Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ПОЛЯКИНА Методическая разработка. Технология социальной работы с инвалидами


НазваниеТехнология социальной работы с инвалидами
АнкорПОЛЯКИНА Методическая разработка.doc
Дата04.02.2018
Размер187 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПОЛЯКИНА Методическая разработка.doc
ТипМетодическая разработка
#35829
страница2 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3

Индивидуальная социально-диагностическая карта инвалида

 

Период пребывания в учреждении социального обслуживания населения

Группа критериев, относящихся к социально-бытовой адаптации:

Критерий, относящийся к социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации

Группа критериев, относящихся к социально-средовой ориентации:

Самообслу - живание

Передви - жение

Обще -ственно-полез -

наядеятель - ность

Обучение

Соци - альнаяориен-тация

Обще -ние

Конт -

роль своегопове - дения

1

2

3

4










1

2







1 неделя


































2 неделя


































3 неделя


































4 неделя


































5 неделя


































6 неделя


































 

В соответствии с результатами применения методов социальной диагностики специалист по социальной работе заполняет индивидуальную социально-диагностическую карту инвалида: каждому показателю социальных умений и навыков инвалида соответствует уровень их сформированности: высокий (В), средний (С), низкий (Н). После заполнения карты можно наглядно увидеть, какой уровень социальных умений и навыков преобладает у инвалида, какие формы и методы социальной работы можно использовать для достижения позитивных изменений в социальном статусе клиента. Через две недели работы с инвалидом социальная диагностика повторяется, и вновь проводится анализ полученных результатов по вышеперечисленным критериям и показателям. Специалист по социальной работе определяет результаты социальной работы с клиентом за две недели пребывания в учреждении социального обслуживания населения, определяет достигнутый им уровень социальных умений и навыков.

Выявление социальных умений и навыков инвалида, определение их уровня сформированности осуществляется с помощью методов социальной диагностики: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, обследования жилищно-бытовых условий, анализа документов.

Наблюдение, как метод социальной диагностики, предполагает ознакомление с проблемами инвалида в естественных, привычных для него условиях жизни. По признаку времени различают эпизодическое, систематическое, клиническое наблюдение. Эпизодическое наблюдение может быть единовременным. Систематическое наблюдение предполагает длительное ознакомление с проблемами инваquot;Times New Roman valign=MsoNormalлида в естественных, п valign= style=font-size: 12.0pt; line-height: 150%; font-family: ривычных для него условиях жизни. Клиническое наблюдение – длительное изучение жизни инвалида в процессе выполнения им какой-либо деятельности (учебной, трудовой, игровой и т.д.) специалист по социальной работе проводит с помощью клинического наблюдения. Он ведет дневник, где указывает дату, время, место проведения наблюдения и основные факты, позволяющие сделать предположение об имеющихся у инвалида социальных умениях и навыках. Применяя метод наблюдения, специалист по социальной работе может определить отношение инвалида к конкретному виду деятельности. Для получения представления, например, о включенности инвалида в общественно-полезную деятельность он обращает внимание на следующие обстоятельства:

- гражданин с ограниченными возможностями сам активно включается в различные виды общественно-полезной деятельности, проявляет инициативу в ее организации и ответственность (отмечаем, как он осуществляет деятельность, что он делает);

- выполняет общественно-полезную деятельность с помощью другого (к кому чаще всего обращается за помощью);

- уклоняется от различных видов общественно-полезной деятельности.

Наблюдение позволяет выявить, как формируются отношения инвалида с окружающими: по поводу чего он вступает в отношения с людьми, в каких формах выражает сочувствие, внимание, радость, как оказывает или не оказывает помощь другому, как сам принимает помощь, как складываются у него взаимоотношения с оппонентом после ссоры.

С помощью наблюдения можно диагностировать также интересы инвалида. Результаты наблюдения заносятся в дневник. Периодичность записей зависит от сложности трудной жизненной ситуации инвалида. Важно, чтобы факты грамотно и своевременно фиксировались и обрабатывались специалистом по социальной работе. Это поможет полученную информацию подвергнуть анализу, уточнить гипотезу возникновения проблемы клиента.

Важное значение для эффективной социальной диагностики имеет метод обследования жилищно-бытовых условий места жительства инвалида. Он используется специалистом во время социального патронажа. Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом разработанных нормативов.

1. Квартира должна соответствовать гигиеническим и социально-бытовым потребностям семьи инвалида, иметь необходимый набор помещений, размеры которых отвечают гигиеническим нормам. Минимальной нормой жилой площади на одного человека считается 9 м². Такая площадь при высоте помещений 2,5-3,2 м обеспечивает необходимый объем воздуха в квартире, предоставляет возможность разместить мебель и предметы быта.

2. Квартира должна иметь санитарно-техническое оборудование, хорошее освещение и соответствующий гигиеническим требованиям микроклимат. В жилой квартире должны быть созданы условия для звукоизоляции. Излишний шум в помещении вызывает плохое самочувствие, раздражительность.

3. В квартире должны быть созданы условия жизни, отвечающие возрастным особенностям инвалида, способствующие восстановлению творческих сил, укреплению здоровья. Инвалид, у которого частично или полностью утрачена способность к самообслуживанию, должен иметь отдельную комнату или просторную, светлую часть помещения. Мебель необходимо расставить так, чтобы середина комнаты была свободной. Возле кровати на расстоянии вытянутой руки необходимо поставить столик или тумбочку с предметами первой необходимости. Желательно, чтобы здесь же стоял телефон.

4. Необходимо поддерживать в норме температуру и влажность воздуха. Комфортный уровень температуры в комнате + 22°С, зимой + 18 …+ 20 °С.

Во время обследования специалист по социальной работе наблюдает за инвалидом в домашних условиях, изучает его быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, узнает о самочувствии клиента (сон, периодичность посещения общеобразовательного учреждения, эмоциональное состояние, особенности общения). Во время посещения семьи специалист по социальной работе отмечает, имеется ли у инвалида спальное место, места для отдыха и выполнения учебной, трудовой деятельности.

Широко используется в социальной диагностике для изучения мнения инвалида, установления фактов относительно причин его трудной жизненной ситуации метод интервью. Очень важно, чтобы интервью должно быть стандартизированным: специалист заранее разрабатывает его сценарий, продумывает и формулирует вопросы и т.д.

Для получения информации о трудной жизненной ситуации инвалида используется и такой метод социальной диагностики как анкетирование. Анкета начинается с введения, в котором должны присутствовать следующие элементы: обращение к участнику исследования, информация об организации, проводящей исследование, контактный телефон, цель проведения анкетирования, объяснение, как будут использоваться результаты, инструкция по заполнению опросного листа. Важно, чтоб в основной части анкеты вопросы располагались в следующем порядке: от начала до середины опросного листа – от простых вопросов к сложным; от середины к концу опросного листа – от сложных к простым.

Сложными для инвалида считаются открытые вопросы, имеющие несколько вариантов ответов (до 10). Демографическую часть, содержащую сведения о гражданине с ограниченными возможностями, заполняющем анкету, рекомендуется размещать в конце опросного листа. Текст заканчивается выражением благодарности участнику исследования за сотрудничество.

Формулировка открытого вопроса не предполагает вариантов ответов. Клиент отвечает на него в произвольной форме. Например: «Какая Вам требуется помощь?».

При формулировании закрытого вопроса нужно предложить различные варианты ответов, причем выбор одного из них может быть альтернативным (клиент выбирает только один вариант либо несколько по своему желанию). В данном случае для клиента разрабатываются пояснения о выборе только одного или нескольких вариантов ответа.

Ценную информацию, раскрывающую причины возникновения трудной жизненной ситуации, специалист по социальной работе может получить методом анализа документов. Изучая носитель информации, характеризующий жизнедеятельность человека, специалист по социальной работе выбирает для себя основные моменты, раскрывающую проблему инвалида, далее он интерпретирует ее и использует для постановки гипотезы, а впоследствии социального диагноза. При отборе документов специалист проверяет их адекватность (насколько документ соответствует предмету исследования); достоверность, подлинность документа (выяснение истории его появления, авторства, намерений составителя, обстановки составления). При изучении документа необходимо обращать внимание на дату его составления: первичный надежнее вторичного, официальный вернее неофициального, личный – безличного. К документам можно отнести источники, характеризующие социально-правовой и экономический статус клиента: паспорт, свидетельства о браке, рождении ребенка, справки о составе семьи, ее доходах, характеристика на клиента.

Таким образом, технология социальной диагностики способствует выявлению причин возникновения проблемы инвалида, его ресурсов и потенциальных возможностей. Социальный диагноз, как результат реализации социально-диагностических методов, отражает индивидуальные особенности гражданина с ограниченными возможностями, включает рекомендации к выбору мероприятий по его социальной реабилитации.

Источником, определяющим выбор технологий социальной работы с инвалидом, является его индивидуальная программа реабилитации. Она представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Технология социального консультирования инвалидов

Социальное консультирование инвалидов – это технология социальной работы, представляющая собой организованное конструктивное взаимодействии специалиста по социальной работе и клиента по вопросам понимания особенностей трудной жизненной ситуации, связанной с инвалидностью, поиску резервных ресурсов клиента, оказанию содействия гражданамс ограниченными возможностями в адаптации к социуму, реализации их законных прав и интересов.

В процессе социального консультирования инвалидов решаются следующие задачи: оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы; информирование гражданина о его неиспользованных возможностях; мобилизация скрытых ресурсов клиента, обеспечивающих решение (или снятие остроты) проблемы; выявление основных направлений дальнейшего развития личности в социуме.

Процесс социального консультирования лиц с ограниченными возможностями осуществляется на двух уровнях: содержательном и психологическом. На содержательном уровне: клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной, жизненной ситуации, а специалист помогает изучить и понять суть возникшей проблемы и предлагает различные варианты возможного выхода из нее. На психологическом уровне: устанавливаются доверительные отношения между специалистом и клиентом, специалист формирует у клиента установку на рациональное, конструктивное решение жизненных трудностей.

В сфере социальной работы можно выделить несколько классификаций социального консультирования инвалидов. В зависимости от проблемы, с которой обратился инвалид, рассматривают: кризисное, социально-психологическое, социально-правовое, консультирование по вопросам семьи и брака, по жилищным и материальным вопросам, по вопросам трудоустройства, по перечню предоставляемых платно и бесплатно социальных услуг, по вопросам получения образования и другие.

В зависимости от цели консультирования выделяют: рефлексивное, проектное, технологическое, прогностическое.

Рефлексивное консультирование, то есть совместное с клиентом осмысление его трудной жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта - выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Этот вид консультирования может быть использован в нескольких случаях: при первом обращении в медико-социальную экспертизу по вопросу получения статуса инвалида, при сопровождении инвалида в процессе реабилитации.

Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация – программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация специалиста медико-социальной экспертизы, выстраивающего вместе с инвалидом оптимальную программу реабилитации.

Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация – рекомендация, где консультант – это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию может получить молодой инвалид у более опытных коллег в общественной организации инвалидов.

Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация – предвидение, где консультант – это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у инвалида перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий. Данный вид консультирования используется в процессе сопровождения трудоустройства инвалида.

Многообразие видов социального консультирования инвалидов позволяет, тем не менее, говорить о существовании ряда универсальных его характеристик. Одной из них является то, что, будучи технологией оказания помощи, социальное консультирование независимо от своей видовой принадлежности оказывается на добровольной основе тому гражданину, который за этой помощью обратился. В этом реализуются важные принципы социальной работы как вида профессиональной деятельности – уважение к личности человека, его правам, неприкосновенности частной жизни.

Часто у лиц с ограниченными возможностями возникают ситуации, в которых они могут обозначить только зону затруднений, но не представляют, что именно и каким путём необходимо изменить, чтобы проблема была решена. Следовательно, они не могут точно указать какая именно помощь или услуга ему необходима для преодоления возникшего затруднения. В такой ситуации консультант приходит на помощь, реализуя на практике вышеназванные виды социального консультирования.

Проведение любых консультаций предполагает соблюдение основных принципов: целесообразности, добровольности и ненавязчивости, методической грамотности и компетентности консультанта, доброжелательного и безоценочного отношения к инвалиду, ориентации на нормы и ценности клиента, анонимности, включенности гражданина с ограниченными возможностями здоровья в процесс консультирования.

В социальной работе с инвалидами консультирование выполняет ряд функций: информирующую, развивающую, проблемно-ориентирующую, фасилитирующую, коммуникативную, адаптирующую.

Практика социальной работы освоила и адаптировала к современной ситуации разнообразные виды консультативной помощи инвалидам. Сегодня основными можно назвать два: контактное и дистантное консультирование.

Контактное (прямое, очное) консультирование предполагает непосредственный контакт специалиста по социальной работе с инвалидом с целью совместной работы над решением проблем последнего. Контактное консультирование проводится как в социальных учреждениях (комплексных центрах социального обслуживания населения, бюро медико-социальной экспертизы, консультативных организациях, общественных объединениях и т.п.), так и в форме выездных мероприятий (консультации на дому, выездная приемная и т.п.).

По своей технологии контактное социальное консультирование инвалидов чаще всего представляет собой взаимодействие между консультантом и клиентом, в ходе которого специалист по социальной работе передает специальные знания и соответствующую информацию (о социальных гарантиях, услугах, правах и т.д.) консультируемому лицу с целью помощи ему в решении назревших проблем. Это позволяет инвалиду комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный выбор варианта действия. В процессе социального консультирования принято выделять несколько этапов.

Подготовительный этап консультирования. На данном этапе устанавливается график и очередность консультаций. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными лицами и людьми из ближайшего окружения клиента. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы воздействия и стиль общения с клиентом.

Основной этап консультирования – это беседа специалиста по социальной работе с инвалидом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включат несколько обязательных стадий, переходящих друг в друга.

Первая стадия – психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается первыми словами приветствия. Специалист по социальной работе освежает в памяти всю сумму сведений о клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный вид консультирования.

Вторая стадия – взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия – предложить инвалиду удобно расположиться в кабинете, если есть необходимость, то и помочь в этом. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический климат, взаимопонимание между участниками беседы.

Третья стадия – обсуждение повода для обращения. Специалист уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение либо об ее самостоятельном проведении, либо о привлечении к беседе других специалистов. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель и задачи консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиентов, его права и обязанности. При этом специалист должен убедиться в том, что он понят инвалидом и готов к совместной работе.

Четвертая стадия – так называемая стадия «исповеди». Консультант задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Расскажите подробно, что Вас привело ко мне?». Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации. На стадии «исповеди» консультант большую часть времени молчит, активно слушая, поддерживает клиента, выражая ему свой интерес сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования инвалида. В процессе взаимодействия с инвалидом консультант должен быть и толерантным к молчанию клиента, и уважителен к особенностям речи и поведения консультируемого.

Пятая стадия – фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной информации. Специалист задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения источников и содержания проблемы инвалида. В результате пятой стадии специалист формирует обоснованное мнение о причинах затруднений клиентов и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает своего мнения инвалиду.

Многие исследователи и практики утверждают, что активное вовлечение инвалида в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Специалист по социальной работе ответственен за помощь клиенту в том, чтобы последний стал активным лицом в процессе обсуждения его проблем: удовлетворенность этим процессом консультируемого возрастает по мере его вовлеченности. Подобное достигается только тогда, когда специалист принимает, уважает клиента и рассматривает его как значимого человека, помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. Центральный момент консультации – процесс взаимодействия специалиста и клиquot;Times New Roman/span style=ента, установление доверительных отношений между ними. Консультируемый рассматривается как равный, а не по style=p class=дчиненный и, следовательно, имеет равные права в процессе принятия решения.

Шестая стадия консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии – совместная интерпретация проблем инвалида. Консультанту не следует в резкой форме предъявлять свое понимание ситуации клиенту. Следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, то данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Шестую стадию можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин проблемы и трудностей клиента.

Седьмая стадия направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для инвалида новых моделей поведения.

Восьмая стадия – завершение общения с клиентом. Ее суть состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Инвалиду предлагается высказать свое мнение о проделанной работе. Специалист по социальной работе дает окончательную оценку успешности консультации. Если проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации, и ее примерная программа.

Заключительный этап консультирования наступает после завершения совместной работы с клиентом. Консультант окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением инвалида с целью оптимизации условий для решения его проблем.

Соблюдение технологических этапов социального консультирования инвалидов еще не дает полной гарантии успешности процесса. Консультанту необходимо обратить внимание, как на собственную подготовку, так и на организационные моменты встречи с клиентом.

Консультации инвалидов целесообразно проводить в отдельном, изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Помещение должно быть вписано в «безграничную среду», то есть адаптировано к потребностям инвалида: клиент должен иметь возможность добраться до консультанта свободно, без преград (использование пандусов, специальных лифтов, дополнительных поручней и т.п.). Во время консультаций помещение не должно быть доступно для неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный отдельный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь специальное оборудование для создания цветового и звукового фона. Дизайн кабинета должен располагать к доверительному общению. Желательно иметь компьютер и необходимое программное обеспечение. Кроме этого в кабинете должна быть питьевая вода и медицинская аптечка.

Продолжительность одной консультации лица с ограниченными возможностями не должна быть слишком продолжительной. Она может варьироваться от тридцати минут до одного часа. Нецелесообразно делать перерывы во время консультации, если в этом нет специальной потребности.

Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной документации. Специалист по социальной работе может вести рабочие записи во время консультаций, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента. В протоколе консультирования должны быть отражены паспортные данные, информация о семье, состояние здоровья, кем направлен на консультацию, заявленная клиентом проблема, формы и методы консультации, проработанные проблемы, результаты консультации, поведение человека во время беседы и его отношение к работе, направления дальнейшей работы с клиентом и другие необходимые сведения.

Дистантное (заочное, опосредованное) консультирование не предполагает непосредственного контакта между консультантом и клиентом. В практике социальной работы с инвалидами чаще всего используется его разновидность – телефонное консультирование. Телефонное консультирование выступает для инвалида наиболее приемлемым с экономической, социальной и психологической точки зрения видов консультирования. Его преимущества заключаются в том, что: во-первых, обратится за помощью инвалид может не выходя из дома и в любое удобное для себя время; во-вторых, не существует временных ограничений такой консультации, кроме того за один день можно получить консультацию несколько раз. В-третьих, анонимное консультирование (телефон доверия) позволяет инвалиду обсуждать с консультантом острые психологические проблемы, не испытывая при этом неловкости и имея возможность в любое время прервать контакт.

Но телефонное консультирование имеет для некоторых категорий инвалидов и свои сложности: во-первых, телефонный контакт, в связи с отсутствием зрительных впечатлений, накладывает основную нагрузку на слуховой канал. Если этот канал получения информации поврежден, то консультирование не может быть эффективным. Во-вторых, напряженность работы социальных служб велика, поэтому не всегда специалист по нужному вопросу владеет достаточным количеством времени для телефонных консультаций. В-третьих, обилие терминов, используемых специалистами социальных служб не всегда доступно для восприятия инвалида по телефону.

Технология телефонного консультирования в целом соответствует алгоритму контактного консультирования. Но при этом она имеет свои особенности:

 Инициатором консультации становится инвалид, при этом он в той или иной степени четко представляет себе предмет консультирования. Специалист по социальной работе с первых минут разговора должен, используя нюансы своего голоса, не только продемонстрировать готовность к взаимодействию с клиентом, но и сформировать доверительное отношение к себе.

 Информационный запрос инвалида может охватывать широкий спектр вопросов, при этом часто клиенты могут не сразу точно сформулировать проблему, следовательно, специалист должен быть готов либо сам отвечать на все поставленные вопросы, либо оперативно привлекать к консультированию других специалистов.

Таким образом, технология консультирования широко применяется в практике социальной работы с инвалидами. Она используется в случае: кризисной ситуации, связанной с установлением инвалидности вследствие травмы или экстремальной ситуации (кризисное психологическое консультирование); установления степени инвалидности (социально-психологическое и программное консультирование); разработки индивидуальной программы реабилитации (технологическое и прогностическое консультирование); в процессе социального сопровождения инвалида (различные виды социального консультирования). При этом в социальной работе с инвалидами используется преимущественно индивидуальная форма консультирования.

Технология социального консультирование инвалидов имеет свои достоинства и недостатки. К преимуществам консультирования относятся: сравнительная простота, экономичность, возможность оказания непосредственной экстренной помощи. Недостатком социального консультирования может быть тот факт, что специалист не находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождается, существует и развивается проблема инвалида. Как правило, он видит клиента отдельно от его сложной системы взаимодействия и социального окружения.
1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей