Главная страница
qrcode

Тема Содержание


Скачать 57.45 Kb.
НазваниеТема Содержание
АнкорDiagnostika BUD.docx
Дата10.09.2019
Размер57.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDiagnostika_BUD.docx
ТипДокументы
#58462
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Диагностика БУД
Тема
Содержание
Колич. заня-тий
Формы работы,

методическое обеспечение
1. Диагностика обучения, информационно – ориентировочных, операционно – исполнительских, контрольных умений
Выявление сформированности восприятия учебного материала, ориентировании в задании, уровня классификации, обобщения, объёма и устойчивости внимания.
 

5

 

 
Обследование по диагностическ. методикам: м. Пьерона – Рузера, «Корректурная проба», м. Гуткиной «Домик», графические упражнения, м. «Рисование по точкам»

Диагностические методики «Идентификация», «Классификация предметов», «Исключение лишнего», 
2. Диагностика и развитие слухового восприятия.
Выявление уровня сформированности слухового восприятия; различение звуков окружающей среды, различение речевых и неречевых звуков, подражание им. Обучение наблюдению, слушанию, чтению.
 

2

 

 
Обследование и обучение по диагностическим методикам. («Заучивание 10 слов», тест Гильбуха на определение фонематического слуха, Упражнения на различение звуков и подражание им, классификация по Ефремову. «Вербальные аналогии», шумовые игрушки, музыкальные инструменты, аудиозаписи
3 . Диагностика и развитие зрительного восприятия
Выявление уровня сформированности зрительного восприятия. Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.
 

4

 

 
Обследование и обучение по диагностическим методикам.

Игры и упражнения на выявления общих и отличительных признаков, на создание целостного образа фигур.

«Наложенные фигуры», «Недорисованные картинки», «Корректурные пробы» «Мозаика»
4. Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.
 

4

 

 
Обследование предметов, состоящих из 2 - 4 деталей по инструкции педагога и зрительному плану. М. Равена (серии А,В)

Упражнения на анализ и синтез печатных и письменных букв, фигур, предметов. Выделение общих элементов, конструирование букв, фигур по образцу и словесной инструкции.
5 . Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти через определение изменений в предъявленном ряду.
 

4

 

 
Упражнения на нахождение «лишнего» или «исчезнувшего» предмета в ряду (игрушки, картинки, цифры, числа, буквы, слова). М. Рыбакова.

Упражнения «что изменилось?», кубики Кооса, счётные палочки
6. Восприятие формы, величины, цвета
Выделение признаков формы, величины. Сопоставление размеров двух предметов, контрастных  или одинаковых по высоте, длине, ширине, толщине, форме, цвету.
2

 

 

 
Выделение признаков, сравнение изображений, предметам по выделенным признакам,  м. Рыбакова, классификация геометрических фигур

Упражнения на сравнение, выделение общих элементов.
7. Развитие операций классификации и обобщения.
Классификация и обобщение предметов или их изображений
 

4

 
Классификация предметов

Упражнения на сравнение, обобщение, классификацию
8. Развитие элементов логического мышления.
Овладение действиями наглядного моделирования понятийных отношений, действиями классификации разнородного материала
 

4

 

 
Классификация предметов, графическое отображение отношений между понятиями, сравнение по объёму и содержанию. Использование существенных признаков, кубики Кооса, «простые аналогии», «сложные аналогии», «исключение предметов», «Матрицы Равена», игра «Шифровальщики», «Найди отличия»
10. Диагностика сформированности информацион

но – ориентировоч

ных, операционно – исполнитель

ских, контрольных умений. 
Выявление сформированности восприятия учебного материала, ориентировании в задании, уровня классификации, обобщения, объёма и устойчивости внимания

Выявление на данном этапе сформированности знаний, умений, навыков в соответствии с программными требованиями
 

4

 

 
Анализ рабочих и контрольных тетрадей, беседы, тесты.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Система оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью обеспечивает связь между требованиями стандарта и образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:

1. Установление достижения возможных личностных и предметных результатов обучающимися в освоении АООП по окончанию начальной и основной ступени обучения.

2. Установление динамики развития обучающихся по итогам учебного года.

3. Описание достижения возможных результатов в форме, понятной для всех участников образовательных отношений.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и фор­ми­ро­ва­ние базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­ту­аль­ны­ми нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества об­ра­зо­вания обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов це­лесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Концептуальные основы оценочной деятельности:

1. Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматриваются как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

2. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося.

3. Формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываются индивидуально с учетом образовательных потребностей обучающихся.

4. В процессе выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь (выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым).

5. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) в каждой образовательной области создает основу для дальнейшей корректировки АООП, конкретизации плана коррекционно-развивающей работы.

7. Оценка должна отражать не только качество, но и степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач.
Функции системы оценки достижения планируемых результатов:

1. Ориентирует образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

2. Позволяет осуществлять оценку динамики развития жизненных компетенций и учебных достижений обучающихся.
Описание объекта оценки:

1. Личностные результаты включают сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции и личностные качества.

2. Возможные личностные результаты освоения АООП заносятся в рабочие программы по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих занятий и внеурочной работы.

3. Возможные личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

4. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению новых знаний и степень самостоятельности в их применении в практической деятельности.

5. Возможные предметные результаты заносятся в рабочую программу с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей.

6. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП является достижение возможных результатов освоения образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями).

7. Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимися АООП, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени обучения;
  • что из полученных знаний он может и должен применять на практике;
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
    Согласно требованиям Стандарта, по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

    первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;

    второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
    Оценка личностных результатов
    Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах

    Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

    Для оценки результатов продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции используется метод экспертной оценки. Она объединяет всех участников образовательного процесса, которые могут характеризовать поведение ребенка в разных жизненных ситуациях, в школе и дома. В ее состав входит родитель (законный представитель) ребенка, учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог и учитель-логопед.

    Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

    Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии.

    Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни. Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития.


  • Критерий
    Параметры оценки
    Индикаторы
    1
    Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
    Сформированность основ гражданской идентичности
    Знание знаменательных для Отечества исторических событий
    Осознание своей этнической и культурной принадлежности
    Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках
    Любовь к своему краю, осознание своей национальности
    2
    Формирование целостного, социально ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей
    Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир
    С уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий
    Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов
    Уважает историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания
    3
    Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
    Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
    Умение выслушать иное мнение уважительно относиться к иному мнению
    Уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры
    4
    Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
    Сформированность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
    Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (Различает «что я хочу» и «что я могу»).
    Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения
    Умение понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации
    Овладение навыками самообслуживания
    5
    Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
    Сформированность навыков адаптации
    Умение выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллек-тивах групп продлённого дня, дополнительного образования
    Принятие и освоение социальной роли обучающегося
    Умение вести в любых проблемных ситуациях
    6
    Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
    Сформированность социально-бытовых умений
    Самостоятельность и независимость в быту, знакомство с ТБ: обращение с электропри-борами, правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми.
    Знание правил поведения в школе, прав и обязанностей ученика
    Понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей
    Умение ориентироваться в пространстве школы, расписании
    Наличие стремления участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы
    7
    Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
    Сформированность навыков

    коммуникации со взрослыми
    Знание правил коммуникации
    Способность инициировать и

    поддерживать коммуникацию с взрослыми
    Способность применять адекватные способы поведения

    в разных ситуациях
    Владение культурными формами выражения своих чувств
    Способность обращаться за

    помощью
    Сформированность навыков коммуника-ции со сверстниками
    Способность инициировать и

    поддерживать коммуникацию со сверстниками
    8
    Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- про-странственной организации
    Сформированность опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, адекватного представления об опасности и безопасности
    Адекватность бытового поведения с точки зрения опасности / безопасности для себя
    Адекватность бытового поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды
    Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации
    Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
    Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и бытового уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя сообразно этому пониманию (выбрать одежду, спланировать свои занятия в соответствии с сезоном и погодой, помыть грязные сапоги, и т.д.).
    Наличие любознательности и наблюдательности задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
    9
    Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
    Сформированность представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми
    Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса
    Сформированность необходимых ребёнку социальных ритуалов
    Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы
    Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника
    Умение корректно привлечь к себе внимание
    Умение отстраниться от нежелательного контакта
    Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство,благодар-ность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др
    10
    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
    Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
    Восприятие важности учебы, любознательность и интерес к новому
    Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания
    Ученик активно участвует в процессе обучения
    11
    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
    Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми
    Умение сотрудничать

    со взрослыми в разных социальных ситуация, соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова).
    Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками
    Участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации;
    Умение в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления
    Умение учитывать другое мнение в совместной работе
    12
    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
    Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств
    Умение различать «красивое» и «некрасивое»
    Стремление в «прекрасному», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда
    13
    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
    Сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
    Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей;
    Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране
    14
    Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
    Сформированность установки на здоровый и безопасный образ жизни
    Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня
    Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
    Занятие творческим трудом или спортом
    Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям
    Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда

    Экспертная группа ориентируется на оценку динамики развития жизненной компетенции ребенка по позициям:
    адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нужд и прав в организации обучения;
  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  • продвижение в осмыслении и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  •   1   2   3   4

    перейти в каталог файлов


    связь с админом