ТОЧКА ЗРЕНИЯ 6 2013 АЗИЯ И АФРИКА сегодня49США И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕВ современных условиях США, решая задачи обеспечения свободного доступа и возможного контроля над энергоресурсами Ближнего и Среднего Востока, стремятся обеспечить преемственность стратегических основ своей внешней политики и по прежнему рассматривают регион в качестве зоны своих жизненных интересов. Характерная особенность активности американских внешнеполитических и силовых ведомств в достижении глобального лидерства состоит в применении многоплановых подходов, в т.ч. социологических инноваций в военной сфере для манипулирования местными межэтническими и межконфессиональными противоречи ями. Американские администрации, подталкивая мировое общественное мнение и граждан США к мысли о том, что причиной т.н. цивилизационного отставания и роста экстремистских настроений на Ближнем и Среднем Востоке является дефицит демократии, приняли для легитимации своей деятельности и её идеологического обоснования ряд специальных программ, проектов и доктрин. Последние среди них Национальная стратегия США в сфере публичной дипломатии и стратегических коммуникаций г) и Система работы с местным населением г. В рамках названных инициатив внешнеполитические и силовые ведомства США, маневрируя от применения жесткой силы в период президентства Дж.Буша младшего к использованию тактики мягкой силы вовремя правления Барака Обамы, комбинировали меры политического, экономического, информационного, морально психологического и военного характера в стремлении перестроить регион в соответствии со своими замыслами. При этом руководство США, подталкивая регион к демонтажу неугодных ему политических режимов и навязывая мусульманским странам свои принципы построения социально политической и экономической жизни, активно использует межэтнические и межконфессиональные факторы. Действия Вашингтона в этноконфессиональной сфере на Ближнем и Среднем Востоке базируются на тщательном изучении обстановки, которое позволяет выявлять узловые, наиболее болезненные и чувствительные проблемы стран региона целенаправленном углублении этнической и религиозной розни между отдельными людьми, группами, организациями, партиями избирательности экономической и внешнеполитической поддержки этноконфессиональных партнеров в регионе предоставлении одной из этноконфессиональных групп социально политических и экономических привилегий и преференций, в т.ч. в сфере обеспечения безопасности и правопорядка например, курдской и шиитской общин в Ираке или маро нитской в Ливане навязывании нетрадиционных для ближневосточных обществ религиозных или социально политических нововведений, в т.ч. в отношении т.н. процесса демократизации и др. Каким образом достигается тот или иной результат в столь сложной и чувствительной для региона сфере, демонстрирует пример, связанный с реализацией американцами специальной военной программы США Система работы с местным населением» (СРМН) Human Terrain System ( HTS). АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ После проведения военных операций по смене режимов С.Хусейна в Ираке и талибов в Афганистане американцы столкнулись с проблемой нелояльности большинства местного населения, проявления открытой враждебности и противоборства со стороны религиозных и этнических радикальных организаций и группировок. На начальном этапе военной миссии с американской стороны наблюдалось грубое давление на местное население, полное игнорирование традиционных устоев как арабского, таки афганского обществ. Кроме того, в Ираке Вашингтон стремился сформировать политическую систему, основанную на механическом перенесении принципов западной демократии. В результате, в случае с Ираком американское армейское командование и спецслужбы, добившись РАЗДЕЛЯЮТ, ЖЕЛАЯ ВЛАСТВОВАТЬКАК ЗАПАДНЫЕ ДЕРЖАВЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ Политики и военные западных государств во главес США и Великобританией пытаются заставитьнаселение стран Ближнего Востока (как, впрочем,и других стран, где Запад осуществляет своюэкспансионистскую политику) полюбить незваныхгостей из далекого и чуждого мира или, во всякомслучае, относиться к ним с симпатией. Поддержкаместных жителей нужна этим гостям, постоянноощущающим дискомфорт от неприязненногоотношения к ним со стороны коренного населения. Публикуемая статья рассказывает о предпринимаемыхЗападом попытках навести мосты между двумяидеологиями, культурами, образами жизни, а побольшому счету между двумя мирами. Анализ того,с помощью каких механизмов США используютэтноконфессиональный фактор, позволяет выявитьнаправленность происходящих событий в регионе, ихреальные движущие силы, а также спрогнозироватьвозникновение и развитие новых кризисных ситуаций,определить инструменты и методы их решений.Е.И. УСТИНОВ Кандидат исторических наук Ключевые слова Ближний и Средний Восток, этноконфессиональное манипулирование, программа США по работе с местным населением легкого взятия Багдада, натолкнулись на ожесточенное сопротивление племенных структур, контролировавших менее крупные населенные пункты. Поведение местных шейхов и их соплеменников говорило о том, что они были готовы умереть за территории, принадлежащие им веками, и не допустить туда чужаков. Об этом свидетельствуют две (в апреле и ноябре г) широкомасштабные, но оказавшиеся неудачными военные операции коалиционных сил с участием американских, британских и других военнослужащих и контрактников частных военных корпораций их попытки овладеть 300 тысячным г. Эль Фаллуд жа. Военное командование США задействовало 6 10 тыс. солдат, применяло авиацию, тяжелое артиллерийское вооружение, а также проводило акции психологического давления против защитников города, нов течение длительного срока решить поставленную задачу не удавалось. На отдельных этапах операции американцы, понеся серьезные потери личного состава, вынуждены были вступать с иракскими повстанцами в переговоры, заключать промежуточные соглашения на условиях местных лидеров 1 Это ясно продемонстрировало американскому армейскому руководству необходимость активно изучать и критически оценивать мотивы поведения местного населения, его социокультурные особенности. На региональном уровне в целях стабилизации внутренней социально политической ситуации и удержания у власти подконтрольных США режимов, на локальном уровне для сглаживания недоверия местного населения к деятельности американских военных, что могло бы локализовать попытки проведения партизанских и повстанческих акций и поддержки террористической активности движений Исламского государства Ирак одного из филиалов Аль Ка иды». Результатом выработки такого подхода стало внесение в полевой Устав армии США ( FM 3 0), в редакции от июня 2007 г, поправки о факторе гражданского населения ( Civil considerations) как элемента оперативной обстановки METT T сведения о задаче, противнике, географических и погодных условиях, дружественных войсках, тыловой поддержке и времени. В дальнейшем на этой основе в американской армии под руководством полковника Шарона Р.Хамилтона была развернута упоминавшаяся выше программа СРМН, финансируемая из военного бюджета США 2 Создание этой программы в очередной раз продемонстрировало стремление американских военных подключить к процессу решения сложных геополитических задач на Ближнем и Среднем Востоке современный научный потенциал и инновационный подход. По задумке создателей программы СРМН, по мере её реализации она, в перспективе, позволит повысить эффективность командных решений на всех этапах проведения военных и специальных операций в различных регионах мира не только армией США, но и НАТО в целом. Цель программы формирование и использование специальных групп, способных поддерживать руководство силового блока США в Ираке и Афганистане своим знанием этнорелигиозной, социокультурной специфики местного населения, полученным на основе оперативных социологических исследований, а также для эффективного планирования, подготовки, выполнения и оценки результатов военных и специальных операций. ГРУППЫ ПО РАБОТЕ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ В ходе реализации этой программы в структуре подразделений армии США, дислоцированных в Ираке и Афганистане, были сформированы, обучены и введены в действие группы по работе с местным населением (ГРМН) Human Terrain Teams (HTT). В каждой из них 5 9 сотрудников военнослужащих и гражданских лиц, дипломированных специалистов в области социологии, антропологии, лингвистики, информационно аналитической работы. В нее включался специалист, владеющий местными языками арабским, курдским, пушту и др. Кроме того, считалось целесообразным ввести в каждую группу одного специалиста женщину, т.н. белую ячейку. Такое построение групп позволяло снимать подозрительность и недоброжелательность входе их контактов с местным населением ив итоге зашифровывать истинные цели их работы 3 В соответствии с наставлением к деятельности ГРМН, их задачи включают а) непрерывное изучение театра военных действий дои после развертывания боевых частей в направлении оценки местного этноконфессионального и социокультурного аспектов; б) использование результатов исследований групп в процессе планирования военных операций; в) обеспечение армейского руководства входе военной операции информационной поддержкой для локализации, урегулирования и смягчения угроз противодействия местного населения в виде партизанских или повстанческих акций, особенно если реакция местного населения на деятельность американских военных носит неустойчивый и колеблющийся характер. ГРМН могут подключаться к работе гражданских и гуманитарных миссий помощи, статус которых помогает скрывать целенаправленную деятельность по сбору нужной информации г) ведение прогностической деятельности в целях оценки результатов поведения местного населения под воздействием американских военных операций, а также выявление характера угроз со стороны местного населения в адрес американских воинских формирований; д) обучение личного состава армии США (на уровне батальона и ниже) тематике культурного, эт норелигиозного, родоплеменного аспектов региона, поскольку военнослужащие именно этой категории поддерживают большинство контактов с местным населением. Акцент в информационной работе ГРМН состоит в выявлении неофициальных и формальных лидеров социально экономических трудностей и проблем местного населения глубины и характера местных этноконфессиональных и социокультурных конфликтов и разногласий наиболее неотложных и срочных потребностей населения, которые могут быть выгодно использованы американской стороной факторов, способствующих эффективности проведения военных операций США. ГРМН в порядке оперативной подчиненности могут находиться в качестве приданных подразделений в составе специальных штабов бригад, дивизий, корпусов армии США и объединенных группировок. Члены групп занимаются обработкой информации широкого круга открытых источников, в т.ч. ма 50 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 6 2013
териалов исследовательских центров, таких, как TheCenter for Strategic and International Studies, Parameters, RAND, Strategic Studies Institute, Congressional Research Service, а также периодических изданий The Small Wars Journal, Long War Journal,Foreign Policy, International Journal of Middle EastStudies и др. Кроме того, ГРМН собирают сведения входе контактов с представителями различных американских служб и подразделений, задействованных в психологических и информационных операциях Operations, Information Operations(PSYOP, IO); реконструкционных работах ( Embedded Provincial Reconstruction Teams (EPRT); оказании помощи местным органам правопорядка и безопасности, армии National PoliceTraining/Transition Teams (NPTT), Military TrainingTeams (MTT); работе по линии Американского агентства поде лам международного развития ( United States Agencyfor International Development USAID) и др. Сотрудники ГРМН ведут также постоянный опрос солдат, офицеров и переводчиков армии США, участвующих в контактах с местным населением, в т.ч. в процессе патрулирования выделенных зон ответственности, выполнения служебных обязанностей на блокпостах ив других ситуациях. Один из наиболее ответственных и важных участков деятельности ГРМН осуществление непосредственных контактов с местным населением. Прямые контакты позволяют сотрудникам групп не только снимать информацию с ее носителей, нов ходе бесед, что является особенно ценным, оказывать выгодное американской стороне влияние на местных лидеров, обладающих правом принятия решений (шейхи родоплеменных структур, руководители религиозных групп, общин, представители местных органов власти и др.). В аналитических сводках ГРМН, представляемых американскому военному командованию, отражаются такие вопросы, как реакция местного населения на деятельность армии США эффективность его взаимодействия с армией США результативность деятельности местной правоохранительной системы, структур безопасности, религиозных учреждений, здравоохранения, почты, СМИ, сферы социальных услуг. Анализируются и учитываются контакты местных граждан с зарубежными религиозными организациями и структурами важными составляющими внутриполитической этноконфессиональной обстановки. В этих документах приводятся данные о демографическом и этническом составе населения, оценки его грамотности, занятости, образования и т.п., а также фиксируются лидеры и структура местных племенных объединений, семейств и кланов. Серьезное внимание уделяется учреждениями организациям, оказывающим влияние на принятие решений в области национальной политики. Сотрудникам ГРМН рекомендуется представлять армейскому руководству аналитический материал в виде диаграмм и схем. В них предлагается отражать наиболее существенные связи между обладающими влиянием местными акторами, на которые американская миссия может воздействовать в выгодном для себя ключе. Эти диаграммы связи должны иллюстрировать отношение упомянутых фигурантов к выполняемой США миссии, а также их положение в обществе, включая связи с ключевыми политическими игроками, радикальными организациями и группи ровками. Эффективности работы ГРМН способствует тщательная подготовка каждого ее члена. В руководстве к деятельности групп приводится детальное описание должностных обязанностей каждого ее сотрудника, а также методика и техника сбора необходимой информации, ведения опросов и интервьюирования объектов для достижения выгодного влияния и результата ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ СРМН Об интенсивности и диапазоне деятельности подобных групп свидетельствуют примеры, приведенные в статьях, опубликованных в Военном разведывательном профессиональном бюллетене армии США 5 В статье Мелвина Холла, одного из участников программы Система по работе с местным населением, Интеграция социальных исследований в процесс военного дивизионного планирования говорится о деятельности Аналитической группы пора боте с местным населением Север ( HTAT N), приданной й пехотной дивизии в Ираке (с декабря г. по май 2011 г. При подготовке обзора, затрагивающего вопросы системы безопасности в пределах провинций Дияла, Киркук и Ниневия, эта группа посетила 22 объединенных КПП, два объединенных центра координации, взяла интервью у более чем 400 человек. Среди последних курды из региональных бригад охраны, бойцы иракской армии, сотрудники местной полиции и подразделений безопасности, служащие, т.н. «дочери Ирака, а также 30 местных шейхов и политических лидеров. В результате, было подготовлено обширное исследование, отражавшее узловую этноконфесиональ ную проблематику района и принятое к учету армейским командованием при планировании вывода американских частей и передаче управления блокпостами в Ираке местному командованию. Бриан Ганн, автор материала Формирование доверия привлечение местных религиозных лидеров в центральной Гильмендской речной долине, отмечает, что американские группы по работе с местным населением могут сыграть существенную роль, создавая в глазах населения Афганистана впечатление об авторитете и законности действий афганского правительства и сил национальной безопасности (Целесообразность данного подхода подтверждается монополизацией талибами контактов с местными религиозными лидерами и интерпретацией ислама в выгодном им ключе, что позволяет оправдывать насильственные действия против афганского правительства, армии и Международных сил безопасности в Афганистане Автор отмечает, что в целях нанесения поражения мятежникам в лице радикального исламистского движения «Талибан» правительство Исламской Республики Афганистан должно, прежде всего, принимать меры по противодействию проталибской пропаганде и формировать доверительное отношение к правительству со стороны местного населения. Данная постановка вопроса предполагает обращение к ключевым местным влиятельным персонам ( influencers) в общинах шейхами имамам, поскольку Афганистан в значительной степени остается обществом, где новости передаются устно и связь слово рот наиболее эффективна. Информация резонирует наиболее успешно, когда высказывается индивидуумом, который уже известен и уважается сообществом 6 2013 АЗИЯ И АФРИКА сегодня В этой связи автор отмечает разницу в подходах американского и афганского общества к религии. Американцы, по оценке Б.Ганна, часто уклоняются от откровенных обсуждений религии, рассматривая эту тему как очень личный аспект жизни, и отделяют ее от общественных обязанностей. В тоже время в афганской среде ислам охватывает все стороны жизни человека и общества. В данном контексте разделение будет носить неправомерный характер. Далее Б.Ганн указывает американскому военному командованию на необходимость поддержания контактов на уровне батальонов и взводов не только с деревенскими старшинами, но, прежде всего, с местными религиозными лидерами, обладающими исключительно важным качеством воздействия на общество, в котором они служат. Между тем, группа авторов во главе с Лоуренсом С.Катзенштейном, освещая основные характерные особенности и практический опыт деятельности аналитических групп программы НТS в Ираке, в частности групп HTAT B/C, отмечает, что Соединенные Штаты после террористической атаки 11 сентября г. были озабочены не только проблемой выбора направленности ответных действий, но и поиском новых путей повышения их эффективности в условиях ограниченности возможностей союзников, замедления темпов роста американской экономики и сокращения собственного военного потенциала после окончания холодной войны 7 Одна из наиболее действенных мер в ответ на этот запрос, по мнению упомянутых авторов, состоит в реализации программы по работе с местным населением, позволяющая оптимизировать процесс управления ситуацией в Ираке и Афганистане и снижать террористическую активность многочисленных радикальных исламистских группировок, в числе которых наиболее крупными являются Исламское государство Ирак и «Талибан». Активная интеграция программы СРМН в среду армейских подразделений США не только позволяет группам ГРМН повысить уровень выработки и принятия командных решений, но также суверенностью донести соответствующим руководителям представление об этноконфессиональной проблематике населения Ирака и Афганистана. Вместе стем, это дает возможность группам программы СРМН и армии США облегчить понимание друг друга и учитывать фактор местного населения, особенно в зонах военных конфликтов. Кроме того, функционирование программы СРМН превращает ее в т.н. трубопровод, по которому в адрес местного населения будут поступать идеи и принципы американской демократии, способствуя достижению стабильности и безопасности на подконтрольных территориях. Таким образом, программа СРМН призвана служить надежным транспортным средством для решения геополитических задач США в регионе Ближнего и Среднего Востока. Участники программы СРМН не скрывают и трудностей начального этапа своей деятельности, связанных с непростым процессом интеграции групп ГРМН в структуру батальонов, бригад и дивизий армии США. Прежде всего, это касается, с одной стороны, сложностей первичных контактов гражданского персонала ГРМН, незнакомых со спецификой армейской жизни, и, с другой стороны, армейских подразделений, неосведомленных о деталях программы СРМН. Кроме того, проблемы взаимоотношений сотрудников групп ГРМН и военнослужащих состоят не только в неверном представлении друг о друге, но ив применении различных профессиональных языков, не всегда понятных каждому участнику единого процесса. РАЗВИВАЯ И СОВЕРШЕНСТВУЯ… Изложенное свидетельствует о том, что в наши дни противоборство ведущих мировых акторов за удержание собственных позиций в богатых энергоресурсами регионах мира и, прежде всего, на Ближнем и Среднем Востоке сопровождается традиционным использованием этноконфессионального фактора в качестве одного из наиболее результативных и действенных инструментов управления политическими процессами. В основе эффективности этноконфессионального манипулирования крупных политических игроков в арабских странах и Афганистане лежит тщательное изучение обстановки, выявление и целенаправленное воздействие на узловые проблемы социально экономической жизни местных родоплеменных групп и кланов, их нерешенные национальные и религиозные разногласия и противоречия. Отличительной и важной чертой деятельности внешнеполитических и силовых ведомств США в такой чувствительной и деликатной сфере, как манипулирование этноконфессиональным фактором, является попытка активного поиска и внедрения новых подходов по работе с местным населением на базе социологических инноваций, в т.ч. в рамках реализации рассмотренной выше специальной военной программы. Корневая основа данной инициативы состоит в стремлении США снять недоверие и враждебность местного населения, а в дальнейшем навязать ему американские мировоззренческие установки и порядки. Представляется возможным предположить, что в перспективе серьезная озабоченность Соединенных Штатов вопросом перехода к роли «миросистемного администратора, перераспределяющего финансовую ответственность, полицейские и миротворческие функции между крупными мировыми игроками при одновременном закреплении за собой эксклюзивного права на разработку глобальной повестки дня и правил функционирования основных международных структур и институтов, заставит их активно развивать и совершенствовать достигнутые результаты и наработки в современных технологиях по этноконфессиональному манипулированию. Вероятно, что данная тенденция в значительной степени затронет и упомянутую программу по работе с местным населением в Ближневосточном регионе и Афганистане. 52 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 6 2013 1 The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts // ABC CLIO, 2010, р. 440. 2 Bartholf M. The Requirement for Sociocultural Understanding in Full Spectrum Operations // Military Intelligence Professional Bulletin (MIPB). Human Terrain System. October December 2011. Vol. 37, № 4. PB 34 11 4, р. 4 10. 3 Finney N. Human Terrain Team Handbook // HTS Doctrine Development Team Leader. September 2008. U.S., р. 97. 4 Ibidem. 5 Hall M. Integrating Social Science Research into Military (Division) Staff Planning // MIPB. Human Terrain System. October December 2011, р. 69. 6 Gunn B. Building Credibility: Engaging Local Religious Leaders in the Central Helmand River Valley // MIPB. Human Terrain р. 74 80. 7 Katzenstein L.C., Albin M., McDowell P. HTAT Arrives at Multinational Division Baghdad // MIPB. Human Terrain р. 81 86.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |