Тема «Дикие животные»
1. Развитие мелкой моторики
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
* * *
— Мальчик с пальчик.
Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
— Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается
с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил.
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются
И. Лопухина * * *
Мама мишек будит рано. (Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв) указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)
Не встают они с дивана! (Удивленно пожать плечами.)
Эй, Большак! Вставай скорей! (Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)
Ну, а ты, лентяй Указка, (Разогнуть указательные пальцы и указа» на дверь.)
У тебя засохла краска! (Изобразить руками ведро.)
Вы должны с Середняком (Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)
Побелить амбар и дом.
Безымянный, мой бедняжка!
(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя,
(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)
Полежи еще два дня.
Ты, Мизинчик-малышок,
(Разогнуть мизинцы.)
Роста у тебя — вершок!
(Показать, какого роста мизинец.)
Но зато проказ и драк
(Погрозить мизинцу пальцем.)
Сосчитать нельзя никак.
Е. Карельская 2. Мимические упражнения
Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди.
Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы). 3. Упражнения для мышц шеи
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы. 4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Бобры пилят дерево. Круговое движение нижней челюсти. 5. Упражнения для щек и губ
Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы
Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая тол! нижние зубы.
Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу I нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье)
Ежик фыркает. Вибрация губ. 6. Упражнения для языка
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рог себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
И. Лопухина
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Ежики принюхиваются.
Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.) Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»
Психогимнастика. Пластические этюды
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций
Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Олени в тундре. Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.
Шумный Ба-Бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья — порх!
Шебуршонок в норку — порх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах. Дж.Ривз
| Мишка
Бедный мишка заболел —
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
— У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет —
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
|
Тема «Дикие животные жарких стран»
1. Развитие мелкой моторики
Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.
Вот верблюд — живое чудо.
Два горба есть у верблюда. С.Маршак Крокодил.Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. С Маршак
Жираф. Сжать пальцы в кулак, чуть-чуть приподняв мизинец и указательный палец.
Мимические упражнения
Обезьянки-кривляки.
Сердитый тигр.
Испуганная газель. 3. Упражнения для мышц шеи
Жираф-великан достает ветки высокого дерева.Поднять голову вверх (шея напряжена). Опустить голову вниз (расслабление).
Шея жирафа длинна и гибка,
Ветки жираф достает свысока. Н. Стожков
Слон машет хоботом.Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом. При возвращении в исходное положение — выдох ртом.
Головой кивает слон —
Он слонихе шлет поклон. С. Маршак
Лев трясет гривой.Потряхивание головой. 4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Бегемот. Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.
Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот. С. Маршак 5. Упражнения для щек и губ
Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щеки.
Разговор обезьян.Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох-ох».
Злой шакал.Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
Слон раскрывает и закрывает хобот.Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя. 6. Упражнения для языка
Жираф жует листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Обезьянка.Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.
Обезьянки качаются на лианах.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Сигнал опасности у обезьянок.Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки — щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Слон пьет воду.Вытянуть губы широкой «трубочкой» и с вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от го» до «пяти»).
Рычание тигра и тигренка.Раскатисто произносить звук р-р-р тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом.
Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
Речевая зарядка
Носорог
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом! С. Маршак Слон
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей! Б. Заходер
Психогимнастика. Пластические этюды
Мартышка-кривляка. Педагог показывает какие-либо дви: а дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами.
Лев. Изобразить ленивую и мягкую походку львицы, грозный взгляд и потряхивание гривой льва.
Крокодил. Лечь на пол, вытянуть вперед руки и изобразить, как открывает и закрывает пасть крокодил.
Гиппопотам. За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам. Изобразить идущих друг за другом, а затем купающихся и плавающих гиппопотамов.
Тема «Птицы»
Развитие мелкой моторики
Загибать пальчики и выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
Чижи
Жили в квартире сорок четыре
Сорок четыре веселых чижа:
Чиж-судомойка,
Чиж-поломойка,
Чиж-огородник,
Чиж-водовоз,
Чиж за кухарку.
Чиж за хозяйку.
Чиж на посылках,
Чиж-трубочист...
Спать захотели,
Стелют постели
Сорок четыре веселых чижа:
Чиж на кровати,
Чиж на диване,
Чиж на корзине,
| Чиж на скамье,
Чиж на коробке,
Чижна катушке,
Чиж на бумажке.
Чиж на полу. Д. Хармс
|
Где обедал воробей?
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
| Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного...
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. С.Маршак
| Мимические упражнения
Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.
Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий.
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.
Упражнения для мышц шеи
Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а. Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».
Аист. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
Развитие речевого дыхания и голоса
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-питт Снегирь: «Фью-фью-фыо». Осоед: «Кине-е-кине-е». Перепелятник:
«Кик-кик-кик». «Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри ».
Произнести названия четырех—шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж...
8. Речевая зарядка
О чем поют воробушки?
О чем поют воробушки
В последний день зимы? —
Мы выжили!
Мы дожили!
Мы живы! Живы мы! В.Берестов
— Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь. — Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А.Тараскин
Психогимнастика. Пластические этюды
Образно-пластическое творчество детей
Воробушек. Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.
У воробушка головушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Обхватить голову обеими руками и покачать
ею из стороны в сторону, показывая,
как у воробья болит голова.)
У воробушка спинушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Положить руки на спину и раскачиваться.)
У воробушка крылышко.
Ох, как болело!
Ох, как болело!
(Погладить левой рукой правую руку.)
У воробушка ноженька,
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Разглаживать рукой «больную» ногу.
Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит болоту, ловит лягушек. Журавль
По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу.
Часто нагибаюсь,
Клюковкой питаюсь.
Я схожу на ручеек,
Заварю себе чаек.
Буду пить-попивать,
Красно лето вспоминать. В. Боков Вертишейки
В дупле у пестрой вертишейки
Птенцы покручивают шейкой
Язык высовывают клейкий,
На всех шипят сердитой змейкой. А. Барто
Этюд «Чайка защищает свое гнездо от песца».
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |