Главная страница
qrcode

православие и ислам Георгий Максимов. Священное Писание Коран или Библия Как мусульмане учат о Коране и о Библии


НазваниеСвященное Писание Коран или Библия Как мусульмане учат о Коране и о Библии
Анкорправославие и ислам Георгий Максимов.pdf
Дата09.05.2017
Размер0.89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpravoslavie_i_islam_Georgiy_Maximov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#17710
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Православие и ислам
Бог
Предопределение
Грех
Иисус Христос
Мухаммед
Священное Писание Коран или Библия?
Как мусульмане учат о Коране и о Библии?
Чем это отличается от христианского учения о Библии и о Коране?
Краткие сведения о Коране
Краткие сведения о Библии
Как мусульмане учат о Коране и о Библии?
Что такое Библия?
Критерии Корана
Посмертная жизнь
Как стать православным христианином?
Символ Веры
Примечания
1 2
3 4
5 6
Введение
Содержание
От автора
От автора
Православная Церковь учит, что все люди созданы Богом по образу Его и родственны друг другу, и что заповеди Христовы о любви к ближнему не имеют границ. Поэтому святой
Феодосий Печерский говорил Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, будет ли то иудей или мусульманин, — ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости
Свои не на христиан только, но и на неверных (“Завещание”).
При этом надо понимать, что уважение, милосердие и личное расположение, которое православный христианин оказывает человеку иной веры, не означает симпатии или согласия с теми убеждениями, которые этот человек разделяет. Между Православием и исламом существуют непреодолимые вероучительные расхождения по целому ряду догматов.
Однако, как указывал святитель Николай Мистик в письме к халифу ал-Муктадиру, “из-за того, что образом жизни, нравами и предметом поклонения мы разделены, разумеется, не
следует быть расположенным враждебно и лишать себя общения (1 письмо).
Многие христианские святые имели знакомство и беседы о вере с мусульманами,
например, прп. Иоанн Дамаскин
, св. Константин Философ, свт.
Феодор Эдесский
, свт. Самон
Газский, свт. Григорий Палама
. Следуя их примеру, Православная Церковь приветствует диалог с мусульманами, направленный на прояснение и свидетельство веры перед лицом иноверцев, с целью устранения заблуждений и недопонимания, по слову св. Василия Великого если между учениями есть какое взаимное сродство, то познание их будет нам кстати. Если же нет сего сродства, то изучать разность учений, сличая их между собой, немало послужит к подтверждению лучшего учения (Беседа Хотя эта книга написана христианином, я старался максимально адекватно изложить мусульманское учение, опираясь на свой десятилетний опыт его изучения. За прошедшие годы мне довелось быть участником и свидетелем многих полемических бесед, и я успел убедиться,
что основной проблемой в диалоге является незнание и непонимание веры собеседника.
Для преодоления этой проблемы и была написана эта книга, в которой сравниваются наиболее важные пункты вероучения православного христианства и ислама. А именно, учение о
Боге и связанное с ним учение о предопределении, понятие греха, затем — главы об Иисусе
Христе и о Мухаммеде, потом — о Библии и Коране, и, наконец, учение о посмертной жизни.
Каждая глава книги разделена на две части впервой приводится мусульманское учение поданному пункту, а во второй — христианское. Положения религии излагаются по её
собственным источникам — в случае ислама это Коран и Сунна (священное предание, ранние жизнеописания Мухаммеда, работы древних и современных богословов, а в случае христианства — Библия и Священное Предание Православной Церкви, выражающееся в решениях Соборов ив писаниях святых отцов.
Для большей ясности имена библейский лиц, упомянутых в Коране, даются, как правило,
не в арабской транскрипции, а в традиционном для христиан написании.
Глава Иисус Христос (в части, касающейся православного учения) написана в соавторстве со священником Даниилом Сысоевым, а глава Священное Писание – в соавторстве с Александром Люлькой. Им обоим я выражаю глубокую благодарность за бесценные советы и помощь при написании этой книги.
За последние десятилетия в сфере межрелигиозного диалога оформились два пути — либо вежливое политкорректное пустословие, либо честный разговор по существу.
Эта книга для тех, кто предпочитает честный разговор.
И в ней есть ответы нате вопросы, которые обычно мусульмане задают христианам о вере в Троицу и Боговоплощение, о Библии, о первородном грехе и смерти Иисуса Христа, а также о том, почему христиане не признают Мухаммеда пророком, а Коран — Словом Божиим.
Я надеюсь, что этот скромный труд послужит делу взаимопонимания между христианами и мусульманами
Православие и ислам
Бог Как мусульмане учат о Боге?
Слово Аллах по наиболее распространённой этимологии означает Бог (al-Ilah), однако мусульманские богословы настаивают на том, что это собственное имя Бога, с чем и связано то,
что на другие языки они его предпочитают не переводить, ив своей литературе на русском,
английском и других языках употребляют транскрипцию арабского “Allah”. Это слово родственно древнееврейскому слову “Eloah” (Бог, которое, однако, в Ветхом Завете употребляется почти всегда во множественном числе “Elohim” (Боги, и не является именем собственным Всевышнего (поскольку оно употребляется также и по отношению к языческим богам в Суд 10:14
, Цари др.).
“Вера в Аллаха составляет первую из шести основ мусульманского вероучения (“Акида”).
Она подразумевает знание о том, что Аллах существует и что Он является единственным в своих делах, единственным достойным поклонения, а также единственным в том, что касается
Его имён и Его атрибутов. Исповедание единобожия (таухид) считается высочайшей добродетелью и, напротив, нарушение единобожия (ширк) является самым страшными единственным непрощаемым грехом поучению ислама Поистине, Аллах не прощает, чтобы
Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает
Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех (Коран 4.48) Помимо признания существования Аллаха вера включает в себя также признание Аллаха единственным Творцом. Мусульмане понимают это так, будто Он каждое мгновение творит мир заново , и когда они говорят, что Бог есть единственный Творец, то подразумевают, что Он творец не только мира, но и каждого действия человека и животного, которые в нём обитают:
«Бог создал вас и то, что выделаете (Коран Совершенное единобожие, по мнению мусульман, выражается впервой части исповедания веры (ташшахуд): Нет бога, кроме Аллаха. Искреннее и уверенное произнесение этих слов, сих точки зрения, гарантирует спасение человека.
Исламское богословие учит о наличии у Аллаха имён и атрибутов (сифаты). Мусульмане,
основываясь на одном из хадисов, говорят о 99 именах Аллаха, посредством благоговейного перечисления которых человек сподобляется рая. Это такие имена, как, например,
“Всеведущий”, Знающий и т.п. Многие из атрибутов, признаваемых мусульманами,
совпадают с христианским представлением о Боге, однако есть и отличия. Так, например, Коран считается атрибутом Аллаха.
В исламе считается, что сам Аллах и его ангелы говорят только по-арабски, арабский язык обитателей рая язык арабов – исконный язык Бога.
Грехами против единобожия признаются неверие, многобожие и лицемерие. Каждое из них подразделяется на две степени большую и малую. Неверие, многобожие и лицемерие малой степени (например, клятва не Аллахом, сражение мусульманина с мусульманином, лживость,
предательство и пр) не означает, что человек, поражённый ими, перестаёт быть мусульманином или лишается райской участи, так как Аллах может простить, если будет Ему угодно, даже без покаяния. Неверие, многобожие и лицемерие большой степени (глумление над исламом,
отрицание божественного происхождения Корана и пр) выводит человека из ислама ион считается неверным.
Утверждая радикальную недоступность Бога для человека, исламское вероучение отрицает возможность воплощения, богоявления, и даже сообщения божественной благодати через таинства. Аллах мыслится как абсолютно потустороннее, непроницаемое, непостижимое
существо. Вот как описывал Аллаха крупный богослов IX в. Ал-Ашари: Ничего из того, что можно представить рассудком или вообразить, призвав на помощь фантазию, не имеет с Ним сходства. Его невозможно увидеть глазами, нельзя испытать удовольствие или радость,
постигнув Его. Его ничто не волнует В Коране ни разу не говорится о любви Аллаха к человечеству. Пару разговорится лишь о
Его любви к тем, кто Его боится, и к тем, кто следует за Мухаммедом: Поистине, Аллах любит богобоязненных (3.76), а также Скажи (Мухаммед): Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи (3.31). Верующие призываются к страху перед Аллахом бойтесь Меня (5.44), и Меня бойтесь (3.40) и др.
Ортодоксальные богословы даже осуждали идею непосредственной любви к Богу, указывая,
что любовь есть волевой акта конечная воля человека не может иметь своим объектом бесконечное. Так, богослов XIII в. Ибн Тамийа утверждал, что любовь предполагает соотнесённость, пропорциональность, которых нет и не может быть между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону Аллаха, а не к
Нему Самому . Мистики-суфии учили о любви к Аллаху и любви Аллаха к человеку, но поясняли это также в категориях рабства и подчинения высочайшей честью, даруемой Богом,
является наименование Абдалла” (раб Бога) , любить Бога — значит любить покорность Богу”;
“Истинная любовь — это повиновение Возлюбленному . А говоря о любви Аллаха, один из крупнейших суфиев Ал-Газали утверждал, что Его любовь должна определяться исключительно как цель утверждать и показывать свою благосклонность по отношению к тому,
кто ищет ее. Он выше сопереживания, ассоциируемого с простым человеческим сочувствием.
Его любовь и милосердие мотивируются только собственной выгодой, а не сопереживаниями Основой поклонения Аллаху в исламе служит вера в то, что люди являются рабами своего
Творца и Повелителя. В Коране от лица Аллаха говорится Я ведь создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись (Коран 51.56). Неудивительно, что в арабском языке слово благочестие («та́аббуд») является коренным со словом рабство («убудийа»).
При этом в Коране, в отличие от Библии, нет идеи сотворения человека по образу и подобию Божиему. Скорее говорится о том, что Аллах создал человека по его собственному образу, или в том образе, в котором пожелал (см. Коран 64.3, Кроме того, в исламе есть представление о том, что Бог является источником не только добра, но и зла. Оно связано сучением о предопределении и будет подробно рассмотрено в следующей главе.
Каковы отличия от христианского учения?
Естественно, что мусульманское представление о том, что Сам Бог творит все действия живых существ (ангелов, людей, животных, насекомых и т.п.), в том числе и физиологические, и даже греховные, противоречит христианскому учению о том, что Бог единожды сотворил мири законы, по которым он управляется и, поддерживая его Своим промыслом, после шести дней творения больше ничего нового не творит что Бог предоставил подлинную свободу Своему творению, так что каждый человек является подлинным творцом своих дели потому заслуженно несёт за них ответственность.
Естественно, что учение об арабском тексте Корана как вечном и неизменном атрибуте
Бога противоречит полученному христианами откровению. Вызывает сильное недоумение вера в то, что и арабский язык существовал всегда, и что, к примеру, суры Корова или Паук есть атрибуты Бога и существовали до творения мира, равно как и содержащаяся в Коран ругань на
Абу Лахаба и его жену, личных врагов Мухаммеда, и т.п.
Неудивительно, что это учение встречало критику даже в среде самих мусульман. Так, в
VIII-Х веках богословское течение мутазилитов восставало против догмата о несотворённости
Корана, справедливо указывая, что допущение извечности Корана равносильно наделению его божественным свойством, или, иначе говоря, признанию наряду с Аллахом второго бога.
Очевидно, что тем самым нарушается принцип единобожия. Мутазилиты исчезли под гнётом преследований, но аргументы их резонны и посей день. Ведь Коран не тождественен Богу
(никто не назовёт экземпляр книги Богом, и при этом неразрывно с Ним слит, обладает божественными свойствами. О каком же единобожии тут можно говорить?
Однако это все довольно второстепенные пункты по сравнению с главным. Как мы помним,
центральным догматом в исламе является утверждение единобожия. Наиболее точным выражением его считается 112 сура Корана Скажи Он – Аллах – един, Аллах, вечный не родили не был рожден, и не был Ему равным ни один (Коран Здесь автор Корана сознательно отделяет исламское понятие Бога от христианского, где,
напротив, Бог почитается как Рождающий (Отец, Рождённый (Сын) и Исходящий (Дух
Святой): мы исповедуем, что Бог – един, то есть одна сущность, и что Он познается, и существует в трех ипостасях; то есть во Отце, и Сыне, и Святом Духе, и что Отец, и Сын, и Дух
Святой во всем суть одно, кроме нерожденности, и рождения, и исхождения» В других местах Корана ещё ярче предстаёт полемика с главнейшими христианскими догматами о Боге — Триединством и Боговоплощением:
“О обладатели писания Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Иисус Христос, сын Марии, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марии, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите — три Удержитесь, это – лучшее для вас, Поистине, Аллах – только единый бог.
Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок (Коран 4.171). Как будет у Него ребенок,
раз не было у Него подруги и когда создал Он всякую вещь (Коран Не веровали те, которые говорили Ведь Аллах – третий из трех, – тогда как нет другого божества, кроме единого Бога. А если они не удержатся оттого, что говорят, то коснется тех из них, которые не уверовали, мучительное наказание (Коран И говорят они Взял Себе Милосердный сына. Вы совершили вещь гнусную Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, горы пасть прахом оттого, что они приписали Милосердному сына. Не подобает Милосердному брать Себе сына. Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб (Коран При этом, как видно, автор Корана излагает христианское учение о Боге ошибочно, что достигает апогея в представлении, будто христианская Троица состоит из Бога, Иисуса Христа и
Девы Марии И вот сказал Аллах О, Иисус, сын Марии Разве ты сказал людям “Приимите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха (Это вопиющая ошибка, поскольку христиане не учили брать Иисуса отдельным божеством,
помимо Единого Бога, и уж тем более не учили о божественности Девы Марии.
Человек, который будет черпать познания о христианской вере из Корана, получит самое превратное представление, не имеющее ничего общего с действительностью.
А действительность такова прежде всего христианство утверждает, что Бог есть Личность.
И что между Богом и каждым человеком возможны личные отношения, определяющиеся божественной любовью Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мысами можем любить себя, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей собственной славе, свидетельством чего служит то,
что Он послал в мирна страдания и смерть Своего Единородного Сына только ради того, чтобы открыть нам путь спасения и вечной жизни (свт. Иоанн Златоуст
).
Бог есть высочайшее и совершеннейшее Существо, Творец и Правитель вселенной, Дух вечный, вездесущий, всеведущий и всемогущий
В Своем существе Бог непостижим для человеческого разума Он обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видели видеть не может (
1Тим 6:16
), разум Его неисследим
(
Ис 40:28
) и неизмерим (Пс Но человек непрестанно стремится познать Бога. Это стремление наблюдается среди людей всех народов и культур. Очевидно, в самой природе человека есть нечто, влекущее его ввысь.
Христианство это именует образом и подобием Божиим” в человеке Быт. Только наличием этой родственной связи между душой и ее Творцом можно объяснить, почему иногда люди без всякого религиозного образования, при самых неблагоприятных условиях, сами постепенно приобретают довольно верные представления о Боге.
Но, естественно, те представления, которые человек может вывести из созданного Богом мира, сильно ограничены по сравнению стем, что Сам Бог непосредственно говорит о Себе людям через Своё Откровение. Точно также и знаток искусства может по картине сказать довольно много о художнике, но несравнимо больше о себе может сказать сам художник, если решится говорить откровенно.
Божественное Откровение записано в Священном Писании христианства — Библии.
Священное Писание учит, что Бог един Господь, Бог наш, Господь един есть (Втори нет иного Бога, кроме Единого (
1Кор 8:4
), прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (
Ис
43:10
).
Во время призвания пророк Моисей спросил Бога вот, я приду к сынам Израилевым искажу им Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне как Ему имя Что сказать мне им Бог сказал Моисею Я есмь Сущий (Исх Бог есть Дух (
Ин 4:24
), Он – вечный Господь Бог (
Ис 40:28
), бытие Его — вне времени.
Бог — всемогущий Он сказали сделалось Он повелели явилось (Пс 32:9
). Бог есть
Творец и Промыслитель мира. Не имея нив чем нужды, всемогущий Бог по Своей благости из ничего создал весь видимый и невидимый мир (
2Макк 7:28
), в том числе и нас, людей. Бог, как любящий Отец, заботится о всем мире в целом и о каждом существе, Им сотворенном, — даже самом малом. Своими таинственными путями Он ведет каждого человека к вечному спасению,
впрочем, не принуждая его, но просвещая и помогая узнать истину.
Бог — вездесущий куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу Взойду ли на небо – Ты там сойду ли в преисподнюю – и там Ты (Пс 138:7-8
). Бог не подлежит никакому ограничению пространством, но проникает Собою все Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто (прп. Иоанн Дамаскин).
Бог — всеведущий все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4:13
), на всяком месте очи Господни они видят злых и добрых (Притч 15:3
). Ведение Божие есть непосредственное знание всего существующего и возможного, настоящего, прошедшего и будущего. Божие предвидение не нарушает свободной воли тварей, также как свобода нашего ближнего не нарушается тем, что мы видим его поступки.
Бог — всеблагой те. — бесконечно добрый никто не благ, как только один Бог (
Мк Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс. Благость Божия простирается не на какую-нибудь группу людей, как привязанность ограниченных существ, нона весь мир, ибо Он благ и к неблагодарными злым (
Лк
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом