Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо... Сюжеты и образыдревнерусскойживописи


Скачать 14.65 Mb.
НазваниеСюжеты и образыдревнерусскойживописи
АнкорБарская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо.
Дата29.03.2017
Размер14.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBarskaya_N_A_Syuzhety_i_obrazy_drevnerusskoy_zhivo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13412
страница14 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20
Образы Пресвятой Троицы
Троица — Бог Отец, Бог Сын и Бог
Дух Святой. По христианским представлениям, это Бог, единый в трех лицах, в трех ипостасях. Бог Сын второе лицо, вторая ипостась Троицы вочеловечился, пришел в мир как воплотившийся Спаситель Иисус Христос. О его личности, открывшейся человеку, о жизни Иисуса Христа повествует Евангелие. Само же божественное бытие непостижимо для человека;
непостижима ему до конца и тайна
Троицы.

133 Праздники
Размышляя о ней, человек постигает то, что ему открывает Бог о своем бытии, на котором зиждется мироздание. Поэтому столетиями размышляло Троице христианский мир, размышляли философы, богословы.
Церковь считает, что Сошествие
Святого Духана апостолов является событием, открывающим миру действие всех трех лиц, всех трех ипостасей
Троицы. Здесь исполняется обещание
Спасителя, Бога Сына, данное ученикам, а вместе сними всему роду людскому. Я умолю Отца и Иного Утешителя пошлет вам — Духа Святого, иже от Отца исходит. Когда же придет Он,
научит вас и наставит на всякую истину. По просьбе Бога Сына, по воле Бога Отца нисходит Святой Дух. Ив праздник Пятидесятницы, когда вспоминают Сошествие Святого Духана апостолов, день, положивший начало
Церкви и воссоединения человека с Богом, прославляется Святая Троица.
Первый день этого праздника поэтому называют еще и Днем Святой Троицы или, в народном обиходе, Троицыным днем.
Размышляло, постигало Троицу и искусство и византийская, и древнерусская живопись создали глубокие образы Троицы. Стремясь к истине,
искусство этого круга никогда не творило образов по «самомышлению»,
оно всегда опиралось, воплощало слово, признаваемое самым истинным,—
слово священных книг. Основой для изображения Троицы поэтому стал рассказ из Библии, из ее древнейшей части Ветхого Завета, который понимался как рассказ о явлении человеку невидимого, непостижимого Бога,
о явлении ему Троицы.
В первой книге Ветхого Завета — книге Бытие рассказывается о кочевнике Аврааме, которому дано было обетование, что произойдет от него великий народ. Но шло время, а брак Авраа- ма оставался бесплодным, его жена Сарра не рожала ему детей. И вот однажды, как гласит ветхозаветный текст, явился ему Господь у дубравы Мамре». Авраам сидел у входа в шатер вовремя зноя дневного и, когда возвел очи, увидел,
что передним стоят три мужа. Он побежал к ним навстречу и поклонился до земли, сказав Владыка Если я обрел благоволение перед очами
Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Авраам позвал пришедших в свой шатер, говоря, что омоет им ноги, даст хлеба подкрепить сердце, что отдохнут они здесь поддеревом. Пришедшие сказали ему Сделай так, как говоришь».
Авраам поспешил к Сарре и велел ей замесить самой лучшей муки и сделать пресные хлебы.
А из стада Авраам взял самого лучшего теленка,
дал отроку и велел приготовить его. И взял масла и молока и поставил все перед пришедшими;
и они ели. Вовремя трапезы они спросили у Авраама, где жена его Сарра. Авраам ответил,
что здесь в шатре. И тогда один из них сказал «Я
опять буду у тебя в это же время, и будет сыну Сарры». Авраам и Сарра были в летах преклонных, и Сарра внутренне рассмеялась, так как не надеялась в таких летах уже иметь утешение сына. И тогда, как гласит рассказ, Господь спросил, не смеялась ли Сарра потому, что она уже стара. Есть ли что трудное для Господа?—
продолжал он У Сарры будет сын. Сарра не созналась, что она смеялась, так как ей стало страшно. Затем три мужа покинули шатер.
А со временем предсказание их сбылось:
Сарра родила сына. Исполнилось данное Авраа- му обетование он стал родоначальником целого народа.
На то, что Аврааму явился таинственно узнанный им Бог, твердо указывает ветхозаветный текст. А христианское учение, истолковывая этот древний библейский рассказ, считало, что это был непросто Господь с двумя спутниками,
а Единая Неразделимая Троица, второе лицо которой, Бог Сын, в грядущем вочеловечился среди народа, произошедшего от Авраама.
Вот воплощая этот рассказ, и выработало византийское искусство при

134 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Троица. Икона. XVI век.
ГТГ. Москва.
84
емы, канон для создания образов Троицы. Атак как рассказ этот входит в Ветхий Завет, то образы эти часто называют Троица Ветхозаветная. Канон Троицы Ветхозаветной унаследовало искусство Древней Руси и на его основе создало образы огромной глубины и духовной силы.
Среди этих образов заметное место занимает принадлежащая сейчас Тре- тьяковской галерее икона Троица, созданная в XVI столетии псковским мастером. На золотом фоне иконы в центре ее крупная киноварная надпись,
означающая Святую Троицу. По сторонам от надписи, у краев иконы, подымаются две сияющие золотом, сверкающие алым цветом башни простых
Андрей Рублев. Троица Икона. 1425
1427 гг.
ГТГ. Москва.
85
и строгих форм—дом, шатер Авраама,
а между ними тонкое древо с бирюзо- во-золотой кроной — то дерево, дуб
Мамврийский, под которым отдохнули три путника, приглашенные Авраамом.
На фоне чудесного дома и древа, заполняя весь верх иконы, восседают сами эти путники в виде трех ангелов,—
так всегда изображали их по византийскому канону. Зримо утверждая их единосущность, их равенство друг другу,
абсолютно тождественными делает их мастер. Ив самой этой тождественности уже есть нечто непостижимо таинственное. Окруженные нимбами, недоступно замкнуты их лики отрешены от всего внешнего их величавые позы сне- высоко поднятыми благословляющи-

1 35 Праздники ми десницами; нездешним золотым светом наполнены отброшенные назад могучие крылья наполняет свет оливковые хитоны и ослепительные алые плащи.
Сияюще белая стоит передними прямоугольная трапеза, на которой золотятся три чаши, лежат хлебы, ножи и лжицы (ложки. Ау ее темно-зеленого торца, очерченного алым с идущими по нему белыми и темными каменьями,
с двух сторон стоят служащие им
Авраам и Сарра. Подтверждая величие восседающих за трапезой, много меньше их услужающие им люди. И не недоступного покоя, а многосложного движения полны их фигуры протянув восседающим руки с кувшинами, склоняются передними и к ним ступают
Авраам и Сарра. Открыто, радостно выражение их лиц. Но именно этажи- вая людская суть служащих Троице,
принимающих ее благословение делает выразительной их приобщенность к таинственному и недоступному, позволяет ощутить чудесный источник их радости. Отблеском идущего от Троицы света ложится свет на их лики. Густое золотое таинственное свечение пронизывает темно-багряные одежды
Авраама. Как знак той славы, которую несет Сарре дарованное Троицей обетование, царственно прекрасен ее ало- зеленый, покрытый мельчайшим золотым узором наряд.
В самом низу иконы в центре, под аркой, которую образует трапеза, изображен Авраам, закалывающий теленка. Его склоненная фигура в пронизанных золотом, подпоясанных алым поясом багряных одеждах вторит торжественному наклону арки. Величавыми значительным предстает и этот акт его гостеприимства, и это подтверждение той праведности, в которых обрел он благословение Троицы. Но,
кроме того, заколотый теленок, за- кланный агнец — стойкий древний знак жертвы. И алый теленок, предстающий здесь в основании всего изображенного, напоминает о той великой, определившей судьбы мира жертве, которую, даруя обетование Авраа- му и Сарре, благословляет Троица.
Икона эта была написана во Пскове,
где главный, кафедральный собор, называемый псковичами Домом Святой
Троицы», издревле был посвящен
Троице и являлся своеобразной эмблемой города. Очевидно, на существовавшее здесь веками особое почитание
Троицы, на сложившуюся традицию ее истолкования опирался мастер, создавший свой яркий, глубокий, выразительный образ.
Но примерно на сто лет раньше,
в других русских пределах, в княжестве
Московском, также вместе, связанном с глубоким почитанием Троицы, была создана икона, которая стала вершиной ее русского истолкования. Согласно историческим источникам, в 1427 г. по заказу Никона, игумна Троице-
Сергиевой лавры, Андреем Рублевым была написана икона Святой Троицы в память, в похвалу основателю монастыря Сергию Радонежскому, великому почитателю Святой Троицы.
«Троица» Андрея Рублева также может быть названа ветхозаветной.
Правда, Рублев избирает хотя и достаточно древний, но редкий в его время вариант изображения в нем нет Авраа- ма и Сарры, нет бытовых подробностей их гостеприимства остаются лишь три ангела, восседающие за трапезой, сама Троица. Но этот избранный им древний извод Рублев наполнил неведомой ранее глубиной. Три ангела на иконе Рублева располагаются не по одну сторону трапезы, а как бы окружают ее, восседая на седалищах. Ощущение их особой, таинственной природы сразу же рождает их облик так не

136 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Отечество. Икона. XIV век. ГТГ. Москва.
86
обыкновенно мягки, нежны и вместе стем недоступны их окруженные нимбами лики, так легки и одновременно величавы описанные плавными линиями фигуры в багряных, ослепительно- голубых и нежно-зеленых одеждах с широко распахнутыми золотящимися крыльями. Тонкие, длинные посохи знак силы — держат они в руках. Ангелы очень похожи друг на друга, номе- жду ними нет абсолютного тождества.
И, умножая ощущение таинственной сути ангелов, при взгляде на икону возникает и постепенно укрепляется представление об их глубинном единении,
о соединяющей их безмолвной, а потому чудесной беседе. Икона смысл этой беседы постепенно раскрывает, захватывает им, погружая в его глубину.
Чуть выше двух других сидит средний ангел. На его багряном хитоне лежит широкая золотистая полоса,
клав — тот царственный знак, которым в живописи отмечались только одежды
Иисуса Христа. Это второе лицо Троицы, Бог Сын, которому предстоит воплотиться и своей жертвенной смертью искупить разделение между божескими человеческим. Он повернут к правому
(от нас) ангелу, нолик его обращен,
склонен клевому, к Богу Отцу, волей которого начинается устроение Все- ленной.
Покоя, но покоя, неотделимого от чудесной силы, исполнена поза левого ангела, и, словно идущая от него энергия, проступает через его хитон сияющая лазурь. В полноте этой силы, в осознании своей мощи невысоко подымает он благословляющую десницу. Его благословение обращено к стоящей в центре стола чаше с головой агнца знаку Авраамова пира и абсолютному,
безусловному знаку жертвы, так как
«закланный агнец, кроме того, лежит в жертвенной чаше. Склонившись к Сыну, Отец указует на жертву, благословляет ее. И Сын отвечает Отцу согласием. Полнота и добровольность этого согласия — ив самой мягкой тишине его склонения, ив том удивительном соединении кротости и самоотверженной силы, которой полон его лики в том, как спокойно он благословляет жертвенную чашу. Сплавляются, соединяются воедино воля Отца и Сына.
А справа склоняется к Сыну, вторит движению Отца, сплавляет сих волей и свою волю Дух Утешитель с отблеском тихой печали в лике, воде- ждах, сияющих нежной зеленью и небесной лазурью.
Единение Троицы в ее безмолвной беседе и лежащее в ее основе благословение на жертву и приятие ее развивается, дополняется всем строем иконы

137 Праздники
Смыкая, нерасторжимо соединяя трех ангелов, вписывает мастер их фигуры в незримый круг — знак безначальной и не имеющей конца вечности. Форме жертвенной чаши вторят фигуры двух боковых ангелов, и словно погруженным в нее предстает третий. Знаком
«божественного домостроительства»,
как называли в старину устроение Вселенной, подымается за левым ангелом,
Богом Отцом, дом. Как напоминание о древе Креста встает дерево за средним ангелом, Богом Сыном, а гора за третьим ангелом, Духом Утешителем знак всего возвышенного, возвышающего и утешающего сердце.
Бесконечно усиливает ощущение светлой гармонии, которую несет икона, ее цвет — багрянец, сияющая лазурь, золото, нежная зелень. Недаром все, кто размышляло ней, единодушны в том, что необычайно точно воплотил здесь мастер краски сияющего летнего дня, на который приходится праздник
Троицы: голубизну неба, зелень травы и деревьев, золото зреющей ржи, сияние солнца.
Самобытность каждого лица Троицы и их единение, великий акт милосердия, жертвенной любви как основу этого единения, на котором зиждется мир,
сумел передать Андрей Рублев в этой иконе. Поэтому Троица Рублева уже при жизни мастера была высоко оценена современниками, она вызвала множество повторений, на ее основе сложился извод, ставший основным в древнерусском искусстве изводом изображения Троицы.
Именно та глубина, с которой Андрей Рублев воплотил Троицу, позволяет почувствовать стоящую за ней великую, непостижимую тайну. Представив в зримом образе, не в словах, не в умозрении трудно вместимое в человеческом сознании равенство трех лиц единому Богу, икона вызывает размы-
Троица Новозаветная Икона. Первая половина века. ЦМИАР. Москва.

87
шление, требует от человека ответного духовного труда. И этот труд, начатый пять столетий назад, идет до сих пор:
размышляют о Троице ученые, мыслители. И что очень важно — вовлекает она и будет вовлекать в этот труд все новых и новых, самых разных людей,
потому что ни с чем так прочно не связан человек, как со своей самобытной личностью, и ничего так не хочет он обрести, как единения с другими, потому что нет ничего мучительнее тоски одиночества. Художественное совершенство иконы, по-своему тоже таинственное, неподдающееся до конца определению в словах, позволяет каждому находить в ней нечто свое, по- своему приобщаться к заключенной

138 Сюжеты и образы древнерусской живописи в ней гармонии. Все это сделало Троицу Рублева одной из общепризнанных вершин человеческой культуры.
Изображения Троицы, восходящие к рассказу о гостеприимстве Авраама,
как уже было сказано, отвечали духу древнерусского искусства, его стремлению творить свои образы не по само- мышлению, а воплощая слово истины, слово священных книг. Но все же рядом с Троицей Ветхозаветной»
в древнерусском искусстве существовали, хотя и были распространены значительно меньше, изображения Троицы,
в которых это «самомышление» давало себя знать. Древний пример такого изображения, где лица, ипостаси Троицы переданы как бы более рационально,
«прямолинейно», сохранился в искусстве Новгорода. Это икона XIV столетия, которую принято называть Отечество, принадлежащая сейчас Третья- ковской галерее.
На иконе Отечество на престоле,
на котором обычно в иконописи восседает Иисус Христос, восседает Бог
Отец. Невидимый и непостижимый, он наделен здесь чертами Спаса, но при этому него белоснежно-седые волосы и борода. Основой для такого изображения послужили упомянутые в Библии не явления Бога миру, а видения,
бывшие некоторым пророкам. В частности, пророк Даниил видел во сне Бога седобородым старцем. Кроме того,
естественное сходство Отца с Сыном должно здесь служить указанием на их единосущность. Как и у Спаса на иконах, в благословении поднята десница
Бога Отца, а левой рукой он сжимает свиток.
На коленях у Бога Отца изображен
Христос-отрок — так, как изображают его на груди Богородицы в иконах Богоматерь Знамение. А в руках отрок
Христос держит голубую сферу с голубем образ Духа Святого в виде голубя, как он упоминается в Евангелии и изображается в иконных композициях Благовещение, «Крещение».
Создавая эту икону по «самомы- шлению», а вернее всего — под сильным влиянием западного искусства, где такое рациональное изображение лиц
Троицы было в большом ходу, автор
«Отечества» все-таки строит свой образ, используя традиционные элементы древнерусского искусства.
Ясный строй композиции, то величие
Спаса, которое позволяет передать величие наделенного его чертами Бога
Отца, таинственность Спаса-отро- ка — все это делает его образ по-своему выразительными впечатляющим.
С XVII века в древнерусском искусстве под прямым влиянием западной культуры появляется Троица, получившая название Троица Новозаветная. Церковь не признавала ее образы столь же каноничными, как образы
Троицы Ветхозаветной, но к этому типу принадлежат по-своему интересные изображения. Удивительная икона этого типа, созданная в московских пределах впервой половине столетия, находится сейчас в Центральном музее имени Андрея Рублева. На этой иконе,
в том обрамлении, в котором на иконах предстает Спас в силах, на белом фоне — фоне райского сада, представлен Спас, увенчанный короной, обнаживший свои раны, и сидящий рядом с ним в виде старца благословляющий его Бог Отец. На престоле между ними лежит Евангелие, а вверху в сфере парит голубь — Дух Святой. Торжественная, ясно выстроенная, благородная по цвету, эта икона является, как и большинство произведений этого извода,
выразительным символом, своего рода точной аллегорией Троицы, нов ней нет той глубины образа, которую несли в древнерусском искусстве образы
Троицы Ветхозаветной

Ангелы,
Архангел Гавриил
и Архангел Михаил
В Священном Писании, ив Ветхом,
и в Новом Завете, утверждается существование неких бесплотных сил,
служащих Богу. Эти бесплотные силы, исполняя'волю Бога, участвуют в людской жизни. Древнее богословие, основываясь на текстах Ветхого и Нового Завета, полагало, что силы эти различаются по своей близости к Богу, что на основании этого они разделяются на отдельные чины. Оно насчитывало девять чинов этих бесплотных сил и называло их девять чинов ангельских».
Считалось, что наиболее близки к Богу три чина — серафимы, херувимы,
престолы (не путать со словом престол, употребляемым в смысле
«трон», а также престол — стол вал- таре для свершения таинства. За этими чинами следуют три других чина господства, силы и власти. Последние три чина из девяти отмечены близостью к миру и человеку. Это начала, архангелы и ангелы (ангелы в собственном смысле слова).
Архангел Гавриил
(Ангел Златые власы).
Икона. XII век. ГРМ.
Санкт-Петербург.

1 41 Ангелы. Архангелы Гавриил и Михаил
Таинственны для людей все эти бесплотные силы, служащие Богу, особенно высшие из них. Обычному человеку не дано видеть их. Согласно священным текстам, лишь иногда узреть их доводилось пророкам—людям, умеющим слушать волю Бога. Так, в Ветхозаветной книге пророка Исайи рассказ о серафиме включен в повествование о бывшем пророку в иерусалимском храме таинственном видении. Исайя повествует В год смерти Озии царя видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз его наполняли весь храм вокруг его стояли серафимы, у каждого из них шесть крыл, двумя закрывал каждый лицо свое, двумя закрывал ноги свои, двумя летал. Серафимы славили Бога, асам же пророк Исайя был потрясен тем, что он, человек — человек с нечистыми устами и живущий среди людей сне- чистыми устами видел Бога».
И тогда продолжает рассказывать дальше пророк Исайя,— прилетел ко мне один из серафимов, ив руке у него горящий уголь, который он взял из жертвенника щипцами. И коснулся уст моих, и сказал Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Очищенного, освобожденного от греха пророка
Исайю Бог посылает на проповедь.
Посылает говорить истину народу,
который слухом услышит, да не разумеет, очами смотреть будет, да не увидит, у которого огрубело сердце».
Этот текст, хотя бы в некоторых чертах, знаком нам всем. Заключенные в нем величавые образы, мысль о том,
что очищенный от греха человек может стать вместилищем истины и ее проводником, вдохновили Пушкина. Вольное переложение видения пророка Иса- йи положил поэт в основу своего Пророка Образы бесплотных сил предстают и еще водном, описанном в Библии пророческом видении — видении пророка Иезекииля. Пророк Иезекииль рассказывает, что в бурный ветер, идущий с севера, видел он великое облако, огонь и сияние вокруг него. И это облако согнем влекли необычные животные четвероликие и четверокры- лые; с лицами льва, с лицами тельца и с лицами человека вид животных этих был как вид горящих углей, а рядом с животными шли и двигались необыкновенные колеса у некоторых ободья были велики и страшны, так как усыпаны были глазами. Животные влекли свод в виде изумительного кристалла, на нем — престол в виде камня сапфира, на котором — подобие человека Как видение Всевышнего Бога, который, придя в мир, станет человеком,
истолковывало христианство это видение. Влекущие подобие человека понимались как чины ангельские огненные и крылатые — херувимы, движущиеся колеса — престолы, а колеса с ободьями, усыпанными глазами,—
силы.
На эти священные тексты о видениях пророка Исайи и пророка Иезе- кииля опиралась и византийская и древнерусская живопись. Из них были почерпнуты все сведения о внешнем виде девяти ангельских чинов, об их служении Богу. Исходя из этих библейских текстов, древнерусская живопись шестикрылыми изображала серафимов, крылатыми и огненными - херувимов. Образы тех и других, воспевающих и стерегущих Бога, древнерусские мастера помещали в храме под барабаном, под образом Вседержителя. Бесплотных стражей, серафимов и херувимов, писали они иногда на иконах Богородицы, которую песнопения прославляют как честнейшую херувим

142 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Архангел Михаил Икона.
Первая половина XIII века. ГТГ. Москва.
89
и славнейшую без сравнения серафим».
Огненному херувиму, стерегущему древо жизни, отводили место, как правило, в изображениях рая.
Изображения престолов в виде крылатых колец и сил в виде колец сглаза- ми входили обычно в композиции
«Спаса в силах. Других высших из
«девяти чинов ангельских древнерусские иконописцы не изображали,
так как в Библии нет ни описаний,
ни сведений об их прикосновенности к миру.
Зато всего чаще в искусстве Древней
Руси можно найти изображения собственно ангелов, ближе всего стоящих к человеку из всех сил бесплотных и относящихся к последним трем ангельским чинам — началам, архангелами ангелам.
Ангелы участвуют во многих евангельских событиях они присутствуют при Рождестве Христа, приносят весть о его Воскресении, участвуют в Вознесении. Ив композициях,
изображающих эти события, предстают ангелы в том виде, который,
опираясь на тексты писания, придавало им искусство Византии в виде прекрасных существ, близких по облику к людям, но наделенных крыльями. Отдельные изображения ангелов редки в древнерусском искусстве,
чаще изображало оно ангелов верховных архангелов Гавриила и Ми- хаила.
Архангел Гавриил — светлый, послушный Богу вестник. Он приносит весть Богородице в Благовещении и Успении, он приносит весть и о рождении у Елизаветы и Захарии будущего Иоанна Предтечи.
Одно из знаменитейших изображений архангела Гавриила — икона, называемая также Ангел Златые власы»,
написанная в Новгороде в XII веке.
Икона когда-то входила в оглавный деисусный чин, где все изображены
«оглавно», по шею, и лишь голова архангела Гавриила представлена на ней.
Об ангельской природе изображенного говорит здесь особый атрибут вьется справа слух — «торок», с помощью которого ангелы слышат Бога. Но и без этого атрибута безусловна чудес

143 Ангелы. Архангелы Гавриил и Михаил ная природа изображенного. Умение изображать просветленную, преображенную человеческую плоть прекрасно служит художнику, когда он передает облик существа исконно чистого, свободного от греха и порока. Золотом написаны лежащие крупными прядями волосы архангела, правилен и нежен овал золотисто-розовеющего лика, под великолепными дугами бровей бархат- но-черны его огромные глаза, мягок алый рот. Но самое главное — это взгляд его прекрасных глаз бездонный и вместе стем светлый, непередаваемый в своем таинственном выражении словами, он действительно убеждает в том, что архангел Гавриил, Божий вестник, слышит Бога.
Архангел Михаил — архистратиг
(по-гречески — верховный военачальник, полководец, воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны,
победитель зла. Он считался покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Верили ив то, что грозный враг
Сатаны, архангел Михаил сопровождает душу умерших, отгоняя от них грозящую им бесовскую силу.
Покровительство архангела Михаила, небесного воеводы и покровителя праведных воинов, стремились обрести воины древнерусские. Нередко его крылатая фигура украшала их воинские шлемы. Архангелу Михаилу, защитнику душ умерших от бесовской силы,
посвящались на Руси многие кладбищенские церкви. Ему посвящена и усыпальница московских князей, а затем и русских царей — Архангельский собор в Кремле. Широко изображала архангела Михаила иконопись.
Сохранилась знаменитая икона
«Архангел Михаил XIII века, принадлежащая сейчас Третьяковской галерее.
Существом иной, нечеловеческой природы предстает здесь изображенный в полный рост архистратиг. Напряжен-
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей