Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо... Сюжеты и образыдревнерусскойживописи


Скачать 14.65 Mb.
НазваниеСюжеты и образыдревнерусскойживописи
АнкорБарская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо.
Дата29.03.2017
Размер14.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBarskaya_N_A_Syuzhety_i_obrazy_drevnerusskoy_zhivo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13412
страница2 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Андрей Рублев. Спас Вседержитель из деисуса
(из так называемого Звенигородского чина).
Икона. Начало XV века. ГТГ. Москва.
(Фрагмент.)
6
городском Спасе. Как справедливо заметил один из исследователей этой
1
иконы В. Сергеев, лик Спаса, наделенный мягкими, спокойными чертами это лицо человека в мерном развитии его духовных и физических сил. И эта человеческая высота переходит, неотделимо соединяется с иной высотой непостижимой и таинственной.
Умножая спокойную силу, которой дышит облик
Спаса, изнутри идущим свечением наполняют его лики обнаженную шею прозрачные, с теплыми высветления- ми, розовые охры, которыми они написаны. Вылепленные этими ох- рами, очерченные точными, легкими линиями черты лика — зауженные глаза, тонкий нос,
небольшие губы
—исполнены непросто мягкости,
а какой-то ясной, абсолютной гармонии. И самое главное — это взгляд Спаса в нем осознание собственной силы, ведение бездонных глубин человеческой жизни и рожденная этой силой, этим ведением та безграничная полнота сострадания и прощения, с которой он взирает и настоящих перед иконой, которую обещает и на последнем, Страшном суде

25 Образы Спаса
У древнерусских художников был достаточно распространенный обычай:
изображать Евангелие Спаса Вседержителя открытыми на его страницах помещать тот отрывок евангельского текста, то слово, которому наиболее полно соответствует созданный ими образ. На звенигородской иконе многое утрачено от времени, в том числе и изображение Евангелия. Но до наших дней дошло повторение Звенигородского Спаса, сделанное, очевидно,
вскоре после того, как икона была написана. И отсюда мы узнаем, что Андрей Рублев последовал этому обычаю,
и на открытом Евангелии Звенигородского Спаса был написан евангельский текст, которому удивительно точно отвечает смысл созданного им образа
Вседержителя и Судии: «Приидите ко
Мне, все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы (Придите ко
Мне, все трудящиеся и обремененные,
и Я успокою вас»).
Образ, созданный Андреем Рублевым, получил широкий отзвук он становится, как уже упомянуто, объектом прямого повторения, вслед за Андреем
Рублевым избранный им евангельский текст часто помещали на страницах
Евангелий своих «Спасов» многие древнерусские художники. Представление о владыке мира, обращенном к человеку, всю великую силу отдающем на упокоение труждающихся и обремененных, с тех пор никогда не уходило из древнерусской живописи, прочно,
на века сроднясь с народным созна- нием.
С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель с Евангелием в левой руке и с поднятой в благословении десницей — изображался
Иисус Христос ив распространенных в древнерусском искусстве композициях Спас на престоле. На его цар-
Спас на престоле.
Икона. Вторая половина XIII века. ГТГ. Москва.
1
ственную власть указывало здесь и само восседание на престоле (троне. Нов этих изображениях особенно ясно выступало то, что Владыка мира является и его Судией, так как, воссев на престол, Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.
Образы Спаса на престоле несут в себе более отчетливо, чем просто образы
Вседержителя, напоминание о грядущем суде Владыки мира, они по существу всегда, даже когда нет других указаний на это, образы Христа-Судии.
Судией, величавыми недоступным,
предстает он на одной из древнейших русских икон этого извода — на иконе

26 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Спас в силах из деисуса (из так называемого
Чернокуловского чина).
Икона. Конец XV века. ЦМИАР. Москва.
8
«Спас на престоле, созданной в Новгороде в XIII веке. Алый фон (так во многих ранних новгородских иконах изображали негаснущий свет вечности)
окружает украшенный жемчугами и узорами престол, на котором торжественно восседает Спас. Строго фрон- тальна— прямолична его поза, недвижимо ложатся складки одежд, прямо перед собой устремлен полный мысли,
сосредоточенный ив своей сосредоточенности недоступный взгляд. Жест поднятой перед грудью благословляющей десницы сдержан, спокоен и ясен.
Левой рукой касается Спас надписи на раскрытом Евангелии, указуя на тот закон, по которому он спокойно и твердо творит свой суд, закон, ясно и непрело- жно дающий путь спасения, возможность обрести то благословение, которое несет поднятая десница. Евангельский текст дан здесь по-славянски в сокращении, так как те, кто смотрел на икону, знали Евангелие очень хорошо, и по этим начальным словам в их памяти вставали и все остальные, по-русски звучащие так:
«Я свет всему миру, кто последует за Мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь жизнь вечную».
Изображения Спаса на престоле,
Спаса-Судии часто становились центрами деисуса, где уже не по пояса в полный рост изображались обращенные ко Христу с молитвой Богородица и святые. Но, кроме обычной композиции Спаса на престоле, в древнерусском искусстве существовали изображения, где фигура восседающего на престоле Христа была окружена различными, выработанными долгой традицией символическими знаками, указывающими на полноту его власти над тем миром, над которым он творит суд. Эти изображения составили отдельный извод, получивший название
«Спас в силах».
В XV столетии, ввек высочайшего расцвета древнерусской живописи именно этот извод чаще всего избирали художники Москвы и срединной Руси для средника — центральной иконы деисуса, и они создали на основе этого извода замечательные по своей глубине и сложности образы Христа-
Судии.
Один из самых ярких из них икона Спас в силах, получившая по месту ее открытия в небольшом селе
Чернокулове название «Чернокулов-

27 Образы Спаса ский Спас. Образ был создан как центр деисуса в самом конце XV века мастером из ростовских, так называемых залесских земель.
На чернокуловской иконе, следуя изводу, все изображение вписано в алый прямоугольник, в углах которого тонкой темной линией изображены ангел, лев, телец и орел — символы четырех евангелистов, несущих миру весть о Спасителе и о его грядущем суде. Внутри этого прямоугольника голубой, прозрачный овал, обозначающий Вселенную,
—ее представляли как прозрачный кристалл. Ив центре этого овала, в центре Вселенной стоит престол с восседающим на нем Су- дией. Вокруг
Иисуса Христа служащие ему,
подвластные ему
«ангельские чины овал Вселенной заполнен крылатыми серафимами, ау подножия престола в виде алых кругов с крыльями игла- зами предстают таинственные небесные силы, давшие название изводу.
Саму фигуру Иисуса Христа окружает алый ромб — знак мощной творящей энергии. И этой энергии исполнен весь облик Вседержителя с поднятой благословляющей десницей и развернутым Евангелием в руках, одетого в про-
Спас в силах из деисуса (из так называемого
Чернокуловского чина Икона. Конец XV века.

ЦМИАР. Москва (Фрагмент.)
9
низанные золотым свечением багряные одежды. Последний, Страшный суд над миром творит Владыка Вселенной.
Потертые от времени буквы на страницах Евангелия складываются в простые, ясные и грозные слова, которые на современном русском языке звучат так Не на лица судите, сыно- ви человеческие,
коею мерою вымерите, тоею мерою и Я вам отмерю. И его лик убеждает, что он действительно видит ту меру»,
которую в течение веков отмеривали друг другу
«сынови человеческие, видит всю человеческую историю, все людские грехи,
беды и муки. Во взгляде его узких,
очерченных резкой багряной описью глаз с огромными черными зрачками и яркими бликами белков сверкает мощь мысли, для которой нет сокровенного и потаенного. И словно глубиной увиденного, бездонностью свершенных откровений рождено почти мучительное напряжение этого взгляда, сдвинувшего не только брови, но и надбровные дуги, иссекшего купол лба резкой вертикалью. Рот с резко опущенными углами выражает гнев от созерцаемого и величавую силу, побуждающую вникать и смотреть до конца

28 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Но именно в этой полноте всеведения слышит Вседержитель и все обращенные к нему молитвы заступников- святых, все когда-либо вознесенные молитвы грешных и страждущих сынов человеческих. И не только слышит, но и внемлет этим молитвам к стоящим перед иконой людям, к сынам человеческим обращена его поднятая в благословении творящая десница. Всеведение Спаса неотделимо от его милосердия. Взяв на себя безмерный и мучительный именно для этого милосердия труд окончательно и бесповоротно разделить добро и зло, дарует вслед за этим прощение людям, созидает для них вслед за Страшным судом новый и светлый мир могучий Владыка иве- ликий Судия, предстоящий на черноку- ловской иконе.
Кроме основных упомянутых здесь изводов изображений Спаса, в древнерусском искусстве существовали и другие, менее важные и распространенные.
И все бесчисленное множество созданных здесь образов Иисуса Христа составляет подлинное художественное и духовное богатство. Во всем нам подобен, кроме греха, — утверждала о Спасе древняя философская богословская мысль. Твердо хранило древнерусское искусство это представление.
И любое созданное древнерусским художником изображение Спаса — и очень знаменитое, и даже безвестное в зримом образе так или иначе представляет ту духовную высоту и силу,
которую может обрести освобожденная от греха, свободная от зла человеческая личность.
И кроме того, научившись изображать Спасителя так, как рассказывало о нем Евангелие — в единстве человеческого и божественного, искусство византийское, а вслед за ним древнерусское обретало возможность и необходимость изображать и его Мать, Деву
Марию, давшую ему плоть, и события его земной жизни, которую он, обретя плоть, «вочеловечившись», прожил во имя людей. Обязательно изображались и люди — святые, приблизившиеся по праведности своей жизни к Спасу и те,
о ком рассказывали древние предания,
и те, кто прославился, просиял в течение веков в родной русской земле.
Образ Спаса — основа всего, что изображает древнерусское искусство,
всех избранных им сюжетов, всех созданных в нем образов

Образы
Богородицы
Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, потому месту, которое они занимают в сознании ив духовной жизни людей, стоят образы Богоматери Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель образы его земной Матери.
Следуя преданию, Богородицу называют «начатком спасения в прославляющих ее церковных песнопениях.
Жительница Земли, она дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу. В ней первой достигнута была и та цель, ради которой совершилось это вочеловечение в ней, Матери Спаса,
ставшей «невместимого Бога вместилищем, наиболее полно приблизившейся к своему великому Сыну, было свободно, очищено от греха и искажения человеческое естество. Так, как очищено оно было в самом Христе,
так, как оно должно очиститься, по христианскому вероучению, в конце концов у всего пошедшего за Спасителем человеческого рода. И тверда у христиан вера, что, став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, пронзенное великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.
Евангелие упоминает о Богоматери скупо. Нос глубочайшей древности первые христиане собирали и хранили предания о ней — апокрифы, существовавшие в Палестине.
Богоматерь Владимирская Икона.

Первая половина XII века. ГТГ. Москва

31 Образы Богородицы
Сведения Евангелия дополнялись этими апокрифами, и уже к II—III векам новой эры сложилась цельная история жизни Богоматери, признанная достоверной христианским вероучением.
Отсюда вовсе последующие времена черпались представления о Деве Марии, на этой основе созидался в искусстве ее образ.
Согласно христианским представлениям, родителями Марии были благочестивые супруги
Иоаким и Анна, происходившие из дома Дави- дова», те. принадлежавшие к тому роду, из которого в древности вышел знаменитый израильский царь Давид. Иоаким и Анна долго были бездетными, и только когда они достигли преклонных лету них родилась дочь. Этого долгожданного ребенка, названного Марией, родители решают посвятить Богу.
Уже в три года девочку отдают в Иерусалимский храм. Мария растет и воспитывается в храме, служа его святынями занимаясь рукоделием.
Ее благочестивой жизни здесь сопутствует чудо:
пищу девочке приносит ангел. В двенадцать лет
Мария дает обет вечного девства, но, достигнув совершеннолетия, она уже не может оставаться в храме. Поэтому по обычаю ей подыскивают
«обручника» (опекуна, который должен взять ее в свою семью. Выбор падает на известного своей праведной жизнью старца — плотника Иосифа.
И в доме плотника Иосифа в маленьком городке Назарете свершается «благовещение»:
к живущей здесь Марии является архангел Гавриил и сообщает ей о том, что у нее родится будущий Спаситель человечества. Соблюдающая обет девства, незнающая мужа Мария изумлена этим известием. Архангел Гавриил говорит,
что она сохранит в этом рождении девическую чистоту, так как ее сын, который «наречется Сыном Всевышнего, зачат будет от Духа Святого.
Когда то, что Мария ожидает ребенка, становится заметным, опечаленный Иосиф решает оставить ее у себя только из жалости, но явившийся ему ангел убеждает его в невинности и чистоте его обручницы.
Через некоторое время Мария вместе с Иосифом отправляется из Назарета в его родной город Вифлеем, так как римские власти объявили в Палестине перепись населения, требуя, чтобы каждый житель страны переписался по месту своего рождения. В пути, в заброшенной пещере под Вифлеемом (бедным путникам, Иосифу и его обручнице, не нашлось места в городе, Мария родила предсказанного ей божественного Сына.
Через сорок дней после этого Рождества, как полагалось по обычаю, Мария и Иосиф приносят новорожденного в Иерусалимский храм. Здесь их встречает старец Симеон; он пророчествует о необычайной судьбе младенца и о том, что в связи с этой судьбой и Мать его ждут жестокие страдания, что и ей самой оружие пройдет душу».
А в это время правящий в стране царь Ирод узнает от пришедших с востока прорицателей- волхвов, что в Вифлееме родился великий младенец, тот, оком сказано в пророчествах, что он будет Владыкой в Израиле. Ирод решает истребить младенца, ноне сумев узнать о нем все в точности, он посылает в Вифлеем воинов
«избить всех младенцев от двух лети ниже. Предупрежденные ангелом о грозящей опасности,
Мария с Иосифом, спасая младенца, бегут в Египет и возвращаются оттуда в Назарет лишь после смерти Ирода.
Здесь, в Назарете, Мария растит Сына, который возрастали укреплялся духом, исполняясь премудрости. И когда, покинув родной город,
Иисус отправляется исполнить предначертанную ему великую судьбу, первое чудо ради людей
(превращение воды в вино на небогатой свадьбе в галилейском городке Кане) совершает он по просьбе Матери.
Мария присутствует при всех страданиях
Иисуса Христа, она сопровождает его, когда несет он свой крест к месту казни, стоит при кресте вовсе время, пока длятся его мучения. Здесь,
«при кресте, вместе с ней стоит и любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн. И распятый
Иисус Христос велит Матери усыновить Иоанна,
а ему почитать Марию Матерью. После воскресения Иисус Христос впервые является Богоматери, и вместе с апостолами она становится свидетельницей его вознесения на небо.
После того как Иисус Христос оставляет землю, Мария живет в доме Иоанна, храня память о Сыне, пользуясь любовью и почитанием его учеников. По одной из версий предания, она раз

32 Сюжеты и образы древнерусской живописи деляет сними и апостольский труд, становясь проповедницей учения Иисуса Христа.
Когда приходит Марии время умирать,
весть о сроке смерти приносит ей архангел Гавриил. К ее смертному ложу на прощание с ней со всех концов земли ангелы приносят апостолов,
проповедовавших в это время христианство. А
в определенный небесами момент смерти приходит и Спаситель Сын. Он приемлет праведную,
безгрешную материнскую душу из ее тела, и ангелы забирают ее на небо. Через несколько дней апостолы обнаруживают гробницу, в которой они похоронили Марию, пустой душой и телом
Мария перенесена Сыном на небо, вместе с ним вершит Богородица человеческие судьбы.
Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К этим иконам возводили в Византии и на Руси все существовавшие изображения Богородицы. До конца подтвердить или опровергнуть эту легенду современная наука не может до нашего времени просто не дошло ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком новой эры предполагаемым временем жизни ее и евангелиста Луки. Но зато ее изображения веков дошли до нас,
и вполне вероятно, что многие их устойчивые черты, которые и впоследствии сохраняло искусство, восходят к еще более ранним, возможно, и прижизненным иконам.
Даже при своей не абсолютной достоверности, легенда об апостоле Луке как авторе первых икон Богоматери очень важна. Она показывает, что изображения Богоматери понимались свободными от вымысла, несущими подлинную, глубокую правду о ней. Ведь их источником считались непросто иконы прижизненные, сохранившие ее исторически достоверный облик (что очень важно само по себе, но иконы,
созданные мудрым, ведавшим скрытую от других истину бытия евангелистом, которому открывалось поэтому и таинственное, духовное начало Девы
Марии. Некоторые древнейшие русские иконы прямо приписывались апостолу
Луке. По существующим сейчас историческим свидетельствам, все они — и дошедшие до нашего времени, и не сохранившиеся до наших дней — былина- писаны много позднее I века. И хотя в ряде случаев не могли не знать на Руси того обстоятельства, что эти произведения не мог написать сам апостол
Лука, нов том, что их приписывали апостолу Луке, не было ни лжи, ни противоречия авторство здесь понималось не только буквально, в нашем смысле слова, но оно могло указывать, что эти приписываемые Луке иконы представляют собой чрезвычайно точные списки
(повторения) с произведений, почитавшихся его собственным творением.
Так или иначе, имя апостола Луки,
которое должно было свидетельствовать особую подлинность, глубину и значительность произведения, действительно связывалось на Руси с произведениями выдающимися, чрезвычайно древними, сыгравшими, как правило, заметную роль в русской истории. К произведениям художника- евангелиста причислялась и икона Богоматерь Владимирская, которая считалась палладиумом, покровительницей России, сейчас находящаяся в коллекции Третьяковской галереи.
Существует летописное известие,
что икона эта была привезена вначале века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь. Имя «Владимирская»
она получила на Руси ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо- восточные земли, князь Андрей Бого- любский. И здесь, в городе Владимире,
икона обрела свою славу

33 Образы Богородицы
В начале нашего столетия Богоматерь Владимирская была расчищена от вековых наслоений. Она, по единодушному мнению ученых, которое согласуется с летописным известием, считается произведением великого константинопольского художника начала века. Твердо соблюдает этот мастер те требования, которым в течение веков отвечали иконы
Богоматери. В
углах доски он помещает обозначение словом ее личности буквы начальные буквы греческих слов «Мать
Бога», фон иконы покрывает он золотом — знаком вечного света,
знаком того, что изображенное на ней предстает так,
как живет оно в вечной памяти людей. А в центре иконы располагает поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к ее щеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания распространенный в византийском искусстве тип изображения — по- гречески называлось «Елеуса», а по- русски обозначалось как «Умиление».
Как и всегда, с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ — мафорий одежду замужних палестинских женщина на мафорий — звезды, знаки ее девства, чудесно сохраненного до рождества, в рождестве и по рождестве».
Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери, их можно описать словами древнего апокрифа, которые гласили, что у Марии лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый,
глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены».
Но эти благородные, всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают ка- кую-то невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту.
И красота этане- отделима оттого выражения бездонной, высокой и чистой печали,
которым исполнен лики которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали,
почти непередаваемой словом,
поистине печали
Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедами горестям люд- ским.
Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему
Мария в жесте моления пронзенная своей материнской скорбью за него,
Богоматерь Владимирская Икона.

Первая половина XII века. ГТГ. Москва.
(Фрагмент.)
11 2 Сюжеты и образы древнерусской живописи

34 Сюжеты и образы древнерусской живописи она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей.
И способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын в его лике,
в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизреченная мудрость. Золотым ассистом — знаком божественной силы — пронизана его детская рубашечка, а через плечо по ней проходит клав — особая полоса, традиционный византийский символ царской власти,
ставший и символом власти Небесного Царя. Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости вочеловечившегося от нее Владыки мира, черты которого твердо и ясно проступают в его облике.
В прекрасном, исполненном всеобъемлющей любви образе Богородицы на владимирской иконе замечательно зримо и полно воплощены то совершенство, та высота, которых достигло,
согласно преданию, ее свободное от греха человеческое, материнское есте- ство.
Судя по древнейшим историческим источникам, именно художественное совершенство иконы определило ее особую историческую судьбу. Летопись и специально посвященное иконе литературное произведение — Сказание о чудесах Владимирской Божьей
Матери» рассказывают, что князь Андрей Боголюбский покидал Киев, собираясь основать новое княжение на севе- ро-востоке. В тревоге и волнении, без ведома отца, оставлял он древнюю столицу, долгий и трудный путь предстоял ему, и перед дорогой князь пришел в церковь монастыря в Вышгороде.
Среди находящихся там икон одна
«прешла все образы, превзошла все своей красотой, поразила князя. Ион долго молился перед этой иконой и решил взять ее с собой на княжение в далекие, тогда глухие и малоизведанные ростовские, залесские земли, чтобы стала она заступницей и помощницей новопросвещенных людей».
И замысел князя удался привезенная им икона быстро обрела любовь жителей залесской земли, очень скоро сложились здесь легенды о творимых ею чудесах. Причем связывали с иконой главным образом чудеса милосердия считалось, что она спасла тонувшего в реке на пути из Киева проводника князя что благодаря обращенной к ней молитве осталась невредимой беременная женщина, которую истоптала взбесившаяся лошадь ее помощью объяснялось благополучное разрешение от родов жены Андрея Боголюб- ского.
С привезенной князем иконой соединялось и перенесение им столицы из древнего Ростова в более молодой Владимир как гласит предание, когда Андрей решает везти икону в Ростов, лошади останавливаются и не идут дальше,
так как Богородица хочет остаться во
Владимире, предрекая тем самым грядущую славу городу. И здесь, богато украсив ее, по древнему, еще византийскому обычаю, золотом и драгоценными камнями, князь поместил икону в городской Успенский собор, где и оставалась она в течение двух с лишним веков, деля с городом его судьбу.
Летопись сообщает, что участвовала икона в погребальном обряде по убитому заговорщиками князю Андрею Бо- голюбскому, а когда в городе вспыхнули грабежи и беспорядки, пронеся икону по улицам, их удалось остановить.
Разделила она вместе совсем Владимиром и ужас татарского разорения. Чуду приписали владимирцы ее спасение в нем. Грандиозный пожар бушевал в Успенском соборе, но икона уцелела,
хотя и была повреждена татарами, ко

35 Образы Богородицы торые «одраша» ее драгоценные украшения, покрывавшие ее золотую кузнь». И несмотря на все невзгоды,
уже через год приведенная в порядок и вновь получившая драгоценный убор, икона вновь устанавливается во
Владимирском Успенском соборе.
Но стечением времени центром за- лесских земель, главной святыней которых была Богоматерь Владимирская, становится не Владимира крепнущая Москва. Ив г, когда на
Русь, угрожая ей гибелью, вторгся знаменитый железный хромец» Тамер- лан— завоеватель Китая, Средней
Азии, Закавказья, московский князь,
который возглавил сопротивление захватчикам, велел перенести в Москву
«Богоматерь Владимирскую. Печальным шествием далеко по Московской дороге проводили владимирцы свою икону, а из Москвы за городские валы навстречу ей вышло с надеждой все многа множества бесчисленного народу людей (впоследствии на месте встречи иконы был создан Сретенский монастырь, а сейчас проходит московская улица Сретенка). Ив тот же августовский день, когда москвичи встречали Владимирскую Богоматерь, Та- мерлан со своим войском без всяких видимых причин (они остались невыясненными до сих пор) повернул в степи и покинул пределы Руси. Счастливое избавление от страшной, неминуемой беды русский народ единодушно приписал заступничеству Богородицы, ее перенесенной в Москву древней Владимирской иконе. Это представление было столь твердым, что не только легло в основу литературных произведений,
созданных на Руси, но и вошло в фольклор восточных народов, в частности татар, где сохранились легенды, что
Москва была спасена от Тамерлана таинственным божественным заступни- чеством.
С тех пор Богоматери Владимирской приписывают все последующие победы над татарами. В моменты опасности ее переносят в Москву, и сгона навсегда остается здесь, теперь уже в московском Успенском соборе, став главной святыней объединившегося вокруг Москвы Русского государства.
Следуя древней традиции, Богоматерь Владимирская, икона, приписываемая апостолу Луке, любимая, чтимая всем народом, многократно повторялась ведь, как уже говорилось, на Руси списки с почитаемых икон воспринимались непросто каких живописные повторения, аза ними признавалась глубокая связь с избранным образцом,
они считались в известной мере тождественными ему. И подтверждая эту внутреннюю тождественность древней владимирской святыне, все ее повторения, где бы и когда бы они ни были созданы, получали ее имя, назывались
«Богоматерь Владимирская. Списки с Богоматери Владимирской небыли ее копиями, они повторяли, закрепляли лишь главные ее черты, и на этой основе создавшие их художники открывали новые грани, по-своему постигали образ Богородицы. Древнее, любимое народом имя обозначило со временем как бы целый тип — извод изображения
Богоматери в древнерусском искусстве.
Многие из этих списков, из этих повторений сами были окружены высоким народным почитанием и занимают важное место в истории русского искусства. По выражению известного ученого А. Анисимова, иконы, которые своей жизнью были обязаны Владимирской иконе. в своей совокупности составляют одну из богатых содержанием глав в истории русской иконописи Одно из самых знаменитых повторений Богоматери Владимирской так называемая запасная Владимир

35 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Богоматерь Владимирская Икона.
Около 1408 г. (?) Владимирский музей. Владимир.
12
екая», созданная вначале века для того, чтобы заменить собой в Успенском соборе Владимира древнюю святыню, которую после победы над
Тамерланом часто забирают отсюда в Москву. Естественно, тождественность оригиналу здесь была особенно необходима, и, стремясь к ней, автор запасной иконы создает, по древнерусскому выражению, меру и подобие древней Владимирской, т. е.
точно повторяет ее размер (меру) и тщательно воспроизводит все ее характерные детали («подобие»).
Действительно, и сейчас, глядя на запасную Владимирскую, которая принадлежит Владимирскому музею,
мы узнаем в ней древний прообраз:
в тех же позах предстают ласкающие
Богоматерь Донская.
Икона. Конец XIV века. ГТГ. Москва.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей