Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Татьяна Николаевна ОбразцоваМузыкальные игры для детей


Скачать 476.27 Kb.
НазваниеТатьяна Николаевна ОбразцоваМузыкальные игры для детей
АнкорObrazcova_T._Muziykalniye_Igriy_Dlya_Deteyi.a4.pdf
Дата27.05.2017
Размер476.27 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаObrazcova_T_Muziykalniye_Igriy_Dlya_Deteyi_a4.pdf
ТипРеферат
#21507
страница2 из 8Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 44 файл(ов). Среди них: Osnovy_kharakternogo_tantsa.pdf, T_Belaya_-_Anatomia_yogi_-_2008_PDF.pdf, Stretching_5_uprazhneniy_dlya_ezhednevnoy_rastyazhki.pdf, Stretching_-_dinamicheskaya_rastyazhka.pdf, Sekrety_gibkosti_Polnaya_amplituda_dvizheniy.pdf, Rastyazhka_dlya_kazhdogo.pdf, vk_gettoken, Rey_Kempbell_Smit_-_Perspektiva.pdf, vk_gettoken и ещё 34 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
Глава 2
Громко, звонко, весело
Часто мы резко обрываем человека в тот момент, когда он поет, или поправляем, если слышим неправильно звучащую мелодию. Этого делать нельзя, потому что песня – это отражение настроения. Если человека прервали, он начинает нервничать, раздражается или вообще перестает с вами общаться.
Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состо- яние человека. Вспомним слова старой известной песни: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». В песне человек выражает не только свое настро- ение, но и свое видение мира.
Одной из задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры. Музыкально-дидактиче- ские игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами.
Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Дети обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение.
Для развития у детей голоса используются различные распевки, которые проводятся на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые они поют с раз- личными звуками.
«ВОСЬМЕРКА»
Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними. По его сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился «надутым», подгибают одну ногу, немного наклоня- ются вперед и начинают считать до восьми, до тех пор, пока живот «не спустится» – выдох.
Воздух нужно расходовать постепенно.
Счет (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.
Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.
Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко.
Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.
«ЗОВ»
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице,
на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.
По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произно-

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
16
сятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.
«ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»
Игра для детей младшего дошкольного возраста.
Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих).
На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких – утята,
гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.
Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.
Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыпля- тами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Одна- жды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): „Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!“ (поет на „ре“ первой октавы – мелодия начинается со звука „ре“, слоги
„тя-та“ в слове „утята“ и „бя-та“ в слове „ребята“ поются на „фа“)».
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря,
мы здесь» (поют на звуке «ля» первой октавы).
Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: „Где мои цыплята,
милые ребята? Ко-ко!“ (поет на „ми“ первой октавы – ход мелодии тот же). Ребята, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке „си“ первой октавы. Гусята „отвечают“ на
„фа“ первой октавы (тональность си-мажор); птенчики „отвечают“ на „до“ второй октавы
(тональность фа-мажор)».
Затем воспитатель дает возможность детям побыть «мамами-птицами».
«ПОВТОРИ ЗВУКИ»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчи- ков: красный – «дан», зеленый – «дон», желтый – «динь»; маленькие карточки с изображе- нием таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.
Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмо- трите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко,
мы назовем его „дан“, он звучит так (поет „до“ первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубен- чик звенит намного выше, мы назовем его „дон“, он звучит так (поет „ми“ первой октавы):
дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его „динь“, он звучит так (поет „соль“ первой октавы): динь-динь-динь».
Затем воспитатель просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высо- кий.
Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот,
кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспи- татель дает ему карточку – и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае,
если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
Игру можно усложнить: попросить детей спеть, как звучат бубенчики от звуков
«до» (тоника – первая ступень), «фа» (субдоминанта – четвертая ступень), «соль» (доми-

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
17
нанта – пятая ступень и, разрешение, «до» (тоника). Эту мелодию можно петь от каждой ноты (в других тональностях), следуя по музыкальному ряду.
В игре участвует любое число детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛЕСЕНКИ»
Игра для детей 4—6 лет.
ВАРИАНТ 1
Для этой игры необходимы три карточки с изображением лесенок, на которых отра- жены последовательности: 1) до-ре-ми, ми-ре-до; 2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до; 3) до-ре-ми- фа-соль, соль-фа-ми-ре-до.
Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка»
Е. Тиличеевой):
1) «вверх иду», «вниз иду»;
2) «вверх я иду», «вниз я иду»;
3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз».
Маленькие карточки с кружочками, отражающими такие же последовательности (по количеству участников), перемешиваются. Воспитатель показывает одну из трех больших карточек. Затем дети выбирают карточки (они перевернуты). Ребенок, у которого на карточке окажется такая же последовательность, как на большой, должен пропеть ее. Воспитатель снова перемешивает маленькие карточки и показывает вторую карточку. И так – далее.
ВАРИАНТ 2
Воспитатель раздает детям по две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступенями. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся вверх по сту- пенькам; на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз.
Музыкальный руководитель играет на фортепиано попевку-песенку «Лесенка» Е.
Тиличеевой и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением.
Воспитатель говорит: «Давайте поднимемся по лесенке вверх вместе с девочкой». Про- игрывает ступенчатое движение мелодии вверх от звука «фа», а дети поют: «Вот иду я вверх». «А теперь спустимся вместе с девочкой», – говорит воспитатель. Дети поют: «Вот иду я вниз». Когда дети «идут вверх», голосом нужно постепенно усиливать звучание, стре- миться к верхней, громко звучащей ступени («до» второй октавы). Когда дети «идут вниз»,
мелодия постепенно ослабевает. Воспитатель следит, чтобы дети точно передавали мелодию голосом.
Можно разделить детей на две группы: одна «идет вверх», другая – «вниз», затем поме- няться.
«ЦИРКОВЫЕ СОБАЧКИ»
Для детей 6—7 лет.
Для этой игры в качестве наглядного пособия необходимы две карточки, на которых изображены лесенки из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку (начиная снизу вверх: «до», «ре»,
«ми», «фа», «соль», «ля», «си»). Для игры нужны также следующие карточки:
1) нарисован полный звукоряд;
2) последовательность из пяти звуков, идущих вверх: до-соль;

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
18 3) последовательность из пяти звуков, идущих вниз: соль-до;
4) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: до-ми-соль;
5) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия, идущих сверху вниз: соль- ми-до;
6) два звука разной высоты: до (первой октавы) – до (второй октавы).
Заданий может быть и больше.
Воспитатель предлагает детям стать «цирковыми собачками».
Каждый ребенок получает карточку с заданием. «Вот собачка побежала вверх по сту- пенькам и остановилась на желтой ступеньке» (нота «си»), – говорит воспитатель, показы- вая карточку с лесенкой, ведущей вверх, по которой прыгают собачки. Тот ребенок, у кого на карточке нарисован полный звукоряд, поет гамму на звук «а» (до-мажор). «Потом собачка побежала вниз и остановилась на красной ступеньке» (нота «до» первой октавы), – продол- жает воспитатель и показывает карточку с лесенкой, ведущей вниз. Ребенок, у которого на карточке нарисован полный звукоряд в обратной последовательности, поет гамму на звук
«а» сверху вниз.
«Четыре кубика из лесенки забрали: оранжевый (нота „ре“), голубой (нота „фа“), фио- летовый (нота „ля“) и желтый (нота „си“). Осталось только три кубика. Собачке придется прыгать с красного кубика („до“) на зеленый („ми“), с зеленого на синий („соль“)», – гово- рит воспитатель, закрывая на лесенке, ведущей вверх, четыре кубика так, чтобы получилось трезвучие. Дети, у которых на карточке показана последовательность из трех звуков, идущих вверх, поют мажорное трезвучие (до-ми-соль) на звук «а». Так и в случае с карточкой, на которой изображена лесенка, ведущая вниз.
Потом воспитатель закрывает пять кубиков на лесенке, и дети, у которых на карточках нарисована последовательность из пяти звуков, пропевают их поступенно вверх или вниз;
теперь воспитатель оставляет только красный кубик («до» первой октавы) и ставит розовый
(«до» второй октавы), а дети поют два звука разной высоты, образующие интервал в восемь ступеней (октава).
Руководитель следит за тем, чтобы дети чисто пропевали звуки разной тональности.
Если «собачка» на какой-нибудь ступеньке «споткнется», ей нужно вернуться на исходную и повторить задание.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН»
Для детей 5—6 лет.
К планшету прикреплен вращающийся диск от телефона со стрелкой. Вокруг диска нарисованы пять нотных линий, на которых помещены ноты (от «до» до «си») по кругу.
Дети сидят полукругом, перед ними воспитатель-ведущий, он показывает игру, объ- ясняет, что это музыкальный телефон и дети могут заказать по нему песенку-попевку от любого звука. Попевку музыкальный руководитель подбирает заранее. Это может быть не только песенка, но и мелодия из какого-нибудь музыкального произведения, которую вос- питатель наигрывает на музыкальном инструменте. Вращается диск телефона вправо (по часовой стрелке), стрелка останавливается, например, против ноты «ре». Все поют песенку- попевку от этого звука. Затем выходит ребенок, вращает диск, исполняется та же песенка или мелодия, но только от другого звука, которую поют все дети или индивидуально тот или иной участник игры.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
19
«ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА»
Для этой игры воспитатель подбирает маленькое стихотворение, состоящее из одной- двух строк с повторяющимися слогами. Например:
Мы перебегали берега,
Перебегали берега.
Затем дает тонику, например, ноту «до» (мажор). И играет мелодию, которая идет поступенно вверх: верхняя ступень – пятая (доминанта) – на слог «га» в слове «перебегали»;
затем вниз, до конца первой строчки; снова вверх, начинается уже вторая строчка со второй ступени «ре»; верхняя ступень такая же, как в первой строке на слог «га»; последний ниж- ний слог в слове «берега» второй строки пропевается дольше, тянется гласный «а». Петь строчку нужно на одном дыхании.
Воспитатель может отстукивать ритм, размер двухдольный: сильные доли – «мы»,
«га», их нужно выделять голосом и стремиться к верхней ступени, голосом постепенно уси- ливая звучание, а к нижней – ослабляя.
Следующая тоника «ре» (мажор). Слова пропеваются уже в другой тональности по тому же принципу. И так до конца музыкального ряда. Воспитатель-ведущий может задавать тон не только в первой октаве, но и ниже, в малой октаве, или выше, во второй.
Дети должны пропевать слова, четко проговаривая каждый слог. Руководитель следит за их артикуляцией. Если у кого-то не получается, упражнение необходимо повторить.
В этой игре для распева можно использовать гласные звуки, разнородные по артику- ляции: например, звук «а» чередовать с «у», затем «и, о, э, ы». Пропевать их следует так, как и слова «мы перебегали берега, перебегали берега».
«ЖЕСТЫ»
Играть можно, сидя или стоя, как удобно детям. Дети поют гамму с помощью жестов.
Для каждой ноты существуют свое обозначение и жест. Жесты помогают правильно петь звуки.
Сначала руководитель показывает, как нужно петь, затем дети хором повторяют.
Обозначение нот: до – \му\, ре – \вje\, ми – \на\, фа – \зэ\, соль – \лjo\, ля – \лje\, си –
\ры\, до – \му\.
Жесты:
«му» – ладони прикасаются к груди, как бы поглаживая и в то же время извлекая звук из груди, одновременно пропевая его;
«вjе» – кисти рук внешней стороной прикасаются к подбородку, проводя под ним от середины к ушам; звук пропевается на полуулыбке;
«на» – пальцы рук соединены вместе, полусогнуты и находятся над верхней губой;
движение напоминает подчеркивание улыбки; звук открытый, как будто улыбаются от радо- сти;
«зэ» – прикосновение собранных пальцев к вискам;
«лjo» – прикосновение собранных пальцев, полусогнутых, к темени головы, как бы вытягивая звук оттуда;
«лje» – ладони с сомкнутыми пальцами «зависают» над головой, кисть полусогнута;
«ры» – указательные пальцы направляются вверх, остальные согнуты; звук тянется вверх в тонику;

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
20
«му» – руки вытянуты, подняты вверх, пальцы разжаты, смотрят в разные стороны,
кисти рук направлены вверх.
Вместе с руководителем дети начинают петь гамму с помощью жестов, сначала посту- пенно вверх и вниз. Затем ведущий (воспитатель) просит спеть, например, тоническое тре- звучие, поступенно или распределяет звуки между детьми; просит пропеть тонику; спеть какой-нибудь интервал или аккорд с разрешением от определенной ступени.
«ЛЕСНЫЕ ГОЛОСА»
Дети разбиваются на группы по 5—6 человек, один из них назначается «лесником».
Каждый ребенок выбирает, каким животным или птицей он хочет побыть. Для каждого голоса руководитель подбирает звук или мелодию, которую ребенок должен пропеть, подра- жая голосам зверей или птиц.
В голосе кукушки могут быть наиграны два звука, представляющие собой какой-то музыкальный интервал, например кварту. Звуки нажимаются поочередно, сначала верхний,
потом нижний, что будет соответствовать «ку-ку».
Дети разбегаются по комнате, играя роль своего животного. Кто-то сидит, кто-то ходит или лежит, кто-то спрятался «в зарослях».
По знаку руководителя «лесник» начинает ходить между разными животными и слу- шать их. Начинают петь по заранее установленной очередности. Тот, до кого «лесник» дотро- нется, прекращает петь. Когда руководитель задаст тонику или наиграет мелодию, начинает петь другой игрок.
Очень важно в этой игре правильно воспроизвести мелодию или пропеть звук, передав голос животного или птицы.
«ОЗВУЧИВАНИЕ»
ВАРИАНТ 1
Для этой игры руководитель подбирает какую-нибудь детскую сказку или рассказ,
который нужно инсценировать. Но вместо слов дети должны использовать гласные звуки и пропевать фразы. С помощью звуков и интонации нужно отразить переживания персона- жей, эмоции.
Например, звук «и» – улыбка, презрение, сожаление; звук
«о» – восхищение, удивление, боль; звук «а» – крик, боль, радость, и т. д.
Можно использовать также междометия: ах, ух, эх, эй, ай, ой; но только гласные звуки,
входящие в их состав, дети должны пропевать. Руководитель может заранее распределить между детьми, кто каким звуком будет петь. По ходу игры руководитель играет на музы- кальном инструменте несложные мелодии или просто отдельные звуки, которые дети будут пропевать.
Для этой игры подойдут сказки «Колобок», «Теремок», «Муха-Цокотуха».
ВАРИАНТ 2
Участники этой игры делятся на две группы по 8 человек. Одна выполняет опреде- ленные движения, другая воспроизводит их голосом, пропевает их. Например, дети побе- жали. Вторая группа должна спеть, изображая голосом бег: допустим, спеть гамму в задан- ной музыкальным руководителем тональности в быстром темпе.
Потом дети или какой-то игрок из первой группы начинают прыгать. Прыжки воз- можны на сравнительно небольшое расстояние (то есть расстояние может быть приравнено к какому-нибудь музыкальному интервалу – секунде, терции, кварте); или, наоборот, (боль- шое расстояние приравнивается к октаве). Группа может показать сначала прыжки по раз-

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
21
вернутому трезвучию вверх (вперед), затем бег обратно (гамма вниз). Движения могут быть повторными: прыжки на одном месте, бег вперед—назад.
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
Для детей школьного возраста.
Учитель или музыкальный руководитель предлагает участникам игры придумать рас- сказ о своем путешествии, которое можно изобразить с помощью голоса.
«Послушайте, сначала я вам расскажу, – говорит учитель. – Маша вышла на улицу,
спустилась по лестнице (поет гамму, идущую вниз, в до-мажоре). Увидела подружку, которая очень хорошо прыгала через скакалку. Маше тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (поет развернутое мажорное трезвучие снизу вверх). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».
Руководитель может помочь, подыгрывая на музыкальном инструменте (задавая тонику, изменяя мажорный лад на минорный, переходя в другую тональность).
«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дети встают в круг. «Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков, –
говорит руководитель. – Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать:
«Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.
Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Руководитель дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спраши- вает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание (от пиано к форте). «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, посте- пенно ослабляя звучание (от форте к пиано).
«КУКЛА ИДЕТ В ГОСТИ»
Участники игры строят город «МАЖОР».
У трех стен комнаты, полукругами, стоят стульчики – «домики» (по три стульчика около стены). На стульчиках сидят дети. В первом «домике» живет тоническое Трезвучие
(состоит из большой и малой терции). Во втором «домике» живет тонический Секстаккорд
(состоит из большой терции и кварты). И в третьем «домике» живет тонический Квартсекс- таккорд (состоит из кварты и большой терции). Воспитатель или музыкальный руководи- тель – «королева» в этом «городе» и зовут ее Тональность.
Из всей группы игроков выбирается один «гость». Он говорит, что вместе с куклой хочет пойти в гости к Трезвучию, да только не знает, в каком «домике» его найти.
«Королева» дает тонику «до». Дети, которые живут в первом «домике», поют тониче- ское трезвучие (тональность до-мажор): до-ми-соль (нотами или гласным звуком). «Гость»
предлагает Трезвучию поиграть в куклу. Дети передают куклу друг другу и поют при этом свои звуки в разной последовательности: до-мидо-соль; соль-ми-до; ми-соль-ми-соль-до (в зависимости от того, как будут передавать куклу). Потом «гость» прощается с Трезвучием и идет искать «домики», в которых живут Секстаккорд и Квартсекстаккорд.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
22
«Королева» может задать другую тонику. Роль Тоники выполняют остальные дети
(шесть человек: ре, ми, фа, соль, ля, си). Например, «королева» дает тонику «ре», и ребенок,
который «является» этой нотой, меняется с предыдущей Тоникой; соответственно, осталь- ные восемь человек уходят из «домиков», а на их место приходят другие дети.
«Гость» может предложить пойти одному из Аккордов в город «МИНОР». Строение их уже немного изменится: Трезвучие (малая терция и большая), Секстаккорд (малая терция и кварта), Квартсекстаккорд (кварта и малая терция) с пониженной третьей ступенью – ми- бемоль (до-минор). Таким образом, в игре могут принять участие все дети.
Игру можно продолжить, построив «домики» от четвертой и пятой, основных, ступе- ней лада (мажорного и минорного).
Второй этап игры: от пятой ступени, доминанты, можно построить септаккорд с его разрешением и дальше доминантовые аккорды с разрешениями, состоящие из четырех зву- ков.
«ГРОМКАЯ И ТИХАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный руководитель играет любую мелодию в различных оттенках музыки:
тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf). Сначала дети слушают мелодию. Затем испол- няют, голосом отражая динамические оттенки музыки.
Педагог исполняет музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются после- довательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) третьей частей. Дети пропевают эту мелодию. Затем руководитель меняет последовательность, отражая контрастный характер звучания: от тихого к громкому, не постепенно, а резко переходя на форте, от громкого к очень громкому (фортиссимо – ff), от фортиссимо к пианиссимо (pp).
Можно использовать не мелодию, а музыкальные интервалы: нижний звук петь очень тихо, а верхний громко; трезвучие: нижний звук – тихий, средний – не слишком громкий,
верхний – громкий.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ БУКЕТЫ»
Для детей школьного возраста.
Руководитель раздает детям цветы, сделанные из цветной бумаги разных цветов и оттенков. Перед началом игры он проигрывает на музыкальном инструменте музыкальный ряд (гамма до-мажор) и объясняет, что каждому звуку соответствует свой цвет: «до» – крас- ный, «ре» – оранжевый, «ми» – желтый, «фа» – зеленый, «соль» – голубой, «ля» – синий,
«си» – фиолетовый. Повышенные и пониженные тона: «до-диез» – темно-вишневый, «ре- бемоль» – светло-оранжевый, «ре-диез» – красно-оранжевый, «ми-бемоль» – желто-корич- невый, «ми-диез» (фа) – зеленовато-желтый, «фа-диез» – цвет «морской волны», «соль- бемоль» – светло-голубой (бирюзовый), «соль-диез» – темно-голубой, «ля-бемоль» – сине- вато-серый, «ля-диез» – темно-синий, «си-бемоль» – сиреневый, «си-диез» (до) – красно- фиолетовый. Цветовая гамма может быть различной.
Дети составляют из своих цветов букеты и затем пропевают нотами каждый свой
«музыкальный букет». Руководитель обращает внимание на то, что сочетание цветов должно быть гармоничным, как и сочетание звуков. Звуки могут быть разные по долготе, цвета –
спокойные или «кричащие». Голосом нужно учитывать все нюансы, расставлять правильно акценты.
Побеждает в этой игре тот, кто составит красивый букет не только в цветовом отноше- нии, но и в музыкальном.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
23
«РЕЧИТАТИВ»
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Речитатив – исполнение мелодии говорком. Для отработки этого музыкального приема могут быть использованы различные детские скороговорки.
Руководитель проговаривает скороговорку, а дети пропевают ее (либо на одном звуке,
либо воспроизводят наигранную мелодию). Например:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке рак.
Сунул Грека руку в реку —
Рак за руку Греку цап!
Дети пропевают скороговорку на одном звуке «до» или поступенно: до-до-ре-ре- ми-ми-фа-фа, фа-фа-ми-ми-ре-ре-до (пауза – берут дыхание). Слово «рак» на звуке «до»
немного тянется (четвертная нота). Вторая фраза – аналогичная первой.
Слова проговариваются четко, «на стаккато» (отрывисто), в быстром темпе
(подвижно). Затем руководитель меняет тональность. Дети поют в ре-мажоре. Можно раз- делиться на три группы. Первая поет от «до», вторая от «ми», третья от «соль» (ступени мажорного трезвучия).
«НАСТРОЕНИЕ»
Для детей 7—8 лет.
Дети слушают в грамзаписи «Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко») или исполнение на музыкальном инструменте из цикла «Времена года»
П. Чайковского фрагментов из частей: «Октябрь» («Осенняя песнь»), «Ноябрь» («На тройке»), «Декабрь» («У камелька»), «Июнь» («Баркарола»).
Руководитель спрашивает, какое настроение передано композиторами в «Море» (море то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся), в «Осенней песне», «На тройке» и др. Затем он предлагает голосом передать настроение, которое отражено в данных музы- кальных картинках, следующим образом:
а) дети слушают несколько тактов из произведения и голосом отражают настроение мелодии, используя гласные звуки. Перед исполнением называют лад (мажор, минор, дви- жение музыки);
б) петь можно хором и индивидуально.
«РАДУГА»
Для детей 6—7 лет.
Музыкальный руководитель говорит: «Прошел дождь, и на небе появилась радуга
(показывает карточку, на которой изображены пять нотных линий, закрашенных семью цве- тами, с расположенными на них нотами). Семь цветов радуги соответствуют семи нотам.
Чтобы увидеть радугу, нужно спеть гамму (играет гамму до-мажор, называя каждый цвет и распределяя цвета между детьми). Первая нота „до“ – это красный цвет, основной; вторая
„ре“ – оранжевый, неустойчивый; „ми“ – желтый; „фа“ – зеленый, тоже основной, но не

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
24
очень устойчивый; „соль“ – голубой, основной, неустойчивый; „ля“ – синий; „си“ – фиоле- товый, неустойчивый, всегда переходит в основной».
Руководитель объясняет, что «петь радугу» нужно гласными звуками, каждому цвету соответствует свой гласный звук: красный – [а], оранжевый – [а] < [о] (дети поют звук [а],
при этом немного огубляя его), желтый – [у], зеленый [о], голубой – [о] (с призвуком [у]),
синий – [и], фиолетовый [э] < [а], красный («до» второй октавы) – [а].
Каждый ребенок поет своим звуком. Когда первые восемь человек споют, начинают петь следующие восемь. Дети могут петь все вместе.
«ВЫДЕРЖИ ЗВУК»
Музыкальный руководитель дает какой-нибудь один звук. Дети слушают, как он звучит на музыкальном инструменте. Затем педагог просит воспроизвести его голосом и петь на одном звуке, насколько хватит дыхания.
Потом руководитель дает другой звук, выше или ниже на определенный интервал. Дети поют все или каждый индивидуально.
«ЗВУКОВЫЕ ПЕСЕНКИ»
Дети разбиваются на несколько групп. Каждая группа выбирает любую песенку. Руко- водитель объясняет игру: песенку нужно пропеть гласными звуками, которые содержатся в словах данной песни. Например, песенка «В траве сидел кузнечик» будет выглядеть так:
а-э-и-э-у-э-и / 2 раза а-э-а-а\о\-у-э-и э-о-и\е\-и-о-ы и т. д.
Музыкальный руководитель задает тональность, и дети исполняют песенку. Тональ- ность и темп исполнения можно изменять.
«НАПЕРЕГОНКИ»
Дети делятся на две группы по 6 человек и поют гамму сверху вниз, снизу вверх на гласном звуке, постепенно изменяя темп: от медленного до очень быстрого. Каждая группа поет на своем звуке. Группы поют одновременно. Руководитель следит за тем, чтобы звуки пропевались правильно.
Длительность звуков меняется в зависимости от темпа: сначала поют целыми, потом четвертными, восьмыми, шестнадцатыми и т. д. Руководитель задает размер. Если кто-то не выдерживает, выбывает из игры.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»
Для игры потребуется шкатулка (коробка), где спрятаны различные мелодии. Мелодии записаны нотами на отдельных карточках.
Дети по очереди вынимают карточки из шкатулки. Музыкальный руководитель дает тонику, а тот ребенок, который достал определенную карточку, должен пропеть записанную мелодию.
Например, такую (тональность ре-мажор): ре-фа-ля, ре-фа-ля, соль-соль-фа-ми-ре-ре,
пауза. ре-фа-ля-ре-ля-фа-ре, ми-фа-соль-ля-ре-ре.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
25
Мелодии могут быть двухголосными или трехголосными. Сначала голоса распеваются по отдельности, а потом соединяются вместе.
«ДОГОНЯЛКИ»
Дети делятся на две группы по 5—6 человек. Музыкальный руководитель задает тональность (например, ми-мажор). Первая группа начинает петь поступенно гамму нотами или на гласный звук. Когда дети пропоют первые пять звуков (ми-фа-соль-ля-си), вступает вторая группа.
Первая группа заканчивает петь на «ми» второй октавы и, не останавливаясь, начинает снова петь гамму снизу вверх. Вторая группа вступает уже в тот момент, когда первая спела четыре первые звука (ми-фа-соль-ля). Затем три, два звука, пока обе группы не сойдутся.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
26
1   2   3   4   5   6   7   8
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей