Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Т. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева


НазваниеТ. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева
АнкорРусский язык. 9 класс. Методическое пособие.pdf
Дата23.12.2017
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_9_klass_Metodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#33399
страница3 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
К моменту изучения темы Сложносочиненное предложение учащиеся имеют общее понятие о сложном предложении. Они уже должны знать, что сложные предложения бывают союзными (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзными
(§ 202 Теории, а также должны уметь ставить запятую в сложных предложениях (в простых случа- ях).
Задача учителя при изучении этой темы будет состоять в том, чтобы расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и значениях этих предложений, а также углубить и совершенствовать пунктуационные умения (ставить запятую присоединении частей сложного предложения любыми союзами, при двусоставном и односоставном их оформлении не ставить запятую при наличии общего члена для обеих частей сложного предложения).
СОЮЗЫ И ЗНАЧЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
1-й урок темы Сложносочиненное предложение начинается с проверки, владеют ли учащиеся навыком различения простых предложений с однородными членами и сложносочиненных (те. навыком находить правильно грамматическую основу предложения. С этой целью выполняется упр. Можно часть задания выполнить устно (обращая внимание на обоснование характеристики предложения простое с однородными членами или сложносочиненное, затем предложить учащимся выписать по два-три предложения каждого вида. В заключение перед классом ставится вопрос, что общего ив чем различие в постановке запятых между однородными членами и частями сложносочиненного
предложения (упр. 66). При этом обращается внимание на то, что в предложениях 1 и 4 упр. 67 при однородных членах повторяющиеся союзы.
После этого, используя опорные сведения см. с. 72 Практики, учащиеся вспоминают, на какие группы делятся сочинительные союзы. С этой целью им дается устное задание определить, к какой группе относятся сочинительные союзы, соединяющие простые предложения в сложносочиненные (упр. 68). Смысл задания состоит в том, чтобы учащиеся не только назвали, к какой группе относится сочинительный союз (соединительный, противительный или разделительный, но и отметили с помощью учителя, что от значения союза зависят и смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
При выполнении письменной части задания (записать, расставляя недостающие знаки препинания) целесообразно, чтобы учащиеся подчеркнули грамматические основы предложений (среди них есть и односоставные. После этого выполняется устное задание, данное после текста упр. Упр. 69 сначала выполняется устно. Цель устного задания — наблюдение над значениями сложносочиненных предложений с сочинительными союзами, а также объяснение правописания союзов тоже,
также.
Затем учащиеся записывают (полностью или частично) предложения, расставляя недостающие знаки препинания и подчеркивая грамматические основы предложений.
Упр. 70 и 71 имеют речевой аспект. Одно из них может быть выполнено устно, другое — письменно.
На дом § 203 и 204 (часть, упр. й урок отводится совершенствованию умений определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении и правильно ставить в нем знаки препинания.
После проверки домашнего задания (упр. 72) учащиеся проводят наблюдения над значениями сложносочиненных предложений с противительными союзами (упр. 73). После устного выполнения этого упражнения (основное задание и дополнительные) целесообразно попросить учащихся назвать противительные союзы, обратить внимание на двойное значение союза да и правописание союза зато (как проверить, что зато является союзом. Затем учащиеся выполняют самостоятельно упр. Упр. 75 по усмотрению учителя можно выполнить устно или письменно (полностью или частич- но).
При работе с упр. 77 учащиеся закрепляют свои знания о разделительных союзах. Сначала часть упражнения можно выполнить устно (коллективно, потом — письменно (самостоятельно. После этого объясняются выделенные орфограммы. Затем чертятся схемы для объяснения знаков препинания в предложениях 4 и 5. (Необходимо обратить внимание на необособленный причастный оборот, стоящий перед определяемым существительным, в предложении Так как учащиеся редко пользуются в своей речи разделительными союзами, полезно выполнить упр. 78 (если мало времени, то часть упражнения выполняется устно).
Для работы над примечанием к правилу (о факультативности тире и об отсутствии запятой между частями сложносочиненного предложения) можно выделить й урок (за счет одного из часов, выделенных на анализ ошибок контрольных диктантов).
Упр. 81 (о постановке факультативного тире) можно выполнить устно. Важно при этом интонационно правильно прочитать предложения, выдерживая паузу на месте постановки тире. В определении смысловой связи частей учитель должен помочь учащимся (см. схему в рамке нас Практики. Необходимо обратить особое внимание на постановку тире в предложениях 4, 5 и 7 (при пропуске сказу- емого).
После устного выполнения этого упражнения можно предложить учащимся придумать и записать

44
три-четыре сложносочиненных предложения, в которых ставится тире. Предложения придумываются коллективно, лучшие из них записываются. Если учащиеся затрудняются составить такие предложения, учитель может предложить несколько предложений, которые нужно продолжить, превратив их в сложносочиненные. Например Выстрел стартового пистолета (и бегуны устремились вперед. Он знак подает (и все приходит в движение
).
При выполнении упр. 82 следует обратить особое внимание на правильность разбора по членам предложения — нахождение общего члена. После устной работы предложения можно записать, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы расстановки знаков препинания (см. схему в рамке нас «Практики»).
Затем можно предложить учащимся самим придумать два-три сложносочиненных предложения с общим второстепенным членом предложения. В качестве такого члена предложения можно взять обстоятельство места и времени. Например вовремя сильных морозов, в березовом лесу, на центральной площади города, долгими зимними вечерами
.
Если у учителя нет возможности выделить специальный урок для работы над названным примечанием, тов любом случае необходимо проанализировать текст упр. Для самостоятельной работы в конце урока предлагается упр. 79. При проверке этого упражнения два ученика могут начертить на классной доске схемы расстановки знаков препинания в предложениях
4 и 6 (пока идет выборочная проверка расстановки знаков препинания в других предложениях).
Предложение 4: [>, вв,
], или Предложение 6: [
лилии Если схемы составить трудно, знаки препинания можно объяснить устно.
На дом § 204, упр. 86 (подчеркнуть грамматические основы придумать и записать по два сложносочиненных предложения с общим второстепенным членом и с тире между его частями.
4-й урок отводится закреплению темы Сложносочиненное предложение или контрольному дик- танту.
При проверке домашнего задания (упр. 86) необходимо обратить внимание на правильность выделения грамматических основ простых предложений на этом, как известно, базируется умение ставить знаки препинания в сложном предложении).
Упр. 87 можно использовать для самостоятельной работы учащихся. Упражнение поможет закрепить и обобщить изученное по теме. Сильные ученики могут получить дополнительное задание составить схемы расстановки знаков препинания в предложениях упр. Текст упр. 88 учитель может использовать для небольшого объяснительного диктанта (см. задание, который проводится в конце урока.
Если учитель решил провести контрольный диктант с грамматическим заданием, то для него можно использовать тексты из последних обобщающих разделов учебника.
Если планируется проведение устного зачета по теме Сложносочиненное предложение, то школьникам для подготовки к нему дается на дом упр. 87. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать вопросы для зачета. Практические задания к зачету можно взять из упр. 83 и СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложноподчиненное предложение — один из трудных разделов синтаксиса, который играет важную роль в решении практических задач обучения русскому языку, в частности в обеспечении пунктуационной грамотности учащихся, в развитии их речи
При изучении раздела важно иметь ввиду следующее. Понимание и усвоение раздела требует мобилизации ранее изученного синтаксического и морфологического материала, опоры на имеющиеся у учащихся общие сведения о сложном предложении. Важно при подготовке каждого урока вычленить в теоретическом материале уже известное учащимся и новое, стем чтобы обеспечить рациональное распределение времени и достигнуть усвоение нового материала наиболее экономным, оптимальным способом. При освоении теоретических сведений напер- вый план выдвигается материал, прямо или опосредствованно обеспечивающий формирование синтаксических, пунктуационных, речевых умений и навыков учащихся.
Реализация этих общих требований при изучении темы призвана облегчить усвоение сложного синтаксического материала раздела, повысить эффективность практической работы.
Учебно-методический комплект вносит в изучение раздела некоторые изменения. Предлагается такая классификация сложноподчиненных предложений, при которой виды придаточных предложений выделяются по соотношению с членами предложения. Эту классификацию учащимся легче усвоить, поскольку есть уже база, заложенная при изучении членов предложения. Кроме того, преимущества ее выявляются также в возможностях наглядного построения синонимических рядов синтаксических конструкций. (Например, для обозначения признака предмета используется в речи синонимический ряд определение, обособленное определение, придаточное определительное предложение) Работа же над синтаксической синонимией является важным средством развития речи учащихся. Изменена последовательность подачи учебного материала о разновидностях сложноподчиненных предложений. Учитывая принятый в учебном комплекте принцип первоочередного изучения обобщающих понятий, в данном разделе учащимся сначала дается общее представление о способах и средствах построения сложноподчиненного предложения, включая сюда самые сложные структуры с несколькими придаточными. Затем уже рассматриваются отдельные виды придаточных предложений. Такое расположение материала диктует определенный методический подход к разделу, предполагая, что сначала учащимися усваиваются общие принципы (способы, средства) выделения придаточного предложения в составе сложноподчиненного (что важно для формирования пунктуационного навыка, а затем уже рассматриваются возможности квалификации видов придаточных по значению.
Основные задачи изучения раздела заключаются в том, чтобы учащиеся 1) усвоили строение сложноподчиненного предложения и средства связи придаточного предложения с главным 2) умели вычленять придаточное предложение по определенным признакам, производить синтаксический разбор сложноподчиненных предложений 3) закрепили навык пунктуационного оформления сложноподчиненного предложения 4) умели определять значение придаточных предложений.
СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Задачи этого урока 1) углубить понятие о сложноподчиненном предложении 2) повторить и закрепить главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение 3) освоить средства связи придаточного предложения с главным, совершенствуя при этом пунктуационный навык.
С понятием сложноподчиненного предложения учащиеся знакомились в 5 классе ив начале курса
9 класса. Углубляя понимание сути сложноподчиненного предложения, учитель добавляет в характеристику сложноподчиненного предложения важный признак — зависимость придаточного предложения от главного, которая может выявляться не только по союзу, но и с помощью вопроса. В связи с этим можно провести беседу с классом. Чем отличается сложноподчиненное предложение от сложносочиненного
2. Какой вид синтаксической связи используется в сложноподчиненных предложениях О чем это говорит Что в сложноподчиненном предложении указывает на данный вид синтаксической связи?
Изучению теоретического материала придают практическую направленность упр. Упр. 101, 102, 104 дают возможность сосредоточить внимание учащихся на основных признаках, позволяющих выявить придаточное предложение и квалифицировать таким образом сложноподчиненное предложение 1) наличие второй грамматической основы, те. грамматической основы придаточного предложения 2) наличие подчинительного союза или союзного слова 3) возможность постановки вопроса от главного к придаточному, помогающего выявить синтаксическую связь предложений.
Все это учащиеся должны найти в схеме к упр. 101. Работа со схемой должна быть организована так, чтобы учащиеся проявили максимум самостоятельности, умение читать схему предложения, осознавая каждый ее элемент.
Упр. 103, 105—107 дают материал для закрепления основных признаков, по которым выделяется придаточное предложение, также эти упражнения показывают, что владение этими признаками позволяет решать пунктуационные задачи при записи сложноподчиненного предложения.
После такой вводной обобщающей работы, закрепляющей четкий круг признаков для выделения придаточного (и, следовательно, для совершения определенных пунктуационных действий, можно перейти к более подробному рассмотрению средств связи придаточного предложения с главным (§ 206 Теории.
Внимание к средствам связи — союзами союзным словам — мотивируется, таким образом, необходимостью овладения пунктуационными умениями только при хорошем знании средств связи в сложноподчиненном предложении можно быстро найти любое придаточное предложение и верно расставить знаки.
Следовательно, начальная тренировка на уроке по выделению признаков придаточного предложения) имеет как практическое, обобщающее, таки мотивационное значение. Она призвана создать у девятиклассников установку на изучение последующих тем.
Приступая к теме Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях, школьники должны понимать ее значение для формирования навыков, осознавать, что хорошее знание этой темы даст им ключ к овладению пунктуацией сложноподчиненного предложения.
Как было отмечено, главная задача темы Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях практическая она заключается в знакомстве со средствами связи, которые являются сигналом к постановке пунктуационного знака в сложноподчиненном предложении, и совершенствовании на этой основе пунктуационных умений и навыков. На уроке учащиеся должны охватить широкий круг подчинительных союзов и союзных слов разного значения.
Изложение темы в § 206 Теории на первый взгляд дано традиционно, с акцентом на различение союзов и союзных слов. Здесь нужно иметь ввиду, что различение союзов и союзных слов не является самоцелью. Оно важно не само по себе (хотя умение определять синтаксическую роль союзного слова в придаточном предложении является свидетельством хорошей синтаксической подготовки ученика. Оно важно как способ расширения представлений учащихся о средствах связи придаточного предложения с главным, как способ освоения особой группы пунктуационных сигналов. Иными словами, оно помогает освоить разнообразие средств связи в сложноподчиненном предложении, дополняя известные учащимся сведения о союзах данными о синтаксической роли относительных местоимений, которые во всем обилии разных падежных форм выступают в качестве структурной составляющей (те. средства связи) в сложноподчиненном предложении (упр. 108 и Из сказанного можно сделать важный практический вывод при изучении девятиклассниками союзов и союзных слов учитель стремится в первую очередь к тому, чтобы учащиеся вычленяли все средства связи в предложении и умели видеть различия между союзами и союзными словами.
Упр. 111 на трудных (но выразительных) примерах, когда союз и союзное слово являются омонимами, позволяет с помощью наглядного противопоставления их синтаксической роли уяснить различие между ними. Здесь важно, чтобы учащиеся прочитали в рамке не только слова, предложения, но и все графические обозначения.
С этой целью можно создать проблемную ситуацию, направляя учащихся вопросами учителя
1. Какова морфологическая и синтаксическая роль слова что в первом предложении А во втором предложении Докажите правильность своего ответа. Каким графическим знаком наглядно показана различная синтаксическая роль слова что в этих двух предложениях Если возникнут затруднения в различении союзов и союзных слов (забылись союзы, их значения, классификация местоимений, то целесообразно обратиться к повторению соответствующих параграфов о союзах и местоимениях в учебнике «Теория».
Теоретическим и практическим способам разграничения союзов и союзных слови, главное, их восприятию и закреплению в качестве синтаксических и пунктуационных сигналов сложноподчиненного предложения посвящены упр. Отработку и закрепление этого материала, формирование синтаксических и пунктуационных навыков на базе усвоения союзов и союзных слов хорошо проводить в сочетании с работой над изложением. В качестве основы для изложения предлагается упр. 98. Учащиеся могут использовать (по выбору) приведенные в упражнении высказывания В. Соло- ухина (о детских годах писателя) в качестве начала рассказа о впечатлениях своего детства. По усмотрению учителя эту работу (в классе или дома) можно дополнить грамматическим заданием выделить средства связи в использованных сложноподчиненных предложениях.
Упр. 118 и 119 позволят обратить внимание учащихся при разграничении союзов и союзных слов на роль интонации и логического ударения, меняющего смысл высказывания.
РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ В ПОДЧИНЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Задача урока — научить выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова и с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения.
Теоретический материал закрепляется путем разбора предложений, представленных перед упр. 121. Предлагая учащимся произвести синтаксический разбор этих предложений, учитель направляет работу вопросами. Чем здесь прикрепляется придаточное предложение к главному. На какие вопросы отвечают указательное слово и придаточное предложение. Какие графические знаки показывают, что синтаксическая роль указательного слова помогает установить основное значение придаточного предложения. Составьте схемы данных предложений. Как отразить в схеме одинаковую синтаксическую роль указательного слова и придаточного предложения?
Закрепить материал об указательных словах помогут упр. 122, 123 и Особой, практически важной задачей в рамках урока является работа над структурой (и синтаксической ролью) составного подчинительного союза см. опорный материал нас Практики
При работе с составными союзами (упр. 103) целесообразно предложить учащимся установить значения данных союзов, выделить среди них синонимичные, составить с этими союзами сложноподчиненные предложения.
Отрабатывается и пунктограмма Запятая при составном подчинительном союзе (упр. 124 и 127). Текст упр. 127 может быть использован как для подготовки к диктанту с последующей самопроверкой, таки, при необходимости, для сжатого изложения, например, с заданием написать о случаев тайге, дав короткому рассказу свое название. Работа над изложением может предшествовать диктанту.
Выполнение упр. 125 должно включать пояснение учителем различия между составным союзом потому что, так как и др) и двойным союзом как — таки, чем — тем. Материал этот факуль- тативен. Он имеет целью предупредить возможное смешение союзов и дается попутно.
ОСОБЕННОСТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ГЛАВНОМУ
Основные задачи урока. Научить девятиклассников, используя вопрос от главного к придаточному, определять границы придаточного предложения (особенно в случаях, когда оно стоит перед главным или в середине главного. Помочь учащимся осознать, что придаточное предложение может пояснять одно слово, словосочетание или все главное предложение. Закрепить и усовершенствовать пунктуационные навыки выделения придаточного предложения акцентируя внимание на случаях, когда придаточное находится в середине главного предложения).
С этой целью выполняются упр. Текст упр. 131 можно использовать для развернутого или сжатого изложения
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Материал § 209 Теории не может быть освоен школьниками самостоятельно. Здесь обязательно объяснение учителя с четким выделением главного принципа классификации предложений с несколькими придаточными. Этот главный принцип (принцип деления, основание деления) заключается в вопросе к чему относятся придаточные предложения — только к главному предложению или последовательно одно придаточное к другому?
Если придаточные предложения последовательно связаны одно с другим, то это последовательное подчинение. (В этом случае придаточные располагаются цепочкой первое из них поясняет главное предложение, второе поясняет первое придаточное, третье поясняет второе придаточное и т. д.)
Если все придаточные предложения относятся к главному — это соподчинение, или параллельное подчинение. В этом случае возможны два варианта однородное или неоднородное подчинение.
При однородном подчинении все придаточные относятся к одному слову главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос (по аналогии с однородными членами предложения).
При неоднородном подчинении придаточные относятся к разным словам главного предложения и, следовательно, могут отвечать на разные вопросы являются разными по значению).
Если такая основа классификации сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными будет понята учащимися, это поможет осознанному восприятию темы, облегчит усвоение трудного материала, поможет практическому освоению знаний при определении вида предложений и расстановке знаков препинания.
Осваивая классификацию и пунктуацию сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, девятиклассники непременно должны учиться выражать строение предложений в схемах. Примеры линейных схем, передающих последовательное и параллельное подчинение, даны в опорных материалах нас и 107 Практики. После его выполнения целесообразно дать возможность учащимся самостоятельно потренироваться в составлении схем предложений (упр. 132—134, Упр. 138 позволяет провести самопроверку сформированных синтаксических умений на более сложном материале, требующем одновременной ориентировки в сложном и осложненном предложениях. Такое сочетание конструкций часто вызывает трудности у учащихся) Кроме того, предложение 1 позволяет обратить внимание школьников на особенности пунктуации в сложноподчиненном предложении при стоящих рядом союзах (в данном случае союзах и, если. Целесообразно проиллюстрировать на этом примере, как меняет расстановку знаков введение то. В этом случае исчезает запятая между стоящими рядом союзами и высказывание академика В. Обручева пунктуационно оформляется по-дру- гому: Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и если они правы, тоне стесняйтесь согласиться сними Таким образом, при изучении сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными может быть освещена вторая важная пунктограмма Запятая между двумя союзами в сложноподчиненном предложении. Эта пунктограмма не выделена в учебнике «Теория».
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Задача урока — дать учащимся представление об основных способах различения видов придаточных предложений.
Практическое значение этого материала, как и последующих параграфов, посвященных отдельным видам придаточных предложений, заключается в том, что знание конкретных видов придаточных (и средств их связи с главным предложением) позволяет закрепить синтаксические и пунктуационные умения и навыки учащихся. Кроме того, соотнесение придаточных предложений по значению с членами предложения служит основой для работы над синтаксическими синонимами, обогащающими речь.
Упр. 144 расширяет представления учащихся о значении придаточных, ориентируя на анализ многозначных придаточных предложений.
ПРИДАТОЧНЫЕ ПОДЛЕЖАЩНЫЕ. ПРИДАТОЧНЫЕ СКАЗУЕМНЫЕ
При изучении видов придаточных предложений основное внимание нужно обратить на формирование пунктуационных умений и на речевой аспект наблюдения над особенностями употребления сложноподчиненных предложений в речи, формирование умений заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения сложноподчиненными, сложноподчиненные предложения простыми ослож- ненными).
При формировании прочных пунктуационных умений надо на каждом уроке выполнять упражнения, направленные на осмысление структуры (строения) сложноподчиненных предложений. Очень важно, используя разнообразный дидактический материал, проводить тренировочные упражнения, ориентированные на формирование умений находить грамматические основы и определять границы главного и придаточных предложений.
Умение определять вид придаточного учащиеся могут проявить в том случае, если дидактический материал позволяет решить этот вопрос однозначно.
Изучение видов придаточных начинается с тех придаточных, которые соотносятся с главными членами предложения. Поэтому они таки называются подлежащные и сказуемные. Определение значения придаточных этого вида представляет особую сложность для учащихся. Непросто в ряде случаев определить и границы главного и придаточного, а именно этот вопрос должен быть основным на уроке
Изучение § 211, 212 проходит на одном уроке. Упр. 151 позволяет сразу же ввести два новых термина понятия придаточные подлежащные и придаточные сказуемные». После выполнения этого упражнения ученикам предлагается обратиться к учебнику Русский язык. Теория и ответить на вопросы, связанные с содержанием § 211, Затем выполняется упр. 152. Учащимся нужно дать задание подчеркнуть грамматические основы главных и придаточных предложений. Это поможет им определить границы главного и придаточного предложений.
При выполнении упражнений особое внимание обращается нате предложения, в которых придаточное стоит в середине главного. Упр. 154 лучше выполнить в классе при этом для ряда учащихся, которые испытывают трудности, может быть дан образец. Например 1. Кто не умеет ясно и правильно говорить, тот и мыслит неясно, нечетко. 2. Каждый, кто изучает русский язык, должен научиться пользоваться словарями 3. Настоящий друг тот, кто не только поможет в беде, но и умеет разделить твою радость. Упр. 157 используется для самостоятельной работы по вариантам. После выполнения упражнений проводится взаимопроверка, сверка с доской или ко- допозитивом. Для проверки результатов выполнения самостоятельной работы можно привлечь помощников учителя — консультантов.
Следует обратить особое внимание на роль изучаемых сложноподчиненных предложений в тексте.
Текстообразующая функция этих предложений проявляется в том, что они могут использоваться вначале текста (абзаца, а также для того, чтобы сформулировать вывод в заключительной части текста например, сочинения. Полезно при организации самостоятельной работы на уроке (или в качестве одного из вариантов домашнего задания) предложить написать небольшой текст, используя данное начало. Каждый, кто обращается к словарю В. И. Да-
ля, находит в нем много интересного. 2. Тот, кто
побывал в Михайловском, навсегда запомнит эту поездку. 3. Любовь к книге, к чтению это то, что делает человека счастливым.
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
После выполнения упр. 159 дается задание расскажите о придаточных определительных, пользуясь материалом учебника Теории и опорной схемой указ. слово + сущ
(союзн. слова который, где, что и др.)
Свой ответ учащиеся должны иллюстрировать самостоятельно подобранными примерами из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, а также из толковых словарей. Так, можно с этой целью использовать словарные статьи из Школьного словаря иностранных слови записать толкования значений, например, таких слов пансион, пантеон, пантомима, пари, комедия, критерий, плантация, факультет, пирамида и т. д.
Подобранные примеры записываются по образцу Комедия — это драматическое произведение, в котором в веселой, юмористической форме осмеиваются и разоблачаются отрицательные явления действительности или какие-либо черты и поступки людей, а также представление его на сцене.
Материал для отбора примеров дают и те словарные статьи, которые включают причастные обороты например, агитация, агент, авангард, акцент, акустика, акция, аксиома, барельеф, барокко, баррикада, интеллигенция, педант, периферия и т. д. Учащиеся записывают примеры, заменяя причастные обороты их синтаксическими синонимами придаточными определительными, по образцу Сатира — это литературное произведение, которое высмеивает отрицательные явления дей-
ствительности.
к а кой Для подобной работы может быть использован и Школьный толковый словарь русского языка МС. Лапатухина и др.
После записи примеров учащиеся проводят взаимопроверку сидящие рядом рассказывают друг другу материал § 213, иллюстрируя его самостоятельно подобранными примерами.
С целью предупреждения ошибок, связанных с выбором формы слова который, выполняется упр. 162. (Оно может быть дополнено заданием попробуйте заменить там, где это возможно, придаточные определительные их синонимом — причастным оборотом) Затем проводится устное редактирование текста упр. Одним из вариантов организации работы на уроках может быть проведение урока-практикума.
ПРИДАТОЧНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
В начале урока устно выполняется упр. 170, после чего дается задание расскажите о придаточных дополнительных, пользуясь § 124 Теории и опорной схемой:
[сказуемое ± союзы слова что, будто, чтобы и др указ. сл.] союзн. слова кто, что, союз-частица ли)
Самостоятельно подберите и запишите в тетрадь примеры, соответствующие схеме.
При выполнении упр. 173 ученикам предлагается начертить схему предложения, затем произвести его синтаксический разбор последующему плану. Указать главные и придаточные предложения (если несколько придаточных, то указать вид подчинения однородное, неоднородное, последовательное. Отметить средства связи (союзы, союзные слова, указательные слова. К чему относятся придаточные предложения. На какой вопрос отвечают придаточные Определить их вид. (Это задание не всегда является обязательным. Указать место придаточных предложений, объяснить знаки препинания. Главное и придаточное предложения разобрать как простые.
По усмотрению учителя можно включить в план разбора задание заменить, если это возможно, данное предложение грамматическим синонимом (например, простым с обособленными членами (с однородными членами, сложноподчиненным или бессо- юзным).
Упр. 176 выполняется после упр. 174 (при этом обращается внимание на глаголы, которые могут вводить цитаты говорить, сказать, утверждать, считать, отмечать, заключать и т. д.).
ПРИДАТОЧНЫЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
При работе над придаточными обстоятельственными класс может быть разделен на несколько групп, каждая из которых изучает по одному виду придаточных обстоятельственных предложений. После самостоятельной работы каждая группа отчитывается о проделанной работе группа выбирает ученика, который рассказывает классу об изученном материале, пользуясь таблицей и примерами, которые подбираются при участии всей группы.
В начале изучения темы выполняется упр. 182, обращается внимание на то, что один и тот же союз, одно и тоже союзное слово могут присоединять придаточные разных видов в данном случае союзное слово где присоединяет придаточное определительное, дополнительное (2), обстоятельственное (Делается вывод, что при определении вида придаточного предложения надо опираться на совокупность признаков вопрос, союз (или союзное слово, указательные слова (учитывать их синтаксическую роль. Разбор третьего предложения из упр. 182 позволяет перейти к новой теме. Затем выполняется упр. 183 (целесообразно организовать работу по группам
Отметим, что при разборе сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными, если ставится вопрос о виде придаточного, то можно считать достаточным ответ это придаточное обстоятельственное (без конкретизации места, времени, причины, цели и т. д, особенно в тех случаях, когда возможна различная квалификация придаточного. В процессе же выполнения ряда упражнений по усмотрению учителя можно проводить наблюдения над конкретным значением придаточного (это влияет на развитие у школьников чувства языка»).
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Обобщение и систематизация изученного по теме могут проводиться в форме урока-зачета или уро- ка-практикума.
Зачетным заданием № 1 может являться словарный диктант:
Так как, то есть, как-то, потому что, если бы, когда-ни- будь, по-видимому, оттуда, куда-нибудь, мало-помалу, оттого что, как будто, для того чтобы, затем чтобы, вследствие того что, ввиду того что, в силу того что, так что, из-за того что, в связи стем что.
При проверке словарного диктанта можно использовать взаимопроверку или самопроверку.
Зачетным заданием № 2 может быть комплексная работа с текстом (упр. 197). Задания к отрывку из статьи В. Г. Белинского могут быть дополнены, например, так. Докажите, что это текст. Какова роль первого предложения. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст Докажите. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор выражает свое отношение, свою оценку

61 4. Какова роль сложноподчиненных предложений в тексте?
Кроме упр. 197, на уроке обобщающего повторения можно использовать упр. 189 и 193, материал из раздела Комплексная работа с текстом как одна из форм итогового контроля данного пособия.
Занятие может проводиться как урок-практикум.
Предлагаем материал для такого урока.
Слова без звука нет. Прежде чем возникает сюжет, оформится замысел, вещь должна зазвучать, слиться в единую мелодию, навеянную внутренней потребностью и самой жизнью.
И горе, если вовремя работы обстоятельства (ох уж эти обстоятельства) уводят от письменного стола надолго и мелодия вещи начинает увядать в душе, рваться — тогда вы замечаете сбои в прозе, видите, как пишущий заметался, у него появилась разностильность, что-то сломалось, что-то оглохло в прозе — она не «звучит».
Лучше всего удаются вещи, написанные единым порывом, в которых мелодия рвет сердце, вздымает тебя на такие высоты, что ты задыхаешься от счастья, как птица в полете. Разумеется, от этой музыки малая лишь частица, может, всего капля упадет на бумагу и отзовется ответным звуком в сердце читателя. Однако и это уже большое счастье для пишущего, высокопарно выражаясь, — творца.
...Настоящая русская проза и даже критика (Писарев,
Белинский, Добролюбов) имели и имеют свой звук. Я думаю, что лучшей проверкой достоинства того или иного произведения была бы проверка на слух, то есть чтение перед читательской аудиторией...
(В. Астафьев. О ритме прозы»)
Д оп о л ните ль н ы е задания. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений. Объясните значение слов сюжет, замысел. Какие слова употребляются в переносном значении. Докажите, что это текст публицистического стиля. Подберите синонимы к вводным словам разумеется, может. Произведите на материале текста разные виды разбора. Объясните орфограммы и пунктограммы.

62 8. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из прозы русских классиков. Проверьте на слух, как звучит мелодия, ритм прозы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей