Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Т. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева


НазваниеТ. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева
АнкорРусский язык. 9 класс. Методическое пособие.pdf
Дата23.12.2017
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_9_klass_Metodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#33399
страница7 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
2. Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. Среда же, созданная самим человеком, — это его культура. Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. Язык — важнейший компонент культуры, и родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. Если осознанно отнестись к языку и его проблемам, многие беды его можно еще предотвратить.
«Нужная работа, необходимая, — как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. — Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собою, станет только по внешности русским, по существу же — явлением каким-то космополитическим, так как утеряет свою историю ив целом, ив отдельном слове, в фразе, в обороте.
А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».
Отречется от предков — забудет себя, добавим мы. Собственно, в языке, посредством слова, мы и воспитываем себя как народ.
(В. Колесов)
В опросы из ада ни я. Запишите текст, объясните орфограммы и пункто- граммы. Подчеркните грамматические основы в первом абзаце. Определите тему, основные мысли текста. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами. Докажите, что это текст публицистического стиля. Объясните значение слов экология, компонент, космополитический. Какова роль цитирования в тексте Что делает цитату органичной частью текста. Замените причастный оборот (во втором предложении) синонимичной конструкцией — придаточным предложением. Сравните синтаксические синонимы. Подберите синонимы к вводному слову вероятно. Произведите синтаксический разбор предложений, соответствующих схемам от всего, (что
).
[
, (которая
),
,
].

133 10. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста (при пересказе передайте содержание цитаты, используя косвенную речь Любую нашу мысль мы излагаем на бумаге не в той форме, в какой высказывали эту мысль в разговоре. Вразумительность разговорной речи подкрепляется интонацией, отчасти мимикой и жестом.
Эмоциональность живой речи, восклицания, паузы исчезают при записи. Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Фонетическая запись устной речи утомит читателей своей пестротой.
Отсюда законы речи литературной, необязательные для речи устной, живой. Вот одна из причин различия между живой речью и речью письменной.
(Б. Шергин. Поэтическая память»)
В опросы из ада ни я. Объясните знаки препинания. Определите тему, основную мысль текста. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами. Объясните значение слов эмоциональность, вразумительность. Подчеркните имена существительные как члены предложения. Составьте схему первого предложения. Выпишите из текста в три колонки в зависимости от типа склонения имена существительные, ставя их в начальную форму. Подготовьтесь рассказать (тип речи — рассуждение) о склонении имен существительных, используя примеры из текста. Объясните подчеркнутые орфограммы
I. Среди великих писателей, высоко ценивших значение книги, первое место принадлежит Пушкину. Он не забывает сказать, что читает данный персонаж, как читает, когда читает, какое действие оказывает чтение, какие мысли и эмоции вызывает книга. Собранные данные могли бы явиться материалом для большого специального ис- следования.
(А. Левидов)
II. Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными
внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие заражаются этими чувствами и переживают их.
(Л. Толстой)
В опросы из ада ни я. Замените в тексте I причастный оборот синонимичной конструкцией. Используя один из отрывков, напишите сочинение поданному началу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.
2-й и й уроки отводятся следующим темам Текст, Сочинения по воображению и памяти, Сочинение по картине».
На этих уроках не только повторяются, обобщаются основные сведения о тексте как речевом произведении, но и расширяются, углубляются знания учащихся о выразительных средствах речи упр. 38—40 «Речи»).
Учащиеся, выполняя упр. 1—5, после беседы с учителем приходят к выводу о том, что процесс восприятия текста — это творчество, что надо учиться вести диалог с текстом, воспитывать в себе культуру общения с текстом. Задание Проведите диалог с текстом (упр. 5) нужно чаще предлагать учащимся при выполнении многих упражнений не только учебника Речь, но и Практики, так как медленное чтение, умение прогнозировать Что будет дальше, особое внимание к началу текста (абзаца) — все это развивает чувство языка, учит культуре общения с текстом, помогает понять особенности текста и авторского стиля. Так, задание Проведите диалог с текстом может частично выполняться на материале упр. 1, 5, 7, 13, 18, Ряд упражнений § 1 и 2 может быть использован для проведения уроков интегрированного типа, так как они содержат материалы, позволяющие реализовать взаимосвязь уроков русского языка, литературы, музыки, изобразительного искусства. Многие упражнения готовят к сочинениям по картине упр. 10—12), а картина — это тоже текст, творческое восприятие, прочтение которого зависит от уровня нашей подготовки, эстетического развития, от способности к образному восприятию мира. Сочинение по картине — это результат работы воображения и памяти, это труд души, способной воспринимать и музыку, и живопись, и искусство слова. Подготовка к сочинениям может проходить на уроках, само же сочинение пишется дома.
Учитывая особую важность осуществления связи уроков развития речи с курсом литературы, предлагаем обратить особое внимание на упр. 32—34 (подготовка к сочинению на основе картины ИК. Айва- зовского и И. Е. Репина Прощай, свободная стихия, а также упр. 55 (подготовка к сочинению по картине Б. Неменского «Стихи»).
Выбор именно этих упражнений объясняется тем, что учащиеся могут включить в свои творческие работы не только описание картинно и цитирование поэтического текста, например, стихотворения АС. Пушкина К морю (упр. 33) или своего любимого лирического стихотворения, при выполнении упр. 55 использовать, если это будет уместно, элементы анализа поэтического произведения, рассказать о его восприятии. Учитель может познакомить девятиклассников с отрывком из статьи замечательного пушкиниста СМ. Бонди:
Попав на юг (в Крыма затем в Одессу, Пушкин впер- вый раз увидел море, и оно произвело на поэта-романтика каким был тогда Пушкин) громадное впечатление. Могучая свободная стихия отвечала его романтическим поискам всего необыкновенного, возвышенного, поэтиче- ского.
В ту пору мне казались нужны Пустыни, волн края жемчужны, И моря шуми груды скал, писал он позже, вспоминая это время. В стихотворении К морю Пушкин говорит о море как о живом существе, воплощении романтического героя, сливая его образ с образом поэта Байрона: могуч, глубок, мрачен,
ничем не укротим. Красота моря — этого р да я краса, море — свободная стихия оно капризно, своенравно смиренная рыбацкая лодка может скользить отважно средь зыбей», а захочет море — истая тонет кораблей Прощаясь с морем в заключительных стихах, поэт обещает, живя на севере, среди лесов и молчаливых полей, сохранить в своей поэтической памяти всю романтически прекрасную картину моря, его образ и звуки.
...Там, в Михайловском, и было написано это прекрасное стихотворение — прощание поэта с морем.
Этот текст поможет учащимся овладеть приемами цитирования (особенно частичного. На уроках при изучении сложного предложения текст может быть использован для объяснительного диктанта.
Возможен и другой вариант проведения го иго уроков развития речи в центре внимания упр. 43, 44. Учащиеся готовятся писать изложение по рассказу Е. И. Носова Тридцать зерен или сочинение (упр. 43 и Важно, чтобы в сочинении об авторе рассказа Тридцать зерен ученики написали не только о наблюдательности автора, его любви к природе, бережном отношении ко всему живому, но и о том, как он владеет словом, тем точным, выразительным, добрым словом, которое помогает и нам...
Готовясь к сочинению на тему Что я узнала) из рассказа Тридцать зерен о его авторе, можно использовать отрывок из рецензии А. Конд ратовича на этот рассказ.
Ах, как хорошо это написано, так хорошо, что боязно притрагиваться к тексту критическим пером, неизбежно разымешь на словесные дольки то, что слито, никак не делится, а существует и воспринимается нашим читательским сознанием как единая, только так, а не иначе возникшая фраза, страница. Даже целый рассказ. Говорят, из песни слова не выкинешь. Бывает, что и из прозы. Вот всего лишь маленький кусочек этой прозы.
«...Неспешно наплывала на луга туча в серебряных окоемках. Вставала она высокая, величавая, в синих руш- никах дождей, разгульно и благодатно рокотала и похохатывала громами и вдруг оглушительно, весело шарахала в несколько разломистых колени стеклянным перезвоном отзывалась Десна под теплыми струями ливня».
Можно и дальше продолжать без всякой опаски, что автор собьется с взятого им задумчиво-лирического тона. Каким трудом дается такая проза, свидетельствует Виктор Астафьев: Нет среди знакомых мне писателей никакого другого, кто бы работал так медленно и надсадно. Мне доводилось видеть рукописи его рассказов. Этот рассказ, как яичный желток, был вылуплен из рукописи в страниц полтораста. И каждая из этих страниц отделана так, что хоть сейчас в типографию сдавай. Всяк работает по-своему, тут и темперамент, и характер не последнюю роль играют, но перед такой маетной работой я склоняю голову...»
Вместе с Виктором Астафьевым удивимся этой естественной, как ровное здоровое дыхание, прозе, нигде не сбивающейся со своего живого ритма, написанной как бы единым махом, легко, играючи и вместе стем строго продуманно и взвешенно, так что ничего в ней, вплоть до малого эпитета, не вычеркнешь.
«Березовские дворики — ничем непримечательная деревушка. Ни садов в ней, ни палисадников, ни березки, ни даже простой ракиты не встретишь. Стояла она на тощем песчаном косогоре.
И все же я любил эту деревушку. И как не любить прямо перед избами, цепочкой вытянувшимися по бугру, протекала речка, изобилующая сазаном, лещом и прочей речной дичью. А чего лучшего может желать рыболов?»
Так начинается один из рассказов Носова... Природо- любие в его таланте — важная мелодия его песни, то, без чего не мыслится у него сама любовь к родине, а значит, и к народу, к людям...
Евгений Носов — писатель, тонко чувствующий слово, его легкость и тяжесть, его цвет и разнообразие оттенков, его звучание, его уместность и единственную необходи- мость.
В опросы из ада ни я. Какие языковые средства выражения отношения, оценки использует автор. Объясните значение слов рукопись, эпитет, ритм. Определите стиль текста, приведите доказательства

138 й урок посвящается анализу сочинения и изло- жения.
Анализируя творческие работы школьников, учитель прежде всего говорит о достоинствах сочинений (изложений, о том, что получилось, в чем проявляется авторский замысел, какие используются средства выражения отношения, оценки. Особое внимание обращается на композицию, на речевое оформление работы. Приводятся примеры (фрагменты) из лучших работ.
Учащиеся анализируют памятку Как работать над рецензией на сочинение, затем, пользуясь этой памяткой, пишут рецензии на работы друг друга. Подобную работу полезно проводить как можно чаще, особенно если есть возможность проанализировать первый вариант (черновик) сочинения или изложения. Это поможет последующей работе поре- дактированию текста.
Возможен и другой вариант организации работы по рецензированию сочинений предлагается написать рецензию на сочинение Что я узнала) из рассказа Тридцать зерен о его авторе».
Говоря о достоинствах сочинения своего товарища, ребята должны отметить:

тема сочинения раскрыта полно, нет отступлений от темы;

материал излагается последовательно, умело используются средства выражения отношения, оценки (это предопределяется характером темы);

для доказательства основной мысли ученица или ученик постоянно обращается к тексту рассказа
Носова, при этом анализ текста не подменяется просто его пересказом;

уместно используются цитаты (в том числе частичное цитирование);

это сочинение — текст публицистического стиля умело употребляются оценочная лексика, синонимы (в том числе контекстуальные), лексический повтор, вопросительные предложения особую выразительность тексту придает то, что большинство глаголов используется в форме настоящего времени читая сочинение, мы как бы сами становимся свидетелями того, о чем рассказывается (Вот он сидит за письменным столом, работает...»);

целостность тексту придает и то, что начало и конец сочинения как бы перекликаются (если в первом абзаце содержится вопрос, соотносящийся с темой сочинения, тов последнем — вывод, ответ на этот вопрос);

особенно удачна та часть сочинения, где говорится о языке произведения. (Как точно сформулирована мысль о том, что писатель владеет всеми тайнами русского языка»!)
После беседы с классом ребятам предлагается написать рецензию в форме связного монологического высказывания. Можно дать задание написать свой вариант заключительной части сочинения.
Тема го иго уроков — Публицистический стиль речи. Воспоминания о книге. Рецензия на книгу (§ 4, 5 и Вначале урока учащиеся вспоминают то, что они знают о публицистическом стиле (упр. 182), затем обращаются к тексту, из которого узнают о происхождении и значении слова публицистика, об основных жанрах публицистики (среди которых названа рецензия).
Основная задача уроков — научить писать рецензию, используя публицистический стиль, что помогает выразить не только мысли, но и чувства, отношение, оценку. Ведь публицистический стиль сочетает функцию сообщения с функцией воздействия».
Обращаем внимание на то, что слова отзыв, рецензия часто употребляются как синонимы.
Полезно остановиться на нормах сочетаемости рецензия на, отзыв о. (надо проанализировать словарные статьи в толковом словаре. О книгах можно писать по-разному: использовать разные стили, типы речи. Это в большой мере зависит от темы сочинения, от задачи, которую мы перед собой ставим. Далеко не всегда то, что мы пишем о книге, является рецензией. Знакомство с § 4 Воспоминания о книге убеждает в этом. Этот параграф содержит
полезный материал, который в большой мере готовит к работе над рецензией. К упр. 100 предлагаем дополнительные задания. К сочинениям на какие темы слова Л. Леонова могут служить эпиграфом. Почему это высказывание писателя можно назвать афоризмом. Запишите этот афоризм по памяти, используя разные способы цитирования. Сравните синонимичные кон- струкции.
Упр. 101—102 могут быть выполнены за счет уроков литературы или предложены в качестве домашних заданий (один из вариантов по выбору).
Прежде чем написать самостоятельно рецензию упр. 106), учащиеся анализируют памятку (c. 295) и знакомятся с образцами рецензий (упр. 90 и По рецензии А. Дементьева (упр. 104) можно написать изложение, анализируя особенности композиции, языка, стиля наблюдаем за использованием в тексте лексических и грамматических средств выражения оценки, авторского отношения, за употреблением оценочной лексики, антонимов, синонимов в том числе текстовых, повтора, вводных слов, вопросительных предложений].
Анализируя синтаксический строй текста, отмечаем его разнообразие многосложных предложений с разными видами связи предложений, осложненных обособленными определениями, обстоятельствами, предложений с однородными членами, вводными словами...
Готовясь к изложению, проводим словарный диктант, включающий материал, который отобран из статьи А. Дементьева:
Секрет успеха повести, негаснущий интерес, всеобщая симпатия, молниеносная быстрота, подлинные герои, нравственная безусловность, исступленная схватка, отеческая забота, превозмочь горе, ощущать опасность и препятствия, пристрастие к порядку и воинской дисциплине, по-солдатски опытен, самопожертвование, вставные новеллы, приоткрывающие прошлое героинь канва событий, ощущение пространства и времени, исключительные
обстоятельства, ложная патетика, высокие слова, произносимые всуе, естественное переплетение героического и будничного, смешного и возвышенного соединение поэзии и прозы, юмора и драмы романтика и реализм лирически окрашенный, одухотворенный поэтическое своеобразие и очарование повести, подлинная поэзия подвига и героизма.
Словарный диктант проводится не только с целью предупреждения орфографических ошибок включенные в него слова и словосочетания могут восприниматься как опорный материал при написании изложения или собственного варианта рецензии на повесть А зори здесь тихие. Можно порекомендовать учащимся включить в творческую работу размышления о том, почему повесть так названа.
Включенный в § 4 и 5 материал о синтаксических средствах выразительности (сравнении, градации, парцелляции, умолчании) должен рассматриваться не только на данных уроках, но и на обычных уроках при изучении синтаксиса. Знания о синтаксических средствах выразительности потребуются при анализе текстов (художественных и публицистических, при работе над сочинениями и изложениями. Естественно, что это поможет девятиклассниками в процессе анализа художественных текстов на уроках литературы. Сведения о синтаксических средствах выразительности ученики будут получать и на других уроках развития речи, используя свои знания при анализе отрывков из произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, писателей XX века. Таким образом, тема синтаксические средства выразительности (фигуры речи) становится как бы сквозной, ключевой для курса развития речи в 9 классе
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
Постепенная подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) может осуществляться на основе комплексной работы с текстом. Опыт показывает, что именно в процессе комплексной работы с текстом ученики не только повторяют, обобщают и систематизируют изученное, но и углубляют (а в ряде случаев и расширяют) знания о системе языка и речи. Многие тексты, отобранные нами для подготовки к итоговой аттестации, соотносясь по содержанию с упражнениями учебника, носят культуроведческий характер, связывают курс русского языка с литературой, искусством, культурой. Наблюдения за практикой применения комплексной работы с текстом (КРТ) убеждают в том, что, чем разнообразнее формулировки заданий (с выбором ответа, с краткими развернутыми ответами, тем успешнее достигаются результаты при подготовке к ЕГЭ. Главное — избегать натаскивания, бездумного выполнения одних и тех же заданий на основе формальных предписаний, рекомендаций. Контрольные работы, выполняемые в течение учебного года, должны носить обучающий, развивающий характер, воспитывать у школьника потребность в самооценке, способность планировать последующую учебную деятельность с учётом ошибок, трудностей и достижений.
Контрольно-измерительные материалы могут иногда включать (с учетом индивидуальных особенностей состава класса, почерка работы учителя) задания Вставьте пропущенные буквы, Расставьте недостающие знаки препинания, Выполните разные виды разбора (имеются ввиду разборы фонетический, морфемный, морфологический, лексический, синтаксический, орфографический, пунктуационный разборы обозначенные в тексте с помощью привычных графических средств).
Контрольные работы, направленные на подготовку к итоговой аттестации, могут проводиться примерно один разв месяц (нами отобрано много вариантов так что у учителя есть возможность выбора. Кроме того, в ряде случаев для контрольной работы могут использоваться некоторые упражнения учебника. После проведения контрольной работы и ее оценки учителем важно провести занятие, посвященное анализу результатов. Это непросто привычная работа над ошибками. При анализе результатов может быть организована групповая, парная работа школьников. Одноклассники могут выполнять задания, связанные с рецензированием сочинений, изложений.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей