Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

эссе_обществознание_примеры выполнения_заданий. Статья 30 гласит Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов


Скачать 339.39 Kb.
НазваниеСтатья 30 гласит Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов
Анкорэссе обществознание примеры выполнения заданий.pdf
Дата28.02.2018
Размер339.39 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаesse_obschestvoznanie_primery_vypolnenia_zadaniy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСтатья
#36774
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6


«Имею право или обязан?»
Конституция РФ предусматривает как соблюдение прав, так и соблюдение обязанностей всех людей, находя- щихся на территории РФ. Но что же всё-таки первично: права или обязанности?
Возьмём Конституцию. Статья 30 гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». В этом пункте говорится только о правах, но дальше следует пояснение: «Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Раз «гарантируется», значит, кто-то обязан обеспечить соблюдение этого права. Так можно разобрать любую статью, любой закон, и права одного всегда будут обязанностями другого.
Можно вспомнить, что ни в одной Утопии не было слоя общества начисто лишённого обязанностей. При коммунизме люди пытались построить общество равных возможностей, равных прав, но ни в коем случае не лишить, ради благоденствия это общество обязанностей.
Таким образом, обязанности присутствуют всегда, а вот права нет. Практически бесправными были рабы в
Риме и шудры в Индии. Государство видело в них лишь рабочую силу.
Права надо заслужить. Именно труд, как сказал Ф. Энгельс, вывел обезьяну в люди. И, проходя по спиралям эволюционного процесса, человек приобретает всё новые обязанности, выполнять которые всё трудней и трудней. Но, вместе с тем, и новые права.
Я считаю, что обязанности стоят выше прав ( и этот вопрос НЕ аналогичен вопросу «Что было раньше - яйцо или курица?» ). И, только выполняя свои обязанности по отношению к другим, я имею право требовать от других соблюдения моих прав.
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
Человек - это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации- приобщению к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюса- ми: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, дет- ский сад, школа. Формирование характера и мировоззрений - вот главные задачи первичных агентов. Вторич- ные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют карти- ну огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становит- ся личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Че- ловек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других. По тео- рии Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологиче- ские потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные по- требности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоз- зрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть лично- стью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.
Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой ос- новой — социальная. Я полностью согласна с мнением известного литератора В.Г.Белинского о том, что
«создает человека природа, но развивает и образует его общество».
«Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон.
Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше чело- век не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без про- движения вперед, постоянное повторение.
Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.
Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.
В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро- монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны.
Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.
Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях от- сутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в ору- дие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.
В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е.
связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами челове- ческому общению. В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбарди- ровки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.
Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории поло- жительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бес- конечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд.
«Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от
обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» Роберт Оуэн| -
Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни.
В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. И если это – та самая правда, справедливость и честность, о которой говорит Оуэн, то почему сейчас
Россия всеми силами пытается приобщиться к западной модели развития и делает всё, чтобы стать капитали- стической страной в полном смысле этого слова? И это при том, что в советское время Россия многого доби- лась: стала сверхдержавой, первой осуществила полет человека в космос, победила во Второй мировой войне.
Получается, что революция не привела нашу страну к истине. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода.
Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современ- ном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терро- ризм.
С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей са- мые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бак- териологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве мани- пулятора человеческим сознанием, волей, разумом.
Можно привести еще множество примеров революций, но вывод останется однозначным: революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными.
"Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие".| -
В обществе, где правит власть, лишенная авторитета у народа, правовое и демократическое государство суще- ствует только на бумаге. Как писал Оноре де Бальзак: "Власть, над которой глумятся, близка к гибели". И в действительности, в таком государстве обществом управляют лишь личные интересы, стремление к неравен- ству, нарушению чужих прав и закона, деспотизм.
В рамках этой позиции необходимо раскрыть проблемы устранения вседозволенности и отношения народа к государственному аппарату и его работе.
Есть у государства функции, которые ни при каких условиях не могут быть переданы не государственным структурам. Это функции обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета (воору- женные силы, пограничная стража, борьба с преступностью и др.). И от качества, результативности, а также методов их исполнения, зависит степень уважения народом государственной власти и доверия к ней.
Одним из главных показателей эффективности работы государственного аппарата является борьба с преступ- ностью, то есть борьба с вседозволенностью и установлением в обществе принципа справедливости. В циви- лизованном современном государстве самым важным условием торжества справедливости является неотвра- тимость наказания. Ведь если за деяние предусмотрено наказание, а нет системы, которая исполняет и следит за его исполнением, то люди будут решать свои проблемы преступными, а не правовыми методами. А власть, при которой человек живет в постоянном страхе за свою жизнь и своих близких, никогда не добьётся автори- тета у народа. Ещё один главный фактор добросовестной работы власти - воплощение в жизнь принципа ра- венства граждан перед законом и судом. Как писал А.И. Герцен: "Массы хотят остановить руку, нагло выры- вающую у них кусок хлеба, заработанный ими, - это их главная потребность. К личной свободе, и независи- мости слова они равнодушны; массы любят авторитет, их ещё ослепляет оскорбительный блеск власти, их ещё оскорбляет человек, стоящий независимо; они под равенством массы понимают лишь равномерный гнёт".
Реализация в человеческих отношениях равенства, как и многих других социальных ценностей, осуществля- ется через право. Равенство - изначально присущее праву - свойство с историческим изменяющемся содержа- нием. Разным цивилизациям на разных этапах их исторического развития присущи свой круг отношений и участвующих в них субъектов, попадающих под действие правового равенства. В современном обществе не- обходимо, чтобы власть обеспечивала равенство в правах, перед законом и судом всех граждан, независимо от
обстоятельств.
Но чем же именно власть, лишённая авторитета, хуже, чем явное безвластие? При явном отсутствии власти, начинается открытая борьба за право управлять государством, где обычно побеждает сильнейший на данном этапе развития страны. А если власть лишена авторитета - это неизбежно приводит к революции или к кризи- су в государстве. Но ни одна гражданская война и ни один государственный переворот никогда не решали всех проблем в стране. Как писал О. Бисмарк: "Революции подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются проходимцы".
Ярким примером в русской истории революции, не принесшей всех ожиданий восставших и возникшей из-за утраты доверия власти в стране, является революция 1905-1907 года. Царь Николай II не смог принять вовре- мя сложные решения, которые бы принесли коренные изменения не только в социальной и духовной жизни, но и в политической. Но даже первая российская революция не разрешила всех проблем, которые её породи- ли. Так же революционные события 1905-1907 года имели отрицательные последствия для страны, а точнее, для её экономики: заметно ослабла активность предпринимателей, уменьшился торговый оборот, сократилось промышленное производство, так же были сокращены капиталовложения в экономику России.
Я думаю, что для того, чтобы власть обладала авторитетом, ей необходимо быть в согласии с народом, осуще- ствлять его волю, и направлять свою деятельность на благо страны и общества.
"Свобода есть право на неравенство".| -
Свобода - это основная характеристика человеческого бытия, его суть. Как писал немецкий философ Гегель:
«Свобода есть познанная необходимость». Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. Но для того, чтобы понять всю ее значимость, необходимо обратиться к примерам из истории.
Закономерной чертой развития человечества является неравномерность распределения свободы между пред- ставителями различных сословий, слоев, классов, что порождает неравномерное распределение прав между людьми, и приводит к социальному и правовому неравенству. Даже в первобытном обществе были старейши- ны и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Самым ярким же примером, показывающим значение свободы для человека, является рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб на- ряду с орудиями производства труда являлся собственностью своего хозяина - рабовладельца. В истории Рос- сии таким примером является крепостное право. Но каждая новая ступень общественного развития добавляет новые качества свободе и равенству людей, распространяя их на все более широкий круг субъектов.
В самом общем смысле слова свобода является возможностью выбора действия, не зависящего ни от какой внешней силы, поэтому она, как и многие социальные ценности, нуждается в праве. Право придает свободе социальное качество, при котором активность каждого человека согласуется с активностью других людей.
Право является мерой свободы. Ведь ничем не ограниченная свобода порождает преступность: если человек совершил преступление и не подвергся за это никакому наказанию, он будет считать, что ему все дозволенно и станет совершать все новые и новые преступления. А как писал великий римский государственный деятель
Луций Анней Сенека: «Щадя преступников, вредят честным людям». Но для борьбы с нарушениями закона, государству необходимо не только ужесточать наказания и приводить их в исполнение, но и развивать право- сознание у своих граждан. Люди должны научиться уважать законы и считать своим долгом их соблюдать. А закон в свою очередь должен быть гуманным, справедливым, но и одновременно с этим, как говорил Шарль
Монтескье, «похож на смерть, которая не щадит никого». Но почему же тогда и в современном обществе, га- рантирующем равноправие, существует проблема разного распределения свободы и как следствие появления неравенства ?
Причина этой проблемы на протяжении всей истории человечества остается одна и та же. Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе, которое определя- ется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и дохода- ми, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества, а в последствии и разным количеством правовой свободы. Социальная дифференциация - разделение общества на социальные группы была и есть главным препятствием на пути к становлению правового государство. И как показывает мировой опыт, на общественное развитие, в том числе и правовое, наибольшее влияние оказывают интересы не всех социаль- ных групп, а только тех, которые находятся у власти: эксплуататорские классы и правящие элиты.
Свобода есть право на неравенство, ведь чем у человека больше возможностей, тем больше привилегий. И поэтому «свобода,- как писал О. Бисмарк,- это роскошь, которую не каждый может себе позволить
«В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор)
С. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Что же такое политика? Политика – это искусство управлять обществом. Управлять при помощи чего? При помощи власти, для оказания влияние есть все условия. Это политические организации, партии, чиновничий аппарат, политические отношения, политическая идеология и все это направлено на ор- ганизацию жизнедеятельности.

При демократическом режиме – государство, являясь главным политическим институтом, который осуществ- ляет власть от имени народа, принимает законы, кодексы и другие документы по которым живет страна. На- пример, подошел пенсионный возраст человеку, он оформляется по закону о пенсионном обеспечении, желает человек вступить в брак - действует Семейный кодекс.
На международной арене сегодня проходят процессы глобализации. Есть так же международный порядок взаимоотношений, который называется геополитикой. Геополитическое устройство мира строится на принци- пах однополярности или многополярности. Международная политика, как предложил Дмитрий Медведев на саммите в Нью-Йорке, должна строиться на многополярности, т.е. взаимоуважении, с учетом интересов стран, а не диктата, какой-то одной страны. Сегодня на мировой арене действуют такие международные организации как МВФ,ООН,ОПЕК,МККК,ВТО и другие и множество международных документов, которые регламенти- руют жизнь людей в мире.
Например, желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России – действуют международные до- кументы о предоставлении двойного гражданства, причем страны договорились, что тройного гражданства не может быть. Нарушаются в какой-либо стране права человека международные организации вправе вмешаться.
В заключении я прихожу к выводу, что жизнь вне политики сегодня практически невозможна. Власть органи- зует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человеку и обществу.
«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразум-
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей