери- алов и заранее все спланируйте, чтобы удо- стовериться, что лоза будет подготовлена к нужному времени.
Всегда заготавливайте немного больше лозы, чем спланировали, на случай, если при- дется что-то переделать или изменить размер готового изделия. Дело в том, что ива — при- родный материал, не отвечающий жестким
Начальный этап работы по восстановлению
детской коляски Викторианской эпохи, стоящей в
мастерской автора.
Струбцина используется для фиксации стоек
или спиц.

22
Материалы, инструменты и подготовка
Я кладу лозу в корыто для водопоя, чтобы
пропитать ее водой.
стандартам, поэтому невозможно утверж- дать, что, выполнив приведенное описание, вы каждый раз будете получать корзину од- ного и того же размера. Например, один раз вы соберете партию тонких 120-сантиметро- вых прутьев, тогда как в другой они окажутся немного толще. В результате использования фиксированного количества прутьев для пле- тения корзины в первом случае она получится более мелкой, а во втором — более высокой.
Определите необходимое вам количество лозы и разделите ее по размерам, поскольку для них потребуется различное время выма- чивания. Обвяжите каждую вязанку вверху и внизу, а затем, если вы можете забыть, для чего они предназначены, надпишите каждую связку водостойким маркером.
Вымачивание и «созревание»
прутьев
Важно пропитать прутья водой так, что- бы они немного размягчились — это нужно для того, чтобы сухие ветки ивы приобрели необходимую для плетения гибкость. Для прутьев без коры и с корой время вымачива- ния существенно разнится, кроме того, для толстых прутьев оно иное, чем для тонкой лозы. Отведите некоторое время на то, чтобы прутья «созрели», прежде чем начать плести их — просто позвольте прутьям спокойно по- лежать. В результате влажность внутренних и наружных слоев прутьев станет одинако- вой. «Созревание» желтой и белой лозы (без коры) занимает несколько часов, коричне- вым прутьям (с корой) для этого придется пролежать в воде всю ночь.
В таблице вы найдете приблизительное время вымачивания, но она может дать вам лишь общее представление об этом процес- се — огромное влияние на него оказывает температура воды, а кроме того, различные виды ивы могут по-разному впитывать воду. В любом случае, лоза без коры впитывает воду быстрее, чем прутья с корой.
Чтобы пропитать лозу водой, вы должны полностью погрузить ее в воду, поэтому сверху необходимо будет положить доску или кир- пич, чтобы удерживать вязанку погруженной.
Следите за процессом пропитывания и при необходимости добавляйте воду. Когда все бу- дет сделано, поставьте вязанку вертикально на комель, чтобы с прутьев стекла вода, а затем снимите завязки и распределите прутья на ка- кой-либо площадке, чтобы немного подсушить
Время вымачивания лозы
Длина
Желтая/Белая (без коры)
Коричневая (с корой)
120 см
1-1.5 часа
3 дня
150 см
1.5-2 часа
4 дня
180 см
2-3 часа
5 дней
210 см
3-4 часа неделя

Глава первая
23
их поверхность. Если вы используете прутья без коры, необходимо обернуть вязанки тол- стой тканью, поскольку они могут высохнуть прежде, чем вы их используете. Ива с корой не нуждается в этом, но ее тоже не следует класть под лучи солнца, на ветру или около отопитель- ных приборов. Снова соберите осушенные пру- тья и оберните их тканью, для «созревания».
После того, как прутья пропитаются водой и «созреют», лучше всего постараться израс- ходовать их как можно быстрее. Прутья без коры следует использовать в тот же день, иначе они станут склизкими и заплесневеют.
Все прутья, которые останутся после работы, необходимо разложить и дать им высохнуть.
Их можно будет снова пропитать водой и ис- пользовать в другом проекте, хотя цвет пру- тьев может стать несколько более тусклым.
Коричневая ива остается в рабочем состо- янии намного дольше, может быть даже до нескольких недель, но, как и в случае выма- чивания, температура и погода оказывают существенное влияние на условия хранения материала. Повторное вымачивание любого вида лозы более одного раза приведет к зна- чительному ухудшению ее качества. В осо- бенности это касается коричневых прутьев — они станут слишком мягкими и могут поте- рять кору. Все это означает, что стоит с самого начала определить необходимое количество прутьев, чтобы избежать больших потерь.
Когда вы делаете корзину со стойками, вам, возможно, придется повторно пропитать во- дой стойки для того, чтобы сплести край кор- зины. Это намного легче делать, если у вас есть бочка с крышкой, куда налита вода. По- следовательно свяжите стойки и поместите корзину вверх дном в бочку так, чтобы вода покрыла стойки, но не саму корзину. Если вам придется использовать для этого ванну, по- рой приходится сначала пропитывать водой одну половину, потом другую, накрывая стой- ки влажной тканью в тот момент, когда вторая половина стоек погружена в воду.
Работа с зеленой ивой
Свежесрезанная ива, назовем ее «зеленая» независимо от цвета, содержит большое ко- личество влаги, и ее перед использованием не нужно пропитывать. Цвет коры яркий, пру- тья изумительно податливые, что позволяет выполнять весьма сложные изгибы в скуль- птурных проектах — я рекомендовала бы ис- пользовать зеленую иву в трех проектах сво- бодного плетения, описанных в этой книге.
Свежая ива, хранимая вне дома, будет по- степенно высыхать и изменять свои качества.
Я считаю, что процесс сушки занимает при- близительно три месяца, но многое зависит от толщины ивы и погодных условий. После того, как лоза полностью высохнет, ее следует внести в дом и чем-нибудь накрыть.
Хотя зеленая ива отлично плетется, со вре- менем она сильно сжимается, что приводит к тому, что между прутьями корзины возника- ют довольно большие промежутки и изделие становится рыхлым. Правда, при создании скульптур усыхание — не проблема.
Если вы хотите использовать зеленую иву для плетения корзин, позвольте ей подсо- хнуть на улице естественным путем, пока она не завянет — кора сожмется и будет выгля- деть морщинистой. Еще какое-то время лоза будет достаточно гибкой, чтобы использовать ее при плетении. Как только ива полностью высохнет, она переходит в категорию «корич- невой» и будет нуждаться в вымачивании для того, чтобы с ней можно было работать.
Вязанки веток зеленой ивы, стоящие в сарае на
Ashmans Farm, Essex.

24
Материалы, инструменты и подготовка

Глава вторая
25
В предыдущей главе я изложила техниче- ские стороны — сырье и простой комплект инструментов. В этой главе описываются наи- более важные моменты, которые вам необхо- димо знать для того, чтобы добиться хороше- го результата. Здесь описаны самые базовые приемы, необходимые для начала работы.
Здесь вы, вероятно, встретите новые для вас слова — поначалу они могут показаться вам странными, но знание терминов сэкономит ваше время и поможет вам лучше освоить это ремесло.
Термины, используемые при плетении из лозы
Части ивового прута (лозы)
Прут, комель и вершинка. Однолетний по- бег ивы назовем прутом, а его концы — ком- лем и вершинкой.
«Живот» и «спина». У прута всегда есть не- большая кривизна, и внутреннюю часть кри- вой назовем «животом», внешнюю — «спи- ной». На срезах прута вы можете увидеть более мягкую сердцевину.
Важно различать комель и вершинку, пото- му что они отличаются по толщине, а это озна- чает, что при плетении корзин их используют по-разному. Даже на очень коротком отрезке прута можно понять, где комель — он всегда толще. Если на куске прута осталась кора, то почки подскажут, где какой конец, поскольку они всегда направлены вверх, к вершинке.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом