Главная страница
qrcode

Т Богомолова А. И


НазваниеТ Богомолова А. И
Дата22.05.2020
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБОГОМОЛОВА А. И. Логопедическое пособие.doc
ТипДокументы
#69445
страница1 из 13
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

т Богомолова А. И.
Логопедическое пособие для занятий с детьми – ИЗДАТ-ШКОЛА. ТМ, ТОО «Издательство «Библиополис» СПб, 1996, 208 с.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако вы­полнение этой задачи связано с определенными труд­ностями.

Речевой функцией ребенок овладевает постепен­но, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми: правильно произносить большинство зву­ков сразу он не умеет. Это так называемый физио­логический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно фор­мируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произ­ношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нару­шение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интел­лектуальной сферы, а также могут привести школь­ников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, уче­та возрастных особенностей.

Предлагаемая методика исправления нарушения произношения характеризуется следующими особен­ностями:

1. При постановке любого звука работа начина­ется с воспроизведения отдельных элементов артику­ляции данного звука.

2. Вместо обычного, слитного, произношения вво­дится длительное произношение ставящегося звука, а в упражнениях на слова также слоговое их произне­сение, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.

3. Упорядочены тренировочные упражнения не­которых видов работ с целью упрощения и более строгого соблюдения постепенности перехода от лег­кого к трудному. Например, вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для произ­несения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно.

В качестве материала для речевых упражнений ис­пользованы произведения Л.Н. Толстого, С.Я. Мар­шака, А.Л. Барто, К.И. Чуковского и многих дру­гих авторов. Для исключения слов со звуками, ме­шающими отработке нужного звука, некоторые тексты адаптированы автором данного пособия.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИСПРАВЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ


Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребенка, необходи­мо обследовать его речь.

Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится индивидуально. Во время беседы с ребенком и слушания рассказываемой им сказки, рассказа, стихотворения у логопеда скла­дывается представление о нарушенных у него зву­ках.

При обследовании речи логопед должен усадить ребенка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребенка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Беседа должна проводиться в вопросно-ответной форме на бытовые темы: «Как тебя зовут? Где ты живешь? Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них...» Затем можно предложить ребенку рассказать сказку, рассказ, запомнившийся случай, стихотворение.

Беседа и рассказывание позволяют логопеду предварительно (или даже полностью, если наруше­ны единичные звуки) выявить нарушенные звуки. Однако для того чтобы точнее и полнее определить степень нарушения произношения, логопеду необхо­димо детально обследовать произносительную сторо­ну речи ребенка, а беседа и рассказывание нужны будут для снятия напряженности у ребенка.

Собственно проверка звукопроизношения начина­ется с произнесения (самостоятельно или по подра­жанию) изолированных звуков: ш, с, ц, ж, з, ч, щ, л, р.

Для проверки произношения звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки. Например, на звуки ш: «Шарф», «Крыша», «Карандаш», «Шкаф»; ж: «Жук», «Лыжи», «Ножницы»; с: «Санки», «Бусы», «Нос», «Слон» и т.д.

В заключение логопед предлагает ребенку произ­нести по подражанию специально подобранные слова и предложения. Этот прием дает возможность вклю­чить в задание слова со стечением согласных, с диф­ференцируемыми звуками, слова с разной позицией звуков (речевой материал по картинкам более огра­ничен в этом отношении).

Рекомендуемые для задания слова и предложения: на звуки ш — с: солнышко, пушистый, сушить, шестеро; ж — з: железо, забежал, зажечь; ш — ж — с — з: заслужил, заслушал, заснеженный и т.д.

Неправильное произношение звуков в словах и предложениях сопоставляется с недостатками произ­ношения изолированных звуков.

Если ребенок не может воспроизвести звук (изоли­рованно, в слоге или в слове) даже по подражанию, он нуждается в полном цикле коррекции звука — поста­новке, автоматизации и дифференциации. Например, при следующих дефектах: 1) пропуск звука: яма, ома (рама), каова, каёва (корова); 2) замена звука: лама, гама (рама), калова, кагоаа (корова); 3) искажение — увулярное, велярное или одноударное р; 4) смягчение: ряма (рама).

Конечно, все эти дефекты неравноценны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

Если ребенок воспроизводит звук (изолированно и в слове) по подражанию, но не употребляет (или мало употребляет) его в самостоятельной речи, тре­буется автоматизация и дифференциация данного звука.


Применение той или иной методики исправления дефектов звуков зависит от возраста ребенка.

Так, для ребенка от двух до четырех лет вначале важно общее развитие речи, т.е. накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматиче­ских связей. В игровой форме можно исправлять де­фектные и закреплять правильные звуки, используя его способность к воспроизведению услышанного.

Исправление произношения у детей старше че­тырех лет предусматривает осознание ими рабо­ты артикуляционного аппарата, что достигается соответствующим показом и объяснением. В том случае, если не удается получить артикуляцию соот­ветствующего звука по подражанию, логопед может использовать механическое воздействие на речевые органы.

Оптимальный возраст для исправления звукопро­изношения по предлагаемой методике должен состав­лять 4 — 5, а при постановке звука р даже 6 (как исключение 5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи, недостаточ­ная настойчивость, внимательность и т.д.).

В книге обобщен опыт применения своеобразной методики исправления звуков у детей младшего школьного возраста. Она отличается от ранее опубликованных тем, что дает установки для обучения артикуляционному укладу необходимого звука. Как известно, в практике распространен способ постанов­ки звуков на базе имеющихся звуков, например, по­становка звука ш от р или с, звука р от ш, звука с от т и т.д. Опыт работы показал, что проще и эффек­тивнее вырабатывать непосредственно нужный арти­куляционный уклад. При этом не исключается возможность постановки некоторых звуков на базе родства артикуляционного уклада. Так, звук ж ста­вится на базе звука ш, звук з — на базе звука с.

Артикуляционный уклад звуков ш и ж (и соот­ветственно звуков сиз) является одинаковым, отли­чие заключается лишь в работе голосовых связок.

Постановка звуков проводится в такой последова­тельности: ш — ж, с — з, щ, ц, ч, л и р. Звуки л и р являются самыми трудными для постановки и ставятся после всех указанных. Аффрикаты щ. ц и ч могут быть поставлены лишь при условии умения произносить зву­ки ш (для щ), т и с (для ц) и т (для ч).

Свистящие звуки с — ц рекомендуется ставить после отработки произношения шипящих звуков ш — ж, так как: 1) артикуляционный уклад шипящих и свистящих звуков различен; 2) произнесение зву­ков с — з требует большего напора выдыхаемого воздуха (нужно с силой дуть), чем при произнесении звуков ш — ж; 3) схема постановки звуков с — з является более развернутой из-за наличия мягких вариантов, т.е. содержит больше этапов работы и, со­ответственно, требует большей затраты времени.

В книге не предусматривается приведение мето­дики постановки мягких вариантов звуков с', з', л', и р', дается лишь материал для упражнений, так как мягкие варианты звуков требуют более тонкой коор­динации движений артикуляционного аппарата и имеют некоторые отличия. Например, язык более на­пряжен и выдвигается вперед, сильнее выдыхаемая струя воздуха, влияние последующей мягкой гласной я, ю, е, ё, и. В остальном же артикуляционный ук­лад, равно как и развитость мышц речевого аппарата и их координированное движение, такой же. При дислалии после выработки артикуляционного уклада твердых вариантов дети легко усваивают артикуляци­онный уклад мягких вариантов по подражанию.

Переходя непосредственно к описанию методики работы, следует особо подчеркнуть значение принци­па постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Влияние этого принципа обна­руживается на всём протяжении процесса исправле­ния звукопроизношения и на каждом этапе выражается в специфичной форме. Так, например, осуществление этого принципа находит свое выраже­ние в аналитико-синтетическом методе, т.е. в разло­жении слова на слоги и звуки, автоматизации нужного звука и обратном синтезе звуков для обра­зования слова.

Весьма перспективным является распространение принципов этого метода на последнее звено — сам звук. При этом из акта звукопроизношения выделя­ются отдельные, самые нужные и важные элементы, которые поэтапно отрабатываются. Одновременно на этих упражнениях развиваются соответствующие группы речевых мышц. После этого следует синтез этих элементов в целое, т.е. получение нужной арти­куляции и воспроизведение звука.

В подготовительных упражнениях, развивая орга­ны артикуляции (особенно язык) и вырабатывая оп­ределенный напор выдыхаемой струи воздуха, мы тем самым создаем предпосылки для успешной по­становки соответствующего звука. Подготовительные упражнения предусматривают несколько отличное, по сравнению с нормальным произношением, поло­жение органов артикуляции. Приведем для ясности два примера.

При нормальном произношении звука ш зубы со­мкнуты или сближены, а в подготовительных упраж­нениях они открыты на заданное расстояние для контроля за положением языка. При нормальном произнесении твердого звука л язык поднят к нёбу, а в подготовительных упражнениях зубы открыты на заданное расстояние для контроля за положением языка. При нормальном произнесении твердого звука л язык поднят к нёбу, а в подготовительных упраж­нениях язык надо не просто поднять, а сделать «ча­шечкой» и загнутым кончиком упереть в нёбо у альвеол.

Благодаря такому приёму становятся доступными для наблюдения логопеда интересующие части арти­куляционного аппарата. В конечном итоге ребенку создаются возможности для понимания существа по­становки звуков, и процесс обучения значительно об­легчается.

Наряду с перечисленными приемами применяется и механическое воздействие на органы артикуляции с помощью пальцев руки или приспособлений (на­пример, шпатель, чайная ложка), что значительно ускоряет процесс на данном этапе. (Необходимо, разумеется, соблюдать при этом ги­гиену рук и чистоту используемых предметов и приспо­соблений.)

После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ставящегося звука в слогах, словах и предложениях. На этом этапе также боль­шое значение имеет соблюдение принципа постепен­ного перехода от легкого к трудному. При этом звуки, слоги и слова вначале могут произноситься с помощью механического воздействия.

Рассмотрим вначале особенности произношения, ко­торые заключаются в соблюдении следующих правил:

1. Ставящийся звук произносится длительно, при­чем в обратных слогах длительно произносится и предшествующая гласная. Звуки ц и ч составляют исключение — они произносятся кратко (но предше­ствующая гласная в обратных слогах произносится долго). Долготу звука будем обозначать значком —, например: с—, ж—, л—, ц, ч, ш—, а, цы, чи, у—с—, а—щ—, я—, и, у—ч.

2. Слова по трудности произнесения делятся на три группы: с ударением на слоге со ставящимся зву­ком, без ударения на слоге со ставящимся звуком и трудные слова. Термин «трудные слова» надо пони­мать условно, так как эти слова трудны только в пе­риод исправления звука.

Слова, в которых ставящийся звук находится в ударном или безударном слоге, произносятся по сло­гам и с соблюдением предыдущего правила, напри­мер: ж—а—ба, а—р—мия, ко—не—ц, мо—гу—чий, мя—с—о, бо—ч—ка, пе—ка—рь.

К трудным словам относятся слова со стечением согласных в слоге, с несколькими слогами, содержа­щими становящийся звук. Они произносятся после проработки более легких слов, в которых звук нахо­дится в слоге без стечения согласных. Трудные слова произносятся уже со значительно меньшей длитель­ностью ставящегося звука: в обратных слогах пред­шествующая гласная произносится кратко; слоговое произнесение слова также отсутствует. Тем самым дефектное произношение как бы подводится к нор­мальному, слитному произношению, например: ш— кола, з—дание (слова со стечением согласных), с—амос—вал (в слове два звука с).

3. В упражнениях на произнесение предложений слова со ставящимся звуком произносятся с соблюде­нием предыдущего правила, но без слогового деле­ния, например: Его—р— ко—р-мит ку—р—. У Миш—и маш—ина. У пл—етня топо—ль—.

Указанные правила произнесения способствуют сосредоточению внимания на интересующем нас зву­ке и поэтому облегчают его произнесение. Так, например, при произнесении слов пар и Вася (па—р—, Ва—с—я) язык при произнесении звука а (язык ле­жит плоско на дне рта) должен при звуке р поднять­ся к нёбу, а при звуке с подтянуться и упереться в нижние зубы. Длительное (в первом слове) и слого­вое (во втором слове) произнесение звука а дает ребенку время подготовиться к следующему ставяще­муся звуку. При обычном, быстром, произнесении такой возможности у ребенка нет.

Длительное произнесение ставящегося звука в слогах, словах и предложениях помогает тренировать язык и вырабатывать устойчивый стереотип. Ставя­щийся звук намного легче произносится в словах, где он составляет слог, находящийся под ударением. Воз­дух выдыхается сильнее и продолжительнее именно на ударном слоге. После закрепления слов с ударны­ми слогами легче и быстрее заучиваются слова с без­ударными слогами и трудные.

При отработке произношения звуков, слогов и слов в первоначальном периоде необходимо исполь­зовать дирижирование рукой, что способствует соблюдению длительности звучания. Медленно ведя руку справа налево, логопед произносит звук, слог и слово, а ребенок повторяет. В последующем ребенок приучается сам произносить слоги и слова.

Чтобы не было разрыва между заучиваемыми словами и разговорно-бытовой речью, необходимо со­блюдать прияла литературного произношения,
важнейшие из которых:

а) безударная гласная о произносится как а, например: возы (вазы), корова (карова), Борис (Барис);

б) звонкие согласные перед глухими и в конце слова оглушаются, например: ложка (лошка), ножка (ношка), низкий (ниский), кож (нош), уж (уш), глаз (глас) и т.д.

в) глухие согласные перед звонкими озвончаются, например: сгорел (згорел), сделать (зделать), сбоку (збоку), просьба (прозьба).

Этап автоматизации ставящегося зву­ка заключается в выборе определенной системы от­работки произношения. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае (постановка зву­ков ш — ж, с — з, щ, л) вначале берутся прямые слоги, например, ша, ши, ше, шу и др., а затем об­ратные, например, аш, иш, ош и др. При постановке звуков ц, ч и р вначале отрабатываются обратные слоги, а затем прямые. Причем постановка твердого звука р начинается с произнесения слов, имеющих сочетания тр и др, где звуки т ид являются опорой для произнесения звука р.

В наиболее развернутом виде схему работы можно представить на примере постановки звуков с — з:

1. Подготовительные упражнения — отработка элементов акта звукопроизношения, синтез этих эле­ментов в произношении изолированного звука.

2. Произношение глухого твердого звука: а) в прямых слогах, б) в обратных слогах.

3. Произношение глухого мягкого звука: а) в прямых слогах, б) в обратных слогах.

4. Дифференциация глухого твердого и мягкого звуков.

5. Произношение звонкого твердого звука: а) в прямых слогах, б) в обратных слогах.

6. Произношение звонкого мягкого звука: а) в прямых слогах, б) в обратных слогах.

7. Дифференциация звонкого твердого и мягкого звуков.

8. Дифференциация глухого и звонкого звуков.

При отработке элементов артикуляции, а также на упражнениях по произношению звуков, слогов и слов совершенно необходимо использовать настоль­ное зеркало (размер зеркала не меньше 200x300 мм или 300 мм в диаметре). Нельзя использовать для работы настенные зеркала, зеркала в шкафах и т.п., так как они не обеспечивают хорошую видимость ор­ганов артикуляции.

Контроль за положением органов артикуляции можно осуществить и с помощью двух небольших зеркалец. В настольном зеркале недостаточно, либо совсем не видны такие важные моменты артикуля­ции, как альвеолы, положение кончика языка при выдыхании, щель для прохождения воздушной струи, расстояние от верхних зубов до загнутого вверх кончика языка. Всё это можно видеть с помощью двух зеркалец. Но контроль с помощью двух зеркалец можно вводить только после усвоения подготовитель­ных упражнений, т. е. после отработки положения органов артикуляции. Пользуются ими так: одно зер­кальце устанавливается, как обычно, перед лицом, а другое кладётся горизонтально на нижнюю губу (нижние зубы) с некоторым наклоном зеркальной стороны к первому зеркальцу. Угол наклона подби­рается так, чтобы были видны интересующие нас верхние и нижние части артикуляционного аппарата.

При контроле звуков ш, ж, щ и ч зеркальце кла­дётся на нижние зубы. Угол наклона такой, чтобы в другом зеркале были видны интересующие нас верх­ние и нижние части артикуляционного аппарата.

При контроле звуков ш, ж, щ и ч зеркальце кла­дётся на нижние зубы. Угол наклона такой, чтобы в другом зеркале были видны передняя часть языка, альвеолы, а также верхние зубы и губы. Зубы при этом раскрыты на ширину пальца, а верхняя губа не закрывает верхние зубы (она подтянута кверху).

При контроле звуков с, з и ц зеркальце кладётся на нижнюю губу и немного отжимает её книзу. Угол наклона подбирается такой, чтобы в другом зеркале были видны передняя часть языка, его боковые края, щель посредине языка, а также верхняя губа и ниж­ние зубы. Зубы при этом должны быть раскрыты на ширину, четверть или половину пальца. Верхняя гу­ба не закрывает верхние зубы, она подтянута кверху.

После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различе­ния) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Например, у ребенка ставились звуки ш — ж, а зву­ки с — з были. Он хорошо стал произносить постав­ленные звуки во всех заданиях, но зато путал их со звуками с — з. Вместо слова шуба говорит суба, вме­сто слова суп говорит шуп. Различать звуки детям трудно, потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется диффе­ренциация этих, звуков. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговор­но-бытовую речь.

Каждый этап произносительных упражнений: по­становки глухого и звонкого, твердого и мягкого зву­ков, а также дифференциацию — можно представить такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: чтение (произне­сение — для неумеющих читать) слов, называние картинок, чтение (произнесение) предложений, текстов загадок, шуток, потешек и т.д., дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, чтение рассказов, заучивание стихов, пе­ресказ текстов, составление рассказа по картинкам.

Повышает заинтересованность детей к занятиям использование в книге картинок. Однако значение этого вида упражнений этим не ограничивается. За­дание назвать картинки и дополнять предложения по картинкам помогает контролировать степень усвое­ния звуков в словах и предложениях. Составление ответов по картинкам, кроме того, развивает у ребен­ка способность мыслить, самостоятельно строить фра­зы. Составление рассказа по серии картинок приучает ребенка к самостоятельной речи.

Вопросы для составления по картинкам могут быть нескольких типов, и они, не раскрывая сущно­сти ответа, должны помогать ребенку правильно его составить. Самый распространенный вопрос: Что де­лает мальчик (девочка, бабушка, Миша, Женя, Рим­ма, Лена и т.д.)? В зависимости от того, какой звук ставится, логопед сам на выбор должен употребить в вопросе подходящее имя.

При постановке звука л в обратных слогах вопрос задается в прошедшем времени. Соответственно ответ будет также дан в прошедшем времени, например: Что сделал Михаил? — Михаил поставил блюдце на полку.

В других случаях (когда не называется имя) зада­ется вопрос: Кто (что) это? Что здесь нарисовано?

В качестве примера ответов на вопрос такого типа можно привести следующее: У реки камыши и ша­лаш. Около лужи жаба и жук. Лимон и апельсин. Они лежат на столе. Это кузница. В ней работают куз­нецы.

Большую роль играет заучивание стихотворе­ний и текстов для пересказа. Вначале заучиваются отдельные слова со ставящимся звуком, затем са­мостоятельные фразы. После проговаривания и за­учивания фраз ребенок заучивает всё стихотворе­ние и текст. Текст ребенок рассказывает своими словами, и логопед должен следить за тем, чтобы в словах он употреблял ставящиеся звуки. В случае затруднения произнесения, а также для закрепле­ния ставящегося звука логопед задает вопросы по тексту.

Упражнение по составлению рассказа по серии картинок проводится так: логопед рассказывает текст, а ребенок слушает и затем по памяти повто­ряет.

Возможен и другой способ. Ребенок самостоятель­но рассказывает текст, а затем его рассказывает логопед. Прослушав текст, ребенок рассказывает его вторично. В обоях случаях необходимо следить, что­бы ребенок при рассказывании не пропускал в сло­вах ставящийся звук.

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполне­ния методических установок, важнейшими из которых являются следующие:

1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.

2. При постановке соответствующего звука не об­ращается внимание на другие дефектные звуки. Так, если при постановке звука л ребенку встретилось слово Лора, то нельзя попутно подправлять звук р. Он должен исправляться позднее.

3. Материал должен прорабатываться последова­тельно и ни в коем случае не выборочно. Нельзя пропускать отдельные этапы работы, так как пропуски и недоработки сказываются на качестве исправле­ния.

4. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения прой­денного материала.

5. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.

6. Ребенок должен заниматься ежедневно по 30 — 45 минут, в одтн или два приема, причем выполнять все подготовительные и частично рече­вые упражнения (произношение слогов и слов) пе­ред настольным зеркалом — для контроля за положением отдельных частей артикуляционного аппарата.

7. В течение работы над постановкой звуков ро­дители должны активно помогать ребенку (даже если он школьник) и требовать от него выполнения зада­ний.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов


связь с админом