Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Т. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева


НазваниеТ. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева
АнкорРусский язык. 9 класс. Методическое пособие.pdf
Дата23.12.2017
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_9_klass_Metodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#33399
страница8 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ. Прочитайте отрывок из воспоминаний о пианисте Станиславе Рихтере. Выпишите ключевые слова.
После музыки он больше всего любил читать.
Кстати, отношение к книгам было своеобразным камертоном, благодаря которому Рихтер понимал, что за человек перед ним.
Он сам, кажется, едва лине наизусть знал все великие книги мира. С Юрием Нагибиным, например, у него была такая игра — кто лучше знает Пруста. Один из друзей произносил какую-нибудь строку из произведений французского гения, а другой должен был ее продолжить.
Последней книгой, которую перечитывал Рихтер перед смертью, была Отцы и дети Тургенева. Поначалу роман ему читали вслух. Но, когда дошли до эпизода смерти Базарова, чтение решили прервать. Тогда Рихтер сам взял книгу и дочитал ее до конца
Другой страстью музыканта было кино. Неслучайно одними из самых близких его друзей были две самые большие кинозвезды — Любовь Орлова и Мар- лен Дитрих.
(В. Прохорова)
В опросы из ада ни я. Запишите предпоследний абзац. Составьте схемы сложных предложений. Укажите средства связи между предложениями.
(Ответ: лексический повтор, однотематическая лексика, контекстуальные синонимы, наречия, союз. Объясните значение слова камертон А что для вас служит таким своеобразным камертоном, помогающим понять характер, особенности другого человека Напишите об этом. Выпишите из второго абзаца местоимения. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание А) читали вслух, Б) знал наизусть, В) французский гений, Г) тогда взял
.
(Ответ: В. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) прервать чтение, Б) отношение к книгам, В) последней книгой, Г) благодаря чтению
.
(Ответ: Г. Напишите сжатое изложение. Попробуйте составить (выберите один из вариантов) свой список (побеседуйте с друзьями, одноклассниками).
«Великие книги мира, Великие актеры, Фильмы, которые нельзя не посмотреть, Книги, которые хочется перечитывать, Это я знаю наизусть».
Памятка‑совет
Выполняя задания к текстам, вы включаетесь в систему работы по подготовке к экзаменам на основе обобщения, систематизации всего изученного. Система требует непрерывности, повторяемости. Вот почему основные, ключевые направления, определяющие виды вашей деятельности, повторяются. Этот повтор означает не топтание на месте, а развитие, совершенствование того, что определяет процесс становления языковой личности, способной с помощью слова выразить
свои мысли и чувства. Ваша самостоятельная работа принесет особую пользу, если занятия русским языком будут сопутствовать изучению, осмыслению литературы как искусства слова. Наша культура — это прежде всего наша классическая литература, постижение глубины которой возможно только при обращении к особенностям языка, при понимании живой сущности слова. Исследование языка художественных произведений область чрезвычайно увлекательная и сложная. Учиться этому необходимо, обращаясь к хорошим образцам анализа. Вот почему в системе упражнений особое место занимают тексты о текстах, сопоставительный анализ текстов от текста — к тексту. Прочитайте отрывок из статьи Как я собирал свою библиотеку, написанной собирателем книг В. Резником, о котором Лев Озеров сказал, что для него библиотека — это средоточие духовных интересов, воплощенных в книге. Подготовьтесь к сжатому изложению и сочинению‑рассуждению.
Рассказывая о книгах, трудно остановиться. Мир книги неисчерпаем. Раз соприкоснувшись с ним, трудно от него отойти. Только тот, кто хлебнул его воздуха, знает всю целительность, особый ка- кой-то запах книжных собраний. Даже просто смотреть на полки, заставленные книгами, — удовольствие, ни с чем несравнимое. А что же говорить, если они к тому же и прочитаны, а многие — по нескольку раз.
Перечитывание любимых книг является признаком высокой культуры читателя. Книга редко открывается с первого раза. Здесь мне хочется сослаться на Ю. К. Олешу, который говорил, что любимые книги всякий раз вычитаете как будто впервые. Хотел точно привести слова Юрия Карловича, но, открыв Ни дня без строчки, в который раз попал под обаяние этой книги. Помимо того что Олеша — замечательный писатель, он еще и замечательный
читатель. Его заметки о прочитанных книгах стоят многих лекций по истории литературы.)
Библиотека меж тем разрасталась. Книги путешественников о путешествиях, дневники мореплавателей, первопроходцев, ученых. Когда была возможность, стал приобретать тома Литературного наследия. Подкупало оно меня уникальными и, как правило, впервые публикуемыми материалами. Здесь письма, дневники, статьи наших лучших литературоведов, таких как Л. Гроссман, Ю. Тыня- нов, Б. Эйхенбаум, В. Жирмунский. Десятки имен известных и малоизвестных.
Конечно, большую часть моей библиотеки составляют стихи. Юность вообще самая прекрасная пора для приобщения к поэзии если человек, имея за плечами восемнадцать, не воспользовался этой возможностью, тов зрелом возрасте трудно наверстать упущенное. Юношеская страсть к стихам с годами не ослабла.
Веду я тетрадь, куда выписываю удачный оборотили оригинальную мысль, поразившую меня, или свежую трактовку какого-нибудь явления, с которой я могу быть и несогласен. Часто делаю пометы походу чтения. Мне кажется, что эти галочки, нотабене, свидетельствуют о творческом восприятии книги.
В связи с этим как не пожалеть о распространенной сейчас тяге к быстрому чтению Вот и случается, что иной человек прочитал эвересты книг, нона его интеллекте это не отразилось. Скорость чтения имеет свой предел, в особенности для художественной литературы.
(В. Резник)
В опросы из ада ни я. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Мир книги неисчерпаем.
Б) Перечитывать любимую книгу — значит находить в ней что-то новое.
В) Каждый человек в юности должен полюбить поэзию Г) Надо учиться быстрому чтению, особенно художественной литературы. Ответ Г. Объясните значение слова уникальный, обаяние, целительность, трактовка. Укажите средства языковой выразительности:
А) эпитеты, Б) метафоры, В) риторический вопрос, Г) предложения с однородными членами, Д) градация, Е) оксюморон.
(Ответ: А — Г. Какое слово не является деепричастием?
А) рассказывая, Б) соприкоснувшись, В) свидетельствуют, Г) имея.
(Ответ: В. Сколько грамматических основ в первом предложении предпоследнего абзаца?
(Ответ: 3.)
6. В каком словосочетании связь иная, чем управление?
А) приобщение к поэзии, Б) культура чтения, В) отразилось на интеллекте, Г) художественная литература.
(Ответ: Г. Какие орфографические правила можно подтвердить с помощью примеров возраст, разрасталась, приобщение, привести, прекрасный. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению. Выполните творческие задания:
а) напишите сжатое изложение, б) прокомментируйте, как вы понимаете содержание последнего абзаца в сочине- нии-рассуждении, в) напишите сочинение на одну из тем Мир книги неисчерпаем, Эту книгу хочется перечитывать. Подготовьтесь к выразительному чтению. Укажите изобразительно‑выразительные средства.

Какое блаженство, что блещут снега, что холод окреп, ас утра моросило, что дико и нежно сверкает фольга на каждом углу ив окне магазина.
Пока серпантин, мишура, канитель восходят над скукою прочих имуществ, томительность предновогодних недель терпеть и сносить — что за дивная участь
Какая удача, что тени легли вкруг елок и елей, цветущих повсюду, и вечнозеленая новость любви душе внушена и прибавлена к чуду.
Откуда нагрянули нежность и ель, где прежде таились и как сговорились Как дети, что ждут у заветных дверей, я ждать позабыла, а двери открылись.
Какое блаженство, что надо решать, где краше затеплится шарик стеклянный, и только любить, только ель наряжать и созерцать этот мир несказанный...
(Б. Ахмадулина)
В опросы из ада ни я. Выпишите ключевые слова. Укажите слова, которые входят в тематическую группу Зима. Новый год. Объясните значение слова заветный. Выпишите рифмующиеся слова парами. Обозначьте части речи. Сколько грамматических основ в первом предложении (Ответ 5.)
Памятка‑совет
Внимание к словам какое блаженство, какая удача, дивная участь, чудо, мир несказанный. помогает нам понять то настроение, которое надо передать при выразительном чтении!
А что есть чтение — как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов. Чтение — прежде всего сотворче- ство.
(М. Цветаева)
4. Прочитайте начало текста. Подготовьтесь кто bbму, чтобы его продолжить.
Привычка обращаться к словарями справочникам характеризует культурного человека. Не всегда можно, да и нужно доверять своему языковому чутью, интуиции. Во всех случаях сомнения следует обращаться к словарю, лучшему помощнику всех тех, кто хочет знать русский язык, кто стремится яснее выразить свои мысли. Одним из таких словарей, справочников является...
(В. П. Жуков, А. В. Жуков)
В опросы из ада ни я. Закончите, опираясь на содержание отрывка, пред- ложение:
Словарь — это ...
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении Составьте схему этого предложения.
(Ответ: 3.)
4. В каком словосочетании связь иная, чем согласование А) обращаться к словарю, Б) лучший помощник, В) культурный человек, Г) языковое чутье
.
(Ответ: А. Продолжите текст расскажите об одном из словарей. Для этого прочитайте вступительную статью к этому словарю, в которой даны ответы на вопросы, для чего предназначен словарь, каким пользоваться, когда следует к нему обращаться и др. Приведите примеры словарных статей.
Памятка‑совет
Чтобы придать своему тексту завершенность, перечитайте еще раз то, с чего он начинается. Постарайтесь водном из последних предложений повторить ключевые слова (словосочетания, ключевые мысли, которые есть впервой части текста. Напишите текст на тему Ключевые слова и их роль в тексте. Проанализируйте свой опыт выполнения заданий к текстам, свой опыт работы над созданием текста (сочинения, изложения, доклада, реферата
Именно ключевые слова отражают индивидуаль- но-авторское видение описываемых реалий и явлений».
(Н. А. Николина. Филологический анализ текста»)
Ключевые слова выражают в тексте не только содержательную, но и содержательно-концептуальную и содер- жательно-подтекстовую информацию».
(И. Р. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования»)
«Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Из-за них существует стихотворение А. Блок)
Эта характеристика в полной мере может быть отнесена и к ключевым словам не только поэтического текста.
Набор ключевых слов близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже представляют текст с меньшей детализацией...
Внимание к ключевым словам особенно важно при создании текста, потому что работа над сочинением, понимание того, что сочинение должно обладать всеми признаками хорошего текста, что тема сочинения управляет нашей деятельностью в процессе создания этого текста, — все это соотносится с убеждениями:

формулировка темы непременно содержит те ключевые слова (или их заместители, которые должны пройти красной нитью через всю словесную ткань сочинения;

эти слова особенно важно включить впервые предложения (зачин текста, и, завершая сочинения, надо найти возможность водном из последних предложений повторить ключевые слова из названия темы, а также постараться написать так, чтобы начало и конец текста перекликались. Это поможет создать такой текст, о котором можно сказать, что тема сочинения раскрыта...
Выразительное чтение — это тест на понимание текста. Оно должно быть отражением нашего личностного, субъективного восприятия авторского замысла. Выразительное чтение не может быть безликой манерой, иллюстрирующей только возможности голоса сточки зрения его громкости. Опасно при выразительном чтении стремиться непременно придать тексту пафосное звучание. Прочитайте отрывок из интервью с писателем Борисом Акуниным. Выпишите ключевые слова.
Признаюсь, что отношусь к поэзии сугубо потре- бительски. В обычное время ив мирнодушевном состоянии она мне в общем-то ненужная натура непоэтическая... Но бывают минуты, когда поэзия становится мне остро необходима — как бывает необходимо болеутоляющее.
Думаю, с вами тоже случается, что жизнь вдруг начинает казаться унылой бессмыслицей, все ее краски серы, и становится непонятно, зачем оно все и стоит ли оно того да и сам этот вопрос кажется риторическим нет, не стоит. Вот тут-то я и лезу в аптечку за срочной дозой лекарства. Не было случая, чтобы оно не помогло. Во всякий период жизни было некоторое — необходимое, но достаточное — количество стихотворений, звучание которых действовало на меня волшебным образом. Если я начинал бормотать (важно, чтобы вслух) эти строчки, через некоторое время — быстро — все в мире вставало на свои места. Ноги внизу, голова наверху, важное важно, неважное неважно белое бело, черное черно, серое же вообще не заслуживает внимания.
...Предполагаю, что на людей религиозных подобное психотерапевтическое воздействие оказывает молитва. А меня выручают стихи, мантра для неверующих и агностиков. Если у вас нет такой эмоциональной подстраховки, заведите. Очень советую...
В опросы из ада ни я. Текст, который вы прочитали, озаглавлен О практической пользе непрактического». Как вы понимаете это название. Объясните значение слов мантра, агностик

152 3. Подберите синонимы к словам волшебный, унылый. Объясните значение фразеологизма вставать на свои места. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Какие стихи могут оказать на вас психотерапевтическое воздействие Подготовьтесь написать об этом. Напишите текст на одну из тем Мое отношение к поэзии, Как я отношусь к совету Бориса Акунина».
7. Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова.
...Можно с большими основаниями утверждать, что врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число людей. Это явствует, между прочим, из того, что в детском и отроческом возрасте многие и многие из нас непроизвольно испытывают влечение к стихотворчеству (пусть в самых элементарных его формах. Правда, впоследствии, ковре- мени зрелости, влечение к поэзии у подавляющего большинства ослабевает и глохнет.
Это может показаться странным, но дети в массе своей живее и тоньше, чем взрослые, воспринимают поэтическое слово. Давно замечено, например, что дети — если им, конечно, еще не привили безличную манеру выразительного чтения, — исполняют стихи подобно самим поэтам, отчетливо передавая живое движение стиха, восхищаясь ритмическим рисунком и эмоциональной напряженностью стихо- вых интонаций ив тоже время схватывая поэтический смысл в его полноте и жизненности.
Помню, как шести-семилетний малыш, ведомый мамой за руку по улице, восторженно, сверкая глазами, скандировал:
По фамилии Степанов И по имени Степан, Из районных великанов Самый главный ве-ли-кан!
Он исполнял эти стихи так, как будто он самих только что сочинили теперь наслаждается каждым звуком, каждым ритмическим ходом, каждым словом, созидающими торжественно-веселый поэтический смысл.
Конечно, от восторга перед этими отличными детскими стихами до полноценного восприятия поэзии Пушкина, Фета или Блока — путь немалый. Но вот что важно ребенок в данном случае воспринимает стихотворный текст именно как поэзию, как живое поэтическое слово в органическом единстве его формы и содержания.
Между тем уже к юношеским годам у очень многих читателей это непосредственное восприятие поэзии слабеет и исчезает. И вот, читая гениальные строфы о Петербурге во вступлении к пушкинскому Медному всаднику, мы уже, несколько скучая, думаем о том, что здесь, мол, создана яркая картина великого города, ас другой стороны, поэт использует приемы звукописи» (например, «шипенье пенистых бокалов. И уже нелегко отрешиться от этих вялых соображений и просто услышать в собственном взволнованном голосе потрясающую мощь, красоту и радость, услышать, как словно целый оркестр звучит в твоей груди...
В самом тебе, в твоем собственном творческом воображении созидается, живет, влюбляет в себя неповторимый пушкинский Петербург, прекраснее которого нет ничего на свете...
Но постойте Может быть, ты, мой читатель, не испытываешь всего этого Может быть, поэма Пушкина для тебя — только обязательное чтение, утвержденное вышестоящими инстанциями Что же тогда делать?
(В. Кожинов)
В опросы из ада ни я. Подготовьтесь к выразительному чтению. Выпишите вводные слова.
(Ответ: конечно, может быть, например, правда, между прочим. Укажите средства связи между предложениями. Обратите внимание на заключительную часть текста. Какова роль вопросительных предложений Напишите текст, стараясь дать ответ на вопросы, обращенные
к нам как к читателям. Готовясь ответить на эти вопросы, обратитесь к следующему упражнению. Объясните правописание слов возраст, впоследствии, явствует, одаренность, исчезает. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Подумайте, как можно этот текст озаглавить.
Попробуем взять в руки томик Пушкина (ведь он, конечно же, есть в твоем доме) и открыть Медного всадника. И прочитать ну, скажем, с этой всем известной строки:
Люблю тебя, Петра творенье...
Прочитать вслух, медленно, делая паузы после каждой строки, и внятно, напряженно, чтобы пережить каждое слово, каждый звук. И не думать заранее о том, что вот, мол, передо мной Пушкин, великая поэзия, классика. Нет, непосредственно, просто, даже наивно отдаться нарастающей поступи стиха, видеть, слышать, осязать это полное смысла ритмическое движение слов, их парадное шествие, которое гремит и сверкает с наибольшей силой тогда, когда она и впрямь воссоздает парад — воинственную живость потешных Марсовых полей. Услышим же в своем собственном голосе это шествие, дойдя с ним до того места, где, словно каждая строка, звучит как ликующий возглас:
В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных Сиянье шапок этих медных Насквозь простреленных в бою[!]...
В этой самой громкой строфе, наверное, легче воспринять, услышать, пережить красоту и силу пушкинского слова. Но и для этого, конечно, нужно разбудить в себе душевную свободу и воображение, способность к бескорыстному восторгу и полноту восприятия...
Чтобы воспринять Пушкина, никак недостаточно врожденного чувства поэзии. Но необходимо сохранять и постоянно возрождать в себе это непосредственное первоначальное чувство поэзии...
(В. Кожинов)
В опросы из ада ни я. Автор текста дает нам советы, которые учат нас выразительному чтению. Чтобы глубже осмыслить эти советы, выпишем из текста глаголы и наречия.
Глаголы: прочитать, пережить, воспринять, думать, видеть, слышать, осязать, услышать, воссоздает, разбудить, сохранять, возрождать.
Произведите морфологический разбор одного из глаго- лов.
Наречия: вслух, внятно, медленно, напряженно, просто, наивно, непосредственно, легче.
Произведите морфемный и словообразовательный разбор одного из наречий. Подберите синонимы к вводному слову конечно. Какова роль синонимов в тексте. Укажите средство связи между предложениями. Докажите, что это текст. Что такое чувство поэзии Как оно связано с чувством языка Напишите об этом. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Романы из школьной программы, На ваших страницах гощу. (Пушкина твердая повесть И Чехова честный рассказ Меня удержали не раз.
А если я струсили сдался, А если пошел на обман, Я, значит, некрепко держался За старый и добрый роман.
Вы родина самым безродным, Вы самым бездомным нора, И вашим листкам благородным Кричу троекратно «ура!».
С пролога и до эпилога Вы мне и нора и берлога.
И, кроме старинных томов, Иных мне не надо домов.
(Б. Слуцкий)
В опросы из ада ни я. Выпишите слова, которые являются литературоведческими терминами.
(Ответ: пролог, эпилог, роман, повесть, рассказ. Какой синоним к слову старый используетсявпо- следней строфе?
(Ответ: старинный. Объясните значение слов пролог, эпилог. Укажите изобразительно-выразительные средства.
(Ответ: эпитеты, метафоры, риторическое обращение, анафоры, инверсия, оценочная лексика. Запишите ряд слов, однокоренных с глаголом гостить Обозначьте корни. Составьте схему сложного предложения (предпоследняя строфа. Выпишите слова с приставками наз- и с-.
(Ответ: рассказ, безродный, бездомный. Как вы понимаете мысль, выраженную в последнем предложении Напишите об этом. Напишите сочинение на тему Мое отношение к романам (рассказам, повестям, поэтическим произведениям) из школьной программы, Что значит — гостить на страницах романов из школьной программы, Герой нашего времени (можно выбрать другое произведение) — мой любимый роман из школьной программы. Запишите, объясните знаки препинания.
Помните слова, сказанные однажды Ильей Эрен- бургом: Искусство прошлого не только раскрывает нам глаза, оно раскрывается от жара наших глаз».
Это закон любого диалога, в том числе и диалога с художником. Будем же внимательны и пристрастны к своему собеседнику.
(Н. Крыщук)
В опросы из ада ни я. Объясните значение фразеологизма раскрывать открывать глаза. Укажите средства связи между предложениями. Произведите лексический разбор прилагательного пристрастный

157 4. Напишите текст на одну из тем Чтение стихов Лермонтова это диалог с текстом, Лермонтов — мой собеседник. Прочитайте отрывок из сочинения ученицы
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей