Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Современные методы обучения скорочтению, эффективность которых подтверждена научными экспериментами и исследованиями ученых американских университетов, основа книги Ли Кларка


НазваниеСовременные методы обучения скорочтению, эффективность которых подтверждена научными экспериментами и исследованиями ученых американских университетов, основа книги Ли Кларка
АнкорСовременные методы обучения скорочтению.pdf
Дата08.04.2019
Размер2.05 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSovremennye_metody_obuchenia_skorochteniyu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43239
страница1 из 25
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Современные методы обучения скорочтению, эффективность которых подтверждена научными экспериментами и исследованиями ученых американских университетов, - основа книги Ли Кларка.
Автор утверждает, что любой человек с нормальным интеллектом может научиться читать вдвое (и даже втрое) быстрее, чем он делал это прежде, и в результате - расширить свой кругозор, добиться большего в образовании, профессиональной деятельности и т.п.
Эта методика с успехом применяется в центрах по обучению быстрому чтению в сотнях колледжей и университетов по всему миру.
Среди самых невероятных человеческих достижений, занесенных в Книгу рекордов Гинесса, есть и рекорд быстрого чтения: 60 тысяч знаков в минуту. С такой скоростью можно "проглотить" за час объемистый роман. Но надо ли к этому стремиться, если от прочитанного не останется и следа?
Специальная методика, разработанная психологами, позволяет освоить навыки скорочтения при его максимальной эффективности. Сегодня, на пороге Века
Информации, без этого просто не обойтись человеку, имеющему дело с книгой или компьютером.
Техника быстрого чтения научит вас с одного взгляда на страничку воспринимать основные идеи текста.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
I. ЧИТАЕМ БЫСТРЕЕ И ЭФФЕКТИВНЕЕ, ЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЛИ ДО СИХ
ПОР

Что могут дать вам занятия?
Что дали эти занятия другим людям?

Что вам предстоит?
С какой скоростью вы сейчас читаете?
Поверьте в то, что вы можете читать быстрее
Шесть правил быстрого понимания
II. КАК РАЗВИТЬ ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
Имя игры - необходимость
Вызов необходимости
Упражнения на точное реагирование
III. ИЗМЕНЯЕМ СКОРОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Вы - участник психологического эксперимента
Эксперимент - часть I
Эксперимент - часть II
Эксперимент - часть III
Выводы по эксперименту
IV. ЧИТАЕМ, ВЫДЕЛЯЯ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ

Насколько эффективно вы читаете?
Главные идеи и дополняющие детали

V. ВСЕ О ВОСПРИЯТИИ
Чтение - зрительный процесс
Опыт с фиксациями
Длительность фиксации
Ключ к быстрому чтению
Поле ясного видения и периферическое зрение
Тренировка на восприятие I
Тренировка на мгновенное восприятие слов
Тренировка восприятия фраз
Схватываем центральную идею текста, абстрагируясь от мелочей
Чтение и перечитывание
VI. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ, ВОКАЛИЗАЦИЯ И РЕГРЕССИИ
Внутренняя речь
Вокализация
Регрессии
Тренировка на восприятие II
Читаем для удовольствия
VII. БЫСТРО ВНИКАЕМ В СУТЬ
Детали - это не ваша забота
Выделение идей автора
Тренировка на восприятие III
Продолжение практики на коротких текстах

Вызов вредным привычкам при чтении
Второй тест на запоминание
Тренировка на восприятие IV
VIII. СЛОВАРЬ ЧИТАТЕЛЯ
Проверим словарный запас
Тренировка на восприятие V
Чувствуем логическую структуру текста "Тема" и "вариации"
Второй вызов вашей технике чтения.
IX. КАК ЧИТАТЬ С АКТИВНЫМ ПОНИМАНИЕМ
Реагируем на основную идею

Применяете ли вы основные принципы обучения на практике?
Тренировка на восприятие VI
X. РАЗМЫШЛЯЕМ ВМЕСТЕ С АВТОРОМ
Размышляем вместе с автором
Тренировка на восприятие VII
XI. КАК "СКОЛЬЗИТЬ" ПО ТЕКСТУ
Чем вызвана необходимость "скольжения"
Принципы "скольжения"
Тренировка "скольжения"
Когда "скользить"
Тренировка на восприятие VIII

Третий вызов вашей технике чтения
XII. ЕЩЕ И ЕЩЕ ПРАКТИКУЕМСЯ В ИЗВЛЕЧЕНИИ СУТИ
ПРОЧИТАННОГО.
Сосредоточиваемся на сути
Тренировка на восприятие IX
XIII. ЧИТАЕМ ПРОБЛЕМНЫЙ МАТЕРИАЛ С ХОРОШИМ ПОНИМАНИЕМ
Преодоление барьера скорости
Четвертый вызов вашей технике чтения.
XIV. КРИТИЧЕСКИ ВОСПРИНИМАЕМ ПРОЧИТАННОЕ
Важность скептицизма
Долгосрочная программа по чтению
XV. ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕНИРОВКА В БЫСТРОМ ПОНИМАНИИ
Последние тесты на быстрое чтение
Напутствие на будущее

Предисловие
Каждый умеющий читать может научиться делать это быстрее и лучше.
Наиболее эффективный способ достижения профессионализма в любом деле - это постоянная практика под руководством профессионалов. Поэтому необходимо читать, читать и еще раз читать, следуя эффективной методике.
Данная книга представляет собой руководство, содержащее современные методы обучения скорочтению. В ней делается упор на пять основных принципов, соблюдение которых обострит ваше восприятие, ускорит понимание, увеличит эффективность и скорость чтения.
1. Читаем больше, выделяя для этого больше времени.
Описываются и приветствуются методы прочтения целого романа за один вечер. Желательно читать книги из различных областей знаний, художественную литературу, детективы, фантастику и т. д. Читайте больше, постоянно расширяя свой кругозор, выделяя все больше времени для чтения.
2. Читаем все, всегда и везде, спокойно и сосредоточенно.
Постепенно, глава за главой, урок за уроком, упражнение за упражнением вы научитесь не отвлекаться при чтении.
3. При чтении выделяем логическую структуру текста.
Все прочитанное тщательно анализируется. Вы быстро схватываете то, как автор строит материал, его образ мыслей.
Совершенствуем свое мастерство, выделяя основные идеи текста и абстрагируясь от несущественных деталей.
4. Развиваем гибкость при чтении.
Меняем скорость чтения в зависимости от цели и сложности материала.
Совершенствуем различные типы чтения: чтение с целью обучения, просматривание текста, развлекательное чтение и т.д. Практикуя эти методы (в зависимости от цели и сложности материала), вы обнаружите, что эффективность вашего чтения значительно возросла.
5. Понимаем больше за меньшее время.
Тщательно подобранные упражнения помогут вам повысить скорость восприятия и увеличить эффективность использования периферийного зрения.
Данное пособие по скорочтению при серьезной, постоянной и методичной работе существенно повысит скорость и эффективность работы с печатным текстом.

ЧИТАЕМ БЫСТРЕЕ И ЭФФЕКТИВНЕЕ, ЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЛИ ДО СИХ ПОР
Обзор главы
В этой главе вы узнаете, что способны читать примерно на пятьдесят процентов эффективнее, чем делаете это сейчас.
Если вы относите себя к средним, нетренированным читателям, то должны сразу признать существование следующего факта: вы читаете слишком медленно.
Даже сейчас, когда читаете данную книгу, вы делаете это слишком медленно, гораздо медленнее, чем это необходимо для хорошего понимания. Более того, вы читаете значительно медленнее, чем способны это делать.
Низкая скорость чтения у среднего нетренированного читателя обусловлена тремя факторами:
1. Плохими привычками, выработанными годами неэффективного чтения.
2. Пассивной техникой понимания, которая препятствует полной концентрации и быстрой реакции на прочитанное.
3. Нерациональной техникой восприятия, которая приводит к потере времени на интерпретацию того, что вы видите.
Таким образом, вы читаете медленно не потому, что вы плохой читатель, а потому, что вы читаете неэффективно. В этой главе вы узнаете:
- как эффективная методика быстрого чтения за короткое время сможет увеличить скорость чтения и улучшить понимание прочитанного;
- как данная методика увеличила эффективность чтения у тысяч студентов;
- как определить свою обычную скорость чтения на материале средней трудности;
- как определить свою потенциальную скорость чтения на таком же материале;
- как применять шесть основных правил эффективного чтения для достижения вашей потенциальной скорости чтения.

Урок 1 Что могут дать вам занятия?
Давайте посмотрим:
- вы за короткий период времени увеличите скорость чтения на пятьдесят-
шестьдесят процентов;
- при постоянных и интенсивных тренировках с течением времени вы сможете удвоить или даже утроить свою нынешнюю скорость чтения;
- вы научитесь схватывать суть материала с одного взгляда на страницу без затраты времени и усилий;
- сформируете эффективную привычку ясного и быстрого выделения главного и абстрагирования от излишних деталей;
- если вам удастся приобрести все эти полезные качества всего лишь за несколько месяцев занятий, то, наверное, стоит попробовать.
Представим себе такую ситуацию.
Вы - студент колледжа, страдающий от неумения перерабатывать большое количество информации. Число книг, обязательных для прочтения, растет с каждой неделей.
Есть ли выход из этой ситуации? Да!
Занимаясь по нашей методике:
- вы сможете стать хозяином положения;
- вы будете с уверенностью смотреть в будущее, а чтение доставит вам удовольствие - ведь вы научитесь быстро и точно усваивать суть материала;
- вы сможете освоить технику быстрого извлечения сути из страницы, главы или целой книги с полной концентрацией, без усилий и пота.
Наверное, стоит попробовать!
Рассмотрим еще один пример.
Сейчас вы читаете не более десяти книг в год. Работая с нами:
- вы сможете прочитывать двадцать и более книг без дополнительных затрат времени;
- используя технику активного понимания и восприятия, научитесь прочитывать книгу средней толщины за один или два вечера при полной концентрации внимания;
- вы научитесь просматривать ежедневные газеты и журналы, затрачивая при этом в два раза меньше времени, с высоким качеством усвоения;
- вы приобретете навык активного чтения;
- процесс чтения станет для вас удовольствием.

Не стоит ли все это нескольких месяцев систематических занятий?
Рассмотрим еще несколько ситуаций.
Вы - бизнесмен. Ежедневно на вашем столе появляется кипа газет, журналов, корреспонденции - все это имеет отношение к вашим служебным обязанностям.
Каждая единица информации должна быть прочитана быстро и внимательно.

Важно, чтобы вы умели с одного взгляда на страницу в течение нескольких секунд извлекать всю необходимую информацию. Вы не можете позволить себе читать медленно - у вас нет на это времени. Вы знаете, что должны развить способность просматривать материал на самой высокой (возможной для вас) скорости.
Может быть, вы - юрист, бухгалтер, налоговый инспектор, инженер, ученый, редактор, корректор. В течение рабочего дня вам необходимо в некоторых случаях читать медленно, тщательно, слово за словом, поскольку каждый слог, каждый знак препинания, каждая мелочь должны быть изучены и проверены.
Таким образом, вы приобрели привычку тщательного, скрупулезного, медленного чтения с пристальным вниманием к мелким деталям. Какой же результат? Ваш способ чтения в офисе или на предприятии достаточно эффективен и соответствует требованиям вашей профессии. Но когда вы читаете литературу другого плана, например, для удовольствия и развлечения, то обнаруживаете, что ваша профессиональная манера чтения распространилась и на личную жизнь. И вам требуется час, чтобы прочитать статью в журнале, и месяц или более - для того, чтобы закончить легкий роман. Сначала вы замечаете это с удивлением, затем с возрастающим раздражением, поскольку вам мало что удается прочитать в свободное время.
А может быть, вы - школьник или студент, и за то время, пока вам удается прочесть несколько страниц, ваши коллеги прочитывают целые главы. Несмотря на то, что все больше времени посвящаете учебе, вы со страхом осознаете, что не справляетесь с программой. Вы начинаете понимать, что читаете слишком медленно и неэффективно, отвлекаетесь, плохо усваиваете прочитанное и не удерживаете его в памяти, а ведь память у вас не хуже, чем у других. (Через некоторое время после начала тренировок вы обнаружите причинно- следственные связи между эффективностью чтения, скоростью, точностью понимания и запоминанием.)
Теперь, когда вы осознали, что условия вашей жизни, профессиональная необходимость требуют прочитывать гораздо большее количество литературы за меньшее время, или почувствовали дискомфорт от несоответствия объема поступающей информации вашей производительности, готовы ли вы потратить несколько месяцев на интенсивные занятия, которые реально увеличат скорость и эффективность вашего чтения?
Цель данной книги - помочь вам достичь всех вышеперечисленных целей.
Это пособие состоит из уроков, тщательно выполняя которые вы станете читать гораздо быстрее и эффективнее. Но одного прочтения этой книги недостаточно -
над ней нужно упорно и методично работать, не пропуская ни одной страницы, тщательно выполняя все упражнения. И что самое главное - у вас должно быть сильное желание работать.
Если вы собрались серьезно поработать над этой книгой, то вам потребуются недели и месяцы упорного труда. Этот труд будет тяжелым, но каждый маленький успех будет заметно увеличивать скорость и эффективность вашего чтения. И когда вы закончите последний урок данного пособия, то обнаружите, что научились читать с такой скоростью и эффективностью, какую вряд ли могли себе представить.

Что дали эти занятия другим людям?
Есть ли уверенность в том, что эффективность и скорость чтения могут быть увеличены за сравнительно короткий период времени? Да, есть. Это подтверждено научными исследованиями и лабораторными экспериментами.
То, что человек с нормальным интеллектом может научиться читать быстрее и эффективнее, - не теория, а факт.
Этот факт был подтвержден в центрах по обучению быстрому чтению, в сотнях колледжей и университетов по всему миру. Вот несколько произвольно выбранных примеров.
Университет Флориды: 175 взрослых обучались на трехмесячных курсах
(одно четырехчасовое занятие раз в неделю). В состав группы входили представители различных профессий: бизнесмены, учителя, адвокаты, журналисты и другие. В начале курса обучения 111 студентов читали со скоростью от 115 до 210 слов в минуту, что соответствует уровню средней школы. К концу обучения почти все они показали значительное улучшение, 52 из этих 111 стали читать со скоростью 295-325 слов в минуту - это уровень высшей школы.
Директор центра скорочтения колледжа г. Дартмута доктор Роберт М. Беар сообщает: "За десятилетний срок обучения студентов скорочтению я видел мало новичков, которые читали так быстро и эффективно, как им следовало бы читать, и как они смогли читать после короткого курса обучения. Из года в год наши занятия начинаются при средней скорости чтения около 230 слов в минуту и заканчиваются через несколько недель при скорости около 500 слов в минуту".
Профессора Рассел Коспер и Беррис Миллс в журнале "Высшее образование" описывают случай, когда группа первокурсников из 307 человек проходила курс
обучения скорочтению в течение 15 недель. Члены этой группы увеличили скорость чтения на 62 процента. Другая группа из 282 человек с точно такими же способностями проходила обычный курс обучения. За тот же самый период прирост скорости составил только 9 процентов.
Профессора Коспер и Миллс, сравнивая результаты этих двух групп, пришли к следующему выводу: при обычном курсе обучения скорость и эффективность чтения увеличиваются очень медленно или совсем не увеличиваются. Но при работе, непосредственно направленной на увеличение скорости чтения, определенно можно добиться значительных результатов.
Еще один пример: группа, состоящая из студентов в возрасте от 31 до 41 года, к окончанию процесса обучения в среднем увеличила скорость чтения с 245 до
470 слов в минуту - прирост составил свыше 90 процентов. Более старшая группа
(средний возраст 46-58 лет) увеличила скорость чтения с 256 до 414 слов в минуту - прирост составил около 60 процентов.
Возраст (в нашем примере 30-40 лет) может играть некоторую роль в замедлении темпов обучения скорочтению, но, по-видимому, нет препятствий для увеличения скорости - заметьте, что люди старшего возраста отстали в прогрессе от первокурсников только на 2 процента (см. пример выше).
Профессор Эрнст Кин отмечает: "...можно прийти к выводу, что с возрастом прирост в скорости чтения замедляется, но имеет место небольшое преимущество в понимании. В целом, прогресс людей старшего возраста сравним с прогрессом студентов младших курсов высших учебных заведений, что опровергает старую английскую поговорку о невозможности научить старую собаку новым трюкам".
И, наконец, последний пример: в лаборатории скорочтения городского колледжа в Нью-Йорке группа студентов из 14 человек к концу 12-недельного курса обучения достигла среднеарифметического прироста скорости в 69,1 процента. Обратите внимание на некоторые радикальные улучшения в скорости, представленные в таблице ниже.

Анализируя сообщения из различных центров обучения скорочтению, можно прийти к следующим выводам: а) большинство нетренированных студентов читают неоправданно медленно и неэффективно; б) после относительно короткого периода интенсивного обучения эти студенты могут значительно улучшить скорость и эффективность чтения.

Что вам предстоит?
По мере роста тренированности измеряйте прирост эффективности чтения.
Индивидуально эти изменения могут быть небольшими, но обязательно ощутимыми, и постепенно будут накапливаться. В конечном счете, они приведут к приобретению новых полезных привычек при чтении, которые позволят вам господствовать над страницей.
Главным принципом упражнений этой книги является следующее утверждение: вы, а не книга, страница, абзац, являетесь хозяином положения.
Вы - хозяин, а книга, страница, абзац могут стать вашими покорными слугами.
Во время работы над книгой вы будете находиться в постоянном состоянии борьбы с самим собой, с вашим прежним читательским "Я".

Почему вы читаете лучше сегодня, чем вчера?
Насколько быстрее вы читаете сейчас, чем на прошлой неделе?

С какими навыками вы подходите к чтению данного конкретного упражнения?
С какой скоростью и эффективностью вы справляетесь с данным
упражнением и насколько лучше делаете это по сравнению с прошлой неделей, месяцем?

На сколько больше книг вы теперь прочитываете за тот же период времени?
И главное: насколько больше удовольствия вы теперь получаете от чтения?
Для того чтобы сделать все эти сравнения, необходимо постоянно вести статистику скорости чтения и эффективности понимания.
Вы будете ставить для себя одну за другой конкретные цели и урок за уроком отмечать, насколько успешно к ним продвигаетесь.
По мере роста вашего мастерства вы будете устанавливать личные рекорды скорости и эффективности, а затем стараться побить эти рекорды.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей