Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

К. Р. Анатомия КОЖА и ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Строение и функции кожи, роль кожи в закаливании, возрастные особенности


НазваниеСтроение и функции кожи, роль кожи в закаливании, возрастные особенности
Дата22.01.2020
Размер92 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаК. Р. Анатомия КОЖА и ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.doc
ТипКонтрольная работа
#66480
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей



ТУТ МОГ БЫТЬ МОЙ ТИТУЛЬНИК

Учебная дисциплина: Возрастная анатомия и физиология

Контрольная работа

На темы: «Утомление (механизмы возникновения, биологическое значение, теории возникновения, фазы, возрастные особенности, гигиена умственной и физической работы)», «Строение и функции кожи, роль кожи в закаливании, возрастные особенности.»

Выполнила студентка

Проверил
Дата регистрации в деканате ________________ _______________
(подпись)

1) Утомление (механизмы возникновения физического и умственного утомления, биологическое значение, теории возникновения, фазы утомления, возрастные особенности, гигиена умственной и физической работы).

 - сложный процесс, затрагивающий все уровни деятельности организма (молекулярный, субклеточный, клеточ­ный, органный, системный, целостного орга­низма), который возникает в результате чрезмерной деятельности (как физической, так и умственной) и проявляется в снижении работоспособности человека. Оно может возникать в результате как физической, так и умственной деятельности.

Утомление бывает острым и хроническим, общим и локальным (либо меняются функции организма в целом, либо функции некоторых органов).

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда: бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы либо поза «вразвалку», повышенный тремор конечностей и др.

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями

Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах. Наступление умственного утомления в отличие от физического не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привести к переутомлению.

 утомления состоит в том, что оно приводит к возникновению торможения в ЦНС и обеспе­чивает защиту последней и всего организма от перенапряжения и истощения.





1) первая фаза—, или  утомление, когда работоспособность еще может поддерживаться на прежнем и даже высоком уровне, благодаря усилению коркового возбуждения, несмотря на выраженную уже дискоординацию вегетативных функций и снижение ко­эффициента полезного действия организма;

2) вторая фаза — , или , иначе «» утом­ление, когда внешний эффект работы заметно снижается или работа вынужденно прекращается, несмотря на все усилия работающего. В этой фазе внешний эффект работы (рабо­тоспособность) заметно снижается, непреодолимо разви­ваются явления охранительного торможения в централь­ной нервной системе, приводящие к вынужденному пре­кращению работы.

 важна для рацио­нального планирования различных структурных об­разований тренировочного процесса.

Первые признаки скры­того утомления, связанные со снижением экономич­ности работы, ухудшением внутримышечной и межмышечной координации, значительными изме­нениями в координационной структуре движений, появляются чаще всего 

Постепенно эти изменения усиливаются в направлении все более глубокого исчерпания функ­циональных резервов и достигают максимально доступных для данной работы величин 

Основным показателем, свидетельствующим о наступлении скрытого утомления и его усугублении при стабильной работоспособности спортсмена, мо­гут служить энергозатраты на единицу механичес­кой работы. Именно существенное повышение энер­гозатрат по отношению к показателям устойчивого состояния свидетельствует об использовании нерацио­нальных компенсаторных механизмов поддержания работоспособности и развитии скрытого утомления.

Теорий возникновения утомления множество:

- утомление есть следствие истощения энергетических ресурсов мышцы;

- утомление - это результат недостаточного снабжения кислородом мышечных тканей и нарушение в них окислительных процессов (теория задушения);

- утомление как следствие засорения тканей продуктами обмена;

- возникновение утомления из-за избыточного накопления в мышцах молочной кислоты.

Однако ни одна из этих теорий не может быть верна полностью, т. к. все они связывают утомление только с процессами, происходящих лишь с мышцами, не затрагивая роль ЦНС. Между тем, как показали исследования, ЦНС имеет в этих процессах большое значение.

Например, И. М. Сеченов доказал, что ощущение усталости лежит не в мышцах, а в нарушении деятельности нейронов мозга (например, если внушить человеку, что в руке у него не тяжелая гиря, а легкая корзина, мозг как бы «обманет» мышцу и человек не будет ощущать усталости от тяжелой ноши).

И. П. Павлов считал, что утомление носит охранительный характер. Ограничивая работоспособность центров мозга, оно оберегает нервные клетки от перенапряжения и гибели. Поэтому полезны изменение характера деятельности и активный отдых: это вызывает возбуждение новых участков коры головного мозга, что ведет к усилению охранного торможения в утомлённых центрах и ускорению восстановительных процессов в них, повышению их возбудимости

А. А. Ухтомский предполагал, что при утомлении рабочая доминанта в очаге возбуждения угасает.

В настоящее время популярна центрально-нервная теория утомления, при которой не исключается возможное влияние местных процессов, происходящих в мышцах и других работающих органах (недостаток кислорода, истощение питательных веществ, молочной кислоты и др.), на возникновение утомления. Они ускоряют усталость, а за счет обратных связей изменяют функциональное состояние ЦНС. Утомление — целостный процесс, защищающий ЦНС и проявляющийся в физиологических механизмах ограничения работоспособности.

Физическое и умственное утомления связаны: при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, так же как и при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. Считается, что эти явления обусловлены иррадиацией торможения из наиболее утомленных центров на соседние. При умственной работе наблюдаются элементы мышечного утомления, ведь пребывание в определенной позе ведет к усталости соответствующих групп мышц. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшается память, ослабляется координация движений. Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившиеся следы утомления накапливаются, оно переходит в переутомление, при котором отмечаются головная боль, чувство тяжести в голове, вялость, снижение памяти, нарушение сна. Поэтому важно соблюдать гигиену труда и распорядок дня, особенно это касается детей и подростков.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5-2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка.

Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, что создает значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему. Статическое напряжение во время учебных занятий в течение 30 мин у первоклассников приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, падению уровня насыщения артериальной крови кислородом и снижению работоспособности.


По данным ученых, у младших школьников резко падает работоспособность, ухудшаются внимание и память после 30-35 мин непрерывного занятия.

Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

К сожалению, у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, особенно при несоответствии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме (изменения регуляции вегетативных функций, резкое и длительное снижение работоспособности, снижение иммунитета, нервно-психические расстройства).

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях - комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться на обеспечении оптимального состояния организма в процессе обучения и воспитания; ориентируются при этом на средние морфофункциональные данные определенного возрастного периода. Однако гигиеническая норма не является оптимальной для всех детей данной возрастной группы. Поэтому следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, его биологический возраст: дети с замедленным темпом развития имеют более низкие показатели работоспособности, у них чаще отмечается отставание в формировании речи и развитии некоторых психомоторных функций.

Гигиена труда важна и после окончания школы: многие студенты сталкиваются с тем, что не могут справиться с нагрузкой даже на первых курсах университета. На мой взгляд, чаще всего это связано с отсутствием самоорганизации и необходимостью контроля, который ранее осуществляли родители и школьные работники.

Студентам следует помнить, насколько важно соблюдать распорядок дня, чередование умственной и физической нагрузки. Разумеется, не следует забывать о том, что кумуляция утомления оказывает неблагоприятное влияние на организм, способствуя возникновению ряда общих заболеваний или обострению хронических.

Тем же, кто окончил учебные заведения, следует помнить о монотонности труда, приближающей наступление усталости: утомлению способствуют малая подвижность при умственной работе и однообразие - при физической. Повышение производительности физического труда достигается путем механизации и автоматизации производства и уменьшения доли физической работы. Однако, выполнение рабочим на протяжении всей смены однообразных, не связанных со значительным мышечным усилием, монотонных движений, когда работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок центральной нервной системы, также сопровождается развитием утомления нервных центров.

Чтобы избежать быстрого наступления утомления и переутомления, необходимо делать перерывы в работе, проводить производственную гимнастику, а также менять производственные операции на протяжении рабочей смены. В то же время лучшим отдыхом при умственном утомлении является гимнастика или другая физическая деятельность человека.

Одним из основных средств борьбы с утомлением при работе являются регламентированные перерывы на отдых. В зависимости от характера труда они должны быть различными по продолжительности: чем тяжелее работа, тем длиннее должны быть перерывы на отдых. Во время отдыха необходимо сменить позу, обеспечивая отдых уставшим мышцам. Для людей умственного труда отдых должен включать элементы физической нагрузки.

Снижать работоспособность будут алкоголь, курение, наркотики. Никотин, всасываясь в малых дозах, действует возбуждающе на нервную систему, а в больших - вызывает ее паралич. Алкоголь является высокотоксичным веществом для всех клеток организма, но наиболее чувствительны к нему нервные клетки, особенно коры головного мозга. Употребление наркотиков оказывает наиболее разрушающее действие на нервную систему, в связи с чем у наркоманов очень быстро проявляются нарушения нервной и психической деятельности. В ряде случаев использование наркотиков приводит человека к преждевременной смерти.

2) Строение и функции кожи, роль кожи в закаливании, возрастные особенности.
Человеческая кожа — самый крупный орган тела, который обладает уникальными свойствами. Общая площадь поверхности около 2 м2, толщина - 1-4 мм

Кожа устойчива к жаре и холоду. Ей также не страшна вода, довольно слабые кислоты и щелочи. Кожа остается мягкой, гибкой и устойчивой к растяжению, даже если в течение длительного времени подвергалась неблагоприятным погодным условиям или другим сторонним влияниям. Ее прочность помогает отлично защищать внутренние ткани и органы.
Благодаря сложной системе рецепторов, соединенных с мозгом, кожа предоставляет подробную информацию о состоянии окружающей среды.

Кожа состоит из трех основных слоев – это эпидермис, дерма и подкожная клетчатка.

Эпидермис - это наружный слой, который образован многослойным плоским эпителием. Его поверхность состоит из ороговевших клеток, которые содержат кератин. Эпидермис используется в основном для защиты от механических раздражителей и химических реагентов и имеет 5 слоев (базальный слой, шиповатый слой, зернистый слой, блестящий слой и роговой слой). Глубокие слои (базальный, шиповатый, зернистый) имеют способность к интенсивному делению клеток. Производимые новые клетки эпидермиса регулярно заменяют верхний роговой слой.
Эпидермис также содержит клетки, функция которых заключается в подготовке пигмента меланина, который придает коже и волосам цвет. Под воздействием повышенного количества ультрафиолетового света производство меланина увеличивается. При чрезмерном и слишком интенсивном солнечном воздействии, однако, могут повредиться глубокие слои кожи.

Дерма - это средний слой кожи, который имеет толщину от 1 до 3 мм (в зависимости от месторасположения). Она состоит в основном из волокон соединительной и сетчатой ткани, благодаря чему наша кожа устойчива к сжатию и растяжению. Кроме того, дерма имеет хорошо развитую сосудистую сеть и сеть нервных окончаний (благодаря чему мы чувствуем холод, тепло, боль, прикосновения и пр.). Дерма состоит из двух слоев: сосочковый слой (включает в себя кожные сосочки, которые содержат ряд мелких кровеносных сосудов, нервные волокна, потовые железы и волосяные фолликулы), и сетчатый слой (залегает над подкожной клетчаткой и имеет большое количество коллагеновых волокон и соединительной ткани).

Соединительные ткани в дерме представлены 3 типами волокон: коллагеновыми, гладкомышечными и эластическими.
Коллагеновые волокна созданы белком коллагеном и являются важным компонентом – благодаря коллагеновым волокнам наша кожа является упругой. В ходе старения производство коллагеновых волокон уменьшается, поэтому кожа обвисает (появляются морщины).
Эластичные волокна - получили свое названия благодаря способности обратимо растягиваться. Они защищают коллагеновые волокна от чрезмерных нагрузок.
Гладкомышечные волокна – залегают возле подкожной ткани и созданы аморфной массой мукополисахаридов, в составе которых есть гиалуроновая кислота и белковые комплексы. Благодаря гладкомышечным волокнам наша кожа берет из подкожного слоя важные питательные вещества и передает их в разные слои.

Кожа человека имеет придаточные образования. Это волосы, ногти, потовые, молочные и сальные железы.

Волосы представляют собой гибкие и эластичные роговые волокна. Они имеют корень (находится в эпидермисе) и собственно само тело. Корень вложен в волосяной фолликул. Первоначально человеческие волосы служили защитой против потери тепла. В настоящее время интенсивный их рост наблюдается только на голове, в подмышечных впадинах и возле репродуктивных органов. В других частях тела существуют остаточные волосы.
Ногти - роговые пластинки, выполняющие защитную функцию для пальцев.
Потовые железы - имеют трубчатую форму и расположены в дерме и подкожной клетчатке. Есть 2 типа потовых желез - эккринные железы (присутствуют на всей поверхности кожи и участвуют в терморегуляции, выделяя пот) и апокринные железы (присутствуют в области половых органов, ануса, сосков и подмышек, их деятельность начинается после полового созревания).

Сальные железы – везикулярные (от лат. vesicula - "пузырек") железы, которые имеют одиночную или разветвленную структуру. Пролегают в непосредственной близости от волос. Благодаря сальным железам кожа и волосы "смазываются", в результате чего становятся более эластичными и устойчивыми к пересыханию.
Молочные железы – развиты у женщин и необходимы для производства молока.
Кожа выполняет различные функции, среди них:

1) Защитная функция кожи - механическая защита организма кожей от внешних факторов обеспечивается плотным роговым слоем эпидермиса, эластичностью кожи, ее упругостью и амортизационными свойствами подкожной клетчатки. Благодаря этим качествам кожа способна оказывать сопротивление механическим воздействиям – давлению,
ушибу, растяжению и т.д.
Кожа в значительной мере защищает организм от радиационного воздействия. Инфракрасные лучи почти целиком задерживаются роговым слоем эпидермиса; ультрафиолетовые лучи задерживаются кожей частично. Проникая в кожу, УФ-лучи стимулируют выработку защитного пигмента меланина, поглощающего эти лучи.
Кожа защищает организм от проникновения в него химических веществ, в т.ч. и агрессивных.
Защита от микроорганизмов обеспечивается бактерицидным свойством кожи. Здоровая кожа непроницаемая для микроорганизмов. С отслаивающимися роговыми чешуйками эпидермиса, салом и потом с поверхности кожи удаляются микроорганизмы и различные химические вещества, попадающие на кожу из окружающей среды. Кроме того, кожное сало, пот создают на коже кислую среду, неблагоприятную для размножения микробов.
Бактерицидные свойства кожи снижаются под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды – при загрязнении кожи, переохлаждении; защитные свойства кожи снижаются при некоторых заболеваниях. Если микробы проникают в кожу, то в ответ на это возникает защитная воспалительная реакция кожи. Кожа принимает участие в процессах иммунитета.
Кожа обладает малой электропроводностью, т.к. роговой слой эпидермиса плохо проводит электрический ток. На электропроводность кожи влияют разные факторы. Так, влажные участки кожи проводят электроток лучше, чем сухие; у спящего человека электрическое сопротивление кожи в 3 раза выше, чем у бодрствующего человека; в состоянии нервного возбуждения человека, его кожа менее электроустойчива.

2) Абсорбционная (всасывательная) функция кожи..

Всасывание воды и растворенных в ней солей через кожу практически не происходит. Некоторое количество водорастворимых веществ всасывается через сально-волосяные мешочки и через выводные протоки потовых желез в период отсутствия потовыделения. Жирорастворимые вещества всасываются через наружный слой кожи – эпидермис. Газообразные вещества (кислород, углекислота и др.) всасываются легко. Также легко всасываются через кожу отдельные вещества, растворяющие жиры (хлороформ, эфир) и некоторые растворяющиеся в них вещества (йод).
Большинство ядовитых газов через кожу не проникает, кроме кожно-нарывных отравляющих веществ – иприта, люизита, и др.

Лекарства всасываются через кожу по-разному.
Всасывающая способность кожи усиливается после разрыхления и слущивания рогового слоя эпидермиса компрессами, теплыми ваннами. При смазывании кожи различными жирами всасывающая способность кожи усиливается.

3) Выделительная функция кожи..

Выделительная функция кожи осуществляется посредством работы потовых и сальных желез. Количество выделяемых через потовые и сальные железы веществ зависит от пота, возраста, характера питания и различных факторов окружающей среды. При ряде заболеваний почек, печени, легких выделение веществ, которые обычно удаляются почками (ацетон, желчные пигменты и др.), увеличивается.
Потоотделение осуществляется потовыми железами и происходит под контролем нервной системы. В среднем за сутки потовые железы выделяют 700 – 1300 мл. пота.
Кожное сало выделяется сальными железами кожи. Кожное сало на 2/3 состоит из воды, а на 1/3 – из аналогов казеина, холестерола (органических веществ) и некоторых солей. С кожным салом выделяются жирные и неомыляемые органические кислоты и продукты обмена половых гормонов.

4) Терморегулирующая функция кожи.

В процессе жизнедеятельности организма вырабатывается тепловая энергия. При этом организм поддерживает постоянную температуру тела, необходимую для нормального функционирования внутренних органов, независимо от колебаний внешней температуры. Процесс поддержания постоянной температуры тела называется терморегуляцией. На 80% теплоотдача осуществляется через кожу путем испускания лучистой тепловой энергии, теплопроведения и испарения пота.
Слой подкожной жировой клетчатки, жировая смазка кожи являются плохим проводником тепла, поэтому препятствуют избыточному поступлению тепла или холода извне, а также излишней потере тепла.
Термоизолирующая функция кожи снижается при её увлажнении, что приводит к нарушению терморегуляции. При повышении температуры окружающей среды происходит расширение кровеносных сосудов кожных покровов – кровоток кожи усиливается. При этом повышается потоотделение с последующим испарением пота и усиливается теплоотдача кожи в окружающую среду. При понижении температуры окружающей среды происходит рефлекторное сужение кровеносных сосудов кожи; деятельность потовых желез угнетается, теплоотдача кожи заметно уменьшается.
Терморегуляция кожи – сложный физиологический акт. В нем принимают участие нервная система, гормоны эндокринных желез организма.

5) Функции кожи в обменных процессах организма.

В коже человека происходит обмен углеводов, белков, жиров и витаминов, солей, водный обмен. Это сложные процессы, в результате которых организм получает необходимые ему питательные вещества. По интенсивности водного, солевого и углекислого обмена кожа незначительно уступает печени и мышцам.
Кожа интенсивнее накапливает и отдает большее количество воды по сравнению с другими органами. Например, она выделяет воды вдвое больше, чем легкие.
Подкожная клетчатка является мощным складом питательных веществ, которые организм расходует в периоды недостаточного поступления питательных веществ с пищей.

Учитывая значение кожи в терморегуляции и обменных процессах, можно понять роль кожи в закаливании. Воздушные и водные процедуры, способствуя удалению с кожи паров, газов, пота, сала и отмерших клеток эпителия, имеют определенное гигиеническое значение. Кроме того, воздушные ванны и водные процедуры благодаря термическому раздражению кожи оказывают на организм физиологическое действие. Это выражается, прежде всего, в рефлекторном сужении и расширении кровеносных сосудов с последующим улучшением работы чрезвычайно тонкого и сложного механизма терморегуляции (теплообразование и теплоотдача), повышения тонуса мышц и выносливости сердечно-сосудистой системы, увеличения содержания гемоглобина и эритроцитов в крови и во многих других благоприятных изменениях в организме. Таким образом, путем выработки сложных рефлексов при использовании естественных факторов природы представляется возможным термическими, механическими и биологическими воздействиями на кожу благотворно влиять на весь организм в целом.

Однако при закаливании необходимо помнить о возрастных особенностях строения кожи. Например, у новорожденных дерма новорожденных в 1,5—3 раза тоньше по сравнению со взрослыми, кожа нежнее и ее проще повредить во время проведения гигиенических процедур и во время закаливания.
С возрастом эпидермис и особенно роговой слой утолщаются, и к семи годам его строение незначительно отличается от взрослого. С возрастом, с увеличением толщины рогового слоя снижается активность ферментов и уменьшается концентрация гликогена. Чем младше ребенок, тем быстрее обновляются поверхностные клетки рогового слоя.

Дерма детей первых лет жизни значительно богаче, чем взрослых, клеточными элементами. Коллагеновые волокна дермы в раннем детстве состоят из рыхлых пучков, которые к 10—12 годам становятся толще и плотнее, они сильно скручиваются, переплетаются и не имеют определенной ориентации. Это обеспечивает растяжимость и эластичность кожи.

Дерма утолщается до 16—30 лет. С восьми лет интенсивно увеличиваются количество, толщина и длина находящихся в ней эластических волокон. В раннем возрасте наибольшее количество эластических волокон находится в коже ладоней, подошв, полового члена и ягодиц. К семи годам почти заканчивается развитие сосочкового слоя, базальная мембрана между эпидермисом и дермой нежная и рыхлая.

В коже детей больше капилляров, чем в коже взрослых. С возрастом кровеносные и лимфатические сосуды развиваются и продолжается развитие рецепторов кожи. Полное развитие капилляров кожи заканчивается в 13-16 лет. С возрастом, кроме расширения капилляров кожи появляется и их сужение. У детей младшего возраста их тонус больше колеблется, чем у старших.

Поверхность кожи у детей и подростков на 1 кг веса тела значительно больше, чем у взрослых. Чем младше ребенок, тем больше на 1 кг веса поверхность кожи.

В течение первого года жизни у ребенка несколько раз сменяются волосы. Брови и ресницы новорожденного малы, а к 3—5 годам достигают такой же длины, как у взрослых. Количество волос на 1 см2 кожи у детей значительно больше, чем у взрослых; к 7 годам количество волос уменьшается примерно в 2 раза. Строение и цвет волос изменяются с возрастом, и окончательное их развитие заканчивается после полового созревания.

Количество сальных желез на 1 см2 кожи лица новорожденного 
в 4—8 раз больше по сравнению со взрослым. К семи годам большинство сальных желез атрофируется; они имеют меньший размер, чем у новорожденных, но снова увеличиваются в период полового созревания с 11 —13 лет и достигают максимального развития к 18—25 годам.

Потовые железы обнаруживаются у детей на 4—5 месяце утробной жизни.

Развитие большинства желез заканчивается до рождения. Количество потовых желез на 1 см2 кожи у новорожденных значительно больше, чем у взрослых. С возрастом оно уменьшается, но в семь лет все еще в несколько раз превышает количество потовых желез взрослых. С возрастом увеличиваются длина и просвет секреторных трубок апокриновых потовых желез.

В раннем детстве кожа более проницаема для газов и веществ, растворенных в воде, чем у взрослых. В коже детей больше воды, поэтому ее сопротивление деформации меньше, чем у взрослых. С возрастом увеличивается прочность кожи на разрыв, особенно резко она возрастает к 15 годам, уменьшается способность к растяжению и ее эластичность.

У детей от 3 до 8 лет только сильное механическое раздражение кожи вызывает красный дермографизм. С 8 до 15 лет тонус нервно-сосудистого аппарата кожи ниже, чем у взрослых, поэтому сосуды кожи расширяются при ее механическом раздражении. У юношей местный красный дермографизм продолжается 1,5 мин.

От 3 до 7 лет электрическое сопротивление кожи по сравнению со взрослыми больше. У детей трех лет оно выше, чем у детей семи лет. Следовательно, чем младше ребенок, тем больше электрическое сопротивление кожи. Защитная, бактерицидная функция кожи осуществляется лизоцимами, которые расщепляют оболочки микробов. У детей она меньше, чем у взрослых, с возрастом увеличивается и к 11—14 годам больше, чем у взрослых. Кожное дыхание, или проницаемость кожи для кислорода и углекислого газа, у детей по сравнению со взрослыми значительно больше.

В заключение можно сделать вывод: кожа-это не оболочка тела, а многофункциональный орган, который выполняет дыхательную, питательную, выделительную и защитную функции, а также является органом иммуногенеза. Протекающие в коже биохимические реакции обеспечивают в ней постоянный обмен веществ, необходимых для поддержания структуры и функции клеток кожи. В коже содержатся все виды органических и неорганических веществ, встречающихся в организме: белки, липиды, углеводы, аминокислоты, пигменты, нуклеиновые кислоты, витамины, вода, макро- и микроэлементы.



перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей