Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Захаров ". Страницы педагогического опыта


НазваниеСтраницы педагогического опыта
АнкорЗахаров "
Дата13.03.2017
Размер5.41 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZakharov_quot_Sochinenie_tantsa_quot.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#12229
страница1 из 26
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
страницы педагогического опыта

Р.Захаров
очинение танца страницы педагогического опыта Москва Искусство
1989

ВБК 85.32 3-38 Издание е Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для хореографических отделений вузов искусств и культуры Рецензенты народный артист РСФСР доцент Я А. Долгушин, народный артист РСФСР профессор ИВ. Смирнов, заслуженный деятель искусств РСФСР кандидат искусствоведения О. Г. Тарасова

3 4906000000—141 025(01)—89 Ш — 8 8 15ВМ 5—210—00347—7
© Издательство Искусство, 1983 г. НИВ П ШК В Г '
:,
"ШЛ
Посвящается памяти моего верного друга и помощника Марии Геннадиевны
Смирновой ОТ АВТОРА Я назвал свой труд Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. Это не ряд рецептов, как создавать танец и балета ряд тем, которые педагог может развивать и варьировать в зависимости от своих личных знаний, а также от уровня подготовки студентов. Разумеется, этими уроками не исчерпывается весь огромный круг тем, которые разрабатываются за период обучения в институте. Обучить искусству сочинения танца и создания балетных спектаклей можно лишь тех, кто имеет природные способности, призвание к этому роду деятельности, а также профессиональное образование. А преподавать эту дисциплину имеет право педагог, имеющий за своими плечами большой опыт сочинительской и постановочной работы. Передавать свой опыт может лишь тот, кто его накопил, кому есть что сказать своим ученикам, кто имеет возможность строить занятия на конкретных примерах сочинительской и постановочной работы. Главное, на что должно быть обращено внимание преподавателя это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые. Не себе подобные копии, а новые кадры балетмейстеров, творчески самостоятельных, со своим мышлением и почерком, обязан воспитывать педагог. Кроме того, руководитель курса должен воспитывать в своих учениках единомышленников, граждан, патриотов, стоящих на позициях партийности, идейности, народности и реализма советского хореографического искусства, высокообразованных профессионалов художников, мастеров своего дела. Ничто не вырастает на пустом месте, не возникает из ничего. В предлагаемой книге рассказывается о традициях, из которых вырастало наше отечественное искусство и которые, развиваясь, привели советский балет к невиданному расцвету. Книга написана в форме лекций по истории, теории и практике танцевального искусства, где будут затронуты и вопросы состояния критики. В книгах Искусство балетмейстера, Записки балетмейстера, Слово о танце и других я сформулировал свое творческое кредо балетмейстера и педагога, рассказало практических навыках, которые были приобретены за всю мою долгую жизнь артиста, хореографа-практика и педагога. В настоящей книге я как бы сфокусировал многое из написанного ранее, стараясь сделать полноценное учебное пособие. Автор ограничивается этим кратким вступлением в надежде, что по мере своих сил и возможностей он изложил многое нужное в этом труде, основанном на преемственности традиций и наличном, более чем полувековом опыте артиста и балетмейстера и более чем тридцатипятилетнем опыте педагогической работы в Государственном ордена Трудового Красного Знамени институте театрального искусства имени А. В. Луначарского. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ БАЛЕТМЕЙСТЕРА Курс Искусство балетмейстера является основной дисциплиной в воспитании молодых кадров балетмейстеров •— руководителей балетных групп театров оперы и балета и музыкальных театров нашей страны, руководителей ансамблей народного танца, постановщиков танцев в драматическом театре, в кинематографе и на телевидении, на эстраде, в цирке, танцев на льду. В решениях XXV и XXVI съездов КПСС и постановлениях ЦК КПСС О литературно-художественной критике и О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии подчеркнута огромная роль, которая принадлежит советскому искусству в строительстве коммунизма, в воспитании нового человека. В связи с этим особое значение приобретает повышение качества подготовки молодых специалистов. Балетмейстер является художественным руководителем балетной труппы и определяет идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направление творчества и гражданские устремления коллектива. Советская высшая школа стремится воспитать балетмейстера как передового человека своего времени, человека высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющего основами профессионального мастерства, активного борца за искусство социалистического реализма. Поэтому профессиональная подготовка студентов-балетмейстеров неотделима от их идейного и эстетического воспитания, от утверждения в их сознании марксистско- ленинских принципов понимания задач искусства и его общественной роли в жизни советского народа, от овладения творческой методологией метода социалистического реализма. В решениях XXVI съезда КПСС сказано Огромна тяга советских людей к искусству. Но это уважение, эта любовь к
4
искусству предполагают и великую ответственность художника перед своим народом. Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства В свете этой высокой цели особое значение приобретает яркое и вдохновенное воплощение в произведениях сценического искусства новых, коммунистических начал в жизни советского общества, создание художественно убедительных, глубоких и правдивых образов наших современников, в которых воплощаются лучшие черты строителей нового мира. Разобраться в сложных явлениях современного искусства, отличить прогрессивные тенденции от ошибочных и вредных может лишь тот художник, который умеет творчески применять в своей сфере деятельности принципы марксистско-ленинского учения. Исходя из общих задач воспитания балетмейстера, выбудете изучать и цикл общественно-политических и общеобразовательных дисциплин. В задачу преподавателей по специальности входит развитие у студентов умения и способности применять полученные знания в своей практической деятельности. Будущий балетмейстер овладевает профессией при изучении цикла специальных предметов, включающего развернутые курсы хореографических дисциплин (композиция классического танца, композиция народно-сценического танца, композиция историко-бы- тового танца, дуэтный танец, изучение образцов классического наследия и т. д музыкальных дисциплин (теория музыки, анализ музыкальной драматургии и т. д) и режиссерско-постановочных дисциплин (режиссура и мастерство актера в балетном театре, оформление балетного спектакля и т. д. Предмет Искусство балетмейстера суммирует знания, получаемые студентами на занятиях по профилирующим дисциплинами приводит их в целостную систему знаний, взглядов и профессиональных навыков, дающую возможность овладеть современной методологией создания хореографических произведений искусства. Балетмейстер, создатель новых хореографических произведений, помимо профессиональных знаний и навыков в области хореографической композиции и исполнительства должен обладать способностями и знаниями автора-драматурга и режиссера-постановщика балетного спектакля. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от драматурга и от режиссера драмы или оперы. Однако, как и они, балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом создавая драматургию спектакля, воплощая ее средствами хореографической композиции в пластические образы, он работает с артистами балета как режиссер Иначе говоря, балетмейстер является автором хореографической драматургии и хореографической композиции всего балетного спектакля, а также его режиссером-постановщиком. Сегодня мы будем говорить о том, что входит в задачу первого года обучения. Это будет знакомство со спецификой, основными категориями и терминологией искусства вообще и хореографического в частности знакомство с принципами реалистической методологии искусства знакомство с основными законами драматургического мастерства и методикой сочинения программы (либретто) отдельных танцев и хореографических сцен знакомство с основами композиционного мастерства в хореографии и элементарные сведения по хореографической реализации драматургических замыслов — сочинение, постановка и показ серии учебных этюдов, отдельных танцев и сцен. На первом году обучения мы разберем вопросы теории и практики. Искусство как форма общественного сознания. Жанры искусства. Театральное искусство, его специфика и виды. Хореография как вид театрального искусства. Действенная природа хореографического искусства. Специфика балета, его отличие от изобразительного, драматического, оперного искусства и кинематографии. Балет и искусство классического танца. Народный танец как источник профессиональной хореографии. Реалистические традиции русской школы классического балета. Балетмейстер и сфера его творческой деятельности. Балетмейстер как идеологический руководитель хореографического коллектива. Социалистический реализм — методологическая основа советского искусства. Не только эстетическая сторона, но и идейность, партийность и народность как критерий искусства социалистического реализма. Основы хореографической драматургии тема, идея и сюжет произведения, образы-характеры действующих лиц и предлагаемые обстоятельства действия, конфликт и расстановка борющихся сил в нем. Драматическое построение хореографического действия экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Законы драматургии в балетном спектакле и их применение в других жанрах хореографического искусства. Принципы драматургического построения каждого акта, картины, сцены, эпизода, танцевальной фразы. Методика создания программы (либретто) хореографического произведения искусства. Хореографическая композиция как форма выражения драматургического содержания. Параллельно с теорией будет проводиться практическая работа
6
по сочинению и постановке хореографических этюдов, танцев и сцен. Для этого на первом году обучения будут использованы материалы народного танца русские хороводы, кадрили, пере- плясы, танцы народов СССР, социалистических стран и народов мира. Исполнение этих заданий будет осуществляться силами самих студентов. В конце первого семестра будет проведен зачет по специальности каждый студент должен показать один из хореографических этюдов, сочиненных им. Кроме того, необходимо будет ответить на теоретические вопросы по пройденному материалу. На экзамен в конце года выносятся поставленные студентами хореографические сцены или танцы, по которым определяется качество усвоения материала насколько интересна и глубока по содержанию идейно-тематическая основа сочинений, как студенты овладели законами драматургического построения действия, насколько интересны композиционные решения этих сочинений, выразительность хореографического рисунка и текста, верно ли найдено соотношение между содержанием и формой. Учащиеся должны также ответить на теоретические вопросы. В период обучения на первом курсе проверяется профессиональная пригодность студента к избранной специальности и делаются соответствующие заключения о целесообразности его дальнейшего обучения. ХОРЕОГРАФИЯ КАК ВИД ИСКУССТВА Что такое хореография Что мы подразумеваем под этим словом Многие считают хореография — это танец. Или хореография это балет. Понятие хореография гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово хореография греческого происхождения, буквально оно значит писать танец. Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляем его и мы. Хореография имеет три раздела а) народный, б) бытовой или, как мы еще называем его, бальный) танец ив) профессиональное искусство танца, в том числе классический балет. Танец — это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Хореография родилась на заре человечества еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им
7
жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть ив наше время, в искусстве народов Африки например. Описания танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Родились танцы, по-иному решающие тему труда — как первой жизненной потребности, доставляющей человеку радость и удовлетворение. Это, например, русские Пряхи, Рукодельницы, Трактористы, украинские «Шевчик», Урожай, белорусский Ленок, молдавский Сбор винограда, узбекский Хлопок, карельский Рыбаки и множество других. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные рабочим, труженикам полей, советским воинам, партизанам, китобоям. Хорошо раскрыт в народной хореографии и образ советской женщины — свободной труженицы, героини Великой Отечественной войны. Еще Н. В. Гоголь в своих Петербургских записках 1836 года писал Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как тенье- ровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного итого же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финну одного танец говорящий, у другого бесчувственный у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает туже гордость в своем танце у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах народ климата пламенного оставил в своем национальном танце туже негу, страсть и ревность *. Какие изумительные, выразительнейшие слова нашел Гоголь для рассказа о народной хореографии Получается, что он уже более ста лет тому назад прочитал нам замечательную лекцию на эту тему, и его мысли каждый балетмейстер должен запомнить на всю жизнь. Особенно надо было бы задуматься над ними современным зару-
* Эту цитату я приводил не раз, не могу не повторить ее снова.
бежным, да и некоторым нашим хореографам, которые строят свои произведения исключительно на движениях классической школы и танца модерн, совершенно выхолостив из них всякие признаки национальной характерности. И каким великолепным, простым русским языком выражает Гоголь свои мысли Очень советую почитать, даже выучить наизусть отрывок Чуден Днепр при тихой погоде и почаще повторять его про себя, может быть, тогда ваша речь сама собой польется вольно и плавно ивам легче будет выражать собственные мысли хорошим литературным языком. Не забудьте и Тургенева и, конечно, 'Пушкина и Лермонтова. А вам, будущим руководителям хореографических коллективов, необходимо будет и говорить с артистами, делать доклады, читать экспозиции новых балетов. В дальнейшем студент должен будет излагать свои замыслы хорошим литературным языком. И не читать что-либо по запискам Только живой речью, рожденной тут жена месте (разумеется, хорошо продуманной заранее, можно привлечь внимание слушателей, разжечь в них живой интерес к новой работе, вызвать иногда на дискуссию. Слушатели должны видеть ваши глаза, обращенные к ним, веселую улыбку или сурово нахмуренные брови. Тогда легче будет убедить их в правильности вашего замысла, который может иногда показаться необычным, выходящим за рамки привычного, а может оказаться и новаторским. Но возвратимся к нашей теме. Мы поговорили в общих чертах о народном танце, о его древнем происхождении и о бесконечном разнообразии. Теперь поговорим о профессиональном искусстве танца. Кроме классического балета сюда же относятся родившиеся в наше, советское время ансамбли народного танца. Мне довелось работать в некоторых из ведущих ансамблей, и потому я знаю специфику творчества артистов и балетмейстеров в них. Считаю, что балетмейстера ансамбля народного танца можно сравнить с исследователем. Сколько ему приходится ездить по разным областями республикам, забираться в самые дальние уголки, чтобы по крупицам собрать жемчужины народного творчества и на их основе создать свое новое хореографическое сочинение. Они работают так, как завещал Гоголь. Но мне довелось встречаться и с такими балетмейстерами, которые без конца пережевывают одну и туже жвачку, если можно так выразиться, то есть просто ставят танцы, подобные тем, что много раз видели в сочинениях своих коллег. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете на льду, иногда — в драме. В дальнейшем мы будем отдельно разбирать специфику всех этих видов хореографии, так как многим из вас, возможно, придется сними столкнуться. В процессе обучения вы не будете получать задания на сочинение танцев для эстрады, для оперетты или кинофильма. Но самой сложной формой профессиональной хореографии является классический балет. Те, кто думает, что классический
9
танец своим происхождением обязан придворным балам, глубоко заблуждается. Он основан на танце народном, который в свое время проник в салоны высшей знати. Разумеется, в первозданном виде он там исполняться не мог, так как вольная непосредственность его движений была чужда той среде. Попав туда, танец стал исполняться в совершенно иной манере, то есть благородной, более сдержанной, иногда жеманной, даже напыщенной. Развитие танцевальной техники в салонах пошло, естественно, по иному направлению, чем это происходило в народе ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижина знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами. Длинные платья и шлейфы дам обязывали к неторопливым движениям. В XVIII веке, когда на время исчезли шлейфы, темы танца стали быстрее, появились маленькие прыжочки, также заимствованные из народных танцев. На занятиях по историческому танцу все это изучается тщательно и подробно, студенты будут сами исполнять всевозможные исторические танцы разных эпох — иноземные и русские. Поэтому сегодня в нашу задачу не входит их разбор. Мылишь подошли к истории возникновения профессионального классического балета. Из истории балета мы знаем, что первоначальными его исполнителями были сами придворные, а во Франции — даже король с королевой. Танцу тогда уделялось очень много внимания обучение начиналось с детских лети, хотя танец тех времен по своей технике не шел в сравнение стем, что стали исполнять позже профессионалы, уровень хореографических позиций любителей был достаточно высок. Отсюда — уже один шаг для самоопределения собственно искусства балета появились настоящие мастера танца — солисты и антураж для массовых сцен. Балет в нашем понимании этого слова, то есть хореографическая пьеса с определенным содержанием, образовался, разумеется, далеко не сразу. Все это подробно изучается на дисциплине История балета. Скажу только, что впервые сформулировал задачи классического балета Жан-Жорж Новерр. Его Письма о танце должны быть настольной книгой каждого из вас. И наконец, бальный или бытовой танец. Возник он также из народного танца. Само перечисление старинных бальных танцев свидетельствует об этом полонез, мазурка, краковяк, полька, паде- спань; венгерка, бальная русская, вальса позднее танго и другие популярнейшие танцы обязаны своим происхождением народам Польши, Венгрии, Испании, Германии, стран Латинской Америки. Попав в бальные залы, эти танцы, разумеется, претерпели значительные изменения по сравнению с первоисточниками, а нынешние западные танцы, возникшие, например, из негритянского
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей