Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Справочник по русскому языку для учащихся автор- составитель Бычков А. И. Справочник предназначен для учащихся при их самостоятельной работе при изучении русского языка


НазваниеСправочник по русскому языку для учащихся автор- составитель Бычков А. И. Справочник предназначен для учащихся при их самостоятельной работе при изучении русского языка
Анкор42146 spravochnik po russkomu yazyku dlya uchaschihsya avtor-sostav (1).doc
Дата08.04.2019
Размер0.71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла42146_spravochnik_po_russkomu_yazyku_dlya_uchaschihsya_avtor-sos
ТипСправочник
#43240
страница1 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

«ЭКСПРЕСС- СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ» Автор- составитель Бычков А. И.

Справочник предназначен для учащихся при их самостоятельной работе при изучении русского языка.
Содержание программы по русскому языку:

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

ЧТО ТАКОЕ ТРОП? МЕТАФОРА И МЕТОНИМИЯ.

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Стилистическая фигура (фигура речи) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Она бывает простая, развернутая, лексическая. Что это?

Это метафора.

Что такое метафора?

(В переводе с греческого метафора обозначает перенос. Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).)

Метафора – это один из наиболее распространенных тропов. Как вы думаете: почему?

(Это объясняется тем, что сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Кроме того, нужно отметить такие особенности метафоры, как компактность и образность. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.)

– Даны примеры: говор волн, стальное перо, стрелка часов, нос корабля, ножка стола, заря жизни, дверная ручка, лист бумаги, град пуль, закат пылает, льется речь. Постарайтесь сгруппировать эти примеры. Сколько групп получилось? Обоснуйте ответ.

(Две группы: 1) стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги; 2) говор волн, нос корабля, ножка стола, заря жизни, град пуль, закат пылает, льется речь. В первой группе примеров метафора лексическая (мертвая, окаменевшая, стертая), во второй – простая. Простая метафора построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Если первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается, не осознается говорящим, то это метафора лексическая.)

– Прочитайте следующее предложение:

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

Никто не станет отрицать, что оно метафорично. Какая метафора в данном предложении? Как она называется?(Это развернутая метафора.)

– Дайте определение метонимии и синекдохи. Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа.



1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)

2) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)

3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

4) Перо его местию дышит. (А.К.  Толстой)

5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)


6) Пуще всего береги <...> копейку. (Н.Гоголь)

7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

8) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

9) Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов)

10) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)


Метонимия в переводе с греческого означает переименование. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Синекдоха – разновидность метонимии, в переводе с греческого означает соподразумевание. Синекдоха – это перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот.

В примерах 1, 3, 4, 7, 9 – метонимия, в 2, 5, 6, 8, 10 – синекдоха.

В примере 1 наблюдается связь между предметом и материалом, из которого предмет сделан, в примере 3 – между содержимым и содержащим, в (4) – между действием и орудием этого действия, в (7) – между автором и его произведением, в (9) – между местом и людьми, находящимися на этом месте.

В (2) автор употребляет часть вместо целого (флаги в значении «корабли», в (5) – родовое название вместо видового (светило вместо солнце), в (6) – видовое название вместо родового (копейка в значении «деньги»), в (8) – ед. ч. в значении мн. ч., в (10) – мн. ч. в значении ед. ч.)

– Что объединяет следующие примеры?

1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко)

2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)


3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)

4) Волков бояться – в лес не ходить. (Пословица)

5) Люди знали: где-то, очень далеко от них идет война. (В.Ажаев)


(Примеры 2, 4, 5 отражают явления бессоюзия, а 1, 3 – многосоюзия. Бессоюзие имеет другое название – асиндетон. Бессоюзие – это бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием. У многосоюзия другое название – полисиндетон.

Явление многозначности используется в художественной литературе для усиления образности. Писатель, употребив многозначное слово, имеет в виду его прямое и переносное значение одновременно.
«Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют тропами. Название троп – от греческого tropos (тропос), что значит “образное выражение”, “оборот”» («Русский язык» под редакцией М.В. Панова. 5 класс. МИКО «Коммерческий вестник», М.: 1995).

Задание 30. Проанализируйте, какие значения глагола пилить обыграны в следующем рассказе Ф.Кривина.

КОЛОДА

Нет, не может понять Скрипку Колода.
– Если бы у меня был такой мягкий, такой красивый Футляр, я бы его ни на какие смычки не променяла. И что в этом Смычке Скрипка находит? Только и знает, что пилит ее, а она еще радуется, веселится! Если б меня так пилили...
Пожалуй, в этом Колода права: если бы ее пилили, все выглядело бы совсем иначе.

Задание 31. Найдите тропы в следующих отрывках из художественных произведений и объясните, какой тип переноса использовал писатель.

...Внизу дверь на балкон широко зевала, раскрытая настежь. (И.Тургенев)
Было суровое январское утро; с низменного пасмурного неба сыпался мелкий сухой снег, подгоняемый порывами ветра, он колол лицо как иголками и волнами убегал по мерзлой дороге. (Д.Григорович)

Задание 32. В приведенных отрывках слова употребляются в переносных значениях. Определите, где метафора (перенос по сходству), где метонимия (перенос по смежности), где функциональный перенос.

Лучшие ноги страны съехались в Москву на совещание. Чтобы поговорить о низкой результативности игры в футбол. (Журнал «Крокодил») 2. Поздней осенью, свежий и колкий, бродит ветер, безлюдию рад. (А.Ахматова) 3. Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые... (А.Пушкин) 4. Б Стоял над речкою. Вдали
Мелькали села; здесь и там алкон взвизгнул от радости. – Параллелиз Меногосоюзи – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно используется для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.)

– Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения? (Учитель читает определение, ученики называют термин.)

Стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но разных по значению. – Парономазия (1).

Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. – Антитеза (2).

Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличье волка, коварство – в виде змеи и т.д. – Аллегория (3).

Образное выражение, соГипербола держащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. (4).

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. – Ирония (5).

Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Литота (6).

Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. – Оксюморон (7).

Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. – Олицетворение (персонификация) (8).

Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. – Парафраз и парафраза, перифраз и перифраза (9м (10).Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось не высказанным. – Умолчание (11).

– Установите соответствие данных примеров с приведенными выше определениями.

Не глух, а глуп. – (1)Туманный Альбион (вместо Англия). – (9) Твой ум глубок, что море.Твой дух высок, что горы.(В.Брюсов) – (10)

УПРАЖНЕНИЕ 1

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (В обращении к ослу.) (И.Крылов) – (5)Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин) – (11)О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно? – (8)Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) – (6)В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) – (4)Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) – (2)Сладкая скорбь. – (7)Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица) – (2)– В соответствии с темой урока приведите лингвистический комментарий следующих примеров:1) Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбища.

(А.Пушкин)

2) ...Черноглазую девицу,
   Черногривого коня!(М.Лермонтов) 3) Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.(С.Есенин)4) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
   Вхожу ль во многолюдный храм,
   Сижу ль меж юношей безумных,
   Я предаюсь моим мечтам.(А.Пушкин)

(В начале каждого параллельного ряда во всех примерах повторяются одни и те же элементы. Такая стилистическая фигура называется анафорой, или единоначатием. Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков) – пример 1; морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов) – пример 2; лексической (повторение одних и тех же слов) – пример 3; синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций) – пример 4; строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».)

Вопрос об использовании анафоры в прозаической речи вызвал у учащихся затруднение. Для анализа был дан следующий пример:

Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)(В качестве примера дан период. Период – это сильно распространенное простое предложение или многочленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение. Суть анафоры в периоде заключается в том, что члены периода – повышение и понижение – начинаются одними и теми же словами.)

– Сейчас мы обратимся к примерам, которые позволят понять суть стилистической фигуры, противоположной анафоре.

1) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)

2) Милый друг, и в этом тихом доме
    Лихорадка бьет меня.
    Не найти мне места в тихом доме
    Возле мирного огня!

(А.Блок)

Итак, о чем речь?

(Стилистическая фигура, противоположная анафоре, – это эпифора, т.е. повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).)

– Писатели и поэты в своих произведениях широко используют градацию. Ваша задача – вписать в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.

Градация – это ... (стилистическая) фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая ... (последующая) заключает в себе ... (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается ... (нарастание, реже ослабление) производимого ими впечатления. В зависимости от этого градация бывает ... (восходящей или нисходящей). Градация восходящая – это расположение слов в порядке ... (усиливающегося) значения. Градация нисходящая – это расположение слов в порядке ... (уменьшающегося) значения.

– Определите тип градации в следующих примерах:1) Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)2) Присягаю ленинградским ранам,
    Первым разоренным очагам:
    Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
    Ни крупицы не прощу врагам.(О.Берггольц)

3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков)

(Примеры 1, 3 – градация восходящая, пример 2 – градация нисходящая.)– Поговорим об инверсии. Что такое инверсия?

(Это стилистическая фигура. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.)

– Обратимся к конкретным примерам. Найдите инверсию в следующих предложениях.

1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М.Салтыков-Щедрин)4) Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)

(В первом предложении имеет место инверсия главных членов, во втором – инверсия согласованных определений, в третьем – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия обстоятельства меры и степени.)

– Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. Как вы думаете, какой член предложения оказывается в наиболее выигрышном положении? Проанализируйте следующие примеры:

1) Помогла детям чистейшая случайность.2) Не надеюсь я на его аккуратность.3) За Отчизну сражались герои-партизаны.4) Рассказ он написал замечательный.5) С радостью было воспринято это сообщение.

(В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало, если только это место не является для него обычным, или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. В первом примере инверсировано подлежащее случайность, во втором – сказуемое не надеюсь, в третьем – дополнение за Отчизну, в четвертом – определение замечательный, в пятом – обстоятельство образа действия с радостью.)

– Инверсию каких членов предложения мы наблюдаем в следующих предложениях? (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев)2) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин)3) Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф.Гладков)5) Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково. (С.Аксаков)6) Да, мы дружны были очень. (Л.Толстой)7) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.Тургенев)

– Насколько верно утверждение, что парцелляция и присоединение – это одно и то же, синонимы?

(Верно частично. Присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами. В последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают. Парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения. Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.)

– Дадим определение парцелляции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей