Главная страница

Картотека еженедельных методических рекомендаций ( средняя группа). Картотека еженедельных методических рекомендаций ( средняя груп. Средняя группа (с 4 до 5 лет) Времена года. Осень


Скачать 58.56 Kb.
НазваниеСредняя группа (с 4 до 5 лет) Времена года. Осень
АнкорКартотека еженедельных методических рекомендаций ( средняя группа).docx
Дата25.09.2017
Размер58.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКартотека еженедельных методических рекомендаций ( средняя груп
ТипДокументы
#19136
Каталог


СРЕДНЯЯ ГРУППА (с 4 до 5 лет)
1. Времена года. Осень

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите несколько pa j вместе с ним слово осень и попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос:

  • Какое сейчас время года?

  • Сейчас осень.

Расскажите ребенку, что на улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными или желтыми, они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты. Произнесите вместе с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

  1. Побеседуйте с ребенком об осени на прогулке, понаблюдайте с ним приметы осени. Закрепите произношение отдельных слов и словосочетаний по теме.

  2. Найдите небольшие яркие листики березы, тополя, дуба, клена, покажите их ребенку. Научите ребенка узнавать и различать их.

4. Прочитайте ребенку стихотворение об осенних листьях.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ?

На мою ладошку лист похож у клена, Осенью оранжевый, Летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки, Что склонилась тихо над тропинкой. У осины листья как монеты. У каштана — словно опахала. Было листьев очень много летом. Осенью их очень мало стало.

5. Прочитайте ребенку сказку «Лисичка со скалочкой». Выясните, понравилась ли сказка малышу, что ему запомнилось.

2. Огород. Овощи

  1. Расскажите ребенку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля и огорода убирают осенью.

Сходите с ребенком на рынок или в овощной магазин, рассмотрите овощи, выучите их названия: огурец, помидор, свекла, морковка, картошка. Рассмотрите картинки с изображением овощей.


Произнесите названия овощей сначала сами, затем вместе с ребенком; потом попросите его произнести названия самостоятельно.

3. Прочитайте ребенку стихотворение об овощах.

Овощи просто растут в огороде. Эти видны, эти спрятались вроде. Вот помидор, как фонарик, над грядкой; Вот баклажаны стоят по порядку, Солнцу подставив толстые щеки. Вот кабачки, толстяки, лежебоки. Перец ребристый на ветках висит, Как светофор красный перец блестит. Лук выпускает из грядки стрелу, Репа качает листом на ветру. Прячет морковка свой хвостик в земле, Скоро увижу его на столе. Овощи все уродились на славу. Хрупкий горошек, капуста кудрява. Летом, дружок, не ленись потрудиться, Много тогда овощей уродится.

4. Загадайте и объясните ребенку загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

(Морковка)

Телятки гладки, привязаны к грядке.

( Огурцы)

Произнесите текст вместе с ребенком, а затем предложите ему сделать это самостоятельно.

  1. Расскажите и покажите малышу, что вы готовите из овощей. Привлеките его к приготовлению простейших блюд. Разрешите потрогать, пощупать, понюхать и попробовать на вкус все овощи. Во время этого занятия отрабатывайте произношение названий овощей и глаголов мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.

  2. Помогите ребенку рассказать об овощах, используя материал данного задания и образец.

• Это помидор. Помидор — это овощ. Он растет в огороде. Он круглый, красный, гладкий, мягкий.

7. Учите отвечать на вопросы:

  • Огурец, помидор, морковка — что это?

  • Где растут овощи?

  • Когда убирают овощи?

8. Прочитайте ребенку сказку «Репка». Предложите рассказать сказку вместе с вами, а потом и самостоятельно с небольшой вашей помощью.

3. Сад. Фрукты

  1. Расскажите ребенку, что фрукты растут в саду на деревьях, их убирают осенью.

  2. Сходите с ребенком на рынок или в овощной магазин, рассмотрите фрукты, выучите названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин. Рассмотрите изображения фруктов на картинках.


Произнесите названия фруктов сначала сами, затем вместе с ребенком, потом попросите ребенка произнести названия самостоятельно.



  1. Прочитайте ребенку стихотворение о фруктах.

Фрукты растут на деревьях в саду. Яркие фрукты у всех на виду. Вот среди веток груши бочок. Груша зеленая, как кабачок. Яблоки красные, синие сливы. Спелые сливы вкусны и красивы. Персик румяный укрылся листком. Ты с этим фруктом, конечно, знаком? Солнечным соком лимон напоен, Светится золотом желтый лимон. Что за художник у всех на виду Фрукты раскрасил в нашем саду?

4. Загадайте ребенку и объясните загадки:

В шкурке золотистой, сладкий и душистый.

(Апельсин)

Круглое, румяное, с дерева упало, детям в рот попало.

(Яблоко)

Произнесите загадки вместе с малышом, а потом предложите ему сделать это самостоятельно.

  1. Расскажите и покажите ребенку, что вы готовите из фруктов. Предложите потрогать, понюхать, попробовать фрукты на вкус. Отработайте произношение прилагательных красный, желтый, зеленый, круглый, длинный, гладкий, мягкий, сочный, сладкий, вкусный, ароматный. Привлеките малыша к процессу приготовления фруктовых салатов, компотов. Закрепите в активной речи ребенка глаголы мыть, чистить, резать, варить.

  1. Помогите ребенку рассказать о фруктах, используя материал данного задания и образец.

• Это апельсин. Апельсин — это фрукт. Он растет в саду. Он круглый, оранжевый, мягкий, ароматный.

7. Учите ребенка отвечать на вопросы:

  • Яблоко, апельсин, груша — что это?

  • Где растут фрукты?

  • Когда убирают фрукты?

8. Прочитайте малышу сказку В. Сутеева «Яблоко». Спросите, кто в этой сказке понравился ему больше всех, кто был самым умным.

4. Лес. Грибы и ягоды

  1. Побеседуйте с ребенком о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

  2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображением лесных ягод. Обратите его внимание на цвет и форму ягод, на то, как они растут в лесу. Прочитайте ребенку стихи, четко произнесите названия ягод: малина, земляника, черника. Предложите произнести эти слова вместе с вами, а потом самостоятельно.

3. Прочитайте ребенку четверостишие о лесных ягодах.

На кустах и на кусточках, На больших болотных кочках Ягоды растут в лесу, Быстро зреют на весу.

  1. Побеседуйте с ребенком о том, что можно приготовить из ягод. Если есть возможность, привлеките ребенка к приготовлению блюд из них. Предложите рассмотреть, потрогать, понюхать, попробовать ягоды на вкус. Отработайте произношение существительных варенье, джем, компот, повидло. Закрепите в речи глаголы собирать, мыть, варить, готовить. Обогащайте речь ребенка прилагательными красный, синий, мягкий, сочный, сладкий, кислый, ароматный, душистый.

  2. Рассмотрите с ребенком изображения мухомора, белого гриба, подберезовика. Произнесите эти слова, предложите ребенку повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно. Объясните, что мухомор есть нельзя, потому что это ядовитый гриб.

6. Побеседуйте с ребенком о том, что можно приготовить из грибов. Если есть возможность, привлеките малыша к приготовлению блюд из грибов. Закрепите в активной речи глаголы собирать, мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.

7. Предложите ребенку ответить на вопросы:

  • Что растет в лесу?

  • Где растут ягоды?

  • Где растут грибы?

  • Какие ягоды ты знаешь?

  • Какие грибы ты знаешь?

  • Что готовят из грибов?

  • Что готовят из ягод?

8. Прочитайте ребенку сказку «Война грибов». Выясните, что ему запомнилось.

5. Игрушки

1. Помогите ребенку научиться правильно произносить названия нескольких игрушек, которые есть у него. Объясните ему, что все это — игрушки, они нужны для того, чтобы в них играть.
Поиграйте в игру с мячом «Игрушки»: вы бросаете ребенку мяч и называете игрушку; ребенок ловит мяч, говорит, как можно играть с этой игрушкой, и возвращает мяч вам. Например:

Мяч. — Бросать.Машинка. Возить.Кукла. Купать.Кубики. Строить.Юла. — Заводить.Пирамидка. — Собирать.

  1. Рассмотрите изображения игрушек на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.

  2. Помогите ребенку рассказать о любимой игрушке. Например:

• Это мяч. Он круглый, красный, резиновый, большой. Я люблю бросать мяч.

4. Загадайте и объясните ребенку загадку:

Круглые ушки, толстое брюшко. Может реветь. Это... (медведь).

Пусть ребенок попробует произнести текст загадки вместе с вами, а потом самостоятельно.

5. Прочитайте ребенку сказки С.Воронина «Настоящий тигр» и «В старом сундуке». Выясните, что ему понравилось в этих сказках.

6. Одежда

  1. Рассмотрите с ребенком его одежду и научите его произносить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта. Объясните, что все это — одежда. Научите ребенка произносить это слово.

  2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ребенком произношение этих слов.

  3. Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, почему осенью тепло одеваются. Отработайте произношение прилагательных теплый, нарядный, красивый, красный, желтый, синий, зеленый.

  4. Рассмотрите с ребенком изображения предметов одежды на картинках. Пусть он показывает и называет их.

  5. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ:

• Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть капюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду.

6. Научите ребенка отвечать на вопросы:

  • Что люди надевают на себя?

  • Какую ты знаешь одежду?

  • Почему осенью надо тепло одеваться?

7. Прочитайте малышу украинскую народную сказку «Рукавичка». Выясните, запомнил ли он, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это делали, чем закончилась сказка.
7. Обувь

  1. Рассмотрите с ребенком его обувь и отработайте произношение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Объясните, что все это — обувь. Произнесите слово вместе с ребенком, а потом предложите ребенку произнести его самостоятельно.

  2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали обуви: носок, задник, каблук, язычок, шнурки. Отработайте произношение этих слов с ребенком.

  3. Побеседуйте о том, какую обувь носят осенью, почему осенью нужна непромокаемая обувь.

  4. Рассмотрите изображения предметов обуви на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.

  5. Предложите ребенку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно послушав ваш рассказ:

• Это сапоги. Они синие, резиновые, теплые. В них можно ходить по лужам.

6. Научите ребенка отвечать на вопросы:

  • Что обувают на ноги?

  • Какую обувь ты знаешь?

  • Какую обувь носят осенью? Почему?

7. Прочитайте ребенку украинскую народную сказку «Как кот ходил с лисом сапоги покупать». Выясните, кто из героев понравился малышу и почему.

8. Мебель

1. Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Произнесите названия предметов мебели: стол, стул, шкаф, кровать, диван. Предложите ребенку произнести их сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Отработайте с ребенком произношение слова мебель.

  1. Обратите внимание ребенка на некоторые детали мебели: ножка, спинка, сиденье, полка, дверца. Отработайте произношение этих слов.

  1. Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна мебель, пополните глагольный словарь малыша. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете ребенку мяч и называете один из предметов мебели; ребенок ловит мяч, говорит, для чего эта мебель нужна, и возвращает мяч вам. Например:

Стул. — Сидеть. Кровать. — Спать. Диван. — Отдыхать. Шкаф. — Вешать одежду.

4. Рассмотрите изображения мебели на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.

5. Загадайте и объясните ребенку загадку:
Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол)
Сначала произнесите текст загадки вместе с малышом, а потом предложите ребенку повторить его самостоятельно.

6. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов мебели, предварительно послушав ваш рассказ:

• Это стул. Стул — это мебель. На стуле можно сидеть. У стула есть сиденье, спинка, ножки.
9. Посуда

  1. Рассмотрите с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Произнесите некоторые названия: кастрюля, сковорода, чайник, тарелка, чашка, ложка, нож. Предложите ребенку произнести их вместе с вами, а потом самостоятельно. Научите ребенка произносить слово посуда. Объясните ребенку, для чего нужна посуда.

  2. Обратите внимание ребенка на некоторые части посуды: носик, ручка, крышка. Научите произносить эти слова.

3. Продолжайте пополнять глагольный словарь малыша.
Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете ребенку мяч и называете один из предметов посуды; ребенок ловит мяч, говорит, для чего нужна эта посуда, и возвращает мяч вам.

Чайник. — Кипятить воду. Сковорода. — Жарить котлеты. Кастрюля. — Варить суп. Нож. — Резать овощи. Ложка. — Есть кашу.

  1. Рассмотрите с ребенком изображения посуды на картинках. Пусть малыш показывает и называет их.

  2. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов посуды, послушав ваш рассказ:

• Это чайник. Он желтый, большой. У него есть носик, ручка, крышка. В чайнике кипятят воду.

6. Загадайте и объясните ребенку загадку:

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник) Пусть ребенок повторит текст загадки вместе с вами, а потом самостоятельно.

7. Прочитайте ребенку сказку К.Чуковского «Федорино горе». Выясните, понял ли малыш, почему посуда сбежала от Федоры, чем закончилась сказка.


10. Времена года. Зима

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите вместе с ним слово зима. Попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите ответ на вопрос:

  • Какое сейчас время года?

  • Сейчас зима.

Потренируйте ребенка в произношении слов сугроб, снежинка, сосулька, снегопад, хлопья.

2. Побеседуйте с ребенком во время прогулки о зиме, понаблюдайте ее приметы. Рассмотрите, какими разными бывают снежинки. Прочитайте ребенку стихотворение о снежинках.

СНЕЖИНКИ

Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошке вода! Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи.

3. Рассмотрите с ребенком снег и лед, помогите их сравнить. Предложите повторить за вами:

Снег белый, пушистый, холодный, мягкий. Лед гладкий, блестящий, твердый.

4. Предложите ребенку послушать, а затем повторить вслед за вами рассказ о зиме.

• Наступила зима. Кругом лежит снег. На реках лед. На улице мороз. Все вокруг белое.

5. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Зимовье».
Выясните, кто из ее героев понравился малышу и почему.
11. Зимующие птицы

  1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются зимой в городе. Произнесите четко сами их названия, а потом попросите ребенка повторить вслед за вами: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица.

  2. Рассмотрите изображения зимующих птиц на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их. Обратите внимание ребенка на части тела птицы: голову, хвост, крылья. Покажите перья, которыми покрыто тело птицы. Пусть ребенок учится произносить эти слова.

3. Прочитайте ребенку стихотворение.

КОРМУШКА

Рано утром на опушке Мы повесили кормушку Для щеглов, и для синичек, И для всех голодных птичек. Не едите вы с ладошки Зерна, семечки и крошки — Прилетайте на опушку, Угощенье ждет в кормушке.

  1. Помогите ребенку сделать из подручного материала (например, из коробки от молока) кормушку для птиц. Повесьте кормушку за окно. Пусть малыш насыплет в нее пшена и хлебных крошек, а потом наблюдает за прилетающими к кормушке птицами. Расскажите ему о том, почему птиц нужно подкармливать зимой. Пусть он не забывает наполнять кормушку каждый день.

  2. Расскажите и покажите ребенку, что делают птицы: прилетают, садятся, клюют, чистят перышки, улетают. Предложите ребенку произнести эти слова.

  3. Прочитайте ребенку рассказ В. Зотова «Синица». Предложите рассказать, что малыш узнал об этой птице из рассказа.

12. Комнатные растения

  1. Рассмотрите вместе с ребенком комнатные растения, которые есть у вас дома. Расскажите, для чего они нужны, как за ними ухаживать. Пусть ребенок поможет вам поливать их, обтирать пыль с листьев, опрыскивать зелень.

  2. Рассмотрите с ребенком комнатные растения на картинках. Научите его произносить названия: кактус, герань, толстянка, розан. Пусть ребенок показывает и называет растения.

  1. Обратите внимание ребенка на части растения: стебель, листья, цветы. Пусть ребенок учится показывать и называть их.

  2. Прочитайте ребенку стихотворение о комнатных растениях.

В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. Их польем мы спозаранку, Я и все мои друзья.

13. Новогодний праздник

  1. Побеседуйте с ребенком о приближающемся празднике. Расскажите о том, что это праздник наступления нового года. Выясните, помнит ли малыш, кого ждут в этот день с подарками все дети. Предложите малышу повторить вслед за вами слова и словосочетания: Новый год, елка, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, хоровод, подарки.

  2. Привлеките малыша к украшению елки. Рассмотрите с ним елочные игрушки. Помогите рассказать, какие они. Отработайте произношение прилагательных легкий, блестящий, хрупкий, яркий, стеклянный.

  3. Прочитайте ребенку стихотворение. Предложите подсказать недостающие слова.

Он с седою бородой. Шуба, посох со звездой. Он подарки нам принес, Добрый... (Дедушка Мороз).

14. Домашние птицы

1. Объясните ребенку, что человек держит у себя птиц, которых называют домашними. Человек ухаживает за ними, кормит их, а они приносят человеку пользу, дают яйца, мясо, пух, перо.

  1. Рассмотрите картинки с изображением домашних птиц. Научите ребенка четко произносить их названия: петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок. Подчеркните, что это домашние птицы.

  2. Прочитайте ребенку стихи о домашних птицах.

Петя, Петенька, петух, Что за перья! Что за пух! Разноцветный, весь цветной И кричит как заводной.
Мама-курица цыплят На прогулку водит в сад, Учит землю клювом рыть, Учит бабочек ловить.

Ути-ути-утки, Уточки-малютки На волнах качались, Брызгались, плескались.

Серый селезень в реке От утят невдалеке. Очень селезень красивый, Шея сизая с отливом.

Вот гусята и гусыня Что-то дружно ищут в тине. Сторожит их папа-гусь. Очень я его боюсь.

4. Загадайте и объясните ребенку загадку. Предложите повторить текст загадки сначала вместе с вами, а потом самостоятельно.

Кто рано встает, Голосисто поет? (Петух)

5. Прочитайте малышу русскую народную сказку «Курочка Ряба» и предложите пересказать ее. Прочитайте сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Петух и краски». Выясните, что в этих сказках ему понравилось, кто из героев запомнился и почему.

15. Домашние животные

  1. Выясните, названия каких домашних животных знает ваш ребенок. Рассмотрите с ним картинки, изображающие домашних животных. Помогите ему правильно произнести и запомнить названия: кошка, собака, корова, лошадь. Пусть он показывает и называет картинки.

  2. Объясните, что это домашние животные, потому что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает.

  3. Побеседуйте с ребенком о том, какую пользу приносят домашние животные. Предложите ребенку повторить вслед за вами предложения:

Кошка ловит мышей. Корова дает молоко. Собака охраняет дом. Лошадь возит грузы.

4. Выясните, знает ли ваш ребенок, как называются детеныши этих животных. Предложите ему повторить вслед за вами предложения:

У кошки — котенок (котята). У собаки — щенок (щенята). У коровы — теленок (телята). У лошади — жеребенок (жеребята).

5. Расскажите ребенку о том, чем человек кормит домашних животных, как ухаживает за ними, а затем поиграйте в игру с мячом «Чем угостим?» Вы бросаете ребенку мяч и называете животное, ребенок ловит мяч, говорит, чем угостит это животное, и возвращает мяч вам. Например:

Кошка. — Угощу молоком.

Собака. — Угощу косточкой.

Корова. — Угощу сеном.

Лошадь. — Угощу травой.

6. Прочитайте ребенку стихи о домашних животных. Может быть, у него появится желание повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно.

«Мяу! Мяу!» — рыжий кот. Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес. Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» — вот это конь! Хвост и грива как огонь.

7. Загадайте и объясните ребенку загадки. Предложите проговорить их текст вместе с вами, а потом самостоятельно.

Мягкие лапки, а в лапках — царапки. (Кошка) Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)

8. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Смоляной бочок». Выясните, что малышу запомнилось и понравилось в этой сказке. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Усатый-полосатый». Поощряйте желание ребенка договаривать отдельные слова или выучить небольшой отрывок.

16. Дикие животные наших лесов

1. Выясните, знает ли ребенок диких животных, живущих в наших лесах. Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных. Пусть малыш показывает и называет картинки: волк, лиса, медведь, заяц, еж.

  1. Объясните, что это дикие животные. Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.

  2. Вспомните с ребенком названия детенышей домашних животных. Сможет ли он сам образовать названия детенышей диких животных? Предложите ему повторить вслед за вами предложения:

У волка — волчонок (волчата).

У лисы — лисенок (лисята).

У медведя — медвежонок (медвежата).

У зайца — зайчонок (зайчата).

4. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие животные. Объясните, что на зиму у них вырастает теплый густой мех, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода. Предложите ребенку повторить вслед за вами предложения:

Зимой медведь спит в берлоге.

Зимой заяц в белой шубке, а летом — в серой.

Зимой волк ходит злой, голодный.

5. Прочитайте ребенку стихи о диких животных. Может быть, у него появится желание повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно.

Хвост пушистый у лисицы, Им не зря она гордится.

Серый волк крадется в чаще, Очень страшный, настоящий.

Спать залег в берлогу Миша. Не шумите! Тише! Тише!

6. Загадайте и объясните ребенку загадку, а потом предложите повторить ее текст вслед за вами.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной. (Медведь)

  1. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Колобок». Выясните, запомнил ли малыш, каких животных и в каком порядке встречал Колобок, чем закончилась сказка.


17. Профессии. Продавец

  1. Посетите с ребенком рынок или овощной магазин. Побеседуйте о том, какие овощи и фрукты там продаются. Обратите внимание ребенка на то, чем занимается продавец. Научите произносить слова продавец, продает, взвешивает, весы, пакеты.

  2. Предложите ребенку повторить вслед за вами предложения:

Продавец продает овощи.. Продавец взвесил фрукты. Продавец положил яблоки в пакет. Продавец положил свеклу на весы.

  1. Поиграйте с ребенком в овощной магазин. Вы будете покупателем, он — продавцом. Активизируйте речевую деятельность ребенка; пусть он как можно больше говорит предложениями, а не отдельными словами.

  1. Загадайте и объясните ребенку загадку. Предложите повторить ее текст вслед за вами.

У метро — стеклянный дом. Покупаем в доме том Помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный.

Это место — просто склад Витаминов для ребят.

(Овощной магазин)

18. Профессии. Почтальон

1. Посетите с ребенком почту. Научите его четко произносить это слово. Покажите, чем занимаются работники почты: принимают и отправляют посылки, бандероли, телеграммы.
Проговорите с ребенком предложения:

На почте принимают посылки и бандероли. С почты отправляют телеграммы.

2. Покажите ребенку почтальона, обратите внимание ребенка на толстую сумку почтальона, объясните, что он разносит по домам письма, газеты, журналы. Научите четко произносить слово почтальон.

3. Предложите ребенку послушать, а потом повторить вслед за вами рассказ:

• Почтальон работает на почте. У него в сумке много писем, газет, журналов.

4. Загадайте и объясните ребенку загадку. Может быть, у малыша появится желание повторить ее текст вслед за вами.

Ждет письма мой старший брат. Я журналу буду рад. Папа ждет газету. Где же взять все это? Принесет нам это он — Наш знакомый... (почтальон).

19. Транспорт

1. Возвращаясь с ребенком из детского сада, обратите его внимание на транспорт, который движется по улицам. Предложите ребенку произнести слово транспорт сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Объясните, что транспорт — это самые разные машины, которые перевозят грузы и пассажиров, что транспорт бывает пассажирский и грузовой.

  1. Предложите ребенку показать и назвать транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси.

  2. Рассмотрите с ребенком грузовую машину, помогите ему запомнить, где у грузовика расположены кабина, капот, кузов, колеса, фары. Пусть он покажет и назовет эти части машины.

  3. Вырежьте из цветной бумаги три квадрата, два кружка, один прямоугольник. Предложите ребенку собрать из этих деталей плоскостное изображение грузовой машины. Пусть он сам соберет ее и покажет, где у нее капот, кабина, кузов, колеса, фары.

  4. Загадайте и объясните ребенку загадку. Может быть, у него появится желание повторить ее текст вслед за вами.

Пьет бензин как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. Носит обувь из резины, А зовут ее... {машина).

6. Прочитайте ребенку стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Выясните, запомнил ли малыш, каким транспортом пользовался рассеянный.
20. Профессии на транспорте

  1. Побеседуйте с ребенком о профессиях людей, работающих на транспорте. Обратите внимание малыша на шофера автобуса или маршрутного такси, водителя трамвая или троллейбуса, кондуктора, контролера, дежурного по станции в метро. Объясните, в чем заключается работа этих людей. Предложите повторить названия этих профессий: шофер, водитель, кондуктор, контролер, дежурный по станции.

  2. Задайте ребенку вопросы. Предложите ответить на них:



  • Кто водит машину?

  • Машину водит шофер.

  • Кто водит трамвай?

  • Трамвай водит водитель.

  • Кто продает билеты?

  • Билеты продает кондуктор.

  • Кто дежурит в метро на перроне?

  • На перроне стоит дежурный по станции.

3. Прочитайте ребенку стихотворение.

По городу трамваи, троллейбусы идут, Их по своим маршрутам водители ведут. Спешишь ли в гости к другу иль в школу на урок, Они без опозданья тебя доставят в срок.

4. Загадайте ребенку загадку. Пусть он сам попробует ее отгадать и объяснит, как он догадался.

На такси и самосвале, На пожарной и на «скорой» — Вы, конечно, их узнали — Трудятся весь день... (шоферы).

5. Прочитайте ребенку стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа». Выясните, понравился ли ему главный герой и почему.

21. Времена года. Весна

  1. На прогулке понаблюдайте с ребенком приметы начинающейся весны. Обратите его внимание на то, что небо стало выше; солнце светит ярко и пригревает; на солнечной стороне с крыш началась капель, повисли сосульки; появились первые проталинки; весело зачирикали воробьи. Предложите повторить выделенные словосочетания.

  2. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Произнесите вместе с ним слово весна, а потом предложите ему произнести это слово самостоятельно. Предложите ему ответить на вопрос:



  • Какое сейчас время года?

  • Сейчас весна.

3. Пусть малыш попробует составить рассказ о весне по вашим вопросам:

  • Какое время года наступило?

  • Что делает солнышко?

  • Какие приметы весны ты запомнил? Перечисли.

4. Предложите ребенку поиграть в игру «Подскажи словечко». Вы сможете проверить, чувствует ли ваш малыш рифму. Объясните ему, что подбирать рифму — это значит «говорить складно».

Ой, беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки, На снегу... (проталинки).

Снег в лесу. Сугробов много. Но слышна синицы трель. С крыши прямо на дорогу Звонко капает... (капель).

Рад весне братишка Сашка, И собака рада Жулька. На припеке с крыши нашей Утром свесилась... (сосулька).

5. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Заюшкина избушка» и предложите подумать, какой была лиса и каким был зайчик, кто из героев понравился и почему.

22. Мамин праздник

  1. Желательно, чтобы это задание выполнили с малышом папа, дедушка или дядя. Побеседуйте с ребенком о празднике, который приближается. Объясните, что в этот день принято поздравлять всех женщин: мам, бабушек, сестричек. Восьмого марта им желают быть красивыми и здоровыми, дарят цветы и подарки.

  2. Предложите ребенку подготовить рисунок в подарок маме. Пусть попробует нарисовать ее портрет или букет любимых цветов. Поговорите о том, что скажет ребенок маме, вручая подарок, чего пожелает.

  3. Прочитайте ребенку стихотворение и предложите выучить его для мамы.

Март. Еще стоят морозы, Но весна не за горами. Я пушистую мимозу Подарил сегодня маме.

4. Расскажите ребенку о том, где и кем работает его мама, чем она занимается. Пусть малыш составит рассказ по вопросам:

  • Где работает твоя мама?

  • Кем она работает?

  • Что она делает? Например:

• Моя мама работает в поликлинике. Она — детский врач. Мама лечит детей.
23. Первые весенние цветы

Рассмотрите с ребенком открытки или картинки с изображениями первых весенних цветов. Покажите ему и назовите подснежник и мать-и-мачеху. Пусть рассмотрит картинки и назовет цветы по вашей просьбе. Прочитайте малышу стихи об этих растениях.

Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным. Как привет капели звонкой, Называется подснежник. Золотые лепестки, Хрупкий стебелек. Распустился у реки Солнечный цветок. Только тучка набежала — Сжались лепесточки. На зеленых стебельках — Круглые комочки.

2. Во время прогулки покажите ребенку мимозу, которую уже продают в магазинах «Цветы». Объясните, что мимоза появляется весной на деревьях далеко на юге. Предложите ребенку вспомнить стихотворение о мимозе, которое он выучил для мамы.

  1. Покажите ребенку стебли, листья, лепестки у цветов. Помогите запомнить эти слова.

  2. Предложите малышу нарисовать тот цветок, который нравится ему больше всех.



24. Цветущие комнатные растения

  1. Продолжайте знакомить детей с комнатными растениями. Покажите ребенку бегонию и фиалку, предложите рассмотреть стебли, листья, цветы этих растений и рассказать о том, какие они, используя прилагательные зеленый, сочный, пышный, красивый, нежный.

  2. Расскажите, как нужно ухаживать за цветущими комнатными растениями. Привлеките ребенка к уходу за ними. Пусть поливает их, опрыскивает, стирает пыль с листьев, рыхлит землю в горшках и комментирует свои действия. Таким образом вы введете в активный словарь малыша глаголы поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать.

  3. Прочитайте ребенку стихотворения об этих комнатных растениях.

Вот растет бегония — Пышная красавица. Красотой своей она Во всем мире славится. Раным-рано поутру Лейку новую беру. Мне воды не жалко. Пей, моя фиалка!

4. Предложите ребенку нарисовать понравившееся цветущее комнатное растение. Окажите малышу необходимую помощь.

25. Дикие животные наших лесов

1. Повторите с ребенком задание 16, помогите ему вспомнить названия диких животных наших лесов. Побеседуйте о том, что весной природа пробуждается, просыпаются после зимней спячки медведь и еж, все звери меняют зимние шубки на летние, мех у них становится менее густым, весной у животных появляются детеныши. В процессе выполнения этого задания отработайте произношение слов и словосочетаний: дикие животные, волк, лиса, медведь, заяц, еж, белка; просыпаются, питаются, рождаются; маленькие, беспомощные, забавные.

2. Помогите ребенку вспомнить названия детенышей животных. Для этого поиграйте в игру с мячом «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете животное; ребенок ловит мяч, называет его детеныша (или детенышей) и возвращает мяч вам. Например:

Волк. — Волчонок (волчата). Белка. — Бельчонок (бельчата). Заяц. — Зайчонок (зайчата).

3. Предложите ребенку отгадать загадку и объяснить, как он это сделал. Если у малыша появится желание, выучите с ним текст загадки. Пусть загадает ее папе, бабушке или другим членам семьи.

Что это за кочка Около пенечка? Есть у кочки черный нос И в колючках спинка. На колючках листьев воз С дуба и осинки.

(Ежик)

4. Прочитайте ребенку венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка». Выясните, понял ли он, какими были медвежата, какой была лиса, за что были наказаны медвежата.

26. Домашние животные

1. Повторите с ребенком задание 15. Помогите ему вспомнить названия домашних животных. Пусть малыш вспомнит и расскажет, какую пользу приносят домашние животные. Объясните ребенку, что весной люди вновь гонят на пастбища коров, лошадей, коз, у которых весной появляются детеныши. В процессе выполнения этого задания отработайте произношение слов и словосочетаний: домашние животные, корова, лошадь, коза, собака, кошка; гнать, пасти, кормить, поить, мыть, чистить, давать.

2. Помогите ребенку вспомнить названия детенышей домашних животных. Вновь поиграйте в игру с мячом «У кого кто?» Например:

Кошка. — Котенок {котята). Коза. — Козленок {козлята).Лошадь. — Жеребенок {жеребята).

  1. Выразительно прочитайте ребенку народную песенку. Предложите выполнить пальчиковую гимнастику вместе с вами.


Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Пальцы обеих рук сложены в колечки

Потерял пастух дуду. и поднесены ко рту. Выполняем круговые

движения кистями рук — «играем на дудочке».

А я дудочку нашла, Выполняем хлопки и удары кулачками

Пастушку я отдала. попеременно.

— Ну-ка, милый пастушок, Указательным и средним пальцами

Ты спеши-ка на лужок! обеих рук «идем» по столу.

Там Буренка лежит, Вновь выполняем хлопки и удары кулаками

На теляток глядит, друг о друга попеременно.

А домой не идет, Указательным и средним пальцами

Молочка не несет. обеих рук «идем» по столу.

Надо кашу варить, Указательным пальцем одной руки

Сашу кашей кормить. «мешаем» в ладошке другой руки.

4. Прочитайте ребенку сказку «Три поросенка». Выясните, кто из поросят понравился ему больше всего и почему.

27. Перелетные птицы

1. Объясните ребенку, что прилет птиц из теплых краев — одна из примет весны. Понаблюдайте за прилетевшими птицами на прогулке в парке или сквере, послушайте их пение. Обратите внимание ребенка на грачиные гнезда и скворечники, около которых суетятся скворцы.

  1. Рассмотрите перелетных птиц на картинках. Покажите и назовите вместе с малышом части тела птиц: голова, крылья, хвост, клюв. Отработайте произношение слов и словосочетаний: перелетные птицы, грач, скворец, ласточка; стая, гнездо, скворечник; прилетать, вить, строить, петь, откладывать, высиживать, кормить, учить.

  2. Предложите ребенку отгадать загадку и объяснить, как он это сделал.

На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его... {скворец).

  1. Выразительно прочитайте ребенку народную песенку. Предложите вместе с вами сделать пальчиковую гимнастику.

— Ласточка, ласточка, На каждую строчку большой палец Милая касаточка, «здоровается» дважды с каждым

Ты где была, пальчиком, начиная с указательного,

Ты с чем пришла? сначала на правой, потом на левой руке.

—За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну-красну!

5. Прочитайте малышу сказку «Гуси-лебеди». Выясните, кто из героев сказки понравился ему и почему, кто помогал девочке в поисках братца.
28. Насекомые

1. Объясните малышу, что появление насекомых — еще одна примета весны. Во время прогулки в парке или за городом понаблюдайте вместе с ним за насекомыми, которые уже появились. Помогите ему рассмотреть крылья, лапки, усики у жука или бабочки. Пусть показывает и называет эти части тела насекомых.

  1. Рассмотрите с ребенком изображения насекомых в книжке. Пусть показывает и называет насекомых. Поработайте над активизацией в речи ребенка слов и словосочетаний: насекомые, шмель, жук, божья коровка, пчела, бабочка, оса; летать, жужжать, собирать; прозрачный, легкий, хрупкий.

  2. Предложите ребенку выполнить вместе с вами пальчиковую гимнастику.


Прилетела к нам вчера Бежим по кругу на носочках и Полосатая пчела, машем воображаемыми крылышками А за нею — шмель-шмелек Встаем, загибаем по одному пальчику на И веселый мотылек, обеих руках на каждое название насекомых. Два жука и стрекоза — Как фонарики глаза. Делаем кружки из пальцев и подносим

их к глазам. Пожужжали, полетали, Вновь бежим по кругу. От усталости упали. Медленно опускаемся на ковер.
4. Предложите малышу рассказать об одном из насекомых по предложенному вами образцу:

• Это бабочка. Она большая, разноцветная. У нее яркие крылышки и длинные усики. Она летает над цветами и собирает нектар.

5. Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха». Выясните, кто из героев ему понравился и почему.

29. Аквариумные рыбки

1. Попросите малыша рассказать, какие рыбки живут в аквариуме в его группе в детском саду. Если аквариума с рыбками нет у вас дома, сходите с ребенком в зоомагазин. Покажите и назовите рыбок, которых там увидите. Обратите внимание малыша на части тела рыбки: голова, туловище, хвост, плавники, жабры. Пусть малыш произносит вслед за вами новые слова и словосочетания: аквариум, аквариумные рыбки, меченосец, золотая рыбка, гуппи, водоросли; плавать, дышать, кормить; проворный, резвый.

  1. Рассмотрите с ребенком изображения аквариумных рыбок в книжке. Пусть показывает и называет их. Прочитайте ребенку стишки об аквариумных рыбках.

  2. Предложите ребенку отгадать загадку, подсказав недостающее слово. Может быть, у малыша появится желание выучить ее и загадать друзьям или родным.

Ярко-красный или черный, Очень резвый и проворный. Длинный острый хвостик носит И зовется... (меченосец).

4. Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Аквариум». Выразительно произносите текст так, чтобы у ребенка появилось желание произносить его вместе с вами. Показывайте, какие следует выполнять движения.

Улитки ползут, Передвигаемся по кругу в полуприceдe,

Свои домики везут, сложив руки за спиной.

Рогами шевелят, Останавливаемся, делаем «рожки»

На рыбок глядят. из пальчиков, наклоняем голову влево

-вправо.

Рыбки плывут, Передвигаемся по кругу, опустив

Плавничками гребут. руки и выполняя движения ладонями

вперед-назад.

Влево, вправо поворот, Повороты туловища влево-вправо.

А теперь — наоборот.

5. Пусть малыш попробует рассказать об одной из рыбок по образцу, предложенному вами:

• Это золотая рыбка. Она живет в аквариуме. Рыбка красная. У нее длинные хвостик и плавнички. Рыбка плавает и ест водоросли.

6. Предложите малышу нарисовать аквариум с рыбками. Окажите ему необходимую помощь.

30. Родной город

  1. Знает ли ваш ребенок, как называется город, в котором он живет? Научите малыша четко произносить название родного города.

  2. Погуляйте с ребенком по улице, на которой живете, покажите интересные здания, расскажите об учреждениях, которые есть на ней. Научите ребенка четко произносить название улицы.

  3. Если детский сад, который посещает малыш, находится на другой улице, то проведите небольшую экскурсию и по ней. Отработайте с ребенком произношение названия и этой улицы.

  4. Посетите с ребенком некоторые интересные места вашего города, с тем чтобы он мог рассказать о них друзьям в детском саду.

  5. Выразительно прочитайте ребенку небольшое стихотворение о родном городе и предложите выучить его.

  6. Вместе с ребенком нарисуйте одно из замечательных мест вашего города, которое вы посетили.



31. Правила дорожного движения

1. Выразительно прочитайте ребенку стихотворение В. Лебедева-Кумача:

Правил движения звери не знали. Мышки-глупышки хвосты потеряли, Хрюшка — без шляпы, зайка — без лапы. Плачут звериные мамы и папы. Правила знаешь — ходи себе смело; Будут и лапки, и хвостики целы.

Побеседуйте с малышом о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Помогите ребенку запомнить некоторые правила:

— Проезжую часть можно переходить только по переходу и на зеленый свет светофора.

— Сойдя с тротуара, посмотри налево. Дойдя до середины дороги, посмотри направо.

— Не играй вблизи дороги и на проезжей части.

2. Помогите ребенку нарисовать и раскрасить большой светофор; а еще лучше — сделать аппликацию. Побеседуйте с малышом о том, что обозначает каждый фонарь светофора.

3. Предложите малышу отгадать загадку:

Не живая, а идет, Неподвижна, а ведет.

(Дорога)

32. Времена года. Лето. Полевые цветы

1. На прогулке понаблюдайте с малышом приметы наступившего лета. Обратите его внимание на высокое голубое небо, легкие белые облака, яркое горячее солнце, зеленую листву кустов и деревьев, обилие цветов, насекомых, птиц.

Побеседуйте о том, что воздух и вода стали теплыми, поэтому люди надели легкую одежду, можно купаться и загорать. Отработайте с ребенком произношение выделенных словосочетаний.

  1. Во время прогулки в парке или за городом рассмотрите с ребенком полевые цветы: колокольчик, ромашку, мак, василек, лютик, одуванчик. Пусть ребенок показывает и называет их. Обратите внимание малыша на стебли, листья, цветки. Закрепите произношение этих слов.

  2. Рассмотрите с ребенком изображения полевых цветов1, прочитайте стихи о них. Пусть малыш показывает и называет знакомые цветы.

4. Выучите с ребенком стихотворение С. Маршака «Июнь».

Пришел июнь. «Июнь! Июнь!» — В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь — И весь он разлетится.

  1. Прочитайте малышу сказку К.Чуковского «Краденое солнце», помогите выучить отрывки, которые ему понравились.

  2. Предложите малышу нарисовать букет из полевых и луговых цветов. Окажите ему необходимую помощь.




перейти в каталог файлов
связь с админом