Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Свара йога


НазваниеСвара йога
Анкорsvara-yoga.doc
Дата05.10.2017
Размер1.3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаsvara-yoga.doc
ТипДокументы
#26269
страница7 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13
Глава 15. ОПИСАНИЕ ПРАКТИК
Если вам удастся понять природу дыхания, вы, несомненно, сможете еще глубже проникнуть в тайны тела и ума. Научившись управлять сварой, вы будете управлять функциями мозга и нервной системы. Это подтверждается фактом воздействия дыхания через левую ноздрю на процесс активизации правого полушария мозга и воздействия дыхания через правую ноздрю на процесс активизации левого полушария мозга. Следовательно, можно контролировать всю систему организма.

Вот почему чередующиеся циклы иды и пингалы оказывают решительное влияние на состояние человека. Свара йога утверждает, что каждые три дня во время восхода солнца нади сменяют друг друга. В течение двух светлых недель, когда приближается полнолуние и двух темных недель, когда луна уменьшается, момент восхода солнца предопределяет режим свары. Если ваша свара не вписывается в эту последовательность, в вашем организме что-то нарушено.

Свободное прохождение воздуха сквозь правую, а иногда сквозь левую ноздрю должно соответствовать движениям луны и солнца. Именно поэтому иду и пингалу называют лунной и солнечной нади. Ида холодна подобно луне, а пингала горяча подобно солнцу. Йогины, достигшие высоких уровней медитации, единодушно сообщают о том, что они чувствуют различную температуру воздуха, протекающего через правую и левую ноздрю. Это указывает на относительность внутренней температуры тела и его функций. Когда колебания между «теплом» и «прохладой» или между левой и правой сварой сменяются совместным функционированием двух свар - наступает равновесие. Но это не приходит само собой, гармонию надо развивать.

Чем заняты свара йогины? Они совершают свою солнечную свару ночью, а лунную свару днем. Так они устанавливают равновесие между внешними силами и внутренними функциями. Они сидят в особой асане, пададирасане, которая специально предназначена для смены свары. Но чтобы изменять направление свары, надо сначала убедиться в том, что та или иная свара стала активной не в свое время и лишь тогда можно заменить одну свару другой. Для этой цели йогины используют специальный стержень данда, который у них всегда под рукой.
Как обнаружить таттву
Существует весьма эффективная и уникальная практика в свара йоге - чхаёпасана. Чхая означает тень, а упасана - концентрацию. Надо стать спиной к солнцу и сконцентрировать внимание или медитировать на свою тень. Стоять надо неподвижно и смотреть, не отвлекаясь, на область шеи. Зафиксируйте взгляд на несколько минут (или дольше), не моргая. Не совершая лишних движений, посмотрите в небо, и вы увидите огромное отражение вашей тени. Продолжайте смотреть в эту тень и убедитесь, что она не исчезает. Такова эта уникальна практика.

После того, как вы совершили несколько раундов чхаёпасаны, йони мудры или шанмукхи мудры (блокирование пальцами шести отверстий на лице), понаблюдайте за тем, какие цвета просматриваются в чидакаше (экране вашего сознания). Определенный цвет указывает на соответствующую таттву или праническое движение, преобладающее в это время.

Эти детали удивительны. Наблюдая за ними, вы поймете, что за всем этим скрывается нечто более глубокое и тонкое, чем просто физические элементы тела. Эта садхана проявляет таттвы и силу сознания, которые вы пытаетесь прочувствовать.

Электрический провод и электрический ток, протекающий по проводу - это не одно и то же. Провод - не электричество. Если вы прикоснетесь к этому проводу - ток ударит вас, хотя вы его и не видите, но чувствуете. Точно так же благодаря энергии или пране функционирует и ваше тело. Если вы увеличите напряжение и силу праны, в этом легко можно убедиться.

Различные силовые потоки продуцируют в теле различные вибрации. Эти вибрации являются таттвическими проявлениями акаши, вайю, агни, апаса и притхви. Разве это означает, что небеса выше наших голов? Воздух внутри нас, огонь внутри нас, вода внутри нас, земля внутри нас. Таттвы сигнализируют, что внутри нас взаимодействуют различные энергетические вибрации, которые можно уловить только тонким умом. Так, например, когда вы закрываете глаза, то видите различные цвета на экране вашей чидакаши - желтый, синий, белый, красный, серый. Поскольку уровни праны в теле постоянно изменяются, мы говорим об изменении таттв. Каждая таттва окрашена в особый цвет или варну, которая проявляется наглядно. Поток таттв подобен потоку электронов. Когда вы способны прочувствовать такой поток, это означает, что у вас открывается духовный опыт. Источник всех этих переживаний находится в кошах.
Соединение и разделение
Чем глубже вы проникаете, тем больший опыт приобретаете. Но что это за опыт? Это опыт присутствия невидимых тел - сукшма шариры и карана шариры. Когда мы употребляем слово «тело», в данном контексте это означает, что существует некая лока или планета, план, плоскость, уровень определенного бытия, с которым связано это тело. Мы не просто существуем на плоскости сознания, о котором мы знаем посредством чувств. Согласно шастрам имеются семь плоскостей существования. Когда сознание освобождается от оков материи, оно начинает вибрировать на более высокой частоте, и вы поднимаетесь от бху локи к бхувар локе и далее - к сувар локе, махар локе, джнана локе, тапо локе и сатья локе. Эти локи представляют определенное состояние тела, которое прогрессирует в более тонкие области. Однако это продвижение возможно лишь тогда, когда физическое тело (материя) уже не способно диктовать свои условия разуму духовного тела. Происходит своеобразная эмансипация ума от тирании материи, вследствие чего ум выделяет огромное количество закрепощенной ранее энергии.

В одной из своих поэм Кабир как-то сказал, что «в тесных рамках этого тела живут раздельно пара чудес - мужчина и женщина». Здесь он непосредственно намекает на иду и пингалу. Далее он говорит: «Если кто соединит их - они отделяют его». Здесь имеются в виду два неразрывных процесса йоги и тантры: соединение иды с пингалой, медитирующего с объектом медитации, праны с умом. Но это соединение происходит при разделении материи и энергии.

Цель йоги заключается в том, чтобы разделить сферы влияния энергии и материи. Соединение - средство йоги, а не цель. С чем вы соединяетесь? Вы соединяетесь с целью медитации - медитирующий, медитация и объект медитации сливаются воедино, упасака иупасья. Именно это явление мы называем разделением материи и энергии - отделены внешняя падартха или объект от внутренней шакти. Такое разделение энергии от материи пробуждает кундалини.

Когда пробуждается кундалини, тогда неважно, кто вы - невежда или ученый, брахман или кшатрий, и даже если у вас нет никакого бхакти, вы мгновенно что-то испытаете. И этот опыт сознания поведет вас от одного состояния к другому по закону энергетического повышения от более низких центров к более высоким, от манипуры к анахате, вишуддхи, аджне и сахасраре. Шесть чакр от муладхары до аджны и плюс сахасрара представляют семь лок или семь плоскостей эволюции сознания.
Путь к более высокому опыту
Чтобы освободить шакти и получить внутреннее откровение, существует не один, а тысячи путей. Поначалу вам необходимо приблизиться к соответствующему гуру и изучать йогические тексты. Вы должны осознать масштабы и структуру всей вашей жизни. Свара йога - это только один из способов проникновения в более тонкие сферы вашего бытия, процесс самоанализа, который станет частью вашей повседневной жизни, и вы будете пользоваться им наряду с другими духовными действиями, чтобы расширять, понимать и управлять мирским окружением.

Этот путь не для тех, кто слепо верит и не для суеверных. Этот путь для ищущих, а ищущие никогда не могут быть слепыми последователями. Они ищут, анализируют и находят собственную реализацию, и, в конечном счете, находят подлинный смысл жизни.
Глава 16. РАСПОЗНАВАНИЕ СВАРЫ
Практика свара йоги начинается с того, чтобы узнать, какая нади и свара функционируют в данный момент. Когда воздух проходит свободно сквозь левую ноздрю, это означает, что активна только ида. Такой поток называется вама или левая свара. Когда открыта правая ноздря - активна пингала, и это называется дакшина или правая свара. Узнать активную свару очень просто: направьте выдох в ладонь руки, и вы почувствуете более сильный поток со стороны открытой ноздри.

Если вы все еще сомневаетесь в этом, закройте одну ноздрю и дышите другой. Можете сравнивать прохождение воздуха через правую и через левую ноздрю. Более низкий звук указывает на открытую ноздрю, а более высокий - на закрытую. Бывает и так, что обе ноздри свободны, и вам трудно определить, какая же из них преобладает. Это означает, что активна сушумна или шунья свара.
Протяженность праны
Наблюдая за прохождением воздуха в ноздрях, вы обратите внимание на то, что в разное время меняется протяженность дыхания или длина праны. Иногда эта длина протяженнее, иногда короче. Согласно свара шастрам, цель практики состоит в том, чтобы свести длину выдоха к минимуму и сохранить в теле большее количество праны.

Свара шастры зафиксировали естественную протяженность выдоха во время активной деятельности в ангулах. Ниже дан перечень норм для обычного здорового человека и потому следует учитывать другие факторы (возраст, вес, рост и т.д.):
• естественная протяженность - от 7 до 12 ангул

• состояние эмоционального возбуждения - от 12 до 36 ангул

• при пении - 16 ангул

• при рвоте - 18 ангул

• во время еды - 20 ангул

• при ходьбе - 24 ангулы

• во время сна - 30 ангул

• при совокуплении - 36 ангул

• при сильном физическом напряжении - от 36 до 100 ангул
В течение дня происходит спонтанный акцент на вдох. Известно, что у людей со слабой конституцией выдох растянут. Если дыхание при пониженной жизнеспособности растягивается более чем на 8 дюймов - это верный симптом недостатка энергии.
Пониженная протяженность свары
Шива Свародайя говорит о том, что дыхание с минимальным выдохом сохраняет жизненную энергию и способствует достижению сиддх (совершенству пранических и ментальных сил).
• Длительный выдох, не превышающий одной ангулы, приводит к состоянию отрешенности, благодаря чему вы способны работать бескорыстно, не думая о своей выгоде, освободившись от вожделений (нишкам). Этот тип дыхания поможет вам стать честным (нишкапат), беспристрастным

(нишпакша) и объективным в любых ситуациях.

• Выдох, не превышающий двух ангул, сделает вас удовлетворенным и счастливым в любой ситуации (ананда).

• Выдох в три ангулы пробуждает поэтические способности.

• Выдох в четыре ангулы наделяет пророчеством (вах сиддхи).

• Выдох в пять ангул развивает проницательность.
Пранаяма
Шива Свародайя рекомендует такую практику пранаямы, которая развивает, регулирует и управляет длиной праны. Именно в этом заключается смысл слова пранаяма (длина праны). Аяма означает длину или расширение. Обычно слово пранаяма определяют, как контроль над дыханием, потому что люди разделяют это слово на прана и яма (контроль). Однако подлинная цель пранаямы состоит в том, чтобы расширить прану, т.е. распространить ее в пассивные области тела и бездействующие зоны мозга для пробуждения различных врожденных способностей и дальнейшего развития восприятия. А это достигается посредством регулирования дыхания и сохранения праны.

Одна из основных целей пранаямы с задержкой дыхания заключается в том, чтобы активизировать сушумну, шунья свару. Поэтому хотя все пранаямы полезны, свара йога особо выделяет нади шодхану для достижения самосознания и контроля над сварой. Нади шодхана - это метод попеременного или альтернативного дыхания различными ноздрями. Свародайя советует сначала сделать вдох сквозь лунную свару (левой ноздрей) и затем выдохнуть сквозь солнечную свару (правой ноздрей), а потом продолжать тот же процесс от солнечной свары к лунной и обратно. Вдох и выдох дозированы в определенных пропорциях, а позже подключают и задержку дыхания.

Вдох, выдох и задержка обладают особым значением и влиянием. Вдох или пурака наполняет тело жизнеспособностью и символизирует творение. Выдох или речака изгоняет нечистоты из физического и даже из астрального тела и символизирует разрушение и преобразование. Свародайя говорит, что речака «уничтожает плохую карму» или негативные психические клише. Кумбхака расширяет объем жизненных сил. Совершенствуя эти три аспекта дыхания и сознательно управляя ими, можно, как говорит Свародайя, «существовать пока светят луна и звезды».
Уравновешенное дыхание
Нади шодхане свара йога придает большое значение, потому что она восстанавливает согласованность в дыхании. Обычно вдох и выдох чередуются в несогласованном ритме - или вдох недостаточен, а выдох слишком продолжителен или наоборот. Это указывает на неустойчивое состояние праны в нади. Свара йога нормализует ритм вдоха и выдоха. Благодаря нади шодхане полностью исправляются недостатки в процессе дыхания. Недостаточно просто дышать. Дыхание должно стать тонким. Когда дыхание интенсивно, вы можете его почувствовать на расстоянии двух пальцев. Чем короче расстояние, тем тоньше дыхание. Выдох не должен превышать двух пальцев, но он должен быть достаточно полным. Если вы не развили тонкого дыхания, то, совершая пранаяму с задержкой дыхания, выдохните или вдохните интенсивно. Это же следует культивировать в процессе естественного дыхания, как практику пранаямы.

Частота вдоха и выдоха - следующий важный момент, который также должен быть согласован. Так, например, когда вы устали, вдох у вас глубокий и длинный, а выдох короткий, но когда вы находитесь в бодром состоянии, ваш вдох становится коротким, а выдох - глубоким и длинным. Такая несогласованность в дыхании и создает аритмию психофизических энергий, которые вносят дисгармонию в работу ума и тела. Поэтому согласованная совместимость в дыхании очень важна.

Дыхание должно быть не только ритмичным, но и равномерным. Многие люди вдыхают и выдыхают судорожно и небрежно. Дыхание должно быть ровным и стабильным, без толчков. Если вы понаблюдаете за тем, как дышат люди, то убедитесь в том, что они чрезвычайно редко дышат равномерно. Если вы совершаете пранаяму с задержкой дыхания после вдоха или выдоха, равномерность особенно важна. Пока не восстановлена однородность дыхания, выдох может иметь до десяти различных частот. Итак, занимаетесь ли вы пранаямой или просто дышите, приучайте себя дышать мягко, ритмично и равномерно, приближаясь к тонкому дыханию.




Yam

Mantra for Vayu, the air element
Глава 17. РАСПИСАНИЕ СВАР
Ида, пингала и сушумна функционируют синхронно с солнечными и лунными ритмами. Согласно Шиве Свародайе активность первой нади продолжается две с половиной гхати, что соответствует 60 минутам. После этого активизируется сушумна на 1-4 минуты и начинает функционировать следующая нади. Такую же закономерность обнаружили неврологи в работе двух полушарий мозга: вначале активизируется одно полушарие на 60-90 минут(*1), затем энергия в течение 1-4 минут перетекает сквозь тонкую мембрану corpus callosum в другое полушарие. Кроме того, ученые обнаружили взаимосвязь между активностью правой ноздри и левым полушарием мозга, а также между активностью левой ноздри и правым полушарием мозга. Поэтому неактивное полушарие блокирует соответствующую ноздрю, в то время как активное, напротив, стимулирует противоположную(*2). Чтобы точно знать, когда активизируются ида и пингала, необходимо познакомиться с лунными фазами. В течение первых 14 дней лунного цикла диск луны постепенно увеличивается вплоть до полнолуния. Этот период называется шуклапакша или двумя светлыми неделями: шукла означает свет, а пакта - две недели. На 15-ый день (амавасья) наступает полнолуние или пурнима. В течение следующих 14 дней цикла луна уменьшается и исчезает из поля видимости. Наступает период кришнапакша {кришна означает черный). На 15-ый день луны уже не видно и зарождается новая луна.

В цикле свары сурья нади (пингала) активизируется на восходе солнца в период кришна пакши на 1-3, 7-9 и 13-15 дни. После этого ида и пингала функционируют поочередно в течение дня по 60-90 минут до того, как на восходе солнца чандра нади (ида) начинает функционировать в определенные дни. На 4-6, 10-12 дни, в период кришна пакши, чандра нади течет на восходе, а сурья нади - на закате. В течение шукла пакши они меняются местами и во время восхода солнца первых три дня активна чандра нади и так далее. Исследуя достоверность древнейших текстов, мы узнали, что еще в незапамятные времена свара йогой и садханой занимались женщины и дети, вегетарианцы и невегетарианцы, представители различных вер и культур. В 90% случаях эту систему соблюдали для того, чтобы успешно работать и жить.

Если свара совпадает с восходом солнца - это очень важно. Летом солнце встает раньше, чем зимой и время восхода в течение года постоянно изменяется. Время также зависит от точки вашего местонахождения по отношению к полушарию континента. В Индии, например, летом солнце восходит между 4.45 и 5.15 утра, а зимой - между 6.15 и 6.45 утра. Но когда солнце уже взошло, становится ослепительно ярко. Это означает, что соответствующая нади уже должна быть активной к восходу солнца.

Если, конечно, вы живете в городе и окружены высокими домами, вы не сможете определить время восхода солнца, просто глядя в небо. Если небо покрыто тучами, вы не увидите также и луны. В таких случаях вам необходимо заглянуть в газетные новости. Начиная наблюдать за своей сварой, заведите дневник и записывайте в него каждые полчаса или час время активизации свары. Это поможет вам усовершенствовать практику и узнать свой ритм. Вы можете даже проследить, какие специфические особенности сопровождают ваши ритмы. Если у вас есть возможность, сравните ваши показания с показаниями других людей, ведущих наблюдение за своей сварой.
Биоритмы
В 1970-х годах наука ввела в обиход слово «хронопсихология» для 24-часового цикла. Хронопсихологи обнаружили, что на протяжении 24 часов есть такие интервалы времени, которые являются наиболее подходящими для проявления психофизических способностей. Шива Свародайя говорит о том же и определяет благоприятное (шубха) или неблагоприятное (ашубха) время для определенных действий. Свара йог знает, что господствующее влияние иды или пингалы подсказываает, какие действия лучше совершать и чего совершать не следует, если мы действительно стремимся к успеху.

Ученые определили, что внешние силы устанавливают биологические часы и стимулируют шишковидную железу, на которую воздействуют темные/светлые циклы. Эти ритмы были известны еще древним риши, и сегодня мы еще раз убеждаемся в том, что человек вновь открывает то, что уже было открыто гораздо раньше, когда влияние космоса на судьбы людей не подвергалось сомнению.
Расписание свар

День луны

(*титхи)

Светлые две недели

(шукла пакша)

Темные две недели

(кришна пакша)

1 пратхама

Чандра свара (ида)

Сурья свара (пингала)

2 двития

« « « « « «

« « « « « «

3 трития

« « « « « «

« « « « « «

4 чатуртхи

Сурья свара (пингала)

Чандра свара (ида)

5 панчами

« « « « « «

« « « « « «

6 шаштами

« « « « « «

« « « « « «

7 сайтами

Чандра свара (ида)

Сурья свара (пингала)

8 аштами

« « « « « «

« « « « « «

9 науми

« « « « « «

« « « « « «

10 датами

Сурья свара (пингала)

Чандра свара (ида)

11 экадаши

« « « « « «

« « « « « «

12 двадаши

« « « « « «

« « « « « «

13 траёдаши

Чандра свара (ида)

Сурья свара (пингала)

14 чатурдаши

« « « « « «

« « « « « «

15 амавасья / пурнима

« « « « « «

« « « « « «

* Титхи - дата лунного, а не солнечного месяца. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что 30 дней солнечного месяца составляют 28 дней лунного месяца. Таким образом, протяженность лунных дней отличается от продолжительности солнечных дней. Поэтому необходимо справляться по лунному календарю.
Перестройка свары
Если правая или левая свара функционируют синхронно с солнечными и лунными циклами, можно использовать любой из нижеприведенных методов. Анализируя свою свару, вы можете обнаружить и другие методы изменения энергетических потоков.
1. Закройте активную ноздрю пальцем или ватой и подышите неактивной ноздрей 5-10 минут.

2. Вдохните активной ноздрей и выдохните неактивной.

3. Сожмите подмышку на той стороне тела, на которой функционирует активная ноздря. Через некоторое время активизируется противоположная ноздря. Для этой цели йогины используют стержень данда, который они вкладывают в подмышку и отдыхают. Можно также использовать ваджрасану, вложив левую руку в правую подмышку, а правую руку в левую подмышку. Так меняя положение рук, вы можете регулировать поток, изменяя его направление. Этот метод называется пададирасана.

4. Ложитесь на ту сторону, на которой активна свара и используйте в этом положении любой из трех вышеприведенных методов.

5. На состояние носовой полости влияет также и внешняя среда. Внезапный порыв ветра, горячий или холодный воздух могут в значительной степени изменить поток свары. Когда вы обливаете тело или лицо горячей или холодной водой, автоматически меняется свара.

6. Состояние свары зависит также от того, чем мы питаемся. Пищевые продукты, включающие согревающие компоненты (перец, имбирь и др.) стимулируют сурья нади (пингалу), в то время как охлаждающие (йогурт и бананы) активизируют чандра нади (иду).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей