СТАНДАРТ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯА. В. ХуторскойДидактика
Происхождение и развитие дидактики ■ Организация образовательного процесса ■ Формы и методы обучения ■Р ЕК О М ЕН Д О В А Н О К ИЗД АНИЮ УЧ ЕН Ы М С О В ЕТО М
И Н С ТИ ТУТА О Б РАЗО В АН И Я Ч ЕЛ О В ЕК А (М ОСКВА)
Оглавление
Введение......................................................................... 18Особенности учебника................................................................................................22Организация учебного процесса............................................................................. 23Рефлексия..................................................................................................................... 25Глава 1. Человек и его обучение.........................................27§ 1. Миссия ученика и природа обучения............................................................. 27Обучение и жизнь................................................................................................. 28Миссия ученика.................................................................................................... 29Образ ученика: пять стремлений, деятельностей, качеств........................... 32Резюме.....................................................................................................................40Вопросы и упражнения....................................................................................... 40Дидактический практикум..................................................................................40§ 2. Человекосообраэность образования.............................................................. 41Смысл человекосообразного типа образования.............................................42Заказчики образования....................................................................................... 44Смысл и цели Школы человека......................................................................... 46Принцип человекосообразности образования............................................... 48Модель образования человека...........................................................................49Принципы человекосообразной системы обучения...................................... 50Резюме.....................................................................................................................51Вопросы и упражнения....................................................................................... 52Дидактический практикум................................................................................. 53§ 3. Проектируем систему обучения..................................................................... 53Пример переоткрытия технологии................................................................... 55Дидактический практикум................................................................................. 56
6
Оглавление
Что такое система обучения?............................................................................. 58Дидактический практикум.................................................................................. 60Резюме..................................................................................................................... 61Вопросы и упражнения........................................................................................61Рефлексия..................................................................................................................... 62Глава 2. Дидактика как наука........................................... 63§ 1. Происхождение и развитие дидактики.......................................................... 63Понятие «дидактика»...........................................................................................64Обучение на Руси................................................................................................. 66«Великая дидактика»...........................................................................................68Дидактика Гербарта..............................................................................................71Дидактика прогрессивистов...............................................................................72Свободная школа Л. Н. Толстого...................................................................... 74Дидактика П. Ф. Каптерева............................................................................... 77Блок самоопределения........................................................................................ 81Вальдорфская школа............................................................................................81Проблемное обучение......................................................................................... 85Развивающее обучение....................................................................................... 87Блок самоопределения....................................................................................... 90Сколько существует дидактик?......................................................................... 91Дидактика как система....................................................................................... 93Резюме....................................................................................................................95Вопросы и упражнения...................................................................................... 97Дидактический практикум.................................................................................98§ 2. Основные дидактические понятия................................................................. 99Понятие образования........................................................................................ 100Можно ли «дать» образование?....................................................................... 101Тип образования................................................................................................ 103Блок самоопределения..................................................................................... 105Понятие обучения............................................................................................. 106Изучение и освоение.........................................................................................108Обучение и развитие.........................................................................................110
Оглавление
7
8
Оглавление
Функции компетенций....................................................................................... 166Структура компетенции..................................................................................... 167Типология компетенций.................................................................................... 168Ключевые компетенции..................................................................................... 169Проектирование компетенций.......................................................................... 172Динамика развития компетенций и компетентностей.................................176Резюме....................................................................................................................177Вопросы и упражнения......................................................................................178Дидактический практикум................................................................................ 178Рефлексия................................................................................................................... 180Глава 3. Содержание образования................................. 182§ 1. Концепции содержания образования........................................................... 182Понятие содержания образования.................................................................. 183Основные теории содержания образования..................................................184Блок самоопределения.......................................................................................187Уровни представления содержания образования........................................ 188Принципы проектирования доктрины образования человека...................191Принципы построения содержания образования........................................ 192Ступени образования......................................................................................... 194Образовательные области................................................................................. 197Знаниевая и деятельностная составляющие содержания
образования................................................................................................... 199Резюме...................................................................................................................200Вопросы и упражнения..................................................................................... 202Дидактический практикум................................................................................202§ 2. Личностно-ориентированное содержание образования......................... 203Личностный смысл содержания образования.............................................. 204Предметное и метапредметное содержание образования..........................206Деятельностное содержание образования.....................................................207Содержание образования как образовательная среда................................ 208Содержание образовательной продукции ученика.....................................210Культурно-историческое содержание образования.................................... 210
10
Оглавление
Конструирование рабочей образовательной программы
Критерии анализа и оценки авторских образовательных
Глава 4. Образовательный процесс................................. 301
12
Оглавление
Глава 5. Формы и методы обучения.................................385
Оглавление
13
П. Щ етинина)......466Система личностно-ориентированных занятий
Занятия в Школе диалога культур
Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего.... 505
Глава 6. Средства обучения и контроля......................... 520
14
Оглавление
Методика использования видеоматериалов................................................. 530Учебные компакт-диски.................................................................................... 532Электронный учебник....................................................................................... 533Образовательный сайт.......................................................................................536Образовательные веб-квесты...........................................................................539Резюме...................................................................................................................541Вопросы и упражнения..................................................................................... 543Дидактический практикум............................................................................... 543§ 2. Диагностика и контроль обучения................................................................544Формы и виды контроля................................................................................... 545Блок самоопределения......................................................................................549Параметры образовательной диагностики....................................................550Субъекты образовательной диагностики...................................................... 553Диагностика личностных качеств учащихся................................................ 555Диагностика и оценка творческой деятельности.........................................560Критериальные шкалы......................................................................................564Самооценка и оценка результатов обучения................................................566Образовательные характеристики учеников................................................567Резюме.................................................................................................................. 572Вопросы и упражнения.....................................................................................573Дидактический практикум............................................................................... 573Рефлексия.................................................................................................................. 574Глава 7. Современный урок........................................... 576§ 1. Творческий ур ок ...............................................................................................576Типы творческих уроков.................................................................................. 578Планирование творческого урока...................................................................580Блок самоопределения..................................................................................... 583Характерные затруднения при планировании урока..................................584Оформление конспекта урока......................................................................... 588Фрагменты планов творческих уроков..........................................................589Проведение урока.............................................................................................. 596Примерная схема анализа урока.....................................................................597
Оглавление
15
16
Оглавление
Рабочая программа дисциплины «Дидактика»...............668Объем дисциплины «Дидактика» по видам учебных занятий
Оглавление
17
VI. Информационное обеспечение дисциплины...............................................697Рекомендуемая литература.......................................... 701Предметный указатель.................................................. 710
перейти в каталог файлов