0 ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Челябинск 2017
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Направленность: Психология образования, Психология и педагогика инклюзивного образования Челябинск 2017 2 УДК 378 (076): ББК 74.480.027 я 7 Т 33 Теории обучения и воспитания [Текст]: методические рекомендации / сост. Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во ЮжноУрал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 72 с. Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профили: Психология образования, Психология и педагогика инклюзивного образования. Целью методических рекомендаций является оказание помощи студентам в освоении содержания дисциплины Теории обучения и воспитания. Представлены рекомендации по написанию рефератов, подготовке эссе, составлению конспектов статей, оформлению таблиц, составлению кроссвордов и т.д. Пособие адресовано бакалаврам педагогических вузов по организации самостоятельной работы. Рецензенты: Е.В. Барышникова, канд. пед. наук А.В. Сытникова, канд. пед. наук, доцент © Е.В. Попова, 2017, составление © Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно- педагогического университета, 2017 3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….……. 5 1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ……....... 8 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 2.1. Р АБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ……………..…..…………..… 13 2.2. Р АБОТА С ТЕКСТОМ ЛЕКЦИИ ………………………….…………...... 16 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ К РАЗДЕЛУ 1 «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)» …………………………………………………………………..… 19 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ К РАЗДЕЛУ 2 «ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ» ………..… 29 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ) …………………………………………….……………… 34
4 6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………………..………………. 38 6.1. П РИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ .…………………... 40 6.2. В ОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ………………………. 45 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………...….. 51 8. ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ………..……………………….. 54 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………. 61 ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………. 62
5 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина Теории обучения и воспитания относится к базовой части основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению Психолого-педагогическое образование, профили: Психология образования, Психология и педагогика инклюзивного образования. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ. Дисциплина изучается на первом курсе во втором семестре. Данная дисциплина опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения таких дисциплин, как Введение в психологию и педагогику инклюзивного обучения, Психология развития, и является основой для изучения последующих дисциплин: Социальная педагогика, Педагогическая психология, Образовательные программы для детей дошкольного возраста, Образовательные программы начальной школы, Методика преподавания психологии, Психолого-педагогический практикум. Цель дисциплины Теории обучения и воспитания: сформировать систематизированные знания о закономерностях, принципах, содержании процессов обучения и воспитания, требованиях к их организации в различных образовательных и воспитательных системах. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям) в соответствии с ФГОС ВО по направлению Психолого-педагогическое образование [7]: для профилей Психология образования, Психология и педагогика инклюзивного образования: 6 – готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); – готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5); для профиля Психология и педагогика инклюзивного об- разования: – способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-21); – готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-29). Подробная характеристика составляющих компетенций представлена в таблице 1. Таблица 1 Планируемые результаты обучения № п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответ- ствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освое- ния дисциплины знать уметь владеть 1 2 3 4 5 1 Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4) З.1: сущность основных теорий и концепций обучения и воспитания У.1: конкретизировать теоретические положения и соотносить теорию с практикой В.1: категориальным аппаратом дидактики и теории воспитания
7 Окончание табл. 1 1 2 3 4 5 2 Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5) З.2: организационно-деятельностные основы процессов обучения и воспитания У.2: планировать и проектировать образовательную и воспитательную деятельность В.2: методами педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания образовательного и воспитательного процессов 3 Способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-21) З.3: специфику совместных и индивидуальных форм обучения и воспитания детей в соответствии с возрастными нормами их развития У.3: применять совместные и индивидуальные формы обучения и воспитания детей в соответствии с возрастными нормами их развития В.3: методами организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития в процессе обучения и воспитания 4 Готов руководить проектноисследовательской деятельностью обучающихся (ПК-29) З.4: теоретические основы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся У.4: применять знание теоретических основ организации проектноисследовательской деятельности обучающихся В.4: навыком планирования проектно-исследовательской деятельности обучающихся Данное пособие содержит рекомендации для студентов по изучению теоретического материала дисциплины, по выполнению практических заданий к каждому разделу, а также фонд оценочных средств, учебно-методическое обеспечение и перечень ключевых понятий.
8 1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина Теории обучения и воспитания имеет в своей структуре два раздела: «Теория обучения (дидактика)» и «Теория воспитания», что соответствует основным отраслям педагогической науки. Разделы дисциплины, тематическое планирование и виды учебной деятельности для очной и заочной форм обучения представлены в таблицах 2 и 3. Каждый раздел включает различные виды деятельности студентов: аудиторную (лекционные, практические, лабораторные занятия) и внеаудиторную (самостоятельную). Количество часов, отведенных на каждый вид деятельности, соответствует учебному плану. Подробно содержание дисциплины представлено в приложении. Согласно Положению об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, утвержденному Ученым советом ЮУрГГПУ 20.12.2013 г., внеаудиторная самостоятельная работа студентов(далее – самостоятельная работастудентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научноисследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [4]. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности, как основой формиро- 9 вания компетенций. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Объем самостоятельной работы студентов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Таблица 2 Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (для очной формы обучения) № темы Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Всего часов Аудиторная работа Самостоят. работа Лекции Семинары Лабор. занятия Раздел 1. Теория обучения (дидакти- ка) 47 10 6 2 29 1 2 3 4 5 6 7 1 Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения 4 4 2 Закономерности, принципы и правила обучения 2 3 3 Целеполагание процесса обучения 2 4 4 Мотивация учения 4 5 Содержание образования как педагогическая проблема 2 2 3 6 Авторские школы 4 7 Способы организации учебного процесса 2 2 3 8 Современные образовательные технологии 2 4
10 Окончание табл. 2 1 2 3 4 5 6 7 Раздел 2. Теория воспитания 34 8 4 2 20 9 Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания. 2 3 10 Проблема целеполагания в воспитательной деятельности 2 3 11 Содержание воспитательной деятельности 2 3 12 Способы организации воспитательного процесса 2 3 13 Современные воспитательные системы и технологии 2 2 3 14 Функции и основные направления деятельности классного руководителя 2 2 15 Оценка результативности воспитательной деятельности 3 Подготовка к экзамену 27 Итого 108 18 10 4 49 Таблица 3 Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (для заочной формы обучения) № те мы Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Всего часов Аудиторная работа Самостоят. работа Лекции Семинары Лабор. занятия 1 2 3 4 5 6 7 Раздел 1. Теория обучения (дидак- тика) 54 6 10 - 38 1 Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения 2 5 2 Закономерности, принципы и правила обучения 2 5
11 Окончание табл. 3 1 2 3 4 5 6 7 3 Целеполагание процесса обучения 2 4 4 Мотивация учения 5 5 Содержание образования как педагогическая проблема 2 2 5 6 Авторские школы 4 7 Способы организации учебного процесса 2 5 8 Современные образовательные технологии 4 5 Раздел 2. Теория воспитания 45 4 6 2 33 9 Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания 2 5 10 Проблема целеполагания в воспитательной деятельности 2 5 11 Содержание воспитательной деятельности 2 5 12 Способы организации воспитательного процесса 2 5 13 Современные воспитательные системы и технологии 2 5 14 Функции и основные направления деятельности классного руководителя 2 4 15 Оценка результативности воспитательной деятельности 4 Подготовка к экзамену 9 Итого 108 10 16 2 71 Самостоятельная работа студентов в ходе изучения дисциплины Теории обучения и воспитания призвана решать следующие задачи: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний;
12 формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развитие познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений. Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.); написание рефератов; подготовка к практическим (семинарским) и лабораторным занятиям; составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.); подготовка рецензий на статью, пособие; написание эссе; подготовка видеопрезентаций; выполнение практических заданий в виде решения отдельных задач, составления таблиц, кроссвордов, тестов, конспектов статей и т.д. Для каждого вида заданий в следующих разделах пособия будут представлены методические рекомендации по выполнению, а также критерии оценивания. Сроки сдачи заданий – одна неделя после завершения раздела. Практические задания к семинарам выполняются непосредственно к занятию, а затем обсуждаются в аудитории.
13 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 2.1.РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНекогда редкость книг вредила успехам знания; ныне обилие их сбивает с толку, тормозит собственное мышление. К. Вебер Система вузовского обучения подразумевает значительную самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности, в том числе при работе с научной литературой. В ходе освоения дисциплины Теории обучения и воспитания данный навык потребуется студентам в следующих ситуациях: – подготовка к семинарским занятиям; – подготовка конспектов тем, вынесенных на самостоятельное изучение; – написание реферата; – конспектирование научных статей; – подготовка аннотаций (рецензий) на статью, пособие и т.п. Прежде всего студентам необходимо приобрести (взять в библиотеке, найти электронный вариант, купить) учебное пособие по дисциплине из списка предложенных (см. раздел «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»). Учебное пособие должно содержать разделы «Теория обучения (дидактика)» и «Теория воспитания» и быть издано в последние 5 лет. 14 Помимо учебного пособия (учебника), студентам придется работать с другими видами научной литературы. Перечислим некоторые из них и дадим краткую характеристику: – монография – это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы; – сборник научных статей – издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения; – журнальная статья – научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования; – диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника и служащее в качестве квалификационной работы на соискание ученой степени; – автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени; – рецензия – критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов; – аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи; в аннотации излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено; – учебное и методическое пособия – издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий. 15 Рассмотрим общие перейти в каталог файлов
|