Главная страница

основные понятия религигиоведения-2014. Теизм вера в бога (монотеизм) или во многих богов (политеизм


Скачать 118.5 Kb.
НазваниеТеизм вера в бога (монотеизм) или во многих богов (политеизм
Анкоросновные понятия религигиоведения-2014.doc
Дата27.11.2016
Размер118.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаosnovnye_ponyatia_religigiovedenia-2014.doc
ТипДокументы
#2788
Каталог

Основные понятия религиоведения

Идентификация

Следуя До кинзу, можно пользоваться такой классификацией
Теизм— вера в бога (монотеизм) или во многих богов (политеизм), активно влияющего (их) на ход событий, выслушивающего молитвы, принимающего приношения, способного творить чудеса.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие - политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других.

Политеисты с точки зрения монотеизма это язычники (расстрел Будды талибами).

Деизм — вера в бога как творца вселенной, который, однако, не вмешивается в реальный ход событий в сегодняшнем мире. Такой бог может действовать только в начале и в конце мира, в промежуточные же моменты развитие вселенной подчинено законам природы.

Это - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.

Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью.

Атеизм(от ἀ - «без» + θεός - «бог» - безбожие) - отрицание существования бога (богов).

Часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще - богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

По отношению к религии атеизм - система взглядов, отрицающая религию как веру в сверхъестественное.

Пантеизм - отождествление бога со всей вселенной, с природой, с законами природы и т. д.

Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны:

Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы.

Кстати, Фильм «Аватар», снятый Джеймсом Кэмероном в 2009 году, по общественной оценке представляет пантеистическое внимание и отношение к природе. The New York Times характеризует фильм как «продолжительную апологию пантеизма… выбор Голливуда религии для современного поколения».

Агностицизм — утверждение о том, что невозможно (на сегодняшнем уровне знаний или же принципиально никогда невозможно) получить ответ на вопрос о существовании бога.

Агностик - это человек, который считает, что доказать существование или несуществование Бога невозможно.

Поэтому агностик может верить в бога, но не может быть приверженцем догматических религий (христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира. 

Агностик, если и верит в бога, то лишь допускает возможность Его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

Бертран Рассел в своей статье «Есть ли Бог?» («Is There a God?», 1952) писал :

Если бы я стал утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я заранее, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов.

Но заяви я далее, что, поскольку моё утверждение невозможно опровергнуть, разумное человечество не имеет права сомневаться в его истинности, мне справедливо указали бы, что я несу чушь. Однако, если бы существование такого чайника утверждалось в древних книгах, о его подлинности твердили каждое воскресенье и мысль эту вдалбливали с детства в головы школьников, то неверие в его существование казалось бы странным, а сомневающегося передали бы на попечение психиатров в эпоху просвещения, а ранее - в опытные руки инквизиции.

2005 году на свет появилась новая и на данный момент самая веселая религия - пастафарианство. Ее основатель Бобби Хендерсон призывает всех верить в Создателя – Летающего Макаронного Монстра, похожего на гигантскую пасту с тефтелями. Пастафарианство зародилось в знак протеста против обязательного введения в программу школ Канзаса псевдонаучной теории «Разумного замысла». Несмотря на то, что это пародийная религия, количество ее адептов неумолимо увеличивается. Наверное, за счет того, что в раю Макаронного Монстра встречаются пивные вулканы и фабрики стриптиза.
Ричард Докинз в книге «Бог как иллюзия» об этих различиях пишет следующее:

Теист верит в сверхъестественный разум, который, помимо своей главной работы по первоначальному творению Вселенной, продолжает находиться в ней, чтобы наблюдать за дальнейшей судьбой своего творения и оказывать на неё воздействие.

Во многих теистических системах божество глубоко вовлечено в людские деяния. Оно отвечает на молитвы, прощает или наказывает грехи, совершая чудеса, вмешивается в ход событий, печётся о хороших и дурных деяниях и знает, когда мы их совершаем (или даже помышляем совершить).

Деист также верит в сверхъестественный разум, но деятельность этого разума ограничена созданием законов, определяющих развитие и работу Вселенной. Далее деистический бог в ход мироздания не вмешивается, и уж конечно он не заинтересован в делах людей.

Пантеисты совсем не верят в сверхъестественного бога; они используют термин «бог» в качестве не имеющего сверхъестественной нагрузки синонима природы, или Вселенной, или проявляющейся в её работе гармонии. Деисты отличаются от теистов тем, что их бог не отвечает на молитвы, не интересуется грехами и исповедями, не читает наши мысли и не вмешивается в жизнь, совершая по своему усмотрению чудеса.

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Есть знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в своей области. Однако есть и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры.
К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение.

Определение предмета:

Религиоведение как комплексная самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков.

Оно образовалось на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, лингвистики, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры.

Основные разделы. Религиоведение сегодня включает ряд разделов, основными среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии.

Основы теории религии.

Определение религии.

Теологический подход.
Богословы или теологи ( teos-бог logos- учение) стремятся объяснить религию с позиции человека, принимающего «истины веры».

Религия- это встреча человека с богом. Религиозная вера дет ключ не только к объяснению мира и человека, но и к ответу на вопрос, почему существует религия, как она возникла: если бы не было бога, его откровения, не было бы и религии. Соответственно, понять сущность религии может только религиозный человек, т.к. он обладает опытом «встречи с богом».

С точки зрения теологии объяснение религии возможно только с позиции самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины.

Подход к объяснению феномена религии «извне», который не предполагает заранее принятие ее истинности, возникает, когда начинает развиваться философия. Философский подход пытается ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания.

Только в 19 в. складывается наряду с теологическим и философским, еще один подход - научный. Религия становится предметом исследования, которое опирается на эмпирический материал, собирает и накапливает фактические данные о религии и анализирует их с помощью методов, присущих научному мышлению.

Происхождение термина. Религия - производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с культом богов. То, что у римлян называлось религией, у китайцев именовалось- chiao, у индусов- dharma, у арабов- din.

Когда возникло христианство, оно восприняло от римлян это слово, вложив в него свое содержание. Через христианство это слово вошло впоследствии во все европейские языки. Первоначально под религией христиане понимали только свою веру. В 18 в. возникает представление о том, что существуют разные проявления «естественной религии». К началу 19 в. входит в употребление термин «религия» в его современном значении: религия как одна из областей духовной жизни наряду с моралью, философией, наукой, искусством.
Основные функции (роли) религии
1. Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

2. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

3. Коммуникативная - общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

4. Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

5. Функция Интеграции и дифференциации - религия может быть использована как для объединения так и разъединения людей

Первая позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Вторая может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

6. Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

7. Культурная функция воздействует на распространение культуры группы - носителя

(письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Элементы и структура религии
В религиях выделяются религиозное сознание, деятельность, отношения, институты и организации.

  1. Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность,

созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, сильная эмоциональная насыщенность, вера, функционирование с помощью религиозной лексики.

Названные черты свойственны не только религиозному сознанию (искусство - чувственная наглядность, образы фантазии, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках). Но интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера.

Ве́ра  - признание чего-нибудь истинным, часто - без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах.

Примеры?

Религиозная вера - это: а) вера в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктами процесса гипостазирования (греч. hypostasis-сущность)- превращение отдельных свойств сторон, отношений в самостоятельные существа и наделение их объективным существованием; Примеры?

б) вера в возможность общения с кажущимися объективными существами, в воздействие на них и получение помощи; Примеры?

в) вера в действительное совершение мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события; Примеры?

г) вера в истинность соответствующих взглядов, текстов, догматов; Примеры?

д) вера в религиозные авторитеты- «учителей», «пророков», «бодхисаттв», служителей культа. Примеры?


2. Существует два основных вида религиозной деятельности внекультовая и культовая.

Внекультовая осуществляется в духовной и практических сферах.

Духовную деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений.

К практической деятельности можно отнести производство средств религиозного культа, миссионерство, преподавание богословия в учебных заведениях, пропаганда религиозных взглядов через СМИ. Как правило, во внекультовую деятельность так или иначе проникают и элементы культа.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. сultus- уход, почитание). Религиозное сознание предстает в культе прежде всего в виде текста.

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в виде религиозных образов. В качестве предметов культов выступали вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце и Луна. Многообразные процуессы и явления могут представать в качестве предмета культа и в виде гипостазированных духовных существ-духов, богов, единого всемогущего Бога.

Субъектом культа может быть религиозная группа и индивид.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство, культовые предметы.

3. Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием, а реализуются посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.

Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания.

План сознания полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам, свойствам и связями, а также верующих друг с другом.

Первые отношения развертываются в плане сознания, однако проявляются в действительных отношениях (напр. Мирянин-священник)

Контакты верующих друг с другом, хотя и имеют отношение к гипостазированным существам, свойствам и связями, но представляют собой действительные взаимоотношение.

4. Религиозные организации

Для работы во внерелигиозных областях создаются институты ( напр. «Банк святого духа» в Ватикане), политические, партии, профсоюзы, женские, молодежные формирования.

В религии складываются учреждения культовые и внекультовые.

Внекультовые- это звенья управления внекультовой деятельности (церковный совет, отделы образования, ректораты духовных учебных заведений, ревизионная комиссия), среди культовых упомянем причт, клир, диаконат, епископат.

Типы религиозных объединений:

Церковь- объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, традицией, а не свободным выбором индивида. Как правило, отсутствует контролируемое членство, последователи анонимны. Члены церкви делятся на духовенство и мирян.

Се́кта - термин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления. В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии

Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, принципов. С этим связаны настроения избранничества, нередки тенденции к изоляционизму. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство членов.

Типология «секта-деноминация-церковь» Рейнгольда Нибура

В 1929 году американский теолог Рейнгольд Нибур добавил в эту схему ( секта-церковь) понятие «деноминация».

Деноминация (от лат. denominátio - «переименова́ние») понятие в религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления, религиозного оформления. ться из других типов объединений. Деноминация занимает промежуточное положение между церквью и сектой. Ее принципы формируются в оппозиции к церкви и секте. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего. Изоляция от мира, замкнутость не считается обязательным признаком истинной религиозности. Членство присутствует, но наблюдается тенденция к соединению с миром, последователи призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация, как по горизонтали, так и по вертикали.

От церкви деноминация заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления,

отказ от политики изоляционизма по отношению к государству и обществу,

признает возможность духовного возрождения для любого верующего человека.

С сектой же её сближает относительно небольшой возраст существования, преимущественный упор на религиозной деятельности, в вероучении наличие качественных отличий от традиционных церквей и противопоставление себя им, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.
В то же время в русском языке понятие деноминация временами используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквами обычно именуются основные традиционные деноминации (православная церковь, католическая церковь, древневосточные церкви, англиканская церковь, лютеранская церковь и некоторые другие относящиеся к реформационному протестантизму).

По мнению религиоведа И. Я. Кантерова слово «секта» заключает в себе исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский» вызывают негативные ассоциации и обычно используется полемически или унизительно.

В силу эмоциональной окрашенности религиоведы избегают пользоваться этим термином , предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения», «новые религиозные движения».

Слово «секта» зачастую употребляется публицистами и религиозными деятелями (в отношении других религиозных организаций) в уничижительном смысле.

Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют чёткого научного определения, которое бы обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светском религиоведении.

Не имея научного определения, эти понятия отсутствуют в российском законодательстве. Термин «секта» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах Российской Федерации
перейти в каталог файлов
связь с админом