Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

25 элементов изложенных КАПИЛОЙ. Tattba-camaca крама-дипика


Скачать 265.43 Kb.
НазваниеTattba-camaca крама-дипика
Анкор25 элементов изложенных КАПИЛОЙ.pdf
Дата10.04.2017
Размер265.43 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла25_elementov_izlozhennykh_KAPILOJ.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#14207
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

TATTBA
-
CAMACA КРАМА
-
ДИПИКА
(
ТАТТВА
-
САМАСА
-
СУТРА
-
ВРИТТИ
)
Хвала великому мудрецу Капиле, который [уже] с рождения в [период]
начального миропроявления постиг
25
начал.
Теперь мы разъясним сутры санкхьи, [составляющие] перечень мировых начал.
[Как-то] здесь, [на земле], один брахман, отягощенный тремя страданиями, пришел к учителю санкхьи, великому риши Капиле,
искать прибежища. Указав свой род, имя, семью и цель — [получение]
наставления - [он] спросил:
“Господин! Что здесь высшее? Что истинное? Что мне сделать, дабы исполнить [свое] предназначение?”. Капила ответил: “Скажу:
(1)
8 модифицируемых [начал};
(2)
16 модификаций;
(3)
Пуруша;
(4)
триада гун
(5)
развертывание”;
(6)
свертывание”;
(7)
относящееся к внутреннему, внешнему и божественному;
(8)
5 функций интеллекта;
(9)
5 источников действия;
(10)
5 пран;
(11)
5 сущностей действия;
(12)
пятичленное” незнание;
(13)
28 неспособностей;
(14)
9 видов удовлетворенности;
(15)
8 достижений;
(16)
10 основных предметов учения;
(17)
благосклонное” миропроявление;
(18)
14-видовое миропроявление живых существ;
(19)
3-видовое миропроявление материальных элементов;
(20)
3-видовое закабаление;
(21)
3-видовое освобождение;
(22)
3 источника знания;
(23)
3 страдания.
Так поэтапно
[
раскрывается
]
истина
.
Познав
[
все
]
это
Должным образом
,
[
человек
]
осуществляет
[
свое
]
предназначение и больше тремя страданиями не
порабощается
.
Таковы сутры санкхьи
,
[
составляющие
]
перечень мировых начал
.
(1)
Каковы же
8 модифицируемых [начал]?
Ответ:
Непроявленное, Интеллект, Эготизм, 5 танматр(чувств)
вот 8 модифицируемых [начал]!
Теперь о Непроявленном. Если в этом мире горшки, ткани, вазы, кровати и прочие [вещи существуют] в проявленном состоянии, то
Непроявленное не проявляется - не фиксируется слухом и прочими
индриями(органами воспр. и действ.) - таков смысл. Потому что [у него] нет начала, середины и конца и [оно] состоит из частей.
Неслышимое, неосязаемое, бесформенное, неуничтожимое, вечное,
лишенное вкуса и запаха, Лишенное начала и середины, превышающее великое, прочное — так характеризуют Прадхану мудрые.
Тонкое, лишенное знаков, без начала и без конца, обладающее способностью порождения, не состоящее из частей, единственное как всеобщее — таково Непроявленное. У [слова] “Непроявленное” следующие синонимы: “Непроявленное”, “Прадхана”, “Брахман”,
“Город”, “Прочное”, “Множественное”, “Непреходящее”, “Поле”,
“Тьма”, “Порождающее”.
А что такое
Интеллект?
Ответ:
интеллект - это решение, то, посредством чего [дается] определение о таких вещах, как корова и т. п.: “это есть то, а не другое”, “это корова - не лошадь”, “это столб - не человек”. Вот что такое интеллект.
У этого интеллекта 8 форм:
1.
добродетель,
2.
знание,
3.
равнодушие,
4.
могущество
[
и противоположные этим
]
1)
Добродетель - противоположность не-добродетели, то, что предписано в шрути и смрити, не противоречит поведению знающих и имеет [своим] знаком благополучие.
2)
Знание - противоположность не-знанию, постижение [природы] начал мира, диспозиций сознания, материальных элементов.
3)
Равнодушие - противоположность не-равнодушию, непривязанность к объектам чувств, начиная со звука.
4)
Могущество - противоположность не-могуществу.
Таковы 4 саттвичные
[
формы интеллекта
].
Недобродетель, не-знание, не-равнодушие, не-могущество
[составляют противоположности названным].
4)
Не-добродетель - противоположность добродетели, то, что несовместимо со шрути и смрити и с поведением знающих и имеет
[своим] знаком неблагополучие.
3)
Не-знание - противоположность знанию, непостижение [природы] начал мира, диспозиций сознания, материальных элементов.
2)
Не-равнодушие - противоположность равнодушию, пристрастие к объектам, начиная со звука.
1)
Не-могущество - противоположность могуществу, неспособность к [достижению] атомарности и прочего.
Таковы 4 тамасичные
[
формы интеллекта
].
посредством добродетели как действующей причины
[осуществляется] “восхождение”,
посредством знания - освобождение,
посредством равнодушия - погружение в Пракрити,
посредством могущества - беспрепятственное продвижение [во всем мире].
Так описывается интеллект в 8 формах.
У [слова] “интеллект” следующие синонимы: “Ум”, “Мысль”,
“Великий”, “Брахман”, “Знание”, “Мудрость”, “Шрути”, “Твердость”,
“Последовательность мыслей”, “Память”, “Медитация”.
Затем [брахман] спросил:
“А что такое Эготизм?
Ответ:
Эготизм — это примысливание-себя:
Я - в звуке, я - в осязании, я - в форме, я - во вкусе, Я - в запахе, я - господин, я - богатый, я - владыка, Я - вкуситель, я добродетелен;
мною сраженный, он убит, Я [сам] буду убит многочисленными врагами и так далее.
Это примысливание-себя и есть эготизм. У [слова] “Эготизм” следующие синонимы: “Эготизм”, “Изменчивый”, “Пламенный”,
“Первоэлемент”, “С выводом”, “Без вывода”.
Затем [брахман] спросил:
А что такое 5 танматр?
Ответ:
5 танматр — это то, что следует за Эготизмом.
1.
Танматра звука,
2.
танматра осязаемости,
3.
танматра формы,
4.
танматра вкуса,
5.
танматра запаха — вот 5 танматр.
1)
Танматры звука воспринимаются только посредством
[конкретных] звуков.
Через дифференциацию звука воспринимаются такие [его разновидности], как высокий, низкий, смешанный, дрожащий, а также “рожденный от шести”, “бык”, “гандхара”, “срединный”, “пятый”,
“шестой”, “бескастовый”. Но отсюда не следует, что подобное
[различие] и в танматре звука.
2)
Танматры осязаемости воспринимаются только через посредство [конкретных] осязаний.
Воспринимаются такие различные прикосновения, как мягкое, твердое, шероховатое, скользкое, холодное, горячее. Но отсюда не
[следует, что подобное] различие и в танматре осязаемости.
3)
Танматры формы воспринимаются только через посредство
[конкретных] форм.
Так воспринимаются белое, черное, зеленое, желтое и прочие конкретные цвета. Но отсюда не [следует, что подобное] различие и в танматре цвета.
4)
Танматры вкуса воспринимаются только через посредство
[конкретных] вкусов.
При этом воспринимаются острый, горький, вяжущий, щелочной, сладкий, кислый, соленый и прочие конкретные вкусы. Но отсюда не
[следует, что подобное] различие и в танматре вкуса.
5)
Танматры запаха воспринимаются только через посредство
[конкретных] запахов.
При этом воспринимаются два различных запаха — благовонный и неблаговонный. Но отсюда не [следует, что подобное] различие и в танматре запаха.
Так рассмотрены
5
танматр.
Теперь, синонимы [слова “танматры” следующие:] “танматры”,
“недифференцированные”, “породители материальных элементов”,
“невкушаемые”, “атомы”, “лишенные спокойствия, устранения, омрачения”.
Так были разъяснены 8 модифицируемых [начал], обозначаемые как
Непроявленное, Интеллект, Эготизм, танматры.
Но почему они модифицируемые
?
Ответ:
Потому что производят [другие начала].
(2)
Каковы же теперь
16 модификаций?
Ответ:
11 индрий и 5 материальных элементов вот 16 модификаций.
Индрии восприятия:
1.
Ухо,
2.
кожа,
3.
глаза,
4.
язык,
5.
нос - таковы 5 индрий восприятия.
Каждый берёт свой объект
1)
Ухо — объект звук,
2)
кожа — объект осязания
3)
глаза — объект формы,
4)
язык — объект вкуса,
5)
нос — объект запаха.
Индрии действия:
1.
гортань,
2.
руки,
3.
ноги,
4.
органы испражнения,
5.
размножения - таковы 5 индрий действия.
1)
органы речи производят речь,
2)
руки выполняют работу,
3)
ноги ходят,
4)
орган испражнения [извергает] экскремент,
5)
орган размножения [приносит] наслаждение.
Ум
, природа которого двойственна, осуществляет и свои
[собственные] функции — решения и сомнения.
Так объяснены
11
индрий.
Вот их синонимы: “индрий”, “инструменты”, “изменяющиеся”,
“отверстия”, “определенные”, “знаки”, “установленные”, “тонкие”,
“чувства”.
А что такое
5 материальных элементов?
Ответ
:
1.
земля,
2.
вода,
3.
огонь,
4.
ветер,
5.
пространство - вот материальные элементы.
1)
Земля помогает другим четырем [элементам], осуществляя функцию поддержания [всего];
2)
вода помогает другим четырем, осуществляя функцию соединения;
3)
огонь помогает другим четырем, осуществляя функцию варения;
4)
ветер помогает другим четырем, осуществляя функцию перемещения;
5)
пространство помогает другим четырем, обеспечивая [все] местонахождением.
У земли 5 качеств: звук, осязаемость, форма, вкус, запах.
У воды 4 качества: звук, осязаемость, форма, вкус.
У огня 3 качества: звук, осязаемость, форма.
У ветра 2 качества: звук и осязаемость.
У пространства 1 качество: звук.
Так разъяснены
5
материальных элементов.
Их синонимы: “элементы”, “дифференцированные элементы”,
“модификации”, “формы”, “тонкие”, “протяженные”, “спокойные, волнующие, омрачающие”.
Таковы
16
модификаций.
(3)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое Пуруша?
Ответ:
Пуруша безначальный, тонкий, вездесущий, сознание, безгунный, вечный, созерцатель, “вкушающий”, бездействующий,
“познающий поле”, незагрязненный, [ничего] не порождающий.
Далее спросил:
“А почему [он] называется "Пуруша"?”
Ответ:
“Пуруша” потому, что древний, потому, что лежит в “городе” и потому, что подобен главному жрецу.
Но почему [Пуруша]
безначальный?
Ответ:
Потому что у него нет ни начала, ни конца, ни середины.
Почему тонкий? Потому что [у него] нет частей и потому что [он] за пределами [досягаемости] индрий.
Почему
вездесущий?
Ответ:
Потому что все [для него] доступно и потому для него нет неба.
Почему
сознание?
Ответ:
Потому что испытывает [состояния] счастья, не счастья, омрачения.
Почему
безгунный?
Ответ:
Потому что в нем отсутствуют и саттва, и раджас, и тамас.
Почему
вечный?
Ответ:
Потому что у него нет причины и [он сам ничего] не производит.
Почему
созерцатель?
Ответ:
Потому что фиксирует изменения Пракрити.
Почему
вкушающий?
Ответ:
Потому что вследствие своей “сознательности” различает счастье и несчастье
Почему
бездействующий?
Ответ:
Ввиду безучастия и отсутствия [в нем] гун.
Почему
познающий поле?
Ответ:
Потому что познает гуны посредством “полей”.
Почему
незагрязненный?
Ответ:
Потому что у этого Пуруши отсутствуют благие и неблагие действия.
Почему [ничего]
не порождающий?
Ответ:
Потому что ничего не порождает, ввиду отсутствия [в нем] семени — таков смысл.
Так объясняется Пуруша по санкхье.
Вот его синонимы: “Пуруша”, “Атман”, “Муж”, “Имеющий свойства мужа”, “Изобильный”, “Живая душа”, “Знаток поля”, “Человек”,
“Мудрец”, “Брахман”, “Неуничтожимый”, “Жизненный ветер”,
“Нерожденный”, “Который”, “Кто?”, “Тот”, “Этот”.
Так разъяснены эти 25 начал [санкхьи]:
8 модифицируемых начал, 16 модификаций и Пуруша.
Знаток 25 начал удовлетворен на любой стадии жизни, Со сплетенными волосами, бритый или с хохолком, [он] освободится, в том нет сомнения.
Тогда [брахман] спросил:
“Так Пуруша деятель или недеятель?”
[
Ответ
]: Если бы Пуруша был деятелем, то совершал бы [только] благие поступки. Но в мире наблюдаются три рода действий.
Так не утверждается ли, что Пуруша — создатель [трех] гун?
То, что выражается в добродетели, удовольствии, воздержании, контроле, правильном суждении, В знании, могуществе, равнодушии, просветленности —
саттвичный
образ действия.
Страсть, гнев, алчность, осуждение, чрезмерная жестокость, неудовлетворенность и Свирепость до изменения облика объявлены
раджасичным
образом действия.
Небрежность, опьянение, уныние, неверие, привязанность к женщинам, сонливость, Расслабленность, жестокость, нечистота — вот
тамасичный
образ действия.
Наблюдая в мире эту триаду действий, [мы можем считать,] что активность гун установлена, равно как и бездейственность Пуруши.
В связи с этими происходящими от Пракрита гунами, По причине раджаса и тамаса и искаженного видения “Я делаю” — примысливает себя [ко всему] неразумный, Неспособный [сам] даже согнуть травинку.
“Все это сделано мною”, “Это — мое” — рассуждая так, по причине
[действия начала] примысливания-себя, неразумный, безумный становится как бы действующим.
Как сказано:
Действия производятся по порядку гунами Пракрити.
Атман, ослепленный Эготизмом, думает: “Я — деятель”.
Безначальный и безгунный, неизменный высший Атман, Даже пребывая в теле, о сын Кунти, не действует и не “вяжется”.
Именно Пракрити всячески осуществляет действия — Кто видит
Атмана бездействующим, тот [действительно] видит.
Спрашивается также:
Пуруша один или [их] много?
Ответ:
множественность Пуруши [следует] из разнообразия в
[распределенности] счастья, несчастья и омрачения, смешения и чистоты, “остроты” [чувств], рождений, смертей и “инструментария”, а также из различий миров, стадий жизни и варн.
Если бы Пуруша был один, то при счастье одного все были бы счастливы, при несчастье одного — несчастны, при “остроте” чувств у одного они у всех были бы “острыми”, при рождении одного рождались бы все, а со смертью одного все умирали бы. Но такого нет, следовательно, множественность Пуруши установлена.
Также ввиду разнообразия в форме, происхождении, судьбе, образе жизни, общении, теле.
Так учители санкхьи начиная с Капилы, Асури, Панча-Щикхи и
Патанджали характеризуют множественность Пуруши.
А учители веданты, начиная с Харихары, Хирань-ягарбхи, Вьясы, характеризуют Атмана как единого.
Почему же? В этой связи [они] приводят [следующие стихи]:
Пуруша поистине все это — что было и что будет,
Господин бессмертия — то, что возвышается над всем.
То Агни, то Адитья, то Вайю, то Чандрамас,
То Шукла, то Брахман, то воды, то Праджапати,
То истина и напиток бессмертия, то освобождение, путь,
То непреходящее, то блеск Савитара,
То, выше чего, высшего, нет ничего.
То, моложе и старше чего ничего нет, пребывает, прочное как дерево, в небе единое. Этим Пурушей заполнено все:
Имеющий везде руки, ноги, везде глаза, головы, лица, Везде уши, пребывает в мире, охватив все.
Принимая видимость всех индрий и свойств, будучи лишен их,
Владыка и господин всего, великое прибежище всего,
Всецелое [единство] всех начал, Атман всего, источник всего,
То, во что все “растворяется”, — его мудрые знают как Брахму.
Один ведь Атман живых существ в многообразных телах, Подобно тому как одна луна представляется множественной в воде.
Ведь он во всех существах — недвижимых и подвижных - „Живет один, великий Атман, которым все это “распространено”.
Это один Атман [всех] миров, единым создано многообразие.
[Иные] говорят о различии в Атмане — в связи со знанием и т. п. Но в брахмане, черве, насекомом, неприкасаемом, собаке, слоне, В скоте, корове, моските одно и то же видят знающие.
Подобно тому как одна нитка проходит через золото, но также через жемчуг, камни, коралл, глиняные бусы или серебро, Так и в коровах, людях, слонах, диких зверях и прочем Распознается один вездесущий Атман, “распределенный” везде.
(4)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое триада гун?
Ответ:
Триада гун 1.
саттва
, 2.
раджас
, 3.
тамас
1)
Саттва
[проявляющаяся] в бесчисленных явлениях и характеризуемая как спокойствие, легкость, чистота, соединение, удовольствие, удовлетворенность, терпение, довольство и т. д., кратко выражается в счастье.
2)
Раджас
[проявляющийся] в бесчисленном и характеризуемый как печаль, расстройство, потливость, паралич, волнение, гнев, самомнение и т. п., кратко выражается в несчастье.
3)
Тамас
[проявляющийся] в бесчисленном и характеризуемый как сокрытие, “завертывание”, страх, униженность, тяжесть, сонливость,
расслабленность, небрежность и т. п., кратко заключается в омрачении.
Так объяснена триада гун.
Саттву
следует знать как освещающую,
раджас
как побудителя,
тамас
как непроницаемого вот что называется триадой гун.
(5—6).
Затем [брахман] спросил:
“А что такое "развертывание" и "свертывание"?”
Ответ
:
1.
Развертывание это возникновение.
2.
Свертывание это поглощение.
1)
Возникновение (осуществляется следующим образом): из рассмотренного выше Непроявленного, управляемого иным [по отношению к нему] и вездесущим Пурушей, возникает Интеллект, имеющий 8 свойств.
Из Интеллекта — Эготизм, который трех видов:
“Изменяющий”, “Пламенный”, “Первоэлемент”. из Эготизма “Изменяющегося” - индрии, из “Первоэлемента” - танматры, из “Пламенного” - и то и другое.
Из танматр, [в свою очередь], - элементы.
Таково “развертывание”.
2)
Свертывание же [происходит], когда материальные элементы
“растворяются” в танматрах,
танматры и индрии - в Эготизме,
Эготизм - в Интеллекте,
Интеллект - в Непроявленном.
Непроявленное же не “растворяется” ни в чем.
Почему?
Потому что
[оно] ничем не произведено.
И Пракрити и Пурушу знай как вечные.
Так объяснено “развёртывание”.
(7)
Затем [брахман] спросил:
“А что относится к внутреннему, внешнему и к божеству?”
Ответ:
Интеллект
относится к внутреннему,
постигаемое
- к внешнему,
Брахма
- к божеству.
Эготизм
относится к внутреннему,
мыслимое
- к внешнему,
Рудра
- к божеству
19
Ум
относится к внутреннему,
конструируемое
- к внешнему,
Чандрамас
- к божеству.
Слух
относится к внутреннему,
слышимое
— к внешнему,
Пространство
— к божеству.
Осязание
относится к внутреннему,
осязаемое
— к внешнему,
Ветер
— к божеству.
Зрение
относится к внутреннему,
зримое
— к внешнему,
Солнце
— к божеству.
Вкус
относится к внутреннему,
ощущение вкуса
— к внешнему,
Варуна
— к божеству.
Обоняние
относится к внутреннему,
обоняемое
— к внешнему,
Земля
— к божеству.
Речь
относится к внутреннему,
произносимое
— к внешнему,
Агни
— к божеству.
Руки
относятся к внутреннему,
работа
— к внешнему,
Индра
— к божеству.
Ноги
относятся к внутреннему,
хождение
— к внешнему,
Вишну
— к божеству.
Испражнение
относится к внутреннему,
испражняемое
— к внешнему,
Митра
— к божеству.
Орган наслаждения
относится к внутреннему,
наслаждение
— к внешнему,
Праджапати
— к божеству.
Таковы внутренний, внешний и божественный аспекты 13 [компонентов] “инструмента
Тот, кто правильно познает мировые начала, природу гун и
соответствующие божества, Освобождается от пороков, заблуждений и
привязанностей и “вкушает” гуны, не связываясь ими.
(8)
[брахман] спросил: а каковы теперь 5 функций интеллекта?
Ответ
:
1.
решение,
2.
примысливание-себя,
3.
воление,
4.
[чувственная] активность,
5.
деятельность.
1)
решение — это установка: “Я должен это сделать”.
2)
примысливание-себя или эготизм, — это установка на постижение природы Атмана и высшего Атмана.
3)
воление — это желание и конструирование идей.
4)
активность индрий восприятия.
5)
деятельность индрий действия.
Так описывается
5
функций интеллекта.

(9)
Каковы же
, 5 источников действия?
Ответ
:
1.
решимость,
2.
вера,
3.
стремление к счастью,
4.
отсутствие желания познания,
5.
желание познания.
1)
Когда кто-то, решившись на действия, осуществляет цель, преданный ей и постоянный, это признак решимости.
2)
Изучение Веды, безбрачие, жертвоприношения, поощрение к ним
[других], аскеза, щедрость, принятие даров, возлияние сомы — признаки веры.
3)
Когда служат призыванию Богов, предписанному и аскезе, в постоянной готовности к искупительным жертвам, это называют
стремлением к счастью.
4)
Отсутствие желания познания — причина [действий], завершающихся [вкушением] “сладости” объектов, чувств.
5)
Желание же познания есть источник мудрости созерцающих.
Единство, различность, вечность, также бессознательность,
Тонкость, пред существование следствия, “устойчивость” следует знать [как предметы] желания познания..
Желание познания — та функция Пракрити, благодаря которой осуществляется прекращение [действенности] причинно- следственных [связей].
Устойчивость, вера, стремление к счастью, отсутствие желания
познания — четыре [установки сознания, ведущие] к закабалению, и одно [только] желание познания [ведет] к освобождению.
Так объяснены эти
5
источников действия.
(10)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое 5 пран?”
Ответ
:
1.
прана,
2.
апана,
3.
самана,
4.
удана,
5.
вьяна — вот 5 пран в теле тех, кто воплощается.
1)
Прана, обозначаемая как прана, “управляется” ртом и носом и называется так потому, что [производит] вдох и выдох.
2)
Прана, обозначаемая как апана, “управляется” пупом и называется “апана” потому, что уносит [жизненные силы] и идет вниз.
3)
Прана, обозначаемая как самана, “управляется” сердцем и называется “самана” потому, что равномерно направляет и объединяет [жизненные силы].
4)
Прана, обозначаемая как удана, “управляется” горлом и называется “удана” потому, что идет вверх.
5)
Прана, обозначаемая как вьяна, “управляется” суставами. Она называется “вьяна” потому, что разносит и распространяет
[жизненные силы повсюду].
Так объяснены
5
пран.
(11)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое 5 сущностей действия
Ответ:
это такие [аспекты эготизма как]
1.
изменяющийся,
2.
пламенный,
3.
первоэлемент,
4.
связанный с
логическим выводом,
5.
не связанный с логическим выводом.
1)
Изменяющийся — осуществляет благие дела.
2)
Пламенный — неблагие.
3)
Первоэлемент — омраченные.
4)
Связанный с логическим выводом — благие, но неразумные.
5)
Не связанный с логическим выводом — неблагие и неразумные.
Так объяснены
5
сущностей действия.
(12)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое "пятичленное" незнание?”
'Ответ
:
1.
темнота,
2.
омрачение,
3.
великое омрачение,
4.
мрак,
5.
кромешный мрак.
темноты” и “омрачения” по 8 разновидностей,
великого омрачения” — 10,
мрака” и “кромешного мрака” — по 18.
1)
Темнота — иллюзорное представление о 8 модифицируемых
[началах], — Пракрити, Интеллект, Эготизм и пять танматр, — которые [на деле] не имеют природы Атмана, как об Атмане.
2)
Омрачение — это то иллюзорное представление, которое возникает в связи с достижением таких совершенств, как
[обретение] атомарного размера и т. д.
3)
Великое омрачение — это когда возникает мысль: “Я освобожден” — при функционировании 10 объектов, звука и т. п., видимого и невидимого мира.
4)
Мрак — это страдание, которое возникает вследствии непреодолимой ненависти к 8 совершенствам начиная с [обретения]
атомарного размера и 10 видами обретенных объектов.
Так объяснено “пятичленное” незнание.
(13)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое 28 неспособностей?”
Ответ:
28 неспособностей составляют 11 дефектов индрий с 17
дефектами интеллекта.
дефекты индрий обозначаются [как дефект]
1)
слуха — глухота,
2)
вкуса — нечувствительность,
3)
осязания — проказа,
4)
зрения — неразличение форм,
5)
обоняния — невосприятие запаха,
6)
речи — немота,
7)
рук — паралич,
8)
ног — хромота,
9)
органа испражнения — запор,
10)
органа размножения — импотентность,
11)
ума — безумие. Таковы дефекты индрий.
17 дефектов интеллекта — противоположности удовлетворенности и достижения.
Противоположности удовлетворенности следующие.
1)
Предположение, что Прадхана не существует — [дефект, именуемый] “бесконечный”.
2)
Также [убежденность: “Это] — я” при познании Атмана —
растворение в тамасе”.
3)
Неразличение Эготизма [как начала] — “незнание”.
4)
[Предположение], что не существует танматр как причины элементов — “не-дождь”.
5)
Активность в приобретении объектов — “не благополучно
переводящая”.
6)
Активность же в охране [приобретенного] — “не благополучно
переправляющая”.
7)
Стремление к объектам, когда не замечается [их] преходящий
[характер] — “не благополучно ведущее”.
8)
Привязанность к [их] вкушению — “асумаричика”.
9)
“Вкушение” [объектов], когда не замечается неизбежный [при этом] порок убийства — “всепревосходная вода”.
Так объяснены
9 видов неудовлетворенности как противоположности удовлетворенности.
Противоположности достижений, называемые
8
не-достижениями.
1)
Когда множественность [всех начал представляется] единством проявления лишь материальных элементов, это [не-достижение] называется “не-переправляющее”.
2)
Когда при слышании только [наставника, без размышления] понимается противоположное [смыслу наставления], это “не
благополучно переправляющее”.
3)
Когда даже у прилежного к слушанию и изучению по причине тупости или испорченности ложными учениями не [происходит] усвоение 25 начал, то это незнание “совершенно не-переводящее
4)
У Другого, который даже и отягощен страданием-от-себя, но из-за отсутствия беспокойства по поводу трансмиграции не стремится к знанию, наблюдается незнание, [именуемое] “беспечность”.
5-6)
Аналогично два следующих [вида не-достижения] надо рассматривать как “не-радость” и “не-удача”.
7)
Незнание же того, кто, будучи даже обучен другом, не располагает рентабельностью ума — “параспарамасампа”.
8)
Когда же у несчастного, знание не достигается по причине неудовлетворительного наставления или презрения [со стороны] учителя, это незнание — “не радующее”.
Так объяснены
8
видов не-достижений как противоположности достижений, и, таким образом, закончено со [всеми]
28
видами неспособностей.
(14)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое 9 видов удовлетворенности
Ответ:
1)
удовлетворенность того, кто, почитая Пракрита высшим началом
[вместо Атмана], становится Безразличным, называется “ученая” или, [по-иному], “вода”.
2)
Другой удовлетворен, рассматривая Интеллект как высшее начало — его удовлетворенность называется “поток”.
3)
Третий полностью удовлетворен, почитая Эготизм высшим началом — его удовлетворенность называется “течение”.
4)
Четвертый удовлетворен, решив, что танматры — как невоспринимаемые — высшее начало, его удовлетворенность называется “дождь”.
Таким образом, всего 4 [вида] внутренней удовлетворенности. В четырех [этих видах] удовлетворенности отсутствует освобождение
— ввиду отсутствия [здесь] истинного знания.
Внешних [видов, которые реализуются] в устраненноеот объектов при наблюдении пороков в приобретении объектов, [их] защите, убыли, привязанности и нанесении вреда [живым существам] всего 5
5)
Удовлетворенный уже тем, что он замечает пороки приобретения объектов, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — эта пятая удовлетворенность называется “хорошо переводящая”.
6)
Другой, удовлетворенный тем, что замечает пороки защиты объектов, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — эта шестая удовлетворенность называется “хорошо переправляющая”.
7)
Иной, удовлетворенный уже тем, что замечает пороки “вкушения” объектов, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — эта седьмая удовлетворенность называется “хорошо направляющая”.
8)
Иной, удовлетворенный уже тем, что замечает пороки привязанности к объектам, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — это восьмая удовлетворенность называется “сумаричика”.
9)
Иной, удовлетворенный уже тем, что отстраняется от
[деятельности в мире], наблюдая, как ради приобретения наносят вред живым существам, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания — эта девятая удовлетворенность называется “превосходнейшая вода”.
Так объяснены
9
[разновидностей] удовлетворенности.
(15)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое 8 достижений?”
Ответ:
1)
когда благодаря размышлению возникает знание о мировых началах, диспозициях сознания и материальных элементах, то это первое достижение именуется “переводящее”.
2)
Когда лишь благодаря слушанию [наставления] возникает знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов, то это второе достижение именуется “хорошо переправляющее”.
3)
Когда благодаря [собственному] изучению возникает знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов, то это третье достижение именуется “выводящее”.
4)
Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает через устранение страдания-от- себя, то это четвертое достижение именуется “услада”.
5)
Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает через устранение страдания,
[происходящего] от живых существ, то это пятое достижение именуется “удовольствие”.
6)
Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает через устранение страдания от божеств, то это шестое достижение именуется “наслаждение”.
7)
Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает через длительное общение с друзьями, это седьмое достижение именуется “радующее”.
8)
Когда благодаря почитанию [учителя] возникает знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов, то это восьмое достижение называется “блаженное”.
Так объяснены
8
достижений.
(16)
Тогда [брахман] спросил:
“А каковы
10 основных предметов учения
?”
Ответ:
1.
существование
2.
единичность
3.
объективность
4.
предназначенность-для-другого
5.
инаковость
6.
бездеятельность
7.
соединение
8.
разъединение
9.
множественность Пуруши
10.
особое функционирование — устойчивость тела.
Таковы
10
основных предметов учения [санкхьи].
1)
Существование Пуруши устанавливается в
[“Санкхья-карике” 17]
:
“Ввиду предназначенности составного для другого...”
Существование Прадханы — в двух стихах [“Санкхья-карики” 15-16]:
“Ввиду “намеренности” отдельных” и “Причина есть Непроявленное”
2)
Единичность [Прадханы] — в [“Санкхья-карике” 10]: “То, что имеет причину...”
3)
Объективность [Прадханы и ее манифестаций] — в [“Санкхья-
карике” 12]: “Имеющие природу приятно-неприятного оцепенения...”
4)
Предназначенность [Прадханы и ее манифестаций] для другого
— в [“Санкхья-карике” 60]: “Разнообразными средствами услуживая...”
5)
Инаковость [Пуруши] — в [“Санкхья-карике” 11]: “Трехгунное, неотличное, объект...”
6)
Бездеятельность [Пуруши] — в [“Санкхья-карике” 19]: “И ввиду той противоположности...”
7)
Соединение [Прадханы и Пуруши] — в [“Санкхья-карике” 21]: “Ради видения Прадханы и изоляции Пуруши...”
8)
Разъединение [их] — в [“Санкхья-карике” 68]: “Когда отделяется тело и, ввиду того что цель достигнута...”
9)
Множественность Пуруши — в [“Санкхья-карике” 18]: “Ввиду распределенности рождений, смертей и "инструментария"...”
10)
Особое функционирование [тела] устанавливается в [“Санкхья-
карике” б7]: “...подобно вращающемуся колесу”.
Так объяснены
10
основных предметов учения [санкхьи]. Эти
10
и
40
ранее рассмотренных [разновидностей миропроявления]
интеллекта, составляющие [вместе]
60
предметов учения,
[образуют] “
Шаштитантру
”.
(17)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое "благосклонное миропроявление”?
Ответ:
Благосклонное” миропроявление возникновение внешних [объектов] из пяти танматр.
Брахма, увидев те [чувства], происходящие от мысли, возникшими без “вместилища”, создал из этих танматр “благосклонное” миропроявление.
(18)
Затем [брахман] спросил:
“А что такое 14 видов живых существ?”
Ответ:
8 видов божеств:
1.
пищачи,
2.
ракшасы
3.
якши
4.
гандхарвы
5.
роды
6.
Индры
7.
Праджапати
8.
Брахмы
6 видов животных:
1.
скот
2.
птицы
3.
звери
4.
пресмыкающиеся
5.
неподвижные объекты
6.
человек.
1)
Скот — это [все], начиная с коровы и кончая мышью.
2)
птицы — это [все], начиная с Гаруды и кончая комаром.
3)
звери — это [все], начиная с льва и кончая шакалом.
4)
пресмыкающиеся — это [все], начиная с Шеши и кончая червем.
5)
неподвижные объекты — это [все], начиная с горы и кончая травинкой.
6)
1 вид человека начинается браманами и завершается чандалами.
Божественное [миропроявление] 8 видов, животное — 5 видов.
Человеческое — 1 вида.
Таково, краткое, миропроявление материальных элементов.
(19)
В связи с теми тремя миропроявлениями, что были [сейчас] кратко изложены,
[брахман] спросил:
“А что такс 3 вида миропроявления
элементов?”
Ответ:
тонкие [тела], рожденные от матери и отца, образованы из элементов.
Индрии восприятия
пять пран
интеллект
ум
составляют тонкое — тонкие тела, таков смысл.
Рожденные от матери и отца — “
шестислойные
”.
От матери:
волосы, кровь и плоть.
От отца: жилы, костный и спинной мозг.
Таков шестеричный агрегат [обычного тела Образованного из элементов — это пять материальных элементов; в последние включаются [также] горшки и прочие [предметы].
Так объяснены 3 вида миропроявления элементов и “завершен” круг сансары.
(20)
Затем (брахман) спросил:
“А что такое 3 вида закабаления?”
Ответ:
это закабаление
1.
природное
2.
модифицированое
3.
от пожертвования
Природное закабаление — это “погружение” в Пракрити тех, что представляют себе 8 модифицируемых начал высшим Атманом.
Модифицированное закабаление — у тех, кто хотя и стал на путь подвижничества, остаются “мирскими”, порабощены модификациями — индриями, привязаны к объектам, начиная со звука, не победили индрий и не достигли знания.
Закабаление от пожертвований — у тех учеников, домохозяев, отшельников и аскетов, которые приносят дары [жрецам], побуждаемые заблуждением и чей ум поврежден вожделением и омрачением.
Так объяснены три вида закабаления.
(21)
Тогда [брахман] спросил:
“А что такое 3 вида освобождения?”
Ответ:
1.
от приращения знания
2.
от успокоения индрий и страстей
3.
от исчерпания всего
1)
от приращения знания
2)
от успокоения индрий и страстей
бывает исчерпание [последствий] заслуги и не-заслуги
3)
от исчерпания [последствий] заслуги и не-заслуги — изоляция.
Сказано ведь:
Первое освобождение — через знание.
Второе освобождение — от исчерпания страстей.
Третье освобождение — от исчерпания всего.
Так объяснены признаки освобождения.
(22)
Что такое
3 вида источников знания?
Ответ:
восприятие, логический вывод и слово авторитета.
Таков трехвидовый источник знания.
Восприятие — это обнаружение пяти объектов индрий перед индриями.
Логический вывод — это знание, возникающее при наблюдении выводного знака.
Так, при восхождении облаков заключают о [будущем] дожде, [при виде] стаи цапель — о [близости] воды, по дыму — об огне.
Вот что такое логический вывод.
Слово авторитета — это предмет, который не устанавливается ни через восприятие, ни через логический вывод.
Например, [такие факты, как] “Индра — царь “богов”, “Живут северные куру”, “Имеется золотая [гора] Меру”, “На небе нимфы”.
Эти предметы — Индра и прочие — не устанавливаются ни через восприятие, ни через логический вывод, [и только] Васиштха и другие риши сообщают, что есть Индра и т. д. Предание также есть
[источник истинного знания]:
Кто прилежен в своем деле, лишен вожделения и ненависти,
Наделен знанием и добрым поведением, известен как авторитет.
Так сказано об этом трехвидовом источнике знания.
Теперь спрашивается, что, [собственно,] устанавливается посредством этого трехвидового источника знания?
Ответ:
подобно тому как в мире [все] вещи измеряются [своими] мерами — зерно прастхами, сандал весовыми мерами и т. д., так и начала мира, диспозиции сознания и материальные элементы
измеряются” [источниками знания].
(23)
Порабощенный тремя страданиями брахман пришел искать прибежища у великого риши Капилы.
Спрашивается тогда
, что такое 3 вида страданий?
Ответ
:
1.
от себя,
2.
от живых существ,
3.
от небесных существ.
1)
От себя [страдание] двойственное — телесное и умственное.
Локализующееся в теле — телесное
локализующееся в уме — умственное.
Телесное страдание - называется то, которое возникает в результате неравномерности ветров, желчи и флегмы в виде лихорадки, дизентерии, холеры, обморока и т. д.
Умственное страдание - желание, гнев, алчность, омрачение, безумие, зависть и т. д.
2)
От живых существ [страдание, обусловленное] живыми существами.
Это страдание от людей, скота, зверей, пресмыкающихся и неподвижных объектов.
3)
От небесных существ [Страдание]исходит от небесных существ.
То страдание, которое обусловливается холодом, жарой, ветром, ливнем, громом и т. д.
У брахмана, отягощенного этими тремя видами страдания, возникло желание
познания. Желание познания — желание познавать, подобно тому как
желание утоления жажды [означает] желание у жаждущего пить воду.
Таково высшее знание в кратком изложении. Познав то,
что [здесь изложено], избегают следующего рождения.
Это [то] учение великодушного великого риши Капилы,
Узнав которое брахман [достиг] блага и осуществления всего.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей