СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ДОПУСК К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Министерством образования принято решение о введении в 2015 году значительных изменений в процедуру и содержание единого государственного экзамена: вводится в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам.
Одна из главных целей творческой работы - мотивировать учеников на чтение, пробудить в них прежний интерес к литературе как к предмету.
Чтение и сочинение - это две грани одного процесса: именно письменная работа по литературе позволяет проявить собственное творческое начало, соприкоснуться с произведениями великих писателей, потому что именно на этапе написания сочинения происходит глубинное осмысление, анализ и синтез усвоенного материала, что приводит к высокому уровню развития коммуникативной компетенции. Письменно высказываясь, ученик мобилизует все свои интеллектуальные резервы, что способствует дальнейшему интеллектуальному и духовному развитию.
В одной из своих статей 3. Прилепин приводит высказывание литератора Павла Басинского: «Нечитающие люди - это низшая каста, потому что спрос на людей, способных читать и понимать, писать и внятно излагать текст, всегда будет очень высок. В любой сфере человеческой деятельности. Если человек видит свою будущность по и качестве разнообразной прислуги, а в качестве субъекта, управляющего пусть не миром, но хотя бы его частью, ему от этого никуда не деться. Он будет читать. Более удобного способа упорядочить свои представления о мире ещё не придумано» .
И большая удача, что с этого года сочинение сохранено как допуск к экзамену, подобная форма экзамена позволит обеспечить успешное формирование коммуникативной компетенции выпускников и создать оптимальные условия для интеллектуального и духовного развития каждого школьника.
Языком документов
«Сочинение требует от учащегося развёрнутого высказывания, даёт возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения обращением к произведению, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию». (Выдержки из Положения по написанию сочинения.)
Итак, для допуска к ЕГЭ по русскому языку выпускникам 2015 года необходимо будет написать сочинение в декабре 2014 года на заданную тему. Писать сочинение они будут в школах. Предлагаемая форма оценки работы: зачёт/незачёт + возможность получить 10 баллов по разработанным критериям, которые будут учитываться вузами.
Выпускники, не удовлетворённые полученным результатом экзамена, смогут пересдать его в дополнительные сроки - ориентировочно в феврале.
На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Рекомендуемый объём работы - 300—350 слов.
Заранее темы выпускного сочинения известны не будут. Опубликованы лишь наименования пяти тематических блоков тем.
Конкретные темы из этих блоков озвучиваются в день экзамена. Предполагается, что для каждого региона будут свои темы..
Жанры выпускных сочинений
На сегодняшний день выделено три основных жанра итоговых сочинений:
сочинение-рассуждение литературоведческого характера,
сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему,
сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-философскую или иную проблемную тему.
Но в то же время допускается написание сочинения в любой форме: даже драматической и поэтической.
Жанровая типология сочинений впоследствии может быть изменена или дополнена. Но уже определено, что сочинение, которое будут писать в декабре школьники, должно быть написано как сочинение-рассуждение и непременно с опорой на текст: художественный (русская и мировая литература), научный, публицистический.
Сочинение ученики пишут в школе.
Нельзя пользоваться текстами произведений и орфографическими словарями.
Писать сочинение выпускники будут на бланках, таких же, как на ГИА (ЕГЭ), чёрными гелевыми ручками, работы будут сканироваться. Черновики проверяться не будут.
Сочинение - бонус, результаты его могут учитываться при поступлении в вуз, и эта позиция будет внесена в правила зачисления абтуриептов в вузы. Цена бонуса - от 1 до 10 баллов.
Проверять сочинения будут в школе усилиями комиссии, которая формируется администрацией школы и утверждается приказом директора.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЕКАБРЬСКОГО СОЧИНЕНИЯ Определены пять направлений тем итогового сочинения, на них можно ориентироваться при подготовке к этому виду письменной работы. Конкретные же темы, как отмечалось выше, станут известными лишь в день экзамена и будут распределены по регионам в соответствии с часовыми поясами.
«Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова,
нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Спор поколений: вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы)
Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Таким образом, в рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.
Инструкция для выпусников
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПУСКНЫХ СОЧИНЕНИЙ (ПРОЕКТ) Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставля ется «зачет» ).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Критерии оценивания
| Баллы
| К1. Соответствие теме
| Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
| 2
| Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
| 1
| Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
| 0
| К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
| Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
| 2
| Критерии оценивания
| Баллы
| Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.
| 1
| сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
| 0
| КЗ. Композиция
| Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
| 2
| Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.
| 1
| Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
| 0
| К4. Качество речи
| Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
| 2
| Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
| 1
| Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
| 0
| К5б. Оригинальность сочинения
| Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
| 1
| Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
| 0
| К6. Речевые нормы
| Допущено не более 2 речевых ошибок.
| 2
| Допущены 3-4 речевые ошибки.
| 1
| Допущены 5 и более речевых ошибок.
| 0
| Критерии оценивания
| Баллы
| К7. Орфографические нормы
|
| Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
| 3
| Допущены 2-3 орфографические ошибки.
| 2
| Допущены 4-5 орфографических ошибок.
| 1
| Допущено более 5 орфографических ошибок.
| 0
| К8. Пунктуационные нормы
|
| Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
| 3
| Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.
| 2
| Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.
| 1
| Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
| 0
| К9. Грамматические нормы
|
| Допущено не более 2 грамматических ошибок.
| 2
| Допущены 3-4 грамматические ошибки.
| 1
| Допущено 5 и более грамматических ошибок.
| 0
| К10. Фактическая точность в фоновом материале
| Фактические ошибки отсутствуют.
| 1
| Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
| 0
| МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
| 20
| Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу Отметка по десятибалльной системе оценивания
| 0
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Первичный балл
| 0-4
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17
| 18
| 19
| 20
| МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |