Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Татьяна Николаевна ОбразцоваМузыкальные игры для детей


Скачать 476.27 Kb.
НазваниеТатьяна Николаевна ОбразцоваМузыкальные игры для детей
АнкорObrazcova_T._Muziykalniye_Igriy_Dlya_Deteyi.a4.pdf
Дата27.05.2017
Размер476.27 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаObrazcova_T_Muziykalniye_Igriy_Dlya_Deteyi_a4.pdf
ТипРеферат
#21507
страница7 из 8Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 44 файл(ов). Среди них: Osnovy_kharakternogo_tantsa.pdf, T_Belaya_-_Anatomia_yogi_-_2008_PDF.pdf, Stretching_5_uprazhneniy_dlya_ezhednevnoy_rastyazhki.pdf, Stretching_-_dinamicheskaya_rastyazhka.pdf, Sekrety_gibkosti_Polnaya_amplituda_dvizheniy.pdf, Rastyazhka_dlya_kazhdogo.pdf, vk_gettoken, Rey_Kempbell_Smit_-_Perspektiva.pdf, vk_gettoken и ещё 34 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
Глава 9
Игры на развитие техники (беглость пальцев)
Каждый понимает, что настоящее искусство немыслимо без профессионального мастерства. Какой может быть толк от того, что пианист имеет образование, обладает твор- ческой фантазией, способностью, развитым чувством ритма, хорошим слухом, но из-за недостатка технической школы ему не удается их соответственно реализовать. Таким обра- зом, музыкант-исполнитель может исказить творческий замысел и композитора, и свой соб- ственный, так как не способен достичь красивого звука, темпа, уверенности. А какое-либо
«неудобное» место создает для него массу трудностей.
Техника – это тяжелый труд в исполнении музыки, над техникой необходимо посто- янно работать, сознательно и рационально. Имея сильную волю, большое желание и усид- чивость, вы обязательно приблизитесь к наивысшим целям музыкального искусства.
Главным условием хорошего звукоизвлечения и техники является абсолютная свобода руки и всего тела вообще. Поэтому первостепенной заботой каждого музыканта должно быть стремление добиться свободы и сохранить ее в полной мере. Предлагаем вам игру для развития руки, запястья, кисти.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
Дети делятся на две группы. Одна поднимает руки в сторону и произвольно опускает их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения. Затем дети подни- мают плечи и непроизвольно опускают их (все движения необходимо выполнять стоя). А в это время вторая группа выполняет все задания сидя, легко вращая кистями рук. Сначала упражнения выполняются под медленную музыку, затем постепенно музыкальное сопрово- ждение становится более подвижным и энергичным, а закончить игру можно под ритмич- ную музыку. Благодаря этой разминке дети должны хорошо усвоить ощущение полной сво- боды, с какой необходимо играть на том или ином музыкальном инструменте. В дальнейшем они могут использовать данную игру для контроля подвижности руки.
Только убедившись в том, что рука и запястье свободны, можно приступить к дальней- шему освоению музыкальных игр, направленных на укрепление пальцев. Без этого требо- вания нельзя добиться «звуковой гибкости» в пассажах и аккордах.
«ПОЕЗД»
Играть можно на любом инструменте. Суть игры в том, что необходимо четко про- играть гамму («до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си») в медленном темпе, не отрывая пальчиков от клавиатуры, постепенно ускоряя ход, как делает это поезд. Затем – отрывисто,
умеренно, живо, спокойно. Чтобы детям было более интересно играть, можно пропевать такие слова:
Тру-ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Скорый поезд мчится,
Тру-ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Быстро, словно птица.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
69
«А СУМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ТАК?»
Пальцы перед началом звукоизвлечения лежат на клавишах. Попросите ребенка, чтобы он вам продемонстрировал, как движется прямая линия, то есть пусть сыграет мелодию или гамму плавно, не отрывая пальцев от клавиш, не задерживая их на предыдущих клавишах.
Затем можно попросить его показать имитацию пунктирной линии – рука и кисть должны не задерживаться на клавишах, каждый палец следует слегка поднимать. Линию из точек надо играть, используя прием «отскока».
Одним из наиболее трудных элементов техники (особенно для пианистов) являются
«скачки». Этому моменту необходимо уделить как можно больше внимания. Работая над скачками, важно выполнять главное требование – никогда не допускать ни малейшего про- маха.
«МОРСКОЙ БОЙ»
Сложность этой игры в том, что надо заставить ребенка предельно сосредоточить свое внимание и волю. Все ноты-клавиши представляют лагерь противника. Из исходной пози- ции, например нотки «до», надо сыграть скачок на октаву или квинту, или сексту, то есть постараться выбить квинтовый звук или любой другой звук скачка. После того как игрокам удалось сбить противника, попав прямо в цель, можно попробовать сделать это с закрытыми глазами. Но недостаточно удовлетвориться одним разом, необходимо поставить перед собой задание посложнее – сыграть не менее десяти раз подряд. Если у вас все получилось, то вы выиграли этот бой.
«ДИКАЯ ОХОТА»
Эта игра направлена на ознакомление с приемом, очень часто используемым музыкан- тами в практике. Называется он staccato, то есть короткий, резкий, отрывистый и сильный удар, который необходимо играть коротко, как точку. Этот сильный и резкий прием применя- ется в эпизодах с ярко выраженной драматической кульминацией, при патетических акцен- тах.
Ребенок должен представить себе, что в этой игре он будет охотником, а охотиться при- дется на серых хищников. В этой «дикой охоте» ему предстоит схватка с «волками». Вся кла- виатура – это место встречи, где будет происходить бой. Кисть и пальцы ребенка зафиксиро- ваны, играющие пальцы расположены на клавишах, а неиграющие слегка подняты. Резким и коротким ударом кисть отталкивается от клавиатуры по направлению к крышке инстру- мента. Так следует играть staccato. Таких ударов должно быть несколько. Играя отрывисто и коротко (staccato), ребенок тем самым убивает своих противников. С извлечением звука напряжение в руке снимается, кисть расслабляется, и пальцы готовы к следующему звуко- извлечению. Чем больше будет у ребенка точных и метких ударов, тем больше он записы- вает себе очков.
Staccato бывает разных видов. Это не только сильный удар в виде мяча, но и легкий укол, пущенный в виде стрелы; скользящее и убегающее легкое прикосновение. Попробуйте все эти варианты разучить.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
70
«ТОЧКИ И ГАММЫ»
Возьмите лист бумаги и нарисуйте точки. Ребенок, касаясь этих точек, может настуки- вать любимую мелодию. Одна песня должна переходить в другую, тем самым постепенно прибавляя темп. Сначала в этой игре участвует только правая рука, а затем и левая.
Играя гаммы, ребенок должен точно понять, что все ноты должны быть ровными, похо- жими одна на другую. По возможности, постепенно усиливайте живость и точность движе- ний. Однако не забывайте о том, что нельзя заменять живое движение быстрой игрой.
Одним из сложных моментов у начинающих музыкантов является игра октав. А основ- ное условие, которое необходимо соблюдать при этом, – это абсолютная свобода и гибкость руки и запястья.
«ДОГОНИ!»
Эта игра на тренировку большого пальца в легкости и упругости, а также слабых и наименее ловких четвертого и пятого – в крепости и подвижности. Большой палец будет догонять мизинец, но сначала он это будет проделывать в медленном темпе, как будто посте- пенно разгоняясь. Играть ребенок должен как можно тише, еле-еле касаясь клавиш инстру- мента, таким образом он, якобы, настраивается на игру, чтобы потом показать, что значит сила большого пальца и мизинца.
Во время игры следует повторять приблизительно 8—10 октав. Когда будет получаться игра октав в медленном темпе и на тихом звучании очень точно, можно постепенно при- бавлять темп. Затем надо попробовать играть октавы отрывисто, легким уколом дотрагива- ясь до клавиш. После этого предложите малышу сменить отрывистую игру на плавную, не отрывая пальцев рук от клавиатуры, как будто постепенно засасывает болото. Все это ребе- нок должен играть тихо.
И только когда начнет получаться ровное и точное звучание октав на пиано (тихо),
пусть он разнообразит игру музыкальными красками. Вот тут-то и может проявиться его фантазия. Ребенок может играть октавы, придав им таинственное, боязливое, задумчивое звучание – и развязное, пренебрежительное, а также яркое, красивое, бравурное, эксцен- тричное и т. д. Малыш не должен ограничиваться только средним регистром инструмента,
пусть он послушает, как звучит его игра и в низком, и в высоком регистрах.
Выразительные приемы звукоизвлечения
Всегда приятно слушать красиво сыгранную мелодию. Однако только музыканты знают, сколько за этим скрывается работы, долгой и напряженной. Чтобы донести до слу- шателя всю выразительность и настроение, в котором пребывает композитор, надо проник- нуть в произведение и, как говорится, «жить и дышать только им». При этом важно оживить ноты, изображенные на страницах нотных произведений, разучивая, проигрывая и разбирая их и приемы звукоизвлечения. Тогда успех гарантирован.
«РАЗНООБРАЗИЕ КРАСОК»
Предложите ребенку исполнить его любимую мелодию из песенки или какого-либо музыкального произведения. Пусть он сначала сыграет ее в оригинале. Если это кантилена,
то не забывайте, что рука исполнителя должна быть абсолютно свободной, податливой, пас-

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
71
сивной. В слабой динамике, где кантилена требует большого внутреннего напряжения и воплощенного покоя, а иногда и статичности, каждое неуместное движение мешает этому.
А в ряду сильных, медленных, выразительных приемов покачивающееся вращатель- ное движение руки не прекращается ни в одной ноте – оно постоянное и непрерывное. В
сильной же аккордовой игре прием утяжеленной руки поддерживается еще и весом всей верхней части корпуса. Когда ребенок исполнит свою мелодию или маленький отрывок в оригинале, предложите ему изменить характер игры, то есть пусть он сначала сыграет ее в темпе вальса, затем в темпе марша, польки, мазурки, в медленном темпе и т. д.; если же есть возможность исполнить музыкальный отрывок в стиле джаза с его своеобразным ритмом,
то пусть он постарается проделать и это.
Разнообразные характеры игры требуют и различных приемов звукоизвлечения. И на одном музыкальном примере ребенок может почувствовать эту разницу. Главное, что необ- ходимо уловить ему, это то, что во время игры нельзя нервничать и суетиться. Все движения должны быть четко отработаны. Тогда в исполняемую мелодию вольются краски и жизнь.
Аккорды
Привычное исполнение аккордов в слабой и средней динамике не требует особых при- емов звукоизвлечения. Фиксированные пальцы и суставы кисти нажимают клавиши по воз- можности подготовленно, строго одновременно и по звуку ровно. При этом рука и запястье должны быть обязательно свободными. В сильной динамике пальцы должны фиксироваться больше. Аккорды играются энергично, очень упруго.
«СДЕЛАЙ, КАК Я!»
Для этой игры необходимо выбрать какое-нибудь бравурное произведение. Ребенок должен научиться играть аккорды. При этом ему необходимо применять удар сверху, рука должна свободно падать. Однако в сочинениях, не требующих неограниченного размаха,
следует избегать этого рискованного приема и лучше брать аккорд подготовленными на кла- вишах пальцами. Прием толчком принципиально исключается. При абсолютной свободе руки и запястья, при совершенной гибкости всего игрового аппарата можно достигнуть в игре хорошего звука даже в самой сильной динамике.
В бравурном произведении ребенок, играя аккорды, может почувствовать силу и мощь звучания, но при одном условии, что ни один звук не должен выпадать из звучания аккорда.
К нему может присоединиться и еще один исполнитель. Главная задача состоит в том, чтобы синхронно проиграть все аккорды. Сначала можно брать только 2—3 аккорда, а затем посте- пенно увеличивать их число.
После этого один ребенок проигрывает аккорды отрывисто, броском и рикошетом. А
второй в точности повторяет его игру. В ходе проигрывания необходимо соблюдать аккурат- ность и следить за звучанием всех звуков. Можно и усложнить задачу игрокам. Предложите сыграть аккорды с мелодией в верхнем голосе (либо в среднем или нижнем).
Если мелодический звук должен быть подчеркнут в верхнем голосе аккорда, нужно укрепить палец, играющий мелодию (которая может оказаться и в среднем или в нижнем голосе). При этом палец нужно выдвинуть, чтобы клавишу он нажимал глубоко, до самого дна, в то время как остальные пальцы прикасаются к своим клавишам лишь слегка, как бы поверхностно. Кисть же наклоняется в сторону пальца, играющего мелодический голос.
Естественно, что с первого раза это не получится. Аккордам необходимо уделить как можно больше внимания. Тогда все предложенные выше требования будут вами выполнены и принесут немалое удовольствие.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
72
«ИНТЕРВАЛЫ» (ТЕРЦИИ И СЕКСТЫ)
При игре интервалов кисть сохраняет привычную округлую форму, как будто в руках у вас находится небольшое яблоко. Пальцы слегка согнуты, рука, разумеется, совершенно свободна. Один ребенок должен в быстром темпе проиграть пять интервалов, не забывая о пружинности и строго одновременном звучании обеих клавиш. А второй, прослушивая игру интервалов, должен определить, когда звучат терции, а когда – сексты. После этого ему необходимо найти их и исполнить в медленном темпе на клавиатуре.
Затем дети по очереди играют интервалы то громко, то тихо, то отрывисто (staccato), то задерживая руки на клавишах. Они должны попробовать исполнить их как в разном темпе,
так и со всеми возможными красками и музыкальными оттенками.
А следующий этап игры заключается в проигрывании гаммы интервалами вверх
(левой рукой – вниз). Для детей это наиболее сложный момент. Поэтому необходимо начи- нать игру с очень медленного темпа. Только когда у ребенка будет все точно получаться,
можно постепенно увеличить темп. Если же ребенок начал играть гамму в терцию, то он и должен постоянно ее прослушивать, а если в сексту, то секста и должна всегда звучать. Не в скорости и не в темпе заключается качество игры.
«РУЧЕЕК»
В этой игре могут принимать участие несколько человек. У каждого свой музыкаль- ный инструмент. Дети в процессе игры должны овладеть следующим приемом – научиться проигрывать трель. Чтобы им было понятнее, как ее играть, можно сделать следующее срав- нение: трель – это ручеек. Скользящее, убегающее, легкое журчание, которое и необходимо настолько же легко играть. Трель может быть как короткой, как говорится, мгновенной, так и долгой, которую и необходимо играть ровненько, порхающе, не создавая никаких преград ее «пути-дорожке».
Дети должны на своих инструментах показать ее «журчание». Естественно, это будет высокий регистр, при этом рука и запястье находятся в свободном положении, касание зву- ков слегка дотрагивающее, а не тяжелое. Сначала начинает свою игру один человек, потом к нему присоединяется следующий. Так они начинают свой диалог.
Постепенно к ним примыкают и остальные участники игры. Появляется множество различных ручейков, переговаривающихся между собой. Как в природе бывает, один ручей впадает в другой, при этом став шире, затем он попадает в реку, в море, океан, так и в этой игре ребята должны, в конце концов, изобразить могучий водопад на своих инструментах.
Но при одном условии, что это будет ровная и легкая музыкальная игра.
«ЛАДОШКИ»
Играют два человека или две группы детей. Одна группа (человек) исполняет на своих инструментах небольшую мелодию, соблюдая при этом все музыкальные оттенки, а вто- рая (человек) начинает повторять тот же отрывок, но только стуча его в ладоши. Затем они вместе начинают музицировать: кто-то на инструментах, а кто-то прохлопывает мелодию в ладошки.
Далее эту мелодию можно разнообразить. Все, что попадется ребятам в быту, всевоз- можные подручные средства – все может пригодиться для этого музыкального мини-ансам-

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
73
бля. Таким образом, дети будут подыгрывать основной мелодии. Что из этого получится, вы сами увидите в процессе игры.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
74
Глава 10
Музыкально-обрядовые игры
Игры – универсальная забава: их нельзя отнести к какому-то определенному периоду и тем самым ограничить срок их жизни. В подтверждение тому приводится данная глава, в которую вошли особенные музыкальные игры. В них с удовольствием играли на Руси в то время, когда еще на свете не было ни магнитол, ни плейеров, ни дискотек.
Обряды на Руси всегда были интересны и важны. Обряды невест, жениха, посвяще- ния и многие другие могут стать основой для игр этого блока. Это было много лет назад и,
возможно, читатели имеют некоторые представления об описываемых играх со слов своих бабушек и дедушек. Можно не сомневаться, например, что ни у кого не возникнет вопроса о том, что такое хоровод. Все знают, как его водили, как и то, что в хороводах обязательно пели песни.
Но ведь это далеко не единственная игра наших предков. Они с удовольствием участво- вали в забавах, которые сопровождались песнями, плясками и прочими проявлениями весе- лого и радостного настроя. Мы же предлагаем читателям поучаствовать в музыкально-обря- довых играх в современных условиях, вспомнить исконно русские традиции, подбодрить себя заводными песнями. Это игры для детей старшего возраста, поскольку они сложнее и развивают не только музыкальные, но и творческие способности, а также очень хорошо подходят к проведению детских праздников, устраиваемых во время народных гуляний.
Наверняка все это придется по вкусу не только юным, но и взрослым участникам игр.
Возможно, представленные игры станут ассоциироваться с настоящим праздником в лучших традициях прошлого.
«ГОРЕЛКИ»
Все разделяются на пары. Водящего в этой игре называют «горящим». Затем все пары встают друг за другом, образуя вереницу, а «горящий» стоит впереди всех на два шага. Он не должен оглядываться назад.
Далее участники игры поют следующую песню:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле —
Гляди в поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Погляди на небо —
Звезды горят,
Журавли кричат —
Гу, гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
75
После окончания этой песни «горящий» сразу же должен взглянуть на небо. В это время задняя пара разъединяется и бежит, причем один участник бежит по одну сторону от вереницы игроков, другой – по другую. Партнеры одной пары должны соединиться снова впереди «горящего». Если паре игроков это удается, то «горящий» продолжает водить. Если же «горящий» ловит кого-нибудь, то на его место встает оставшийся без пары игрок. Он –
новый «горящий», а вновь образованная пара занимает место впереди вереницы. Игра про- должается дальше по уже описанному принципу.
«ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ»
Все встают парами друг за другом и берутся за руки. Водящий стоит впереди строя и держит высоко над головой платочек.
Играющие хором поют:
Гори, гори, масло,
Гори, гори, масло.
Глянь на небо,
Птички летят!
С этими словами игроки, стоящие последними в строю, должны быстро бежать вперед и постараться взять платочек первыми. Тому, кому это удастся, разрешается встать вместе с водящим в строю первой парой, а оставшийся игрок «горит».
«САЛКИ-КОЛДУНЫ»
В начале этой игры выбирается «колдун». Он должен дотронуться до какого-то игрока,
и если ему это удается, то игрок обязан остановиться и расставить руки в стороны. Игрок будет считаться заколдованным. Другие игроки могут расколдовать его. Для этого ему доста- точно просто дотронуться. Сложность заключается в том, что «колдун» не дает другим игро- кам приблизиться к заколдованному.
«Колдун» может поставить заколдованного туда, куда сам захочет, и тот не имеет права уходить с этого места. Остальные игроки пытаются спасти заколдованного – и при этом поют:
– «Колдун», «колдун», перестань колдовать, отпусти его, отпусти погулять. А ты проснись, скорей очнись, прибегай к нам сам, обмани «колдуна».
«СЕРЫЙ ВОЛК»
Выбираются «волк» и ведущий. «Волк» сразу удаляется и где-нибудь недалеко пря- чется. Игроки проводят черту, за которой находится «безопасная зона».
Далее ведущий и игроки переговариваются песенными фразами.
Ведущий:
– Вы, друзья, куда спешите? Что вы делать-то хотите?
Игроки:
– В лес дремучий мы идем, там малины наберем.
– Вам зачем малина, дети?
– Чтоб варенья наварить.
– Может волк в лесу вас встретить.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
76
– От него мы убежим.
Игроки подходят к тому месту, где прячется «волк», и поют хором:
– Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей мамочке будет угощенье.
Как малины много, всю мне не собрать,
И волков здесь вовсе, вовсе не видать.
После этих слов «волк» выбегает из своего убежища и гонится за игроками. Все стре- мительно бегут в зону, отделенную как безопасную. Если же «волку» удается догнать кого- то из игроков, то они меняются ролями, и после этого игра может продолжаться.
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» И «ВОЛК»
Перед началом выбирают «волка» и «хозяина». Остальные игроки будут изображать
«гусей-лебедей». «Волк» удаляется в какое-то определенное ему место. Оно называется
«горой». «Хозяин» тоже отходит на некоторое расстояние и очерчивает около себя окруж- ность большого диаметра, ограничивая свой «дом».
«Гуси-лебеди» сначала находятся в «доме» у «хозяина», а потом уходят гулять. Через некоторое время «хозяин» поет:
– Гуси-гуси, гуси-лебеди, скорей домой летите!
«Гуси» отвечают ему:
– Волк злой под горой!
«Хозяин»:
– Что волк делает?
«Гуси»:
– Травку щиплет.
«Хозяин»:
– Так скорей бегите же домой!
После этих слов «гуси» бегут по направлению к «дому», а «волк» их ловит и пооди- ночке уводит на свою «гору». Когда он переловит всех «гусей», «хозяин» топит специально для него «баню» и просит его помыться. «Волк» идет мыться, а при выходе из «бани»
«хозяин» берет палку и, показывая ее «волку», поет:
– Волк-волчишко-волкушко! Дам я тебе коровушку! Брошу тебе ее, волчишко!
«Хозяин» бросает палку, «волк» бежит за ней, а «гуси-лебеди» тем временем бегут
«домой» к «хозяину».
«ШЛИ КОНИ»
Все желающие встают в круг. Затем они начинают хором петь следующую песню:
А шли кони по улице,
Чем они попутаны?
Золотым путом
Под копытом.
Зайка идет,
Траву рвет —
Что вырвет,
То в пучок.
Как только игроки заканчивают петь эту песню, они сразу же должны присесть. Кто не успел – тот выходит из игры.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
77
«СЕЛЕЗЕНЬ» И «УТКА»
Из числа играющих выбирают «селезня» и «утку». Затем игроки образуют круг, в сере- дину которого ставят «утку». «Селезень» же остается за кругом и старается ворваться в него,
чтобы поймать «утку».
Игроки при этом поют:
Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую.
– Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой – селезень.
Если «селезню» удается ворваться в круг и поймать «утку», то они меняются ролями.
«МЕДВЕДЬ В БОРУ»
Из числа игроков выбирают «медведя». Остальные игроки идут в лес за грибами и ягодами и при этом поют:
У медведя на бору
Грибы-ягоды беру!
А медведь сидит,
На меня рычит!
У медведя на бору
Грибы-ягоды беру!
Медведь поостыл —
На печи застыл!
При этих словах «медведь», до сих пор дремавший, тихо ворочается, потягивается и,
словно нехотя, идет на детей, которые от него убегают. Затем «медведь» бежит уже стреми- тельнее и ловит кого-то из убегающих от него игроков. Пойманный становится «медведем»,
а предыдущий «медведь» становится обыкновенным игроком.
«КАРАВАЙ»
Выбирается ведущий, который встает в центр круга. Игроки в круге берутся за руки,
ведут хоровод и поют:
Как на Машины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины!
Вот такой нижины!
Вот такой ширины!
Вот такой ужины!
Каравай, каравай,

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
78
Кого любишь – выбирай!
Пение сопровождается определенными действиями. Каждый раз, когда игроки пока- зывают размеры испеченного ими каравая, они должны останавливаться и поднимать руки вверх или приседать на корточки и опускать руки, расширять круг или сужать его. Когда будет спета последняя фраза песни, круг расширяется до прежних размеров, а тот игрок,
который стоял в его центре, должен выбрать кого-нибудь из круга и спеть следующие слова:
– Я люблю вас всех, а вот его (указать) больше всех!
Хоровод повторяет эти слова несколько раз. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут названы.
«ДРЕМА»
Ребята образуют круг, в середину которого ставят стул. Выбирается «Дрема», он садится на стул в середине круга. Остальные водят хоровод и поют:
Сиди, Дрема,
Сиди, Дрема,
Выбирай-ка, Дрема,
Выбирай-ка, Дрема,
Бери, Дрема,
Бери, Дрема!
«Дрема» встает со скамейки и выбирает кого-нибудь из круга. Этот человек становится
«Дремой», а тот, кто им был, встает в круг. Игра продолжается.
«КУРИЛКА»
Ребята садятся на длинную скамейку в ряд. Игрок, сидящий первым, зажигает тонкую лучинку, а потом ее тушат. Пока она курится, ее передают из рук в руки. Тот игрок, у которого она перестанет тлеть, должен исполнить какое-то задание. Пока передают лучинку, поют следующую песню:
Жил-был Курилка,
Жил-был душилка.
Уж у Курилки,
Уж у душилки
Ножки маленькие,
Душа коротенькая.
Не умри, Курилка,
Не умри, душилка!
Уж у Курилки,
Уж у душилки
Ножки маленькие,
Душа коротенькая.
Жив, жив, Курилка,
Жив, жив, душилка.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
79
«БОЯРСКАЯ ИГРА»
В эту игру лучше всего играть зимой, однако это не принципиально. Итак, для начала все разделяются на две команды – «бояр-хозяев» и «бояр-гостей». Следует заранее обгово- рить размеры игровой площадки. Участники обеих команд встают по разные ее стороны в ряд и берутся за руки. Далее «бояре-гости» поют:
Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Участники поющей команды шагают сначала до середины площадки, а потом отходят назад. Затем в игру вступают «бояре-хозяева», которые поют в ответ:
Бояре, вы зачем пришли?
Молодые, вы зачем пришли?
Им отвечают:
Бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.
* * *
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
* * *
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
* * *
При этих словах они указывают на кого-то.
Бояре, она дурочка у нас,
Молодые, она дурочка у нас.
– Ничего, – отвечают «бояре», – подойдет нам и такая. – С этими словами один из
«гостей-бояр» с разбегу пытается разбить цепь «бояр-хозяев». Если ему это удается, то он имеет право забрать с собой одного игрока из тех, чьи руки разбил. После этого гости и

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
80
хозяева меняются ролями, и игра продолжается вновь. Играть таким образом можно до тех пор, пока в каждой цепи останется по двое ребят.
«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Участвовать в этой игре может большая компания, более 15 человек. Они делятся на две команды, а в командах образуются пары. Пары встают лицом друг к другу и берутся за руки, чтобы получились «ворота».
Остальные игроки образуют цепочку. Они берутся за руки и пытаются все вместе как можно быстрее пройти между «воротами». «Ворота» между тем поют:
Тра-та-та, тра-та-та,
Отворяем ворота,
Золоты ворота,
Поспешайте все сюда,
Пропускаем раз, пропускаем два,
А на третий раз —
Не пропустим вас.
Пропев эту фразу, игроки, изображающие ворота, опускают руки. Те, кто не успел пройти, должны их сменить. Если «воротам» удается поймать всех игроков, они считаются победителями.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОШКИ-МЫШКИ»
Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку». «Мышка» находится внутри круга, а «кошка» – снаружи и пытается поймать ее. Но игроки защищают «мышку». «Кошка» должна постараться разо- рвать круг игроков или как-то по-другому проникнуть в круг и достать «мышку».
«Мышке» разрешается всячески убегать от «кошки», и когда та проникнет в круг,
«мышка» имеет полное право выбежать из него.
Игроки, образующие круг и защищающие «мышку», при этом поют:
Уж ты, серенький коток,
Не ходи ты в погребок
По сметану, по творог.
У нас скоро придет зять,
А сметаны негде взять.
Котишко-мурлышко,
Серенький лбишко,
Не лезь в сметану,
Оставь Степану.
Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг, а потом все выбирают новых
«кошку» и «мышку».

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
81
«МЫШКИ-НОРУШКИ»
Участникам следует разделиться на две команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это – «мышеловка». Оставшиеся игроки выполняют роль «мышей». Они не попа- дают в круг, а бегают и прыгают вне его.
Затем «мышеловка» начинает работать. Игроки водят хоровод, а «мыши» ходят вокруг круга. «Мышеловка» поет:
Ох, уж мыши надоели,
Развелось их, аж не счесть.
Все погрызли, все поели,
Норовят везде успеть.
Как только они пропоют эти слова три раза, тут же должны поднять сцепленные руки наверх. Затем продолжают двигаться в ту сторону, что и раньше (с поднятыми руками), и при этом поют:
Берегитесь вы, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Как поставим мышеловку,
Переловим всех тотчас!
Игроки должны пропеть это три раза. После этого «мыши» должны вбежать и быстро выбежать из «мышеловки». Как только произносятся последние слова, игроки, образую- щие «мышеловку», захлопывают ее, опуская руки вниз и приседая. В результате несколько
«мышей» оказываются пойманными, и они должны встать в круг.
Таким образом, «мышеловка» растет, и ее сила увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все «мыши» не будут пойманы. Когда это произойдет, игроки должны поме- няться ролями.
В игре есть и дополнительные правила. Так, например, если игроки, образующие
«мышеловку», захлопнут ее раньше, чем три раза пропоют указанные слова, то «мыши» не считаются пойманными. Пока «мышеловка» открыта, «мыши» непременно должны в нее вбегать. Если они будут спокойно стоять в сторонке, то они считаются пойманными.
«СОВУШКА, СОВА»
Сначала выбирают «сову». Игрок встает на середину игровой площадки, а остальные поют:
Уж ты, совушка-сова,
Большая голова.
День наступает, сова засыпает,
И все сразу оживает!
Как только будут произнесены последние слова, игроки должны разбежаться по игро- вой площадке. Они могут бегать друг за другом, прыгать или танцевать. «Сова» в это время стоит неподвижно, но вскоре ей это надоедает – и она поет:

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
82
Ночь наступает,
Все замирает,
Сова вылетает.
Сейчас кого-то поймает!
Все игроки должны остановиться и застыть в тех позах, в которых находились в тот момент, когда «сова» закончила петь. Они должны стоять неподвижно, шевелиться или сме- яться запрещено. Если же какой-то игрок не выдерживает и смеется или шевелится, то
«сова» забирает его в плен. Когда она отведет его в свое жилище, то возвращается на место и ловит следующего. Игра продолжается до тех пор, пока «сова» не переловит всех игроков.
«БАРАШЕК СЕРЕНЬКИЙ»
Игроки выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют:
Ты, барашек серенький,
С хвостиком беленьким!
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
Ты нас не бодай,
Лучше с нами поиграй,
Ну, давай же, догоняй!
Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек» бежит за кем- то и старается поймать. Если ему это удается, он меняется ролями с пойманным игроком.
«РУЧЕЕК»
Число желающих принять участие этой игре должно быть нечетным.
Игроки должны разделиться на пары, встают друг против друга, берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя своеобразный тоннель. Один игрок, которому нет пары, встает в начале этого тоннеля и проходит через него. Остальные игроки в этот момент поют:
Ручеек, ручеек!
Лейся, лейся, ручеек!
Из реки бери водицу,
Чтобы мы могли напиться.
Лейся плавно, ручеек.
Игрок, который проходит сквозь тоннель, может выдернуть из него любого игрока и образовать с ним пару в самом конце тоннеля. Тогда тот, кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Таким образом и продолжается игра. Победителей и побежденных нет, а о времени, в течение которого она будет продолжаться, игроки договариваются между собой.

Т. Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей»
83
1   2   3   4   5   6   7   8
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей