Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

С. В. Жарникова. «Сборник статей. Выпуск 3» 2017 год. СВ. Жарникова Сборник статей. Выпуск Издательские решения


НазваниеСВ. Жарникова Сборник статей. Выпуск Издательские решения
АнкорС. В. Жарникова. «Сборник статей. Выпуск 3» 2017 год.pdf
Дата22.12.2017
Размер2.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаS_V_Zharnikova__Sbornik_statey_Vypusk_3_2017_god.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#33326
страница3 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
(кокошники, сборники, кокоруны, ленты)
Кроме рубахи, передника-занавески и пояса, огромную роль в женском костюме играл головной убор. С ним в свадебной обрядности был связан переход из статуса девушки в статус замужней женщины. Девушки имели право светить волосом, те. ходить простоволосыми. Обычно они носили под девичью ленту распущенные или заплетенные в одну косу волосы.
У наших далеких предков сложился целый комплекс представлений, связанных с волосом вообще и женскими распущенными волосами в частности. Считалось, что в них заключается жизненная сила человека, что при помощи распущенных девичьих волос можно приворожить к себе суженого, что «бабы-простоволоски» способны навести порчу на своих мужей, на односельчан и их скотину. Вычесанные волосы никогда не выбрасывали, а собирали в специальный мешочек, который по смерти женщины клался ей в гроб под голову.
Таким образом, магическая жизненная сила уходила вместе с ее владелицей в мир иной.
В земной же жизни, повторяем, светить волосом замужняя женщина не могла даже дома и обязана была ходить с покрытой головой. Женский повойник (кокошник, сборник,
борушку, сороку и т. д) надевали наголову молодой на свадьбе делали из девушки молодушку. Одну девичью косу расплетали, долго и тщательно расчесывали волосы, делили их на прямой пробор и заплетали две женские косы, которые укладывали вокруг головы.
На эту прическу надевали женский повойник, из-под которого не должна была выглядывать ни одна волосинка.
На северорусских женских головных уборах, расшитых золотными нитями, жемчугом, стеклярусом, бисером и цветными камнями, как ив браном ткачестве и вышивке рубах,
передников и поясов, сохранилось огромное количество изобразительных мотивов и образов, которые сложились в недрах многотысячелетней языческой древности. Особая значимость женского головного убора в русской народной традиции отмечалась неоднократно,
достаточно назвать широко известные работы Н.И.Гаген-Торн (Гаген-Торн НИ. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // Сов. этнография. Вып. 5—6), ГС. Масловой (Маслова ГС. Орнамент русской народной вышивки.
М.: Наука, 1978) и других исследователей. Специфическая связь женского головного убора с символикой плодородия была отмечена в вышедшей в свет в 1985 году книге ДМ. Бала- шова, Ю. И. Марченко и НИ. Калмыковой Русская свадьба, посвященной различным свадебным обрядам, бытовавшим до недавнего времени в Тарногском районе. Авторы книги пишут Очень древний обычай, с элементами магии, рассказали нам в Илезе и повторили в Нижнем Спасе (то есть можно предполагать, что обычай когда-то был известен по всей
Кокшеньге). Перед отъездом свата или сватов из дому, для успеха дела, их хлестали или забрасывали женскими головными уборами (Балашов ДМ. и др. Русская свадьба. МС. В этом обычае ярко выражена магическая сущность женского повойника как священного предмета, приносящего плодородие, счастье, удачу. Столь важный элемент одежды украшался на Русском Севере с особой тщательностью. Разумеется, речь идет о праздничных, парадных головных уборах, отличавшихся богатством декора и зачастую огромной сто
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск 3»
33
имостью, что обеспечивало их бережное хранение и передачу из поколения в поколение.
Естественно, не каждая крестьянка могла позволить себе роскошь иметь повойник, стоимость которого равнялась стоимости двух дойных коров или лошади.
Говоря об образах, которые запечатлены на вологодских праздничных женских кокошниках, мы должны обратиться к тому миру языческих представлений, в котором жили наши предки задолго до введения христианства на Руси. Прежде всего, это представления о верховных божествах Вселенной – Роде и Рожаницах. Вопрос о наличии у восточных славян в древности культа верховного бога Рода и сопровождающих его богинь плодородия Рожа- ниц впервые был поставлен академиком Б. А. Рыбаковым в книге Язычество древних славян Он убедительно доказал, что восточные славяне, наши предки, задолго до введения христианства имели очень сложный культ бога дождей, гроз, влаги вообще, плодородия,
кровного родства и творца вселенной – Рода, аналогичного по своим функциям христианскому Богу-Творцу Саваофу. Две богини Рожаницы охраняли семейный очаг, защищали женщин, дарили им потомство и помогали в родах. Б.А.Рыбаков считает, что культ Рожаниц действительно существовал долгое время на севере Русине искорененный и не уничтоженный христианством. Изображения Рожаниц можно встретить на концах полотенец, на подзорах свадебных простыней и, конечно, на северорусских женских головных уборах.
На головках, те. на верхних, затылочных частях северодвинских и тарногских повой- ников, выполненных из штофа или бархата, как правило, вишневого, малинового или алого цвета, изображаются вышитые золотными или серебряными нитями странные существа.
Как правило, каждое из них представлено в характерной распластанной лягушачьей позе,
типичной позе рожающей женщины. Под основной, центральной фигурой, на руках которой, очень похожих на звериные лапы, сидят птицы или змеи, помещено второе изображе- ние.
В Тарногских борушках это – помещенное между широко расставленными ногами первого существа, как правило, рогатого, второе, почти полностью аналогичное первому, рогатое существо, также в характерной распластанной позе. Первая фигура соединена со второй, меньшей тонкой полоской – «пуповинкой». В северодвинских повойниках центральная фигура соединяется полоской, опускающейся также между широко расставленными ногами,
с треугольником или трехступенчатой пирамидой. Но треугольники ступенчатая пирамида в глубокой древности (в VI – III тыс. до н.э.) являлись знаком женского производящего начала, символом рождения и воспроизводства (Погожева А. П. Антропоморфная пластика
Триполья. Новосибирск, 1983). Таким образом, ступенчатая пирамида и треугольник северодвинских кокошников – одно и тоже со вторым существом композиций тарногских борушек.
Характерность позы, а также то, что верхняя и нижняя фигуры соединены тонкой полоской, очень похожей на пуповину, дают нам основания для утверждения, что перед нами изображения двух богинь Рожаниц, причем в этой композиционной схеме следующим составляющим является сама женщина, носящая данный повойник. Она обязана продолжить далее бесконечную во времени цепочку рождений и всей логикой этого заклинатель- ного орнамента обязана повторить акт рождения, воспроизводства.
Очень часто на головках северодвинских кокошников вышивалось золотое дерево с птицами-утицами на ветвях. Причем по очертаниям это дерево опять же повторяет фигуры
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск двух Рожаниц: материи рожденной ею дочери, с руками и ногами – золотыми цветущими ветвями. Птицы-утицы, сидящие на ветках-руках, символизировали души умерших, готовых в образах новорожденных детей вернуться на землю в мир людей. Это древнее представление о верховных рождающих богинях пришло из глубин ведической древности.
Так, у потомков уроженцев Восточной Европы, пришедших в III – II тыс. до н.э. в горы
Афганистана, сохранились представления о том, что Вселенная – золотое дерево и рожающая женщина одновременно, а ветки этого дерева – родственные народы. О том, что древние арийские представления связывали мир умерших с золотым деревом – богиней Праматерью,
вечно порождающей жизнь, свидетельствует один из текстов «Ригведы». Это разговор мальчика с умершим отцом, где говорится Поддерево с прекрасными листьями, где пирует с предками Яма (бог смерти – С. Ж, отец наш, глава рода, уходит от нас. Стоит вспомнить в связи с вышесказанным, что в известной русской народной сказке «Крошечка-Хав- рошечка» из костей коровы, которая заменила девушке умершую мать, выросло дерево яблоня с золотыми яблоками. Водной из югославских народных сказок рассказывается о женщине, которая, спасаясь от преследований злой снохи, приезжает к серебряной изгороди, за которой на ветвях огромного дерева находится серебряное село. Встречающий ее верховный бог говорит Заходи за эту калитку, и ты вернешься в свою молодость. Это очень похоже на завершение похоронного гимна Веды, где, обращаясь к умершему, призывают Очистись от всего грехового и возвращайся обратно в цветущем состоянии, то есть возвратись обратно ребенком. Такая идея золотого или серебряного древа – мира предков и одновременно воплощения богини жизни и рождений очень четко зафиксирована на северо-русских женских головных уборах.
Изображения Рожаницы (часто называемые жаба) можно встретить на олонецких,
череповецких и каргопольских кокошниках, где они выполнялись из жемчуга, бисера, сеченого перламутра или стекляруса и помещались надо лбом женщины. Это несколько утрированные в своей распластанности фигуры с поднятыми вверх руками и широко разведенными ногами. Интересно, что головной убор с такой орнаментикой женщина носила только в течение репродуктивного периода своей жизни, те. в то время, когда она могла быть матерью, рожать, а зачастую даже только впервые годы семейной жизни, до рождения ребенка,
а затем меняла на менее украшенный. Старея, женщины переходили на другие, старушечьи повойники.
Говоря об изображениях богинь Рожаниц на северорусских женских головных уборах, хотелось бы отметить еще одну очень важную деталь – как правило, головы всех этих,
вышитых золотом, серебром и жемчугом, рожающих божеств украшают рожки. И это совсем неслучайно. Дело в том, что исследователями давно отмечено – целый ряд русских женских головных уборов имеет рога это рязанские, тульские, калужские, тамбовские, курские кички, сороки и кокошники, в этот ряд входят также знаменитые воронежские «кораблики»
и однорогие каргопольские кокошники. Все они привносят в облик носящей их женщины один и тот же элемент – женщина уподобляется корове или козе, существам, с древней поры считавшимся связанными с символикой плодородия. Вспомним вновь сказку о Кро- шечке-Хаврошечке, в которой мать девушки фактически воплощается в Коровушку-Буре- нушку, а затем превращается в дерево – яблоню с золотыми яблоками, приносящими счастье.
Судя по всему, рогатость Рожаниц, вышитых на головных уборах, с одной стороны подчеркивает их связь со сферой священного, ас другой – объединяет богиню с ее архаическим прототипом – коровой
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск 3»
35
Б.А.Рыбаков, говоря о близости двух Рожаниц – материи дочери – к древнегреческим богиням (материи дочери) Лето и Артемиде, подчеркивает связь этих греческих богинь с культами плодородия. Но практически все древнейшие богини плодоносящих сил природы Европы и Азии в той или иной мере связаны с коровой. Будь то увенчанные рогами египетская Исида или вавилонская Иштар, древнегреческие волоокая Гера или Ио, обращенная в корову, Европа, изначально воплощавшаяся в облике коровы, и т. д. – все они связаны с культом одного итого же животного. Интересно, что один из предполагаемых аналогов древнерусских Рожаниц – богиня Артемида в облике Селены (Луны) изображалась рогатой, а в своем малоазиатском варианте представлялась многогрудой, с целым стадом коров на теле. Все эти вышеперечисленные богини имеют еще одну общую черту – они так или иначе связаны с древнейшими лунарными культами, так как подательницей плодородия в виде дождей, рос, влаги вообще во многих культурах древности была луна. Но луна в тех же культурах, как правило, ассоциировалась с коровой или быком, так как луна, вода, корова и бык издавна были тесно взаимосвязаны и взаимозаменяемы в различных мифологических системах. Кроме того, брачные партнеры многих богинь плодородия также выступают, как правило, в облике одного итого же животного – быка.
Итак, в многочисленных головных уборах, бытовавших на обширной территории России, женщина, являвшаяся как бы земным воплощением богини Рожаницы, уподоблялась рогатому существу – корове. Подчеркивание признаков, ассоциирующих женщину скоро- вой, ив тоже время постоянная рогатость изображаемых на повойниках Рожаниц, приводит к выводу о том, что коль скоро женщины, а в конечном счете – богини Рожаницы рогаты, то рогатым должен был изображаться и бог. Род – верховное языческое славянское божество
Вселенной.
Такое положение подкрепляется выводами Б.А.Рыбакова о родстве Рода и древних богов Ваала, Гада, Аполлона, Зевса, Юпитера, Диониса, наконец, христианского Саваофа,
чьим антиподом был в церковных поучениях против язычества бог Род. Однако переднеазиатские Ваал и Гад – боги плодородия, воды, рождений имели одно воплощение – быка.
Аполлон, как писал Павсаний, больше всего любил быков. Зевс Критский олицетворялся в облике быка. В образе быка или козла воплощался бог плодородия и стихийных сил природы Дионис. И наконец, прообраз христианского Саваофа – древний семитский бог Илу
(или Илохим) также изображался в облике быка (Мифы народов мира В х томах. М, Т. I. СВ этом ряду аналогов Рода одним из важнейших, если не самым главным, может быть назван древнейший ведический (арийский) бог Рудра, о котором известный советский индолог Н.Р.Гусева пишет следующее В Ведическом пантеоне существенную роль играл также бог Рудра, который выступает в Ведах под многими именами и является носителем ряда функций. Он описывается как благостный созидатель всего живого, сын зари и одновременно как гневное божество бурь… Будучи ведическим, то есть арийским божеством, Рудра,
вероятно, стал объектом культового поклонения арьев не в самой Индии, а был известен в доиндийский период их истории.
Обратимся к некоторым сопоставлениям. У древнерусских язычников был бог Род грозный и капризный повелитель неба, владевший тучами, дождем и молниями, от которого зависела вся жизнь на земле. Значение имени «Рудра» повторяет эти определения грозный, могучий, бог гроз, благостный. Имя славянского Рода разъясняется еще как красный, сияющий, сверкающий. Есть славянские слова руда в значении крови
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуски «рудый», рдяный (красный цвет. В санскрите тоже существует древний корень
«рудх» (быть красным, от которого образуется «рудхира» (красный, «кровавый»,
«кровь») (Гусева Н. Р. Индуизм мифология и ее корни // Вопросы истории. МС. Связь имени восточнославянского бога Рода со словами руда (кровь, «рудый»,
«рдяный», «родрый» (красный цвет) отмечает также и Б.А.Рыбаков (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян… С. Но арийский бог Рудра в животном воплощении – бык, как могучего быка воспевают его гимны Веды. Надо сказать, что одна из древнейших, зафиксированных в формах искусства, традиций, сочетающих культ женского рождающего божества и культ быка, символизирующего мужское начало, уводит нас в VII тыс. до н.э., в Малую Азию. Здесь бык был одним из главных мифологических персонажей. Вторым, (а по значению, возможно, первым) персонажем была богиня – мать животных (быков и, видимо, баранов) и людей, изображавшаяся рождающей их. В некоторых случаях изображали двух богинь, одна из которых была моложе другой… Образ более юного божества связан с представлением об обновлении жизни природы, – пишет советский ученый Е.В.Антонова (Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М Наука, 1984. С. С аналогичной малоазиатской ситуацией мы встречаемся ив так называемой триполь- ской культуре, распространенной на юге Украины ив Поднепровье в VI – III тыс. до н.
э. (Многие ученые считают, что именно в Триполье берут начало будущие славяне. Здесь повторяется та же схема – изображается женское божество, часто в позе рожаницы; мужское начало воплощается в образе быка, бычьих голов или рогов (Погожева А. П. Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск, 1983. С. Известно, что в славянском мире реликтов культа быка более чем достаточно. Здесь можно привести слова византийского историка Прокопия Кесарийского (VI во том великом боге, которого одного славяне чтут владыкой над собой и приносят ему в жертву быков
(Греков Б. Д. Киевская Русь. МС. Это обрядовые захоронения турьих рогов и большое количество географических названий, в основу которых положены слова тур, «турово». Это наличие в славянской святочной обрядности Тура, вождение по селам быка, название маскарадных рогатых масок
«туром», прославление в святочных песнях тура и «турицы». Интересное описание святочного маскарада в средневековой Руси было сделано одним из монахов-очевидцев,
который отмечает следующее На тех своих законопротивных сборищах некого Тураса- тану вспоминают и иные лица свои на всю красоту человеческую (по образу и подобию божию сотворенную) некими хорями или страшилами на дьявольский образ пристроенными закрывают…» (Гальковский НМ. Борьба христианства с остатками язычества в Древней
Руси. Т. П. МС. На Руси в старину масленичный поезд, связанный с отправлением культа предков и плодородия, прикреплялся к саням с быком, который таким образом оказывался во главе ритуальной процессии. Б. А. Рыбаков отмечает, что среди языческих идолов славянского средневековья наиболее часто встречается изображение бородатого мужчины с огромным турьим рогом, рогом изобилия в руке… Рог как символ благополучия и обилия является устойчивой деталью почти всех скульптур (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян… С.
424).
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск Известный исследователь славянского фольклора И.И.Толстой, говоря о древнегреческих ритуальных буффониях (быкоубийствах), сравнивал их с обрядом жертвоприношения быков в Кирилловском уезде Вологодской губернии, существовавшим еще вначале в.,
и считал вологодский вариант более архаичным в некоторых деталях, чем древнегреческий
(Толстой И. И. Статьи о фольклоре. М Наука, 1966. С. Нов селе Югра Тарногского района Вологодской области еще дох годов нашего века сохранялся обычай братчин, на которые ежегодно выращивался бычок поочередно каждой семьей в селе. После совместной трапезы односельчане отдавали голову бычка дому,
выкормившему его, и эта голова помещалась на чердаке, где под влиянием дыма коптилась и высыхала. Она хранилась там до тех пор, пока вновь не приходила очередь данной семьи откармливать следующего бычка для братчины (Жарникова СВ. Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Научно- атеистические исследования в музеях. Л, 1986. С. На Русском Севере хорошо сохранились также древние представления о тучах, как о коровах и быках. Так, во многих районах Вологодской области бытуют диалектные «бык»,
«бычок» – первая туча перламутрового цвета, являющаяся предвестником сильной грозы,
грозовое облако (Бычок постепенно небо закрывает. О сумрачном небе говорят, что оно
«бычится» (Ноне весь день небо бычится) (Словарь Вологодских говоров. Вологда, СВ сказках и песнях Вологодчины туры часто связаны с водой – рекой, озером, морем.
Примером тому легенда, записанная братьями Б. и Ю. Соколовыми в 1914 году в Кириллов- ском уезде. В ней повествуется о чудесных быках, выходивших в старину из Вешозера (Толстой И. И. Статьи о фольклоре… С. И, наконец, известно, что в свадебной обрядности невеста в Вологодской губернии именовалась «телушкой», а жених быком или «порозом». Кроме того, определенный интерес представляет тот факт, что на Русском Севере до рубежа XIX – XX вв. сохранялся похоронный обычай, когда родственники умершего жертвовали корову нищему, говоря при этом
«коровка покойника (Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М Изд. МГУ, 1982. С. 51). Этот обычай представляет собой зримый аналог древнему ведическому обычаю приносить в дар жрецу – брахману корову, чтобы обеспечить душе на том свете переход через реку смерти (Тэйлор Э. Первобытная культура. МС, тем более, что брахман в идеале – отшельник, не владеющий никакими мирскими благами и живущий подаянием, то есть нищий.
Одним из аргументов в пользу того, что верховный восточнославянский бог Род воплощался в облике быка, был рогатым, являются вышивки северорусских женских головных уборов, где наряду с изображением двух Рожаниц довольно отчетливо просматривается условное изображение бородатой, рогатой мужской личины. Особенно в этом плане интересны северодвинские старушечьи праздничные нашлепки, местом изготовления которых было старинное село Черевково. Эти повойники отличает от головных уборов «молодух»
обилие серебряного, а не золотого шитья (золото здесь опущено в фон).
Даже при беглом взгляде на такой повойник-«нашлепку» отчетливо видна бородатая,
круглая, оскалившая зубы в улыбке мужская личина. Но если внимательно всмотреться в рисунок серебряной вышивки, то перед нами предстанет губастая, носатая и рогатая голова быка. Невольно вспоминаются строки из трагедии древнегреческого поэта Еврипида, рассказывающие о царе Пенфее, который обрел дар высшего зрения и увидел истинный облик
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск бога плодородия Диониса (аналога восточнославянского Рода, до этого казавшегося ему обыкновенным человеком. Пенфей говорит:
Ты кажешься быком мне, чужестранец,
Вон у тебя на голове рога…
Так был ты зверь и раньше?
Бык бесспорно!
(Пер. И. Анненского)
На головках старушечьих северодвинских повойников такое же изображение мужчины и быка одновременно. Но здесь возникает вопрос, почему именно на старушечьих головных уборах помещалось столь своеобразное изображение?
Вероятно, это вызвано тем, что Род, как и арийский бог Рудра (ближайший аналог Рода)
и древнегреческий бог Дионис, связан с тьмой, мрачным грозовым небом, миром мертвых и месяцем (луной. Луна во многих мифологических системах соотносится не только с плодородием, но и с миром мертвых, с обиталищем предков – подателей плодородия. Так, арьи считали Рудру божеством лунарного цикла и связывали с ним представления о плодородии,
долголетии, смерти и возрождении. Они верили в то, что главным средством, придающим жизненную силу, был посылаемый Рудрой дождь, и что труп должен быть омыт дождевыми водами. Из той же глубочайшей древности идет, вероятно, и славянское поверье, что дождь вовремя похорон – благо.
В ведические времена, много тысячелетий назад, люди верили, что путь предков ведет на луну, откуда души ниспадают с росой, возникшей из месяца. Но такую же картину мы видим и восточнославянской средневековой традиции. В древнерусском поучении говорится Тоне Род, сидя на воздухе, мечет на землю дождь и росу и оттого якобы рождаются дети. Бог всему творец, а не Род (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян… С. 449). Аналогии поразительные – Род проливает на землю дождь и росу как ведический бог Рудра (быка с дождем и росой возвращаются на землю души предков, чтобы перевоплотиться в своих потомков – внуков и правнуков. Такие представления сохранились у русских до позднего средневековья. Из навейте. из мертвых – С. Ж) дети нас емлют» – говорили наши предки.
Исходя из всего вышеизложенного объяснимо наличие изображений бородатых, оскалившихся быков-мужчин на северодвинских старушечьих головных уборах.
Пока женщина была молода и способна продолжать род, она находилась под покровительством богинь – Рожаниц, охранявших ее голову, а значит и ее само. На закате своих дней женщина возлагала наголову старушечью нашлепку, отдавая себя под покровительство бога предков Рода и веря в то, что обращенная в дождь, росу или снег она вернется на землю, чтобы вновь возродиться в своей внучке или правнучке. Этим можно объяснить и то, что форма головок старушечьих нашлепок резко отличается от той же детали головного убора молодых женщин. Если у молодух головки северодвинских кокошников слегка вытянуты и заовалены, напоминая очертаниями коровье копыто, то у старух головки повой- ников совершенно круглые ив комплексе с серебряной вышивкой удивительно похожие на бледно-серебристый улыбающийся лик луны
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск Таким образом, подводя итоги всего того, что было сказано о северорусских женских головных уборах, надо еще раз подчеркнуть их огромную роль в комплексе традиционного народного костюма.
Головной убор свидетельствовало возрасте своей владелицы, о ее семейном положении (девушка, девушка на выданье, просватанная, молодая женщина, женщина средних лет,
старуха); он был оберегом и должен был стимулировать родовую функцию женщины, соединяя ее с миром высших языческих богов и богинь. Являясь логическим завершением всего костюма, женский головной убор нес на себе наиболее священные изображения, символика которых сложилась в глубинах тысячелетий. Именно на северорусских повойниках-кокош- никах с наибольшей полнотой и яркостью представлены образы древнейших восточнославянских верховных богинь Рожаниц и верховного бога Вселенной – Рода, культ которого вызывал негодование православного духовенства еще в XV – XVI вв.
Завершить наш анализ символики северорусского женского народного костюма,
дожившего в лучших своих образцах до рубежа XIX – XX вв., хотелось бы словами
М.Н.Мерцаловой: Колдовская сила русского народного костюма так велика, что,
однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, ион становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета,
формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа сего настоящими будущим (Мерца- лова МН. Поэзия народного костюма. МС СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск 3»
40
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей