Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тема устройство, оборудование и оснащение хирургического отделения


НазваниеТема устройство, оборудование и оснащение хирургического отделения
Дата01.04.2019
Размер486 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаotvety_na_pismennuyu_chast_po_khirurgii.doc
ТипДокументы
#44428
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8

«УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ»

ТЕМА 1. УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

Введение

Хирургическое отделение — это один из стационаров больницы, в котором осуществляется оказание хирургической медицинской помощи больным. Сюда поступают пациенты, которым по виду заболевания требуется оперативное лечение, например, при остром аппендиците, или хирургическое вмешательство может потребоваться в любой момент при дальнейшем прогрессировании заболевания или развитии его осложнений, например, при остром панкреатите, тромбофлебите. Существуют хирургические отделения общехирургического профиля и специализированные. В общехирургические отделения поступают больные с различными хирургическими заболеваниями, в специализированные — по профилю заболеваний. Например, больные с переломами костей — в травматологическое отделение, пациенты с хирургическими заболеваниями головного и спинного мозга — в отделение нейрохирургии, нуждающиеся в хирургическом лечении заболеваний сердца — кардиохирургическое отделение. Такое деление хирургических отделений обусловлено развитием хирургии как науки и дифференциации отдельных ее областей в самостоятельные направления. Различают отделения неотложной хирургии, которые оказывают круглосуточно неотложную хирургическую помощь, и плановые хирургические отделения, которые осуществляют оказание хирургической медицинской помощи больным, не нуждающимся в неотложных хирургических вмешательствах.

ЗАНЯТИЕ 1. УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

Хирургическое отделение состоит из нескольких структурных подразделений: приемного отделения, операционно-перевязочного блока, палат, постов медсестер, процедурного кабинета, вспомогательных диагностических и лечебных кабинетов, помещений для медперсонала, помещений хозяйственного и гигиенического назначения.

Устройство и организация работы приемного отделения.

Приемное отделение предназначено для приема больных в хирургический стационар. Оно состоит из комнаты для ожидания, поста дежурного фельдшера, смотровых комнат, перевязочной, санпропускника, комнаты для дежурных хирургов. Кроме того, в приемное отделение могут входить диагностические кабинеты: рентгеновский, эндоскопический, а также клиническая лаборатория. Прием больных осуществляет дежурный хирург (в отделении неотложной хирургии - бригада хирургов 3-4 чел.), дежурный фельдшер и санитар. Каждый из них имеет четкий круг обязанностей.

Все помещения приемного отделения оборудуются соответственно их назначению. В комнате ожидания имеется стол, стулья. Рядом должен быть туалет. Пост дежурного фельдшера состоит из стола, стульев для фельдшера, больного и его родственников, кушетки. Здесь же находятся телефоны, бланки историй болезни, направлений на лабораторные и аппаратные методы исследования, медицинские термометры, аппарат для измерения артериального давления (АД), журналы регистрации обращений и госпитализации больных в хирургическое отделение, средства для транспортировки больных (носилки-каталка, кресло-каталка).

Смотровые комнаты оборудованы кушетками, столом, стульями, раковиной со сливом, кранами с горячей и холодной водой, мылом, полотенцем. В одной из смотровых комнат должно стоять гинекологическое кресло. В перевязочной посередине должен стоять перевязочный стол, у стенки — стол для стерильного материала (салфеток, шариков, пеленок) и инструментов, тумбочка для стерильных шприцев и игл, шкафы для лекарственных препаратов и антисептических средств, набор стерильных инструментов для выполнения перевязок и мелких операций, набор инструментов для трахеостомии, сейф для хранения сильнодействующих веществ и наркотических аналгетиков, штатив для внутривенных инфузий, жгуты резиновые для остановки кровотечения, сыворотки и планшеты для определения группы крови, почкообразные лотки и ведро с крышкой для сбрасывания отработанного материала, раковина со сливом, краны с горячей и холодной водой, мыло, полотенце.

Санпропускник включает в себя туалет, топчан, подкладные судна, приспособления для постановки клизм, раковина со сливом, краны с горячей и холодной водой, полотенце, мыло. Кроме того, должна быть ванная и душевая, оборудованная для мытья больных стоя и сидя, шкафы для хранения запаса чистого белья, шкафы для одежды больных, средства для санитарной обработки больных, в том числе на случай выявления вшей, бритва для бритья волос в области предстоящей операции.

Руководит работой приемного отделения заведующий приемным отделением (врач-хирург), в ночное время — старший хирург дежурной бригады хирургов.

Больной из приемного отделения может поступать в палату хирургического отделения или сразу в операционную.

Устройство и организация работы операционно-перевязочного блока

Операционно-перевязочный блок — это комплекс основных и вспомогательных помещений, предназначенных и оборудованных для выполнения хирургических операций, сложных диагностических исследований и перевязок больных. В него входит операционный блок (основные и вспомогательные помещения для выполнения операций) и перевязочные (чистые и гнойные). Основными помещениями операционного блока являются операционные (залы, где выполняют операции), предоперационные комнаты для обработки рук хирургов перед операцией и одевания стерильной одежды, стерилизационные (комнаты для мытья и стерилизации инструментов, хранения запасов стерильного белья и перевязочного материала).

В современных больницах могут быть еще наркозная (комната для подготовки аппаратуры для наркоза и введения больного в наркоз) и аппаратная (комната для размещения контрольно-диагностической аппаратуры). Все эти помещения должны быть по-разному соединены между собой. Операционные залы непосредственно сообщаются с предоперационными широкими дверными проемами. Предоперационная является как бы предбоксом для операционной. Наркозная также соединена широким дверным проемом с операционной. Операционные залы соединяются со стерилизационной только широким передаточным окном, через которое операционная медсестра берет необходимые для операции стерильные инструменты.

Аппаратная непосредственной связи с операционной не имеет. Графическое изображение показателей жизненно важных органов больного проецируется в операционной на экране или дисплее.

Все эти помещения оборудованы в соответствии с их назначением. Операционная должна быть оснащена самым необходимым для проведения операции. Здесь должен стоять операционный стол, на котором будет находиться больной, большой инструментальный стол для размещения стерильных инструментов и других необходимых для операций приспособлений и материалов (сшивающих аппаратов, трубок, наконечников для электроотсоса и т.д.), передвижной операционный стол медсестры для размещения инструментов, перевязочного материала и шовного материала на одну операцию, подставки для биксов со стерильным операционным бельем и перевязочным материалом, столы для флаконов с антисептическими растворами и обезболивающими средствами, тазы с подставками для сбрасывания марлевых тампонов, шариков и инструментов во время операции, электроотсос, наркозный аппарат, штативы для внутривенных инфузий, столик анестезиологов. Операционная должна надежно снабжаться электроэнергией и кислородом (по трубопроводу) для обеспечения жизни больного во время операции (работа аппаратуры для наркоза, непрерывность работы хирургов). Освещение операционного поля обеспечивается бестеневой лампой, вмонтированной в потолок, и лампами бокового подсвечивания, для вентиляции воздуха используется кондиционирование воздуха. В современных больницах в операционных используются кабины с ламинарным потоком стерильного воздуха в зону операции.

В предоперационной должны быть 3-4 специальных раковины с кранами для мытья рук перед операцией, тазы на подставках для обработки рук дезраствором, вешалка, поли- этиленовые фартуки, бахилы, стерильные щетки в стерилиза- торе, пинцет в дезрастворе для взятия стерильных щеток, песочные часы, зеркало, столик для флаконов с дезрастворами.

В стерилизационной должно быть несколько сухожаровых шкафов для стерилизации инструментов, раковины с кранами горячей и холодной воды, щетки, моющие средства для мытья инструментов, барабаны со стерильным операционным бельем и перевязочным материалом. (Операционное белье и перевязочный материал стерилизуются централизованно в автоклавной больницы и доставляются в оперблок).

Вспомогательные помещения являются помещениями для медперсонала, материальная, инструментальная, санузел, помещения для хранения предметов уборки. Помещений для медперсонала может быть несколько: комната для переодевания медперсонала (обеспечена шкафчиками для хранения одежды), комната дежурного медперсонала (операционных сестер и санитарок, осуществляющих круглосуточные дежурства по неотложной хирургии), комната для персонала анестезиологической службы (чаще всего совмещается с комнатой дежурного медперсонала), комната старшей операционной медсестры (для хранения запасов инструментов, аппаратов, приборов и т.д.).

Материальная — это комната для хранения и подготовки операционного белья и перевязочного материала к стерилизации, а также хранение запасов инфузионных растворов, антисептических растворов, препаратов для местного обезболивания.

Инструментальная это комната для хранения инструментов для текущей работы операционной, чаще ее совмещают с материальной комнатой.

Санузел — туалет и душ отдельный для медперсонала операционного блока. В современных больницах предусмотрены санпропускники для санитарной обработки медперсонала, принимающего участие в операции. В нем медперсонал обязательно моется под душем. Предварительно там же в шкафчике оставляет свою одежду. После мытья выходит на другую сторону, надевает чистое операционное белье и обувь для работы в операционной. После операции все повторяется в обратном порядке.

Помещение для хранения предметов уборки — это обычная небольшая комната или ниша в стене, в которой хранятся предметы уборки: ведра, тряпки, швабры, дезинфицирующие и моющие вещества, резиновые перчатки и шланги. Следует соблюдать строгое правило: уборочный инвентарь для операционной хранится и используется только для операционной. Нельзя использовать его для мытья перевязочных и вспомогательных помещений операционного блока. Эти требования необходимы для предупреждения распространения внутрибольничной инфекции.

Зоны режима в операционном блоке

С целью создания условий, предупреждающих микробное заражение операционных и, тем самым, возможности попадания микробов в операционную рану (соблюдение правил асептики), помещения операционного блока делятся на 4 зоны. Первая из них называется зоной стерильности. К ней относятся операционная и стерилизационная. Микробное загрязнение воздуха, стен, окон этих помещений должно быть минимальным. Инструментарий, операционное белье, перевязочный и шовный материал должны быть стерильными, доступ персонала в эту зону резко ограничен. Ходьба и разговоры медперсонала без надобности запрещены. Вторая зона — зона строгого режима. Сюда входят помещения, которые непосредственно соединены с операционной. Это предоперационная и наркозная. Микробное загрязнение этих комнат может быть несколько большим, чем в операционной. Доступ медперсонала в эти помещения ограничен. Они должны находиться здесь в халатах, шапочках, масках, бахилах. Однако, здесь допускается переодевание, подготовка рук к операции, облачение в стерильную одежду и т.п. Третья зона — зона ограниченного режима. К ней относятся все вспомогательные помещения операционного блока. Сюда имеет доступ только медперсонал операционного блока и анестезиологической службы. С этой целью для операционного блока выделяют отдельный отсек (часть здания), изолированный от движения основной массы хирургических больных. Четвертая зона - общебольничного режима. Сюда входят помещения, доступ в которые возможен без особых ограничений. Это помещения для посетителей, кабинет зав. отделением, старшей медсестры, помещения хозяйственного назначения.

Перевязочные предназначены для проведения перевязок ран больных хирургического отделения и несложных диагностических и лечебных операций (пункций, ревизий раны и т.д.). Они оснащены таким же оборудованием и аппаратами, как и перевязочная приемного отделения. В каждой перевязочной работают медсестра и санитарка.

Работу операционно-перевязочного блока организует старшая операционная медсестра, самая квалифицированная операционная медсестра хирургического отделения. Обычно она обслуживает самые сложные хирургические вмешательства. В ее подчинении находятся операционные медсестры и операционные санитарки. Требования старшей медсестры по соблюдению режима в зонах операционного блока должны выполняться всеми медработниками беспрекословно. Во время операции ответственным лицом за соблюдение правил асептики, пребывания и поведения в операционной медперсонала и студентов является операционная медсестра. Ее требования являются законом для всех участников операции и студентов. Она же отвечает за подготовку материалов и инструментов к операции.

Палаты хирургического отделения

Палаты — это помещения, где находятся больные. Обычно палаты рассчитаны на 1-4 человека, редко — на большее количество больных (6-8). Палаты оборудованы койками с постельными принадлежностями, тумбочками. Предметы личной гигиены больные приносят из дома. На спинке кровати размещается специальная рамка

планшет для температурного листка. Около каждой койки имеется кнопка вызова дежурной медсестры (сигнализация звуковая или световая). В палатах должно быть несколько розеток для подключения диагностической и лечебной аппаратуры. В современных проектах больниц на каждую палату предусматривается туалет, раковина со сливом и душевая.

Особое место в хирургическом отделении занимает палата интенсивной терапии (ПИТ). Она предусмотрена в хирургических отделениях тех больниц, которые не располагают реанимационными отделениями. ПИТ предназначена для проведения непрерывного наблюдения и интенсивных методов лечения наиболее тяжелых оперированных и не оперированных больных. Для этого в ПИТ может быть использовано дистанционное наблюдение (телекамеры), различные аппараты мониторы: с автоматической регистрацией и графическим изображением на экране пульса, величины АД, частоты дыхания и т.д. В этой палате должен быть отдельный пост мед- сестры и санитарки, необходимый набор медикаментов, аппаратов и устройств для интенсивной терапии, предметов ухода за больными. Из аппаратов должен быть электроотсос, дефибрилятор, аппарат для искусственной вентиляции легких, ручной дыхательный аппарат, маски и трубки для интубации, наборы инструментов для трахеостомии, катетеры для канюлирования центральных вен, набор инструментов для вене- секции. К каждой кровати должна быть подведена центральная подача кислорода. Кровати должны быть функциональными, т.е. дающими возможность изменить положение тела больного в постели.

Стены и пол этой палаты должны быть облицованы плитками, а верхняя часть стен и потолок окрашены белой масляной краской. Все это необходимо для удобств проведения уборки и создания естественного цвета в палате. Кровати должны располагаться так, чтобы можно было подойти к больному с любой стороны.

Кроме того, в хирургическом отделении должен быть изолятор на 1-2 чел., куда обычно помещают агонирующих больных, а также больных со зловонием из раны или пациентов с подозрением на инфекционные заболевания.

Основные рабочие места медсестер хирургического отделения

Пост медсестры — это фиксированное рабочее место палатной медсестры. Обычно оно располагается в коридоре, около обслуживаемых ею палат. Он оборудован письменным столом, 2-3 стульями, тумбочкой, шкафами для таблетированных лекарственных средств и предметами ухода за больными (резиновыми грелками, пузырями для льда, желудочными и дуоденальными зондами, катетерами для мочевого пузыря, газоотводными трубками и т.д.). На столе или на стене около стола должен быть планшет для регистрации сигнализации о вызове в палаты, а также телефон. На посту медсестры должны быть папки с листами назначений больных, бланки направлений на различные лабораторные, биохимические и инструментальные обследования больных.

Устройство процедурного кабинета

Процедурный кабинет является местом, где осуществляется подготовка к внутривенным введениям лекарственных средств, переливания крови, забор крови из вены для биохимических исследований. Здесь работает квалифицированная медсестра, которая под руководством врачей проводит все внутривенные инфузии. Для этого в процедурном кабинете имеется соответствующее оборудование: шкафы с лекарственными препаратами для внутривенных инфузий, бытовой холодильник для хранения лекарственных препаратов при низких температурах, сейф для сильнодействующих и наркотических лекарственных веществ, стол для стерильного материала (шариков, пеленок, игл), стол письменный для ведения документации, штативы для внутривенных инфузий, наборы стерильных шприцев различной емкости, стерильные системы для внутривенных инфузий, наборы стерильных игл, сьтворотки для определения групп крови, кастрюля для водяной бани, чашка Петри, водяной термометр для проведения индивидуальных проб на совместимость крови больного и донора. Обязательно должен быть кран холодной и горячей воды, раковина со сливом.

Очень часто в процедурном кабинете находится рабочее место медсестры, которая осуществляет внутримышечные и подкожные инъекции больным всего отделения. Работа мед- сестры процедурного кабинета весьма ответственная, требует высокой квалификации, собранности. Очень важным моментом является соблюдение идеальной ЧИСТОТЫ В процедурном кабинете и соблюдение правил асептики при выполнении манипуляций.

Вспомогательные помещения хирургического отделения

Вспомогательные кабинеты хирургического отделения служат для улучшения диагностики заболеваний и лечения больных. По своему назначению они могут быть самыми разнообразными. Наиболее частыми из них являются рентгенологический, эндоскопический, физиотерапевтический, функциональной диагностики и т.д. в зависимости от профиля хирургического отделения.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей