№
| Определение
| Нормативно-правовой документ
|
1
| Абилитация – используется в международной практике комплекс услуг, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития клиента.
| Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е.И. Холостова, - М., 2007. - с. 155.
|
2
| Адаптация социальная – система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.
| Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.7.
|
3
| Аморальный образ жизни – образ жизни не соответствующий общепринятым нормам (пьянство, дебоши, употребление наркотических и психотропных веществ).
| Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е.И. Холостова, - М., 2007. - с. 33
|
4
| Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
| Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.
|
5
| Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
| Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.
|
6
| Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
| Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.
|
7
| Благополучие – это обычное, без отклонений от нормы, нежелательных явлений состояние кого-либо.
| Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 11.
|
8
| Группы риска - это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели.
| С.В. Тетерский Введение в социальную работу.- М., 2005. - с. 47.
|
9
| Группа социального риска - граждане, которые подвержены опасным отрицательным воздействиям, подрывающим социальную безопасность общества. Традиционные группы риска – это алкоголики, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, бомжи.
| Краткий словарь терминов и определений И.М. Барсукова., Л.Т. Дулинова, И.Е. Кокарев. - М., 2004. - с. 36
|
10
| Дети группы риска – это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
| Наставничество – индивидуальная форма сопровождения подростков группы риска: метод. сборник / Под ред. Е.Н. Панченко. - с. 41.
|
11
| Дети группы риска – 1) дети, которые уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных воздействий или воздействий окружающей среды (например, дети, оставшиеся без попечения родителей); 2) дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, не адекватным нормам и требованиям ближайшего окружения (семьи, школы, детского сада).
| Проблемы детской беспризорности и безнадзорности: система понятий: справочное пособие / Под ред. Н.П. Ивановой. - с. 23.
|
12
| Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети-инвалиды; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети – жертвы насилия; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
| Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005.
|
13
| Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными).
| Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1.
|
14
| Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
| Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1.
|
15
| Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
| Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.
|
16
| Лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей– лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
| Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1.
|
17
| Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.
| Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. - с. 73.
|
18
| Насилие в семье – любой акт насилия, совершенный по отношению к члену семьи, который причиняет или может причинить экономический, физический, сексуальный или психологический вред или страдания члену семьи, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольные лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.
| Всеобщая декларация прав человека
|
19
| Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет
| Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.
|
20
| Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
| Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.
|
21
| Опыт (в философии) — основанное на практике эмпирическое познание действительности, единство умений и знаний; в психологии — качество (подструктура) личности, группы, сформированное в процессе их деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки.
| Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 56.
|
22
| Опыт жизненный - это неповторимый своеобразный синтез всевозможных знаний, умений, навыков, впечатлений, чувств, других психических актов и состояний, который формируется в течение человеческой жизни и может быть использован при решении возникающих перед человеком проблем.
| Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. - с. 42.
|
23
| Опыт педагогический а) совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и обучения; б) планомерно поставленный частный или общий эксперимент по какому-либо вопросу педагогической практики. Первичным звеном накопления и распространения О. п. является учебно-воспитательное учреждение, где наглядно выступают достижения лучших учителей. Опыт лучших учителей передается непосредственно в беседах с молодыми учителями, демонстрируется при проведении открытых уроков или внеклассных воспитательных мероприятий. В более обобщенном виде он распространяется в докладах на заседаниях предметных комиссий, методических объединений и педагогических советов. Если опыт учителей выходит за пределы конкретных условий данной школы и приобретает более общий характер, его выявляют и распространяют на уровне района, города, области и т. д.
| Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 56.
|
24
| Патронат социальный – это система взаимоотношений социальной службы с семьей, которая выступает в качестве клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации
| Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 71.
|
25
| Патронаж социально-педагогический – это квалифицированная и адресная помощь приемным родителям при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в условиях замещающей семьи
| Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 72.
|
26
| Правонарушитель - тот, кто совершил правонарушение, преступник.
| Толковый словарь / Под ред. Ефремовой. Т. Ф. 2000. - с. 55.
|
27
| Профилактика— использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. В П. психофизического развития ребенка выделяют первичную, вторичную и третичную: первичная П. — предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии; вторичная П. — предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов; третичная П. — социально-трудовая адаптация лиц, страдающих дефектами.
| Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 67.
|
28
| Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
| Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.
|
29
| Профилактика социальная — профилактическая деятельность, осуществляемая для реализации принципа социальной справедливости.
| Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 67.
|
30
| Реабилитация (лат. rehabilitatio) 1) восстановление в правах; 2) восстановление доброго имени, репутации; 3) восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
| Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. - с. 78.
|
31
| Реабилитация социальная – система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
| Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.8.
|
32
| Реабилитация социально-педагогическая – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе.
| Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. - с. 72.
|
33
| Ресоциализация – восстановление у несовершеннолетних утраченных или не полностью сформированных социальных умений и навыков, необходимых ему для успешного функционирования в социальной среде.
|
Ресоциализация несовершеннолетних в условиях государственного попечения / Под ред. Захаровой Ж.А., - М., 2010, - с. 43.
|
34
| Самоопределение– сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
| Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. - с. 82.
|
35
| Самоопределение социальное - выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления своих целей.
| Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. - с. 82.
|
36
| Семья– лица, связанные родством и (или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство.
| Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.19.
|
37
| Семья группы риска – семья, имеющая в своем составе алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, или лиц, совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия.
| Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.4.5.
|
38
| Семья замещающая – форма семейного и жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.
| Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 58.
|
39
| Семья кровная – это семья где дети и родители являются биологическими родственниками
| Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 59.
|
40
| Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – это семья, которая не в состоянии выполнять свои функции, особенно в отношении детей, в силу объективных социально-экономических условий, вести нормальную жизнедеятельность (болезнь или инвалидность членов семьи, малообеспеченность, безработица, конфликты, изоляция).
| Ресоциализация несовершеннолетних в условиях государственного попечения / Под ред. Захаровой Ж.А., - М., 2010, - с. 21.
|
41
| Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
| Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. - ст. 1.
|
42
|
Семьи неблагополучные – это семьи, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания.
| Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.,2002. - с. 89.
|
43
| Среда (среда жизнедеятельности) – окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с ним общностью этих условий.
| Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.,2002. - с. 93
|
44
| Среда социальная - конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития.
| Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.,2002. - с. 93.
|
45
| Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть.
|
|