Главная страница

Зачет. методические рекомендрации к сочинению. Сочинение по литературе допуск к итоговой аттестации по русскому языку


Скачать 248.5 Kb.
НазваниеСочинение по литературе допуск к итоговой аттестации по русскому языку
АнкорЗачет. методические рекомендрации к сочинению.doc
Дата13.10.2017
Размер248.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗачет. методические рекомендрации к сочинению.doc
ТипСочинение
#28607
страница1 из 4
  1   2   3   4


СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ДОПУСК К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Министерством образования принято решение о введении в 2015 году значитель­ных изменений в процедуру и содержание единого государственного экзамена: вво­дится в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочинения, успеш­ная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам.

Одна из главных целей творческой работы - мотивировать учеников на чтение, пробудить в них прежний интерес к литературе как к предмету.

Чтение и сочинение - это две грани одного процесса: именно письменная работа по литературе позволяет проявить собственное творческое начало, соприкоснуться с произведениями великих писателей, потому что именно на этапе написания сочи­нения происходит глубинное осмысление, анализ и синтез усвоенного материала, что приводит к высокому уровню развития коммуникативной компетенции. Письменно высказываясь, ученик мобилизует все свои интеллектуальные резервы, что способствует дальнейшему интеллектуальному и духовному развитию.

В одной из своих статей 3. Прилепин приводит высказывание литератора Павла Басинского: «Нечитающие люди - это низшая каста, потому что спрос на людей, способных читать и понимать, писать и внятно излагать текст, всегда будет очень высок. В любой сфере человеческой деятельности. Если человек видит свою будущ­ность по и качестве разнообразной прислуги, а в качестве субъекта, управляющего пусть не миром, но хотя бы его частью, ему от этого никуда не деться. Он будет читать. Более удобного способа упорядочить свои представления о мире ещё не при­думано» .

И большая удача, что с этого года сочинение сохранено как допуск к экзамену, подобная форма экзамена позволит обеспечить успешное формирование коммуни­кативной компетенции выпускников и создать оптимальные условия для интеллек­туального и духовного развития каждого школьника.

Языком документов

«Сочинение требует от учащегося развёрнутого высказывания, даёт возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения обращением к про­изведению, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произ­ведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоя­тельности и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисципли­ны, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и куль­турному развитию». (Выдержки из Положения по написанию сочинения.)

Итак, для допуска к ЕГЭ по русскому языку выпускникам 2015 года необходи­мо будет написать сочинение в декабре 2014 года на заданную тему. Писать сочи­нение они будут в школах. Предлагаемая форма оценки работы: зачёт/незачёт + возможность получить 10 баллов по разработанным критериям, которые будут учитываться вузами.

Выпускники, не удовлетворённые полученным результатом экзамена, смогут пересдать его в дополнительные сроки - ориентировочно в феврале.

На всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Рекомендуемый объём работы - 300—350 слов.

Заранее темы выпускного сочинения известны не будут. Опубликованы лишь наименования пяти тематических блоков тем.

Конкретные темы из этих блоков озвучиваются в день экзамена. Предполагается, что для каждого региона будут свои темы..




Жанры выпускных сочинений

На сегодняшний день выделено три основных жанра итоговых сочинений:

  • сочинение-рассуждение литературоведческого характера,

  • сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему,

  • сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-философскую или иную проблемную тему.

Но в то же время допускается написание сочинения в любой форме: даже драма­тической и поэтической.

Жанровая типология сочинений впоследствии может быть изменена или допол­нена. Но уже определено, что сочинение, которое будут писать в декабре школьни­ки, должно быть написано как сочинение-рассуждение и непременно с опорой на текст: художественный (русская и мировая литература), научный, публицистиче­ский.

Сочинение ученики пишут в школе.

Нельзя пользоваться текстами произведений и орфографическими словарями.

Писать сочинение выпускники будут на бланках, таких же, как на ГИА (ЕГЭ), чёрными гелевыми ручками, работы будут сканироваться. Черновики проверяться не будут.

Сочинение - бонус, результаты его могут учитываться при поступлении в вуз, и эта позиция будет внесена в правила зачисления абтуриептов в вузы. Цена бонуса - от 1 до 10 баллов.

Проверять сочинения будут в школе усилиями комиссии, которая формируется администрацией школы и утверждается приказом директора.


ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЕКАБРЬСКОГО СОЧИНЕНИЯ

Определены пять направлений тем итогового сочинения, на них можно ориенти­роваться при подготовке к этому виду письменной работы. Конкретные же темы, как отмечалось выше, станут известными лишь в день экзамена и будут распреде­лены по регионам в соответствии с часовыми поясами.

  1. «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова,

нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особен­ностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

  1. Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причи­нах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

  1. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют пораз­мышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаи­модействия человека и природы.

  1. Спор поколений: вместе и врозь

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологиче­ской, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы)

  1. Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспек­тах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Таким образом, в рамках указанных тематических направлений итогового сочи­нения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обяза­тельную опору на произведения русской и мировой литературы.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочине­нию (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отече­ственной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Инструкция для выпусников

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напи­шите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстра­ивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произ­ведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количе­ство привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформле­ние и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПУСКНЫХ СОЧИНЕНИЙ (ПРОЕКТ)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основ­ными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автома­тически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количе­ство слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в опреде­лении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (напри­мер, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуни­кативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использо­вания литературного материала; показывает разный уровень осмысления литера­турного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, пробле­матика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения лите­ратурного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассу­ждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотно­шение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.




Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различ­ные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет терми­ны, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставля ется «зачет» ).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и пони­мание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ критерии оценивания итогового сочинения организациям
и, реализующими образовательные программы высшего образования

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе пред­ложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по кри­терию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерии оценивания

Баллы

К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

2

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, комму­никативный замысел сочинения прослеживается.

1

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой лите­ратуры по собственному выбору, определяя свой путь использования ли­тературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сю­жет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием лите­ратурного материала (ошибка в написании автора и названия произведе­ния, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжет­ной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

2

Критерии оценивания

Баллы

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произве­дения;

и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием ли­тературного материала.

1

сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не ста­новясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

0

КЗ. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью из­ложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логиче­ски связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.

1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написан­ного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

0

К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

2

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бед­ностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует про­сторечными выражениями и вульгаризмами.

0

К5б. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к рас­крытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожи­данные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0

К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

2

Допущены 3-4 речевые ошибки.

1

Допущены 5 и более речевых ошибок.

0

Критерии оценивания

Баллы

К7. Орфографические нормы




Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

2

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

1

Допущено более 5 орфографических ошибок.

0

К8. Пунктуационные нормы




Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

0

К9. Грамматические нормы




Допущено не более 2 грамматических ошибок.

2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

0

К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

0

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

20

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Отметка по десятибалль­ной системе оценивания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Первичный балл

0-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18

19

20

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ
  1.   1   2   3   4
связь с админом