Главная страница

Учет в бюджетных и кредитных организациях. Тема 1 Основы учета в бюджетных организациях


НазваниеТема 1 Основы учета в бюджетных организациях
АнкорУчет в бюджетных и кредитных организациях.docx
Дата25.10.2017
Размер47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУчет в бюджетных и кредитных организациях.docx
ТипДокументы
#29943
Каталог

С этим файлом связано 42131 файл(ов). Среди них: Szhigaem_zhir.pdf и ещё 42121 файл(а).
Показать все связанные файлы

Учет в бюджетных и кредитных организациях

Тема 1: Основы учета в бюджетных организациях

1 Нормативное регулирование организации бюджетного учета

2 Основные принципы бухгалтерского учета(сам)

3 Организация учета в бюджетных учреждениях

4 План счетов бух учета в бюджетных учреждениях

5 Инвентаризация имущества и обязательств

Сам:

1 Бюджетная классификация

2 Документирование хоз операций

3 Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
1 К бюджетным организациям относятся организации основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетные сметы). Обязательным условием является открытие финансирование по смете и ведение бух учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств учреждений и операциях приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Субъектами бюджетного учета являются:

1 получатели бюджетных средств (казенные, бюджетные, автономные)

2 распорядители бюджетных средств (органы гос власти, органы местного самоуправления, органы управления гос внебюджетных фондов)

3 органы ответственные за организацию исполнения бюджетов (МинФин РФ, фин органы субъектов РФ, фин органы местных администраций)

4 органы осуществляющее кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета (органы фед казначейства)

Основные нормативные документы, которые регулируют организацию бух учета в БО – это бюджетный кодекс РФ, фед закон «О бух учете» №402, гражданский кодекс, постановление правительства РФ, инструкции по бюджетному учету, утвержденные приказами МинФин РФ от 1 дек 2010г №157, от 6 дек 2010г №162, от 16 дек 2010г №174 и от 23 дек 2010г №183.

Принятие ФЗ от 8 мая 2010г №83 положило начало реформирование бюджетной сферы, с 1 янв 2011г гос муниципальные учреждения преобразованы в один из 3х типов. Утвержденный тип учреждения в итоге влияет на особенности осуществления фин-хоз деятельности и организации бюджетного и бух учета.

В связи с этим МинФин РФ приняло 4 нормативных акта регулирующих специфику деятельности гос муниципального учреждения в зависимости от его типа и отражающих особенности ведения бух и бюджетного учета: приказ №157 «Об утверждении единого плана счетов бух учета для органов гос власти, органов местного самоуправления, органов управления гос внебюджетными фондами, гос академий наук, гос учреждений (муниципальных) и инструкции по его применению», приказ №162 «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкций по его применению», приказ №174 «Об утверждении плана счетов бух учета бюджетных учреждений и инструкций по его применению», приказ №183 «Об утверждении плана счетов бух учета автономных учреждений и инструкция по его применению».

Методические указания, инструкции и письма МинФина РФ, других фед ведомств, а также учетная политика организации.

Бух учет в БО имеет специфические особенности, которые обусловлены законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, также инструкциями о бух учете в бюджетных учреждениях и другими нормативными документами по учету и отчетности БО отраслевой их спецификой.

К этим особенностям можно отнести:

1 организация учета в разрезе статей бюджетной классификации

2 контроль исполнения смет доходов и расходов

3 казначейская система исполнения бюджетов

4 выделение в учете кассовых и фактических расходов

5 отраслевые особенности учета учреждения бюджетной сферы

Основные задачи бух бюджетного учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности учреждения и его имущественном положении

- обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям бух отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хоз операций (факт хоз деятельности)

- точное исполнение утвержденного бюджета

- соблюдение фин-бюджетной дисциплины

- мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов
2 Основные правила ведения бух учета определены и инструкциями по ведению бух учте в БО

Принципы:

- Допущения

- Требования

Сам

Основные элементы метода бух бюджетного учета:

- документация и инвентаризация

- счета и двойная запись

- оценка и калькуляция

- баланс и отчетность

Сам

2 Согласно новому ФЗ «О бух учете» №402 регулирование бух учета в бюджетных организациях осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1 соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бух фин отчетности, а также уровню развития, науки и практики бух учета

2 единство системы требований к бух учету

3 упрощение способов ведения бух чета включая упрощенную бух фин отчетность для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций

4 применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов

5 обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов

6 недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и гос контроля в сфере бух чета

Также для БО присуще следующие правила:

1 бух учет гос муниципального имущества обязательств, фин результатов, операций осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бух учета включенных в рабочий план счетов субъектов учета

2 метод начисления, т.е. бух учет в БО ведется методом начисления согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того когда получены или выплачены денежные средства при расчетах связанных с осуществлением указанных операций

3 аналитика, т.е. информация о фин-хоз деятельности учреждения формируется им на соответствующих сетах бух учета с обеспечением аналитического учета
3 Ответственность за организацию бух учета соблюдение действующего законодательства при выполнении фин-хоз операций и хранение бух документации несет руководитель учреждения.

Бух учет, исполнение сметы доходов и расходов учреждение в зависимости от объемов учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (бухгалтерия) возглавляемым главным бухгалтером. Распределение служебных обязанностей в бухгалтерии производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок.

Бух учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов состоянием расчетов юр и физ лицами.

Учреждение в целях организации бух учета руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами, инструкциями по бюджетному учету формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им полномочий.

Одновременно с утверждением руководителем учетной политики в целях бух учета утверждаются:

1 Рабочий план счетов (синтетические и аналитические счета)

2 Методы оценки отельных видов имущества и обязательств (амортизации и т.д.)

3 Утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

4 Утверждаются правила документооборота и технологии обработки учетной информации в том числе порядок и сроки передачи первичных учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения бух учета.

5 Формы первичных учетных документов,

6 Порядок организации и обеспечение субъектам учета внутреннего фин контроля

7 Иные решения необходимые для организации и ведения бух учета

Все первичные документы принимаются к бух учету если эти документы содержат обязательные реквизиты:

1 наименование документа

2 дата составления

3 наименование экономического субъекта составившего документ

4 содержание факта хоз жизни

5 величина натурального и денежного измерения факта хоз жизни с указанием единицы измерения

6 наименование должностных лиц совершивших сделку, операцию и ответственных за правильное оформление операции сделки

7 подписи лиц, которые предусмотрены данным документом

Первичные учетные документы должны быть составлены при совершении факта хоз жизни или непосредственно после его окончания.

Форма первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта, и они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа подписанного электронной подписью.

В первичном учетном документе допускаются исправления если иное не установлено ФЗ или нормативными правовыми актами органов гос регулирования бух учета.

Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления подписи лиц составившие документ в котором произведено исправление с указанием их фамилий и инициалов.

Данные содержащиеся в первичных документах подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бух учета.

Составляемых по формам установленным органом осуществляющим регулирование бух учета в БО.

Регистры бух учета формируются в виде книг, журналов, карточек или электронного документа содержащего электронную цифровую подпись (электронный регистр).

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операции) и группируются по соответствующим счетам бух учета накопительным способом с отражением следующих регистров бух учета:

1 журнал операций по счету КАССА

2 журнал операций с безналичными денежными средствами

3 журнал операций расчетов с подотчетными лицами

4 журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками

5 журнал операций расчетов с дебиторами и кредиторами

6 журнал операций расчетов по оплате труда

7 журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов

8 журнал по прочим операциям

9 журнал по санкционированию

10 главная книга и иные регистры, предусмотренные инструкциями


Не писала

3 План счетов бух учета в банках и правила ведения бух учета основаны на принципах и качественных характеристиках бух учета, которые должны соблюдаться банком при разработке учетной политики и фин планов. Согласно правилам ведения бух учета №325 основные принципа ведения бух учета это:

1 непрерывность деятельности. Этот принципа предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации существенного сокращения деятельности или осуществление операций на невыгодных условиях

2 отражение доходов и расходов по методу начисления. Этот принцип означает, что фин результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бух учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств, т.е. доходы и расходы отражаются в бух учете в том периоде к которому они относятся

3 постоянство правил бух учета – кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бух учета за исключением случаев существенных перемен своей деятельности или изменения законодательства, которые касаются деятельности кредитной организации

4 осторожность – активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие потенциально угрожающие фин положению банка риски на следующие периоды. Для этого учетная политика банка должна обеспечивать большую готовность признанию в бух учете расходов и обязательств чем возможных доходов и активов е допуская создания скрытых резервов (намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов)

5 своевременность отражения операций – операции отражаются в бух учете в день их совершения если иное не предусмотрено нормативными актами банка России

6 преемственность входящего баланса – остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода

7 приоритет содержания над формой – операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой

8 открытость – отчеты должны достоверно отражать операции банка, быть понятными информированному пользователю и лишенными двусмысленности в отражении позиции банка

9 кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по банку и балансы составляются по счетам

10 оценка активов и обязательств – активы принимаются к бух учету по их первоначальной стоимости. В дальнейшем они оцениваются или переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости или путем создания резервов на возможные потери. В бух учете результаты оценки активов отражаются с применением дополнительных счетов корректирующих первоначальную стоимость актива учитываемую на основном счете либо содержащих информацию об оценке активов учитываемых на основном счете по текущей стоимости. Контрсчета предназначены для отражения в бух учете изменений первоначальной стоимости активов в результате переоценки по текущей стоимости создания резервов при наличии рисков возможных потерь, а так же начисления амортизации в процессе эксплуатации

11 раздельное отражение активов и пассивов – счета активов и пассивов оцениваются раздельно и отражаются в развернутом виде

12 ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам по внебелансовым счетам не отражаются за исключением случаев, предусмотренным нормативными актами банка России
4 Бух учет в кредитных организациях существенно отличается от учета остальных хоз субъектов, т.е. в бух учете всех субъектов экономики имеется много общего, т.е. на всех распространяется действие ФЗ «О бух учете» (№402) сходный предмет, объект, методы, действующий план счетов и документы регламентирующие их применение.

Основной нормативный документ – это положение банка России № 385 от 16.07.2012 г. «О правилах ведения бух учета» в кредитных организация расположенных на территории РФ.

Одна из основных особенностей банковского учета – это использование мемориально автоматизированной формы учета также другой документации.

Счета в банках и организаций совершенно различные не совпадает нумерация и количество знаков, так же большинство счетов не совпадают по наименованию из-за специфики деятельности банка, так же в плане счетов банка предусмотрены отдельные главы по учеты счетов доверительного управления срочных операций, операций депо (депозитарные операции) чего нет в организациях. Также различна учетно-операционная документация.

В плане счетов банка имеются счета с пометкой СБ, т.е. они используются только в сберегательном банке. В банках бывают только активные или только пассивные счета.
5 Движение средств банка и их источников при осуществлении своей деятельности. Все банковские операции подразделяются на внутренние, внешние, кратковременные, длительные.

Банки имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

1 привлечение ден средств физ и юр лиц во вклады

2 размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет

3 открытие и ведение банковских счетов физ и юр лиц

4 осуществление расчетов по поручению физ и юр лиц в том числе банков корреспондентов по их банковским счетам

5 инкассация ден средств, векселей, платежных и расчетных документов, а так же кассовое обслуживание физ и юр лиц

6 купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах

7 привлечение во вклады и размещение драг металлов

8 выдача банковских гарантий

9 осуществление переводов ден средств по поручению физ лиц без открытия банковских счетов

10 приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в ден форме

11 доверительное управление ден средствами и иным имуществом по договору физ и юр лицами

12 осуществление операций с драг металлами и драг камнями

Банк вправе осуществлять следующие сделки:

1 выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме

2 осуществлять лизинговые операции

3 оказывать консультационные информационные и другие услуги

4 предоставлять в аренду физ и юр лицам специальных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей
Банкам запрещается занимается производственной, торговой и страховой деятельностью.
6 Баланс банка – это сгруппированная по счетам таблица о средствах банка и его ресурсах.

Счета в балансе банка располагаются в порядке возрастания их номеров.

Показатели ежедневного баланса являются коммерческой тайной, но по окончании отчетного года все банки составляют годовой баланс, схема которого следующая:

Основные активы баланса (АКТИВ): наличные деньги, драг металлы

Корреспондентские счета

Кредиты предоставленные

Расходы

Убытки

Прочие активы

Итого активов – БАЛАНС

Основные пассивы баланса банка (ПАССИВ):

уставный капитал,

добавочный капитал, резервы,

средства клиентов на счетах,

привлеченные депозиты,

кредиторская задолженность,

доходы,

прибыль,

прочие пассивы,

итого пассивов – БАЛАНС

Все банковские балансы должны отвечать следующим требованиям:

- оперативность

- конкретность

- солидность (достоверность)

Оперативность баланса банка проявляется в его ежедневном составлении, что в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бух учета в банках и это связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров выписок с их лицевых счетов, в которых исключаются или сразу же выявляется наличие ошибок и неправильных записей

Конкретность означает то, что при построении бух баланса используется принцип группировки счетов по экономически однородным признакам (ликвидности, срочности), что обеспечивает конкретность информации

Солидность заключается в том, что в балансе прослеживается тенденция понижения ликвидности статей по активу и снижение степени востребования привлеченных средств

Все совершенные за день операции отражаются в ежедневном балансе, по данным которого контролируется:

1 формирование и размещение денежных ресурсов

2 состояние кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций

3 правильность отражения операций в бух учете

Бух баланс банка – это основной документ синтетического учета и составляется в форме сальдово-оборотной ведомости и в простой форме (основной баланс).

При составлении баланса в форме сальдово-оборотной ведомости сначала отражаются активные счета, затем пассивные счета, кроме этого показывается входящий остаток, обороты по дебету и кредиту, которые разделены на рублевые и инвалютные в рублевом эквиваленте.

Основной баланс построен следующим образом: входящие и исходящие остатки по активу и пассиву располагаются в колонках ряда по мере возрастания счетов. Остаток активного счета показан в первой колонке, остаток пассива во второй колонке.

Ежедневный бух баланс должен отвечать следующим принципам:

1 баланс должен составляться по счетам 2го порядка

2 по каждому счету 2го порядка суммы показываются отдельно в колонках:

- по счетам в рублях

- по счетам иностранной валюте выраженной в рублях

- итого по счету

3 по каждому счету 1го порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги

4 в одну строчку должны показываться остатки по активу и пассиву

5 баланс должен быть читаемый, в заголовке указывается текстом название банка, дата на которую был составлен баланс, единицы измерения, № и название раздела, группы счетов 1го, 2го порядка и итоговая сумма по балансу

Первичные балансы банка составляются в рублях и копейках, сводные балансы – в единицах, указанных для составления и предоставления отчетности

Взаимосвязь баланса банка с балансами обслуживаемыми им организациями:

Функции, выполняемые банком обуславливают связь баланса банка с балансами обслуживаемыми им организациями. Так кредитные расчетные и другие денежные операции, которые совершают организации через банк, находят свое отражение на соответствующих счетах баланса банка.

Тема 5: Система счетов и документация в банке

1 система счетов. План счетов в банке

2 документация в банке
1 Все проведенные за день операции в банке отражаются на счетах бух учета, которые систематизируют их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета – это синтетические счета. Они определены планом счетов и одновременно являются статьями баланса банка.

Детальную информацию дают аналитические счета. Все счета в банке подразделяются на:

- балансовые

- внебалансовые

Учет на балансовых и внебалансовых счетах ведется методом 2ой записи.

Например, на балансовых счетах учитываются капитал, наличные денежные средства, расчеты, привлеченные средства, доходы, расходы и т.д.

На внебалансовых счетах отражаются средства и ценности не принадлежащим банку, но находящиеся у него на хранении в управлении, а также не наступившие по срокам обязательства и требования (срочные сделки), а так же отсроченные, просроченные платежи, бланки ценных бумаг

Все счета в банке подразделяются на активные (касса) и пассивные (доходы будущих периодов) (в банке нет активно-пассивных счетов). Для операции требующей изменения остатка с активного счета на пассивный или наоборот введен режим парных счетов, которые предусматривают открытие одновременно сразу двух лицевых счетов. Активного счета - на активном, пассивного – на пассивном.

Например, счет 60301 и 60302 «Расчеты по налогам и сборам». 60301 – пассивный, 60302 – активный.

Также существует ряд счетов, которые не являются ни активными, ни пассивными. Эти счета применяются для учета оборотов и остатков по этим счетам не бывает.

Все балансовые счета банка подразделяются на счета 1го порядка, которые имеют 3 знака и счета 2го порядка, которые имеют 2 знака.

Например, счет 102 «Уставный капитал кредитной организации». При этом счет 10207 «Уставный капитал кредитной организации», созданный в форме АО, счет 10208 «Уставный капитал кредитной организации», созданный в форме ООО.

Внебалансовые счета также подразделяются на счета 1го и 2го порядка. Все внебалансовые счета начинаются с цифры 9.

Основой построения бух учета в банках является единая система счетов бух учета или план счетов.

План счетов в банке представляет собой систематизированный перечень счетов бух учета.

План счетов является составной частью положения №385 от 16.07.2012 «О правилах ведения бух учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ». Кроме того каждый банк в составе своей четной политики разрабатывает свой рабочий план счетов в соответствии с которым и работает. В плане свыше 1000 счетов и реальные проводки осуществляются программным путем между аналитическими 20значными счетами.

Счета плана разделены на 5 глав:

Глава А – «Балансовые счета»

Глава Б – «Счета доверительного управления»

Глава В – «Внебалансовые счета»

Глава Г – «Производные финансовые инструменты и срочные сделки»

Глава Д – «Счета ДЕПО» (депозитарные)

Глава А. содержит балансовые счета в 7 разделах:

1 «Капитал» - включаются счета по учету уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, а также нераспределенную прибыль и непокрытый убыток

2 «Денежные средства и драг металлы» - кассы банка в т.ч. средства в банкоматах, а также драг металлы и драг камни

3 «Межбанковские операции» - учитываются корреспондентские счета банка, счета банка по другим операциям, расчеты с филиалами, межбанковские кредиты и т.д.

4 «Операции с клиентами» - учитываются средства на счетах клиентов в т.ч. бюджетные счета, счета внебюджетных фондов, аккредитивы, депозиты, создаются резервы под возможные потери

5 «Операции с ценными бумагами и производными фин инструментами» - учитываются вложения в долговые обязательства, в долевые ценные бумаги, учтенные векселя, выпущенные банком ценные бумаги

6 «Средства и имущество» - учитываются счета по участию в дочерних и зависимых организациях, расчеты с дебиторами и кредиторами, основные средства, НМА, материальные запасы и т.д.

7 «Результаты деятельности» - учитываются доходы, расходы, прибыль, убыток

Глава Б. данная глава включает счета управления чужим имуществом. Счета этой главы начинаются с цифры 8 имеют 5значный код, в данной главе разделов нет.

Глава В. Используются для отражения сделок, ценностей и доходов, которые не влияют на актив и пассив баланса банка по балансовым счетам и счета этой главы используются для отражения бланков строгой отчетности, акций, других ценностей. Внебалансовые счета подразделяются на 7 разделов и на счета 1го и 2го порядка. Начинается с цифры 9.

Глава Г. учитываются операции приобретения, реализации, размещения фин активов, по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки.

Глава Д. учитывает счета депозитарной деятельности. В этом разделе имеются счета только 2го порядка. В данном разделе отражаются ценные бумаги, сданные в банк его клиентами для хранения и учета, проведения трастовых операций, проведение брокерских сделок и прочих операций. В данном разделе учет ведется по лицевым счетам, т.е. лицевой счет ДЕПО – это минимальная, неделимая структурная единица депозитарного учета, где отражаются ценные бумаги одного выпуска, с одинаковым набором допустимых депозитарных операций.
2 Специфика банковских операций, их отличие от деятельности других организаций требует использования специальной документации. Вся документация банка разрабатывается ЦБРФ и обязательно к применению всеми юр и физ лицами при их работе с банком.

Совокупность документов, используемых банком для ведения бух учета и контроля называется банковской документацией.

Все банковские документы подразделяются на:

- кассовые

- мемориальные

- внебалансовые

Кассовыми документами оформляются кассовые операции по приему и выдачи наличных денег в рублях и иностранной валюте (приходные, расходные кассовые ордера, чеки, квитанции).

Мемориальные документы служат для отражения в учете внутренних операций банка и безналичных операций. К этим документам можно отнести мемориальный ордер, платежное поручение, платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения

Внебалансовые документы – это приходные и расходные внебалансовые ордера. С помощью этих документов оформляют прием и выдачу ценностей и документов, хранящихся в кассе и бухгалтерии.

Все банковские документы должны иметь обязательные реквизиты в состав которых включается корреспонденция счетов.

Документы проходят 4 интервала:

1 проверка оформления документа, наличие и правильность подписи

2 подписание документа ответственными работниками

3 занесение документов в учетные регистры

4 контрольная сверка документов с записями в учетных регистрах перед оформлением документов дня

Документы дня – это мемориальные документы с приложенными первичными документами подтверждающие совершение банком операций за данный день.

Банковские документы подразделяются на:

- синтетические

- аналитические

Основным документом аналитического учета является лицевой счет, который открывается по каждому виду, учитываемых средств и ценностей с указанием их назначения и владельца.

Лицевым счетам присваиваются наименование и номер и при открытии их все лицевые счета регистрируются в специальной книге.

Например, счета физ лиц по вкладам открываются с соблюдением требований гражданского законодательства РФ.

Лицевые счета, открываемые для учета внутрибанковских операций, регистрируются в книге открытых счетов по внутрибанковским операциям.

При ведении книги регистрации открытых лицевых счетов в электронном виде данные открытых счетов ежедневно распечатываются.

Все лицевые счета имеют 20значный код и открываются по возрастанию порядковых номеров, которые определяются инструкцией ЦБРФ.

Основные обязательные реквизиты ведения лицевых счетов следующие:

1 наименование документа

2 дата составления

3 вид операции

4 номер корреспондирующего счета

5 сумма операции

6 оборот по дебету и кредету

7 остаток по счету

Типовой формой выписки из лицевого счета является форма, по которой банки выдают своим клиентам выписки. Эти выписки распечатываются в 2х экземплярах. 1 – клиенту в установленном порядке, 2 – хранится в банке.

К Выпискам клиента банка прилагается первичные документы, на основании которых совершаются проводки по зачислению и списанию средств.

Следующим документом аналитического учета является операционный журнал. В этом журнале регистрируют все операции, проведенные за день по документам в т.ч. изготовленные программным путем.

Другой документ аналитического учета – ведомость остатков по счетам 1го, 2го порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Эта ведомость составляется ежедневно и по решению руководства банка ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам требующих конфиденциальности составляется отдельно и в общую ведомость остатки включаются общими итогами.

Документ аналитического учета – ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств. Эта ведомость ведется по счетам, по которым определены сроки размещения привлечения средств и ведется она программным путем.

Документами синтетического учета являются ежедневная оборотная ведомость и ежедневный баланс.

Балансы и ведомости подписываются после их рассмотрения руководителем и главбухом. Перед подписанием ежедневного бух баланса главбух должен сверить:

1 соответствие остатков по счетам 2го порядка отраженных в балансе с остатками, показанными в оборотной ведомости и ведомости остатков по счетам

2 соответствие остатков по счетам 2го порядка отраженных в ведомости остатков по счетам остатком, показанным в ведомости привлеченных (размещенных) средств.

По произведенной проверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц.
Тема: Организация учетно-операционной работы в банке

1 построение учетно-операционного аппарата

2 организация рабочего дня и документооборота

3 внутрибанковский контроль
1 Учетно-операционная работа – это совокупность процессов, связанных с выполнением операционной работы и ведением бух учета, т.е. это работа включает 3 основных элемента:

- построение учетно-операционного аппарата

- организация рабочего дня и документооборота

- внутрибанковский контроль

В структуре учетно-операционного аппарата банка выделяют учетные группы, в которые ведут счета однородные по их экономическому содержанию и количество групп, их состав зависят от направлений деятельности банка и его масштабов (операционный отдел, кредитный отдел, экономический отдел, юридический отдел, кассовый отдел и т.д.)

Одним из структурный подразделений является бухгалтерия банка. Ее структура зависит от вида услуг и количества обслуживаемых клиентов. Основной бух учета является операционная работа, к которой относится:

1 прием денежных документов от клиентов и проверка правильности их оформления

2 подготовка документов для их отражения в бух учете

3 ведение картотеки расчетных документов

4 осуществление контроля над своевременностью и очередность платежей

5 проведение операций по корреспондентским счетам и счетам межфилиальных расчетов

6 выдача клиентам выписок из лицевых счетов, в которых отражены все выполненные за день операции
2 Организация рабочего дня и документооборота включает в себя то, что в банке установлен свой порядок прохождения документов по всем стадиям обработки, т.е. все операции с документами принятыми от клиентов в течение операционного времени отражаются в бух учете в тот же день. Передача обработанных документов на вычислительный центр банка производится в течение рабочего дня по графику, но не позднее чем за 1,5 - 2 часа до его окончания для того чтобы вести необходимую информацию, обработать ее для составления отчетности текущего дня. Бух ежедневный баланс составляется не позднее следующего рабочего дня.

Работа в банке подразделяется на рабочий день и операционный день.

Операционный день – это часть рабочего дня работы с клиентами. Время работы с клиентами каждый банк устанавливает самостоятельно.

Для обеспечения рациональной организации бух учета большое значение имеет разработка плана, его организации, в которой состоит:

1 план документации и документооборота

2 план инвентаризации

3 план счетов и их корреспонденция

4 план отчетности

5 план технического оформления учета

6 план организации труда работников бухгалтерии

1 – отражается перечень документов для учета фактов хозяйственной жизни, а также составляется расчет потребности бланков.

2 - План инвентаризации определяет порядок, формы, время, проведение инвентаризации, а также назначаемая комиссия для проведения инвентаризации

4 – указывается перечень отчетных форм, отчетный период за который составляется та или иная отчета, а также сроки предоставления отчета, способы предоставления и т.д.

5 – дается детальная характеристика формы учета, какие вычислительные машины и приборы, устройства используются в банке

6 – выделяют структуру бухгалтерии, штат бухгалтерии, обязанности работников бухгалтерии и составляются графики учетных работ (индивидуальные, структурные, сводные)
3 В бухгалтерии банка в обязательном порядке должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления контроля совершенных операций включая кассовые операции.

Все бух операции совершенные в предыдущем дне в течение следующего рабочего дня должны быть полостью проверены на основании первичных документов записей в лицевых счетах и других регистров бух учета.

По лицевым счетам проверяется все ли записи подтверждены соответствующими документами прошедшими контроль со стороны полномочных работников банка и подписанными ими при оформлении операций, правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов, правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки, правильно ли совершены исправительные записи если они делались.

Банк должен организовать и осуществлять внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций.

Внутрибанковский контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов, исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации совершения операций и отражения их в бух учете.

Внутрибанковский контроль должен быть направлен на обеспечение сохранности средств и ценностей, на соблюдение клиентами положений по оформлению документов (по оформлению платежных поручений), на своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу)средств.

Методы и технические средства, применяемые для осуществления внутреннего контроля, определяет сама кредитная организация исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема.

Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов оформленных на бумажном носителе с последующей сверкой счетным методом равенства оборотов по дебету и кредиту.

Контроль может обеспечиваться программным путем с применением кодов, паролей и иных средств.

Главный бухгалтер, а также его заместители, начальники отделов систематически обязаны производить последующие проверки бух и кассовой работы.

Т.о. согласно вышеуказанным записям можно выделить 3 вида контроля

- предварительный контроль предназначен для предупреждения незаконных операций (проверяется оформление документов)

- текущий контроль, который осуществляется в процессе операции (подпись контроллера)

- последующий контроль, который проводит работник или группа работников, на которых возлагается обязанность проверки всех совершенных бух операций за день, т.е. все бух операции совершенные в предыдущий день в течение последующего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других документов.

Тема: Учет расчетно-платежных операций в банке

1 общая характеристика системы расчетов и платежей

2 формы безналичных расчетов

3 межбанковские расчеты

4 безналичные расчеты физических лиц
1 вопрос.

Система расчетов и платежей состоит из совокупности инструментов обеспечивающих безналичное обращение денег, т.е. это механизм перемещения безналичных денежных сумм между хозяйствующими субъектами с целью выполнение обязательств по платежам которые возникли между ними, т.е. платеж – это процесс выполнения должником своих обязательств.

Расчет – это система организаций регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам.

Денежные средства организации должны храниться в банках на счетах за исключением определенной лимитом суммы в кассе.

В банке могут быть открыты расчетные, валютные, текущие, бюджетные и прочие счета.

Расчетный счет – это основной счет организации, которые открывается в банке в установленном законодательством порядке для ведения расчетно-денежных операций по ее деятельности

Текущие счета открываются некоммерческими организациями, юр лицам – резидентам, которые являются общественными организациями и могут состоять на федеральном, республиканском или местном бюджете.

Бюджетные счета открываются организациям, которым выделяют средства за счет федерального бюджета для целевого их использования и по поручению фин органов

Валютные счета – для движения денежных средств в иностранной валюте

Прочие счета – счета по учету кредитов, депозитов, а также специальные счета (чеки, аккредитивы)

В настоящее время существуют несколько видов платежных перечислений, которые классифицируются на 2 группы:

- дебетовые перечисления, т.е. платежный документ идет от получателя платежа к плательщику

- кредитовые перечисления, документ идет от плательщика к получателю средств

Перечисление безналичных денежных средств осуществляется по средствам бух проводок по счетам клиента.
2 вопрос.

Все хоз операции (факты хоз жизни) обязательно совершаются денежными расчетами которые могут приниматься как в наличной так и в безналичной формах.

Безналичный расчет – это денежные расчеты выполняемые путем записей по счетам в банках при которых денежные средства списываются по счету получателя

Безналичный денежный оборот включает расчеты между:

- предприятиями

- учреждениями

- организациями разных форм собственности имеющие счета в кредитных организациях

- юр и физ лицами

- банками по получению и возврату кредита

- юр лицами и населением по выплате з/п доходов по ценным бумагам и т.д.

- юр и физ лицами и казной государства по оплате налогов и других обязательных платежей, а также по получению бюджетных средств

Система безналичных расчетов состоит из взаимосвязанных элементов, основу которых составляют банковские счета организации и расчетно-денежная документация

Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям

Товарные – расчеты за продукцию

Нетоварные – расчеты с фин системой

Основные принципы организации безналичных расчетов следующие:

1 безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентом для хранения и перевода денежных средств

2 платежи со счетов должны осуществляться банком по распоряжению их владельцев в порядке установленный ими очередности платежей и в пределах остатков средств на счете

3 свобода выбора субъектами рынка безналичных расчетов и закрепление их хоз договоров при невмешательстве банка

4 срочность платежа, нужно знать такие понятия как срочные платеж, досрочный платеж, отсроченный платеж и просроченный платеж

Ведение безналичных расчетов осуществляется на основании положения «О безналичных расчетах и платежах в РФ» №2-П, которая разработана в соответствии с ГКРФ, с ФЗ «О ЦБ РФ» и ФЗ «О банках и банковской деятельности», а также другими законодательными документами.

Данное положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физ лиц.

Списание средств со счетов клиентов осуществляется на основании расчетных документов составленных в соответствии с требованиями положения №2-П в пределах имеющихся на счетах денежных средств, если иное не предусмотрено договором заключенным между банком и клиентом.

При недостаточности средств на счете расчеты осуществляются в порядке определенной очередности:

1 списание по исполнительным документам предусматривающих перечисление или выдачу средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненному жизни и здоровью, а также взысканию алиментов

2 списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий

3 списание по документам предусматривающим выплату з/п лицам, работающим по трудовому договору, контракту

4 списание по документам предусматривается перечисление средств в бюджетные и внебюджетные фонды

5 производится списание по документам предусматривающим удовлетворение других денежных требований

6 по документам в порядке календарной очередности

Основные формы безналичных расчетов – это

1 платежные поручения

2 расчеты по чекам

3 аккредитивы

4 расчеты по инкассо

При осуществлении безналичных расчетов предусмотрены следующие расчетные документы:

1 платежное поручение

2 чеки

3 аккредитивы

4 платежные требования

5 инкассовые поручения

Платежное поручение – это расчетный документ, содержащий поручение плательщиком банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика и при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежное поручение помещается в картотеку по внебалансовому счету 92002 «расчетные документы неоплаченные в срок». Эти документы оплачиваются по мере поступления средств на счет.

Аккредитив – это поручение банком покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженные товары или оказанные услуги, предусмотренные в аккредитивном заявлении. Банки могут открывать следующие виды аккредитивов:

- покрытый (депонированный)

- непокрытый (гарантированный)

- отзывной

- безотзывной

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются на внебалансовом счете 91207 «бланки строгой отчетности»

Расчеты по инкассо – это банковская операция, по средствам которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действие по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежного требования, оплата которого может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (без акцептном порядке), а также инкассовое поручение, оплата которого производится без распоряжения плательщика, т.е. в бесспорном порядке. Получатель средств предоставляет в банк указанные расчетные документы в реестре, переданном на инкассо расчетных документах. Данный реестр составляется в 2х экземплярах
перейти в каталог файлов
связь с админом