TATTBA-CAMACA КРАМА-ДИПИКА(ТАТТВА-САМАСА-СУТРА-ВРИТТИ)Хвала великому мудрецу Капиле, который [уже] с рождения в [период]
начального миропроявления постиг
25 начал.
Теперь мы разъясним сутры санкхьи, [составляющие] перечень мировых начал.
[Как-то] здесь, [на земле], один брахман, отягощенный тремя страданиями, пришел к учителю санкхьи, великому
риши Капиле,
искать прибежища. Указав свой род, имя, семью и цель — [получение]
наставления - [он] спросил:
“Господин! Что здесь высшее? Что истинное? Что мне сделать, дабы исполнить [свое] предназначение?”. Капила ответил: “Скажу:
(1) 8 модифицируемых [начал}; (2) 16 модификаций; (3) Пуруша; (4) триада гун (5) “развертывание”; (6) “свертывание”; (7) относящееся к внутреннему, внешнему и божественному;(8) 5 функций интеллекта; (9) 5 источников действия; (10) 5 пран; (11) 5 сущностей действия; (12) “пятичленное” незнание; (13) 28 неспособностей; (14) 9 видов удовлетворенности; (15) 8 достижений; (16) 10 основных предметов учения; (17) “благосклонное” миропроявление; (18) 14-видовое миропроявление живых существ; (19) 3-видовое миропроявление материальных элементов; (20) 3-видовое закабаление; (21) 3-видовое освобождение; (22) 3 источника знания; (23) 3 страдания.Так поэтапно [раскрывается] истина. Познав [все] этоДолжным образом,[человек] осуществляет [свое]предназначение и больше тремя страданиями непорабощается. Таковы сутры санкхьи,[составляющие]перечень мировых начал.(1) Каковы же
8 модифицируемых [начал]?Ответ: Непроявленное, Интеллект, Эготизм, 5 танматр(чувств) вот
8 модифицируемых [начал]
!Теперь о
Непроявленном. Если в этом мире горшки, ткани, вазы, кровати и прочие [вещи существуют] в проявленном состоянии, то
Непроявленное не проявляется - не фиксируется слухом и прочими
индриями(органами воспр. и действ.) - таков смысл. Потому что [у него] нет начала, середины и конца и [оно] состоит из частей.
Неслышимое, неосязаемое, бесформенное, неуничтожимое, вечное,
лишенное вкуса и запаха, Лишенное начала и середины, превышающее великое, прочное — так характеризуют Прадхану мудрые.
Тонкое, лишенное знаков, без начала и без конца, обладающее способностью порождения, не состоящее из частей, единственное как всеобщее — таково Непроявленное. У [слова] “Непроявленное” следующие синонимы: “Непроявленное”, “Прадхана”, “Брахман”,
“Город”, “Прочное”, “Множественное”, “Непреходящее”, “Поле”,
“Тьма”, “Порождающее”.
А что такое
Интеллект?Ответ: интеллект - это решение, то, посредством чего [дается] определение о таких вещах, как корова и т. п.: “это есть то, а не другое”, “это корова - не лошадь”, “это столб - не человек”. Вот что такое интеллект.
У этого интеллекта 8 форм: 1.добродетель, 2.знание, 3.равнодушие, 4.могущество [
и противоположные этим]
1) Добродетель - противоположность не-добродетели, то, что предписано в шрути и смрити, не противоречит поведению знающих и имеет [своим] знаком благополучие.
2) Знание - противоположность не-знанию, постижение [природы] начал мира, диспозиций сознания, материальных элементов.
3) Равнодушие - противоположность не-равнодушию, непривязанность к объектам чувств, начиная со звука.
4) Могущество - противоположность не-могуществу.
Таковы 4 саттвичные [формы интеллекта]. Недобродетель, не-знание, не-равнодушие, не-могущество
[составляют противоположности названным].
4) Не-добродетель - противоположность добродетели, то, что несовместимо со
шрути и
смрити и с поведением знающих и имеет
[своим] знаком неблагополучие.
3) Не-знание - противоположность знанию, непостижение [природы] начал мира, диспозиций сознания, материальных элементов.
2) Не-равнодушие - противоположность равнодушию, пристрастие к объектам, начиная со звука.
1) Не-могущество - противоположность могуществу, неспособность к [достижению] атомарности и прочего.
Таковы 4 тамасичные [формы интеллекта].посредством добродетели как действующей причины
[осуществляется] “восхождение”,
посредством знания - освобождение,
посредством равнодушия - погружение в Пракрити,
посредством могущества - беспрепятственное продвижение [во всем мире].
Так описывается интеллект в 8 формах.
У [слова] “интеллект” следующие синонимы: “Ум”, “Мысль”,
“Великий”, “Брахман”, “Знание”, “Мудрость”, “Шрути”, “Твердость”,
“Последовательность мыслей”, “Память”, “Медитация”.
Затем [брахман] спросил:
“А что такое
Эготизм?”
Ответ: Эготизм — это примысливание-себя:
Я - в звуке, я - в осязании, я - в форме, я - во вкусе, Я - в запахе, я - господин, я - богатый, я - владыка, Я - вкуситель, я добродетелен;
мною сраженный, он убит, Я [сам] буду убит многочисленными врагами и так далее.
Это примысливание-себя и есть эготизм. У [слова] “Эготизм” следующие синонимы: “Эготизм”, “Изменчивый”, “Пламенный”,
“Первоэлемент”, “С выводом”, “Без вывода”.
Затем [брахман] спросил:
А что такое
5 танматр? Ответ: 5 танматр — это то, что следует за Эготизмом.
1.Танматра звука, 2.танматра осязаемости, 3.танматра формы, 4.танматра вкуса, 5.танматра запаха — вот
5 танматр.
1) Танматры звука воспринимаются только посредством
[конкретных] звуков.
Через дифференциацию звука воспринимаются такие [его разновидности], как высокий, низкий, смешанный, дрожащий, а также “рожденный от шести”, “бык”, “гандхара”, “срединный”, “пятый”,
“шестой”, “бескастовый”. Но отсюда не следует, что подобное
[различие] и в танматре звука.
2) Танматры осязаемости воспринимаются только через посредство [конкретных] осязаний.
Воспринимаются такие различные прикосновения, как мягкое, твердое, шероховатое, скользкое, холодное, горячее. Но отсюда не
[следует, что подобное] различие и в танматре осязаемости.
3) Танматры формы воспринимаются только через посредство
[конкретных] форм.
Так воспринимаются белое, черное, зеленое, желтое и прочие конкретные цвета. Но отсюда не [следует, что подобное] различие и в
танматре цвета.
4) Танматры вкуса воспринимаются только через посредство
[конкретных] вкусов.
При
этом воспринимаются острый, горький, вяжущий, щелочной, сладкий, кислый, соленый и прочие конкретные вкусы. Но отсюда не
[следует, что подобное] различие и в
танматре вкуса.
5) Танматры запаха воспринимаются только через посредство
[конкретных] запахов.
При этом воспринимаются два различных запаха — благовонный и неблаговонный. Но отсюда не [следует, что подобное] различие и в танматре запаха.
Так рассмотрены
5 танматр.
Теперь, синонимы [слова “танматры” следующие:] “танматры”,
“недифференцированные”, “породители материальных элементов”,
“невкушаемые”, “атомы”, “лишенные спокойствия, устранения, омрачения”.
Так были разъяснены
8 модифицируемых [начал], обозначаемые как
Непроявленное, Интеллект, Эготизм, танматры.
Но почему они
модифицируемые?Ответ: Потому что производят [другие начала].
(2) Каковы же теперь
16 модификаций?Ответ: 11 индрий и
5 материальных элементов вот
16 модификаций.
Индрии восприятия:
1.Ухо, 2.кожа, 3.глаза, 4.язык, 5.нос - таковы
5 индрий восприятия.
Каждый берёт свой объект
1) Ухо — объект звук,
2) кожа — объект осязания
3) глаза — объект формы,
4) язык — объект вкуса,
5) нос — объект запаха.
Индрии действия:
1.гортань, 2.руки, 3.ноги, 4.органы испражнения, 5.размножения - таковы
5 индрий действия.
1) органы речи производят речь,
2) руки выполняют работу,
3) ноги ходят,
4) орган испражнения [извергает] экскремент,
5) орган размножения [приносит] наслаждение.
Ум, природа которого двойственна, осуществляет и свои
[собственные] функции — решения и сомнения.
Так объяснены
11 индрий.
Вот их синонимы: “индрий”, “инструменты”, “изменяющиеся”,
“отверстия”, “определенные”, “знаки”, “установленные”, “тонкие”,
“чувства”.
А что такое
5 материальных элементов?Ответ: 1.земля, 2.вода, 3.огонь, 4.ветер, 5.пространство - вот материальные элементы.
1) Земля помогает другим четырем [элементам], осуществляя функцию поддержания [всего];
2) вода помогает другим четырем, осуществляя функцию соединения;
3) огонь помогает другим четырем, осуществляя функцию варения;
4) ветер помогает другим четырем, осуществляя функцию перемещения;
5) пространство помогает другим четырем, обеспечивая [все] местонахождением.
У
земли 5 качеств:
звук, осязаемость, форма, вкус, запах. У
воды 4 качества:
звук, осязаемость, форма, вкус.У
огня 3 качества:
звук, осязаемость, форма. У
ветра 2 качества:
звук и осязаемость. У
пространства 1 качество:
звук. Так разъяснены
5 материальных элементов.
Их синонимы: “элементы”, “дифференцированные элементы”,
“модификации”, “формы”, “тонкие”, “протяженные”, “спокойные, волнующие, омрачающие”.
Таковы
16 модификаций.
(3) Затем [брахман] спросил:
“А что такое
Пуруша?”
Ответ: Пуруша — безначальный, тонкий, вездесущий, сознание, безгунный, вечный, созерцатель, “вкушающий”, бездействующий,
“познающий поле”, незагрязненный, [ничего] не порождающий.
Далее спросил:
“А почему [он] называется "
Пуруша"?”
Ответ: “Пуруша” потому, что древний, потому, что лежит в “городе” и потому, что подобен главному жрецу.
Но почему [Пуруша]
безначальный? Ответ: Потому что у него нет ни начала, ни конца, ни середины.
Почему тонкий? Потому что [у него] нет частей и потому что [он] за пределами [досягаемости] индрий.
Почему
вездесущий? Ответ: Потому что все [для него] доступно и потому для него нет неба.
Почему
сознание? Ответ: Потому что испытывает [состояния] счастья, не счастья, омрачения.
Почему
безгунный? Ответ: Потому что в нем отсутствуют и
саттва, и
раджас, и
тамас.
Почему
вечный? Ответ: Потому что у него нет причины и [он сам ничего] не производит.
Почему
созерцатель? Ответ: Потому что фиксирует изменения Пракрити.
Почему
вкушающий? Ответ: Потому что вследствие своей “сознательности” различает счастье и несчастье
Почему
бездействующий?Ответ: Ввиду безучастия и отсутствия [в нем] гун.
Почему
познающий поле?Ответ: Потому что познает гуны посредством “полей”.
Почему
незагрязненный? Ответ: Потому что у этого Пуруши отсутствуют благие и неблагие действия.
Почему [ничего]
не порождающий? Ответ: Потому что ничего не порождает, ввиду отсутствия [в нем] семени — таков смысл.
Так объясняется Пуруша по санкхье.
Вот его синонимы: “Пуруша”, “Атман”, “Муж”, “Имеющий свойства мужа”, “Изобильный”, “Живая душа”, “Знаток поля”, “Человек”,
“Мудрец”, “Брахман”, “Неуничтожимый”, “Жизненный ветер”,
“Нерожденный”, “Который”, “Кто?”, “Тот”, “Этот”.
Так разъяснены эти
25 начал [санкхьи]:
8 модифицируемых начал,
16 модификаций и Пуруша.
Знаток
25 начал удовлетворен на любой стадии жизни, Со сплетенными волосами, бритый или с хохолком, [он] освободится, в том нет сомнения.
Тогда [брахман] спросил:
“Так Пуруша
деятель или
недеятель?”
[
Ответ]: Если бы Пуруша был деятелем, то совершал бы [только] благие поступки. Но в мире наблюдаются три рода действий.
Так не утверждается ли, что Пуруша — создатель [трех] гун?
То, что выражается в добродетели, удовольствии, воздержании, контроле, правильном суждении, В знании, могуществе, равнодушии, просветленности —
саттвичный образ действия.
Страсть, гнев, алчность, осуждение, чрезмерная жестокость, неудовлетворенность и Свирепость до изменения облика объявлены
раджасичным образом действия.
Небрежность, опьянение, уныние, неверие, привязанность к женщинам, сонливость, Расслабленность, жестокость, нечистота — вот
тамасичный образ действия.
Наблюдая в мире эту триаду действий, [мы можем считать,] что активность гун установлена, равно как и бездейственность Пуруши.
В связи с этими происходящими от Пракрита
гунами, По причине раджаса и тамаса и искаженного видения “Я делаю” — примысливает себя [ко всему] неразумный, Неспособный [сам] даже согнуть травинку.
“Все это сделано мною”, “Это — мое” — рассуждая так, по причине
[действия начала] примысливания-себя, неразумный, безумный становится как бы действующим.
Как сказано: Действия производятся по порядку гунами Пракрити.
Атман, ослепленный Эготизмом, думает: “Я — деятель”.
Безначальный и безгунный, неизменный высший Атман, Даже пребывая в теле, о сын Кунти, не действует и не “вяжется”.
Именно Пракрити всячески осуществляет действия — Кто видит
Атмана бездействующим, тот [действительно] видит.
Спрашивается также:
Пуруша один или [их] много? Ответ: множественность Пуруши [следует] из разнообразия в
[распределенности] счастья, несчастья и омрачения, смешения и чистоты, “остроты” [чувств], рождений, смертей и “инструментария”, а также из различий миров, стадий жизни и варн.
Если бы Пуруша был один, то при счастье одного все были бы счастливы, при несчастье одного — несчастны, при “остроте” чувств у одного они у всех были бы “острыми”, при рождении одного рождались бы все, а со смертью одного все умирали бы. Но такого нет, следовательно, множественность Пуруши установлена.
Также ввиду разнообразия в форме, происхождении, судьбе, образе жизни, общении, теле.
Так учители санкхьи начиная с Капилы, Асури, Панча-Щикхи и
Патанджали характеризуют множественность Пуруши.
А учители веданты, начиная с Харихары, Хирань-ягарбхи, Вьясы, характеризуют Атмана как единого.
Почему же? В этой связи [они] приводят [следующие стихи]:
Пуруша поистине все это — что было и что будет,
Господин бессмертия — то, что возвышается над всем.
То Агни, то Адитья, то Вайю, то Чандрамас,
То Шукла, то Брахман, то воды, то Праджапати,
То истина и напиток бессмертия, то освобождение, путь,
То непреходящее, то блеск Савитара,
То, выше чего, высшего, нет ничего.
То, моложе и старше чего ничего нет, пребывает, прочное как дерево, в небе единое. Этим Пурушей заполнено все:
Имеющий везде руки, ноги, везде глаза, головы, лица, Везде уши, пребывает в мире, охватив все.
Принимая видимость всех индрий и свойств, будучи лишен их,
Владыка и господин всего, великое прибежище всего,
Всецелое [единство] всех начал, Атман всего, источник всего,
То, во что все “растворяется”, — его мудрые знают как Брахму.
Один ведь Атман живых существ в многообразных телах, Подобно тому как одна луна представляется множественной в воде.
Ведь он во всех существах — недвижимых и подвижных - „Живет один, великий Атман, которым все это “распространено”.
Это один Атман [всех] миров, единым создано многообразие.
[Иные] говорят о различии в Атмане — в связи со знанием и т. п. Но в брахмане, черве, насекомом, неприкасаемом, собаке, слоне, В скоте, корове, моските одно и то же видят знающие.
Подобно тому как одна нитка проходит через золото, но также через жемчуг, камни, коралл, глиняные бусы или серебро, Так и в коровах, людях, слонах, диких зверях и прочем Распознается один вездесущий Атман, “распределенный” везде.
(4) Затем [брахман] спросил:
“А что такое
триада гун?”
Ответ: Триада гун — 1.саттва, 2.раджас, 3.тамас1) Саттва [проявляющаяся] в бесчисленных явлениях и характеризуемая как спокойствие, легкость, чистота, соединение, удовольствие, удовлетворенность, терпение, довольство и т. д., кратко выражается в счастье.
2) Раджас [проявляющийся] в
бесчисленном и характеризуемый как печаль, расстройство, потливость, паралич, волнение, гнев, самомнение и т. п., кратко выражается в несчастье.
3) Тамас [проявляющийся] в бесчисленном и характеризуемый как сокрытие, “завертывание”, страх, униженность, тяжесть, сонливость,
расслабленность, небрежность и т. п., кратко заключается в омрачении.
Так объяснена триада гун.
Саттву следует знать как освещающую,
раджас как побудителя,
тамас как непроницаемого вот что называется триадой гун.
(5—6). Затем [брахман] спросил:
“А что такое "
развертывание" и "
свертывание"?”
Ответ:1.Развертывание — это возникновение.
2.Свертывание — это поглощение.
1) Возникновение (осуществляется следующим образом): из рассмотренного выше
Непроявленного, управляемого иным [по отношению к нему] и вездесущим
Пурушей, возникает
Интеллект, имеющий
8 свойств.
Из Интеллекта —
Эготизм, который трех видов:
“Изменяющий”, “Пламенный”, “Первоэлемент”. из Эготизма “Изменяющегося” -
индрии, из “Первоэлемента” -
танматры, из “Пламенного” -
и то и другое.
Из танматр, [в свою очередь], -
элементы.
Таково “развертывание”.
2) Свертывание же [происходит], когда материальные
элементы “растворяются” в
танматрах,
танматры и индрии - в
Эготизме,
Эготизм - в
Интеллекте,
Интеллект - в
Непроявленном.
Непроявленное же не “растворяется” ни в чем.
Почему?
Потому что
[оно] ничем не произведено.
И Пракрити и Пурушу знай как вечные. Так объяснено “развёртывание”.
(7) Затем [брахман] спросил:
“А что относится к
внутреннему,
внешнему и к
божеству?”
Ответ:Интеллект относится к внутреннему, постигаемое -
к внешнему, Брахма -
к божеству. Эготизм относится к внутреннему,
мыслимое - к внешнему,
Рудра - к божеству
19
Ум относится к внутреннему,
конструируемое - к внешнему,
Чандрамас - к божеству.
Слух относится к внутреннему,
слышимое — к внешнему,
Пространство — к божеству.
Осязание относится к внутреннему,
осязаемое — к внешнему,
Ветер — к божеству.
Зрение относится к внутреннему,
зримое — к внешнему,
Солнце — к божеству.
Вкус относится к внутреннему,
ощущение вкуса — к внешнему,
Варуна — к божеству.
Обоняние относится к внутреннему,
обоняемое — к внешнему,
Земля — к божеству.
Речь относится к внутреннему,
произносимое — к внешнему,
Агни — к божеству.
Руки относятся к внутреннему,
работа — к внешнему,
Индра — к божеству.
Ноги относятся к внутреннему,
хождение — к внешнему,
Вишну — к божеству.
Испражнение относится к внутреннему,
испражняемое — к внешнему,
Митра — к божеству.
Орган наслажденияотносится к внутреннему,
наслаждение — к внешнему,
Праджапати — к божеству.
Таковы
внутренний,
внешний и
божественный аспекты
13 [
компонентов] “инструмента
Тот, кто правильно познает мировые начала, природу гун исоответствующие божества, Освобождается от пороков, заблуждений ипривязанностей и “вкушает” гуны, не связываясь ими.(8) [брахман] спросил: а каковы теперь
5 функций интеллекта?
Ответ: 1.решение, 2.примысливание-себя, 3.воление, 4.
[
чувственная]
активность, 5.деятельность.
1) решение — это установка: “Я должен это сделать”.
2) примысливание-себя или эготизм, — это установка на постижение природы Атмана и высшего Атмана.
3) воление — это желание и конструирование идей.
4) активность индрий восприятия.
5) деятельность индрий действия.
Так описывается
5 функций интеллекта.
(9) Каковы же
,
5 источников действия?
Ответ: 1.решимость, 2.вера, 3.стремление к счастью, 4.отсутствие желания познания, 5.желание познания. 1) Когда кто-то, решившись на действия, осуществляет цель, преданный ей и постоянный, это признак
решимости.
2) Изучение Веды, безбрачие, жертвоприношения, поощрение к ним
[других], аскеза, щедрость, принятие даров, возлияние сомы — признаки
веры.
3) Когда служат призыванию Богов, предписанному и аскезе, в постоянной готовности к искупительным жертвам, это называют
стремлением к счастью.
4) Отсутствие желания познания — причина [действий], завершающихся [вкушением] “сладости” объектов, чувств.
5) Желание же познания есть источник мудрости созерцающих.
Единство, различность, вечность, также бессознательность,
Тонкость, пред существование следствия, “устойчивость” следует знать [как предметы] желания познания..
Желание познания — та функция Пракрити, благодаря которой осуществляется прекращение [действенности] причинно- следственных [связей].
Устойчивость, вера, стремление к счастью, отсутствие желания познания — четыре [установки сознания, ведущие] к закабалению, и одно [только]
желание познания [ведет] к освобождению.
Так объяснены эти
5 источников действия.
(10)Затем [брахман] спросил:
“А что такое
5 пран?”
Ответ: 1.прана, 2.апана, 3.самана, 4.удана, 5.вьяна — вот 5
пран в теле тех, кто воплощается.
1) Прана, обозначаемая как
прана, “управляется” ртом и носом и называется так потому, что [производит] вдох и выдох.
2) Прана, обозначаемая как
апана, “управляется” пупом и называется “апана” потому, что уносит [жизненные силы] и идет вниз.
3) Прана, обозначаемая как
самана, “управляется” сердцем и называется “самана” потому, что равномерно направляет и объединяет [жизненные силы].
4) Прана, обозначаемая как
удана, “управляется” горлом и называется “удана” потому, что идет вверх.
5) Прана, обозначаемая как
вьяна, “управляется” суставами. Она называется “вьяна” потому, что разносит и распространяет
[жизненные силы повсюду].
Так объяснены
5 пран.
(11) Затем [брахман] спросил:
“А что такое
5 сущностей действия”
Ответ: это такие [аспекты эготизма как]
1.изменяющийся, 2.пламенный, 3.первоэлемент, 4.связанный с логическим выводом, 5.не связанный с логическим выводом.
1) Изменяющийся — осуществляет благие дела.
2) Пламенный — неблагие.
3) Первоэлемент — омраченные.
4) Связанный с логическим выводом — благие, но неразумные.
5) Не связанный с логическим выводом — неблагие и неразумные.
Так объяснены
5 сущностей действия.
(12) Затем [брахман] спросил:
“А что такое "
пятичленное"
незнание?”'Ответ: 1.темнота,
2.омрачение,
3.великое омрачение,
4.мрак,
5.кромешный мрак.
“
темноты” и “
омрачения” по
8 разновидностей,
“
великого омрачения” —
10,
“
мрака” и “
кромешного мрака” — по
18.
1) Темнота — иллюзорное представление о
8 модифицируемых
[началах], — Пракрити, Интеллект, Эготизм и пять танматр, — которые [на деле] не имеют природы Атмана, как об Атмане.
2) Омрачение — это то иллюзорное представление, которое возникает в связи с достижением таких совершенств, как
[обретение] атомарного размера и т. д.
3) Великое омрачение — это когда возникает мысль: “Я освобожден” — при функционировании
10 объектов, звука и т. п., видимого и невидимого мира.
4) Мрак — это страдание, которое возникает вследствии непреодолимой ненависти к
8 совершенствам начиная с [обретения]
атомарного размера и
10 видами обретенных объектов.
Так объяснено “пятичленное” незнание.
(13) Затем [брахман] спросил:
“А что такое
28 неспособностей?”
Ответ: 28 неспособностей составляют
11 дефектов индрий с
17 дефектами интеллекта.
дефекты индрий обозначаются [как дефект]
1) слуха — глухота,
2) вкуса — нечувствительность,
3) осязания — проказа,
4) зрения — неразличение форм,
5) обоняния — невосприятие запаха,
6) речи — немота,
7) рук — паралич,
8) ног — хромота,
9) органа испражнения — запор,
10) органа размножения — импотентность,
11) ума — безумие. Таковы дефекты индрий.
17 дефектов интеллекта — противоположности удовлетворенности и достижения.
Противоположности удовлетворенности следующие.1) Предположение, что Прадхана не существует — [дефект, именуемый] “
бесконечный”.
2) Также [убежденность: “Это] — я” при познании Атмана —
“
растворение в тамасе”.
3) Неразличение Эготизма [как начала] — “
незнание”.
4) [Предположение], что не существует танматр как причины элементов — “
не-дождь”.
5) Активность в приобретении объектов — “
не благополучно переводящая”.
6) Активность же в охране [приобретенного] — “
не благополучно переправляющая”.
7) Стремление к объектам, когда не замечается [их] преходящий
[характер] — “
не благополучно ведущее”.
8) Привязанность к [их] вкушению — “асумаричика”.
9) “Вкушение” [объектов], когда не замечается неизбежный [при этом] порок убийства — “
всепревосходная вода”.
Так объяснены
9 видов неудовлетворенности как противоположности удовлетворенности.
Противоположности достижений, называемые 8 не-достижениями.1) Когда множественность [всех начал представляется] единством проявления лишь материальных элементов, это [не-достижение] называется “
не-переправляющее”.
2) Когда при слышании только [наставника, без размышления] понимается противоположное [смыслу наставления], это “
не благополучно переправляющее”.
3) Когда даже у прилежного к слушанию и изучению по причине тупости или испорченности ложными учениями не [происходит] усвоение 25 начал, то это незнание “
совершенно не-переводящее”
4) У Другого, который даже и отягощен страданием-от-себя, но из-за отсутствия беспокойства по поводу трансмиграции не стремится к знанию, наблюдается незнание, [именуемое] “
беспечность”.
5-6) Аналогично два следующих [вида не-достижения] надо рассматривать как “
не-радость” и “
не-удача”.
7) Незнание же того, кто, будучи даже обучен другом, не располагает рентабельностью ума — “
параспарамасампа”.
8) Когда же у несчастного, знание не достигается по причине неудовлетворительного наставления или презрения [со стороны] учителя, это незнание — “
не радующее”.
Так объяснены
8 видов не-достижений как противоположности достижений, и, таким образом, закончено со [всеми]
28 видами неспособностей.
(14) Затем [брахман] спросил:
“А что такое
9 видов удовлетворенности”Ответ:1) удовлетворенность того, кто, почитая Пракрита высшим началом
[вместо Атмана], становится Безразличным, называется “ученая” или, [по-иному], “
вода”.
2) Другой удовлетворен, рассматривая Интеллект как высшее начало — его удовлетворенность называется “
поток”.
3) Третий полностью удовлетворен, почитая Эготизм высшим началом — его удовлетворенность называется “
течение”.
4) Четвертый удовлетворен, решив, что танматры — как невоспринимаемые — высшее начало, его удовлетворенность называется “
дождь”.
Таким образом, всего
4 [вида] внутренней удовлетворенности. В четырех [этих видах] удовлетворенности отсутствует освобождение
— ввиду отсутствия [здесь] истинного знания.
Внешних [видов, которые реализуются] в устраненноеот объектов при наблюдении пороков в приобретении объектов, [их] защите, убыли, привязанности и нанесении вреда [живым существам] всего
55) Удовлетворенный уже тем, что он
замечает пороки приобретения объектов, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — эта пятая удовлетворенность называется “
хорошо переводящая”.
6) Другой, удовлетворенный тем, что замечает пороки защиты объектов, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — эта шестая удовлетворенность называется “
хорошо переправляющая”.
7) Иной, удовлетворенный уже тем, что замечает пороки “вкушения” объектов, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — эта седьмая удовлетворенность называется “
хорошо направляющая”.
8) Иной, удовлетворенный уже тем, что замечает пороки привязанности к объектам, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — это восьмая удовлетворенность называется “
сумаричика”.
9) Иной, удовлетворенный уже тем, что отстраняется от
[деятельности в мире], наблюдая, как ради приобретения наносят вред живым существам, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — эта девятая удовлетворенность называется “
превосходнейшая вода”.
Так объяснены
9 [разновидностей] удовлетворенности.
(15)Затем [брахман] спросил:
“А что такое
8 достижений?”Ответ:1) когда благодаря размышлению возникает знание о мировых началах, диспозициях сознания и материальных элементах, то это первое достижение именуется “
переводящее”.
2) Когда лишь благодаря слушанию [наставления] возникает знание мировых начал,
диспозиций сознания и материальных элементов, то это второе достижение именуется “
хорошо переправляющее”.
3) Когда благодаря [собственному] изучению возникает знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов, то это третье достижение именуется “
выводящее”.
4) Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает через устранение страдания-от- себя, то это четвертое достижение именуется “
услада”.
5) Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает через устранение страдания,
[происходящего] от живых существ, то это пятое достижение именуется “
удовольствие”.
6) Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает через устранение страдания от божеств, то это шестое достижение именуется “
наслаждение”.
7) Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает через длительное общение с друзьями, это седьмое достижение именуется “
радующее”.
8) Когда благодаря почитанию [учителя] возникает знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов, то это восьмое достижение называется “
блаженное”.
Так объяснены
8 достижений.
(16) Тогда [брахман] спросил:
“А каковы
10 основных предметов учения?”Ответ: 1. существование 2. единичность 3. объективность 4. предназначенность-для-другого 5. инаковость 6. бездеятельность 7. соединение 8. разъединение 9. множественность Пуруши 10. особое функционирование — устойчивость тела.Таковы
10 основных предметов учения [санкхьи].
1) Существование Пуруши устанавливается в
[“Санкхья-карике” 17]:
“Ввиду предназначенности составного для другого...”
Существование Прадханы — в двух стихах
[“Санкхья-карики” 15-16]:
“Ввиду “намеренности” отдельных” и “Причина есть Непроявленное”
2) Единичность [Прадханы] — в
[“Санкхья-карике” 10]: “То, что имеет причину...”
3) Объективность [Прадханы и ее манифестаций] — в
[“Санкхья-карике” 12]: “Имеющие природу приятно-неприятного оцепенения...”
4) Предназначенность [Прадханы и ее манифестаций] для другого
— в
[“Санкхья-карике” 60]: “Разнообразными средствами услуживая...”
5) Инаковость [Пуруши] — в
[“Санкхья-карике” 11]: “Трехгунное, неотличное, объект...”
6) Бездеятельность [Пуруши] — в
[“Санкхья-карике” 19]: “И ввиду той противоположности...”
7) Соединение [Прадханы и Пуруши] — в
[“Санкхья-карике” 21]: “Ради видения Прадханы и изоляции Пуруши...”
8) Разъединение [их] — в
[“Санкхья-карике” 68]: “Когда отделяется тело и, ввиду того что цель достигнута...”
9) Множественность Пуруши — в
[“Санкхья-карике” 18]: “Ввиду распределенности рождений, смертей и "инструментария"...”
10) Особое функционирование [тела] устанавливается в
[“Санкхья-карике” б7]: “...подобно вращающемуся колесу”.
Так объяснены
10 основных предметов учения [санкхьи]. Эти
10и
40 ранее рассмотренных [разновидностей миропроявления]
интеллекта, составляющие [вместе]
60 предметов учения,
[образуют] “
Шаштитантру”.
(17) Затем [брахман] спросил:
“А что такое "
благосклонное миропроявление”?
Ответ: “Благосклонное” миропроявление — возникновение внешних [объектов] из пяти танматр.
Брахма, увидев те [чувства], происходящие от мысли, возникшими без “вместилища”, создал из этих танматр “благосклонное” миропроявление.
(18) Затем [брахман] спросил:
“А что такое
14 видов живых существ?”Ответ:8 видов божеств: 1. пищачи,
2. ракшасы3. якши 4. гандхарвы5. роды 6. Индры7. Праджапати 8. Брахмы 6 видов животных:1. скот 2. птицы 3. звери4. пресмыкающиеся 5. неподвижные объекты 6. человек. 1) Скот — это [все], начиная с коровы и кончая мышью.
2) птицы — это [все], начиная с Гаруды и кончая комаром.
3) звери — это [все], начиная с льва и кончая шакалом.
4) пресмыкающиеся — это [все], начиная с Шеши и кончая червем.
5) неподвижные объекты — это [все], начиная с горы и кончая травинкой.
6) 1 вид человека начинается браманами и завершается чандалами.
Божественное [миропроявление]
8 видов, животное —
5 видов.
Человеческое —
1 вида.
Таково, краткое, миропроявление материальных элементов.
(19) В связи с теми тремя миропроявлениями, что были [сейчас] кратко изложены,
[брахман] спросил:
“А что такс
3 вида миропроявления элементов?”Ответ: тонкие [тела], рожденные от матери и отца, образованы из элементов.
Индрии восприятия пять пран интеллектум составляют тонкое — тонкие тела, таков смысл.
Рожденные от матери и отца — “
шестислойные”.
От матери: волосы, кровь и плоть.
От отца: жилы, костный и спинной мозг.
Таков шестеричный агрегат [обычного тела Образованного из элементов — это пять материальных элементов; в последние включаются [также] горшки и прочие [предметы].
Так объяснены 3 вида миропроявления элементов и “завершен” круг сансары.(20) Затем (брахман) спросил:
“А что такое
3 вида закабаления?”
Ответ: это закабаление
1. природное 2. модифицированое 3. от пожертвования Природное закабаление — это “погружение” в Пракрити тех, что представляют себе 8 модифицируемых начал высшим Атманом.
Модифицированное закабаление — у тех, кто хотя и стал на путь подвижничества, остаются “мирскими”, порабощены модификациями — индриями, привязаны к объектам, начиная со звука, не победили индрий и не достигли знания.
Закабаление от пожертвований — у тех учеников, домохозяев, отшельников и аскетов, которые приносят дары [жрецам], побуждаемые заблуждением и чей ум поврежден вожделением и омрачением.
Так объяснены три вида закабаления.
(21) Тогда [брахман] спросил:
“А что такое
3 вида освобождения?”
Ответ:1. от приращения знания 2. от успокоения индрий и страстей 3. от исчерпания всего 1) от приращения знания 2) от успокоения индрий и страстей бывает исчерпание [последствий] заслуги и не-заслуги
3) от исчерпания [последствий] заслуги и не-заслуги — изоляция.
Сказано ведь:Первое освобождение — через знание.
Второе освобождение — от исчерпания страстей.
Третье освобождение — от исчерпания всего.
Так объяснены признаки освобождения.
(22) Что такое
3 вида источников знания?
Ответ: восприятие,
логический вывод и
слово авторитета.
Таков трехвидовый источник знания.
Восприятие — это обнаружение пяти объектов индрий перед индриями.
Логический вывод — это знание, возникающее при наблюдении выводного знака.
Так, при восхождении облаков заключают о [будущем] дожде, [при виде] стаи цапель — о [близости] воды, по дыму — об огне.
Вот что такое логический вывод.
Слово авторитета — это предмет, который не устанавливается ни через восприятие, ни через логический вывод.
Например, [такие факты, как] “Индра — царь “богов”, “Живут северные куру”, “Имеется золотая [гора] Меру”, “На небе нимфы”.
Эти предметы — Индра и прочие — не устанавливаются ни через восприятие, ни через логический вывод, [и только] Васиштха и другие риши сообщают, что есть Индра и т. д. Предание также есть
[источник истинного знания]:
Кто прилежен в своем деле, лишен вожделения и ненависти,
Наделен знанием и добрым поведением, известен как авторитет.
Так сказано об этом трехвидовом источнике знания.
Теперь спрашивается, что, [собственно,] устанавливается посредством этого трехвидового источника знания?
Ответ: подобно тому как в мире [все] вещи измеряются [своими] мерами — зерно прастхами, сандал весовыми мерами и т. д., так и начала мира, диспозиции сознания и материальные элементы
“
измеряются” [
источниками знания].
(23) Порабощенный тремя страданиями брахман пришел искать прибежища у великого риши Капилы.
Спрашивается тогда
, что такое
3 вида страданий?
Ответ: 1.от себя, 2.от живых существ, 3.от небесных существ. 1) От себя [страдание] двойственное —
телесное и
умственное.
Локализующееся в теле — телесное
локализующееся в уме — умственное.
Телесное страдание - называется то, которое
возникает в результате неравномерности ветров, желчи и флегмы в виде лихорадки, дизентерии, холеры, обморока и т. д.
Умственное страдание - желание, гнев, алчность, омрачение, безумие, зависть и т. д.
2) От живых существ [страдание, обусловленное] живыми существами.
Это страдание от людей, скота, зверей, пресмыкающихся и неподвижных объектов.
3) От небесных существ [Страдание]исходит от небесных существ.
То страдание, которое обусловливается холодом, жарой, ветром, ливнем, громом и т. д.
У брахмана, отягощенного этими тремя видами страдания, возникло желаниепознания. Желание познания — желание познавать, подобно тому какжелание утоления жажды [означает] желание у жаждущего пить воду. Таково высшее знание в кратком изложении. Познав то,что [здесь изложено], избегают следующего рождения.Это [то] учение великодушного великого риши Капилы,Узнав которое брахман [достиг] блага и осуществления всего.