Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо... Сюжеты и образыдревнерусскойживописи


Скачать 14.65 Mb.
НазваниеСюжеты и образыдревнерусскойживописи
АнкорБарская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо.
Дата29.03.2017
Размер14.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBarskaya_N_A_Syuzhety_i_obrazy_drevnerusskoy_zhivo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13412
страница8 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

Образы Воскрешения
Лазаря
Воскрешение Лазаря — одно из самых знаменитых и важных, согласно христианскому вероучению, чудес, совершенных Иисусом Христом в помощь и научение людям.
В честь этого последнего великого чуда Христова издревле существует праздник, называемый «Лазарева суббота. Из года в год в субботу, накануне недели, посвященной Страстям Христовым, его муками распятию, поминается это совершенное им незадолго до собственной смерти чудо, которым подтвердил он возможность воскресения и своего, и тех, кто уверует в
Него.
Воскрешение Лазаря описывает лишь один из евангелистов — любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн. Из его рассказав течение веков черпаются все представления об этом событии, он стал тем словом, которое воплощало искусство, создавая образы Воскрешения Лазаря.
Согласно евангелисту Иоанну, Воскрешение
Лазаря входит в число событий, случившихся тогда, когда общественное служение Иисуса
-приближалось к своему великому концу — к его крестной смерти, к искупительной жертве во имя людей. И проповедь Иисуса Христа, и творимые им добрые дела уже вызвали ненависть книжников и фарисеев в Иерусалиме. Они видели в его словах и поступках, привлекающих к нему множество людей, лишь нарушение догм, нарушение буквальных предписаний древних законов, а потому стали искать способа погубить его. Но

83 Праздники в этот раз Иисус Христос уклонился от предначертанной гибели и пошел с учениками за Иордан, куда к нему вновь пришли многие и там уверовали в него.
И в то время, когда Иисус Христос проповедовал в Заиорданье, в Вифании — селении недалеко от Иерусалима, был болен некто Лазарь»,
человек, которого любил Иисус Христос и который был ему другом. Сестры Лазаря Марфа и Мария посылают Христу известие о болезни брата. Получив его, Иисус Христос еще два дня остается на берегу Иордана, а затем говорит ученикам, что надо возвращаться в Иудею, так как заболел Лазарь. Ученики отговаривают его от этого Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда Тогда Иисус Христос сказал им, что он знает, что это не болезнь, что Лазарь уже умер. И радуюсь за вас продолжил Иисус
Христос,— что Меня не было там, дабы вы уверовали но пойдем к нему. И ученики, хотя не до конца поняли таинственные слова учителя, отправились с ним в Иудею, дабы, если нужно, с ним умереть».
Когда они пришли в Вифанию, Лазарь уже четыре дня находился во гробе. Вышедшая навстречу Христу Марфа сказала Господи если бы
Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе
Бог». На что Иисус Христос ответил, что воскреснет брат ее. Марфа сказала Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Вот- вет на это Иисус Христос произнес Я есмь воскресение и жизнь верующий в Меня, если и умрет, оживет. Вскоре вышла позванная Марфой и вторая сестра, Мария, аза ней — иудеи из Иерусалима, которые пришли к ней в Вифанию утешить ее в горе. Мария, увидев Христа, упала передним на колени и повторила сказанное Марфой Господи если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой Иисус, увидев ее и пришедших с ней плачущими, сам прослезился и «восскорбел духом, и велел показать, где положили Лазаря.
Гроб Лазаря был в пещере, а вход в нее завален камнем. И когда вместе со всеми Иисус Христос пришел ко гробу, то велел отвалить камень. Марфа сказала на это Господи Уже смердит ибо четыре дня, как он во гробе. Не сказал ли Я те-
Воскрешение Лазаря Золотая наводка
на меди. Врата Рождественского собора.
1230-е гг. Суздаль.
47
бе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию ответил ей Иисус Христос. И когда отняли камень от пещеры, возблагодарив Отца, который услышал Его, Иисус Христос громким голосом сказал Лазарь иди вон И вышел умерший, обвитый по руками ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус велел развязать его, чтобы он мог идти.
«Тогда многие из иудеев- - заканчивает евангелист Иоанн свой рассказ пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеями сказали им, что сделал Иисус. Тогда книжники и фарисеи собрали совет и говорили что нам делать И положили убить Его

84 Сюжеты и образы древнерусской живописи
С древнейших времен стремилось искусство сохранить память об этом событии, утверждающем конечную победу жизни над смертью. Уже на стенах римских катакомб, где скрывались первые, гонимые христиане, можно видеть его изображения, правда, очень условные, почти символические в пещере- гробе изображался стоящий, спеленутый, как египетская мумия, Лазарь, и к нему простирал жезл, воскрешая его,
изображенный в виде прекрасного юноши Иисус Христос. Но византийская живопись очень скоро выработала приемы и способы, унаследованные и чрезвычайно самобытно развитые Древней
Русью, чтобы передать это событие не символически, а во всей его реальности,
с теми предельно точно указанными евангелистом Иоанном психологическими и даже житейскими подробностями, которые сообщают этому великому чуду захватывающую убедитель- ность.
Чрезвычайно кратко, ясно и выразительно воплощает главные черты этого события Воскрешение Лазаря, предстающее на Златых вратах
Рождественского собора в Суздале в XIII столетии. Под надписью
(«Вос- крешение Лазареве») главное место отведено воскресителю и воскрешенному.
Слева, на фоне уходящих вдаль горок,
величавый, увенчанный крестчатым нимбом Спаса за ним, внимательно взирая на учителя только один его ученик Петр. Лик Спаса, исполненный глубокой сострадательной мысли, обращен к стоящему справа,
повитому погребальными пеленами
Лазарю, к нему же простерта его поднятая в благословлении десница. За
Лазарем — в виде легкой постройки оставленная им пещера-гроб, а ноги его стоят в более привычном для русского мастера обычном прямоугольном гробу, рядом с которым лежит его снятая крышка. Резки приметы смерти ив самом его облике:
не просто обездвижена погребальными пеленами для вечного покоя его фигура, но мертвенно-жесток ее контур,
смертно заострен его лик. Поэтому о преодолении смертной тяги свидетельствует само его стояние, восстание во гробе, отрешенный, как бы нездешний взгляд его открытых глаз. Рожденным мощной, преодолевающей непреодолимое, силой предстает здесь его воскрешение. Постигая эту силу,
потрясенно вглядывается в учителя стоящий за Иисусом Христом его ученик Петр. А к ногам Иисуса Христа припали верующие в него сестры Лазаря, и одна из них — очевидно, Марфа,
говорившая, что уже смердит»,—
обернувшись, взволнованно взирает на воскресшего брата. Рядом с Лазарем,
также обернувшись к нему, юноша разматывает его пелены, чтобы, по слову
Иисуса Христа, воскресший мог идти. И лицо юноши, и жест поднесенной к подбородку руки выражают напряженную и вместе стем не отделенную от сомнения мысль — ведь он из тех, в числе которых были и уверовавшие в Иисуса Христа и рассказавшие о нем фарисеям.
Русские иконы последующего времени, изображавшие Воскрешение Лазаря, как бы развивают то яркое ивы- разительное ядро, которое содержит образна суздальских вратах так, как сделал это в созданной им иконе новгородский художник конца XV века.
Розовые, желтые, серебристые горки, словно залитые сопутствующим чуду ослепительным светом, изображают здесь земную твердь. И слева, на их фоне, как и на суздальских вратах, полный одухотворенной силы Иисус Христос благословляет поднявшегося из гроба

85 Праздники
Воскрешение Лазаря.
Икона. Конец XV века.
НГОМЗ. Новгород.
48
Воскрешение Лазаря Икона. Из иконостаса

Успенского собора Кирилле-Белозерского
монастыря. 1497 г. КИХМ. Кириллов.
49
спеленутого, нездешнего Лазаря. Но между Иисусом Христом и Лазарем не один развязывающий пелены юноша.
В разноцветье синих, зеленых, охристых одежд, в разнообразии типов и жестов предстает целая толпа иудеев.
Разнообразны и выражения их мыслей и чувства — от потрясения, сомнения до просветления обретенной верой.
Светла вера на лицах припавших к ногам Иисуса Христа Марфы и Марии, и,
как знак осенившей их радости, сверкает алый плащ одной из них. Аза Иисусом Христом не только апостол Петр, но и остальные ученики сосредоточенно, самоуглубленно размышляют о свершенном учителем.
Совершенное чудо, которое предстает здесь, как и на суздальских вратах, дополняется более широко и разнообразно развитым мотивом осознания этого чуда, мотивом обретения веры. Ив русском искусстве был еще один извод Воскрешения Лазаря, восходящий к Андрею Рублеву, позволяющий этому мотиву зазвучать еще более ясно и отчетливо. На основе этого извода построена икона, написанная в 1497 г. для собора Кирилло-Бело- зерского монастыря.
Уступчатые горки, показывающие здесь место действия, залиты потоками белого и алого цвета, по древнерусской символике означающего жизнь. Мягко

86 Сюжеты и образы древнерусской живописи одухотворен Иисус Христос, заливающее горы сияние словно исходит из его лика. Стремительно ступает он, неся жизнь хрупкому, словно бестелесному,
спеленутому Лазарю, стоящему справа на фоне черной пещеры, от которой двое юношей валом относят крышку гроба. В стремительной благодарности за свершенное упала ему в ноги одна из сестер в золотистом плаще стоя на коленях, словно торжественно возносит хвалу другая — в темно-зеленых одеждах. А самое главное — между Иисусом Христом и Лазарем, обернувшись к учителю, стоят ученики Христа, а не сомневающиеся иудеи (они небольшой группкой расположены за спиной Спаса. Ведь ради того, чтобы они уверовали, свершил он чудо. И, глядя на него,
вникают они в ту силу, с помощью которой он его совершил, сосредоточенны их лики, и как знак открывшейся истины ложится на них отблеск того зо- лотисто-алого сияния, которым полон лик Иисуса Христа.
Русские иконы Воскрешение Лазаря, особенно созданные впору расцвета древнерусского искусства, необычайно глубоко воплощают знаменитый рассказ апостола Иоанна. От них веет волнующей достоверностью изображенного чуда, они захватывают картиной обретенной веры.
Образы Входа Господня
в Иерусалим
Вход в Иерусалим — это возвращение Иисуса Христа из его странствий в Иерусалим, последний вход его в город, где через несколько дней свершится предначертанное его муки,
крестная смерть и грядущее за ней воскресение.
Вход в Иерусалим — важное и многозначное событие — входит в церковный круг праздников как праздник двунадесятый. Следуя за хронологией евангельского рассказа, его празднуют в воскресенье, предшествующее Страстной неделе, когда поминаются муки и смерть Иисуса Христа, в воскресение,
предшествующее празднику Воскресения Господня — празднику Пасхи.
Вход в Иерусалим описан у всех четырех евангелистов, и описания эти, различаясь очень небольшими деталями,
хранят о нем ясное представление.
Согласно всем четырем евангелистам, когда
Иисус Христос с учениками находился недалеко от Иерусалима, близ селения Вифании, он послал в это селение двух из них, сказав, что там они увидят ослицу привязанную и молодого осла с нею,
которых должны отвязать и привести с собой.
И добавил Иисус Если кто скажет вам что- нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».
Ученики выполнили все сказанное. Близится Пасха иудейская. Иисус Христос верхом спускается с Елеонской горы, направляясь в Иерусалим, под ним осел — символ мира. Исполняется тем самым, как указывают евангелисты, древнее пророчество, которое должно сбыться царь израильский, наследник Давида, несущий примирение,
должен въехать в город на молодом осле.
И действительно, как царя встретил Иисуса
Христа, едущего на осле, народ. В это время множество людей пришло в Иерусалим на ожидаемый вскоре праздник иудейской Пасхи, и среди них было много тех, кто слышал его проповедь,
видел свершенные им чудеса. Они толпами выходили ему навстречу, поминали вслух свершенное им, в том числе, по свидетельству евангелиста
Иоанна, и последнее чудо — Воскрешение Лазаря. Многие расстилали под ноги идущего осла свои одежды, пальмовые ветви и громко восклицали Благословен царь во имя Господа Осанна
Сыну Давидову! Мирна небесах и слава в вышних Итак прославляемый, Иисус Христос вошел в Иерусалим.
Но почерпнутое из Евангелия знание о том, что последует за этим вхо-

87 Праздники дом, кладет свой отсвет на этот рассказ, углубляя в нем свети тени. Не царь земной въезжает в город на осле,
и иная, великая, не царская слава ждет его. Но и не царские муки, о которых ведомо пока лишь ему, ждут его. И среди этих мук будет и такая отшатнется от него всего через несколько дней ликующая и прославляющая его толпа.
Может быть, именно многие из прославляющих будут хулить и поносить его, не явившего могущества земного царя. Обычное несовершенство людского понимания того, кто несет высшую правду, обернется особенно резко и горько.
В службе праздника Вход Господень в Иерусалим радостно вспоминается то царственное прославление, с которым Иисус Христос въехал в город.
Вспоминается и то великое, навстречу чему он ехал, грядущая слава иве- дущее к ней добровольное страдание.
Праздник Вход в Иерусалим на Руси называли и называют Вербным воскресением. Дата его не фиксирована.
Он входит в число переходящих праздников, те. праздников, день празднования которых отсчитывается от Пасхи, а ее дату для каждого года высчитывают путем специальных сложных вычислений, связанных с лунным календарем. Нов любом случае, всегда Вход в Иерусалим празднуется весной, и по древнему, еще византийскому, обычаю в этот день в храм полагается приносить цветы в память тех пальмовых ветвей, которыми приветствовали Иисуса Христа. Ив русские церкви несли в древности и несут сейчас российский первоцвет — пушистую скромную вербу, залог будущего пышного весеннего цветения.
В искусстве в продолжение многих веков Вход в Иерусалим обозначается одними и теми же чертами, которые позволяют сохранить в людской памяти
Вход в Иерусалим Икона. Из иконостаса

Успенского собора Кирилло-Белозерского
монастыря. 1497 г. КИХМ. Кириллов.
50
то, что несет рассказ четырех евангелистов. В центре икон, фресок, резных, чеканных и литых изображений всегда предстает едущий на осле Иисус Христос, аза ним — группа идущих учеников. Высокая гора — земная твердь подымается за ними, а напротив нее встает обнесенный стеной город Иерусалим и передним древо — пальма,
с которой были сорваны ветви. Перед
Иерусалимом — толпа встречающих,
с детьми на руках. Часто дети изображаются залезшими на пальму, рвущими ветви и обязательно дети и взрослые стелют одежды под ноги Ии- сусова осла

88 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Сохраняя эти главные, внешние черты события, древнерусское искусство вовсе времена стремилось передать заключенное в нем величие и тот зовущий к раздумью и размышлению отблеск печали и радости, который неотделим от него.
Пожалуй, лучше всего это удавалось сделать русским мастерам века. Вот как это сделал мастер иконы
«Вход в Иерусалим, написанной в 1497 г. для иконостаса Кирилло-
Белозерского монастыря. Стройна золотистая гора, прекрасна земная твердь на этой иконе и растущее на ней золотисто-зеленое, осеняющее все изображение дерево. Прекрасен и Иерусалим, обнесенный белой зубчатой стеной, за которой редкими вспышками вспыхивают алые кровли домов и синеет купол храма. Величаво восседает
Иисус Христос на осле, низко склоняются дети, кладущие одежды ему под ноги, в торжественной симметрии окружают его группы идущих за ним учеников и движущегося навстречу народа.
Среди оливково-коричневых одежд тихо мерцают алые, нежно блещет нимб
Христа. Но отвернут от толпы, сосредоточен и задумчив окруженный этим нимбом лик, в окружающей его тишине и свете размышляет он, прозревая грядущее. Сосредоточенны, задумчивы и лики апостолов — и обернувшихся друг к другу, и отрешенно глядящих вдаль. Печать раздумия лежит и на большинстве ликов толпы. Изображением ищущей мысли, самим своим спокойным, ясным строем икона настраивает на сосредоточенное размышление и нас, и тех, кто взирает на нее, перед кем раскрывает она живущий в вечной памяти образ Входа Господня в Иерусалим. Проникновенно, глубоко изображала русская иконопись последний путь Спасителя навстречу его добровольным страстям.
Образы Тайной вечери
и Причащения апостолов
Тайная вечеря (вечеря по- славянски — ужин) — последняя трапеза Иисуса Христа с учениками перед его арестом. В честь этого события нет специального праздника, Тайная вечеря поминается на Страстной неделе, когда поминаются и все следующие за ней страдания и муки Иисуса. В церковном обиходе эти муки и страдания Иисуса
Христа называют спасительными страстями — ведь их ценой обретено спасение всем людям.
Грандиозен спасительный смысл
Тайной вечери для всех, кто следовали следует по пути Господнему. Вовремя этой вечери Иисус Христос преподает ученикам свой Завет, предрекает свои страдания и скорую гибель, открывает искупительный смысл заключенной в них жертвы. Поэтому с древнейших времен византийское искусство стремилось изобразить Тайную вечерю в этой ее сути, долженствующей жить в человеческой памяти, те. также, как изображаются события, в честь которых установлены праздники. А русские мастера, последовательно развивая это понимание события, прямо относили
Тайную вечерю к праздникам. С XV века дошли до нас иконы с ее изображением, которые входили в так называемый праздничный ряд иконо- стаса.
О Тайной вечере повествуют все евангелисты, в их рассказах она предстает нерасторжимо связанной с предшествующими ей и идущими вслед за ней событиями.
Как свидетельствуют евангелисты, входивший в Иерусалим Иисус Христос застал там множество людей, пришедших в город на праздник
Пасхи, и вновь стал учить народ, проповедовать ему. Эта проповедь и все растущая к нему народ

89 Праздники
Причащение апостолов Около 1043—/046 гг. (Центральная часть.)
51
ная любовь побудили уже давно ищущих его смерти фарисеев, книжников и первосвященников спешить с исполнением своих намерений. Торопились они еще и потому, что стремились расправиться с Иисусом Христом до праздника, боясь,
что в праздник это вызовет народное возму- щение.
В этом помог им один из учеников Иисуса
Христа, Иуда Искариот, ставший предателем. Он пришел к первосвященникам в храм и спросил:
«Что дадите мне, если предам вам его Они пообещали дать ему сребреники, и с тех пор стал он искать случая исполнить свое преда- тельство.
Интересно, что скупые на детали евангелисты сообщают несколько на первый взгляд незначительных подробностей о личности Иуды он был казначеем учеников, странствующих с Иисусом Христом, педантично следил затем, как расходуются деньги, и когда
Мария, сестра Лазаря, излила на ноги
Иисуса Христа драгоценное ароматное масло, сказал, что лучше бы масло продать, а деньги раздать нищим. И эти,
казалось бы, незначительные детали очень важны они развивают ту пронизывающую все Евангелие мысль, что ханжество и фарисейство несовместимы сучением Христа, с заключенным в нем подлинным милосердием, любовью и свободой, что они по существу представляют собой его отрицание, его предательство.
А тем временем праздник, до которого враги
Иисуса Христа собирались расправиться с ним,
приближался. И ученики спросили, где Учитель проведет Пасху (праздник в честь спасения Богом народа Израиля из египетского плена, где будет есть традиционный пасхальный ужин. Иисус
Причащение апостолов Мозаика собора Св. Софии в Киеве. Около 1043—1046 гг. (Левая часть.)
52
Причащение апостолов Мозаика собора Св. Софии в Киеве. Около 1043—1046 гг. (Правая часть

91 Праздники
Христос повелел им идти в город, где встретят они человека, несущего в кувшине воду, и пойти за ними войти в тот дом, в который он войдет.
Там будет горница устланная (по иудейскому обычаю, за трапезой не сидели, а возлежали, где и приготовить все для вечери.
Когда настал час ужина и они все собрались там, Иисус Христос говорил с учениками, говорило своей любви к ним, учил их любви друг к другу, говорили о долженствующей скоро быть его гибели, о том, что один из них его предаст.
Учеников взволновала эта весть, и любимый ученик Христа, возлежавший вовремя трапезы у него на груди, самый юный, будущий евангелист
Иоанн, спросил Кто это Иисус отвечал «Тот,
кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению. Когда они ели, Иисус Христос благословил хлеб и сказал Примите, ядите; сие есть Тело
Мое». И взяв чашу свином, благословил ее иска- зал Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя
Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. После трапезы пошли они на гору
Елеонскую, в Гефсиманский сад, вместо, которое знали Иуда, покинувший раньше других, как свидетельствует Иоанн, горницу, где шла Тайная вечеря.
Любовь друг к другу, любовь к людям, служение им заповедал Иисус
Христос ученикам на своей последней,
Тайной вечере. И как высшее проявление этой заповеданной любви раскрыл он им смысл своей скорой, предназначенной смерти в ней отдаст он плоть,
изольет кровь и за них, и за многих во искупление грехов.
В честь Тайной вечери первые христиане устраивали совместные трапезы любви — агапы. А вскоре в церкви сложилось главное ее таинство причастие. Считается, что по молитве священника хлеб и вино превращаются в кровь и тело Господне. И каждый верующий, как и апостолы на Тайной вечере, получает от них свою часть, причащается ими, потому что для спасения многих от грехов претерпела смерть плоть Христа и была излита его кровь. Сие творите в Мое воспоминание заповедал людям Спа- ситель.
Искусство, обращаясь к изображению Тайной вечери, изначально, уже в самых древних ее образах — в рельефах и мозаиках древнейших византийских храмов — стремилось передать величавый характер этой последней трапезы Иисуса Христа, определившей собой судьбы человечества. Не обстановка тайной горницы водном из иерусалимских домов предстает в них,
а лишь полуовальный стол, плоскостью развернутый на зрителя, и на нем чаша — знак свершившейся на ней трапезы. За столом по овальной стороне восседает, возглавляя ее, величавый,
благословляющий Учитель и, отмеченные торжественным покоем, сидят его ученики.
Сохраняя эту основу, со временем искусство научилось передавать не только величие события, но и все его оттенки, сплавлять воедино все те его отдельные моменты, о которых повествует евангельский рассказ.
Особенно выразительны, глубоки иконы Тайной вечери, которые включались в число праздников и вводились в праздничные ряды иконостасов русскими мастерами XV столетия. Среди этих икон, безусловно, одна из лучших — Тайная вечеря, созданная в 1423—1427 гг. художником, принадлежавшим к близкому окружению
Андрея Рублева, возможно, его учеником, для Троицкого собора Троице-
Сергиевой лавры.
На золотом фоне, высвеченный светом вечности, в легкие нежно-зеленые,
золотистые постройки превращается дом в Иерусалиме, в котором тайно трапезовал в праздничную ночь странствующий проповедник со своими уче-
Причащение апостолов Фрагмент царских врат. Начало XVI века. ЦМИАР. Москва.
56
Тайная вечеря. Причащение апостолов (причащение вином).
Иконы из иконостаса Троице-Сергиевой лавры. 14251427 гг. Сергиев Посад 55

93 Праздники никами. Темно-розовый стол, как ив древних изображениях, развернут плоскостью на зрителя, ив центре его мерцает золотая чаша. Слева, возглавляя стол, возлежит Учитель, и алое ложе, словно ореолом, окружает его фигуру, мягко обращенную к ученикам с поднятой в благословении рукой. На грудь Иисусу Христу склонился юный
Иоанн в багряных одеждах, ив его глубоком склонении как бы воплощена вся любовь к Учителю накануне его предначертанных мук. А в середине, пересекая весь стол, тянется к блюду Иуда,—
торопя предначертанное, неотвратимо свершается предательство. И как бы выявляя суть предательства, рядящегося в дружбу, вторит движение предателя жесту любимого ученика. Сидящие вокруг стола остальные ученики в пронизанных светом зеленовато- коричневых одеждах в жестах общения обращены друг к другу, они вместе вникают в происходящее, в то великое,
что, помимо воли Иуды, стоит за его предательством, в то, что несет жест
Учителя, благословляющего трапезную чашу.
Но кроме таких образов Тайной вечери, где событие предстает в своих исторических чертах, очень рано возник еще один тип изображения. Изображалась как бы самая суть события — то
«раздаяние» ученикам хлеба и вина,
причащение их телом и кровью Иисуса
Христа, которое стало прообразом причастия всех верующих — главного таинства церкви.
Такое изображение есть уже в мозаиках Св. Софии Киевской. Оно располагается над алтарем, где священник претворяет хлеб и вино в тело и кровь
Иисуса Христа. Видное молящимся,
это изображение делает наглядным связь таинства,


ч непосредственно свер- шаемого в самой церкви, с Христовым
Заветом. На мерцающем золоте мозаик предстает, как ив самом реальном алтаре храма, покрытый алой индитией
(покровом) престол. По обеим сторонам от него стоят стройные, спокойные,
светлые ангелы. Как диаконы помогают в служении священнику, так они помогают Иисусу Христу. И рядом с каждым из них дважды изображен
Спаситель: изображенный слева, протягивает он чашу свином, справа благословляет хлеб. В его образе доминируют не черты странствующего проповедника, человека Иисуса, а величие Владыки, облаченного в сверкающий золотом хитон, в сияющий синий плащ, увенчанного нимбом с драгоценными камнями. Стройными процессиями движутся с обеих сторон к нему ученики величавые мужи, принимающие его тело и кровь, которые несут им спа- сение.
В XV столетии, когда Тайная вечеря стала изображаться в иконостасах, рядом с ней, расширяя ее смысл,
стали появляться и иконы с Раздаянием хлеба и вина. Так сделано было ив Троицком иконостасе. Рядом с Тайной вечерей располагались здесь еще две иконы на одной из них стоящий у алого престола, среди строений како- го-то невиданно светлого храма, кроткий, нежный Иисус Христос раздает тихо склонившимся передним глубоко задумавшимся апостолам вино, на другой хлеб. А в новгородских землях сложилась традиция изображать Причащение апостолов на царских вратах главном входе в алтарь. Так сделал мастер кострицких врат, принадлежащих сейчас Центральному музею имени Андрея Рублева. На обеих створках изображает мастер светлого, стройного Иисуса Христа у алого престола,
который раздает хлеб и вино, и движущиеся к нему шествия исполненных энергией апостолов в сияющих, светоносных одеждах

94 Сюжеты и образы древнерусской живописи
На протяжении всей своей истории древнерусское искусство неустанно размышляло о Тайной вечере, о заключенном в ней завете, о ее связи с главным церковным таинством, несущим высокую надежду людям.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей