Тема: Слагаемые. Сумма. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Ход урока 1.Организационное начало урока Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения! 2. Актуализация знаний 1. Целеполагание - Сегодня мы узнаем, как называются числа при сложении и вычитании. Будем решать примеры и отвечать на сказочные вопросы. 9 4 8 6 7 3
Ш И П У К Н - Расставьте данные числа в порядке возрастания, чтобы узнать, в мир сказок какого писателя мы отправимся. - А.С. Пушкин – великий русский писатель, произведения которого интересны и любимы и взрослыми, и детьми. Наш урок математики будет посвящён сказкам А. С. Пушкина, которые он написал, заложив в основу народные сказки, рассказанные ему любимой няней. 2.Устный счёт 1)
- Сколько стихотворных сказок было написано Александром Сергеевичем?
- Правильно, пять.
- Из какой сказки эти строки? Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт. - Попробуйте справиться со следующим заданием и «расщёлкать» цепочку примеров, как белка – золотые орешки. 5 – 1 ○ -2 ○ +3 ○ -2 ○ +2 ○ -1 □
1 +2 ○ -2 ○ +3 ○ +2 ○ -3 ○ +1 □
- Проверь себя. 2)
– Помогите закончить следующие строчки: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
По морю, по океану
В царство славного … Салтана.
- Молодцы! Вы должны отправить кораблики к нужному берегу. - Проверь себя. 3)
- Царица и её сын Гвидон плыли по морю в бочке 3 дня и 3 три ночи. Сколько дней и ночей царица и её сын находились в бочке? - Правильно, шесть. Три плюс три будет – шесть. - Отгадайте загадку. Я круглое и гладкое.
Но не румяное и не сладкое.
Глядят в меня,
А видят себя. (Зеркало)
- Кто из героев сказок А. С. Пушкина очень часто смотрел в зеркало? - Правильно, царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- До обеда царица смотрелась в зеркало 5 раз, а после обеда – 2раза. Сколько раз посмотрела царица в зеркало за весь день?
- Правильно, семь раз. Потому что к пяти прибавить два будет – семь.
- В лесу жили в домике 7 богатырей и одна царевна. Сколько всего человек жило в домике? - Совершенно верно, восемь. К семи прибавить один будет – восемь. 4) - Из каких фигур состоит иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». - Домик состоит: из синего большого квадрата и жёлтого маленького квадрата, из красного большого треугольника и зелёного маленького треугольника.
Дерево состоит из зелёного овала и коричневого четырёхугольника.
Солнышко – это жёлтый круг. Пенёк – коричневый квадрат. Физкультминутка для глаз Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано:
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг. Актуализация знаний 2 3. Формирование знаний - Сколько кораблей с белыми парусами? Шесть.
- Сколько кораблей с красными парусами? Два.
- Сколько всего кораблей? Восемь.
- Правильно. - Число 6 – это первое слагаемое; число 2 – это второе слагаемое; число 8 – сумма. - Запись чисел «шесть плюс два» читается: «Сумма чисел шесть и два».
Таким образом, числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения – их суммой. Два «слагаемые» в ряд
Друг за дружкою стоят.
Вслед за ними знак «равно» -
Он известен нам давно.
Что в итоге получаем,
Словом «суммой» называем. - Назовите второе слагаемое. Два. - Найдите сумму чисел четыре и один. Сумма чисел четыре и один равна пяти. - Назовите каждое число в этой записи математическим «именем».
- Слагаемое, слагаемое, сумма. - Сколько рыбок поймал старик? Шесть.
- Сколько рыбок кот пытается съесть? Две.
- Правильно. Шесть минус два равно – четыре. - В математике число шесть в таких равенствах называют уменьшаемым, число два – вычитаемым, четыре – разностью.
- Запись чисел «шесть минус два» читается: «Разность чисел шесть и два». Значит, число, которое уменьшают, называется уменьшаемым, а число, которое вычитают, называется вычитаемым. Результат является разностью. Хоть я у всех всё отнимаю,
Но это вовсе не беда.
Я роль свою ведь выполняю,
А это, верьте, не со зла.
Поэтому вы знать должны
что компоненты все важны.
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. - Назовите уменьшаемое. Восемь. - Найдите разность чисел шесть и один. Разность чисел шесть и один равна пяти. - Назовите числа в примере их математическим «именем». Физкультминутка
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. Актуализация знаний 3 4. Закрепление знаний Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
- Из какой сказки эти строки?
- Правильно, «Золотой петушок». 1) - У Васи было три книги. Ему подарили ещё 2 книги. Сколько книг стало у Васи? Правильно, пять. Запишите этот пример. Назовите первое слагаемое –три; второе слагаемое – два; сумму – пять. 2)
○ ○ ○ ○ ● ● □ □ □ □ □ ■ ■ ■ ▲ ▲ ▲ ▼ ▼ ▼ ▼
4 + 2 = 5 + 3 = 3 + 4 = -Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получится в сумме.
- Первое слагаемое – четыре, второе слагаемое два, сумма – шесть.
- Первое слагаемое – пять, второе слагаемое – три, сумма – восемь.
- Первое слагаемое – три, второе слагаемое – четыре, сумма – семь. - Уменьшаемое равно девяти, вычитаемое – двум. Запиши разность этих чисел и вычисли её. - Уменьшаемое равно четырём, вычитаемое – двум. Запиши разность и вычисли.
4 -2 =2 - Запиши разность чисел пять и два и найди её значение.
5-2=3 3)
- В море плавало восемь золотых рыбок. Одна из них уплыла. Сколько рыбок осталось? - Верно, семь.
От восьми отнять один, будет семь.
- На ветке сидело четыре синички. К ним прилетело ещё две. Сколько птиц стало? - Правильно, восемь. К четырём прибавить два, получится шесть.
- На полянке сидело девять зайчиков. Двое из них побежали в лес. Сколько зайчиков осталось на полянке? -Правильно, семь. От девяти отнять два, равно семь. Пять лодок у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала? - Верно, две.
- От пяти отнять три равно – два. 4) Самостоятельная работа. 1< □ 2 < □ 3< □
6 < □ 7 < □ 5< □
- Запиши справа число, больше данного на один.
- Проверь себя. 1< 2 2<3 3<4
6<7 7<8 5<6 5 – 2= 5- 1- 1 = 2
3 – 2 =
6 -2 =
7 -2 =
- Найди разность по образцу.
- Проверь себя. 3 - 2 = 3 – 1 – 1 =1
6 - 2 = 6 - 1 – 1 = 4
7 - 2 = 7 – 1 – 1 =5 Мама-белка для детишек
Собрала десяток шишек.
Сразу все не отдала,
По одной всего дала:
Старшему - еловую,
Среднему – сосновую,
Младшему – кедровую.
(Сколько шишек осталось у мамы-белки?) -Проверь себя. - Начертите отрезок четыре сантиметра . 4) Задача на смекалку
- В корзинке три яблока. Как поделить их между тремя царевнами так, чтобы одно яблоко осталось в корзинке? - Нужно отдать одно яблоко с корзинкой. 3 Подведение итогов - Узнали героя сказки А.С. Пушкина? Это Балда из сказки « Сказка о попе и работнике его Балде». Помогите ему разложить равенства в корзинки.
- В первую корзинку нужно положить разности , а во вторую - суммы. 7-1 6+4
6-5 3+6
13-4 9+9 - Надеюсь, после этого занятия вам захочется перечитать сказки А.С.
Пушкина. Они многому вас научат. Сказки Пушкина в сердце живут,
Радость и свет всем детям несут!
Вновь помогут они нам с тобой
Восхититься волшебной страной! Рефлексия -Продолжите фразу:
-Я узнал …
-Я умею …
-Мне было трудно …
-Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.8>7>3> перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |