Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Электроннаякнига_Золотые правила раннего развития. Техника безопасности для активных педагогов и родителей


НазваниеТехника безопасности для активных педагогов и родителей
АнкорЭлектроннаякнига Золотые правила раннего развития.pdf
Дата19.05.2019
Размер4.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаElektronnayakniga_Zolotye_pravila_rannego_razvitia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50651
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Николай Бураков
Техника безопасности
для активных педагогов и родителей
Золотые правила раннего развития
Николай Бураков
Золотые правила
раннего развития
2016
Наш сайт
Техника безопасности для активных
педагогов и родителей
Содержание
Предисловие..............................................................................................................4
Основа основ.............................................................................................................5
Познание мира - трудная задача.............................................................................7
Тычем в книжку пальчик...........................................................................................8
Скоро в школу!...........................................................................................................9
Не надо торопиться.................................................................................................10
«Пусть не я, так хоть дети...»..................................................................................11
Тренажеры развития нашего детства....................................................................12
Неисчерпаемая пирамидка....................................................................................14
Наши достижения....................................................................................................15
Завтра, завтра, не сегодня......................................................................................16
Скука - наш главный враг........................................................................................17
Лаборатория кругом...............................................................................................18
Золотая лихорадка..................................................................................................18
Лишаем «пряников»...............................................................................................20
Успех непременно придет......................................................................................20
nburakov.ru
3
Золотые правила раннего развития
Предисловие
Представления о раннем развитии расходятся не только среди родителей. Специалистам часто тоже трудно бывает прийти к единому мнению. На этой теме спекулируют многие, но редко кто может похвастаться стабильными результатами.
В «Детских центрах Буракова» накоплен уникальный опыт, которым авторы эффективных технологий делятся на вебинарах и семинарах. Эти мероприятия пользуются большой популярностью, так что книга, подготовленная на их основе, наверняка будет полезна многим педагогам и родителям.
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
4
Едва узнав о наступившей беременности, будущие мамы и папы начинают размышлять: как мы будем заниматься с ребенком? Предложения от детских центров сыплются как из рога изобилия, но появляется еще один важный вопрос: кому можно верить? Ответ прост: тем, кто на практике доказал свое право заниматься развитием малышей.
Чем меньше ребенок, тем сложнее понимать процессы, которые с ним происходят.
У детей с года до четырех лет недостаточно развито внимание, но при этом занятия проводить можно и нужно. Не стоит уповать лишь на хорошие гены и природу, которая сама отрегулирует все процессы. Если существует возможность принести ребенку пользу и при этом доставить удовольствие, грех ею не воспользоваться.
Развитие в раннем возрасте необходимо вести одновременно по четырем важ-
ным направлениям:
- крупная и мелкая моторика;
- речь;
- познавательные процессы;
- знания об окружающем мире.
Параллельно следует адаптировать ребенка к социуму, учиться вызывать и поддер-
живать его интерес к окружающей действительности.
Основа основ
Примерно до семи лет мозг ребенка работает как устройство для обработки сенсорной информации – импульсов, поступающих от органов чувств. Источники сенсорной информации – наши глаза, уши, кожа. Ребенок смотрит, слушает, ощущает температуру и фактуру разных поверхностей. Именно развитие сенсомоторных процессов лежит в основе ментальных и социальных функций мозга. Проще говоря, нет смысла пытаться «впихивать» в малыша то, чего он в принципе не может усвоить по-настоящему. Столь любимое многими родителями обучение чтению и письму в раннем возрасте – занятие, как минимум, бессмысленное, а как максимум – вредное.
Итак, сосредоточимся на интеграции сенсомоторных процессов. Тут важно усвоить
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
5
еще одну особенность человеческого организма. Наша центральная нервная система и мозг способны интегрировать бесчисленные фрагменты сенсорной информации в единую систему. Интеграция предполагает возможность слаженной работы.
Малыш постоянно что-то слышит, видит, ощущает – по миллионам каналов в его мозг поступают импульсы (фрагменты сенсорной информации). На что ему в первую очередь следует обратить внимание? Что сейчас важно? Мокрый подгузник или новая игрушка, звук погремушки или включенная настольная лампа? Поверьте, систематизировать все это детскому мозгу очень непросто. Обилие впечатлений – большой стресс для психики. Нагрузка постоянно растет – яркая и громкая реклама по телевизору, звонки мобильных телефонов, обилие игрушек. Современный мир с самого рождения обрушивает на младенца шквал раздражителей, в которых необходимо разбираться...
Конечно, генетически в каждом человеке заложена способность упорядочить и систематизировать сенсорную информацию. Все мы когда-то научились понимать происходящее, правильно реагировать. Но, согласитесь, среди младших школьников нередко можно увидеть растерянных мальчиков и девочек, которые не в состоянии
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
6
ответить на простой вопрос учителя, выполнить обычную просьбу. «Возьми книгу и передай ее на первую парту» – даже такое задание может поставить в тупик. А тут еще сосед задел рукой, карандаш упал на пол, прозвучал звонок с урока. И ребенок не знает, что ему делать.
Если понимать, как сенсомоторные навыки связаны с ментальными и социальными, вопрос раннего развития решается просто и естественно – начинать надо с базовых процессов.
Познание мира – трудная задача
С самого рождения к ребенку поступает информация, которую он пока не может полноценно обрабатывать. Сенсорные каналы рассинхронизированы, восприятие не дает целостной и ясной картины. Возникает перевозбуждение, врачи начинают говорить о гиперактивности, а родители видят, что у малыша отсутствует саморегуляция.
Он подолгу не успокаивается, часто нервничает, плачет, проявляет агрессию. Главное, в чем мы можем и должны ему помочь, – развитие сенсомоторных навыков, которые лежат в основе познавательного процесса. Интеграция процессов ускорит появление связной речи, различение цветов и форм – всего того, что обычно вкладывается в понятие раннего развития.
Познавательный процесс – фундамент для успешного развития малыша. Мы говорим о стимуляции восприятия, внимания, воображения, памяти. Причем восприятие имеет особое значение, на его развитие будет уходить до половины всего времени занятий. Восприятие бывает зрительное, слуховое, тактильное, но необходимо помнить, что ребенку надо развивать избирательное восприятие и избирательное внимание. Малыш будет постепенно учиться выделять существенное и игнорировать несущественное в поступающей извне информации. Важность селективного (или избирательного) внимания трудно переоценить. Эта тема широко обсуждается в ученых кругах, но редко применяется в педагогике и психологии. Нам необходимо учитывать и научные достижения, и успехи практических технологий. Заложив правильные основы познания мира, можно твердо рассчитывать на успех в учебной деятельности и других сферах.
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
7
Золотое правило:
познавательные процесс – фундамент для успешного развития
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
8
Тычем в книжку пальчик...
Как все-таки быть с общественным мнением, которое упорно навязывает молодым родителям свои стереотипы? Читать, писать, говорить по-английски – разве не к этому надо стремиться тем, кто хочет видеть своего ребенка успешным?
Ответ специалистов однозначен – развитие навыков без учета возрастных особенностей может быть бесполезным или вредным. Никак иначе!
Посмотрите на ребенка, который только начал ходить. Он все время хочет идти, бежать, кружиться, куда-то залезать и слезать. Малыш хватает и рассматривает все, до чего может дотянуться, пытается копировать жесты родителей. Именно на его потребностях и нужно строить занятия. Во-первых, предлагать много и разнообразно двигаться. Во-вторых, развивать мелкую и крупную моторику, а также давать изобилие сенсорной информации всех видов. Ребенку необходимо много слушать – стихи, сказки, песенки. Постоянно смотреть и трогать – различные формы, поверхности, фактуры. Вкладывать один предмет в другой, пытаться завязывать и развязывать веревочки. Только на этом пути его ждет успех в раннем развитии, а для чтения, счета и письма время обязательно еще настанет.
Попытки заниматься с ребенком с года до трех чтением, математикой, английским языком подобны стараниям напихать в сосуд как можно больше разного добра. Но ребенок – не сосуд, ему нужно другое отношение. Мы должны не «набивать» его, а выращивать.
Опыт подтверждает это мнение. Дети Никитиных, другие вундеркинды, как правило, очень быстро становятся самыми обычными людьми, не оправдавшими ожидания родителей и педагогов. Нет никакого смысла поступать в школу в пять лет, в десять ее заканчивать, и получать диплом университета в тринадцать. Такие опыты над детьми
– яркий пример бессмысленных попыток обогнать природу. Гонка за многими знаниями может убить настоящие способности и таланты.
Посмотрите истории тех, кто действительно многого достиг – среди этих людей немало «поздних» детей, которые ничем не удивляли родителей и педагогов. Ломоносов начал по-настоящему учиться лишь в девятнадцать лет. Альберт Эйнштейн был практически троечником. Андрей Сахаров пошел в школу лишь в седьмом классе и сначала был достаточно посредственным учеником. Между тем, все эти люди по-настоящему талантливы. Возраст не должен быть главным показателем развития. Важна не скорость, а качество, глубина познавательных процессов, умение интегрировать разнообразную информацию. Развитие этих качеств – главная задача родителей и педагогов.
Скоро в школу!
Чем ближе первый класс, тем больше у родителей тревог и волнений. А как же он будет чувствовать себя среди детей, которые давно читают и считают? Окажется неудачником, отстающим? С другой стороны – если мы научим его читать в пять лет, что он будет делать на уроках? Скучать? Потеряет интерес к занятиям...
Конечно, реалии нашей жизни – уровень знаний сверстников, требования педагогов, семейные традиции – необходимо учитывать. Но тут нет никакой проблемы, если раннее развитие шло в правильном русле. К четырем годам у ребенка формируется интерес к знаку, который мы будем использовать для обучения чтению и счету. И заниматься можно и нужно спокойно, в удобном ребенку темпе, не ускоряя процесс искусственно. Основная база сенсорной интеграции уже развита, так что движение
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
9
вперед идет естественно и непринужденно.
Так что, пожалуйста, не думайте, будто «после трех уже поздно». Это совсем не так.
Если мы будем не «наполнять» ребенка знаниями, а выращивать его в благоприятных условиях, результаты вас удивят.
Не надо торопиться
Знакомая всем ситуация: на дороге один человек все время обгоняет другие машины, подрезает, сигналит, нервируя водителей. А другой едет спокойно в комфортном темпе в одном ряду. И что в результате? На светофоре они стоят рядом и в конечную точку приходят почти одновременно. Вот только процесс шел очень по-разному. Один за время езды вымотал все нервы и уже ничему не рад, а другой совершенно спокоен и полон сил. Так и подготовка к школе может стать суетливой гонкой за результатами, а может быть радостным и полезным делом выращивания в ребенке успешного ученика.
Для наглядности еще один пример: часто покупая в супермаркете фрукты или овощи, мы обманываемся их красивым внешним видом, но бываем разочарованы вкусом. И храниться плоды не могут – вянут и начинают портиться. А выращенные на своем огороде морковка и помидоры, уступая магазинным в красоте и привлекательности, значительно превосходят их по другим, гораздо более важным качествам. Все очень просто – удобрения, ускоряющие рост и созревание, значительно ухудшают качество овощей и фруктов. В природе все продумано, яблоки и виноград поспевают каждый в свой срок.
Эти же законы справедливы и для выращивания нашего ребенка. Гонка за быстрым и бессмысленным результатом дает плохие плоды. А методичная работа с учетом особенностей возраста и индивидуальных особенностей обязательно приводит к успеху.
Учеными доказано: практически любой ребенок может рано научиться читать, а в шесть лет освоить программу начальной школы. Но это не сделает его счастливым и успешным человеком.
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
10
Золотое правило:
соблюдайте скоростной режим раннего развития
«Пусть не я, так хоть дети...»
Если мама или папа сохранили нереализованную в детстве мечту, велик шанс, что отдуваться придется их детям. Бальные танцы, кружок робототехники, два иностранных языка, подводное плавание – что из всего этого действительно нужно конкретному ребенку, а что воплощает надежды прежних поколений семьи? Конечно, возможностей сейчас несоизмеримо больше, и папа, который в детстве не смел мечтать об управляемой модели, убежден, что его сына она обязательно сделает счастливым. А мама, видевшая в волшебных снах первый бал Наташи Ростовой, постарается организовать его для своей дочки. По-человечески все это очень понятно, но для ребенка – неправильно и бесперспективно. Родителям можно попытаться самим осуществить свои мечты, а в ребенке надо развивать то, что ему необходимо, а не то, что вам хочется.
Как развивать ребенка?
Чтобы не мешать ребенку развиваться, помните о технике безопасности:
- не наполняйте ребенка, а выращивайте;
- не опережайте природу развития ребенка и учитывайте особенности возраста;
- развивайте в ребенке то, что необходимо ему, а не то, что хочется вам.
Искусство маленьких шагов
Антуан де Сент-Экзюпери написал однажды молитву, где были такие слова: «Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. Научи меня искусству маленьких шагов».
Это искусство маленьких шагов как воздух необходимо каждому родителю и педагогу.
Освоив его, вы дадите ребенку шанс всегда чувствовать себя успешным и счастливым.
Итак: маленькими шагами к отличным результатам!
То, что мы вам предлагаем, не красивые слова, а универсальная технология. Ваша задача – превратить каждую игру в тренажер развития. «Тише едешь – дальше будешь» – как раз наш случай. Нам не надо никуда торопиться. Время общения с маленьким ребенком – огромная радость, которую вы будете с ностальгией вспоминать через несколько лет. А сегодня вы и ваш ребенок получаете огромное удовЗолотые правила раннего развития nburakov.ru
11
ольствие от общения.
Ситуация, знакомая любому родителю: сын или дочка раз за разом просит рассказать одну и ту же сказку, почитать любимую книжку, показать хорошо знакомый мультик, поиграть в игру, уже поднадоевшую взрослому. Нужно набраться терпения и повторять столько, сколько нужно ребенку. Интуитивно он делает очень важное дело... Тот же подход нужен в любом занятии с ребенком. Наша задача – разбить действие на много маленьких шагов и повторять каждое несколько раз.
Тренажеры развития из нашего детства
Игрушки из нашего детства – куда же без них? Пирамидки, шнуровки, вкладыши, мозаики, лото, кубики с картинками – все это наверняка найдется в любой детской.
Перекладывать предметы разных размеров, стучать и нанизывать, вставлять и искать нужную деталь, закручивать и раскручивать, переливать и пересыпать – каждое из этих занятий легко организовать дома. И при этом ребенок получает огромную
Золотое правило:
маленькими шагами через повтор – к отличным результатам
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
12
пользу...
Простые действия интуитивно понятны родителю и приятны ребенку. Но есть один секрет, который и позволяет перейти на новый педагогический этап. Этот секрет –
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ИГРЫ. Кажется, в самом словосочетании существует внутреннее противоречие. Как же так? Игра – занятие спонтанное, свободное. А тут скучная «технологизация»... Но не стоит пугаться «умных» слов – радость и удовольствие от занятия с ребенком никуда не денутся. А вот польза вырастет на порядок.
Необходимо запомнить три этапа игры:
- восприятие;
- узнавание;
- воспроизведение.
Восприятие
– самая важная и продолжительная по времени часть игры. Именно на восприятие надо отвести до шестидесяти процентов времени занятий с малышом. На этом этапе игровую «операцию» выполняет взрослый, а ребенок наблюдает за его действиями. Конечно, ребенок не должен замереть и всматриваться в ваши манипуляции. Он может что-то трогать, брать, взаимодействовать с вами. Но главный акцент делается именно на восприятии.
Узнавание
– взрослый начинает, а ребенок продолжает действие.
Воспроизведение
– ребенок выполняет действие, педагог контролирует.
Только обязательно учтите – каждый из этапов должен быть разбит на множество маленьких шагов, которые мы будем повторять многократно и, что очень важно, вариативно. Конечно, большинство родителей примерно так и поступают. Интуитивно каждая мама знает, что если малышу понравилась новая игра, надо повторять ее снова и снова. Об этом позаботилась сама природа – мама сделала что-то новое и интересное, ребенок обрадовался, и его смех и улыбки становятся для мамы лучшим мотиватором. Но если мы хотим получать устойчивый и предсказуемый результат, нам нужна не только интуиция, но и технология.
Как развивать ребенка эффективно?
Превратите каждую игру в тренажер развития.
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
13
Неисчерпаемая пирамидка
Занятия по раннему развитию не бывают долгими – всего полчаса. И за это время педагог предлагает малышу 15-20 игр, то есть никакая игра не может продолжаться более двух-трех минут. В раннем возрасте внимание не сформировано, так что игры необходимо постоянно менять, не дожидаясь, когда малыш начнет скучать.
Технологию игры мы разберем на примере, который знаком любому родителю.
Итак, классическая пирамидка, где на утолщающийся книзу стержень надеты кольца разных цветов и размеров. Важная деталь – очень желательно иметь две одинаковые пирамидки. В этом случае ребенок скоро поймет, что ему не надо тянуться к вашим деталям, а можно использовать свой комплект.
Игра будет начинаться с очень коротких промежутков – порядка одной минуты. Но возвращаться к ней надо часто. Суть игры очевидна – нанизывание колец на стержень.
Но постепенно мы начинаем обращать внимание ребенка на цвет и размер каждого кольца. Через некоторое время он научится сортировать кольца по размеру и узнавать цвета.
Примерно по такой же схеме можно работать и с разноцветной мозаикой. В этой
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
14
игре мы выделяем три уровня сложности. Первый – просто вставляем детали в дырочки, хаотично, не обращая внимания на цвета. Второй – учимся строить дорожку, сначала кривую, потом прямую. Третий уровень – делаем узор. Сначала ребенок повторяет работу взрослого по образцу, потом делает это самостоятельно, без образца. Сначала мы используем всего несколько фишек (от 5 до 10), потом увеличиваем их число.
Не забывайте о маленьких шагах, не стремитесь ускорить процесс развития ребенка. Конечно, всегда хочется видеть результат. Но вот вопрос – что считать результатом?
Наши достижения
Заниматься необходимо с самыми разными детьми. Кто-то с радостью общается с педагогом, а другой боится отойти от мамы, плачет, капризничает. Бывают малыши, которым совершенно не хочется слушаться взрослого. Но современные технологии раннего развития позволяют эффективно работать со всеми без исключения. Если вы научитесь правильно видеть результаты своей работы с ребенком, у вас никогда не опустятся руки, не появятся сомнения в необходимости занятий.
Итак, на примере занятий с двухлетним малышом разберем, что может быть результатом. Если ребенок прежде практически не отходил от мамы, а теперь спокойно занимается с педагогом на протяжении десяти минут – он сделал шаг в своем развитии, а мы достигли важного результата. А вот он уже целое занятие не оборачивается на маму, не проверяет – на месте ли она? Это следующий результат. Мама ушла в другую комнату, а малыш продолжил заниматься – мы снова фиксируем положительный результат...
Или другая ситуация: капризный ребенок не хочет слушать педагога, не реагирует на его слова и действия, игрушки со стола сбрасывает на пол. Педагог продолжает занятие, и вот неслух сам правильно садится за стол и прислушивается к словам взрослого.
Достигнут серьезный результат! Следующие шаги – включение в игру, готовность доиграть до конца. Каждый из этих этапов нужно обязательно замечать и отмечать как
Золотое правило:
перестаньте ждать результата, а научитесь его видеть
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
15
важный результат!
Когда ждать результата?
На каждом занятии!
Но только в том случае, если вы верно понимаете, что на самом деле является
результатом.
Завтра, завтра, не сегодня
В занятиях с маленькими детьми довольно часто встречается одно необычное явление, на которое родителям обязательно нужно обращать внимание. Кажется, что малыш пропускает слова педагога мимо ушей, не повторяет его действия, не реагирует на предложенные игрушки. Родители расстраиваются – они уже готовы думать, что их малышу ничего из предложенного на занятиях не интересно. Но надо присмотреться – а чем ребенок занимается дома? Довольно часто, то, что он игнорирует на занятиях, дома делает самостоятельно и с большим удовольствием. В психологии это явление называется реминисценция – выполнение действия с опозданием. Чаще всего
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
16
реминисценция встречается у дошкольников, но бывает и у взрослых. Это означает, что человеку необходимо дополнительное время на обработку информации. В этом нет ничего странного: ведь посадив растение, поливая его и ухаживая, мы не ждем, что цветы появятся через неделю. Иногда на это могут понадобиться годы. Так и с развитием ребенка – мы делаем свое дело, не сомневаясь, что когда-нибудь наш малыш обязательно расцветет. А если пока ребенок не проявляет большого интереса к развивающим занятиям, мы продолжаем применять разные походы. Благо, в арсенале опытного педагога их очень много.
Чем заинтересовать ребенка?
- исследовательская деятельность;
- игровая деятельность;
- свобода выбора;
- поиск;
- стремление к новым ощущениям.
При этом не забываем про искусство маленьких шагов, учимся поддерживать
актуализированный интерес, используем «отрицательную мотивацию» – лишаем
ребенка «пряников», но только по правилам.
Скука – наш главный враг
Довольно часто родители жалуются, что их ребенок очень быстро начинает скучать – почти сразу после того, как только они предлагают ему развивающее занятие. Но опыт показывает, что правильная мотивационная система работает в любом возрасте.
Нужно правильно построить занятие, и от скуки не останется и следа!
Что важно любому человеку в любом возрасте? Ощущение победы! Только у взрослого оно появляется после успешно выполненного проекта или повышения по службе, а у ребенка – оттого, что получилось сделать то, что вчера никак не выходило. Если каждое его достижение, каждый маленький шаг подкреплять похвалой, замечать любой успех, то мотивация будет расти как на дрожжах.
Не забывайте: наша игра – тренажер развития, а потому надо «выжимать» из нее
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
17
максимум. Но это не значит, что надо отвести на нее много времени. Искусство педагога, работающего с маленькими детьми, состоит в том, чтобы часто меняя игры, от каждой получать максимум пользы и удовольствия.
Лаборатория кругом
Если присмотреться с ребенку, можно заметить, что большую часть своего времени он проводит в исследованиях. Буквально все достойно интереса вашего маленького ученого. Он тянет в рот каждый предмет, который попадает к нему в руки – у всего свой вкус, поверхность, фактура... Или сбрасывает со стола чашку и смотрит – что получится в результате? Интерес ребенка к окружающему миру поистине безграничен, и этим необходимо пользоваться. Любопытство – сильный стимул развития ребенка в любом возрасте.
Бывает, что, несмотря на интерес ко всему, ребенок все-таки отказывается от занятий. Возможно, он ощущает давление, испытывает дискомфорт. Взрослый может поразному повести себя в этой ситуации. Один будет настаивать на своем, требовать внимания и усидчивости. А другой вроде бы готов и сам отказаться от задуманного занятия, а потом как будто невзначай скажет: «Давай поиграем». И предложит то самое, от чего ребенок недавно наотрез отказался. Но только теперь это игра!
Еще один простой, но очень эффективный ход – предложить ребенку выбор. Чем ты хочешь заняться? Пирамидка или мозаика? Прыжки или кувырки? И когда малыш определится, он будет заниматься с большой охотой – ведь он сам принял решение...
Золотая лихорадка
Наверняка многие помнят фильмы и книги про золотоискателей. Их охватывал такой азарт поиска, что они забывали обо всем. Поверьте, этот же механизм будет
Золотое правило:
используйте природу интереса
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
18
действовать, если речь идет не о золотых приисках, а о кубиках, спрятанных за шкафами и под диванами. Пока ребенок ищет нужный предмет, он тренирует селективное внимание, но при этом получает огромное удовольствие.
Дети по сути своей – вечные новаторы, пионеры. Пусть они пробуют множество различных занятий, но не забывайте про искусство маленьких шагов. Ребенок будет получать удовольствие, когда он стремится к достижению реальной цели – именно той, которая сегодня оказалась в его зоне ближайшего развития.
Конечно, родители – люди со своими делам и интересами, иногда они устают и хотели бы отдохнуть от детских затей. Да и обычные домашние обязанности никто не отменял. Но есть один случай, когда необходимо забыть о делах и усталости. Этот случай – предложение со стороны ребенка: «мама, давай поиграем». Если в этот момент сказать: «подожди» и продолжить уборку и готовку, можно упустить уникальный шанс. Ловите и поддерживайте актуализированный интерес, цените эти моменты. Скорее всего, игра не займет много времени, но принесет большую пользу.
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
19
Лишаем «пряников»
Воспитание требует не только поощрений, но и наказаний. Частая ситуация: «Ты не убрал свои игрушки, мультик тебе не покажу». Возможно ли так поступать с детьми?
Возможно, но при одном, очень важном условии: вы должны были заранее договориться. Если требование убрать игрушки было напрямую связано с показом обещанного мультфильма, проблем нет. Даже очень маленький ребенок способен понять, что такое правило.
Отрицательный мотиватор может быть сильным воспитательным приемом, а может оказать разрушающее действие на всю атмосферу семьи. «Ты плохо себя вел, останешься вечером без сказки!» Но это же нечестно. Вы не договаривались, не определяли, что такое «плохо себя вести», не предупреждали о лишении удовольствия. Результат – чувство несправедливости, обида. Может возникнуть ощущение «они меня не любят».
Та же ситуация пройдет спокойно, если в самом начале вы проговорили правила и уточнили – насколько правильно их понял ребенок.
Успех непременно придет!
Подводя итоги, еще раз напомним всем, кто занимается ранним развитием, несколько «золотых правил». В основе занятий лежит важный фундамент – познавательный процесс, который запущен в ребенке самой природой. Опираясь на этот мощный инструмент, будем помогать ребенку развиваться, но при этом необходимо помнить, что наша задача – не «набивать» ребенка знаниями, а выращивать его, учитывая скоростной режим, подходящий для каждого конкретного случая.
Искусство маленьких шагов позволит любому педагогу и родителю разбивать каждое действие на небольшие, достижимые этапы. Тогда даже простая игра станет эффективным тренажером развития, а вы научитесь видеть и ценить результаты ребенка на каждом занятии.
Природа интереса всегда будет вашим главным помощником. Дети стремятся ко всему новому, им все хочется исследовать. «Золотая лихорадка» первооткрывателей знакома каждому ребенку, играющему в прятки. Новые ощущения и впечатление
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
20
влекут его к себе, а если на занятиях предоставляется выбор, успех обеспечен.
Вряд ли кому-то удавалось никогда не прибегать к наказаниям. Отрицательная мотивация не вызовет протеста даже у малыша, если он поймет, что все «почестному»: вы договорились заранее. «Лишение пряников» не омрачит вашей радости от взаимного общения и созидательной деятельности.
Успехов вам в увлекательном деле раннего развития!
Золотые правила раннего развития nburakov.ru
20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей