Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо... Сюжеты и образыдревнерусскойживописи


Скачать 14.65 Mb.
НазваниеСюжеты и образыдревнерусскойживописи
АнкорБарская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо.
Дата29.03.2017
Размер14.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBarskaya_N_A_Syuzhety_i_obrazy_drevnerusskoy_zhivo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13412
страница7 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20
Образы Крещения
Господня — Богоявления
Крещение Господне — двунадесятый праздник, отмечаемый 6 января по новому стилю) в честь крещения Иисуса Христа вводах Иордана Иоанном Предтечей или, иначе,
Иоанном Крестителем. Событие это описано тремя евангелистами, и на основе этих трех дополняющих друг друга описаний сложилось и оставалось в веках неизменным представление о нем.
Евангелие рассказывает, что в то время, когда
Иисус Христос возрастали укреплялся духом,
исполняясь премудрости, оставаясь почти тридцать лет вдали от мира в безвестности, не начиная своей проповеди, в палестинской пустыне появился учитель и проповедник, который призывал к покаянию и всеобщему нравственному очищению. К нему стекался народи над теми,
кто принимал его учение, он совершал омовение
(крещение) вводах Иордана. Но, проповедуя и уча, Иоанн говорил, что он крестит водой»,
что он лишь предшественник (предтеча) того, кто идет вслед за ним, у кого он недостоин завязать сандалию и кто будет крестить Духом Святыми огнем. Поэтому, когда к пророку приходит и просит совершить над ним обряд крещения безвестный еще Иисус, Иоанн, обладающий пророческим даром, удерживает его, говоря Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне Иисус отвечает Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. И, когда Иоанн крестит его вводах Иордана, из разверзшихся небес он слышит голос Сей есть Сын
Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение и видит сходящего на Христа духа Божия в виде голубя.
Праздник Крещение Господне, событие, легшее в его основу, получили и второе название, употребляемое наравне с первым Богоявление. В крещении, свершенном Иоанном Предтечей вводах Иордана, таинственно раскрылась личность Иисуса Христа как
Бога и Божьего Сына. И именно после этого события начинает свершаться то,
ради чего воплотился Божий Сын начинается его проповедь, его, как принято говорить, общественное служение»,
завершившееся крестной смертью начинается явление Бога людям ради их спасения. Поэтому и живопись для того чтобы быть верной его сути, должна была изображать это событие как явление людям Бога. Задача эта великая и очень нелегкая. В XIX веке, когда к ней обратился великий русский художник Александр Иванов и решал ее в своей картине Явление Христа народу с позиции и средствами искусства нового времени, он потратил на это почти всю свою творческую жизнь.
Древнерусское искусство оставило нам многочисленные разнообразные иглу- бокие образы Богоявления. Исполнить эту задачу художникам русского средневековья помогало то, что они неизменно опирались на канон, на закрепленный в нем опыт предшествен- ников.
В Москве в Государственном Историческом музее хранится очень древняя рукопись — переписанная и проиллюстрированная в IX веке греческим художником одна из книг Библии Псалтырь, которую обычно называют по имени ее последнего владельца Хлу- довской Псалтырью. Среди иллюстраций Хлудовской Псалтыри есть и Крещение Господне, изображенное здесь в тех формах, которые первоначально выработало византийское искусство для передачи евангельского повествования о нем.
Темно-розовыми линиями очерчивает на пергаменте художник земную твердь — горки-холмы, берега реки
Иордан. А между этими горками,
в Иордане, изображен стоящий Иисус
Христос. Ясно и точно очерчен окружающий его голову только ему присущий крестчатый нимб, намечены кистью и характерные длинные волосы,
и темная борода, а фигура его, в знак погружения вводы реки, до плеч скрыта горизонтальными линиями-вол- нами. На уровне ног Иисуса Христа линия меняет направление, изображая стремительный поток, текущую реку
Иордан. А на правом берегу, следуя еще античной традиции, изображено олицетворение этой реки в виде полуобнаженного сидящего старца.
Справа от Иисуса Христа, в виде стоящего в профиль зрелого темноволосого мужа изображен Иоанн Креститель. Он обратил лицо и воздел руки вверх, туда, где из очерченного синим
«небесного сегмента простерта к Иисусу Христу благословляющая рука знак благоволения Отца возлюбленному Сыну и стремительно летит белая птичка — сходящий на него «Божий
Дух в виде голубином».
Как и другие древнейшие изображения Крещения Господня в византийском искусстве, эта миниатюра точно и ясно напоминает событие тщательно отобраны здесь, выразительно обозначены и без каких-либо лишних деталей соединены вместе все основные моменты евангельского рассказа о нем.
Поэтому византийское, а вслед за ними древнерусское искусство навсегда сохранило элементы этих древних изображений. И используя именно эти древние элементы как основу и одновременно развивая, преображая их, создавало оно уже не напоминание о событии, а его живущие в вечной памяти образы.
Выразительные образы Крещения
Господня сохранились уже от древнейшей, домонгольской эпохи древнерусского искусства, и среди них один из самых замечательных Крещение Миниатюра Хлудовской
Псалтыри. IX век. ГИМ. Москва

76 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Крещение. Золотая наводка на меди.
Врата Рождественского собора.
1230-е гг. Суздаль.
41
«Крещение», входящее в число изображений, украшающих Златые врата Рождественского собора в Суздале столетия. Под надписью, как и на древней миниатюре, в самом центре изображен стоящий вводах Иордана Иисус
Христос. Но принцип изображения
«внутри предмета как изображение на его фоне уже был выработан и усвоен искусством, и воды не скрывают стоящего во весь рост Иисуса Христа, а ложатся вокруг своими гибкими золотыми линиями-волнами.
Прямо в крестчатый нимб упирается золотой поток света со стремительно летящим голубком и указующей Отчей рукой. Иисус Христос буквально
«явлен» здесь зрителю с чудесными знаками, указующими на его природу.
И подтверждая эту природу, могучей мысли, прозревающей грядущее,
исполнен его лик, чуть преувеличенной,
а потому загадочной силой дышит вся его фигура. А правой рукой он благословляет стоящую вводах Иордана колонну с крестом — знак его судьбы, судьбы воплотившегося, явившегося Божьего Сына. Также, как на Хлудовской миниатюре, справа от Иисуса Христа на берегу Иордана в виде зрелого длинноволосого мужа, повернувшегося в профиль и взирающего ввысь, изображен Иоанн Креститель. Но он непросто взирает вверх, а в страстном и резком движении потрясенно обращен к вещающим чудо небесам. А слева от Иисуса Христа, на другом берегу,
изображены два ангела. Их нет в евангельском тексте о Крещении, но представление о том, что они неизменные
Божьи спутники, было твердыми песнопения, посвященные Крещению, поминают их. Присутствие их само по себе подтверждает божественную природу Иисуса Христа. Но, кроме того, по- кровенны» их руки в знак великого почтения к свершающемуся, и один из них воздел руки и потрясенный лик к раскрывшемуся небу, второй в глубоком раздумье протягивает их к Христу.
Потрясены чудом явления Божьего
Сына верные ему служители горнего мира.
Необычайно глубокие образы Богоявления, вносящие ранее неведомые оттенки в истолкование этого события,
остались нам от XV—XVI столетий,
классического времени русского иконописания. Вот, например, одно из замечательных среди них «Крещение»,
написанное в 1497 г. для иконостаса Успенского собора Кирилле

77 Праздники
Белозерского монастыря. Следуя знакомой древней традиции, под надписью (Крещение Господа нашего Иисуса Христа) в центре иконы на фоне синих вод Иордана стоит Иисус Христос, на которого ука- зует отчая рука, к которому летит в луче света голубь. И по традиции, восходящей к глубочайшей древности, вводах Иордана фигуры старца и юноши олицетворения реки, а рядом сними плещутся рыбы. Но иной характер обретают здесь знакомые черты явившегося Бога. В его фигуре, описанной гибкой линией, удивительно сплавлены сила и почти парящая легкость,
и, словно указуя на таинственную природу этой силы, вся его плоть и даже ослепительно белая повязка на чреслах пронизаны светом. Светом проникнут и его обращенный к стоящему перед иконой лик Спасителя. Глубокую,
всепроникающую и всепонимающую мысль и неотделимое от этого понимания твердое, мужественное сострадание выражает он.
Облик Иисуса Христа так ясно проявляет здесь его чудесную природу,
что, постигая чудо, не к небу, а к нему обращены все участники события — и
Предтеча, и ангелы на другом берегу.
Благоговейно касается его рукой, совершая обряд, Иоанн, и это благоговение тем более трогательно, что не только не утратил здесь своей традиционной мощи Христов Предтеча, но она еще подчеркнута широким очерком его фигуры. Светоносны, детски чисты лики ангелов, нежен весь облик одетых в зеленые, голубые, оранжевые одежды, размышляющих о светлом и сострадательном Боге его служителей.
Пронизано светом и все окружающее
Иисуса Христа сияют изумрудно- зеленые воды Иордана, ослепительный свет ложится на вершины золотистых
Крещение. Икона из иконостаса
Успенского собора Кирилле-Белозерского
монастыря. 1497 г. КИХМ. Кириллов.
42
горок, золотым свечением объемлет все изображенное фон иконы.
Как уже было сказано, Крещение
Господне празднуется 6 января. В годовом круге праздников оно 12 днями отделено от Рождества Христова. Между этими двумя праздниками издревле располагалось самое веселое и радостное время года — святки. Святочные радости, забавы и веселья известны нам до сих пор по многочисленным описаниям в русской литературе. Ив образах Рождества Христова, ив образах Крещения Господня в русском искусстве никогда не исчезал мотив радости, которую несет миру и рождение, и явление ради него Бога

78 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Образы Преображения
Господня
Преображение Господне — праздник в честь Преображения Иисуса
Христа перед учениками на горе Фавор,
один из важнейших христианских праздников, один из любимейших праздников русского народа. Преображение празднуется 6 августа (19 по новому стилю. Этот праздник называют часто вторым Спасом, так как всего пять дней отделяют его от называющегося первым Спасом праздника
«Происхождение честных древ честного и животворящего Креста, который справляется 1/14 августа. Существовали существует) обычай святить вдень Преображения первые плоды нового урожая, за что праздник этот в народном обиходе называют и «яблочным
Спасом»; о нем хорошо наслышаны и люди, далекие от церковной жизни.
Но в древности, (как и для истинно верующих людей сейчас, несмотря на это название, красивый обряд свя- чения плодов никогда не закрывал собой в народном сознании то великое и таинственное событие, которое празднуется в праздник Преображения и которое предстает в его живописных образах.
О Преображении Господнем рассказывают три евангелиста — Матфей,
Марк и Лука, рассказывают точно и ясно, нив чем не противореча друг другу, нота тайна, которая всегда стоит за евангельским рассказом, здесь особенно явственна и глубока.
Евангелие относит Преображение к тому времени, когда Иисус Христос нес людям свое учение, когда, окруженный учениками, проповедовал он его, странствуя по стране, свершая чудеса и исцеления. И вот однажды, как повествуют три евангелиста, он взял трех своих учеников Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел сними на гору Фавор. И здесь Христос стал молиться и преобразился передними. Лик его после молитвы излучал сияние, одежды его сделались блистающими, как снег как на земле белиль- щик не может выбелить уточняет евангелист
Марк. И явились к Иисусу Христу Илия с Моисеем ветхозаветные, описанные в Библии пророки, и беседовали с ним, обсуждая, когда быть его исходу в Иерусалиме. Тогда Петр сказал:
«Равви! (Учитель) Хорошо нам здесь быть сделаем три кущи (шалаша, жилища Тебе одну,
Моисею одну, и одну Илии». Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе»,—
добавляет евангелист Марк. Когда Петр еще говорил, облако осенило их и раздался из него глас:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, так Его слушайте. И услышав, ученики от страха пали на лица свои. Но Иисус сказал им Встаньте и не бойтесь. И когда встали, то уже ничего не было.
А когда сходили с горы, велел им Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
Таинственное подтверждение своей божественной природы явил Иисус Христос ученикам на горе Фавор. И те, кто воспринял его учение — то учение, которое, после того как воскрес Сын Человеческий, понесли в мир ученики- апостолы, также восприняли как тайну,
требующую глубокого размышления,
Преображение Иисуса Христа на горе
Фавор. Об этом событии не осталось апокрифических легенд и преданий, но время сохранило толкования и размышления о нем многих поколений богословов и философов — размышления,
на которые отзывалось, которые развивало и уточняло христианское искус- ство.
Размышляя о призванных к беседе с Иисусом Христом Моисее и Илие,
считали, что они были избраны, так как при жизни были удостоены общения с Богом. Кроме того, Илия был живым взят на небо, значит, и небожителям через него, и царству мертвых через Мои

79 Праздники сея стало известно о приходе в мир Иисуса Христа — Искупителя. Представляли, что и с неба, и из подземного мира принесены они были для беседы с Христом ангелами.
Но стечением времени эти размышления обратились к главной части события самому Преображению Иисуса Христа. В XIV веке богословы византийского мира истолковывали тот свет,
которым проникся преобразившийся,
как осиявшую его божественную энергию. Основное в Боге непостижимо,
закрыто для человека, но эта истекающая светом энергия может быть им воспринята — и ее-то явил Иисус Христос людям в Преображении. Не только воспринять путем духовного очищения, как развивали эту мысль наиболее глубокие богословы, но и
«стяжать» эту энергию может человек,
он способен добиться идеального,
просветленного состояния личности.
Строго следуют слову Евангелия уже древнейшие византийские изображения Преображения Господня. Они несут все главные обстоятельства события, в них воплощено в известной мере его чудесное таинственное начало.
Именно этими чертами отмечено Преображение в иллюстрациях к «Хлу- довской Псалтыри IX века. Темно- розовыми линиями вся целиком — от подошвы до вершины — вычерчена гора Фавор. Посредине на ее уступах в позах удивления изображены апостолы воздевшие руки Петр и Иаков и павший на лице свое юный Иоанн.
А на вершине горы — собственно
Преображение. Очерченный резкой линией голубой овал — знак света покрывает ее, ив этом овале в голубом хитоне и ослепительно белом плаще предстают Иисус Христос в крестчатом нимбе и почтительно склонившиеся передним седобородый старец Илия и темноволосый Моисей.
Преображение. Миниатюра
Хлудовской Псалтыри. IX век. РИМ. Москва.
43
Основные черты, которые есть в этой миниатюре, сохранила русская иконопись и именно на их основе создала в период своего расцвета образы
Преображения, постигающие те таинственные глубины события, о которых размышляли поколения христиан.
Один из самых знаменитых русских образов Преображения — икона, автором которой считают русского ученика великого византийца Феофана Грека,
работавшего на Руси. Она происходит из собора города Переяславля-
Залесского и сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.
На этой иконе, занимая почти всю ее плоскость своими терракотовыми и оливковыми горками, широко раски-

80 Сюжеты и образы древнерусской живописи нулась вместившая чудо гора Фавор.
И посредине ее, с обеих сторон отделенные от остального изображения нависшими над ними уступами маленькие фигурки. Это — идущие в гору исходящие с нее ученики во главе с Иисусом
Христом. Так обозначены начало и конец события.
Полно предстает и оно само предельно выразительны позы павших на лица свои потрясенных учеников, изображенных внизу иконы. В верхних углах на голубых облаках ангелы несут
Илию и Моисея на Фавор, чуть ниже они предстают на ее вершине, проникнутые глубокой мыслью, почтительно склонившиеся перед Спасом. Ясны,
узнаваемы черты пророков и седобородого Илии, и темноволосого Моисея, держащего в руках ему одному присущий знак — скрижаль, на которой когда-то записал он заповеди
Бога.
Но главное, чем достигает автор полноты постижения события это образ преобразившегося Иисуса Христа. Непроницаемой, недоступной мудрости исполнен его лик словно утратила вес вся его фигура, покрытая блистающими, аки свет, ослепительно белыми, тонко прочерченными золотом одеждами. Исходящий от него свет образует такую же, как одежда, бело- золотую шестиконечную звезду, замкнутую в голубой, полный золотых лучей круг. И этот идущий от Иисуса
Христа ослепительный, нездешний свет пронизывает всю икону, серебристым отблеском ложится на одежды пророков, холодным свечением покрывает землю. А его голубые лучи стремительно упираются в учеников — словно ими опрокинуты они на лица свои, ими ослеплены, повергнуты в изумление.
Здесь действительно открывается человеку, потрясая его, иной, нездешний свет. В этой иконе, как справедливо ска-
Преображение. Икона. Из Преображенского
собора Переяславля-Залесского. Около 1403 г.
ГТГ. Москва.
44
зал о ней известный исследователь искусства М. Алпатов, радость озарения. заглушается волнением и беспокойством свидетелей чуда».
Прославленно и еще одно русское
«Преображение» — написанное, по преданию, Андреем Рублевыми сейчас находящееся в Благовещенском соборе
Московского Кремля. В нем нет тех подробностей, которые есть в переяславской иконе только участники чуда располагаются здесь на легких, охристых горках — горе Фавор. Лежат повергнутые ниц внизу горы апостолы в темно-зеленых, охристо-желтых и темно-розовых одеждах. Стоят на

81 Праздники
Андрей Рублев. Преображение Икона.

Из иконостаса Благовещенского собора
Московского Кремля. Начало XV века. ГММК.
45
Преображение. Икона из церкви
Спаса набору в Кремле. е гг
ГММК. Москва.
46
вершине склонившиеся перед Спасом пророки. Ослепительно сияют и здесь его проникнутые светом одежды, но,
изливаясь из Спаса, этот свет таинственно обретает в звезде зелено- малахитовый оттенок, светлеющий в замыкающем ее круге. И тихо ложатся отсветы на одежды пророков, на горки, на лики апостолов.
«Икона изнутри сияет легкими ровным светом пишет исследователь творчества Рублева В. Сергеев Мы невидим лучей, от которых укрылись апостолы. Он разлит во всем творении,
просвещает тихо и почти невидимо людей, землю и растения. Лица людей обращены не на внешнее, они сосредоточены, в движениях фигур больше задумчивости, длящегося, нежели выражения пронзительного и потрясающего мгновения. Таинственный свет повсюду, но к нему нужно восходить, готовиться, и лишь тогда человек, насколько это ему возможно, им освещается».
Размышляя об этой иконе, ясности ее построения, о благородной сдержанности ее цвета, тот же исследователь делает еще одно очень интересное наблюдение В Преображении" очень тонко, ассоциативно передан Андреем Рублевым образ летней природы вдень самого праздника, когда едва блекнут

82 Сюжеты и образы древнерусской живописи краски, отсветы лета становятся прозрачней, и холодней, и серебристей,
и еще издали чувствуется начавшееся движение к осени. Эту черту прозрение смысла праздника в образах самой природы того времени, когда он празднуется исследователь справедливо считает чисто русской. Подтверждая это наблюдение,
свидетельствуя о стойкости этой черты, русский поэт, пятью веками отделенный от Рублева, наш современник Борис Пастернак так говорит в своих стихах о празднике Преображения:
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И действительно, лучшие русские
«Преображения» XV века роднит с Преображением А. Рублева — даже при сильных видимых от него отличиях и глубинное понимание сущности излившегося на Фаворе света, и отблеск осеннего дня, ложащийся на эти иконы. К таким иконам можно отнести
«Преображение» из Кремлевского собора Спаса набору, находящееся сейчас в музеях Московского Кремля.
Ослепительный свет, идущий от Спаса,
сгущается здесь в великолепную бирюзу звезды и круга, и нежный бирюзовый отблеск проникает собой землю, деревья, фигуры пророков и апостолов. Отсвет осени безусловен здесь в какой-то благородной «пожухлости» господствующих в иконе оттенков зеленого и охристого. А само соединение бирюзы и золотистого фона невольно заставляет вспомнить цветовую гамму конца лета лазурь Преображенскую и золото второго Спаса, о которых также говорит в своем стихотворении Пастернак.
В дальнейшем древнерусское искусство сохранило практически без изменения тот канон Преображения, которым пользовались мастера XV века. Не всегда с такой глубиной, как в том столетии, но неизменно стремились передать мастера то чудо страшно и велико, которое искони виделось в этом событии.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей