Главная страница

Стребелева Е.А. Методические рекомендации к пси... Стребелева Е. А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) Ранняя диагностика умственного развития Альманах института коррекционной педагогики pao. M


Скачать 173.5 Kb.
НазваниеСтребелева Е. А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) Ранняя диагностика умственного развития Альманах института коррекционной педагогики pao. M
АнкорСтребелева Е.А. Методические рекомендации к пси.
Дата25.01.2018
Размер173.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтребелева Е.А. Методические рекомендации к пси...doc
ТипМетодические рекомендации
#35351
страница5 из 5
Каталог
1   2   3   4   5

§ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Многолетний опыт нашей работы по обследованию детей раннего возраста с использованием представленных методик показывает, что различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполне­ния (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно раз­делить на четыре группы.

Первую группу (10–12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания дейст­вовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком небла­гополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование этих детей.

Во вторую группу (13–23 балла) входят дети, которые самостоя­тельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходи­мости использования других методов изучения (обследования психо­невролога и др.).

Третью группу (24–33) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, по­нимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заин­тересованность в результате своей деятельности.

Таблица 2

Результаты обследования детей с различным уровнем умственного развития

№ за­да­ния  

Наименование задания  

Первая группа  

Вторая группа  

Третья группа  

четвертая группа  

 

 

Оценка в баллах  

 

 

1  

2  

3  

4  

1  

2  

3  

4  

1  

2  

3  

4  

1  

2  

3  

4  

1  

Лови шарик  

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

2  

Спрячь шарики  

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

3  

Разборка и складывание мат­решки  

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

+  

4  

Разборка и складывание пи­рамидки  

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

+  

5  

Парные картинки  

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

   

+  

   

   

   

+  

6  

Цветные кубики  

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

7  

Разрезные картинки  

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

8  

Конструирование из палочек  

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

9  

Достань тележку  

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

10  

Нарисуй  

+  

   

   

   

   

+  

   

   

   

+  

   

   

   

   

+  

   

Итого  

12 баллов  

22 балла  

32 балла  

39 баллов  


Этих детей необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие. При этом надо учить детей понимать цель действия; развивать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, про­слеживание взглядом перемещающегося предмета.

Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические уп­ражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражания действиям взрослого.

У другой группы детей, получивших 13–23 балла, необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. Пер­вым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой – правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно-вос­питательных задач. Важно сформировать у детей способность подражать действиям взрослого; умение понимать и использовать жестовую ин­струкцию и указательный жест; умение работать по образцу и по словесной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно за­нимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное раз­витие двигательных навыков, умений и физических качеств; на раз­витие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности.

При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей оказывается формирование ориентировочно-познавательной деятельности: развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов – формирование целенаправленных проб, практического примеривания, а затем и зрительного соотнесения. Главное при этом помнить, что развитие восприятия идет от способности различать предметы, их свой­ства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т.е. к появлению образа-представления.

В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировоч­но-познавательной деятельности должна быть направлена на форми­рование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Одним из основных направлений в работе с этими детьми является развитие речи. Оно проводится в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические задачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.

Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию).

У детей надо сформировать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровые действия с этими игрушками, умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем вместе.

Учитывая все вышесказанное, необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость. Возможность эта обеспечивается созданием положитель­ного микроклимата как в дошкольном учреждении, так и в семье ребенка.

У детей третьей группы, получивших 24–33 балла, необходимо уточнить первичные нарушения. Независимо от первичного нарушения у всех детей необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом надо развивать продук­тивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, констру­ирование.

Важным направлением в коррекционной работе с этими детьми является формирование целостного представления об окружающей дей­ствительности, о человеке и о взаимодействиях между людьми, по­знакомить детей с деятельностью человека. Важно подвести детей к пониманию того, что поведение и деятельность человека зависят от природных условий.

Во всех случаях с этими детьми проводится коррекционная работа по развитию речи. В зависимости от первичного нарушения создается своя специфическая система включения речи ребенка в процесс чув­ственного познания окружающей действительности.

Таким образом, предложенное психолого-педагогическое обследова­ние позволяет выявить у детей раннего возраста отклонения в умст­венном развитии и помогает психологам и педагогам-дефектологам наметить пути коррекционной работы с каждым из обследуемых детей с учетом их индивидуальной структуры нарушения.

Список литературы


Венгер А. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 1988.

Венгер А.А., Выгодская ГЛ., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. Т.5.

Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгер, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.

Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1976.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973.
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом