Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо... Сюжеты и образыдревнерусскойживописи


Скачать 14.65 Mb.
НазваниеСюжеты и образыдревнерусскойживописи
АнкорБарская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо.
Дата29.03.2017
Размер14.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBarskaya_N_A_Syuzhety_i_obrazy_drevnerusskoy_zhivo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13412
страница9 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20
Образы Суда Пилата
Суд Пилата — суд над Иисусом
Христом римского прокуратора (наместника) Иудеи Понтия Пилата, утвердившего смертный приговор Иисусу
Христу, его распятие. Суд этот, сделавший окончательно неизбежными муки и смерть Спасителя, понимается как начало его страстей и ежегодно поминается церковью в службах Страстной не- дели.
Суд Пилата описывают все евангелисты. Дополняя друг друга, сообщают они различные детали, позволяющие вникнуть в суть этого важнейшего события. Кроме того, во всех четырех Евангелиях Суд Пилата нера- сторжимо связан с обстоятельствами ареста Иисуса Христа и двумя другими судилищами над ними он может быть по-настоящему оценен только в связи с ними.
Как повествуют евангелисты, Иисус Христос был арестован ночью в Гефсиманском саду, после того как в страстной молитве, обращенной к Отцу, просил он, чтобы миновала его «чаша»
грядущих страданий, но если на то будет Отчая воля, он твердо примет эту чашу. Вошедшие в сад в то время, как он закончил молитву, стражники и старейшины опознают его среди окружающих его учеников по условному знаку, поданному им предателем Иудой он целует Иисуса
Христа.
После этого Иисус был схвачен и под стражей отведен к Анне, тестю правящего первосвященника Каиафы. А затем его привели и к самому Каиафе. И оба первосвященника, и созванные ими на суд (синедрион) книжники и фарисеи, давно желавшие гибели Иисуса Христа, признают его достойным смерти. На основании лжесвиде- тельств ему вменяется в вину стремление разрушить Иерусалимский храм. На вопрос первосвященника Ты ли Христос, Сын Божий — он ответил утвердительно, что и было расценено как величайшее богохульство.
И вовремя всех этих переходов, вовремя суди- лищ, толпа, следующая заарестованным, плюет в него, бьет его и дразнит, предлагая, если он пророк, узнать, кто его ударил.
Но приговор суда, обрекающий на смерть,
недействителен в Иудее, если его не утвердит наместник Рима в этой завоеванной стране. И Иисуса Христа ведут к римскому прокуратору Понтию Пилату. Первосвященники говорят прокуратору, что человек этот развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет себя
«Царем Иудейским. Но, поговорив с Иисусом
Христом, Понтий Пилат не нашел вины в человеке сем. Евангелисты Марки Матфей сообщают, что он понимал, что первосвященники хотят погубить Христа из зависти. Евангелист
Иоанн рассказывает, что Пилат беседует с Иисусом Христом, и на его вопрос, Царь ли он Иудейский, тот отвечает, что его царство не от мира сего — а от истины. Но первосвященники настаивают на казни, а народ, к которому выходит
Понтий Пилат, возбужденный первосвященниками, требует распятия. Тогда Понтий Пилат, следуя обычаю, предлагает на выбор освободить от казни по случаю праздника Пасхи Иисуса Христа или разбойника и убийцу Варавву. Народ требует освободить Варавву, а Иисуса Христа распять.
Иудеи кричат, что называющий себя царем недруг кесаря.
Услышав это слово, Понтий Пилат сел на судилище, на месте, называемом «Лифостротон»
(каменный помост. Но, прежде чем вынести приговор, он, как сообщают евангелисты Марки Матфей, взял воды и умыл руки, перед народом сказавши: Смотрите, невиновен я в крови праведника сего. Кровь его на нас и на детях наших отвечал ему народ. Тогда отпустил он
Варавву, а Иисуса Христа велел, «бив, предать распятию

95 Праздники
Кроме рассказа евангелистов, о Суде Пилата существуют многочисленные апокрифы, легенды. Они практически не вносят никаких новых деталей в рассказ о самом судилище, а все посвящены судьбе его главного участника прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Это направление литературного творчества неслучайно. Если, исходя из евангельского рассказа, участие в суде первосвященников и народа иудейского может быть расценено как сознательно творимое зло, то Понтий Пилат предстает в нем колеблющимся и,
обрекая Иисуса Христа на казнь, умовением рук пытается очиститься от крови праведника сего. Поэтому апокрифы и легенды о судьбе Понтия Пилата, созданные впервые века христианства и даже в раннем средневековье самыми разными народами, пытались ив перипетиях этой судьбы обрести оценку его вины, увидеть в ней меру постигшего его наказания. Интересно при этом отметить, что апокрифы западных народов считают Понтия Пилата абсолютным злодеем, тело которого после самоубийства исторгают воды Тибра. А апокрифы восточно- византийского круга, признавая вину
Пилата, во многом усугубленную именно пониманием им праведности
Иисуса Христа, говорят, что после бесчисленных мучений и казни он обретает прощение Иисуса Христа.
Изображения Суда Пилата были в древнерусском искусстве уже в росписях храмов домонгольского времени.
Но эти древнейшие образы очень плохо сохранились, так что судить о них сейчас трудно. Древнейшая сохранившаяся сейчас русская икона на этот сюжет Суд Пилата 1497 г. из иконостаса Успенского собора Кирилло-
Белозерского монастыря, где мастер вводит эту страсть Христову в состав праздничного ряда.
Суд Пилата Икона. Из иконостаса
Успенского собора Кирилле- Белозерского
монастыря. 1497 г. ЦМИАР. Москва.
57
Создавая образ этого события таким, каким оно должно остаться в человеческой памяти, строго следует мастер евангельскому слову. На золотом фоне предельно простои точно означает он преторию — палаты Пилата»:
очерчивает нежно-зеленую стену и желтую башню с дверным проемом, на фоне которых (а значит, внутри них) развертывается действие. Слева внизу изображен приведенный на судилище Иисус Христос, одетый втемную багряницу. Он окружен римской стражей в голубых пернатых шлемах. Руки его скованы, и сковавшую их цепь держит приведший его и на него указующий иудей

96 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Подсудимый стоит у подножия помоста Лифостратона, на вершине которого натроне восседает вершащий суд
Понтий Пилат. В знак своего прокура- торского достоинства облачен он в царские одежды — золотой венец и украшенный золотой каймой с драгоценными каменьями бледно-зеленый дивиси- лий. Но косо стоит его трон, и на нем,
тесно прижавшись к прокуратору, восседают бородатые первосвященники в зеленых, багряных, алых одеждах и особых головных покрывалах, ау нижнего конца трона стоит юноша в алых одеждах — народ иудейский».
Это изображение противоречит прямому правдоподобию иудейские первосвященники нив коем случае не могли сидеть на одном троне с римским прокуратором, а народ иудейский, присутствовавший на судилище,
представлял собой не одного юношу,
а огромную буйную толпу. Но, нарушая правдоподобие, изображение это отвечает глубинному смыслу евангельского рассказа. Ведь согласно ему приговор Понтия Пилата был неразрывно связан с действиями первосвященников и народа.
И художник непросто соединяет вместе всех виновных в этом приговоре. Не отягощая изображение психологическими подробностями (они были бы неуместны в такой внешне неправдоподобной ситуации, но виртуозно очерчивая позы и жесты судий, он передает то и только то, чем каждый из них участвовал в осуждении Иисуса Христа. Предельно ясно развертываются в пространстве протекшие во времени этапы этого осуждения.
Стоящий у нижнего края трона юноша весь — воплощение речи, той речи, в которой народ требовал «Расп- ни Его Внимая этой речи, всем торсом развернулся к нему, склонил к нему голову сидящий внизу первосвященники, утверждая ее смысл, поднял руку.
Сидящий выше его собрат в жесте абсолютного и безоговорочного отказа отпрянул от Понтия Пилата, обратившегося к нему с увещеваниями о помиловании. Обращенный к нему, предлагающий ему помилование Понтий Пилат одновременно уже протянул руки для умовения от крови праведника сего служанке, стоящей за троном, тем самым утверждая смертный приговор этому праведнику. Идея казни как бы зримо восходит вдоль трона, побеждая и победив сопротивление Понтия Пи- лата.
Но при этом одновременно вызвавшие эту победу действия — действия и тех, кто торопит зло, итого, кто так неудачно пытается ему противостоять,
исполнены тщетной суеты. Именно напряженность этих действий придает столь сложные, причудливые ракурсы фигурам судий, что лишает подлинного величия не только первосвященников,
но и царственно облаченного Понтия
Пилата. Именно их многосложные действия разъединяют тесно прижатых друг к другу судий Иисуса Христа, рождают пронизавший их группу тревожный, беспокойный ритм. Умножая ощущение тщеты совершающегося судилища, не только косо стоит трон, на котором в сложном борении воль оно совершается соскользнув с помоста,
как бы повисает над бездной ножка трона, расположенная в самой высокой его точке, там, где восседает царственный прокуратор.
Как утверждение того, что сквозь суетные действия судий, неведомо для них и независимо от скрещения их воль,
прокладывает дорогу предреченное,
торжественно и величаво, сияя алым плащом на бирюзе стены, подымается над ним фигура льющей воду служанки, завершая все действия, идущие натроне Праздники
А главное, что позволяет оценить подлинный смысл свершающегося,—
это тот, кому выносится приговор. Как удар набата, которого не слышат су- дии, стоит у подножия их трона Иисус
Христос. Рядом с суетой их движений,
яркостью одежд, рядом с шатким троном и косыми ступенями, ведущими к нему, особенно выразительно величие его недвижимой фигуры,
покрытой багряным хитоном. Ликам судий и стражи, выражающим лишь то сиюминутное, что отвечает их жестами движениям, противостоит его окруженный нимбом,
мягко светящийся лик, исполненный безмерно сложного и глубокого выражения. Он чуть отвернут от су- дий, и не на их бурное судилище,
а в бездонные дали, где он прозревает и свою грядущую муку, и все,
что последует за ней, устремлен взгляд Иисуса
Христа. Это прозрение грядущих мук соединяется в его лике с такой самоотверженной и мужественной готовностью к ним, что рядом с ним не только абсолютно ясно выступает все зло торопящих его гибельно безусловно ничтожной кажется так скоро рухнувшая попытка Понтия Пилата противо-
Суд Пилата Икона. Из иконостаса
Успенского собора Кирилло-Белозерского
монастыря. 1497 г. ЦМИАР. (Фрагмент.)
стоять им, действительно стирается грань между ними. Нов этом лике нет ненависти к осудившим его та полнота прозрения и самоотвержения, которой исполнен он, убеждает, что чудесный осужденный заметит малейшее движение добрав осудивших его. Он зачтет в своем сердце неудачные порывы к добру римского прокуратора, а может быть, помилует тех, кто прямо творит зло, ибо не ведают, что творят».
В облике босоногого скованного узника, которому выносится смертный приговор, зримо проступают черты великого и милосердного Владыки и Судии, добровольным принятием мук во имя безграничной любви к людям превратившего неправый суд над собой в одну из вех грядущего торжества, радостного человеческого спасения.
Созидая образ события таким,
каким оно должно жить в человеческой памяти, мастер не только слил воедино все его эпизоды, но сделал зримой и его связь с великими светлым грядущим. Воплощая этот конечный смысл изображенного, ясной гармонией пронизывает он весь строй иконы. Причем абсолютно естественно Сюжеты и образы древнерусской живописи

98 Сюжеты и образы древнерусской живописи включает в эту гармонию и творящих зло ведь та полнота, с которой раскрыты добро и правда в образе Иисуса
Христа, позволила передать до конца смысл содеянного ими, не наделяя их чертами злыми или уродливыми, не выводя наружу черные, злые стороны их души. И потому окруженные сиянием золота, на фоне стройных и простых нежно-зеленых и светло-желтых строений, так естественно легки очерки всех фигур, так поет описывающая их линия. В такой ясный, чистый и мягкий аккорд сливаются желтизна и зелень этих строений, разноцветье судейских одежд, алый плащ служанки, багрянец
Христова хитона, голубизна великолепных пернатых шлемов стражи, словно вторым ореолом окруживших голову осужденного. Следуя смыслу Евангелия, в подлинный праздник превращается под кистью русского художника века Суд Пилата, одна из Страстей
Христовых.
Вникая в рассказ Евангелия, разрешает мастери проблему Пилата выбор между истинным мужеством и предательством, проблему, не только волновавшую тех, кто жил до него, но и волнующую сейчас, в наше столь богатое предательством и потребовавшее такого трудного мужества время.
Верный нравственным принципам русского искусства, строго отделяЪт ки- рилловский мастер добро от зла, безусловно противопоставляет Понтия
Пилата Иисусу Христу. Но он указывает и надежду для Понтия Пилата ту надежду, которая существует для всех оступившихся на пути добра,—
надежду на бесконечное милосердие того, кому утвердил смертный приговор четвертый прокуратор Иудеи.
Извод, лежащий в основе иконы из иконостаса Успенского собора Кирил- ло-Белозерского монастыря, был излюбленным у русских художников, так как давал возможность глубоко раскрыть не только все обстоятельства, но и нравственный смысл события. Этот извод был вытеснен только в XVII веке,
когда на Русь хлынул поток западноевропейских гравюр с изображением очень популярного в западном искусстве сюжета Суд Пилата. В гравюрах этих событие дробится на отдельные моменты принцип изображения происшедшего как живущего в вечности был в них утрачен. Подражая этим гравюрам, русские художники также изображали, причем зачастую очень выразительно, отдельные драматические эпизоды события Приведение Христа к Пилату, Умовение рук, Выход Пилата к народу, Уведение Христа воинами после утверждения приговора и остальные. Нота полнота образа, которую несли русские иконы XV столетия, так ярко воплотившаяся в произведении кирилловского мастера, была ими утрачена.
Образы Распятия
Распятие — крестная смерть Иисуса
Христа, жертва, принесенная воплотившимся Богом ради спасения людей, во имя искупления их грехов. Ежегодно торжественно, полно и глубоко поминается оно в службах Страстной недели, предстает в глубинном смысле все перед новыми и новыми поколениями верующих.
Распятие занимает особое место среди событий евангельской истории.
Если все они — вехи на пути человеческого спасения, то Распятие — его кульминация. Поэтому образы крестной смерти Христа, образы Распятия не только входят как важнейшая часть в тот рассказ об этом пути, который составляет основу древнерусского искусства. Образы Распятия — воплощение

99 Праздники сути христианского вероучения, символ самой христианской веры.
О Распятии рассказывают все четыре евангелиста, существуют и почитавшиеся достоверными апокрифы окрестной смерти Христа. Но словом, которое воплощается в этих образах, является по существу все заключенное в Евангелии представление о личности и судьбе Иисуса Христа:
суть Распятия раскрывается лишь в совокупности событий, ему предшествующих и идущих вслед за ним.
Евангелие представляет Иисуса Христа, Бога и Божьего Сына, наделенным всей полнотой человеческой природы, выросшим в семье плотника, обретшим «зрак раба ив этом рабьем образе проповедовавшим людям свое учение,
несущее им путь к спасению. Именно за это учение, за свою проповедь и добрые дела Иисус Христос подвергается сначала преследованиям первосвященников и книжников, затем он, бродячий проповедник, арестован за это и приговорен к распятию синедрионом, приговор которого утверждает Понтий Пилат.
Но евангельская история — Рождество, Крещение, Преображение — подтверждает, что в «зраке раба сохранил Иисус Христос всю полноту божественной природы, следовательно,
и возможность управлять событиями. Евангельская история тем самым подтверждает добровольность мучений и смерти Иисуса Христа.
Во время Тайной вечери он открывает ученикам (а вместе сними и всем, кто примет его учение, что за них во искупление грехов многих людей примет он смерть, изольет кровь, кровь Нового Завета. Поэтому великой, и великой именно в своей добровольности, жертвой предстает в Евангелии крестная смерть Иисуса Христа.
И жертвой победоносной, подтвердившей всю правоту и полноту принесенного им учения. Как гласит Евангелие, умерший на кресте Иисус Христос через три дня воскресает, своей смертью во имя людского спасения он попирает смерть»,
убеждает в возможности спасения, подлинной победы над тленом и гибелью.
Распятие. Миниатюра. Хлудовская Псалтырь век. ГИМ. Москва.
59
Стремясь представить Распятие таким, каким оно должно жить в вечной человеческой памяти, древнерусские мастера твердо исходили из этих главных представлений, которые несет
Евангелие в целом. И с величайшим тщанием они следовали глубокому,
точному рассказу евангелистов о самой

1 00 Сюжеты и образы древнерусской живописи мучительной и позорной казни, используя выразительные детали свидетельствующих о ней апокрифов.
Муки и позора исполнен сам вынесший приговор по ложному доносу суд, вовремя которого присутствующая на суде толпа бьет Иисуса Христа, плюет в него. А после утверждения приговора Понтием Пилатом осужденный попадает вру- ки римской солдатни, которая избивает его и, нарядив в багряные одежды, в венец из колючего терновника и дав в руки трость, глумливо поклоняется ему, называя Царем Иудейским. Казнь должна свершиться за городом, на горе Голгофе,
и туда измученный и избитый Иисус Христос несет, изнемогая и падая под его тяжестью, свой крест. Там палачи утверждают крест. И, прикрепив к его вершине, по приказу Понтия Пилата,
надпись Царь Иудейский, распинают на нем
Иисуса Христа, предварительно сняв с него и разыграв в кости его одежды. Начинается то долгое, тяжелое умирание, которое составляет ужас казни распятия. Подтверждая унизительный смысл этой казни, рядом с Иисусом Христом на
Голгофе распинают двух разбойников. Один из них уверовал в Иисуса Христа и просил помянуть его в царствии небесном, а второй поносили бранил его. Поносила, ругала и дразнила Иисуса
Христа и вся присутствующая на казни толпа.
Из всех, кто был близок ему, кто внимал ему,
стоя среди этой толпы, были лишь женщины,
принявшие его учение, шедшие за ним из Гали- леи, ау самого креста — Мать и любимый ученик
Иоанн, которому они завещает заботу о ней.
Перед самым концом мучительная жажда одолевает Иисуса Христа, и воин на трости подает ему губку, смоченную в уксусе. И когда, преклонив главу, испускает Иисус Христос дух, другой воин пронзает ему ребро копьем и истекшие кровь и вода подтверждают свершившуюся смерть.
Но события грозные и таинственные сопровождают, как рассказывают евангелисты, эту мучительную и позорную казнь. На все время страданий Иисуса Христа затмевается солнце, а в самый момент смерти содрогается земля. И римский сотник, руководивший казнью (по одному из апокрифов, имя ему было Лонгин), вдруг воскликнул Человек сей праведен был. Чудесным образом приоткрылась ему истина.
Изобразить Распятие таким, каким оно должно жить в человеческой памяти великой жертвой, несущей надежды на людское спасение задача нелегкая. Трудно увидеть, раскрыть великое событие в той мучительной, страшной, унизительной казни, которую так точно описали евангелисты. Наверное,
поэтому изображать Распятие, несмотря на важность сюжета, стали много позже, чем другие события жизни Иисуса Христа.
Только в V—VI веках возникли образы Распятия, но они изображали это событие чрезвычайно условно, избегая передавать какие-либо реальные черты смерти и перенесенных страданий. Как правило, на этих древнейших изображениях — в миниатюрах рукописных Евангелий, в рельефах и росписях храмов — Иисуса Христа представляют живым. Глаза его открыты, нонет примет не только смерти, но и ка- ких-либо следов, признаков предсмертных мучений. Одетый в длинную рубаху, «калобий» (вопреки позорному обычаю, указанному в Евангелии, тело его не обнажено, он обычно даже не столько распят, сколько величаво стоит на фоне креста, широко распахнув руки. Весь его облик должен символически указывать на победу над смертью. А в знак того, что она свершилась,
изображали в этих древнейших «Распя- тиях» двух воинов — того, кто дал Иисусу Христу испить перед тем, как он испустил духи того, который, пробо- дав ему ребро, удостоверил смерть.
Иногда прибавлялись к этим торжественным символическим изображениям какие-либо еще детали, позволяющие узнать событие затмив- шееся солнце, табличка с надписью

101 Праздники
Распятие. Икона. Первая половина XV века.
ЦМИАР. Москва.
60
Распятие. Таблетка. Рубеж XVXVI веков.
НГОМЗ. Новгород.
61
«Царь Иудейский над крестом, величаво спокойные фигуры тех, кто вовремя распятия стоял у креста, состра- дая мукам Материи любимого ученика, апостола Иоанна.
Но постепенно византийское искусство научилось соединять величавый строй первых «Распятий» с представлением о смерти Иисуса Христа, непросто напоминать о событии, а воплощать его во всей полноте, которую несет о нем евангельское предание.
И приблизительно с XI века в искусстве самой Византии и стран, испытывающих ее культурное влияние, в том числе ив Древней Руси, главенствующим стал тип изображения «Распятие»,
к которому применимы пушкинские строки:
Когда великое свершалось торжество,
И в муках на кресте кончалось Божество...
Замечательный тому пример принадлежащая Центральному музею имени Андрея Рублева в Москве икона
«Распятие», созданная впервой половине столетия — вовремя величайшего подъема русской иконописи.
Как ив древнейших «Распятиях»,
в центре этой иконы крест — плоский темно-коричневый крест с распятым
Иисусом Христом. Он мертв и обнажен, лишь светло-зеленая повязка по

1 02 Сюжеты и образы древнерусской живописи крывает его чресла. Безусловна свершившаяся смерть не только закрыты его глаза, но, воплощая евангельские слова о том, что, преклонив главу,
испустил дух, склоняется к плечу его голова, провисло на кресте мертвое тело. Над крестом парят полуфигуры скорбящих ангелов, а по бокам от него в позах скорби и печали, покрытые такими же темными, как крест, плащами стоят Мария и Иоанн. Небольшой зеленоватый холмик в основании креста с человеческим черепом внутри него обозначает место действия гору Голгофу. Именно здесь, по древней легенде, был погребен первый человек Адам. Аза крестом — плотно прижата к нему,
словно отсекая все ненужное и случайное, желтая иерусалимская стена. Фон светлой охры — принятый знак света вечности окружает все происходящее.
В этом ясном и чистом строе иконы,
преодолевая все драматическое, что воплощено в реальности представленной смерти и страдания, выявляется высокая, светлая суть события. Не мертвой отрешенностью и не предсмертной мукой исполнен мягко склоненный лик
Иисуса Христа, хотя печать пережитых страданий лежит на нем. Удивительно
Распятие. Икона. Первая половина XV века.
ЦМИАР. Москва (Фрагмент.)
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей