Главная страница

Татьяна Николаевна ОбразцоваМузыкальные игры для детей


Скачать 476.27 Kb.
НазваниеТатьяна Николаевна ОбразцоваМузыкальные игры для детей
АнкорObrazcova_T._Muziykalniye_Igriy_Dlya_Deteyi.a4.pdf
Дата27.05.2017
Размер476.27 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаObrazcova_T_Muziykalniye_Igriy_Dlya_Deteyi_a4.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#21507
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8


Татьяна Николаевна Образцова
Музыкальные игры для детей
Текст предоставлен литагенством «Научная книга»www.litres.ru
Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей: ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс 2000; 2005
ISBN 5-86887-123-5
Аннотация
В книге приводятся описания музыкальных игр, в которые с огромным удовольствием будут играть дети в детском саду, в школе или дома. В издании приведены примеры разнообразных музыкальных игр, рассчитанных на детей самых разных возрастов – от 3
лет до старшего школьного возраста. Это игры, развивающие чувство ритма, музыкальный слух и память, музыкально-юмористические и обрядовые, а также формирующие образное мышление детей и навыки совместного творчества.
Материал книги будет весьма интересен методистам, воспитателям и преподавателям музыкальных школ.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
3
Содержание
Введение
4
Глава 1 5
Глава 2 15
Глава 3 26
Глава 4 33
Глава 5 41
Тематические игры
43
Командные игры
47
Глава 6 49
Глава 7 53
Глава 8 60
Глава 9 68
Глава 10 74
Глава 11 83
Заключение
87

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
4
Татьяна Образцова
Музыкальные игры для детей
Введение
Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Такую ситуацию несложно воссоздать, стоит только чаще знакомиться с книгами вроде той, кото- рую вы держите в руках. Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный,
веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр прино- сит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.
Используя музыкальные игры, родители и учителя имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.
С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности. Еще в период беременности будущие мамы прислоняют к своему животу магнитофон, где звучит спокойная, медленная музыка. Такое действие благотворно влияет на развитие плода.
Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнако- мыми людьми. Чтобы предотвратить возникновение подобных казусов, мамы и папы, вос- питатели и учителя обязаны обеспечить все условия для детской творческой деятельности
(в том числе и музыкальной) и отдыха – и тем самым позволить своим чадам гармонично развиваться и становиться раскованными.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способ- ствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.
Эта книга содержит в себе достаточно информации для того, чтобы стать незамени- мым помощником всех взрослых в достижении максимального эффекта в формировании у детей музыкального вкуса, и дает возможность ознакомиться с различными музыкальными играми.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
5
Глава 1
Подальше от медвежьих лап
Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окру- жает нас на протяжении всей нашей жизни – от младенческих лет до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку.
Эта глава предназначается в основном не тем детям, которые музыкой начали зани- маться профессионально, серьезно и с этой целью учатся в специальных школах, осваивая какой-нибудь инструмент. Мы хотим предложить нашу помощь тем, кто просто хочет лучше разбираться в музыке, научиться ее различать, запоминать; тем, кто любит петь, но не слиш- ком уверен в своих силах. А главное, предложенный в главе материал поможет каждому разобраться в своих способностях и стать более уверенным в себе.
Хотя и говорят, что если в детстве «медведь на ухо наступил», то это навсегда, на самом деле это не так. У всех людей, если они вообще различают хоть какие-то звуки, есть и музы- кальный слух. Просто у одних он развился сильнее, а другим с этим не повезло. И время,
когда можно развить музыкальный слух, упущено в детстве, когда закладываются основы тех или иных способностей человека.
Музыка началась с ритма. В Азии и Африке существуют народы, в танцах которых вообще нет мелодии. Мелодия, как таковая, у них отсутствует. Основу составляет богатый и сложный ритм, исполняемый на ударных инструментах. Эти ритмы переходят из поколения в поколение. Отцы передают их своим детям, причем запоминают они их, конечно, на слух,
т. к. никакой нотной письменности у этих народов нет.
Вообще, ритм – это основа всей музыки. Возможно ли представить существование мелодии без ритмической опоры, хотя бы самой примитивной? Попробуйте любую знако- мую мелодию пропеть без определенной длины каждого звука, произвольно, и она сразу же потеряет смысл и узнаваемость. Поэтому она обязательно должна быть организована во времени, в противном случае затрудняется ее восприятие и возможность воспроизведения.
А вот ритм без мелодии прекрасно обходится. И в этом мы с вами убедимся на примере игр,
которые развивают чувство ритма.
«АПЛОДИСМЕНТЫ»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма.
Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простей- ший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повто- рить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие воз- гласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно исполь-

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
6
зовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически орга- низованно.
«СТУЧАЛКИ»
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкаль- ных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, метал- лические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, метал- лические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем,
что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробрен- чать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть
– по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.
Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмиче- ский рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «пере- бивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора пер- воначальной композиции.
«КАРНАВАЛ»
Ну что же, теперь давайте попробуем освоить ритмы Латинской Америки. Всем нам хорошо знакомы такие слова, как самба, румба. В конце концов, популярный танец макарена тоже основан на латиноамериканских ритмах. Услышав их, мы сразу же представляем горя- чих латиноамериканцев в сомбреро, с гитарами и с такими шуршащими шариками на ручках
– они называются маракасы.
Для этой игры ребятишкам понадобятся новые инструменты, и сделать их придется своими руками. Чтобы сделать один из них, нужно простую жестяную банку из-под фанты или другого газированного напитка наполнить какими-нибудь мелкими сыпучими предме- тами – рисом, песком или мелкими камешками и аккуратно заклеить отверстие скотчем или пластырем.
Прототипом этого инструмента является латиноамериканский инструмент чокало,
представляющий собой некое подобие деревянного цилиндра. Другой инструмент напоми- нает гуиро, который на своей родине изготавливается из высушенной тыквы. Чтобы сделать этот инструмент, достаточно в такую же жестяную банку засыпать горох или высушенные косточки от маслин, заклеить отверстие – и изделие готово.
Если у кого-нибудь найдутся детские маракасы, значит своеобразный латиноамерикан- ский ансамбль налицо почти в полном составе. Бубен и барабан тоже не лишние. На чокало,
гуиро и маракасах нужно играть, производя звуки потряхивающими или покачивающими движениями. Чокало можно не встряхивать, а вращать вокруг оси, тогда его содержимое производит тихое шуршание. Теперь нам нужна любая мелодия в ритме самбы, румбы, танго

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
7
или босановы. Наверняка у кого-то из вашей компании есть магнитофон: песни в ритмах латиноамериканских танцев есть у таких современных исполнителей, как Алсу (ее знаме- нитый сингл с Энрике Иглесиасом). Можно использовать и знаменитую «Макарену» (пусть даже в исполнении Сергея Минаева) или «Квартал» («Парамарибо»).
Игра заключается в том, чтобы, предварительно потренировавшись, попробовать
«влиться» в звучание заранее заготовленной песни или композиции. Старайтесь, чтобы звуки ваших инструментов точно совпадали с «долями» звучащей музыки, с ударами бара- банов или звуками бас-гитары. На бубне и барабане сыграть такой простейший ритм не представляет труда, а вот на гуиро или маракасах у вас не все сразу будет получаться – такие простые на вид инструменты требуют большой сноровки и чувства ритма. Но, приложив усилие, вы почувствуете, что ваша группа «музыкантов» становится настоящим мексикан- ским оркестром или участниками бразильского карнавала.
Если вы не найдете нужную запись, можете использовать любую мелодию, близкую по ритму, какую-нибудь песню Бритни Спирс или песни группы «Сплин» (например, «Мое сердце»). В сочетании песен, не совсем подходящих по стилю, с таким специфическим сопровождением можно найти даже юмористический эффект (сейчас многие группы экспе- риментируют со смешением стилей). Присоедините звучание своего ударного ансамбля к мелодиям таких групп, как «Тату», «Руки вверх», «Иванушки-Интернэшнл» и т. д. Попро- буйте, посмотрите, что получится.
«КУКУШКА»
Найдите детскую дудочку, на которой можно было бы сыграть два разных по высоте звука, один выше, другой ниже, то есть полностью повторить песню кукушки в лесу: «Ку- ку». И пусть тот, кто будет изображать кукушку, не самый музыкально и ритмически ода- ренный человек. Главное, чтобы он мог играть эти два звука. Остальные участники игры должны выбрать себе по одному ударному инструменту и на них попробовать сыграть любой ритм из предыдущих игр или любой другой на выбор. Ритмическая фраза должна быть довольно длинной и по своему строению напоминать куплет из песни. Можно взять куплет какой-нибудь известной народной песни, которую все наверняка знают («Во поле береза стояла» или более сложную по ритму «Калинку»).
Итак, все исполнители по сигналу выбранного «дирижера» начинают играть слаженно и вместе. Только «кукушка» молчит. Но вот и она в самый подходящий по ее мнению момент вступает со своим «ку-ку». Если звуки кукушки подошли к ритму и не сбили остальных, игра продолжается. Если же «ку-ку» раздалось совсем невпопад, ритмический рисунок начина- ется снова. Причем, не надо делать перерыва, а сразу после «ку-ку» по кивку «дирижера»
вступать со своей «песней» вновь. Как правило, такое кукование имеет большой успех и может всех развеселить. Используйте в этой игре предыдущие примеры.
«ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ» («МУЗЫКА НА ВОДЕ»)
Один из вариантов ритмических игр – игра, подготавливающая детей к запомина- нию простейших мелодий. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5—7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками.
Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают. Ударять старайтесь не слишком сильно, чтобы не разбить стаканы и не уронить, но в то же время так, чтобы звук был наиболее ясным. Каждый стакан должен «зазвучать» по- своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно – главное, чтобы звуки четко различались на слух.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
8
Задача играющих в этом случае значительно усложняется. Теперь они уже должны запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены в ряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа – высокие. Совсем хорошо, если кто- нибудь из наиболее «продвинутых» игроков сможет настроить весь этот ряд по музыкаль- ному звукоряду. Но даже если этого не получится, не огорчайтесь, попробуйте соблюдать направление; запомните, в какую сторону изменялся последующий звук, был он выше или ниже предыдущего. И просто старайтесь как можно точнее повторять заданный ритм, пока мелодия для вас еще не главное.
Примеры ритмических рисунков можно брать прежние.
Итак, мы научились улавливать и запоминать ритм. Теперь попробуем приступить к решению более сложной задачи: к играм, которые развивают музыкальный слух и память.
Если чувство ритма заложено в человеке самой природой (ведь самый основной ритм – это стук нашего сердца), то с высотой звука все гораздо сложнее. Уши – это довольно сложный прибор, требующий тщательной настройки. Но пусть вас не останавливают трудности. Вы должны твердо знать: слух есть у каждого, только у одного он как бы «лежит на поверх- ности», а у другого – спрятан внутри, и его нужно очень осторожно и настойчиво оттуда
«доставать».
Часто у тех, про кого говорят, что у них «по ушам слоны прошлись», просто нет голоса.
Голос или ломается в подростковый период или не успел развиться. Обычно голосом просто не умеют пользоваться, но при этом слышат, что пение получается не очень правильное.
Но ведь уши-то у этого человека в порядке, слух контролирует голос, но порой не может помочь. Игры, которые мы вам предложим, помогут вам проверить себя и состояние своего слуха именно в музыкальном, звуковысотном отношении.
«УГАДАЙ-КА»
Для участия в этой игре понадобится настоящий музыкальный инструмент. Конечно,
лучше, если это настоящее фортепиано, но если его нет, подойдет любая детская игрушка с клавишами или детский ксилофон или металлофон. То есть игрокам нужен такой инстру- мент, на котором любой играющий смог бы воспроизвести простейший звук. Ведь на пиа- нино для этого нужно всего лишь нажать на клавишу. А на ксилофоне – ударить палочкой по пластине.
Теперь надо выбрать ведущего, того, кто хоть немного знает, как расположены кла- виши на клавиатуре (знать их название при этом не нужно) или пластинки у ксилофона. Этот ведущий должен уметь запоминать высоту звука и именно ту клавишу, которая будет извле- кать этот звук. При небольшой подготовке это сможет сделать любой из вас. Все осталь- ные участники игры отворачиваются, а ведущий нажимает на одну из клавиш или ударяет палочкой по ксилофону. Затем он выбирает кого-либо из ребят и предлагает ему отгадать,
на какую клавишу он нажимал. Причем, если используется настоящее фортепиано – значит,
поскольку клавиатура у него длинная, необходимо выделить небольшой отрезок клавиш (в пределах октавы), чтобы облегчить начинающему игроку угадывание.
На ксилофоне звукоряд короткий, и поэтому такого упрощения не требуется. Мето- дом «тыка» угадывающий должен остановиться на одном варианте. Остальные участники игры могут высказать свое согласие или несогласие. Если ведущий признает правильность выбора, то ведение игры переходит к этому участнику. Если же нет, то угадывающего можно сменить. Но учитывайте, что звук, скорее всего, нужно будет повторить, так как не у всех людей такая замечательная память, чтобы после многочисленных ошибок предыдущего игрока можно было точно вспомнить первоначально заданный звук.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
9
«КТО ЭТО БЫЛ?»
Игра, которую мы хотим предложить вашему вниманию сейчас, представляет собой продолжение предыдущей. Принцип ее такой же, как в знакомой вам с детства игре, когда один из ребят отворачивается от трех-четырех других, а они толкают его под локоть. Только здесь вместо толчка будет действовать звук. Для этого вам потребуются как минимум три- четыре одинаковые по тембру детские дудочки. Каждый из играющих на этих дудочках дол- жен выбрать один из звуков, который можно извлечь определенной комбинацией нажатия пальцев (музыканты называют это аппликатурой).
Тому, кто собирается отгадывать, нужно все из предложенных звуков прослушать очень внимательно и постараться мысленно запомнить, какой из них кому из участников принадлежит. Теперь он должен отвернуться, а кто-то из «музыкантов», по молчаливой дого- воренности, играет свой звук (только непременно тот, который был заявлен). При этом все играющие участники должны стоять как можно ближе друг к другу, чтобы по направлению звука угадывающий не мог догадаться, кто из участников игры его извлек. По той же при- чине тембр инструментов должен быть нейтральным, имеющим минимум отличий друг от друга. Если некоторые звуки будут слишком характерными, следует использовать только те,
которые не «выдают» инструмент.
Теперь у каждого звука есть имя – имя участника, его воспроизводящего. Ребенок, уга- дывающий «мелодии», просто называет звуки «по имени». После успешной отгадки звуки нужно поменять на другие, соблюдая те же принципы. Когда все пройдут через роль уга- дывающего, наступает следующий этап. Нужно отгадать не только, «кто это был», но и
«сколько их было». Теперь звуки, предварительно прослушанные, должны звучать по два, а то и по три сразу. Не думайте, что это так легко угадать, если, конечно, у вас нет специаль- ной подготовки.
Сначала отвернувшийся должен просто сказать, какое количество звуков он слышит.
Ну а затем, если это получается легко, постараться определить, кто это играет. Самое главное в этой игре – постараться достигнуть прогресса в угадывании. Ведь инструменты одни и те же, различие высоты (диапазон) звуков небольшое, и поэтому задействованной оказывается не только сиюминутная память на высоту звука, но и тембровая память на каждый звук и голос определенного инструмента. Большое внимание следует уделить подготовительной части игры. Прослушивание и запоминание каждого звука должно происходить в полной тишине и при максимальном внимании всех участников, а особенно – угадывающего.
«КАНОН»
Название это происходит от названия пьесы, где каждый из голосов должен повторить мелодию, начатую первым голосом. И принцип нашей игры будет таким же, с той только разницей, что целой новой пьесы мы не напишем, а всего лишь постараемся потренировать свой слух и голос. В компании играющих всегда есть человек, про которого все знают, что именно он поет лучше и «чище» всех, как говорят музыканты. Если такового в вашем круге не найдется, то придется выбрать того, кому если и «наступил медведь на ухо», то только на одно и совсем чуть-чуть.
Как вы поняли, здесь придется петь. И стесняться этого не надо. Вспомните, что мно- гие звезды современного шоу-бизнеса не очень-то хорошо пели в детстве. Например, аме- риканская суперзвезда Мадонна имела проблемы с голосом и слухом. Ей даже приходилось долгое время брать уроки вокала, чтобы превратить свой слабый и не очень «чистый» голо-

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
10
сок в то, что мы теперь слышим. Не говоря уж об отечественных звездах, голоса которых вы все прекрасно знаете. Попробуйте и вы.
Итак, тот, кто выбран в ведущие благодаря своим музыкальным (в первую очередь голосовым) талантам, должен пропевать какие-либо небольшие отрывки всем знакомых песен. Можно брать только начало или припев известной песни. Вслед за ним с наиболь- шей точностью эти небольшие кусочки должны повторять остальные. По мере удаления от первоначального исполнения повторять песню становится все труднее, и поэтому в конце
«круга» исполнителей должен находиться тот, кто поет лучше всех. В случае, если при повторении мелодия будет более или менее искажаться, он должен как бы возвращать всех
«на путь истинный».
Петь вы можете песни, которые нравятся большинству присутствующих или которые у всех «на слуху». Но можно использовать и народные мелодии, примеры которых мы при- водим ниже. Вариант продолжения этой игры – когда таким способом поется вся песня. Это очень интересно звучит, когда участников не так много (3—4). Песня делится на небольшие музыкальные фразы, то есть стихотворные строчки. Каждая музыкальная фраза повторя- ется три-четыре раза, и получается тот самый канон, который дал название этой игре. Очень хорошо подойдут для пропевания каноном песни таких групп, как «Сплин», «Чайф», «Ногу свело», «Манго-манго».
Один из классических примеров настоящего канона, который может оказаться под силу даже начинающим, – это русская народная песня «Во поле береза стояла». И не думайте,
что она давно устарела и никому не интересна. Напротив, во всем мире фольклорная, наци- ональная музыка пользуется все более возрастающим вниманием. В европейских странах умение петь хором считается обязательным для каждого образованного человека и патриота своей страны. Хоровые фестивали собирают огромные массы участников. Тысячи людей на них совершенно бесплатно репетируют и исполняют народные песни, а десятки тысяч их с удовольствием слушают. Попробуйте, и вы услышите, как вашими голосами создается настоящая, непреходящая красота. Пример этого канона мы тоже приводим.
«ЭСТАФЕТА»
Логическим продолжением «Канона» будет игра «Эстафета». В ней подразумевается,
что каждый из ребят уже более или менее владеет своим голосом и в его силах спеть если не всю песню целиком, то хотя бы ее небольшой отрывок. Поются те же песни, что и в пре- дыдущей игре, с тем только отличием, что отрывки музыкальных фраз не повторяются, а сразу передаются, как в эстафете, следующему участнику. Здесь главное – не «сползти», не потерять тон или, как это говорится у профессиональных музыкантов, «не потерять тональ- ность». В этой игре важнее не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает и заканчивает. Они не должны дать увести мелодию от начального тона туда, «куда Макар телят не гонял». Задача сложная, но интересная.
«КОНКУРС!!!»
Завершающим этапом должна стать игра, выявляющая лучшего из вашей компании начинающих поющих «звезд». Безусловно, опыт у вас уже есть, и тех, кто хорошо поет, вы можете назвать и без конкурса. Но тут все дело в том, какая будет выбрана программа. На каждом уважающем себя вокальном конкурсе есть определенная программа. Конечно, есть конкурсы, на которых каждый из участников представляет свою оригинальную песню. Но мы предлагаем вам провести конкурс, в котором одна песня будет обязательной для всех,
а одна может быть выбрана произвольно, то есть по желанию конкурсанта. Вот тут-то, на

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
11
обязательной программе может оказаться, что лучший не тот, кого вы обычно считали, а кто- то другой.
Обязательная песня не должна быть, конечно, слишком сложной, но и на слишком про- стой тоже останавливаться не стоит. Маловероятно, что вам удастся выбрать песню, кото- рую все очень любят, но в этом и смысл – спеть хорошо то, что не так уж и нравится, но так,
чтобы это понравилось другим. А то, что нравится, можно спеть вторым номером в «необя- зательной программе». Для придания торжественности вашему конкурсу можно провести жеребьевку номеров, под которыми будут выступать участники, чтобы все было как в насто- ящем конкурсе. Для программы этого конкурса можно предложить такие песни: «Осенние листья», «Где-то на белом свете», из фильмов «Семнадцать мгновений весны», «Девчата»,
«Карнавальная ночь» и другие.
Но если вам нравятся какие-то другие песни, пожалуйста, принимайте решение.
Кстати, у конкурса должно быть и настоящее жюри. Можно пригласить родителей или дру- зей. В любом случае, число поющих участников не должно быть чрезмерным, иначе вам просто придется сидеть и целый день слушать, слушать и слушать. Ваша компания может просто разделиться на две части – на жюри и конкурсантов. В следующий раз можете поме- няться (думаем, никто обделен не будет). Но не забудьте: те, кто поет, не должны оценивать других. Это совершенно разные сферы, и они не должны пересекаться.
Последний раздел нашей главы – это игры, развивающие музыкальную память. Как вы уже, наверное, убедились, не всегда те, кто хорошо запоминает стихи, номера телефонов, а то и просто анекдоты, могут быстро и точно запомнить и воспроизвести музыкальный мотив.
Как известно, феноменальной памятью обладал великий немецкий композитор Вольфганг
Амадей Моцарт. С самого детства у него обнаружился абсолютный музыкальный слух и
«абсолютная» музыкальная память, хотя такого понятия и не существует. Однажды с ним произошел довольно курьезный случай. Он украл мелодию! И у кого! У города! Каждый год в церкви одного немецкого городка проводилась служба, на которой звучала пьеса, напи- санная для органа специально к этому дню. Ноты этой пьесы принадлежали магистрату, и никто, кроме органиста, не мог их увидеть, сыграть и переписать.
Моцарт, которому было к тому времени восемь лет, присутствовал на службе и, придя домой, по памяти исполнил ее целиком и записал без единой ошибки. На следующее утро,
когда он сыграл это произведение отцу, известному музыканту Леопольду Моцарту, тот сна- чала испугался, ведь их могли обвинить в краже. Но, пораздумав, решил использовать этот случай для своего же блага. Красивым почерком он переписал эту пьесу и преподнес ее в тот же день архиепископу этого городка – как знак гениальной одаренности своего сына.
Такая одаренность встречается очень редко, и мы, конечно, не будем ставить перед вами подобных сложных задач, тем более, что для этого надо владеть нотной грамотой. Но проверить, насколько ваша музыкальная память хороша, и попробовать ее немного развить
– это наша с вами цель. Кстати, и все предыдущие игры тоже использовали эту способность человека запоминать звуки. И в ритмических играх, и тем более в играх, связанных с пением,
память обязательно присутствует и, надеемся, уже прошла некоторую тренировку. Но почти все предыдущие песни были связаны с голосовыми данными, которые, конечно, не у всех находятся на должной высоте. И последний раздел, посвященный исключительно памяти,
возможно, поможет реабилитироваться, то есть попросту отыграться тем, кто не смог про- явить себя достойно раньше.
«ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ»
Эта игра предполагает довольно серьезную техническую подготовку хотя бы со сто- роны одного из участников. Потребуются двухкассетный магнитофон и пустая или ненуж-

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
12
ная кассета. И кто-то из игроков должен иметь хотя бы небольшой опыт для того, чтобы перезаписать музыкальные отрывки с одной кассеты на другую. Если вы не уверены в своих способностях, попробуйте попросить кого-нибудь помочь вам в этом благородном деле. Объ- ясните им всю необходимость своего музыкального роста и совершенствования.
Кто-то должен взять на себя роль звукорежиссера этой игры и пожертвовать при этом своим участием. Звукорежиссеру предстоит выбрать на свой вкус, не сообщая об этом остальным участникам, любую кассету популярной музыки, прослушать ее хорошенько и в произвольном порядке перезаписать, но не песни, а только инструментальные вступления или проигрыши, то есть те отрывки, где не поет певец или певица, и наиболее трудные для узнавания.
Не забывайте делать небольшие промежутки в звучании музыки, чтобы можно было потом отделить одну песню от другой. В процессе звукозаписи, конечно, все нужно тща- тельно зафиксировать и на бумаге, чтобы впоследствии не перепутать, да и чтобы при воз- никновении споров, если появятся сомнения, был письменный документ, список, подтвер- ждающий настоящий порядок.
Итак, подготовка произведена. Теперь все, кто хочет проверить себя на способность запоминать музыку, садятся недалеко от магнитофона. У каждого в руках листок бумаги и ручка. Звукорежиссер, он же в данный момент звукооператор, включает свою запись, а игроки записывают названия прослушанных мелодий. Если запись собрана не с одной кас- сеты, а с двух или нескольких, задача усложняется.
«КАЛЕЙДОСКОП»
Эта игра похожа на предыдущую, но только более проста в подготовке. Здесь не требу- ется перезаписывания с одних кассет на другие. Достаточно найти магнитофон и несколько популярных кассет. И подготовка звукооператора в этой игре тоже не столь серьезна, с этой ролью может справиться каждый. При этом звукооператор вполне может и сам участвовать в ней наравне со всеми.
Тот, кто выбран для этой роли, должен просто найти кассету и включать магнитофон на 5—7 секунд, не больше, прокручивая ее то вперед, то назад. Все остальные на листочках бумаги отмечают, что в этот момент звучит. Паузы между отрывками музыки должны быть не слишком маленькими, чтобы все успели вспомнить и определить, что за песня прозву- чала, но и не слишком большими, чтобы «семеро одного не ждали».
Поскольку звукооператор и сам может потеряться и не знать, какая песня сейчас зву- чит, то и он вправе поучаствовать в этой игре. Если в процессе «перемотки» все играющие начинают сомневаться в том, что именно сейчас прозвучало, значит, чтобы окончательно уточнить мелодию, можно увеличить прослушивание этого отрывка на несколько секунд.
Вообще, более живой характер игра приобретет, если работа будет не «письменной», а «уст- ной». Естественно, те, кто очень уверены в своем знании ответа, должны уступить менее уверенным.
«СТАРЫЕ ПЕСНИ»
Эта игра потребует участия тех, кто хотя бы немного знаком с музыкальной грамотой.
Ниже мы приводим несколько нотных примеров, где записаны народные песни и песни,
которые пели ваши бабушки. Все они достаточно популярны, и вам наверняка приходилось их не один раз слышать. Вот и посмотрим, насколько вы внимательны к текстам старых песен. Ведущий должен владеть игрой на фортепиано в самых небольших пределах, песни записаны в один голос и воспроизвести их после некоторой тренировки нетрудно. Если нет

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
13
настоящего пианино, можно использовать игрушечное детское, если позволит диапазон кла- виатуры, то есть попросту количества клавиш хватит.
Задача играющих – как можно быстрее вспомнить, что за песня звучит, и сразу же под- хватить слова. Если голос некоторых участников не позволяет этого сделать, можно их про- говаривать вместе с мелодией или просто сказать название песни. Кто первый это сделает,
тот и выиграл или набрал какое-то количество очков. Чемпионом становится, конечно, тот,
кто набирает больше очков.
Игра повторяется после перемены порядка песен. Можно использовать другие песни,
которые в состоянии сыграть ведущий, и достаточно популярные для остальных, например,
не только русские народные песни, но и украинские, и татарские, и, вообще, песни любых народов. Таким образом, победители каждый раз возможны разные. Все зависит от объема памяти того или иного участника и его реакции.
«КЛАССНАЯ КЛАССИКА»
Как вы, наверное, знаете, классикой называют музыку, проверенную временем. Ведь есть и классика джаза, и классика рока, и классика популярной песни. Но чаще всего, когда говорят слово «классика», имеют в виду музыку, написанную серьезными композиторами иногда много лет, а то и веков назад. Исполняется она чаще всего на старинных, классиче- ских инструментах, таких, как фортепиано, скрипка, виолончель, различные духовые, труба,
флейта и т. д.
Необходимо прослушать одну или несколько таких мелодий и запомнить. У этой игры возможно второе название: «Классика, или притворись ее знатоком». Действительно, всю классическую музыку знать почти невозможно. Но попробовать «вложить» в свою память хотя бы несколько популярных классических мелодий лишним ни для кого не будет. Для этого вам понадобятся старинный проигрыватель и старые виниловые пластинки, если у вас или ваших знакомых не окажется записей классических мелодий на магнитофонных кассе- тах.
Целиком можно прослушать мелодии только первый раз, а дальше, при повторе, оста- навливаться на начале. Эти произведения настолько популярны во всем мире и их звучание настолько характерно, что мы уверены: после первых же тактов, после первых минут звуча- ния вы сможете их узнавать и сразу же называть несколько слов из песни, и получать очки за правильные ответы. Побеждает тот, кто наберет больше очков.
Примеры произведений, рекомендуемых к прослушиванию:
М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»;
П. И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»;
С. В. Рахманинов. Концерт N 2 для фортепиано с оркестром (I часть);
И. С. Бах. «Шутка» из сюиты си минор;
В. А. Моцарт. Симфония N 40 (I часть);
Л. В. Бетховен. Соната для фортепиано N 14 («Лунная»);
Л. В. Бетховен. Симфония N 9 («Ода к радости»);
Н. Паганини. «Кампанелла»;
Ф. Лист. Венгерская рапсодия N 2 для фортепиано;
М. Равель. «Болеро»;
К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»;
И. Стравинский. Балет «Петрушка»;
Д. Д. Шостакович. Романс из кинофильма «Овод».
Тем, на кого классическая музыка произвела впечатление, особенно рекомендуем про- слушать музыкальную сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк». В ней вы познакомитесь с

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
14
инструментами симфонического оркестра и запомните тембры многих из них, что также может пригодиться вам в жизни и улучшит вашу музыкальную и тембровую память. Кроме того, это популярная мелодия, отрывки из которой использовались даже в джазе. Попро- буйте шагать в ногу со всем миром, полюбите классику.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
15
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом