Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Попова Е.В. Теории обучения. Теории обучения и воспитания методические рекомендации


НазваниеТеории обучения и воспитания методические рекомендации
Дата18.11.2019
Размер0.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПопова Е.В. Теории обучения.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#65222
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4
0
ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Челябинск
2017
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность: Психология образования,
Психология и педагогика инклюзивного образования
Челябинск
2017
2
УДК 378 (076):
ББК 74.480.027 я 7
Т 33
Теории обучения и воспитания [Текст]: методические рекомендации / сост. Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во ЮжноУрал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 72 с.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профили:
Психология образования, Психология и педагогика инклюзивного образования. Целью методических рекомендаций является оказание помощи студентам в освоении содержания дисциплины Теории обучения и воспитания.
Представлены рекомендации по написанию рефератов, подготовке эссе, составлению конспектов статей, оформлению таблиц, составлению кроссвордов и т.д.
Пособие адресовано бакалаврам педагогических вузов по организации самостоятельной работы.
Рецензенты: Е.В. Барышникова, канд. пед. наук
А.В. Сытникова, канд. пед. наук, доцент
© Е.В. Попова, 2017, составление
© Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно- педагогического университета,
2017
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………………………….……. 5
1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
……....... 8
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
2.1.
Р
АБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
……………..…..…………..…
13
2.2.
Р
АБОТА С ТЕКСТОМ ЛЕКЦИИ
………………………….…………......
16
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ К РАЗДЕЛУ 1 «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
(ДИДАКТИКА)»
…………………………………………………………………..… 19
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ К РАЗДЕЛУ 2 «ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ»
………..… 29
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
…………………………………………….……………… 34
4
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
………………………………………………………..………………. 38
6.1.
П
РИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
.…………………...
40
6.2.
В
ОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
……………………….
45
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
………………………………………………………………...….. 51
8. ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
………..……………………….. 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
………………………………………. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
………………………………………………………………………. 62
5
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина Теории обучения и воспитания относится к базовой части основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению Психолого-педагогическое образование, профили: Психология образования, Психология и педагогика инклюзивного образования. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ. Дисциплина изучается на первом курсе во втором семестре.
Данная дисциплина опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения таких дисциплин, как Введение в психологию и педагогику инклюзивного обучения, Психология развития, и является основой для изучения последующих дисциплин: Социальная педагогика, Педагогическая психология,
Образовательные программы для детей дошкольного возраста,
Образовательные программы начальной школы, Методика преподавания психологии, Психолого-педагогический практикум.
Цель дисциплины Теории обучения и воспитания: сформировать систематизированные знания о закономерностях, принципах, содержании процессов обучения и воспитания, требованиях к их организации в различных образовательных и воспитательных системах.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям) в соответствии с ФГОС ВО по направлению Психолого-педагогическое образование [7]:
 для профилей Психология образования, Психология и
педагогика инклюзивного образования:
6
– готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
– готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
 для профиля Психология и педагогика инклюзивного об-
разования:
– способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-21);
– готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-29).
Подробная характеристика составляющих компетенций представлена в таблице 1.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения

п/п
Компетенция (содержание
и обозначение в соответ-
ствии с ФГОС ВО и ОПОП)
Конкретизированные цели освое-
ния дисциплины
знать
уметь
владеть
1
2
3
4
5
1 Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4)
З.1: сущность основных теорий и концепций обучения и воспитания
У.1: конкретизировать теоретические положения и соотносить теорию с практикой
В.1: категориальным аппаратом дидактики и теории воспитания
7
Окончание табл. 1
1
2
3
4
5
2
Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5)
З.2: организационно-деятельностные основы процессов обучения и воспитания
У.2: планировать и проектировать образовательную и воспитательную деятельность
В.2: методами педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания образовательного и воспитательного процессов
3
Способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-21)
З.3: специфику совместных и индивидуальных форм обучения и воспитания детей в соответствии с возрастными нормами их развития
У.3: применять совместные и индивидуальные формы обучения и воспитания детей в соответствии с возрастными нормами их развития
В.3: методами организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития в процессе обучения и воспитания
4
Готов руководить проектноисследовательской деятельностью обучающихся (ПК-29)
З.4: теоретические основы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся
У.4: применять знание теоретических основ организации проектноисследовательской деятельности обучающихся
В.4: навыком планирования проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Данное пособие содержит рекомендации для студентов по изучению теоретического материала дисциплины, по выполнению практических заданий к каждому разделу, а также фонд оценочных средств, учебно-методическое обеспечение и перечень ключевых понятий.
8
1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
РОЛЬ И МЕСТО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина Теории обучения и воспитания имеет в своей структуре два раздела: «Теория обучения (дидактика)» и «Теория воспитания», что соответствует основным отраслям педагогической науки. Разделы дисциплины, тематическое планирование и виды учебной деятельности для очной и заочной форм обучения представлены в таблицах 2 и 3. Каждый раздел включает различные виды деятельности студентов: аудиторную
(лекционные, практические, лабораторные занятия) и внеаудиторную (самостоятельную). Количество часов, отведенных на каждый вид деятельности, соответствует учебному плану. Подробно содержание дисциплины представлено в приложении.
Согласно Положению об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, утвержденному Ученым советом ЮУрГГПУ 20.12.2013 г., внеаудиторная самостоятельная работа студентов(далее – самостоятельная работастудентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научноисследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [4].
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности, как основой формиро-
9 вания компетенций. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Объем самостоятельной работы студентов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
(для очной формы обучения)
№ темы
Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Всего часов
Аудиторная работа
Самостоят. работа
Лекции
Семинары
Лабор. занятия
Раздел 1. Теория обучения (дидакти-
ка)
47
10
6
2
29
1
2
3
4
5
6
7
1 Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения
4 4
2 Закономерности, принципы и правила обучения
2 3
3 Целеполагание процесса обучения
2 4
4 Мотивация учения
4 5 Содержание образования как педагогическая проблема
2 2
3 6 Авторские школы
4 7 Способы организации учебного процесса
2 2
3 8 Современные образовательные технологии
2 4
10
Окончание табл. 2
1
2
3
4
5
6
7
Раздел 2. Теория воспитания
34
8
4
2
20
9 Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания.
2 3
10 Проблема целеполагания в воспитательной деятельности
2 3
11 Содержание воспитательной деятельности
2 3
12 Способы организации воспитательного процесса
2 3
13 Современные воспитательные системы и технологии
2 2
3 14 Функции и основные направления деятельности классного руководителя
2 2
15 Оценка результативности воспитательной деятельности
3
Подготовка к экзамену
27
Итого
108
18
10
4
49
Таблица 3
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
(для заочной формы обучения)
№ те мы
Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Всего часов
Аудиторная работа
Самостоят. работа
Лекции
Семинары
Лабор. занятия
1 2
3
4
5
6
7
Раздел 1. Теория обучения (дидак-
тика)
54
6
10
-
38
1 Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения
2 5
2 Закономерности, принципы и правила обучения
2 5
11
Окончание табл. 3
1 2
3
4
5
6
7
3 Целеполагание процесса обучения
2 4
4 Мотивация учения
5 5 Содержание образования как педагогическая проблема
2 2
5 6 Авторские школы
4 7 Способы организации учебного процесса
2 5
8 Современные образовательные технологии
4 5
Раздел 2. Теория воспитания
45
4
6
2
33
9 Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания
2 5
10 Проблема целеполагания в воспитательной деятельности
2 5
11 Содержание воспитательной деятельности
2 5
12 Способы организации воспитательного процесса
2 5
13 Современные воспитательные системы и технологии
2 5
14 Функции и основные направления деятельности классного руководителя
2 4
15 Оценка результативности воспитательной деятельности
4
Подготовка к экзамену
9
Итого
108
10
16
2
71
Самостоятельная работа студентов в ходе изучения дисциплины Теории обучения и воспитания призвана решать следующие задачи:
 систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
 углубление и расширение теоретических знаний;
12
 формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
 развитие познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
 формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
 развитие исследовательских умений.
Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
 формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
 написание рефератов;
 подготовка к практическим (семинарским) и лабораторным занятиям;
 составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
 подготовка рецензий на статью, пособие;
 написание эссе;
 подготовка видеопрезентаций;
 выполнение практических заданий в виде решения отдельных задач, составления таблиц, кроссвордов, тестов, конспектов статей и т.д.
Для каждого вида заданий в следующих разделах пособия будут представлены методические рекомендации по выполнению, а также критерии оценивания. Сроки сдачи заданий – одна неделя после завершения раздела. Практические задания к семинарам выполняются непосредственно к занятию, а затем обсуждаются в аудитории.
13
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
2.1.
Р
АБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Некогда редкость книг вредила успехам
знания; ныне обилие их сбивает с толку,
тормозит собственное мышление.
К. Вебер
Система вузовского обучения подразумевает значительную самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности, в том числе при работе с научной литературой.
В ходе освоения дисциплины Теории обучения и воспитания данный навык потребуется студентам в следующих ситуациях:
– подготовка к семинарским занятиям;
– подготовка конспектов тем, вынесенных на самостоятельное изучение;
– написание реферата;
– конспектирование научных статей;
– подготовка аннотаций (рецензий) на статью, пособие и т.п.
Прежде всего студентам необходимо приобрести (взять в библиотеке, найти электронный вариант, купить) учебное пособие по дисциплине из списка предложенных (см. раздел «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»). Учебное пособие должно содержать разделы «Теория обучения (дидактика)» и
«Теория воспитания» и быть издано в последние 5 лет.
14
Помимо учебного пособия (учебника), студентам придется работать с другими видами научной литературы. Перечислим некоторые из них и дадим краткую характеристику:
– монография – это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы;
– сборник научных статей – издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения;
– журнальная статья – научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования;
– диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника и служащее в качестве квалификационной работы на соискание ученой степени;
– автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени;
– рецензия – критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов;
– аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи; в аннотации излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено;
– учебное и методическое пособия – издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий.
15
Рассмотрим общие
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей